Теория государства и права (1)
1. Предмет теории государства и права
Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства к права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.
Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:
1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.
2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.
3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.
Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:
–общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;
-юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;
–общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.
Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.
1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.
Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
2. Признаки государства
При рассмотрении понятия и сущности государства возникает вопрос: как отличить его от других организационных частей политической системы общества, например, от политических партий? Принято выделять для этого основные признаки государства. К ним относятся:
1. Наличие территории и территориальное разделение граждан
2. Наличие специального аппарата публичной власти, отделенного от общества.
3. Наличие права.
4. Суверенитет.
5. Налоги.
Наличие определенной территории и территориальное разделение граждан отличает государство от других форм общественной организации людей. Деление людей по признаку родства, как при родоплеменной организации общества, уступает место административно-территориальному делению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-территориальной единице, т. е. по месту жительства. Прежде всего это позволило более эффективно осуществлять государственную власть и управлять обществом и государством.
Публичная (общественная) власть, как известно, существовала и в первобытном обществе, однако там она практически совпадала с населением и не носила политического характера. Отличительной чертой государственной публичной власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему в обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичная власть осуществляется специальными отрядами людей, которые управляют государством и при необходимости используют принуждение.
Право — необходимый атрибут государства, т. к. без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и обеспечивает устойчивость государственной власти. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства веления, которые обличены в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено государственной принудительной силой.
Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти по отношению к другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другими государствами и народами. По сравнению с другими видами власти, государственная власть универсальна, т. к. только ее решения распространяются на все население и на все общественные организации страны. Все остальные виды власти, по сравнению с государственной, находятся в подчиненном положении и незаконны, а решения этих властей могут быть отменены государственной властью.
Налоги — также необходимый атрибут государства, т. к. только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государственной власти для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, а также для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ, социальных программ, охраны окружающей среды и т. д.
3. Сущность государства
Сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, ее принадлежность.
Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всем привилегированных социальных групп, классов.
Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.
Однако характер государственной власти отнюдь не всегда одинаков. Так, и в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.
Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу – буржуазии.
В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также выражала интересы социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с лжподствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность”, становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50 – 60-х гг. XIX столетия. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия действиям правящей верхушки.
Тем не менее установление классового (сословном) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. Во-первых, власть в государстве может находиться в руках небольшой социальной группы, которая действует прежде всего в своих собственных интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы). Во-вторых, нередко складывается такая обстановка, при которой возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп. В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.
Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев. Поэтому стоящий у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Поэтому любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом ем интеграции.
Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.
Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др.
4. Государственная власть: понятие, свойства
Гос. власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизни людей. В понятии «гос. власть» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается борьба классов, соц. групп, наций. Будучи разновидностью соц. власти, гос. власть обладает всеми ее признаками, при этом имея качественные особенности, главной из которых заключена в ее полит. и классовой природе. Основоположники марксизма характеризовали гос. власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Между тем подлинно народная власть -это не институт насилия, а великая созидательная сила обладающая реальными возможностями управлять действиями и поведением людей разрешать соц. противоречия, согласовывать интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Особенностью гос. власти является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают. В классовом обществе властвующими субъектами выступает экономический класс, подвластными — отдельные лица, социальные группы, классы. В демократическом обществе тенденция сближения субъекта и объекта власти. При демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы гос. и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Однако полного совпадения субъекта и объекта власти в демократ. обществе нет, т. к. при полном совпадении гос. влась утратит свой полит. характер, превратится в непосредственно общественную, без органов гос. и гос. управления.
Гос. власть реализуется через гос. управление — целенаправленное воздействие гос., его органов на общество в целом, те или иные его сферы на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Другая особенность гос. власти состоит в том, что она проявляется в деятельности гос. органов и учреждений, образующих механизм этой власти. Поэтому гос. власть часто отождествляют с с органами гос., особенно с высшими, что недопустимо, т. к.: 1)гос. власть может реализовать сам властвующий субъект (народ через референдум), 2)полит. власть изначально принадлежит не гос. и его органам, а элите, классу или народу, которые не передают гос. органам свою власть, а лишь наделяют полномочиями. Необходимая черта гос. власти — организация силы, без нее она теряет качество гос. власти, т. к. становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Пока существует гос. власть, будут существовать у нее и предметно-материальные источники силы-силовые учреждения(армия, полиция, органы гос. безопасности), а также принудительные учреждения. Организованная сила обеспечивает гос. власти принудительную способность, является ее гарантом. Но использование этой силы должно всегда оставаться разумным.
