Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Уголовно правовая охрана государственной и служебной тайны в органа

--PAGE_BREAK--Проведенное исследование позволит повысить эффективность уголовно-правовой охраны конфиденциальной информации, в том числе и в сфере деятельности органов внутренних дел.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права Тюменского юридического института МВД РФ, где проводилось ее рецензирование и обсуждение. Основные теоретические выводы и положения, содержащиеся в диссертации, изложены в 7 научных статьях общим объемом 2,1 усл. п. л. (соавторство не разделено). Одна из публикаций помещена в журнале «Черные дыры в российском законодательстве», относящемся к числу изданий, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных положений диссертационных исследований. Результаты исследования были доведены до сведения научной общественности и работников правоохранительных органов на всероссийских и региональных научно-практических конференциях:«Уголовное право на рубеже тысячелетий» (г. Тюмень, 5 нояб. 2004 г., 16 нояб. 2006 г.), «Научные исследования высшей школы» (г. Тюмень, 8 февр. 2005 г., 8 февр. 2006 г., 8 февр. 2007 г.), «Уголовно-правовая политика в сфере информационной безопасности РФ» (г. Екатеринбург, 10 февр. 2007 г.), «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (г Красноярск 15–16 февр. 2007 г.).
Основные положения диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Тюменского юридического института МВД РФ, практическую деятельность органов прокуратуры г. Тюмени в качестве методических рекомендаций по вопросам квалификации преступлений, посягающих на государственную и служебную тайну ОВД.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и 2 приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрываются степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, его объект и предмет, методология и методика, теоретическая основа, эмпирическая основа, нормативно-правовая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о научной и практической апробации полученных результатов.
Глава первая – «Понятие, классификация и особенности охраны в органах внутренних государственной и служебной тайны» – включает в себя четыре параграфа.
Первый параграф – «Понятие государственной тайны» – посвящен определению основных понятий, используемых в сфере обращения конфиденциальной информации.
В диссертации рассматриваются существующие в науке определения информации, проводится анализ нормативной правовой базы, регламентирующей порядок обращения как с информацией открытой и общедоступной, так и информацией с теми сведениями, доступ к которым ограничен законодательством, делается вывод об общности таких понятий, как «информация», «сведения» и «данные». Термин «информация» по своему содержанию является более объемным и включает в себя понятия «сведения», «данные». В целях унификации уголовного законодательства и законодательства, регламентирующего оборот информации (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), предлагается использовать термин «информация».
В исследовании даются определения понятий «тайна», «государственная тайна», «служебная тайна». При этом основой определения является конфиденциальность как основное, отличительное свойство информации, обращение которой ограничено. Такой подход не связан с построением определения на основе перечисления эквивалентных составляющих – он базируется на ключевом свойстве конфиденциальности, что позволяет отличить тайну от иных видов информации.
Под конфиденциальностью следует понимать ограниченность оборота информации и установленный обладателем информации режим ее хранения и обращения, при котором обеспечивается ее доступность только определенному кругу субъектов и исключается возможность ее разглашения, блокирования либо утраты.
В диссертации предлагаются основные критерии различия государственной и служебной тайны, которые заключаются в потенциальной и действительной ценности сведений соответствующей категории конфиденциальности, характеристиках возможного ущерба от нарушения их конфиденциальности и характеристиках мер, обеспечивающих охрану государственной и служебной тайны. В частности, в случае посягательства на государственную тайну причиняется вред либо создается угроза его причинения интересам государственной безопасности Российской Федерации. В случае посягательства на служебную тайну лицом, обладающим допуском к ней, вред либо угроза его причинения не связаны с интересами государственной безопасности и направлены на охраняемые законом интересы в сфере государственной либо муниципальной службы, а также на охраняемые законом интересы третьих лиц.
Во втором параграфе – «Понятие служебной тайны» – исследуется содержание такой разновидности конфиденциальной информации, как служебная тайна, проводится сравнительный анализ служебной тайны и иных видов тайны (например, профессиональной). В состав служебной тайны могут входить и иные охраняемые законодательством виды конфиденциальной тайны, если такая информация стала достоянием субъектов государственной службы либо службы в органах местного самоуправления в процессе выполнения ими служебных функций. При этом, если в процессе непосредственной деятельности операторы служебной тайны становятся операторами государственной тайны, то сведения в части, касающейся государственной тайны, должны быть регламентированы нормами, обеспечивающими обращение и охрану именного государственной тайны.
