Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Усыновление удочерение

--PAGE_BREAK--В юридической литературе высказывались мнения о необходимости установления разницы в возрасте усыновителя и усыновленного. Например, Н.М. Ершова пишет: «Практика органов опеки и попечительства, судебных органов показывает, что в интересах детей возраст желающих усыновить ребенка должен быть ограничен. Жизнь показала, что когда усыновителями маленьких детей оказываются престарелые люди, ничего хорошего из усыновления не получается. Иногда желающие усыновить ребенка не учитывают своего возраста и в полной мере не осознают всей ответственности и трудностей, которые их ждут»[[24]]. При этом подчеркивалось, что “при естественной разнице в летах легче наладить отношения о детьми”[[25]].
Однако с данным мнением согласиться нельзя, так как бывают различные ситуации и ограничение возможности усыновления разницей в возрасте усыновителя и усыновленного не будет способствовать обеспечению интересов детей. Да и сами высказывания о разнице в летах настолько неодинаковы, что подтверждают правильность изложенного. Конечно, в некоторых случаях разницу в возрасте следует все же принимать во внимание. Например, если тридцатилетний мужчина удочеряет шестнадцатилетнюю девушку, то органам опеки и попечительства при разрешении данного акта следует учесть и этот момент. Но возводить в закон обязательную разницу возраста с точностью до одного года, пожалуй, нецелесообразно.
Однако наш законодатель, в целях обеспечения выполнения усыновителем своих родительских обязанностей, установил разницу в возрасте не менее шестнадцати лет между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным (кроме случаев усыновления ребенка отчимом или мачехой (п. 2 ст. 128 СК РФ)).
Не могут быть усыновителями лица, получившие полный объем дееспособности до достижения 18 лет в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ), лица, которые заключили брак в силу п.2 ст 13 СК РФ, то есть статью 127 Семейного кодекса необходимо толковать буквально. Об этом говорится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №9 от 4 июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»[[26]].
Кроме того, не могут быть усыновителями:
• лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
• лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах;
• лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
• лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
• лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
• лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
• лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть усыновителем, устанавливается Правительством Российской Федерации. Данными заболеваниями являются:
•        туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации 1,2, 5 групп диспансерного учета;
•        заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
•        злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
•        наркомания, токсикомания, алкоголизм;
•        инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
•        психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
•        все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы, исключающие трудоспособность.[[27]]
Для установления состояния здоровья кандидату в усыновители необходимо пройти медицинское освидетельствование[[28]]. Освидетельствование проходят в государственных учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации по месту жительства кандидата. К государственным учреждениям относятся территориальные амбулаторно-поликлинические учреждения (отделения), специализированные диспансеры (отделения) системы Министерства здравоохранения Российской Федерации. О результатах проведенного освидетельствования указывается в медицинском заключении. Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки) подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью. О проведении освидетельствования делается запись в медицинской карте амбулаторного больного. Цель освидетельствования не указывается для сохранения тайны усыновления. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течении трех месяцев.
Лишение лица дееспособности, ограничение в дееспособности, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, отмена усыновления по вине лица, бывшего усыновителем, отстранение лица от исполнения обязанностей опекуна вследствие ненадлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей, наличие у лица судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан подтверждаются судебными решениями[[29]]. Сведения о доходе лица, желающего стать усыновителем, содержатся в справке с места работы о должностном окладе. Факт наличия жилой площади подтверждают документы на право пользования или право владения жилым помещением.
Даже если кандидат в усыновители удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в статьях 127 и 128 Семейного кодекса Российской Федерации, это не означает, что суд вынесет решение в его пользу. Пленум Верховного Суда в Постановлении №9 от 4июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»[[30]] указывает «При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту)». Кроме того, помимо состояния здоровья усыновителя суд принимает во внимание и состояние здоровья проживающих с ним членов семьи; сложившиеся между ними взаимоотношения; отношения, возникшие между этими лицами и ребенком. Пленум Верховного Суда поясняет, что вышеперечисленные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними липами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.
Если одного и того же ребенка хотят усыновить несколько лиц, то предпочтение отдается родственникам усыновляемого ребенка (п. 3 ст. 127 СК РФ), но с соблюдением требований, предъявляемых к усыновителям (п. 1 и 2 ст. 127 СК РФ) и интересов ребенка. Законодатель стоит на такой позиции потому, что между родственниками и усыновляемым ребенком легче создать семейные доверительные отношения. Эта норма вобрала в себя опыт сложившейся практики усыновления, поскольку была внесена в качестве дополнения к новому Семейному кодексу. Поэтому есть все основания сказать, что подобное положение имеет жизненную основу.
