3
Ми-ни-стер-ст-во об-ра-зо-ва-ния и нау-ки Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции
ПЕН-ЗЕН-СКИЙ ГО-СУ-ДАР-СТ-ВЕН-НЫЙ УНИ-ВЕР-СИ-ТЕТ
КА-ФЕД-РА «Промышленная экология и безопасность»
РЕФЕРАТ по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Тема: «Болезни XX? века. Наркомания и токсикомания»
Вы-пол-ни-ла:
сту-дент-ка груп-пы 05Ю1
Му-рае-ва Д.Ю.
Про-ве-рил: Симакин ВИ.
Пен-за 2006
План:
?. Введение.
??. Основная часть.
1. Предыстория возникновения наркомании.
2. Что же такое наркотики?
3. Влияние наркотиков на организм.
4. Рост наркомании среди молодежи: тенденции.
5. Причины роста наркомании среди молодежи.
6. Наркомания и материнство.
???. Заключение.
?. Вве-де-ние.
Про-бле-ма упот-реб-ле-ния нар-ко-ти-ков очень ак-ту-аль-на в на-ши дни. Сей-час по-треб-ле-ние нар-ко-ти-ков в ми-ре ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ог-ром-ны-ми циф-ра-ми. От это-го стра-да-ет все об-ще-ст-во, но в пер-вую оче-редь под уг-ро-зу ста-вит-ся под-рас-таю-щее по-ко-ле-ние: де-ти, под-ро-ст-ки, мо-ло-дежь, а так-же здо-ро-вье бу-ду-щих ма-те-рей. Ведь наркотики осо-бен-но ак-тив-но влия-ют на не-сфор-ми-ро-вав-ший-ся ор-га-низм, по-сте-пен-но раз-ру-шая его.
Зло-упот-реб-ле-ние нар-ко-ти-ка-ми, из-вест-ное с древ-ней-ших вре-мен, сей-час рас-про-стра-ни-лось в раз-ме-рах, тре-во-жа-щих всю ми-ро-вую об-ще-ст-вен-ность. Во мно-гих стра-нах нар-ко-ма-ния при-зна-на со-ци-аль-ным бед-ст-ви-ем. До-хо-ды под-поль-ных кор-по-ра-ций по тор-гов-ле нар-ко-ти-ка-ми пре-вы-ша-ют из-вест-ные до-хо-ды от тор-гов-ли неф-тью и при-бли-жа-ют-ся к ми-ро-вым до-хо-дам от тор-гов-ли ору-жи-ем. Осо-бен-но ги-бель-но зло-упот-реб-ле-ние в мо-ло-деж-ной сре-де - по-ра-жа-ет-ся и на-стоя-щее, и бу-ду-щее об-ще-ст-ва. Пол-ная, с точ-ки зре-ния нар-ко-ло-гов, кар-ти-на рас-про-стра-не-ния зло-упот-реб-ле-ния, вклю-чаю-щая фор-мы ток-си-ко-ма-ний, еще бо-лее тра-гич-на. Ве-ще-ст-ва и пре-па-ра-ты, не вклю-чен-ные в спи-сок нар-ко-ти-ков, как пра-ви-ло, еще бо-лее зло-ка-че-ст-вен-ны, при-во-дят к еще боль-ше-му ущер-бу для ин-ди-ви-дуу-ма.
В ме-ж-ду-на-род-ном ан-ти-нар-ко-ти-че-ском цен-тре в Нью-Йор-ке су-ще-ст-ву-ет до-ку-мент, ука-зы-ваю-щий на чис-ло нар-ко-ма-нов на зем-ном ша-ре - свы-ше 1 000 000 000 че-ло-век. Нар-ко-ма-ния, как под-чер-ки-ва-ют экс-пер-ты Все-мир-ной ор-га-ни-за-ции здра-во-охра-не-ния (ВОЗ), яв-ля-ет-ся боль-шой уг-ро-зой для здра-во-охра-не-ния в ми-ро-вом мас-шта-бе.
Ка-ж-дое го-су-дар-ст-во пред-при-ни-ма-ет ме-ры по пре-ду-пре-ж-де-нию зло-упот-реб-ле-ния сре-ди на-се-ле-ния, ис-клю-че-ни-ем не яв-ля-ет-ся и Рос-сия.
??. Ос-нов-ная часть
1. Пре-дыс-то-рия воз-ник-но-ве-ния нар-ко-ти-ков.
Не-ред-ко мож-но слы-шать, что за-ни-мать-ся ис-то-ри-ей нар-ко-ма-нии в со-вре-мен-ных ус-ло-ви-ях не-це-ле-со-об-раз-но: на-до, мол, дей-ст-во-вать, а не ис-то-рию изу-чать. Од-на-ко, это су-ж-де-ние оши-боч-но. Ведь в лю-бом де-ле без зна-ния ис-то-ков воз-ни-каю-щих про-блем вы-бор оп-ти-маль-ных пу-тей их раз-ре-ше-ния бу-дет за-труд-ни-те-лен.
