РЕФЕРАТ
по курсу «Налоговое право»
по теме: «Виды проверок, проводимых Федеральной налоговой службой, порядок их назначения и проведения»
Содержание
Введение
Виды проверок, проводимых Федеральной налоговой службой
Порядок проведения и назначения камеральной и выездной проверки
3. Оформление результатов выездной налоговой проверки
Заключение
Список литературы
Введение
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.
Виды проверок, проводимых Федеральной налоговой службой
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды налоговых проверок:
камеральная;
выездная;
встречная;
повторная.
Основными из этих видов проверок являются камеральная (ст. 88 НК) и выездная (ст. 89 НК) налоговые проверки. Встречная и повторная проверки носят соответственно вспомогательный и контрольный характер. Об ограничениях, установленных в отношении проведения выездных налоговых проверок, написано в ст. 89 НК.
Предметом налоговой проверки является проверка соблюдения налогоплательщиком или иным обязанным лицом требований налогового законодательства в предшествующее налоговой проверке время. Статья 87 НК устанавливает предельный объем налоговой проверки: три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговая проверка деятельности налогоплательщика за пределами этого периода является незаконной.
Под встречной проверкой понимается получение информации о деятельности налогоплательщика путем истребования у других лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Встречная проверка может проводиться в ходе как камеральной, так и выездной налоговых проверок.
Если результаты встречной проверки недостаточны для целей проверки налогоплательщика, другие проверочные действия в отношении другого лица могут быть предприняты в общем порядке проведения камеральной или выездной налоговой проверки в отношении этого лица.
Повторная налоговая проверка — это вторичная проверка налоговым органом уплаты налогоплательщиком определенного налога за определенный период. НК РФ запрещает налоговому органу, проводившему выездную налоговую проверку, проведение повторных по отношению к уже проведенным выездным налоговым проверкам, за исключением случая, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика.
Другой налоговый орган вправе провести повторную выездную налоговую проверку лишь в случае, если он является вышестоящим органом по отношению к органу, проводившему первую выездную проверку, и только в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа. О проведении повторной выездной налоговой проверки вышестоящий орган выносит мотивированное постановление.
Ограничений в отношении числа камеральных налоговых проверок НК РФ не устанавливает.
Порядок проведения и назначения камеральной и выездной проверки
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
В соответствии со ст. 88 НК камеральная налоговая проверка может производиться должностными лицами налоговых органов в отношении всех налогоплательщиков. Для проведения камеральной налоговой проверки не требуется решения руководителя налогового органа. Самостоятельно принимая решение о проведении камеральной проверки, должностное лицо руководствуется при этом своими должностными инструкциями.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Основу для проверки образуют налоговые декларации и связанные с исчислением и уплатой налога документы, представленные налогоплательщиком или уже имеющиеся у налогового органа.
Если этих документов недостаточно, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Истребование документов производится в соответствии со ст. 93 НК. Налоговый орган может также прибегнуть к встречной проверке (ст. 87 НК).
Камеральная проверка должна быть проведена (начата и окончена) в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. О представлении налоговой декларации написано в ст. 80 НК.
При выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий в их содержании налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику в письменной форме с требованием внести в установленный налоговым органом срок соответствующие исправления. При этом имеются в виду ошибки в заполнении документов, препятствующие завершению камеральной налоговой проверки.
Если в результате проверки выявлено наличие задолженности по налогам, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени в порядке, установленном ст. 69, 70 НК.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика, плательщика сбора — организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).--PAGE_BREAK--
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Как следует из ст. 100 НК, выездная налоговая проверка может производиться только в отношении определенных категорий налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя. Порядок назначения выездных налоговых проверок установлен Приказом МНС России от 8 октября 1999 г.
Выездная проверка проводится вне места нахождения налогового органа; место ее проведения в комментируемой статье точно не определено. Выездная проверка в большинстве случаев должна проводиться по месту осуществления налогоплательщиком деятельности, результаты которой служат экономическим основанием для взимания налога, либо по месту нахождения иного экономического основания для взимания налога (например, имущества налогоплательщика). Однако налоговый орган может, исходя из обстоятельств дела, проводить выездную проверку и в ином месте.