Таким образом, гос. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе гос. принуждения и военной силы.
В широком смысле легитимность-это принятие власти населением страны, признание ее права управлять соц. процессами, готовность ей подчиниться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов гос. власти. Легитимность властвующего субъекта находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Гос. органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов, получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами. Легитимными должны быть и осуществляемые гос. органами властные полномочия, методы деятельности, особенно метод гос. принуждения. Нелегитимныая власть признается узурпаторской. Узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять.
Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможно, например, и нелегальная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения (мафия). Если легальная власть опирается на официально признанные нормы, то преступная — на неписанные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань человека.
--PAGE_BREAK--6. Функции государства
В основных функциях проявляется сущность и социальное назначение государства. Под основными функциями принято понимать главные направления деятельности государства в процессе достижения стоящих перед ним целей и задач.
Функции государства принято делить на две основные группы — внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять, какую роль играет государство в политической системе данного общества. Так, например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических государств является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты частной собственности. Внешние функции отражают роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Внешние функции государства тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими условиями существования государства.
Помимо функций государства в целом, принято выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности государственных органов было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений деятельности государства в целом. Функция государственного органа представляет собой определенную сферу деятельности данного государственного органа, в пределах которой он выполняет поставленные перед ним государственные задачи.
Функция государства обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная. Отсюда следует, что государство осуществляет все свои функции путем издания законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности, надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе реализации функций государства применяются два основных метода — убеждение и принуждение.
В процессе исторического развития государства в мире менялись и функции основных исторических типов государств.
Рабовладельческое государство. Война становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку племени. Удерживание рабов и несвободных общинников становится настоятельной необходимостью.
Основными внутренними функциями рабовладельческого государства были:
— Охрана рабовладельческой собственности и ее развитие.
— Подавление сопротивления рабов и других неимущих слоев населения.
— Организация общественных работ.
К внешним функциям рабовладельческого государства относились:
— Завоевание народов других стран с целью порабощения и ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли.
— Оборона от внешней опасности.
— Поддержание дипломатических и торговых отношений с другими странами.
Феодальное государство. Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Оно представляло собой особую политическую организацию феодала. Основой производственных отношений феодального общества была собственность феодала на землю как главное средство производства в эпоху феодализма.
К внутренним функциям феодального государства относятся следующие:
— Охрана и развитие феодального способа производства и защита его основы — феодальной собственности на землю и права на использование труда крестьян, зависимых от феодала.
— Подавление сопротивления угнетаемых слоев общества.
— Производство общественных работ.
— Идеологическое воздействие на население.
Внешние функции:
— Осуществление агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа других стран.
— Оборона от нападения извне.
— Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими государствами.
Буржуазное государство. С развитием производственных отношений феодальное государство уступило свое место буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства.
Внутренние функции домонополистического периода развития:
— Охрана частной собственности на средства производства.
— Подавление сопротивления неимущих слоев общества.
— Управление делами общества.
В настоящее время индустриально развитые государства располагают более широким спектром основных функций, нежели государства раннего капитализма:
— Охрана частной собственности.
— Управление делами общества.
— Экономическое планирование.
— Экономическое и социальное прогнозирование.
— Социальное обеспечение.
— Охрана окружающей Среды и др.
Внешние функции буржуазного государства также различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного государства домонополистического этапа свойственны функции:
— Развязывание войн с целью захвата территорий и расширения политического и экономического влияния.
— Подавление национально-освободительного движения.
— Оборона от нападения извне.
— Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими странами.
Из этих функций в наше время ушли в прошлое:
— Развязывание войн.
— Подавление национально-освободительных движений.
К оставшимся внешнеполитическим функциям капиталистического государства в наше время прибавились следующие:
— Борьба с международным терроризмом.