В жизнь че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва нар-ко-ти-ки во-шли не-сколь-ко ты-ся-че-ле-тий то-му на-зад. Из-древ-ле их по-треб-ля-ли лю-ди раз-ных куль-тур и ве-ро-ис-по-ве-да-ний в раз-лич-ных це-лях: в ле-чеб-ных - для сня-тия бо-ли, вос-ста-нов-ле-ния сил, как сно-твор-ное; в куль-то-вых - для из-ме-не-ния и «утон-че-ния» соз-на-ния во вре-мя ре-ли-ги-оз-ных об-ря-дов, что-бы вос-при-ятие и ус-вое-ние людь-ми ре-ли-ги-оз-ных ка-но-нов бы-ло глу-бо-ким и бе-зо-го-во-роч-ным; на-ко-нец, как одур-ма-ни-ваю-щее сред-ст-во, при-во-дя-щее че-ло-ве-ка в со-стоя-ние бес-при-чин-ной ра-до-сти и вос-тор-га, сни-маю-щее не-при-ят-ные ощу-ще-ния, по-лу-чен-ные в со-при-кос-но-ве-нии с же-ст-кой дей-ст-ви-тель-но-стью. Позд-нее это со-стоя-ние бу-дут на-зы-вать эй-фо-ри-ей, а на жар-го-не нар-ко-ма-нов на-ше-го вре-ме-ни оно по-лу-чит ме-ж-ду-на-род-ное на-зва-ние «кайф».
Что же ка-са-ет-ся нар-ко-ма-нии, то знать ис-то-рию ее воз-ник-но-ве-ния, раз-ви-тия и рас-про-стра-не-ния по пла-не-те, хо-тя бы крат-ко, не-об-хо-ди-мо за-тем, что-бы убе-дить-ся, что нар-ко-ти-ки - это тво-ре-ние рук че-ло-ве-че-ских, а нар-ко-ма-ния - ре-зуль-тат без-дум-но-го их упот-реб-ле-ния, уво-дя-ще-го лю-дей от нор-маль-ной жиз-не-дея-тель-но-сти в об-ласть фа-таль-ных па-то-ло-гий Ос-мыс-ле-ние это-го фак-та - не-пре-мен-ное ус-ло-вие ус-пеш-ной борь-бы с нар-ко-ма-ни-ей. По край-ней ме-ре, на-ча-ло борь-бы.
А те-перь от-но-си-тель-но рас-про-стра-не-ния нар-ко-ма-нии в XX ве-ке. К на-ча-лу XX ве-ка во мно-гих го-су-дар-ст-вах Цен-траль-ной и Юго-Вос-точ-ной Азии про-изво-дство нар-ко-ти-ков при-ня-ло ши-ро-кий раз-мах, а с на-ла-жи-ва-ни-ем транс-порт-ных свя-зей, осо-бен-но с вве-де-ни-ем Ки-тай-ской же-лез-ной до-ро-ги, по-ток нар-копро-дук-ции хлы-нул в Рос-сию и че-рез нее в Ев-ро-пу. Нар-ко-ма-ния к это-му вре-ме-ни ох-ва-ти-ла сво-им гу-би-тель-ным влия-ни-ем боль-шин-ст-во на-ро-дов ми-ра. Ее раз-мах пре-взо-шел все опа-се-ния ме-ди-ков, да и об-ще-ст-вен-но-сти, по-няв-шей, на-ко-нец, над-ви-гаю-щую-ся опас-ность. Из-ме-нил-ся ха-рак-тер нар-ко-ма-нии. Те-перь это со-ци-аль-ное за-бо-ле-ва-ние це-лых сло-ев на-се-ле-ния и осо-бен-но мо-ло-де-жи, стре-мя-щей-ся по-лу-чить мак-си-мум удо-воль-ст-вия и на-сла-ж-де-ний.
В на-ча-ле ве-ка ро-ж-да-ет-ся и ка-че-ст-вен-но но-вое со-ци-аль-ное зло - нар-ко-тизм. Это яв-ле-ние, вби-раю-щее в се-бя нар-ко-ма-нию как со-ци-аль-ную бо-лезнь; мощ-ные спе-циа-ли-зи-ро-ван-ные объ-е-ди-не-ния - тре-сты, кар-те-ли и дру-гие ор-га-ни-за-ции, обес-пе-чи-ваю-щие рас-ши-рен-ное про-из-вод-ст-во и сбыт нар-ко-ти-ков, со-вер-шен-ст-вую-щие тех-но-ло-гии их из-го-тов-ле-ния и во-вле-че-ния в эту сфе-ру все но-вых масс лю-дей; все воз-рас-таю-щее чис-ло пре-ступ-ных груп-пи-ро-вок, спе-циа-ли-зи-рую-щих-ся на не-за-кон-ном обо-ро-те нар-ко-ти-ков. Ми-ро-вое со-об-ще-ст-во, серь-ез-но на-пу-ган-ное бы-ст-рым рас-про-стра-не-ни-ем нар-ко-ти-ков по пла-не-те на-ча-ло ак-тив-ную борь-бу про-тив нее.
2. Что же та-кое нар-ко-ти-ки?
