Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Уголовная ответственность за торговлю людьми в международном праве и уголовном законодательстве

--PAGE_BREAK--

Принимая во внимание глобальный характер торговли людьми, Республика Беларусь одна из первых инициировала обсуждение данной проблемы с высокой трибуны ООН. В ходе Саммита ООН в сентябре 2005 г. в Нью-Йорке Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко выступил с инициативой об активизации международных усилий по противодействию торговле людьми.

В развитие этой инициативы Беларусь призвала международное сообщество объединить усилия под эгидой ООН в рамках Глобального партнерства против рабства и торговли людьми в XXI веке, основной задачей которого стало улучшение координации действий всех заинтересованных сторон в сфере борьбы с торговлей людьми: международных межправительственных и неправительственных организаций, стран происхождения, транзита и назначения жертв торговли людьми.

На 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г. Беларусь инициировала успешное принятие резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми». На 63-й сессии ГА ООН в 2008 г. государствами-членами Организации единогласно одобрена указанная обновленная резолюция. Число ее соавторов увеличилось в 3 раза, что свидетельствует о признании белорусской резолюции в качестве важного механизма международного сотрудничества в сфере борьбы с торговлей людьми.

Одним из практических результатов принятия резолюции стало создание международного координационного механизма по борьбе с торговлей людьми – Межучрежденческой координационной группы (ICAT). Беларусь укрепила деятельность этой группы внесением в конце 2006 г. добровольного взноса в Управление по наркотикам и преступности. Сегодня Межучрежденческая группа успешно развивается и вносит достойный вклад в координацию международной деятельности по противодействию торговле людьми.

Результатом активной совместной работы Правительства Республики Беларусь и Международной организации по миграции стало открытие в июле 2007 г. в Минске Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми при Академии МВД. Сегодня на базе Центра осуществляется подготовка как национальных, так и зарубежных специалистов, проводятся круглые столы и семинары.

На основной сессии ЭКОСОС 25 июля 2008 г. по инициативе Республики Беларусь принята резолюция «Укрепление координации деятельности ООН и других усилий по борьбе с торговлей людьми». Эта резолюция призвана укрепить роль Экономического и Социального Совета как одного из главных органов ООН в рассмотрении вопросов борьбы с торговлей людьми и выработки скоординированного всеобъемлющего международного подхода к решению этой проблемы. Резолюция приглашает государства-члены ООН рассмотреть вопрос о разработке стратегии или плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, а также содержит положения, направленные на дальнейшее укрепление деятельности Межучережденческой координационной группы ООН по борьбе с торговлей людьми.

Республика Беларусь является стороной всех основных международных правовых инструментов, регулирующих вопросы борьбы с торговлей людьми. К ним относятся:

1.        Конвенция о рабстве (от 25 сентября 1926);

2.        Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (от 2 декабря 1949);

3.        Заключительный Протокол к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (от 2 декабря 1949);

4.        Международная конвенция по борьбе с торговлей женщинами и детьми, открытая для подписания в Женеве с 30 сентября 1921 года по 31 марта 1922 года;

5.        Международная конвенция по борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами, подписанная в Женеве 11 октября 1933 года;

6.        Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (от 18 декабря 1979 года);

7.        Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (от 17 июня 1999 года);

8.        Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (от 25 мая 2000 года);

9.        Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказание за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Основные статистические данные, касающиеся уголовно-правовой борьбы с торговлей людьми, вынесены в Приложении 1.

