Введение
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.
Актуальность данной темы обусловлена увеличением значимости роли Управления труда и занятости населения как исполнительного органа для реализации права на труд в период существующего кризиса экономики.
Цель работы: выявить сущность Управления по труду и занятости населения по Белгородской области как органа исполнительной власти данного субъекта.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и организационно-правовую характеристику Управления по труду и занятости населения Белгородской области; его правовой статус; проанализировать основные мероприятия по содействию гражданам в их реализации права на труд.
Предметом исследования является сущность и направления деятельности Управления по труду и занятости населения Белгородской области.
Объектом исследования данной темы является совокупность правоотношений в области реализации прав граждан на труд.
При выполнении указанной работы был использован ряд учебной и научной литературы, такой как: «Экономика и социология труда» под редакцией Адамчук В.В., «Региональная экономика» под редакцией В.И. Видяпина, М.В. Степанова и др. Нормативно-правовой основой стали: Постановление Правительства Белгородской области от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об утверждении программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году»; Распоряжение от 9 января 2008 года № 2-рп «Об Утверждении положения, структуры и штатных расписаний Управления по труду и занятости населения Белгородской области».
Глава 1. Управление по труду и занятости населения как орган исполнительной власти
Понятие и организационно-правовая характеристика Управления
Управление по труду и занятости населения как орган исполнительной власти представляет собой целенаправленное воздействие со стороны специально созданных органов (государственных, общественных, муниципальных) на общественные отношения по поводу реализации социальной функции государства.
Управление по труду и занятости населения состоит из нескольких подсистем: подсистемы государственного управления, подсистемы общественного управления, подсистемы муниципального управления. В диссертационной работе большее внимание уделено теоретико-правовой характеристике управления занятости населения. Его содержание возможно описать только с помощью изучения соответствующих признаков, функций, особенностей, целей воздействия, субъектов и управляемых объектов, рассматриваемых с точки зрения системы. Признаками управления по труду и занятости населения являются: 1) это специфический вид деятельности; 2) реализует право на административное правотворчество; 3) осуществляется систематично и непрерывно; 4) выполняет функции обеспечения и исполнения; 5) распространяется на государственные, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации в виде управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур; 6) обладает вертикальными связями и отношениями; 7) реализует полномочия юридического характера; 8) основывается на организационно-функциональном принципе.
Государственное управление по труду и занятости направлено на выполнение только социально-экономических целей. Оно наряду с традиционными для государственного управления функциями выполняет специальные функции в области правового обеспечения (создание программ поддержки безработного населения), в области ресурсного обеспечения (заключение административных договоров), в области кадровой политики, подготовки кадров, информационного обеспечения органов по труду занятости населения.
Главной особенностью управления целом является органичное сочетание государственного, общественного и муниципального управления, тесно взаимосвязанных между собой. Исходя из вышесказанного, государственное управление по труду и занятости населения (как отрасль государственного управления) — это обширная отрасль, состоящая из взаимосвязанных и подчиненных звеньев-органов управления, объединенных общностью объектов управления, выполняющих специальные функции, цели и задачи, способствующие поддержке и обеспечению нормального жизненного уровня населения.
Особенностью объекта управления по труду и занятости населения является его социальный характер1.
Управление по труду и занятости населения Белгородской области было образовано распоряжением правительства области от 29 октября 2007 года.
Управление по труду и занятости населения Белгородской области является органом исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений и осуществляющим переданные полномочия в сфере содействия занятости населения.
Нормативно-правовой основой деятельности Управления являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, постановления, инструкция и методические указания Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, акты Федеральной службы по труду и занятости, Устав области, законы, постановления и распоряжения губернатора и правительства области.
Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета и иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать с изображением герба области и своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца. Имущество Управления является государственной собственностью Белгородской области и находится у него в оперативном управлении.
