--PAGE_BREAK--Глава 2
Цели предварительного следствия
Целью предварительного расследования является установление истины при строжайшем соблюдении законности.
Перед органами, осуществляющими предварительное расследование, стоят следующие задачи:
1. быстрое и полное раскрытие преступлений, и изобличение виновных.
2. Обеспечение условия для привлечения каждого виновного в совершении преступления к ответственности в соответствии с законом
3. Возмещение причиненного преступлением материального ущерба,
4. Ограждение граждан от неосновательного обвинения
5. Устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений
6. Воспитание граждан в духе неуклонного исполнения закона
Важно не то, что бы за преступление было назначено наказание, а то, что бы не один случай преступления не проходил не раскрытым.
Отсюда вытекает, что успех борьбы с преступлениями во многом зависит от того, на, сколько быстро и полно будет раскрыто каждое совершенное преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении.
При установлении причин и условий, способствующих совершению преступления, органы предварительного расследования выносят в соответствующие организации представления по принятию мер и устранению этих причин и условий.
В стадии предварительного расследования имеет большое значение, которое заключается в следующем:
1. предварительное расследование позволяет суду быстро, глубоко, всесторонне и объективно разобраться во всех обстоятельствах, совершенного преступления и вынести законный и обоснованный приговор.
2. Предварительное расследование является решающим средством раскрытия преступления, имеет необходимые возможности по установлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.
3. Воспитательное значение.
Усиленное раскрытие преступление, участи общественности в его раскрытии, повышает эффективность предварительного расследования и, в частности, воспитательное воздействие.
Сам факт участия в борьбе с преступностью трудящихся масс оказывает на преступника большое воспитательное воздействие. Когда преступник виде, что в его изобличении принимает самое активное участие широкие слои населения, он начинает понимать, что совершением преступления он противопоставляет себя огромному большинству народа.
Выводы: 1. Предварительное расследование – вторая стадия уголовного процесса, которая находится между возбуждением уголовного дела и направлением его в суд.
2. сущность предварительного следствия заключается в раскрытии преступлений, изобличение лиц их совершивших, а так же в установлении причин и условий, способствовавших совершению преступлению, в целях их устранения
Глава 3
Дознание и предварительное следствие
как формы предварительного расследования
В уголовном процессе предварительное расследование производится в двух формах:
1. дознание
2. предварительное расследование.
Под дознанием понимается процессуальная деятельность и деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, направленная на обнаружение и раскрытие преступлений. Розыск и изобличение лиц их совершивших.
Предварительное следствие – это процессуальная деятельность специальных должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления.
Как видно из этих определений эти две формы предварительного расследования имеют много общего, а именно:
1. одни и те же задачи (по раскрытию преступлений, изобличению лиц их совершивших и т.д.)
2. единая для обеих форм уголовно – процессуальное законодательство ( и следователи, и, лица, производящие дознание, руководствуется в своей деятельности единым уголовно-процессуальным законом ).
3. Одинаковая юридическая сила следственных действий и процессуальных документов.
Однако эти формы имеют и существенные различия, которые состоят в том, что:
1. Дознание и предварительное следствие осуществляется органами;
А. Органы, которые вправе и обязаны производить дознание
Б. Органы предварительного следствия. Это следователи, прокуроры, органы внутренних дел, министры безопасности.
2. лица, производящие дознания и следователи имеют разные обязанности и права
Различие это вытекает прежде всего из того, что для органов дознания первой обязанностью является исполнение возложенных на них функций по охране, например, общественного порядка – для милиции, охраны границы – органы пограничной охраны, и т.д.
Производство дознания для них не основная обязанность.
Для следователей – проведение расследований является основной и единственной обязанностью.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 4
Полномочия следователя
Закон, предоставляет следователю широкий круг процессуальных прав, обеспечивающих его процессуальную самостоятельность.
Все решения по делу, следователь принимает самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда необходимо получить согласие суда, либо санкцию прокурора.