Выездная налоговая проверка в отношении одного вида налога может проводиться не чаще одного раза в календарный год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях ее продолжительность может быть увеличена вышестоящим налоговым органом до трех месяцев. Ограничение частоты проверок не распространяется на случай проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика, а также проведения в порядке контроля повторной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом.
Основанием выемки документов в ходе выездной проверки является наличие у должностных лиц налогового органа обоснованного предположения о том, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены.
Порядок выемки документов установлен в ст. 94 НК. При изъятии выдаваемых документов должностными лицами налоговых органов составляется акт. В акте о выемке документов должна быть обоснована ее необходимость, а также приведен перечень изымаемых документов. По требованию налогоплательщика замечания, сделанные им при выемке документов, подлежат внесению в акт, копия которого передается налогоплательщику.
В статье 89 НК установлены требования к оформлению изымаемых документов: они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью налогоплательщика или только его подписью (в случае, если проверяемый налогоплательщик — гражданин либо если у налогоплательщика — организации отсутствует печать). Изымаемые документы могут быть скреплены как подписью налогоплательщика, так и его представителя.
Оформление результатов выездной налоговой проверки
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации — налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении срока, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
Выездная налоговая проверка завершается составлением акта налоговой проверки установленной формы, подписываемого уполномоченными должностными лицами налоговых органов и проверяемыми лицами (если проверяемое лицо — организация, акт подписывается ее руководителем). Если руководитель проверяемой организации или индивидуальный предприниматель отказываются от подписания акта налоговой проверки, в нем делается запись об этом.
Акт налоговой проверки должен быть передан проверяемому лицу для подписания. Если это лицо уклоняется от получения указанного акта, должностные лица налогового органа составляют акт об уклонении от получения акта налоговой проверки, при этом дата составления акта об уклонении признается датой вручения акта налоговой проверки.
В п. 2 ст. 100 НК установлены основные требования к содержанию акта налоговой проверки. В нем следует указать:
выявленные в результате проверки и документально подтвержденные факты налоговых правонарушений;
выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений налогового законодательства и применению соответствующих санкций.
Отсутствие нарушений также должно быть отражено в акте.
За получение акта налоговой проверки руководитель организации — налогоплательщика либо индивидуальный предприниматель расписывается. Если акт направляется по почте, датой вручения акта считается шестой день после отправки акта. Целесообразно акт отправлять заказным письмом (по аналогии с п. 4 ст. 101 НК), иначе у налогового органа не будет достоверных доказательств его отправки.
Налогоплательщик вправе избрать два способа действий в отношении акта, с которым он не согласен: 1) представить объяснение мотивов отказа подписать акт; 2) представить возражение по акту в целом или отдельным его положениям. Во втором случае налогоплательщику следует, подписывая акт, сделать пометку «с возражениями».
В случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами налогоплательщику следует отказаться от подписания акта, представив соответствующие объяснения; если же факты изложены верно, а налогоплательщик не согласен со сделанными на основании их оценки выводами, следует подписать акт с возражениями. Двухнедельный срок для направления объяснений или возражений исчисляется со дня получения акта проверки (п. 4 ст. 100 НК).
Заключение
И в заключение, несколько слов об органах налогового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов также в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном НК РФ. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, налогового Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Налоговый контроль может проводиться должностными лицами налоговых органов только в формах, предусмотренных НК. Проведение налогового контроля в иных (т.е. не предусмотренных НК) формах не допускается.
Помимо прямо упомянутых в ст. 82 НК форм налогового контроля, таковыми следует считать налоговый контроль за расходами физического лица (ст. 86.1 НК), получение свидетельских показаний (ст. 90 НК).
При проведении налогового контроля должны соблюдаться установленные ст. 23 Конституции РФ и конкретизированные в федеральных законах и иных нормативных актах принципы неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Действие и (или) решение органа налогового контроля, нарушающее эти принципы, должно быть признано незаконным (недействительным).
Принципы сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц (адвокатскую тайну, аудиторскую тайну и т.п.), установлены в нормативных актах, регулирующих соответствующие виды деятельности.
Список литературы
Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения. – СПб.: Изд. Михайлова, 2003.
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №№ 3, 5, 7 – 2005.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).
Инструкция от 10 апреля 2005 г., №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».