Тема 3.
1. Общая характеристика реформ и контрреформ II половины XIX века
Главной из буржуазных реформ 60-80-х гг. 19 века стала крестьянская реформа отменившая крепостное право в России. Она проводилась на основе «Положений» от 19 февраля 1861 года. В Уфе Манифест был объявлен 15 марта 1861 года. Крестьянская реформа коснулась всех разрядов крестьян Оренбургской губернии. От крепостной зависимости было освобождено 84,5 тысяч крепостных и удельных крестьян, 225 тысяч крестьян края. Составной частью реформ являлась отмена кантонной системы управления башкирами и мишарями, которые к 1863 были переведены в гражданское сословие. Вместо военной службы они были обложены денежными налогами и оказались под властью гражданской администрации.
Вслед за отменой крепостного права были проведены: реформа народного образования 1864 год, городская реформа 1870 год, земская реформа, военная реформа 1874 год, судебная реформа.
2. «Положение о башкирах» от 14.05.1863 г., Указ «О передаче башкир из военного в гражданское ведомство» от 02.07.1865 г.
«Положение о башкирах» от 14 мая 1863 г., закон, определяющий и закрепляющий правовое положение башкир, мишарей, тептярей и бобылей после Крестьянской реформы 1861 года. Проект «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 разработан Оренбургским генерал-губернатором А.П. Безаком в 1861-1862, в июле 1865 года дополнено и утвержден Александром II. Закон состоит из 2 разделов: «Положение о башкирах», распространявшегося на мишарей, тептярей, бобылей и часть башкир (неслужащих кантонов), и «Правил особого управления башкирами», действующих только в отношении башкир.
В соответствии с «Положением о башкирах», Башкирское войско упразднялось, его служащие (кроме башкир служащих кантонов) были переведены в гражданское ведомство и наравне с крестьянами России приобретали права сельских обывателей. Перевод сопровождался реорганизацией и укрупнением кантонов и юрт, созданием сельских обществ и сходов, волостных судов и правлений. Из Оренбургского генерал-губернаторства были образованы Оренбургская и Уфимские губернии. Отменялась подсудность общеуголовных дел только военными судам, все гражданские и некоторые уголовные дела могли разрешаться в общегражданских судах «по обычаям сего народа» и шариату. Башкиры получили право совершать различные сделки, открывать и содержать фабрики, торгово-промышленные и ремесленные заведения, поступать на государственную службу и т. д. Башкирские феодалы и духовенство были приравнены к соответствующим сословиям центральных губерний России.
Для приведения в действие «Положения о башкирах» образовывалось особое управление, которое подразделялось на кантонное и общее. Согласно «Правилам…», общее управление носило полувоенный временный характер до отмены кантонной системы. Оно создавалось вместо военного аппарата Башкирского войска и попечителей и состояло из хозяйственных, административно-распорядительных земских и военных повинностей, контрольного и временного военного отделов. Общее управление возглавлялось Заведующим башкирами, который подчинялся военному губернатору и военному министру. «Положение о башкирах» с изменениями дополнениями действовало до 1917 года.
3. Проведение Земской реформы 1864 г. и ее особенности
Земская реформа проводилась в соответствии с распоряжением Государственного Совета от 14 мая 1874 года: «Высочайше утвержденное 1-го января 1864 года положение о земских учреждениях распространить на Уфимскую губернию» с условием, что башкиры участвуют в сельских избирательных съездах на одинаковых с крестьянами других наименований основаниях». Земские учреждения состояли из распорядительных (губернские и уездные земские собрания) и исполнительных (губернские и уездные земские управы) органов.
Выборы проводились по куриям землевладельцев, городских избирателей и сельских обществ. В 1875-1913 в число гласных в уездных земских собраниях входили помещики и дворяне – 46,5 %, купцы – 7,8 %, крестьяне – 45,7 %.
Из 35 гласных губернского земского собрания от 6 уездных земств в 1875 было 2 крестьянина и 4 купца. С 1875 по 1909 среди 203 гласных губернского земского собрания из башкир и татар было 22 человека. Первое Уфимское земское собрание было открыто 27 февраля 1875 года. Во главе управы стал А.Д. Дашков. Компетенция земств ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. На земские сборы содержалось 42 % начальных школ, 22 из 48 больниц Уфимской губернии, строились дороги и т.д. С 1878 года в Уфе издавался «Вестник земства». В Оренбургской губернии земства были введены в 1912-1913 годах.
4. Проведение контрреформ 1894-1900 гг.
Генеральное межевание башкирских земель, проведенное в крае в 1798-1842 годах продолжалась и в последующие годы, о чем свидетельствуют указы 1832, 1869, 1871, 1878, 1882, 1889, 1894, 1906 годах. В итоге к началу 20 века у башкир сохранилось не более 20 % владений.
В 1889 году вступает в действие «Положение о земских участковых начальниках», разрушившее раздельность судебной и административной властей. Данное положение стало ударом по еще не окрепшей системе мировых судов. Их число сократилось, и вплоть до 1913 года они исчезают вовсе. В уездах вместо мировых судей вводится институт земских начальников. Они осуществляют контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, полицией, деятельностью волостных судов.