Усыновить ребенка могут как супруги, так и отдельные граждане (например, отчим или мачеха). Не могут одновременно усыновить ребенка лица одного пола или разного пола, но не состоящие между собой в браке (например, две сестры, дедушка ребенка и его тетка).
Требования, предъявляемые к усыновляемому, составляют вторую группу условий усыновления. В законе нет указания, о какого возраста можно усыновлять. Практика допускает усыновление ребенка с момента его рождения. Это не только не противоречит закону, но и, наоборот, способствует достижению главной цели усыновления — обеспечение интересов детей.
Статья 124 Семейного кодекса, дополненная и измененная Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 5 июня 1998 года[[31]], акцентирует внимание на необходимость учета этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности преемственности в воспитании и образовании, а также возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное воспитание. Данные изменения, несомненно связаны с реагированием Государственной Думы на печальный опыт усыновления детей как отечественными гражданами, так иностранцами.
Усыновление возможно только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Указывая на то, что усыновленным может быть только несовершеннолетний, законодатель установил максимальный возраст – до 18 лет. Это правило возражений не вызывает, ибо по достижению совершеннолетия утрачивается цель усыновления – создание детям, лишившимся родительского попечения, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Однако, как отмечалось выше, такое положение существовало не всегда, в различные периоды развития общества менялись цели и задачи института усыновления.
Кроме того, законом установлено правило, что не может быть усыновлен ребенок, не достигший совершеннолетия, но эмансипированный, поскольку такое лицо приобретает полный объем дееспособности (ст. 27 ГК РФ), а также вступивший в брак.
Имеется ряд нормативных актов, охраняющих интересы несовершеннолетних, хотя само понятие «интересы детей» законодателем не раскрыто. В действующих нормативных актов также подчеркивается необходимость учитывать интересы детей, в том числе и при усыновлении (ст. 124 СК РФ), но термин этот по-прежнему не получил легального разъяснения.
При научном толковании термина «интересы ребенка» исследователи выносят на первый план различные критерии. Однако большинство ученых придерживается мнения, согласно которому «усыновление признается отвечающим интересам усыновляемого, если в семье усыновителя имеются необходимые благоприятные условия (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье, для под­готовки усыновляемого к общественно полезной деятельности и, наконец, если моральный облик усыновителя и членов его семьи отвечает требованиям общепринятой морали»[[32]] При этом подчеркивается, что лучшие материальные возможности не могут иметь решающего значения.[[33]ї Думается, что эта позиция наиболее правильно отражает цель усыновления.
Однако нельзя не остановиться на особенности содержания понятия «интерес ребенка», которое состоит в том, что интерес зачастую не осознается самим ребенком в силу возраста. Поэтому в литературе высказано мнение: «Интерес ребенка формируется самими родителями или другими взрослыми субъектами семейного правоотношения, которые должны сами определить, выявить интерес ребенка и строить поведение с учетом указанного интереса. Однако не всегда понимание взрослыми субъектами интереса ребенка соответствует его подлинному интересу»[[34]]. Полагаем, что это не совсем верное суждение, потому что нельзя сформировать интерес ребенка, можно лишь его постигнуть, понять, определить. Более того, интерес ребенка не есть раз и навсегда определенная категория. Содержание этого понятия меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, окружающей среды, наклонностей ребенка. Далее, поскольку ребенок живет в обществе, то его интересы должны соответствовать интересам общества. Таким образом, понятие интересы ребенка, как и понятие интереса вообще, включает в себя два элемента: объективный и субъективный. Объективный подчеркивает общественный характер личности ребенка, а субъективный — индивидуальные потребности этой личности. Такой подход к понятию интересов ребенка обеспечивает правильное решение о возможности усыновления.
В связи с тем, что в литературе встречается термин «охрана детства», возникает вопрос о соотношении категорий «интересы ребенка» и «охрана детства». Несомненно, охрана детства проводится в интересах ребенка. Поэтому целью охраны детства является создание условий, способствующих полноценному физическому и моральному развитию ребенка, т.е. указанные понятия имеют одну цель, для достижения которой используются различные средства.