Управление является правопреемником управления по труду области и управления государственной службы занятости населения
В структуру управления входят:
— Отдел аналитической и организационно-контрольной работы
— Отдел трудоустройства и программ занятости
— Отдел трудовой миграции
— Отдел социально-трудовых отношений, уровня жизни и доходов
— Отдел охраны и государственной экспертизы условий труда
— Отдел профессионального обучения и целевой подготовки кадров
— Отдел информационных технологий
— Финансово-бухгалтерский отдел
— Отдел правовой и кадровой работы.
1.2 Правовой статус Управления по труду и занятости населения Белгородской области
Основными задачами Управления являются:
1. Реализация на территории области в пределах своей компетенции государственной политики в сфере:
-труда и содействия занятости населения;
-социально — трудовых отношений;
-уровня жизни, доходов населения;
-оплаты труда работников областных бюджетных учреждений;
-управления охраной труда;
2. Координация работы по изучению потребности в кадрах и специалистах для отраслей экономики;
3. Организация работы Управления и центров занятости, включая реализацию государственных гарантий в области занятости населения и региональных программ содействия занятости населения.
В соответствии с возложенными на него задачами Управление по труду и занятости населения Белгородской области осуществляет на территории области полномочия, которые можно классифицировать по сферам деятельности.--PAGE_BREAK--
В сфере труда:
Разрабатывает в пределах своей компетенции и организует внесение в установленном законодательством порядке на рассмотрение областной Думы, правительства и губернатора области законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов области:
-об установлении размеров, порядка и условий оплаты труда работников бюджетных учреждений;
-о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормируемым рабочим днем;
-об определении потребительской корзины и прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения;
-об условиях и охране труда;
-по иным вопросам социально — трудовых отношений (в том числе о росте заработной платы и погашении задолженности по ее выплате, о занесении на областную Доску Почета победителей соревнований).
2. Осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов.
3. Координирует развитие социального партнерства на территории области, участвует в регулировании договорных социально — трудовых отношений, работе по подготовке и заключению трехстороннего соглашения между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством области, соглашения об установлении регионального минимального размера оплаты труда, осуществляет контроль за их выполнением1.
4.Оказывает методическую помощь специалистам муниципальных образований муниципальных районов и городских округов по заключению территориальных соглашений в сфере социально — трудовых отношений, иных связанных с ними экономических отношений.
5. Осуществляет проведение уведомительной регистрации отраслевых соглашений, коллективных договоров областных организаций, организует работу органов по труду муниципальных образований по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров с включением в них обязательств по росту заработной платы, установлению минимального размера оплаты труда, оказанию материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляет контроль за их выполнением, взаимодействует с профсоюзными организациями и представителями собственников (работодателями) по выработке рекомендаций при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров.
6. Обеспечивает функционирование областной Доски Почета.
7.Участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, в разрешении коллективных трудовых споров.
8. Организует и обеспечивает деятельность областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оперативной комиссии области по контролю за своевременной выплатой заработной платы, иных социальных выплат, платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
9. Оказывает методическую помощь и согласовывает отраслевые Положения по оплате труда работников областных бюджетных учреждений.
10. Проводит мониторинги:
— социально-трудовой сферы области;
-рынка труда области.