Еди-но-го и стро-го-го оп-ре-де-ле-ния нар-ко-ти-ков не бы-ло до се-ре-ди-ны XX ве-ка, хо-тя те-перь уже до-под-лин-но из-вест-но, что лю-ди упот-реб-ля-ли их в те-че-ние ты-ся-че-ле-тий. Нель-зя ска-зать, что нау-ка не за-ни-ма-лась про-бле-мой нар-ко-ти-ков, но это в боль-шей ме-ре бы-ли ис-сле-до-ва-ния, свя-зан-ные с их обез-бо-ли-ваю-щи-ми свой-ст-ва-ми. На-ко-нец, экс-пер-ты Все-мир-ной ор-га-ни-за-ции здра-во-охра-не-ния (ВОЗ) вы-ра-бо-та-ли та-кое оп-ре-де-ле-ние. Нар-ко-тик - это та-кое ве-ще-ст-во или смесь ве-ществ, ко-то-рые, во-пер-вых, ко-рен-ным об-ра-зом от-ли-ча-ют-ся от всех ве-ществ, не-об-хо-ди-мых для нор-маль-ной жиз-не-дея-тель-но-сти че-ло-ве-ка, и, во-вто-рых, при-ем ко-то-рых вле-чет за со-бой из-ме-не-ния функ-цио-ни-ро-ва-ния ор-га-низ-ма, серь-ез-но ос-лож-ня-ет дея-тель-ность внут-рен-них ор-га-нов, цен-траль-ной и ве-ге-та-тив-ной нерв-ной сис-те-мы. К нар-ко-ти-кам от-но-сят раз-лич-ные ве-ще-ст-ва, со-от-вет-ст-вую-щие сле-дую-щим кри-те-ри-ям:
- спо-соб-ность вы-звать эй-фо-рию - при-под-ня-тое на-строе-ние или, по край-ней ме-ре, при-ят-ные субъ-ек-тив-ные пе-ре-жи-ва-ния;
- спо-соб-ность вы-звать нар-ко-ти-че-скую за-ви-си-мость - же-ла-ние сно-ва и сно-ва ис-поль-зо-вать нар-ко-тик;
- су-ще-ст-вен-ный вред, при-но-си-мый пси-хи-че-ско-му или фи-зи-че-ско-му (или и то-му и дру-го-му од-но-вре-мен-но) здо-ро-вью че-ло-ве-ка;
- по-треб-ле-ние ука-зан-но-го ве-ще-ст-ва не долж-но быть тра-ди-ци-он-ным в дан-ной куль-тур-ной сре-де, ина-че не-об-хо-ди-мо бы-ло бы от-не-сти к нар-ко-ти-кам та-бак и ал-ко-голь.
3. Влияние наркотиков на организм.
Нар-ко-тик по-па-да-ет в кровь че-рез две ми-ну-ты по-сле упот-реб-ле-ния. Кровь раз-но-сит его по всем клет-кам ор-га-низ-ма. В пер-вую оче-редь стра-да-ют клет-ки боль-ших по-лу-ша-рий го-лов-но-го моз-га. Ухуд-ша-ет-ся ус-лов-но-реф-лек-тор-ная дея-тель-ность че-ло-ве-ка, за-мед-ля-ет-ся фор-ми-ро-ва-ние слож-ных дви-же-ний, из-ме-ня-ет-ся со-от-но-ше-ние про-цес-сов воз-бу-ж-де-ния и тор-мо-же-ния в цен-траль-ной нерв-ной сис-те-ме. Под влия-ни-ем наркотика на-ру-ша-ют-ся про-из-воль-ные дви-же-ния, че-ло-век те-ря-ет спо-соб-ность управ-лять со-бой.
Про-ник-но-ве-ние нар-ко-ти-ка к клет-кам лоб-ной до-ли ко-ры рас-кре-по-ща-ет эмо-ции че-ло-ве-ка, по-яв-ля-ют-ся не-оп-рав-дан-ная ра-дость, глу-пый смех, лег-кость в су-ж-де-ни-ях. Вслед за уси-ли-ваю-щим-ся воз-бу-ж-де-ни-ем в ко-ре боль-ших по-лу-ша-рий моз-га воз-ни-ка-ет рез-кое ос-лаб-ле-ние про-цес-сов тор-мо-же-ния. Ко-ра пе-ре-ста-ет кон-тро-ли-ро-вать ра-бо-ту низ-ших от-де-лов го-лов-но-го моз-га. Че-ло-век ут-ра-чи-ва-ет сдер-жан-ность, стыд-ли-вость, он го-во-рит и де-ла-ет то, че-го ни-ко-гда не ска-зал и не сде-лал бы, бу-ду-чи в обыч-ном со-стоя-нии. Ка-ж-дая но-вая пор-ция нар-ко-ти-ка все боль-ше па-ра-ли-зу-ет выс-шие нерв-ные цен-тры, слов-но свя-зы-вая их и не по-зво-ляя вме-ши-вать-ся в дея-тель-ность низ-ших от-де-лов моз-га: на-ру-ша-ют-ся ко-ор-ди-на-ция дви-же-ний, на-при-мер дви-же-ние глаз (пред-ме-ты на-чи-на-ют дво-ить-ся), по-яв-ля-ет-ся не-ук-лю-жая ша-таю-щая-ся по-ход-ка.
На-ру-ше-ние ра-бо-ты нерв-ной сис-те-мы и внут-рен-них ор-га-нов на-блю-да-ет-ся при лю-бом упот-реб-ле-нии нар-ко-ти-ка: од-но-ра-зо-вом, эпи-зо-ди-че-ском и сис-те-ма-ти-че-ском.
Из-вест-но, что на-ру-ше-ния ра-бо-ты нерв-ной сис-те-мы на-пря-мую свя-за-ны с кон-цен-тра-ци-ей нар-ко-ти-ка в кро-ви че-ло-ве-ка. Ко-гда ко-ли-че-ст-во на-рко-ти-че-ско-го ве-ще-ст-ва со-став-ля-ет 0,04-0,05 про-цен-та, вы-клю-ча-ет-ся ко-ра го-лов-но-го моз-га, че-ло-век те-ря-ет кон-троль над со-бой, ут-ра-чи-ва-ет спо-соб-ность ра-зум-но рас-су-ж-дать. При кон-цен-тра-ции нар-ко-ти-че-ско-го ве-ще-ст-ва в кро-ви 0,1 про-цен-та уг-не-та-ют-ся бо-лее глу-бо-кие от-де-лы го-лов-но-го моз-га, кон-тро-ли-рую-щие дви-же-ния. Дви-же-ния че-ло-ве-ка ста-но-вят-ся не-уве-рен-ны-ми и со-про-во-ж-да-ют-ся бес-при-чин-ной ра-до-стью, ожив-ле-ни-ем, су-ет-ли-во-стью. Од-на-ко у 15 про-цен-тов лю-дей нар-ко-тик мо-жет вы-звать уны-ние, же-ла-ние за-снуть. По ме-ре уве-ли-че-ния со-дер-жа-ния ве-ще-ст-ва в кро-ви ос-лаб-ля-ет-ся спо-соб-ность че-ло-ве-ка к слу-хо-вым и зри-тель-ным вос-при-яти-ям, при-ту-п-ля-ет-ся ско-рость дви-га-тель-ных ре-ак-ций.