Некоторые авторы придерживаются иных позиций. Например, А.М. Нечаева полагает, что данные категории различны по объему своего содержания. Под интересами несовершеннолетних она понимает условия надлежащего воспитания. Охрана детства, по ее мнению, включает в себя еще заботу о физическом развитии[[35]]. Однако понятие «воспитание» включает в себя заботу не только о моральном, но и физическом развитии ребенка. Поэтому только при наличии обоих условий можно говорить, что воспитание осуществляется в интересах несовершеннолетних и, следовательно, детство охраняется.
Подтверждением сказанного может служить и тот факт, что некоторые авторы употребляют термин, объединяющий указанные категории. Например, Н.С. Алексеенко пишет: «Правовая охрана интересов… — понятие объемное, широкое, она предполагает регулирование нормального поведения участников семейных отношений по воспитанию и содержанию детей».
О том важном значении, которое придает законодатель интересам несовершеннолетнего, можно судить на основании ч.1 ст. 124 СК РФ, указывающей, что усыновление допускается только в интересах несовершеннолетних детей, а также ч.2 ст.141 СК РФ, подчеркивающей, что усыновление может быть отменено, если этого требуют интересы ребенка.
Закон не разрешает усыновлять братьев и сестер разными лицами. Это — общее правило. Позиция законодателя понятна, поскольку разлучение ребенка и без того обделенного семейным вниманием со своим братом или сестрой травмирует его психику. Однако из данного правила возможны исключения в тех случаях, когда усыновление братьев и сестер разными лицами отвечает их интересам. Подобные ситуации могут возникнуть, если дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно либо не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.
В статье 12 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, участницей которой является и Россия, сказано: «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»[[36]].
Такой возраст наше национальное законодательство, Семейный кодекс, в частности, определяет как 10 лет. Для того, чтобы усыновить ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо получить его согласие. Согласие ребенка не должно быть общим. Оно должно быть конкретизированным. То есть от ребенка требуется согласие на его усыновление определенным конкретным лицом. Согласие выявляется органом опеки и попечительства и оформляется в письменной форме либо отражается в заключении об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка, а также оно может быть выражено в устной форме в судебном заседании, но должно быть занесено в протокол судебного заседания (п. 25 Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам)[[37]].
Пункт 2 статьи 132 Семейного кодекса в исключение из общего правила разрешает усыновление ребенка без его согласия, если он до подачи заявления об усыновлении усыновителями проживал в их семье, и считает их своими родителями. Законодатель разрешает усыновление без согласия ребенка, в подобных случаях руководствуясь, прежде всего, его интересами, поскольку получение согласия у ребенка означает разглашение тайны усыновления.
Для усыновления ребенка необходимо, чтобы будущие усыновители имели представление о состоянии здоровья усыновляемого, поскольку закон ничего не указывает о том, что усыновлению подлежат лишь здоровые дети. А для установления усыновления над больным ребенком необходимо, чтобы будущий усыновитель шел на это осознанно, чтобы такой ребенок не был для него обузой. В вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда определено, что суд «вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и независящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка». Одним из таких оснований называется «выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении». В связи с этим, в отношении детей, подлежащих усыновлению, экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации проводится освидетельствование, о результатах которого делается медицинское заключение. При наличии у ребенка заболевания, недостатков в физическом или умственном развитии администрация учреждения, где находится ребенок, предупреждает об этом кандидатов в усыновители под расписку.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Разъяснения о характере заболевания ребенка, его возможных последствиях проводится главным врачом воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
В личном деле ребенка отмечается, что усыновитель предупрежден о недуге ребенка и его последствиях.
Кроме того, лица, желающие усыновить ребенка, имеют право провести независимое обследование здоровья усыновляемого ребенка.
Третью группу условий усыновления составляют требования, изложенные в ст.ст. 129, 130, 131, 132, 133 СК РФ, из содержания которых усматривается, что для усыновления требуется согласие определенных лиц. Эти условия были введены КЗоБСО РСФСР 1926 года (ст.ст. 61, 62, 63) и имели большое значение при решении вопроса усыновления. «Усыновление может состояться лишь с согласия предусмотренных законом лиц: самих усыновителей; кровных родителей ребенка или лиц, заменяющих родителей; супруга усыновителя, если он не усыновляет ребенка, и, наконец, самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет»[[38]].
Согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, не признанных в установленном порядке недееспособными или безвестно отсутствующим, на усыновление должно быть выражено в письменной форме (ст. 129 СК РФ). Усыновление, произведенное без согласия родителей в тех случаях, когда такое согласие требовалось, может быть отменено судом по иску родителя, если суд установит, что возвращение ребенка соответствует его интересам (ст. 141 СК РФ).