-оплаты труда и своевременности выплаты заработной платы работников учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов; -результатов внедрения отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений отраслей социальной сферы;
-уровня низкой заработной платы по предприятиям и организациям производственных видов экономической деятельности;
-задолженности по выплате заработной платы по предприятиям и организациям области;
-результативности деятельности органов исполнительной власти, управлений, государственных органов области и органов местного самоуправления по индикаторам результативности деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами области;
-иных видов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
11. Разрабатывает прогнозы социально-экономической ситуации в области по показателям уровня жизни населения (размеров среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, фонда оплаты труда, просроченной задолженности по выплате заработной платы, величины прожиточного минимума, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума), численности занятого населения в разрезе отраслей экономики и форм собственности, трудовых ресурсов, проводит согласование численности работающего населения для формирования бюджетов муниципальных образований;
12. Осуществляет контроль за соблюдением условий оплаты труда руководителей областных государственных унитарных предприятий и учреждений, ежеквартально совместно с департаментами и управлениями области, курирующими соответствующие отрасли, согласовывает размер вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности, контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в областных государственных унитарных предприятиях и учреждениях;
13. Координирует деятельность органов местного самоуправления по вопросам обеспечения единой политики в области труда и социально-трудовых отношений;
14. Участвует в реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда в пределах своей компетенции;
15. Организует разработку и вносит на утверждение правительства области областную целевую программу улучшения условий и охраны труда, участвует в реализации и осуществляет контроль за ее выполнением в пределах установленных полномочий;
16. Организует проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда у руководителей организаций, технических руководителей и специалистов служб охраны труда организаций всех форм собственности, работодателей — физических лиц, общественного актива;
17. Организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организациях, действующих на территории области;
18. Проводит государственную экспертизу документации и материалов по условиям и охране труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации;
19. Осуществляет методическое руководство работой служб охраны труда органов местного самоуправления области, консультационную помощь работодателям по вопросам оценки условий труда, установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных и опасных условиях труда;
20. Совместно с Государственной инспекцией труда в Белгородской области, другими государственными контрольно-надзорными органами, профсоюзами осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства по вопросам социально — трудовых отношений, законодательства об охране труда на предприятиях и организациях всех форм собственности1.
В сфере занятости населения:
1. Осуществляет контроль за:
-обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
-приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; — регистрацией инвалидов в качестве безработных;
2. Регистрирует граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрирует безработных граждан;
3. Обеспечивает оказание следующих государственных услуг:
-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям
в подборе необходимых работников;
-информирование о положении на рынке труда;
-организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
-организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
-психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; продолжение
--PAGE_BREAK--
-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
-организация проведения оплачиваемых общественных работ;
-организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
-социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
-содействие самозанятости безработных граждан;
-содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
-выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4. Разрабатывает и реализует программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5. Организует и проводит специальные мероприятия по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
6. Участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;
7. Проверяет, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлекает виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8. Принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
9. Обобщает практику применения и анализирует причины нарушений законодательства о занятости населения, готовит предложения по совершенствованию данного законодательства;
10. Организует работу по формированию, ведению и использованию банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;
11. Координирует работу по привлечению иностранной рабочей силы для нужд работодателей Белгородской области в соответствии с действующими федеральными и областными нормативными правовыми актами;
По общим вопросам Управления:
1.Осуществляет разработку перспективных балансов трудовых ресурсов в области;
2. Разрабатывает и реализует мероприятия по формированию и регулированию рынка временной рабочей силы на территории области за счет трудового потенциала мигрантов;
3. Исполняет функции государственного заказчика по формированию регионального заказа на подготовку кадров в учебных заведениях области в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации и Белгородской области;
4. Организует обучение профессиям и специальностям, необходимым при создании новых рабочих мест;
5. Разрабатывает прогноз потребности предприятий и организаций области в кадрах на перспективу в отраслевом и профессионально -квалификационных разрезах для осуществления их профессиональной подготовки на контрактной основе;
6. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан в установленный законодательством Российской Федерации срок;
7. Организует проведение семинаров, выставок, смотров — конкурсов в сфере социально — трудовых отношений, занятости и охраны труда;
8. Информирует население области по вопросам социально-трудовых отношений, занятости населения, рынка труда, роста заработной платы, ликвидации задолженности по ее выплате, состояния условий и охраны труда;
9. Подготавливает и направляет информации по вопросам социально — трудовых отношений, уровня жизни и доходов населения, занятости населения, условий, охраны труда и мерах по ее улучшению в Министерство, Роструд, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально — трудовых отношений, Центрально — Черноземное управление по урегулированию коллективных трудовых споров, губернатору и правительству области, в органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области;
10. Осуществляет функции распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Управление полномочий;
11. Выступает государственным заказчиком при размещении государственных заказов и заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с целью осуществления полномочий Управления, в случае необходимости, выступает государственным заказчиком от лица подведомственных учреждений;
12. Организует работу и контролирует деятельность подведомственных учреждений в сфере труда и занятости населения, охраны труда;
13. Формирует и представляет в департамент финансов и бюджетной политики области предложения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Управления и подведомственных учреждений;
14. Обеспечивает разработку, внедрение, контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем, их обслуживание и ремонт технических средств, внедрение и сопровождение информационно-телекоммуникационных средств, исполнение требований по защите информации, создание единой информационной системы центров занятости;
15. Подготавливает и обеспечивает представление в установленном порядке форм статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности Управления и подведомственных учреждений;
16. Осуществляет в установленном порядке работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления, в пределах установленных полномочий;
17. Приобретает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;
18. Осуществляет иные функции, отнесенные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными актами области к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере труда, содействия занятости населения, охраны труда.