Кон-цен-тра-ция нар-ко-ти-че-ско-го ве-ще-ст-ва, со-став-ляю-щая 0,2 про-цен-та, влия-ет на об-лас-ти моз-га, кон-тро-ли-рую-щие эмо-цио-наль-ное по-ве-де-ние че-ло-ве-ка. При этом про-бу-ж-да-ют-ся низ-мен-ные ин-стинк-ты, по-яв-ля-ет-ся вне-зап-ная аг-рес-сив-ность.
При кон-цен-тра-ции нар-ко-ти-ка в кро-ви 0,3 про-цен-та че-ло-век хо-тя и на-хо-дит-ся в соз-на-нии, но не по-ни-ма-ет то-го, что ви-дит и слы-шит. Это со-стоя-ние на-зы-ва-ют нар-ко-ти-че-ским оту-пе-ни-ем. 0,4 про-цен-та нар-ко-ти-ка в кро-ви ве-дет к по-те-ре соз-на-ния. Че-ло-век за-сы-па-ет, ды-ха-ние его ста-но-вит-ся не-ров-ным. Чув-ст-ви-тель-ность от-сут-ст-ву-ет. При со-дер-жа-нии нар-ко-ти-ка в кро-ви 0,6-0,7 про-цен-та мо-жет на-сту-пить смерть.
4. Рост наркомании среди молодежи: тенденции.
Нар-ко-ма-ния - бо-лезнь мо-ло-дых. Она вы-би-ра-ет из нор-маль-но-го по-то-ка об-ще-ст-вен-ной жиз-ни са-мых дее-спо-соб-ных. Имен-но в этом ее уг-ро-за бу-ду-ще-му стра-ны. В Рос-сии, как впро-чем, и по-всю-ду в ми-ре, сре-ди по-тре-би-те-лей нар-ко-ти-ков пре-об-ла-да-ет мо-ло-дежь в воз-рас-те до 30 лет. И тем-пы рос-та нар-ко-ма-нии в этой сре-де са-мые вы-со-кие. Сред-ний воз-раст при-об-ще-ния к нар-ко-ти-кам се-го-дня со-став-ля-ет 13 лет. Но уже вы-яв-ле-ны слу-чаи нар-ко-ти-че-ской за-ви-си-мо-сти у 9-10-лет-них де-тей. Вы-бо-роч-ные оп-ро-сы под-ро-ст-ков по-ка-зы-ва-ют, что 44% маль-чи-ков и 25% де-во-чек по-про-бо-ва-ли хо-тя бы раз в сво-ей ко-рот-кой жиз-ни нар-ко-ти-ки и дру-гие пси-хо-ак-тив-ные ве-ще-ст-ва.
Нар-ко-тор-гов-цы вы-ра-бо-та-ли и ши-ро-ко при-ме-ня-ют свое-об-раз-ную так-ти-ку «за-тя-ги-ва-ния в се-ти»: в шко-лах, в подъ-ез-дах до-мов, в мес-тах мас-со-вых сбо-ров под-ро-ст-ков они про-да-ют нар-ко-ти-ки по сверх-низ-ким, сим-во-ли-че-ским це-нам, что-бы при-об-щить к ним как мож-но боль-ше де-тей. По-том це-на, ра-зу-ме-ет-ся по-вы-ша-ет-ся, а лег-ко-вер-ный по-ку-па-тель - «в се-ти». поч-ти бес-плат-ное рас-про-стра-не-ние нар-ко-ти-ков (но толь-ко на пер-вом эта-пе) те-перь по-все-ме-ст-но при-ме-ня-ет-ся для во-вле-че-ния под-ро-ст-ков в нар-ко-ти-че-ский омут, вы-брать-ся из ко-то-рых мно-гим из них не под си-лу. Нар-ко-ти-ки ста-ли не-пре-мен-ным ат-ри-бу-том мо-ло-деж-ных ве-че-ров, кон-цер-тов по-пу-ляр-ных ар-ти-стов и му-зы-каль-ных групп, дис-ко-тек. В ца-ря-щей во-круг ат-мо-сфе-ре ве-се-лья чув-ст-во опас-но-сти как то при-ту-п-ля-ет-ся. И нар-ко-тор-гов-цы поль-зу-ют-ся пси-хо-ло-ги-че-ской осо-бен-но-стью но-вич-ка - ему не ве-рит-ся (да-же ес-ли он впер-вые при-шел сю-да с оп-ре-де-лен-ным пре-ду-бе-ж-де-ни-ем), что в та-кой пре-крас-ной об-ста-нов-ке мо-жет слу-чить-ся ка-кая то бе-да. Вот им-то, не-ис-ку-шен-ным, и пред-на-зна-ча-ет-ся нар-ко-тик за-де-ше-во. А за-все-гда-таи пла-тят уже спол-на, и не толь-ко день-га-ми, но и сво-им здо-ровь-ем.