Сформулируем основные выводы по главе 1:

-  под преступлениями против свободы, чести и достоинства личности понимаются предусмотренные уголовным законом общественно-опасные деяния, непосредственно посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинства личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения;

-  данные преступления объединены в две группы по непосредственному объекту: преступления против личной свободы и преступления против чести и достоинства;

-  общим объектом преступления выступает совокупность общественных отношений, которые основываются на таких ценностях, как жизнь, свобода, честь и достоинство человека, здоровье и социальная целостность;

-  предпосылки развития торговли людьми: упрощение выезда в другие страны; увеличивающийся разрыв в экономическом и человеческом развитии; процессы глобализации; образование международных преступных группировок; коррупция в государственных органах; вооруженные конфликты;

-  торговля людьми – вербовка, перевозка, укрывательство или получение лиц посредством угрозы применения или применения силы либо иных видов принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребление властью или уязвимостью положения;

-  этапами торговли людьми являются: вербовка потенциальной жертвы; перевозка жертв к месту эксплуатации; прием жертв и их эксплуатация посредством различных методов и в различных целях.

торговля люди уголовный преступление


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО СОСТАВА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1 Объективные признаки состава торговли людьми
Торговля людьми – это комплексный процесс, который осуществляется на протяжении длительного времени и в несколько этапов. Состав рассматриваемого преступления формальный, оно считается оконченным с момента фактической купли-продажи человека либо его вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения.Все действия, перечисленные в диспозиции статьи, совершаемые виновным, незаконны, т.к. никому не дано право их совершать, используя в качестве предмета человека.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 181 УК Республики Беларусь, состоит из ряда действий и таким образом раскрывается понятие «торговли людьми».

На первое место в диспозиции статьи вынесена купля-продажа человека, которая предполагает совершение в отношении потерпевшего любой возмездной сделки имущественного характера со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Купля-продажа человека как вид сделки состоит в продаже одним лицом другому человека, который не сознает совершаемого с ним действия по малолетству, будучи введенным в заблуждение, вследствие беспомощного состояния (больного с травмой черепа продать с целью изъятия у него органов или тканей). Купля-продажа совершается и тогда, когда потерпевший сознает факт продажи, однако, находясь в зависимости от продавца, не может сопротивляться осуществлению сделки.

Преступление, совершаемое путем купли-продажи человека, имеет усложненную объективную сторону. Моментом его окончания является начало передачи купленного человека покупателю. Одна покупка (продажа) может рассматриваться как покушение на совершение данного преступления. Оконченным для покупателя и продавца преступление будет считаться в момент передачи живого товара.

Автор считает, что преступление следует считать оконченным в момент достижения договоренности о купле-продаже и передачи всей оговоренной суммы денежного или имущественного вознаграждения или части такой суммы.

Альтернативным действием по отношению к купле-продаже обозначена вербовка лица, которую можно определить как действия виновного по склонению человека к тому, чтобы он дал согласие на совершение с ним сделки имущественного характера, при этом в диспозиции статьи не обозначен способ вербовки, таким образом, он может быть различным: в виде обещаний чего-либо, обмана, уговоров и т.д.

Способы вербовки могут быть насильственные и ненасильственные. К первым относится применение насилия или угроза его применения, что составляет квалифицирующий признак (соответственно относится не только к вербовке, но и к другим действиям, перечисленным в диспозиции нормы). К ненасильственным относятся: путем обмана, мошенничества, злоупотребления доверием – не имеющим значения для квалификаций, и путем использования своего служебного положения.

Перевозка, передача и получение лица, на взгляд автора, можно отнести к возможным последствиям или, наоборот, предварительным действиям по отношению к совершаемой сделке, т.е. транспортировке человека (перемещению), акту передачи и приема «живого товара». Близко к этим действиям примыкают и действия по укрывательству, т.е. сокрытию лица, которое, как представляется, может быть совершено, например, для недопущения обнаружения проданного человека правоохранительными или другими органами, родными и близкими. При этом сокрытие лица должно происходить помимо его воли.

Понятие эксплуатации, используемое в качестве одного из конструктивных признаков основного состава торговли людьми, разъяснено в примечании к данной статье. Оно охватывает незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг, рабство или обычаи, сходные с рабством, которое включает элементы психического или физического насилия. Таким образом, при установлении цели эксплуатации в процессе вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения человека следует учитывать, что указанные действия должны быть всегда сопряжены с насилием, обманом, использованием уязвимого положения жертвы.