— Ликвидация вооруженных конфликтов международного характера.
— Ликвидация экологических катастроф международного характера.
— Ликвидация последствий стихийных бедствий и т. д.
7. Понятие механизма государства
Реализация задач и функций государства невозможна без государственного механизма, который иногда называется также государственным аппаратом. Для этого в процессе в процессе деятельности государства создаются государственные органы, которые находятся в строгом подчинении и наделены полномочиями, соответствующими их назначению. Система государственных органов, их материальная база, с помощью которых реализуются задачи и функции государства, и составляют государственный механизм.
Государственный механизм, или аппарат, является выражением государственной власти, т. к. государственные органы — составные элементы этого механизма, они наделены властными полномочиями, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.
Государственные органы в демократическом государстве принято объединять в определенные группы. Принадлежность государственного органа к той или иной группе государственных органов определяется в зависимости от характера их полномочий. Поэтому государственные органы принято классифицировать на:
представительные органы государственной власти;
исполнительные органы государственной власти;
судебные органы;
органы прокуратуры;
дипломатические органы;
армию;
полицию;
разведку.
Олицетворением государственной власти являются высшие органы государства. К ним следует отнести главу государства (монарха или президента), высшие представительные учреждения. Исполнительные органы являются производными органами и формируются непосредственно парламентом и главой государства. Все остальные государственные органы, как то судебные, органы прокурорского надзора, дипломатические органы и другие, формируются также при непосредственном участие главы государства и парламента.
Парламентские учреждения, по своему правовому статусу, занимают главенствующие положение в государственном механизме, т. к. только парламент принимает государственные решения, облекаемые в форму закона, и исполнительные органы обязаны руководствоваться положениями этих законов. Однако в жизни главенствующее положение все больше переходит к органам исполнительной власти. Это наблюдается в большинстве современных государств.
Органы исполнительной власти занимают ведущее место в государственном механизме. Особенно это проявляется в государствах с парламентарной формой правления и в президентских республиках. В современных демократических государствах само название “исполнительная власть” вовсе не означает, что высший исполнительный орган государственной власти исполняет решения, принятые высшим представительным органом. В современных государствах правительство не только определяет политику государства, но и в значительной степени направляет деятельность парламента.
Особое место в государственном механизме современных демократических государств занимают судебные органы. В конституциях этих государств закреплено, что судьи независимы и подчиняются только закону. Они играют важную роль в защите прав человека и часто не только применяют право, но и сами создают правовые нормы в виде судебного прецедента. Органы правосудия защищают как прав человека от посягательств со стороны кого бы то ни было, так и конституционный строй государства.
Система органов прокуратуру призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, предприятиями и учреждениями, общественными организациями и должностными лицами, а также гражданами.
Большое значение для безопасности государства имеют такие органы, как органы управления вооруженными силами — министерство обороны, министерство внутренних дел, органы государственной безопасности, органы разведки.
Эти государственные органы, выполняя каждый свои функции, обеспечивают защиту государства от нападения извне, безопасность государства внутри страны, дипломатическое представительство в иностранных государствах и международных организациях.
8. Понятие формы правления
Форма современных государств различается разнообразием. Форма правления — это организация верховной государственной власти. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия.
В государственном праве принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Для монархии характерно то, что власть главы государства передается по наследству, и она считается независимой от какой-либо другой власти, государственного органа или избирателей. Для республики характерным является то, что глава государства — президент — является выборным и сменным, а власть считается производной от представительного органа или избирателей. В настоящее время разница в степени демократичности между монархией и республикой является относительной. В индустриально развитых государствах разница между монархией и республикой заключается в структуре государственных органов и взаимоотношениях.
Монархическая форма правления имеет сейчас место в ряде государств мира, большинство из которых индустриально развиты. Архаичный институт монарха сохранился как традиционный институт и как резервный институт защиты существующего строя.
В истории человечества имели место несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта — всевластие монарха и отсутствие конституции. Эта форма правления встречалась в государствах феодального типа и в современных развитых государствах практически не встречается.
Для конституционной монархии характерно ограничение полномочий главы государства и наличие конституции. Конституционная монархия, в зависимости от степени ограничения полномочий монарха, делится на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены, но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается. Наиболее сейчас распространенной формой монархического государства является парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области законодательства практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области исполнительной власти.