Операторами служебной тайны могут являться государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, а также иные лица, обладающие допуском к информации, составляющей служебную тайну. При отсутствии допуска на обращение с такой информацией и совершении посягательства на служебную тайну вопрос о привлечении к уголовной ответственности за наступившие последствия должен решаться в отношении оператора служебной тайны как субъекта, по вине которого служебная тайна выбыла из установленного оборота. При совершении деяний, связанных с разглашением служебной тайны лицом, не относящимся к указанным выше лицам, и наступлением тяжких последствий, должен решаться вопрос о привлечении к уголовной ответственности оператора служебной тайны, по вине которого такая информация выбыла из установленного оборота.
Анализ федеральных законов и иных нормативных правовых актов позволяет заключить, что к обязанностям государственных служащих и служащих органов местного самоуправления относится обеспечение охраны служебной тайны, запрет на неправомерное обращение со служебной тайной, операторами которой они являются. Также законодательством предусмотрены основания юридической ответственности за нарушение конфиденциальности служебной тайны. Уголовный закон не содержит нормы, обеспечивающей охрану такой конфиденциальной информации, как служебная тайна.
В основу определения служебной тайны положены ее основные и отличительные свойства – конфиденциальность и содержание информации (сфера общественных отношений).
В третьем параграфе – «Классификация сведений, составляющих государственную и служебную тайну» − рассматриваются содержательные элементы государственной и служебной тайны и выделяются их общие признаки, что позволяет разделить весь массив сведений, составляющих государственную и служебную тайну, на несколько информационных групп.
Так, государственная тайна может быть разделена на отдельные составляющие (информационные компоненты), основываясь на следующих признаках:
1. В зависимости от предмета государственной охраны (сведения в области оперативно-розыскной деятельности, мобилизационных ресурсах и др.).
2. В зависимости от отдельных направлений государственной деятельности по территориальному признаку. При этом возможно выделение двух групп сведений, составляющих государственную тайну:
− сведения, составляющие государственную тайну о деятельности в перечисленных областях на территории Российской Федерации (внутритерриториальная государственная тайна);
− сведения, составляющие государственную тайну о деятельности в указанных областях за пределами территории Российской Федерации (внешне территориальная государственная тайна).
3. В зависимости от степенисекретности (грифы «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности»).
4. Объем сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которым имеет определенный субъект-обладатель (либо оператор системы) информации, определяется содержанием его должностных полномочий.
В связи с этим представляется возможной классификация сведений, составляющих государственную тайну, в зависимости от субъекта их обладателя (оператора): государственная тайна Министра внутренних дел, его заместителей и сотрудников Министерства внутренних дел, государственная тайна начальника органов внутренних дел субъекта Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономного округа, автономной области), его заместителей и сотрудников ОВД субъекта, государственная тайна горрайлинорганов внутренних дел и их сотрудников.
При рассмотрении вопроса о классификации сведений, составляющих служебную тайну, отмечается, что ее объектами являются данные в различных сферах деятельности государственных либо муниципальных органов, должностных лиц и отдельных граждан. К служебной тайне следует относить информацию в сфере врачебной, коммерческой, нотариальной и иной деятельности, операторами которой являются органы внутренних дел. Но в то же время нарушение конфиденциальности служебной тайны не связано с посягательством на безопасность государства.
Представляется возможной следующая классификация сведений, составляющих служебную тайну:
1. В зависимости от сфер деятельности органов государственной либо муниципальной власти:
− сведения в сфере деятельности правоохранительных органов;
− сведения в сфере деятельности иных государственных либо муниципальных органов власти.
2. В зависимости от содержания информации:
− сведения о деятельности государственных или муниципальных органов и их должностных лиц;
− иные сведения конфиденциального характера, ставшие известными в процессе деятельности этих органов или их должностных лиц.
3. В зависимости от объекта, которому причиняется ущерб в результате противоправного распространения служебной тайны:
− сведения, распространение которых ставит под угрозу интересы государственной либо муниципальной службы;
− сведения, распространение которых ставит под угрозу иные охраняемые законом интересы.
4. Подобно классификации сведений, составляющих государственную тайну, сведения, отнесенные к служебной тайне, также возможно дифференцировать в зависимости от обладателя (оператора) информационной системы.