В 1900 было пересмотрено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Сохранив куриальную систему выборов в земства, Правительство отказалось от принципа представительства по первой курии, в нее входили теперь исключительно потомственные дворяне.
Литература
Истории государства и права Башкортостана. – Уфа: Китап, 1996. С. 128-198.
Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. 672с.
Тема 4
Общественный строй, органы власти у управления
Особенностью феодального строя в Башкортостане являлось переплетение развивающихся феодальных отношений с пережитками патриархально-родового уклада. С присоединением Башкирии к Русскому государству башкирские племена постепенно консолидируются в единую этническую общность. Башкирские феодалы состояли из различных групп (бии, князья, тарханы, старосты (до 1736), старшины (с 1736), сотники). Они не платили ясак, но несли гражданскую службу, главным образом военную. К феодалам также относились верхушка разбогатевших общинников (баи, батыры) и духовенство мусульманское. Рядовые общинники были лично свободны, но несли повинности (главная повинность – военная служба) в пользу феодального государства. В основе феодальной эксплуатации в башкирском обществе лежала реальная собственность феодалов на землю, сосредоточение в их руках основной массы скота и наличие административно-судебной власти. Все члены общества, за исключением тарханов, считались равноправными, и вотчинное право башкир на землю распространялось на все население.
После Крестьянской войны 1773-1775 годов усиливается колонизация земель. Земельная политика царизма в 18 веке и увеличение числа пришлого земледельческого населения обусловили ускорении процесса перехода башкир к оседлости и земледелию. Этот процесс содействовал углублению феодальных отношений. По мере перехода башкир к земледелию идет процесс постепенного превращения общинной земли в частную собственность. Отдельным башкирским феодалам жаловалось дворянство. Среди рядовых общинников выделялись байгуши и ялсы, которые лишившись средств производства, нанимались к феодалам и находились от них в полной зависимости.
В 1781 году была упразднена Оренбургская губерния и создано Уфимское наместничество, состоящее из Уфимской и Оренбургской областей. В 1796 Оренбургская губерния была восстановлена, в 1865 разделена на Уфимскую и Оренбургскую губернии.
В конце 18 века в Башкирии была введена кантонная система управления с целью охраны юго-восточных границ Российской империи, умиротворение края. Башкиры и мишари были переведены в военно-казачье сословие. Образовано 11 башкирских, 5 мишарских и 7 казачьих кантонов. Расходы на военную службу башкир и мишарей были возложены на них самих. Основной повинностью являлась охрана границ от набегов казахов и других народов. Царская администрация часто организовывала карательные экспедиции вглубь казахских степей. Отряды из башкир и мишарей использовались также для подавления волнений в Оренбургской губернии, несли полицейскую службу в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в ярмарочных городах, участвовали в розыске беглых. Иногда они выполняли военно-сторожевую службу на западных рубежах России.
С введением кантонной системы управления в руках башкирских феодалов сохранилось экономическое и политическое господство. Местные феодалы, кроме духовенства, были приравнены к зауряд-офицерам и чиновникам и сосредоточили в своих руках административную власть. Разложение феодализма и формирование капиталистического уклада в Башкирии шло медленнее, чем в центральных районах России.
С конца 40-х годов 19 века основной обязанностью башкирского войска стала трудовая повинность. В составе рабочих команд воины строили крепости, города, дороги, мосты, заготавливали и перевозили дрова, несли также земские и другие повинности. В соответствии с принадлежностью башкир к военно-казачьему сословию ими управляли военными, т.е. более жесткими методами.
В пореформенный период, особенно к концу 19 века в башкирском обществе происходит резкая социальная дифференциация. Часть башкирских феодалов превращается в помещиков, занимается предпринимательством; другая часть постепенно нивелировалась с основной массой населения. Внутри башкирской общины шел процесс расслоения на кулацкую верхушку и обедневших общинников. Башкирская беднота в поисках заработка нанималась в кулацкие хозяйства, уходила в заводские поселки.
Составной частью реформ являлась отмена кантонной системы управления башкирами и мишарями, которые к 1863 были переведены в гражданское сословие. Вместо военной службы они были обложены денежными налогами и оказались под властью гражданской администрации.