Республиканская форма правления — самая распространенная в современных государствах. По сравнению с монархической формой правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее распространенные ее формы — это президентская и парламентарная республики.
В президентской республике президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра тут отсутствует, и правительство формируется внепарламентским путем. Правительство не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента. Характерная черта президентской республики — жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.
В парламентарной республике формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним. Глава государства выполняет главным образом представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть широкими, однако правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства.
В мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят черты и парламентарной, и президентской республики, — смешанная, или полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция. При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. Примеры: Россия, Финляндия, Португалия.
Нельзя также обделить нашим влиянием и суперпрезидентские республики, где глава государства имеет широчайшие полномочия. Примером такой республики является ряд государств в Латинской Амереке.
9. Понятие формы государственного устройства
Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства.
Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство.
Унитарное государство — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности.
Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления государственной власти и в области государственного управления.
К признакам унитарного государства относятся:
1. единая конституция и единая правовая система;
2. единая система высших органов государственной власти и управления;
3. единое гражданство;
4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права;
5. деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;
подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.
Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, такие государства, как США, Канада, Швейцария, Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т. д. Для большинства федеративных государств мира характерно то, что федерацию составляют государственные образования, как то штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями.
Большинство федеративных государств не обладают суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конституции федерации. Федеративные государства, в отличие от унитарных государств, обладают следующими характерными для них признаками:
1. В отличие от унитарного государства, территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле, т. к. не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях.
2. Как правило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Как правило, союзные конституции предписывают субъектам принимать конституции, не противоречащие положениям союзной.
3. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта.
4. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы.
5. Субъекты имеют, как правило, двойное гражданство, т. е. каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином союза.
6. Федеративному государству, как правило, присуща двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата союзного парламента представляет собой общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации.
Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы.
Среди федеративных государств выделяется Российская Федерация, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию, гражданство, а край или область — нет.
продолжение
--PAGE_BREAK--10. Политический режим
Политический режим является одной из трех составных частей понятия формы государства (форма государства: форма правления, форма политического устройства, политический режим).
Политический режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим — понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т. п. ).
Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).
Демократия — это народовластие, оно является ядром демократического государственного режима. Для демократического политического режима характерны следующие признаки:
1. Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности, которая при демократическом политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан.
2. Признание равноправия граждан.
3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.
4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях.
5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было.
6. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.
8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.
9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.
10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.
11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности.
Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.
Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:
1. Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны властных структур ее свободному развитию.
2. Огосударствление всех общественных организаций.
3. Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции.
4. Примат государства над правом, что является следствием произвола со стороны государственных органов, а также следствием нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной жизни.
5. Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни.
6. Отсутствие легальной оппозиции существующей власти.
7. Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы.
8. Фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии.
9. Концентрация власти в руках главы государства или правительства.
10. Отказ от принципов конституционности и законности.
11. Широкое применение политических репрессий.
Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской формах правления. Авторитарные режимы также имеют свои разновидности.
Так, например, крайняя форма — фашистский режим, который представляет собой открытую диктатуру, осуществляемую определенными экономически господствующими кругами общества. При определенных обстоятельствах могут установиться и неофашистские режимы.
Другой разновидностью тоталитарного режима является диктаторский режим, опорой которого является армия. Примеры таких режимов: в недавнем прошлом — Чили, в настоящее время — Ирак и отдельные страны в Африке и Латинской Америке.
В ряде стран существовали клерикальные политические режимы, которые обеспечивают господство религиозных кругов в стране, оказывающих решающее влияние на политическую жизнь в государстве.
Для такого политического режима, как кауделизм, характерно установление личной власти диктатора, ликвидация элементарных прав и свобод, установление кровавого террора и репрессий, прямые расправы со своими политическими противниками.
Самодержавные политические режимы имеют место в ряде монархических государств Арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман).
Конечно, существует целый ряд промежуточных форм авторитарных режимов, которые отличаются различной степенью авторитарности, однако каждой из этих разновидностей может быть свойственен тоталитаризм. При таких режимах либо запрещена любая политическая деятельность, кроме политики диктатора и его окружения, либо разрешена всего одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение оппозиции.
Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.
11. Возникновение права
Необходимым условием существования любою общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование, в конечном счете, приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретном адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т. е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.
Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и ем последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.
Принятие существовавших норм поведения как “своих”, безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.
Развитие первобытного общества, о котором творилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.
Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.
Возникают, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридичес-кие прецеденты, нормативные договоры.
Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п. ). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата. В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший ем народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).
Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и как правило меньшей части, общества.
14. Сущность права. Признаки права
Право — это система общеобязательных правил (норм) поведения людей, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.
Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет государственную организацию. Оно представляет собой результат общественного развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее положение среди социальных норм.
Начиная с возникновения права, исследователи многих веков стремились понять его природу, сформулировать понятие права, определить главное назначение правовых норм. История знает множество теорий права. Основоположники и сторонники их стремились составить собственное представление о праве как общественном явлении.
Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения этой теории берут начало еще в государствах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том утверждении, что кроме позитивного права, т. е. права, порожденного государством, в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и т. д. Сторонниками естественного права являлись такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие.
Историческая школа права исходила из понимания права как выражения духа народа, который складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного деятеля, законодательной власти государства. По их мнению, законодатель должен был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.
Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под воздействием внешних факторов, в основе которых — интересы человека, и под воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их посредством права. Т. е. они считали, что право является интересом, который защищается государством и принадлежит тем, кто пользуется этим правом.
Помимо уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская теория, социологическая теория, психологическая теория и другие.
Правовые нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками:
1. Правовые нормы устанавливаются только компетентными государственными органами в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы возникают или устанавливаются негосударственными структурами или самими социальными группами общества.
2. Исполнение права гарантируется в необходимых случаях принудительной силой государства, а за нарушение правовых норм нарушитель несет юридическую ответственность.
3. Право, в отличие от других социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны.
4. Право выражает общую волю граждан и государства.
Следовательно, право выступает как специфический государственный регулятор общественных отношений, который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего общества в целом.
16. Понятие социальных и технических норм. Социально-технические нормы
Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.
Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей; решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Социальные нормы характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение. 2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера ( в отличие от индивидуальных правил ). 3. Социальные нормы – это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.
Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: 1. по способу их установления (создания); 2. по средствам охраны их от нарушений.
На основе этого выделяются следующие виды социальных норм: 1. Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. 2. Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями- людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы общественных организаций представляют собой правила: поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. 4. Нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в ста привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. 5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.
Технические нормы – это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом. К техническим нормам относятся правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек – техника – человек). Экономическая теория доказала, что отношения, возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном как социальные отношения. Специфика технических норм выражается в том, что они выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием.
Содержание технических норм обусловлено объективными закономерностями развития природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются требованиями объективной необходимости. В их содержании непосредственно не проявляется политический характер. Политическую направленность они могут приобретать в процессе реализации, использования.
Технические нормы – это не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы: правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм, вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы, устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в вооруженных силах.
Наиболее важные для общества технические нормы облегаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются государством от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую ответственность. Так, уголовное законодательство многих стран предусматривает ответственность за нарушение давил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ и т. д.
продолжение
--PAGE_BREAK--17. Право и мораль
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношено к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически угождают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне. Видимо, нет оснований проводить раздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).
З. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и мы государственного принуждения.
4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных давил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.
Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.
Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.
Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.
18. Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы — это свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений, организаций, партий (право избирать и быть избранным, право руководящих органов налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей).
19. Право и религиозные нормы. Право и обычай
Право и религиозные нормы. Светский характер определения права (правил), — казалось бы, четко различает регулятивные свойства права и религии. Но дело усложняет то обстоятельство, что на определенных этапах истории и в ряде стран право получало выражение именно в религиозных догмах.
Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в сакрализации многих правовых правил в раннеклассовых обществах, но и в появлении на рубеже Х1-Х111 веков такого феномена, как каноническое право. Более того, в XIII веке в Европе вообще была предпринята кодификация канонического права — был создан Corpus Juris Canonica. Семейно-брачные отношения, наследование, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследственной массы), иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов, декреталии пап регулировали вполне светские отношения, а иные — получали даже государственную поддержку.