Осо-бен-но тре-во-жит рост нар-ко-ма-нии и в сту-ден-че-ской сре-де (в 6 - 8 раз) в по-след-ние го-ды. В.В. Пу-тин, вы-сту-пая на Все-рос-сий-ском фо-ру-ме ра-бот-ни-ков об-ра-зо-ва-ния, про-хо-див-шем в Мо-ск-ве в ян-ва-ре 2000 г., кон-ста-ти-ро-вал, что 80% рос-сий-ских нар-ко-ма-нов - школь-ни-ки. Что-бы кон-кре-ти-зи-ро-вать пред-став-ле-ние о нар-ко-си-туа-ции сре-ди уча-щей-ся мо-ло-де-жи, об-ра-тим-ся к дан-ным со-цио-ло-ги-че-ских ис-сле-до-ва-ний, про-ве-ден-ных рос-сий-ским клу-бом «Эко-ло-гия об-ще-ст-вен-но-го соз-на-ния» в де-вя-ти ре-гио-нах Рос-сии. В об-щей слож-но-сти во-про-са-ми бы-ло ох-ва-че-но 8 ты-сяч че-ло-век. Оп-ро-сы про-во-ди-лись как сре-ди жи-те-лей боль-ших го-ро-дов, так и сре-ди про-жи-ваю-щих в по-сел-ках го-род-ско-го ти-па и се-лах. Це-ля-ми ис-сле-до-ва-ния бы-ли изу-че-ние со-стоя-ния нар-ко-ма-нии на со-вре-мен-ном эта-пе и ана-лиз об-ще-ст-вен-но-го мне-ния по про-бле-мам нар-ко-ма-нии. Кон-крет-ны-ми за-да-ча-ми бы-ли вы-яв-ле-ние сте-пе-ни рас-про-стра-нен-но-сти нар-ко-ма-нии; ана-лиз по-бу-ди-тель-ных мо-ти-вов по-треб-ле-ния нар-ко-ти-че-ских средств; рас-кры-тие ди-на-ми-ки из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих в соз-на-нии оп-ре-де-лен-ных ка-те-го-рий рос-си-ян по этим во-про-сам; вы-яс-не-ние от-но-ше-ний рес-пон-ден-тов и экс-пер-тов к при-ня-то-му Фе-де-раль-но-му за-ко-ну «О нар-ко-ти-че-ских сред-ст-вах и пси-хо-троп-ных ве-ще-ст-вах». Осо-бое вни-ма-ние уде-ля-лось вы-яв-ле-нию мне-ния оп-ро-шен-ных о дей-ст-вен-но-сти уси-лий го-су-дар-ст-вен-ных и об-ще-ст-вен-ных ин-сти-ту-тов в борь-бе с нар-ко-ма-ни-ей и нар-ко-ма-фи-ей.
Ана-лиз ре-зуль-та-тов ис-сле-до-ва-ния вы-явил весь-ма ин-те-рес-ные по-ло-же-ния и фак-ты. Оцен-ки рас-про-стра-нен-но-сти нар-ко-ма-нии в шко-лах, дан-ные все-ми оп-ро-шен-ны-ми, очень близ-ки (поч-ти сов-па-да-ют), оцен-кам, ко-то-рые да-ли это-му про-цес-су са-ми школь-ни-ки. Ка-за-лось бы, уча-щие-ся долж-ны бы-ли пред-став-лять ин-те-ре-сую-щую нас си-туа-цию ина-че, не-же-ли ок-ру-жаю-щие их взрос-лые. Сов-па-де-ния са-мо-оце-нок уча-щих-ся и оце-нок ок-ру-жаю-щих их взрос-лых лю-дей, уча-ст-вую-щих в оп-ро-се (а это прак-ти-че-ски все-гда сви-де-тель-ст-ву-ет о дос-та-точ-но осоз-нан-ном по-ло-же-нии дел в той сфе-ре, о со-стоя-нии ко-то-рой лю-ди вы-ска-зы-ва-ют свои су-ж-де-ния), да-ют серь-ез-ные ос-но-ва-ния для весь-ма не-уте-ши-тель-но-го вы-во-да: на се-го-дняш-ний день нар-ко-ма-ния за-хва-ти-ла в сво-ей се-ти, как ми-ни-мум, от 15 до 30% школь-ни-ков. Прав-да, есть еще один под-ход к этой про-бле-ме. Все-мир-ная ор-га-ни-за-ция здра-во-охра-не-ния счи-та-ет, что при ис-чис-ле-нии нар-ко-ма-нов сле-ду-ет ру-ко-во-дство-вать-ся про-ве-рен-ным во мно-гих стра-нах фак-том, что на учет ста-но-вит-ся лишь ка-ж-дый пя-ти-де-ся-тый нар-ко-ман (1 из 50!). Со-глас-но та-кой ис-ход-ной по-зи-ции мож-но лег-ко под-счи-тать, что в Рос-сии уже со-сто-яв-ших-ся нар-ко-ма-нов 20 млн, т.е. 13,5% на-се-ле-ния.
По-сле то-го, как че-ло-век стал нар-ко-ма-ном, он жи-вет 5 - 7 - 10 лет. Не бо-лее! Ес-ли не бу-дет при-ня-то экс-т-ра-ор-ди-нар-ных мер, то де-мо-гра-фи-че-ский спад на пред-стоя-щие 15 - 20 лет по-ста-вит стра-ну на грань фи-зи-че-ско-го вы-жи-ва-ния. По-дав-ляю-щая же часть нар-ко-ма-нов не до-жи-ва-ют до 30 лет. Сле-до-ва-тель-но, эта воз-рас-тная груп-па лю-дей не толь-ко не даст по-том-ст-ва, но и са-ма не всту-пит в вос-про-из-во-ди-тель-ный про-цесс. Не сто-ит за-бы-вать и том, что один нар-ко-ман в год мо-жет во-влечь в свою сре-ду не один де-ся-ток че-ло-век. По мне-нию экс-пер-тов, пик смерт-но-сти нар-ко-ма-нов - 23 го-да.