Управление с целью реализации своих полномочий имеет право:
— утверждать сметы доходов и расходов подведомственных учреждений, осуществлять контроль за целевым использованием ими бюджетных средств;
— запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, местного самоуправления муниципальных образований, предприятий и организаций в объеме, необходимом для осуществления полномочий в соответствии с действующим законодательством;
— осуществлять выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости населения и составлять протоколы об административных правонарушениях;
— привлекать в установленном порядке для рассмотрения актуальных вопросов в сфере труда и занятости, охраны труда, отнесенных к компетенции Управления, научные и иные организации, ученых и специалистов;
— участвовать в подготовке, проведении и финансировании семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам труда и занятости, охраны труда;
— участвовать, в пределах своей компетенции в реализации программ по вопросам труда и занятости, трудовой миграции, охраны труда;
— осуществлять издание информационных, аналитических, научно -методических материалов по вопросам труда и занятости населения, охраны труда1.
Глава 2. Основные мероприятия Управления по труду и занятости населения в Белгородской области продолжение
--PAGE_BREAK--
Управление по труду и занятости населения Белгородской области регулирует сложнейшие процессы интеграции спроса и предложения рабочей силы. Управление реализует на территории области государственную политику в сфере: труда и содействия занятости населения социально-трудовых отношений уровня жизни, доходов населения оплаты труда работников областных бюджетных учреждений управления охраной труда
Рассмотрим ситуацию на рынке труда в Белгородской области и деятельность Управления, направленная на ее улучшение.
В январе-сентябре 2009 года из-за сложных экономических условий более 300 предприятий вынуждены были частично или полностью свернуть свою деятельность.
По сведениям ГУ «Центр занятости населения» городов и районов области за девять месяцев с начала 2009 года с предприятий и организаций области высвобождены в связи с сокращением штатов, реорганизацией либо ликвидацией предприятий 7,3 тыс. человек, что на 2,4 тыс. человек (50,6 процента) больше, чем за тот же период прошлого года. Еще более 3 тыс. человек могут потерять работу в IV квартале 2009 года.
Число граждан, обратившихся в службу занятости за девять месяцев 2009 года, в 1,5 раза превышает прошлогодний уровень – 108,8 тыс. человек против 70,0 тыс. человек.
Потребность в кадрах, заявленная работодателями в службу занятости, в отчетном периоде была на 9,1 тыс. единиц больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (70,3 тыс. единиц против 61,2 тыс. единиц). Однако доля вакансий по рабочим профессиям в отчетном периоде составила 87,6 процента, против 84,0 процентов в соответствующем периоде прошлого года, что обострило структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда области и затруднило процесс трудоустройства граждан, претендующих на должность специалистов или служащих. Содействие в трудоустройстве в текущем году смогли получить только 58,2 процента граждан, обратившихся в службу занятости, против 71,6 процента граждан в соответствующем периоде прошлого года1.
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Белгородстатом, наибольшая численность безработных в регионе была отмечена в мае т.г. – 41,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы составлял 5,1 процента. (В мае 2008 года – 26,3 тыс. человек и 3,4 процента соответственно).