Все же развитие канонического права пошло в двух направлениях: светское начало все более уходило под «крышу» государства, а церковное право сосредоточивалось на регулирование тонких внутрицерковных отношений. Закрепление светского характера государства во многих конституциях, отделение церкви от государства, школы от церкви, иные положения — все в большей степени превращают общественные церковно-государственные отношения в объект регулирования светским правом. И предложенное выше определение права учитывает эту основную тенденцию.
Иные тенденции, например, предложение некоторых религиозных деятелей в России превратить православие в единую государственную идеологию и на этой основе строить государственно-правовую систему. а в ряде других мусульманских стран усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора) заслуживают, разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от процесса, который в XX веке может быть обозначен как «этатизация» права. Словом, определение права и определение религии позволяют провести между ними четкую грань и также свидетельствуют о правильной формулировке определения права.
Право и обычай. Обычай складывается спонтанно, стихийно. Он закрепляет наиболее полезное поведение в быту, в решении споров, В средние века (V-XI века в Европе) именно обычаи регулировали наследственные, семейно-брачные отношения, взаимозависимость людей, их безопасность военные конфликты, территориальные споры, имущественные владения (наряду с таким своеобразным механизмом регулирования, как генеалогия) и т. д. И все же обычаи приобрели правовую характеристику лишь тогда когда были, во-первых, записаны в разных сборниках-кодексах, причем эти сборники были стабильны, признаны, на них ссылались при решении споров.
Их исполнение начали обеспечивать церковные суды, королевские суды. Именно эти суды — новый институт формирующейся европейской государственности в средние века — придавали обычаям правовой характер, превращали обычаи в одну из форм права — правовой обычай. Государство — то или иное европейское королевство — с помощью специального государственного органа — королевского суда — признавало за обычаем общеобязательность, формальную определенность, возможность обеспечивать его государственным принуждением. Тем самым обычай превращался в правовой обычай, а совокупность этих правовых обычаев — в обычное право. В феодальной Франции, например, было известно до 300 систем местного обычного права (куттомов). Это право постепенно заменяло денежными штрафами, иными имущественными возмещениями «кровную месть», поединки, снижало агрессивность, укрепляло стабильность. В этом своем качестве — правовом — обычай действительно подпадает под определение права, как, впрочем, и другие формы, в которых право находит свое выражение — нормативно-правовой акт, судебный прецедент, некоторые корпоративные нормы, доктрины (в ряде стран) и т. д. Эти формы выражения права дают нам возможность и знать, и ощущать действие права как социального института, в том числе и действие правового обычая. Но ведь так и должно быть, если предложенное определение права является верным.
20. Понятие и основные признаки нормы права
Первичным элементом права является норма права. Из нормы права складываются административно-правовые акты. Норма права — это модель поведения людей, устанавливаемая государством и определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях. Участник конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и свободно действовать при достижении определенных целей посредством правоотношения с другим субъектом права.
Правовая норма, также, как и само право в целом, имеет свои отличительные признаки, которые отличают ее от других социальных норм. Такими признаками правовой нормы являются:
1. Правовая норма устанавливается или санкционируется государством и закрепляется в официальных правовых актах государства.
2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны она предоставляет свободу действий, направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая норма одновременно ограничивает эту свободу.
3. Обеспечение исполнения правовой нормы с помощью мер государственного принуждения и применение в случае необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юридической ответственности к правонарушителю.
4. Норма права является государственным регулятором типовых общественных отношений.
21. Структура правовой нормы и формы ее изложения в нормативном акте
Правовая норма имеет свою внутреннюю структуру, которая насчитывает 3 элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза (предположение) указывает на такие жизненные обстоятельства, при которых субъекты должны исполнять установленные правила. Ими могут быть: достижение определенного возраста для получения пенсии или период, на который введено чрезвычайное положение в определенной местности страны и т. д.
Диспозиция (распоряжение) — это такая часть нормы, которая формулирует само правило поведения, определяя права и обязанности субъектов правоотношения. Например, право на получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от каких-либо поступков и т. д.