Что ка-са-ет-ся дру-гой груп-пы рис-ка в про-цес-се рас-про-стра-не-ния нар-ко-ма-нии - сту-ден-тов ву-зов, то здесь по-ло-же-ние еще слож-нее. Дан-ные по-лу-чен-ные в ре-зуль-та-те ис-сле-до-ва-ния, по-зво-ля-ют за-клю-чить, что сре-ди ву-зов-ской мо-ло-де-жи нар-ко-ма-ни-ей ох-ва-че-но в той или иной ме-ре 30 - 45%, а по от-дель-ным ре-гио-нам и ву-зам циф-ра еще бо-лее уд-ру-чаю-щая.
Та-ким об-ра-зом, на-чи-на-ет-ся про-цесс де-гра-да-ции зна-чи-тель-ной час-ти тех, кто мог бы со-ста-вить но-вую об-ра-зо-ван-ную и ква-ли-фи-ци-ро-ван-ную эли-ту го-су-дар-ст-ва, в ко-то-рой оно, дей-ст-ви-тель-но, край-не ну-ж-да-ет-ся.
5. При-чи-ны рос-та нар-ко-ма-нии сре-ди мо-ло-де-жи.
Ка-ко-вы же при-чин это-го страш-но-го яв-ле-ния? Что тол-ка-ет де-тей и под-ро-ст-ков на этот путь? По-пы-та-ем-ся рас-крыть не-ко-то-рые при-чи-ны рос-та дет-ской и юно-ше-ской нар-ко-ма-нии, близ-ко ка-саю-щие-ся ро-ди-те-лей, пе-да-го-гов, всех на-став-ни-ков мо-ло-де-жи. Пер-вые раз-мыш-ле-ния в свя-зи с этим, ко-неч-но о се-мье - на-ча-ле на-чал.
Тра-ди-ци-он-но при-ня-то счи-тать, что фак-то-ром рис-ка при-об-ще-ния к одур-ма-ни-ваю-щим ве-ще-ст-вам яв-ля-ет-ся не-пол-ная се-мья, где вос-пи-ты-ва-ет ре-бен-ка один из ро-ди-те-лей. Од-на-ко, как по-ка-зы-ва-ют мно-го-чис-лен-ные со-цио-ло-ги-че-ские ис-сле-до-ва-ния, зна-чи-тель-ная часть под-ро-ст-ков-нар-ко-ма-нов се-го-дня име-ют обо-их ро-ди-те-лей. По-ви-ди-мо-му, глав-ное зна-че-ние име-ет не со-став се-мьи, а ат-мо-сфе-ра, скла-ды-ваю-щая-ся в ней, эмо-цио-наль-ная бли-зость и до-ве-рие до-мо-чад-цев друг к дру-гу.
Ча-ще все-го и рань-ше всех на-чи-на-ют нар-ко-ген-ную жизнь не-со-вер-шен-но-лет-ние из се-мей, где вос-пи-ты-ва-ют по ти-пу ги-по-опе-ки. Про-ще го-во-ря, это те де-ти и под-ро-ст-ки, ко-то-рые пре-дос-тав-ле-ны са-мим се-бе. Не-дос-та-ток вни-ма-ния со сто-ро-ны взрос-лых мо-жет быть обу-слов-лен со-ци-аль-ным по-ве-де-ни-ем от-ца или ма-те-ри (час-то без-мер-но за-ня-тых до-бы-ва-ни-ем средств для жиз-ни се-мьи), а так-же де-ст-рук-ци-ей меж-лич-но-ст-ных от-но-ше-ний и взаи-мо-дей-ст-вий (взрос-лые так по-гру-же-ны в вы-яс-не-ния от-но-ше-ний, что на ре-бен-ка про-сто не ос-та-ет-ся вре-ме-ни). Од-на-ко в по-след-нее вре-мя ги-по-опе-ка все ча-ще ока-зы-ва-ет-ся свя-зан-ной с ины-ми при-чи-на-ми, имею-щи-ми со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-скую ба-зу.
Взрос-лые ос-нов-ное вре-мя вы-ну-ж-де-ны про-во-дить на ра-бо-те, для то-го, что-бы обес-пе-чить соб-ст-вен-ное ча-до хо-тя бы са-мым не-об-хо-ди-мым. Пре-крас-но по-ни-мая, чем мо-жет гро-зить де-фи-цит вни-ма-ния ре-бен-ку, ро-ди-те-ли все же не в со-стоя-нии что-ли-бо из-ме-нить. Ведь от-каз од-но-го из ро-ди-те-лей или пе-ре-ход на ме-нее ин-тен-сив-ный ре-жим мо-жет край-не не-га-тив-но от-ра-зить-ся на бюд-же-те се-мьи.
Не ме-нее опа-сен для раз-ви-тия нар-ко-ген-ных при-вы-чек не-со-вер-шен-но-лет-них в семь-ях с ги-пе-ро-пе-кой в вос-пи-та-нии. В этом слу-чае ре-бен-ка с ран-не-го дет-ст-ва кон-тро-ли-ру-ют, сле-дят за-ка-ж-дым его ша-гом, не да-вая ни ма-лей-шей воз-мож-но-сти про-явить са-мо-стоя-тель-ность. При-вык-нув к по-сто-ян-но-му кон-тро-лю та-кие де-ти под-вер-же-ны лю-бо-му внеш-не-му дав-ле-нию, по-это-му не уме-ют от-ка-зы-вать-ся.