Пик роста числа зарегистрированных безработных был зафиксирован в марте 2009 года, когда количество безработных составило 14,7 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 1,39 процента по состоянию на 1 января 2009 года до 1,94 процента по состоянию на 1 апреля 2009 года – это в два раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (1,94 процента против 0,95 процента).
В мае т.г. появились некоторые признаки ослабления давления на рынок труда области – замедлился рост численности вновь зарегистрированных безработных, наблюдался рост заявленных работодателями вакансий.
Реализация мероприятий Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году способствовала снижению социальной напряженности и повышению гарантий в сфере занятости.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 апреля 2010 года в Белгородской области составил 1,86 %. С начала года доля безработных среди экономически активного населения региона заметно выросла, однако пока уровень безработицы не превышает прошлогодних показателей.
С начала года уровень безработицы вырос на 0,1 % – с 1,76 % по итогам 2009 года до нынешних 1,86 %. В прошлом году именно на апрель приходился пик безработицы – 1,94 %, которая к октябрю спала до 1,64 %. В 2008 году уровень безработицы составлял 1,39%.
Согласно прогнозу департамента экономического развития к концу 2010 года уровень регистрируемой безработицы должен снизиться до показателя 1,7 % и в дальнейшем снижаться до 1,5 % в 2011 году и до 1,4 % в 2012-м.
С начала года в Белгородской области под сокращение попали 1 486 человек. Количество сокращённых по итогам первого квартала по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшилось на 439 человек, однако, в 2008 году количество уволенных по причине сокращения составляло 564 человека, что почти в 4 раза меньше сокращенных в 2009 году. По данным регионального управления по труду и занятости населения, в ближайшие два месяца с предприятий области может быть отчислено свыше 2 000 человек. Таким образом, в настоящее время ситуация на рынке труда, несмотря на лучшие показатели по сравнению с прошлым годом, остается напряженной.
За счёт сокращения штатов в предстоящие два месяца с предприятий и организаций области может быть высвобождено 2 254 человека. Таким образом, численность зарегистрированных безработных в апреле 2010 года может составить 14 800 человек, а уровень регистрируемой безработицы – 1,88 %.
Всего на учёте в службе занятости населения к 1 апреля 2010 года насчитывалось 16 467 граждан, не занятых трудовой деятельностью. 14 720 из них – в официальном статусе безработного. По состоянию же на 1 октября 2009 года в центрах занятости населения области состояли на учете 15521 незанятых трудовой деятельностью человек. Официальный статус безработного имели 13282 человека, что на 6660 человек больше, чем на 1 октября 2008 года.
В январе-марте 2010 года в государственную службу занятости населения обратилось 27119 человек, из них 14114 человек – по вопросу поиска подходящего места работы. Трудоустроено при содействии центров занятости населения 5028 человек, или 35,6% от числа обратившихся.
В ходе реализации Программы по стабилизации ситуации на рынке труда в 2009 году на временные (общественные) работы были трудоустроены 49872 человека, 1448 выпускников учреждений профессионального образования прошли стажировку и получили возможность дальнейшего трудоустройства на предприятиях области, 3000 безработным гражданам оказана финансовая поддержка на организацию собственного дела, 4920 специалистам предоставлена возможность опережающего обучения востребованным профессиям и специальностям.
16 ноября 2009 года постановлением правительства Белгородской области была утверждена программа стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году.
На реализацию Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году выделено 376,77 млн. рублей, в т.ч. 357,93 млн. рублей — субсидии из федерального бюджета и 18,84 млн. рублей — ассигнования бюджета области.
Новыми направлениями Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году являются создание дополнительных рабочих мест для безработных граждан, в том числе и специализированных рабочих мест для инвалидов, реализация медиа-проектов для информационного сопровождения реализации дополнительных мероприятий, расширение спектра выплат и компенсаций участникам Программы. (Приложение 1).