Важным также является то, что для совершения преступления связанного с торговлей людьми, необходимо, чтобы вышеперечисленные действия выражались следующим образом: угроза насилия, насилие, похищение, обман, мошенничество, злоупотребление властью или уязвимостью положения посредством дачи или принятия денег или любого другого рода выгод для получения согласия лица, контролирующего жертву или другие методы принуждения. В некоторых национальных законодательствах, перечисленные действия представляют самостоятельные составы преступлений.

С точки зрения законодательной техники диспозиция статьи 181 далека от совершенства: во-первых, достаточно для ответственности факта торговли в отношении и одного человека (а не «людей», как сказано в заголовке и тексте статьи). Во-вторых, торговля людьми определяется в диспозиции статьи не только как купля-продажа человека (что не может вызывать возражения), но и как его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение. Налицо широкая трактовка родового понятия «торговля».

Общий объект преступления – это совокупность общественных отношений, которые основываются на таких ценностях, как жизнь, свобода, честь и достоинство человека, здоровье и социальная целостность.

Родовым объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности.

Непосредственный объект данного преступления – личная свобода человека, как совокупность общественных отношений направленных на защиту самостоятельного определения личностью своей дальнейшей деятельности. Свобода в этом случае понимается в узком смысле, как возможность физического перемещения, определения своего места жительства, нахождения. Помимо основного объекта данное преступление нередко ставит в опасность нарушения (или фактически нарушает) такие дополнительные объекты, как половая, телесная и духовная неприкосновенность, честь и достоинство, здоровье и жизнь.

Факультативным объектом (согласно квалифицирующим признакам) могут выступать общественные отношения, направленные на защиту: жизни и здоровья личности, установленного порядка осуществления должностными лицами своих обязанностей, порядка пересечения государственной границы Республики Беларусь, нормального нравственного, психологического и физического развитие несовершеннолетнего, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в части порядка обращения с документами, государственными наградами, штампами, печатями, бланками.

Потерпевшим может быть любое лицо, независимо от возраста, других демографических признаков или социального статуса. Потерпевшим выступает физическое лицо мужского или женского пола, выступающее в качестве «живого товара», как предмет торговли. Законодателем ни нижний, ни верхний возрастной предел не определен. Это свидетельствует о том, что жертвой сделки может оказаться и младенец (в том числе новорожденный), и подросток, и взрослый человек, уже способный в полной мере осознавать характер и значение осуществляемых в отношении него действий. В законе нет также ограничений по иным параметрам, касающимся потерпевшего. Следовательно, им может быть и родной ребенок участника сделки, и усыновленный, и любое другое лицо.




2.2 Субъективные признаки состава торговли людьми
Специфика субъекта состоит в том, что при сделке им выступают обе стороны: и то лицо, которое передает, продает и т.д., и тот, кто получает, покупает, приобретает. Им может оказаться и лицо, действующее в интересах одной из сторон (посредник).

Активным субъектом преступления является физическое лицо, в возрасте соответствующем закону, способное свободно действовать и принимать решение. В случае преступления связанного с торговлей людьми активный субъект это непосредственно торговец. Из определения становится ясно, что торговец людьми это не только лицо, которое эксплуатирует жертву, но и субъект, который завербовал и/или перевёз её [19, С. 15].

В соответствии с уголовным законом Республики Беларусь субъектом преступления, предусмотренного статьей 181 УК Республики Беларусь, является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Пункт 4 части 2 статьи 181 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за совершение указанного деяния специального субъекта – должностного лица с использованием своих служебных полномочий. В данном случае служебное положение не сводится к положению должностного лица, а означает любой служебный статус в государственном или негосударственном учреждении, предприятии, организации, если связанные с этим статусом права и возможности использовались при совершении действий, охватываемых понятием торговля людьми, в отношении человека.

Торговцы людьми – это физические или юридические лица или группы лиц, которые совершают любые действия, составляющие понятие торговли людьми, и должностные лица, которые своими действиями содействуют торговле людьми, а равно не препятствуют и не противостоят ей, хотя обязаны это делать в силу своих должностных обязанностей.

Пассивным субъектом преступления является лицо, которое подвергалось преступлению торговли людьми и которое может быть несовершеннолетним, совершеннолетним, женщиной и мужчиной. Таким образом, речь идёт о жертве преступления торговли людьми.

Чаще всего, в реальной жизни встречаются случаи торговли людьми с множественным пассивным субъектом. Это ситуация, когда действие по торговле людьми было совершено в отношении нескольких лиц.

Содержание субъективной стороны преступления составляют три признака: вина, мотив и цель.

Торговля людьми всегда совершается умышленно, для нее характерен прямой умысел, мотив – корыстные побуждения. Торговец людьми осознаёт незаконность своих действий, предвидит последствия содеянного и желает их наступления. Если присутствует и намерение торговца людьми спровоцировать смерть или самоубийство жертвы, то он будет привлечён к уголовной ответственности за совершение преступления связанного с торговлей людьми по совокупности с убийством или доведением до самоубийства.

Данный вид преступления предполагает два вида цели:

а)                 получение материального вознаграждения (купля-продажа);

б)                эксплуатация человека (вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение).

Не исключаются и другие низменные мотивы: месть, ненависть к продаваемому лицу или его близким, желание оказать услугу покупателю, с которым продавец состоит в дружеских отношениях, и т.д. Виновный в совершении торговли людьми сознает, что распоряжается судьбой человека и желает совершить действия, обозначенные при характеристике объективной стороны данного вида преступления.

Как было упомянуто выше, эксплуатация человека законодателем определена в виде цели совершения такого преступления как торговля людьми. Раскрывая данное понятие, уголовный закон обозначил ее следующим образом: «использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей».

Проституция – предоставление сексуальных услуг с целью заработка или материальной прибыли, т.е. коммерческий секс, в рамках которого человеческая личность, индивидуальность, тело превращаются в предмет купли-продажи, торговли (женская проституция, подростковая женская проституция, проституция мальчиков, взрослая мужская проституция, проституция лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией).

Рабский труд – это труд человека, находящегося в положении или состоянии лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву собственности. Под рабом понимается лицо, находящееся в таком состоянии или положении.

Подневольное состояние – это состояние или положение лица, создавшееся в результате следующих институтов или обычаев:

1.                 долговая кабала, т.е. положение или состояние, возникшее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;

2.                 крепостное состояния, т.е. такое пользование землей, при котором пользователь вынужден и обязан жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, выполнять определенную работу для него либо за вознаграждение, либо без такового, и не может изменить свое состояние;

3.                 любой институт или обычай, в силу которого:

–  женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой;

–  муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом;

–  женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу;

4.                 любой институт или обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка либо его труда.

Основные выводы по второй главе:

Объективная сторона преступления – купля-продажа, вербовка, перевозка, передача и получение, действия по укрывательству человека его эксплуатация.

Общий объект преступления – жизнь, свобода, честь и достоинство человека, здоровье и социальная целостность; родовый объект – общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности; непосредственный объект – личная свобода человека.

Активный субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Пассивным субъектом преступления является лицо, которое подвергалось преступлению торговли людьми.

Содержание субъективной стороны преступления составляют три признака: вина (прямой умысел), мотив (корыстные побуждения) и цель (эксплуатация человека, получение материального вознаграждения и др.).




ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
3.1 Квалифицирующие признаки по части 2 статьи 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь
Понятие торговли людьми, закрепленное в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, содержит исчерпывающий перечень способов совершения данного преступления: «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.    продолжение
--PAGE_BREAK--

Однако в диспозиции части первой статьи 181 УК Республики Беларусь эти способы не называются, в определенной модификации они указаны лишь в части второй этой статьи в качестве квалифицирующих признаков.

Квалифицированный состав торговли людьми [7, ч. 2 ст. 181] – те же действия по купле-продаже или иных сделок в отношении человека, совершенные:

1)            в отношении заведомо несовершеннолетнего;

2)            в отношении двух или более лиц;

3)            в целях сексуальной эксплуатации;

4)            в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации;

5)            группой лиц по предварительному сговору;

6)            должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;

7)            лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 1711, 181, 1811 или 187 УК Республики Беларусь;

8)            в целях вывоза потерпевшего за пределы государства;

9)            с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств потерпевшего;

10)путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения.

Торговля заведомо несовершеннолетними как квалифицирующий признак означает, что субъект преступления, будучи совершеннолетним, знал, что совершает действия в отношении лиц, не достигших 18 лет. Заведомость означает, что эти знания достоверны. Они базируются на документах потерпевшего, сообщении родных и близких, сообщении самим потерпевшим в момент сделки или до нее, визуальном наблюдении. Заблуждение виновного относительно возраста потерпевшего исключает возможность вменения ему данного признака.

Автор считает целесообразным выделить торговлю несовершеннолетними в качестве самостоятельного состава, в котором будут определены специфические для данного вида преступления признаки. Наряду с общими признаками торговли людьми, закрепленными в статье 181 УК Республики Беларусь, в качестве квалифицирующих признаков такого преступления следует закрепить совершение преступления родителем, педагогом или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также совершение торговли в отношении малолетнего.

Торговля людьми в отношении двух или более лиц предполагает совершение указанных в законе действий в отношении как минимум двух лиц одновременно или при незначительном промежутке во времени, но при наличии единого умысла на это. Этот признак может вменяться в тех случаях, когда умысел виновного сразу направлен на совершение действий в отношении нескольких лиц. Таковыми могут быть специально комплектуемые группы для выезда за рубеж, якобы для работы, однако свидетельством наличия умысла на торговлю двумя и более лицами могут быть документы, оформляемые сразу на нескольких лиц, собранные от группы лиц паспорта, оформление таможенных документов и билетов на транспорт и т.д.

Торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей предполагает, что потерпевший будет использован в качестве донора. Для вменения в вину субъекту этого пункта части 2 статьи 181 УК Республики Беларусь обязательным является доказанность названных целей. Предположительное суждение, основанное на негативной характеристике личности субъекта, не может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности по этому пункту статьи. Обязательный признак – цель торговли – означает, что надо доказать наличие у виновного прямого умысла на продажу человека-донора.

Определяя в качестве цели торговли людьми изъятие у потерпевшего органов или тканей, законодатель конкретизировал предназначение изъятия данных органов или тканей. Из этого следует, что указанные действия могут совершаться только с одной единственной целью – с целью трансплантации. За рамками правового регулирования остаются вопросы, связанные с квалификацией торговли людьми, совершенной с целью изъятия органов или тканей для любой иной цели (например, для проведения медицинских исследований, опытов, изготовление лекарственных препаратов и т.п.).

На взгляд автора, представляется целесообразным исключение из квалифицирующего признака – совершение торговли людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации указания на трансплантацию как конечную цель изъятия органов и тканей.

Использование своих служебных полномочий предполагает совершение указанных в законе действий по торговле людьми государственным или муниципальным служащим, коммерческой или общественной организацией.

Под торговлей людьми с применением насилия или с угрозой его применения понимается фактическое причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или средней тяжести, или легкого вреда здоровью, либо насилия, которое не причинило фактического вреда здоровью, а также угроза причинения физического вреда.