Есть у нар-ко-ма-нов своя клас-си-фи-ка-ция, оп-ре-де-ляе-мая ма-те-ри-аль-ны-ми воз-мож-но-стя-ми при-об-ре-те-ния нар-ко-ти-ков:
- эли-та нар-ко-ма-нов - де-ти бо-га-тых. Упот-реб-ля-ют до-ро-гой ге-ро-ин.
- сред-ний класс. Упот-реб-ля-ют ме-нее до-ро-гой га-шиш.
- бед-ные. Про-мыш-ля-ют ма-рихуа-ной.
- са-мые обез-до-лен-ные - ток-си-ко-ма-ны. Ню-ха-ют клей «Мо-мент», аце-тон, т.к. дру-гих воз-мож-но-стей нет.
6. Наркомания и материнство.
Не-об-хо-ди-мо рас-ска-зать о том, как влия-ют нар-ко-ти-ки на жен-щин, так как жен-щи-на-ми, яв-ляю-щи-ми-ся про-дол-жа-тель-ни-ца-ми ро-да че-ло-ве-че-ско-го, за-кла-ды-ва-ет-ся здо-ро-вье бу-ду-щих по-ко-ле-ний. Со-стоя-ние здо-ро-вья ре-бен-ка, под-ро-ст-ка в ка-кой-то ме-ре оп-ре-де-ля-ет бу-ду-щие воз-мож-но-сти взрос-ло-го че-ло-ве-ка.
Нар-ко-ти-ки, от-ри-ца-тель-но ска-зы-ва-ясь на здо-ро-вье жен-щи-ны, на-ру-ша-ют и нор-маль-ное функ-цио-ни-ро-ва-ние ее по-ло-вых ор-га-нов. Зло-упот-реб-ле-ние нар-ко-ти-ка-ми, раз-ру-шая ор-га-низм жен-щи-ны, ис-то-ща-ет ее нерв-ную и эн-док-рин-ную сис-те-мы и в кон-це кон-цов при-во-дит к бес-пло-дию. Кро-ме то-го, жен-щи-ны, зло-упот-реб-ляю-щие ал-ко-го-лем, не-ред-ко ве-дут бес-по-ря-доч-ную по-ло-вую жизнь, что не-из-беж-но со-про-во-ж-да-ет-ся вос-па-ли-тель-ны-ми за-бо-ле-ва-ния-ми по-ло-вых ор-га-нов и окан-чи-ва-ет-ся бес-пло-ди-ем.
Пе-ри-од от мо-мен-та за-ча-тия до 3 ме-ся-цев бе-ре-мен-но-сти вра-чи на-зы-ва-ют кри-ти-че-ским в раз-ви-тии пло-да, так как в это вре-мя про-ис-хо-дит ин-тен-сив-ная за-клад-ка ор-га-нов и фор-ми-ро-ва-ние тка-ней. Упот-реб-ле-ние нар-ко-ти-ков мо-жет при-вес-ти к уро-дую-ще-му воз-дей-ст-вию на плод, при-чем по-вре-ж-де-ние бу-дет тем силь-нее, чем на бо-лее ран-нем эта-пе кри-ти-че-ско-го пе-рио-да воз-дей-ст-во-вал нар-ко-тик.
В ме-ди-цин-ской ли-те-ра-ту-ре поя-вил-ся спе-ци-аль-ный тер-мин, обо-зна-чаю-щий ком-плекс по-ро-ков у де-тей, вы-зван-ных по-вре-ж-даю-щим воз-дей-ст-ви-ем нар-ко-ти-ков в пе-ри-од внут-ри-ут-роб-но-го раз-ви-тия - нар-ко-ти-че-ский син-дром пло-да (НСП) или син-дром нар-ко-ти-че-ской фе-то-па-тии. Для НСП ха-рак-тер-ны вро-ж-ден-ные ано-ма-лии раз-ви-тия серд-ца, на-руж-ных по-ло-вых ор-га-нов, на-ру-ше-ние функ-ции цен-траль-ной нерв-ной сис-те-мы, низ-кая мас-са те-ла при ро-ж-де-нии, от-ста-ва-ние ре-бен6нка в рос-те и раз-ви-тии. У де-тей с син-дро-мом нар-ко-ти-че-ской фе-то-па-тии ха-рак-тер-ные чер-ты ли-ца: ма-лень-кая го-ло-ва, в осо-бен-но-сти ли-цо, уз-кие гла-за, спе-ци-фи-че-ская склад-ка век, тон-кая верх-няя гу-ба.
7. Законодательство.
8 ян-ва-ря 1998 го-да пре-зи-ден-том Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции Ель-ци-ным Б.Н. был под-пи-сан Фе-де-раль-ный за-кон «О нар-ко-ти-че-ских сред-ст-вах и пси-хо-троп-ных ве-ще-ст-вах» (№ 3 ФЗ), ра-нее при-ня-тый Го-су-дар-ст-вен-ной Ду-мой и одоб-рен-ный Со-ве-том Фе-де-ра-ции. За-кон всту-пил в си-лу че-рез три ме-ся-ца со дня его офи-ци-аль-но-го опуб-ли-ко-ва-ния. Он ус-та-нав-ли-ва-ет пра-во-вые ос-но-вы го-су-дар-ст-вен-ной по-ли-ти-ки в сфе-ре обо-ро-та нар-ко-ти-че-ских средств, пси-хо-троп-ных ве-ществ и в об-лас-ти про-ти-во-дей-ст-вия их не-за-кон-но-му обо-ро-ту в це-лях ох-ра-ны здо-ро-вья гра-ж-дан, го-су-дар-ст-вен-ной и об-ще-ст-вен-ной безо-пас-но-сти. За-ко-ном ус-та-нав-ли-ва-ют-ся ор-га-ни-за-ци-он-ные ос-но-вы дея-тель-но-сти в сфе-ре обо-ро-та нар-ко-ти-че-ских средств и пси-хо-троп-ных ве-ществ, а так-же ме-ры по про-ти-во-дей-ст-вию не-за-кон-но-му обо-ро-ту нар-ко-ти-че-ских средств и пси-хо-троп-ных ве-ществ. Рас-смот-рим не-ко-то-рые по-ло-же-ния за-ко-на, от-но-ся-щие-ся к вы-ше-ука-зан-ным ме-рам про-ти-во-дей-ст-вия.