Родители могут дать согласие на усыновление своего ребенка определенным лицом, либо предоставить выбор усыновителей органам опеки и попечительства. Некоторые ученые высказывали сомнения в правомерности заранее данного родителями согласия на усыновление детей, находящихся в детском учреждении. Такие опасения не обоснованы, ибо если родители отказываются от предоставленного им права воспитывать своего ребенка, то вопрос о том, кто будет его воспитывать, затрагивает в первую очередь интересы самого несовершеннолетнего. Аналогичного мне­ния придерживаются и другие авторы, например, А. Пергамент пишет: «следовало бы дать отрицательный ответ только в том случае, если было бы установлено, что такое заранее данное согласие в какой-то мере противоречит интересам ребенка, родителей или усыновителей, тем самым противоречит и закону, направленному на охрану этих лиц»[[39].
Признание родителей в установленном порядке недееспособными иди безвестно отсутствующими — основание для усыновления без их согласия. Это положение также направлено на охрану интересов несовершеннолетнего. Родители в данном случае не могут осуществлять свое право на воспитание ребенка и подучить их согласие на усыновление невозможно, поэтому при создании ребенку надлежащих условий воспитания и содержания с помощью усыновления целесообразно произвести его без их согласия» Подобного мнения придерживается ряд ученых. Однако есть и другие мнения. Так, К. Колибаб, выступая против такого правила, писал: «Признание гражданина безвестно отсутствующим не прекращает его личные и имущественные права и даже влечет за собой принятие мер к ограждению его законных интересов. Лишь признание гражданина умершим прекращает его личные права и иму­щественные. Эти же правила применяются при решении вопросов семейных отношений. Тем более нет никаких оснований отказываться от установленных этими правилами гарантий прав граждан при решении вопроса о родительских правах, неразрывно связанных с жизненными интересами несовершеннолетних детей.
Закон не рассматривает психическую болезнь как основание для лишения граждан личных и имущественных прав. Наоборот, именно для защиты личных и имущественных прав и законных интересов устанавливается опека над личностью и имуществом душевнобольных. Ввиду этого следует признать незаконным лишение душевнобольных граждан родительских прав путем усыновления их детей»[[40]].
Ошибочность этой позиции подтвердило время. Лишать ребенка семейного воспитания в надежде, что возможно когда-нибудь его родители выздоровеют или объявятся, является нарушением интересов ребенка. Более того, если кровный родитель сознательно не дает согласия на усыновление, не выполняя в то же время своих обязанностей по воспитанию ребенка, то представляется возможным усыновление без его согласия, ибо такой безмотивный отказ нарушает интересы детей.
Относительно усыновления ребенка несовершеннолетних родителей Семейный кодекс разрешает вопрос следующим образом: для усыновления детей несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке и не достигших 16 лет, требуется также согласие и их родителей либо опекунов (попечителей). А при отсутствии оных, необходимо согласие органа опеки и попечительства. В случае, если законные представители несовершеннолетних родителей, не достигших 16 лет, не дадут согласия на усыновление, оно не может быть произведено. Если же несовершеннолетним родителям уже исполнилось 16 лет, то они наделяются всем комплексом родительских прав и обязанностей независимо от того, состоят ли они в браке (ст.62 Семейного кодекса), а значит, при усыновлении их ребенка требуется только их согласие. Законодатель установил подобное правило потому, что родитель, не достигший 16 лет и, не состоящий в браке, сам еще будучи ребенком, не может самостоятельно решать жизненно важные вопросы. Ему необходима помощь и советы законных представителей, тем более в таком вопросе, как судьба ребенка.
Семейный кодекс в части 2 пункта 1 статьи 129 определяет форму, в которой должно быть выражено согласие родителя на усыновление ребенка. Оно оформляется заявлением, которое заверяется нотариально либо руководителем учреждения, где находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей. Согласие может быть также выражено непосредственно в суде. В этом случае оно фиксируется в протоколе судебного заседания и лично подписывается родителями. Кроме того, оно отражается в выносимом решении.
Родители имеют право отозвать согласие на усыновление ребенка в любой момент до вынесения решения. Мотивы подобного поступка не имеют никакого значения.