Санкция (взыскание) — это такая часть нормы, которая указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть применены к нарушителям данного правила поведения. Смысл санкции — предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось.
22. Виды норм права
Правовые нормы принято делить на определенные виды по различным основаниям. Например, они делятся:
1. По отраслям права, как, например, государственно-правовые нормы, нормы административного права, нормы гражданского права.
2. По функциям, которые выполняют правовые нормы — это регулятивные и охранительные.
3. По характеру закрепляемых ими правил поведения — это обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в нормативно-правовых актах — это абсолютно определенные (закрепление в норме фиксированной суммы штрафа), относительно определенные (установление высшего и низшего пределов наказания за конкретное правонарушение) и альтернативные, которые устанавливают несколько вариантов поведения сторон или несколько вариантов санкций за нарушение правовых норм (2 года лишения свободы или штраф в крупном размере).
5. По кругу лиц, кому они адресованы — это военные, пенсионеры, студенты или люди, проживающие в определенной местности.
23. Понятие источников (форм) права
Право — это система правил (норм), установленных и санкционированных государством и охраняемых принудительной силой государства.
Одной из важнейших задач при изучении права является осмысление его сущности. Это означает, что право следует изучать применительно к конкретным историческим условиям и конкретному типу общества. Сущность права заключается в конкретных условиях жизни конкретного человеческого общества. Содержанием сущности права является историческое бытие, которое обусловливает его возникновение, существование, развитие и отмирание. При характеристике права следует принимать во внимание, к какому историческому типу государства принадлежит данный тип права. Право является социально-политическим регулятором общественных отношений конкретного исторического типа государства.
Сама суть права обусловлена экономическим строем общества, правовые отношения берут начало из тех жизненных условий, в которых осуществляется государственная власть. Право самым тесным образом связано с экономической и политической системами общества, а также с тем типом производственных отношений, который порождает различные формы социального неравенства людей.
В процессе развития человеческого общества вследствие изменения экономических условий жизни людей и разложения родоплеменного строя постепенно возникла потребность в новых нормах поведения в обществе, которые отвечали бы интересам господствовавших в нем социальных слоев и классов. В этих нормах, в отличие от обычаев первобытного общества, были выражены интересы не всего общества, а главным образом — господствующего класса или социального слоя. Данные нормы на заре развития государственности закрепляли имущественное, социальное, а иногда и политическое неравенство. В отличие от норм первобытного общества, обычаев, нормы права не могли выполняться членами общества добровольно. А, следовательно, государство было вынуждено применять принуждение для обеспечения повсеместного исполнения норм права.
Науке известны такие источники права, как:
— правовой обычай
— прецедент
— нормативный акт
— нормативный договор
Применение правового обычая как нормы поведения людей уходит в глубины веков развития человечества. Правовой обычай — это правила поведения людей, сложившиеся в жизни и регулярно используемые людьми в их взаимоотношениях и в результате санкционированные государством в качестве общеобязательных и охраняемых государством. Такое право называется обычным. Оно было характерно для ранних рабовладельческих и ранних феодальных государств.
Прецедент имеет широкое распространение в странах с англосаксонской правовой системой. В таких странах судебные постановления по конкретным делам служат ориентиром для решения аналогичных дел другими судами в будущем. А следовательно, это решение приобретает нормативный характер.
В современных государствах на первом месте в качестве источника права выступает нормативный акт. Он представляет собой документ, издаваемый специально на то уполномоченным (компетентным) органом государства. Нормативный акт содержит общеобязательные правила поведения, т. е. нормы права. К нормативным актам относятся: конституции. конституционные законы, обычные законы, указы и распоряжения Президента, указы министров.
Договор с нормативным содержанием имеет место в основном в международном праве. Так, в 1992 году в России был заключен Федеративный Договор, состоящий из 3-х договоров. В нем содержаться правовые нормы о взаимоотношениях Федерации и субъектов Федерации и о разграничении полномочий между ними.
продолжение
--PAGE_BREAK--25. Понятие нормативно-правового акта и его отличие от других источников права. Виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов которые источниками права не являются.
3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).
Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему в характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: — на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/