Со-глас-но ст. 40 ФЗ-№3 (1998), в РФ за-пре-ща-ет-ся по-треб-ле-ние нар-ко-ти-че-ских средств или пси-хо-троп-ных ве-ществ без на-зна-че-ния вра-ча.
Так-же, со-глас-но ст. 46 ФЗ-№3(1998), за-пре-ще-на про-па-ган-да нар-ко-ти-че-ских средств, пси-хо-троп-ных ве-ществ. Рек-ла-ма нар-ко-ти-че-ских средств, вне-сен-ных в спи-ски 1 и 2, мо-жет осу-ще-ст-в-лять-ся ис-клю-чи-тель-но в спе-циа-ли-зи-ро-ван-ных пе-чат-ных из-да-ни-ях, рас-счи-тан-ных на ме-ди-цин-ских и фар-ма-цев-ти-че-ских ра-бот-ни-ков. За-пре-ща-ет-ся рас-про-стра-не-ние в це-лях рек-ла-мы об-раз-цов ле-кар-ст-вен-ных средств, со-дер-жа-щих пси-хо-троп-ные ве-ще-ст-ва или нар-ко-ти-че-ские сред-ст-ва.
Со-глас-но ст.51 ФЗ-№3 (1998), юри-ди-че-ское ли-цо, за-ме-шан- ное в не-за-кон-ном обо-ро-те вы-ше-ука-зан-ных средств, под-ле- жит ли-к-ви-да-ции (в со-от-вет-ст-вии со стать-ей 61 Гра-ж-дан-ско-го ко-дек-са РФ).
За на-ру-ше-ние ФЗ-№3(1998) долж-но-ст-ные ли-ца и гра-ж-да-не РФ не-сут от-вет-ст-вен-ность в со-от-вет-ст-вии с за-ко-но-да-тель-ст-вом РФ.
???. За-клю-че-ние.
Нар-ко-ма-ния «бьет» не толь-ко са-мо-го при-ни-маю-ще-го нар-ко-ти-ки, но и лю-дей, ок-ру-жаю-щих его. Час-то лю-ди, склон-ные к ал-ко-го-лиз-му, пре-неб-ре-га-ют свои-ми обя-зан-но-стя-ми, друзь-я-ми, семь-ей и деть-ми, для то-го, что-бы удов-ле-тво-рить свою по-треб-ность. При-стра-стие к нар-ко-ти-кам - при-чи-на раз-лич-ных пре-сту-п-ле-ний. Из-вест-но, что 30 про-цен-тов всех пре-сту-п-ле-ний свя-за-но с упот-реб-ле-ни-ем нар-ко-ти-ков.
За нар-ко-ти-че-скую за-ви-си-мость ро-ди-те-лей час-то рас-пла-чи-ва-ют-ся де-ти. Ис-сле-до-ва-ния нерв-но-боль-ных де-тей по-ка-за-ли, что при-чи-ной их бо-лез-ни час-то яв-ля-ют-ся ро-ди-те-ли.
Борь-ба с нар-ко-ма-ни-ей - круп-ней-шая со-ци-аль-ная и ме-ди-цин-ская про-бле-ма лю-бо-го го-су-дар-ст-ва. Да-же ма-лые до-зы его мо-гут стать при-чи-ной боль-ших не-при-ят-но-стей или не-сча-стий: травм, ав-то-ка-та-ст-роф, ли-ше-ния ра-бо-то-спо-соб-но-сти, рас-па-да се-мьи, ут-ра-ты ду-хов-ных по-треб-но-стей и во-ле-вых черт че-ло-ве-ком.
Мас-шта-бы и тем-пы рас-про-стра-не-ния нар-ко-ма-нии, ши-ро-кий раз-мах не-за-кон-но-го обо-ро-та нар-ко-ти-че-ских средств сви-де-тель-ст-ву-ет о не-вы-со-кой ре-зуль-та-тив-но-сти при-ни-мае-мых мер. До на-стоя-ще-го вре-ме-ни ме-ди-ка-ми и пси-хо-ло-га-ми не раз-ра-бо-та-ны эф-фек-тив-ные ме-то-ды ле-че-ния и реа-би-ли-та-ции боль-ных нар-ко-ма-ни-ей. Не соз-да-но дей-ст-вен-ной сис-те-мы ан-ти-нар-ко-ти-че-ской про-па-ган-ды. Та-ким об-ра-зом, на се-го-дняш-ний день во-прос о зло-упот-реб-ле-нии нар-ко-ти-че-ски-ми сред-ст-ва-ми и пси-хо-троп-ны-ми ве-ще-ст-ва-ми по-преж-не-му яв-ля-ет-ся ак-ту-аль-ным, и его окон-ча-тель-ное ре-ше-ние ос-та-ет-ся за за-ко-но-да-те-ля-ми, вра-ча-ми и об-ще-ст-вом
Использованная литература:
1. Грановский А.В. Наркомания в России. М.: Просвещение, 2000.
2. Петренко Л.Ф. Коварный враг. М.: Знание, 2002.
3. Энциклопедия по биологии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |