Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями

--PAGE_BREAK--

Таким образом, приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.
1.3 Состояние и перспективы развития института приемной семьи в Хабаровском крае
Для изучения нынешнего состояния института приемной семьи в Хабаровском крае мы обратились к социологическим опросам жителей края по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в 2006-2007 гг.

Результаты исследований свидетельствуют, что большинство опрошенных жителей Хабаровского края оценивают значимость проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достаточно высоко: 94% опрошенных отметили важность данного вопроса. Следовательно, большинство жителей края понимают актуальность и остроту проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В общем мнении доминирует представление о том, что наиболее эффективной формой устройства детей-сирот является усыновление – 43,7 %, воспитание в приемных семьях – 41,2%, в домах семейного типа – 32%, замещающих семьях (патронат, опека, попечительство) – 21%.[10;49]

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что третья часть опрошенных отмечает хорошее знание о приемной семье как форме семейного обустройства детей-сирот, а более половины опрошенных имеют некоторые представления. Только десятая часть призналась в незнании этой формы семейного обустройства детей – 10,6%. В целом, это позволяет говорить об актуальности проблем детей-сирот в общественном мнении жителей края. Вместе с тем, опыт регионов РФ показывает, что повышение информированности населения через средства массовой информации о приемной семье, приводит к росту числа детей, которых берут на воспитание в приемные семьи.

Сегодня в современном обществе существует стереотип, что родственники относятся отрицательно к приему ребенка из детского дома кем-нибудь из членов семьи. Данную гипотезу позволил оценить проекционный вопрос: «Как бы Вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из Ваших близких, родственников или друзей взял на воспитание из детского дома ребенка?». Ответы респондентов опровергли выдвинутое предположение, так как большинство опрошенных (78,2%) отметили, что отнеслись бы к решению родственников принять ребенка на воспитание в семью положительно, нежели отрицательно. При этом такие оценки населения доминируют на протяжении двух исследовательских периодов, что позволяет говорить об устойчивости данных оценок в сознании респондентов.

Важным элементом эффективного развития института приемной семьи выступает осуществление деятельности по формированию банка данных семей, желающих стать приемными родителями. Безусловно, данная деятельность предполагает проведение глубокой, всесторонней и адресной работы с населением по выявлению этого потенциала. В то же время результаты социологического исследования позволили представить общее состояние потенциала населения по развитию приемных семей в регионе.

Конечно, ввиду отсутствия целенаправленной государственной социальной политики по развитию семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, готовность населения стать приемными родителями будет не велика. Только лишь 1% опрошенных уже воспитывает детей из детских домов и еще 1% готовы взять ребенка на воспитание. Однако, если «спроецировать» этот показатель на численность населения Хабаровского края (за вычетом молодежи, пенсионеров, несемейной части населения), то получится достаточно значительный потенциал населения, выражающийся в сотнях, и в тысячах людей, готовых взять на воспитание ребенка из детского дома.

Оценивая факторы, которые препятствуют реализации потенциала населения по приему детей из детских домов, следует отметить, что доминирующее влияние оказывает «страх перед неизвестностью», связанный с высокой ответственностью, неизвестной наследственностью ребенка, психологическими барьерами.

Во-первых, большинство респондентов боятся высокой ответственности за принятие ребенка в свою семью и его воспитание. На втором месте обозначен такой фактор как «неизвестная наследственность ребенка». Данный фактор может говорить о некотором скрытом неприятии детей из детских домов, наделяя их негативными характеристиками. Озабоченность людей можно объяснить тем, что в общественном мнении сформировалось негативное отношение ко всем детям-сиротам как «продукту алкогольного и наркотического зачатия», социальных заболеваний (сифилиса, гонореи, дебилизма и других форм психического отклонения).

Третьим фактором, затрудняющим развитие приемных семей, респонденты считают «трудный психологический барьер», т.е. боязнь негативных последствий и уверенность в отрицательном результате приема. Но для решения этой проблемы международный опыт развития подобных структур разработал достаточно эффективную систему поддерживающий учреждений, призванных помочь и родителям, и детям решить психологическую проблему адаптации и дальнейшего развития. Данный опыт может быть использован региональными структурами Хабаровского края, с учетом имеющегося опыта работы с подобными детьми.

В общем, оценивая результаты социологического опроса, можно сделать вывод, что в Хабаровском крае имеется хороший потенциал для развития института приемной семь. Жители края понимают важность проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они готовы брать этих детей в свои семьи на воспитание, хоть и испытывают определенных страх. Но все причины этого страха скорее субъективны, чем объективны и их устранение при наличии целенаправленной волевой политики со стороны государства, поддержке и дополнительном стимулировании, возможно.

В этой главе была рассмотрена история развития семейных форм воспитания от образования и до сегодняшних дней, выявлены недостатки и успехи социальной политики государства в этой области в различные промежутки времени. Также дано определение института приемной семьи и приведены статистические данные о наличии приемных семей в Хабаровском крае и информированность его жителей о таком институте.




II. Правовое регулирование приемной семьи
2.1 Правовые основы функционирования приемной семьи
Основным отличием приемной семьи от других форм попечения является то, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Следовательно, отношения между приемными родителями, приемными детьми и органами опеки и попечительства должны регулироваться законодательно.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Ребенок старше 10 лет может быть передан в приемную семью только с его согласия; дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, кроме тех случаев, когда по медицинским показателям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Материальное обеспечение приемных детей и родителей-воспитателей. Первые находятся на полном государственном обеспечении, вторые получают плату за свой труд. Государственные органы и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на воспитание каждого ребенка, а также льготы, установленные законодательством. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемным семьям в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Договор между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание на установленный срок как основа отношений по семейному воспитанию, подбор родителя-воспитателя, приравнивание его труда к труду в сфере производства.

При устройстве в приемную семью родительские правоотношения не возникают. Попавший в приемную семью ребенок продолжает сохранять правовую связь со своими родителями. Ребенок (дети), переданный на воспитание в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по потере кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открывающиеся на имя ребенка (детей) в банковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Семейному Кодексу РФ приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетие лица обоего пола, за исключением:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

— отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

— лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание в приемную семью.

В качестве приемных родителей могут выступать:

1)семейные пары, имеющие собственных детей разного возраста;

2)семейные пары без детей (возраст супругов не ограничен, однако желательно, чтобы это были люди трудоспособного возраста);

3)неполные семьи (мать или отец с ребенком или детьми);

4)одинокие люди (женщины, мужчины до 55 лет);

5)состоящие в незарегистрированном, гражданском браке семейные пары.

Приведенный перечень включает возможных претендентов на роль приемных родителей. Однако здесь заложены объективно обусловленные предпочтения в выборе тех или иных претендентов на эту роль. На наш взгляд, предпочтения должны строиться в убывающей последовательности, от № 1 к № 5, хотя могут иметь место и исключения, связанные с определенными личностными характеристиками потенциальных приемных родителей.

Мотивы приемных родителей во многом близки к мотивам родителей-усыновителей. Как правило, решение стать приемными родителями определяет не один мотив, а их комплекс. Ведущими мотивами выступают:

— желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам завести собственного;

— любовь к детям, в то время как собственные уже выросли;

  — чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;

  — смерть собственного ребенка;

  — гибель близких родственников;

  — чувство одиночества;

  — религиозные мотивы.

Существует лишь один мотив приемных родителей, отличающий их от усыновителей: интерес к материальному вознаграждению за труд. В условиях нашей страны мотивом к занятию этим видом деятельности может послужить также стремление улучшить жилищные условия семьи, если этот фактор будет задействован при реализации программы «Приемная семья».

Решение взять в семью приемных детей может быть мотивировано также не вполне осознанными причинами, например желанием дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве; стремлением излить на ребенка свою любовь (ребенок — объект любви); желанием иметь ребенка как субъекта (источника) любви; желанием доказать себе и окружающим, что можешь воспитать ребенка, даже если не можешь его родить, и т. д.

На каждого ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебного профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:

·                           свидетельство о рождении;

·                           выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

·                           справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);

·                           документы об образовании (для детей школьного возраста);

·                           документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

·                           справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

·                           опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

·                           документы о закреплении ранее занимаемой жилищной площади за несовершеннолетним;

·                           копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Как считают специалисты (Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд), при курировании приемной семьи очень важно по возможности предупреждать конфликты между родителями ребенка и приемными родителями, хорошо подготовив, например, приемных родителей к факту, что:

·                           приемный ребенок не является их собственным ребенком и никогда им не станет;

·                           приемный ребенок должен быть верным по отношению к своим родителям, несмотря на все неблагоприятные события;

·                           ребенок рано или поздно должен будет покинуть приемную семью, в частности, например, из желания вернуться к своим родителям;

·                           родителям ребенка часто бывает трудно (из чувства стыда) предпринять шаги на удаление ребенка из семьи.

Иногда является необходимым запретить контакт между приемными и биологическими родителями; в таком случае контакт осуществляется через социальных работников и социальных педагогов.[18]

Во всех случаях при курировании ребенка родители и приемные родители исходят из интересов ребенка. Иными словами, при конфликтных ситуациях между родителями и приемными родителями социальные работники по возможности не должны принимать ничью сторону. Они могут встать на чью-либо сторону, если затронуты интересы и безопасность ребенка. Связь ребенка с родителями по возможности должна оставаться ненарушенной и улучшаться, несмотря на то, что они временно делегируют воспитание ребенка приемными родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права.
2.2 Содержание ребенка переданного в приемную семью
Общий принцип содержания ребенка в приемной семье — приравнивание его к детям — воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.

Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца (Ст. 80 СК).

Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав (Ст. 69 СК). Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или приемного родителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами.

С другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он имеет право (Ст. 54 СК). Хотя Семейный кодекс не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования — одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого приемными родителями.

Таков еще один аспект жизни ребенка, без разносторонней заботы о котором он нормально существовать не может. Отсутствие такой заботы опять-таки может быть восполнено с помощью приемных родителей, которым предстоит защищать все права и интересы своего ребенка. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на приемных родителей установленных законом прав и обязанностей.

Приемные родители, которые несут перед обществом ответственность за принятого на воспитание ребенка, обязаны воспитывать его на основе взаимного уважения, организовывать общий быт и досуг, создавать оптимальные условия для получения им образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, защищать его права и интересы.

Согласно Семейному кодексу РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства (ст. 54 СК).

Для более полного обеспечения названного права ребенка семейное законодательство вводит наряду с традиционными институтами усыновления и опеки также институт приемной семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью на усыновление, под опеку или в приемную семью. Лишь при отсутствии возможности поместить детей в семью они передаются на воспитание в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК).

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты.

На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ (ст. 154 СК). Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 152 СК).

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей.

В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Правовая база для существования приемной семьи – помимо положений Семейного кодекса, включает в себя Положение «О приемной семье», а также типовая форма договора, заключаемого органами опеки и попечительства с приемными родителями. Договор заключается с целью урегулировать все вопросы, связанные с существованием приемной семьи и созданием подходящих условий для устройства в ней детей.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран
Реферат Глобальна криза освіти та шляхи її подолання
Реферат Музыкальные занятия и их роль в коррекции речевых нарушений
Реферат Н. В. Кофырин: Сельские учителя и модернизационные процессы среди крестьянства Олонецкой губернии в начале ХХ века
Реферат Метод функционального биоуправления с электроэнцефалографической обратной связью. Аппараты биоуправления. Перспективы развития
Реферат Экологический кодекс Республики Казахстан
Реферат А. И. Музыкантский Когда речь заходит о самых выдающихся открытиях XX в., обычно называют теорию относительности Эйнштейна, квантовую механику, принцип неопределенности Гейзенберга. Однако многие крупные ученые матема
Реферат George And Lennie
Реферат Інструкція з технічного обслуговування пристроїв сигналізації, централізації та блокування (сцб)
Реферат "Новая пицца" (бизнес-план)
Реферат Периодизация и история Земли
Реферат LearnerCentered Instruction Essay Research Paper The use
Реферат Опис принципу роботи схем цифрового годинника
Реферат Принцип сравнительного преимущества во внешней торговле и внешнеторговая политика
Реферат Філософія Нового часу та Просвітництва (ХVІІ- ХVІІІ ст.)