Обычное право башкир и материальное право – как регулятор общественных отношений
Обычное право – это совокупность обычаев, выполнение которых обеспечивается принудительными мерами со стороны общества и государства. Башкирское общество в 13-14 веках представляло военно-политическое образование ранне-класовой формации. Важнейшие вопросы внутренней жизни общества (пользование землей, разделы семейного имущества и наследование, поведение людей), взаимоотношения с соседними племенами и народами решались в соответствии с традициями, обретшими силу норм обычного права. Гарантами обычного права, кроме общественного мнения, выступали власть военачальников, наследственных вождей племен (биев), решения народных собраний (йыйынов). С принятием ислама, наряду, наряду с обычным правом, башкиры руководствуются установлениями мусульманского права – шариата. Одним из условий принятия башкирами российского подданства было признание их права жить по своим обычаям и религии. Однако уже в 17 веке царские власти стали отходить от условий договора. Запрещались общебашкирские йыйыны, введена выборность старшин, предпринимались попытки насильственного крещения. Все это вызывало упорное сопротивление, повлекшее возникновение башкирских восстаний 17-18 веков. В 18-19 веках в постановлениях и юридических актах царского права, касающихся башкир и Башкирского войска, содержатся указания, что сельские и волостные сходы, кантонные начальники некоторые вопросы могут решать по народным обычаям. Положение о башкирах от 14 мая 1863, действовавшее до 1917 года, законодательно закрепило функционирование обычного права башкир, тем самым обусловив его параллельное действие, наряду с нормами шариата и российскими законами. В сферу действия обычного права входили в основные вопросы имущественной, а также и внутренней жизни аула или волости; разрешение земельных споров между отдельными дворами, аулами, волостями; периодические переделы пахотных земель и покосов, пользование пастбищами, лесными угодьями и водоемами; семейные разделы и наследование, условия выплаты калыма; порядок проведения общественных празднеств и т.д.
Согласно «Правилам… для руководства приходским муллам…», спущенным Духовным собранием мусульман и Министерством внутренних дел России (1983), при разделе семейного имущества и наследства заинтересованные лица могли с общего согласия поступать по нормам обычного права; если возникали споры, должны были обращаться к мулле, который при наличии свидетелей, совершал разделы по шариату; в случае несогласия наследники обращались в гражданский суд, к местным властям или апеллировали к сельскому сходу, при этом гражданский суд должен был руководствоваться не общими гражданскими законами, а установлениями шариата.
В 16-19 веках под нормы обычного права подпадало подворное распределение ясака и расходов на снабжение воинов, нередко и разбор уголовных преступлений. Становление и кодификация советского права и обновление законодательства ограничило функционирование обычного права. Шариат и калым были запрещены. Однако семейные разделы и некоторые имущественные вопросы, не охваченные законодательством, продолжали регулироваться нормами обычного права.
Судопроизводство в «народных» (третейских) судах
До середины 16 века у башкир доминировало обычное право. Судебные разбирательства происходили в основном в третейских судах. Параллельно с этим существовали суды, выносящие постановления на основе шариата (шариатские суды). Результатом рассмотрения, как правило, было мировое соглашение или примирение сторон.
В Положении о башкирах отделение 3 посвященное волостному (юртовому) управлению в пункте 136 закрепило, что третейский суд рассматривает дела (без ограничения ценою иска), если эти дела не связаны («не соединены») с преступлениями или с пользой малолетних, умалишенных. Решение третейского суда окончательно (записывается в книгу). «Никакие жалобы на оное нигде не принимаются после записи в книгу волостного правления».
Шариатские суды и их юрисдикция
Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включает и обычаи. Шариат основывается на Коране и Сунне, на сборниках мусульманского права, своды и кодексы которых выработаны школами ортодоксального ислама суннитского толка (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Разработка шариатских законов была завершена в 11-12 веках на Ближнем и Среднем Востоке. Право башкир на свободу вероисповедания и соблюдения традиций, обычаев, полученное в процессе принятия ими российского подданства, способствовало укреплению шариатских судов во второй половине 16 века и первой половине 18 века. В последующий период в связи с установлением контроля местных административных органов произошло ограничение компетенции шариатских судебных инстанций. Их права сузились до решения семейно-брачных наследственных дел и религиозных проступков. С 1788 высшей инстанцией духовного суда, соответственно и апелляционным органом стало ОМДС (Оренбургское Магометанское Духовное Собрание). В своей правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Духовенству мусульманскому при осуществлении судопроизводства запрещалось применять положения Шариата, которые противоречили законам российского государства. Они касались в основном системы телесных наказаний за нарушение мусульманской марали и нравственности, а также запрета ранних браков.
Круг дел решаемых духовным собранием и шариатскими судами: об увозе дочерей (умыкании), калым, невыполнение супружеской обязанности, раздел имущества, проступки мулл и других духовных лиц вообще, о жестоком обращении с женой, об уходе жены, о прелюбодеянии, избиении имамов, выход замуж за иноверца и т.д.
К соблюдению положений Шариата мусульманским населением центральные и местные власти относились не последовательно. Если в первой половине 19 века гражданские и военные власти неоднократно предписывали мусульманам строго исполнять положения Шариата, то со второй половины 19 века-начала 20 века правительственная политика, направленная против растущего влияния ислама носила декларативный характер. Планируемые мероприятия – передача семейно-брачных и имущественных дел в ведение гражданских судов, ограничение строительства мечетей, упразднение ОМДС из-за боязни крайних мусульманских выступлений не были осуществлены. Декреты Советской власти, принятые после Октябрьской революции 1917 года, ликвидировали шариатские суды.
Литература
Истории государства и права Башкортостана. – Уфа: Китап, 1996. С. 198-210.
Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. 672с.