Кроме указанных условий для усыновления в силу ч.1 ст. 133 СК РФ необходимо согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
Условие согласия супруга необходимо постольку, поскольку даже если один из супругов не хочет брать на себя обязанность по воспитанию ребенка, если он будет против того, чтобы другой супруг возложил на себя такие обязательства, то установить с ребенком здоровые семейные отношения не представится возможным. Семейный кодекс, разрешая усыновление ребенка одним из супругов, стоит на позиции соблюдения, прежде всего интересов ребенка. А усыновление ребенка обоими супругами более предпочтительно, так как дает ему и отца и мать, а следовательно максимально приближает его жизнь к жизни в полноценной семье. При установлении усыновления суд принимает во внимание все обстоятельства, а, следовательно, и выносит решение с учетом индивидуальных особенностей.
Согласие супруга на усыновление не требуется в случае, если супруги фактически прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Признание такого супруга безвестно отсутствующим не требуется. Доказательствами о неизвестности местонахождения супруга могут служить заявление усыновителя, а также сведения, полученные в порядке опроса по месту жительства супруга.
Статья 131 Семейного кодекса устанавливает, что для усыновления ребенка, находящегося под опекой (попечительством) необходимо согласие, выраженное в письменной форме его опекуна (попечителя), ребенка, находящегося в приемной семье — письменное согласие приемных родителей. Если усыновляется ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, то необходимо письменное согласие руководителей данных учреждений.
Однако согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей вышеперечисленных учреждений не может заменить согласия кровных родителей, если они живы, не лишены родительских прав, не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими и не уклоняются от воспитания и содержания ребенка. Отказ лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 131 Семейного кодекса, дать согласие на усыновление, в отличие от отказа кровных родителей не препятствует положительному решению вопроса об усыновлении ребенка, если таковое будет в его интересах (п. 2 ст. 131 СК). Поскольку «противодействие усыновлению может объясняться сугубо личными мотивами, субъективной оценкой сложившейся ситуации, негативным отношением к личности будущих усыновителей и т. п.»[[41]].

§3. Порядок усыновления
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством[[42]]. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нрав­ственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ[[43]].
Аналогичные мероприятия предусмотрены и законодательством ряда субъектов РФ[[44]].
Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, ос­тавшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти[[45]].Однако согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121—123, 125, 140, 142, 145, 147, 150—151 и др.), в ГК (ст. 31—41), ГПК (ст.270--272), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.
В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы должны решаться в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей выполняются муниципальными отделами (департаментами) образования, входящим в структуру местной администрации.
Поскольку проблема детской беспризорности, обездоленности, сиротства при живых родителях приобрела глобальный размах, законодатель в целях содействия по выявлению этих детей и устройству их судьбы, обязал должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и иных учреждений, а также всех граждан, располагающих сведениями об этих детях, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по фактическому местонахождению ребенка. Обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто сможет располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. После получения таких сведений органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни ребенка. Оно преследует цель выяснения действительной обстановки, знакомство с ребенком, с условиями, в которых он находится. Такое обследование носит характер первичного. Его результаты оформляются двумя документами: актом обследования и заключением. Акт обследования содержит информацию о проведенной работе, об установленных фактах, описывает условия, в которых находится ребенок. Заключение же обобщает все факты и содержит сделанные на основе проведенного первичного обследования выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка. Форму устройства органы опеки и попечительства избирают индивидуально для каждого ребенка с учетом выявленных обстоятельств. Статья 123 Семейного кодекса гласит, что для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, они могут быть переданы на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей — сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей.
Данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы. Кроме того, после проведения первичного обследования условий жизни ребенка органы опеки и попечительства обязаны принять меры по охране имущества ребенка; составить его опись.
Пункт 2 статьи 122 Семейного кодекса обязывает руководителей воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщать органам опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. За нарушение указанного срока на вышеперечисленных лиц налагается административная ответственность в порядке статьи 5.36 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа.[46] Органы опеки и попечительства в течение месяца при получении сведений, указанных в пункте 1 и 2 статьи 122 Семейного кодекса обеспечивают устройство ребенка.
Федеральным Законом « О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 5 июня 1998 года пунктом 3 статьи 122, изложенным в новой редакции, был отменен централизованный порядок учета детей и введен учет детей в государственном банке данных. Статья 2 этого Закона указывает, что до введения в действие Федерального Закона о порядке формирования и пользования государственным банком данных (а он еще не введен), необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».[[47]]
15 марта 2001 года был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[48], который определяет его формирование и пользование. Согласно данному Закону государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей есть совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и представление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свою семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.