Лицо, производящее дознание, все основные решения по делу принимает только с согласия начальника органа дознания.
Кроме этого, уголовно-процессуальный закон разделяет компетенцию всех органов расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то есть определяет подследственности.
Подследственность– это юридическое свойство уголовного дела, в зависимости от которого оно подлежит, расследованию соответствующим органом дознания или предварительного следствия.
Уголовно-процессуальный закон различает три вида подследственности:
1. предметную (родовую)
2. территориальную
3. персональную
Предметная последовательность – уголовного дела зависит от юридической квалификации преступления и указывает то звено в системе органов предварительного расследования, которое будет вести расследование данного дела.
Предметная последовательность указанна в Уголовном процессуальном кодексе РФ.
Территориальная последовательность зависит от мета совершения преступления и указывает конкретный орган дознания или следствия, который будет расследовать уголовное дело.
Территориальная последственность определяется по правилам, указанным в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
При наличии спора, о подследственности – подследственность устанавливается соответствующим прокурором.
Необходимо отметить, что предметное территориальное подследственность всегда определяется вместе.
Определения подследственности иногда бывает очень сложной.
Многие граждане совсем не знают этих вопросов и о преступлениях сообщают чаще всего в органы дознания.
Органы предварительного расследования в соответствии с уголовно процессуальным законодательством обязанным принять эти заявления, даже не своей подследственности, и принимать по ним решения, в том числе о возбуждении уголовного дела.
Среди этих дел имеются дела о преступлениях, по которым расследование проводится в форме дознания и дело о преступлениях, по которым расследование обязательно проводится только в форме предварительного расследования, то есть подследственны следователю.
Исходя из задачи – быстрого и полного раскрытия преступления, в целях раскрытия преступления « по горячим следам » и по этим делам органы дознания вправе проводить следственные действия.
В связи с этим Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает два порядка дознания:
1. дознание по делам по которым производство предварительного расследования обязательно
2. дознание по делам по которым производство предварительного расследования не обязательно.
Порядок деятельности органов дознания по первому порядку дознания установлен Уголовно — процессуальным кодексом Российской Федерации. Этот порядок следующий:
1. при обнаружении поводов и основания орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает его к производству;
2. об обнаруженном преступлении и начатом дознании сообщает прокурору;
3. производит неотложные следственные действия.
Неотложными являются такие, промедление с производством которых может затруднить обнаружение и закрепления следов преступления. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации относит к таким действиям осмотр (все виды), обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос.
Следует имеет в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Органы дознания, так же могут произвести и другие следственные действия, промедление которых связанно с утерей доказательства.
Органы дознания не вправе данному порядку выносить постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого.
4. сначала производства по делу орган дознания проводит необходимые розыскные мероприятия в целях раскрытия преступлений и изобличение преступника.
5. В необходимых случаях орган дознания может решить вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения.
6. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания должен передать дело следователю. Эта передача должна быть осуществлена не позднее чем через 10 суток считая с момента возбуждения уголовного дела.
7. Направление дела после выполнения неотложных следственных действий оформляется постановление о передаче дела по подследственности.
После передачи дела следователю, орган дознания по поручению следователя проводит оперативно- розыскные мероприятия, а так же выполняет отдельные следственные действия.
Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то органы дознания не прекращают проводить по переданному уголовном делу оперативно-розыскные мероприятия, до его установления. После его установления такие мероприятия органы дознания проводят по поручению следователя.
Второй порядок дознания – по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно предусмотрен уголовным процессуальным законодательством России.
По таким делам орган дознания производит дознание в полном объеме. А именно:
1. возбуждает уголовное дело
2. принимает его к производству
3. сообщает прокурору о начатом дознании
4. принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации меры, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, то есть полностью расследует дело;
5. все мероприятия по делу осуществляет в месячный срок
6. после окончания расследования направляет дело с обвинительным заключением к прокурору для передачи в суд.
продолжение
--PAGE_BREAK--