Реализация Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году позволит трудоустроить на временные рабочие места 10000 граждан, находящихся в режиме неполной занятости, безработных граждан и граждан, ищущих работу, организовать стажировку 1000 выпускников учреждений профессионального образования, опережающее обучение 950 граждан, находящихся под риском увольнения, трудоустроить 100 инвалидов, содействовать в организации собственного дела 2000 безработных граждан и стимулировать создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, 500 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Мероприятия Программы позволят не только стабилизировать ситуацию на рынке труда региона, но и обеспечат сохранение оптимального уровня безработицы и расширят возможности социальной адаптации белгородцев в новых экономических условиях1.
Заключение
В настоящее время одним из важнейших направлений работы Управления по труду и занятости населения является оказание содействия трудоустройству граждан, увольняемых в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации.
О неблагоприятной ситуации в этой сфере в Белгородской области свидетельствуют следующие факты:
-на 36 предприятиях, организациях области экономическая ситуация продолжает сохраняться нестабильной, что создаёт угрозу отдельных и массовых увольнений работников этих предприятий;
-доля сокращенных работников, обращающихся в органы службы занятости данной категории, в общей численности безработных увеличилась до 33 процентов;
-сокращенные работники относятся к категории безработных, наиболее сохраняющих мотивацию к труду, что позволит проводить результативную работу по содействию их трудоустройству на постоянную и временную работу.
Реализация программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области позволит трудоустроить на временные рабочие места 10000 граждан, находящихся в режиме неполной занятости, безработных граждан и граждан, ищущих работу, организовать стажировку 1000 выпускников учреждений профессионального образования, опережающее обучение 950 граждан, находящихся под риском увольнения, трудоустроить 100 инвалидов, содействовать в организации собственного дела 2000 безработных граждан и стимулировать создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, 500 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Постановление Правительства Белгородской области от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об утверждении программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году».
2. Распоряжение от 9 января 2008 года № 2-рп «Об Утверждении положения, структуры и штатных расписаний Управления по труду и занятости населения Белгородской области».
Литература продолжение
--PAGE_BREAK--
1.Агабекян Р. Л., Авагян Г. Л. Современные теории занятости: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. — М.: ЮНИТИ (UNITY), 2009. — 189 с.
2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 407 с.
2.Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003. гг. / Вопросы экономики. 2008. № 3.
3. Бреев Б. Д. Безработица в современной России. — М.: Наука, 2008 — 269 с.
4.Занятость и безработица: 100 вопросов и ответов / Под ред. С.В. Дудникова. — М.: Изд-во «Ж.-д. дело», 2009. — 46 с.
5. Кашепов А. В. Экономика и занятость: Монография. — М.: ИМЭИ, 1999. — 233 с.
6. Киселева Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие / Е.А. Киселева. — М.: Эксмо, 2009. — 352 с.
7. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятости населения. Служба занятости (правовой аспект). — М.: Перспектива.2008. — 368с.
8. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. — М.: Междунар. отношения, 2008. – 180 с.
9. Обзор занятости в России / Фонд «Бюро экон. анализа. — М.: ТЕИС, 2002.
Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва / Р.И.
10. Капелюшников. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 446 с.
11. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица. — М.: Изд-во Московского университета. 2009. — 368с.
12. Пашин В. П., Богданов С. В. Государство и безработица в России: 1900-2000 гг. — Курск: Кур. гос. техн. ун-т, 2009. — 299 с.
13.Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 381 с.
14. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 686 с.
15. Рынок труда и доходы населения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. специальностям / Бреев Б. Д. и др. Под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: Филинъ, 2009. — 277 с.
16. Четвертакова Е. Г. Справочник для предприятий и социальных работников. Занятость и безработица. — М.: Книга сервис, Приор. 2008. — 380с.
17. Шульгина Л. В., Тамошина Г. И., Щевелева Т. А. Занятость населения и человеческий капитал (монография). — Белгород: Тип. БГУ. 2009. – 346 с.
18. Яковлева Е.Б. Структурная перестройка экономики и рынок труда России. — СПб.: Поиск, 2009. – 457 с.