Классификация сведений, составляющих государственную и служебную тайну, может быть полезна при квалификации преступных посягательств на охраняемую законом конфиденциальную информацию, разграничении смежных составов преступлений, а также при назначении наказания за подобные деяния.
В четвертом параграфе – «Особенности охраны сведений, составляющих государственную и служебную тайну в органах внутренних дел» – рассматриваются отдельные аспекты, связанные с обеспечением конфиденциальности государственной и служебной тайны в практической деятельности органов внутренних дел.
Проведенное исследование подтверждает, что факты нарушения конфиденциальности государственной либо служебной тайны нередко не закрепляются в официальной статистике. В частности, по данным проведенного опроса, руководство подразделении органов внутренних дел в 37,13 % случаев нарушения конфиденциальности государственной либо служебной тайны вообще не принимает никаких мер по привлечению к ответственности за данные нарушения, а также по предотвращению дальнейшего развития наступивших последствий. Более того, как показывает проведенное исследование, руководители подразделений органов внутренних дел нередко умышленно скрывают подобные противоправные посягательства на конфиденциальность государственной либо служебной тайны от официальной статистики. Так, 2,9 % опрошенных сотрудников ОВД отметили, что их руководство «укрывает подобные случаи нарушения конфиденциальности государственной либо служебной тайны».
В диссертации отмечается, что 83,7 % опрошенных сотрудников знают о существовании такой разновидности информации с ограниченным доступом, как государственная тайна, 92,6 % –о существовании служебной тайны. При этом доступом к государственной тайне обладают 16,7 % сотрудников, к служебной тайне – 81,5 %.
Но в то же время при наличии законного права на обращение с государственной либо служебной тайной только 1 % опрошенных сотрудников смогли правильно назвать признаки государственной тайны и 0,7 % – служебной тайны. Таким образом, большинство сотрудников органов внутренних дел, обладая доступом к государственной и служебной тайне, в практической деятельности не различают этих категорий конфиденциальной информации и заблуждаются относительно правил обращения с соответствующей разновидностью тайной информации.
Глава вторая – «Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел за посягательства на государственную и служебную тайну» – состоит из двух параграфов, в рамках которых рассматриваются преступления, посягающие на государственную и служебную тайну органов внутренних дел, совершаемые сотрудниками ОВД.
В первом параграфе – «Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на государственную тайну, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел» − рассмотрены объективные и субъективные признаки совершаемых сотрудниками ОВД преступных посягательств на государственную тайну, операторами которой они являются.
Предметом рассматриваемых преступлений являются сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с действующим законодательством.
Сведения, составляющие государственную тайну, могут иметь две формы своего существования: материальную и интеллектуальную (нематериальную). В материальной форме сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой материальные носители информации: документы (текстовые или графические, электронные носители информации и иные способы фиксации и отображения информации) и предметы (образцы изделий, различные приборы и аппараты, технические средства, макеты и т.п.). Иными словами, сведения, составляющие государственную тайну, проявляющиеся в материальной форме, – это все сведения, относящиеся к государственной тайне, зафиксированные в материальных носителях информации, т.е. предметах, обладающих физическими свойствами.
В интеллектуальной форме сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, отнесенную к государственной тайне, зафиксированную и находящуюся в обращении при помощи нематериальных носителей информации (память человека, речь, невербальное общение). Таким образом, к интеллектуальным носителям сведений, составляющих государственную тайну, следует относить источники информации, не обладающие зафиксированными на материальных объектах физическими свойствами.
Поскольку в диспозиции ст. 284 УК РФ речь идет не только о документах, содержащих государственную тайну, но и о предметах, которые в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» также могут являться носителями государственной тайны, предлагается внести соответствующие изменения в данную уголовно-правовую норму. Кроме того, необходимо предусмотреть в рамках уголовного законодательства и появление новых форм носителей государственной тайны, которые будут подвергаться постоянному совершенствованию и внедряться в практическую деятельность.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Данное определение в качестве носителей государственной тайны предполагает и документы, и предметы, и иные материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
В целях устранения неточностей и пробелов в УК РФ и его унификации с иными действующими нормативными правовыми актами представляется более корректной редакция ст. 284 УК РФ, которая предусматривает в качестве предмета преступления носитель государственной тайны.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.