Под насилием в данной статье понимается как физическое, так и психическое воздействие на человека с целью подавить его сопротивление. Физическое – выражается в самых разнообразных действиях, причиняющих физическую боль потерпевшему, причинением легких или средней тяжести телесных повреждений. Это может быть также насильственное ограничение свободы с применением специальных средств (наручники, дубинки и т.д.), причиняющих физическую боль, и т.д. Психическое насилие – это угрозы причинить те же виды физического воздействия. Оконченным этот вид преступления будет с момента фактического применения насилия, независимо от наступления последствий, указанных в статьях 149, 153, 154 УК Республики Беларусь. Дополнительной квалификации по названным статьям не требуется, т.к. в этом случае действует принцип конкуренции части и целого. Предпочтение в квалификации отдается целому – п. 10 ч. 2 ст. 181 УК Республики Беларусь.
3.2 Квалифицирующие признаки по части 3 статьи 181 и статье 187 Уголовного кодекса Республики Беларусь
Особо квалифицированный состав торговли людьми по части 3 статьи 181 УК Республики Беларусь – деяние, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 181 УК Республики Беларусь:

1)                повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжких телесных повреждений, либо иные тяжкие последствия;

2)                совершенные организованной группой.

Под причинением смерти по неосторожности или тяжкого вреда здоровью потерпевшего понимаются случаи, когда при торговле людьми виновным совершаются деяния, указанные в части 2 статьи 181 УК Республики Беларусь, и в результате его легкомыслия или небрежности наступает одно из указанных последствий – смерть потерпевшего или причинение тяжких телесных повреждений. При умышленном причинении такого вреда при торговле людьми содеянное квалифицируется по совокупности части 2 статьи 181 УК Республики Беларусь и соответственно статья 144 или статья 147 УК Республики Беларусь. Под иными тяжкими последствиями понимаются, в частности, самоубийство лица, в отношении которого производится торговля, тяжкое заболевание, психическое расстройство, наступление крупного имущественного ущерба и т.д.

Торговля людьми, повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего либо причинение тяжких телесных повреждений, вменяется в тех случаях, когда фактически наступило хотя бы одно из перечисленных последствий. Таким образом, преступление, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 181 УК Республики Беларусь, относится к материальным составам. Здесь необходимо доказывать наличие действия, приводящего к смерти, тяжким телесным повреждениям или иным тяжким последствиям, причинную связь между действием и наступившими последствиями. Все действия, объединенные в этом пункте статьи, относятся к особо тяжким и поэтому наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Неосторожное причинение смерти означает, что при продаже людей субъект действует небрежно по отношению к продаваемому лицу: не обеспечивает его пищей, водой, медикаментами, необходимыми лицу, осуществляет транспортирование в не приспособленных для этого транспортных средствах и т.д. Кроме того, смерть может наступить и в результате стресса от самого факта вывоза и продажи лица, если продавец должен был и мог предвидеть наступление таких последствий, судя по обстановке совершения преступления.

В любом случае необходимо доказывать, что отношение виновного к наступившей смерти потерпевшего характеризовалось неосторожной формой вины в виде легкомыслия либо преступной небрежности.

Пункт 2 части 3 статьи 181 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за торговлю людьми, совершаемую организованной группой.

Понятие организованной группы дано в статье 18 УК Республики Беларусь: «Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности».

Применительно к анализируемой статье устойчивая группа создается для осуществления операций по торговле людьми. В нее могут входить как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы либо лица без гражданства. Предварительно организовавшись в устойчивое объединение, члены организованной группы могут специализироваться на одном каком-нибудь действии, например поставке живого товара, транспортировке, охране, передаче, подборе лиц для продажи или совершении всех указанных в законе сделок. Также техническое распределение ролей не меняет статус лиц, входящих в организованную группу. Все они являются соисполнителями одного преступления, названного «торговля людьми».

Расшифровывая понятие сексуальной эксплуатации в примечании к статье 181 УК Республики Беларусь законодатель сформулировал ее как извлечение выгоды из действий сексуального характера, осуществляемых другим лицом, в том числе использование занятия проституцией.

Из буквального толкования данного определения вытекает, что действия лица, получающего выгоду от использования лиц женского или мужского пола в области оказания сексуальных услуг, характеризуются как эксплуатация в сексуальной сфере, независимо от акта насилия или иных форм принуждения и согласия лица на выполнение указанных услуг. Следовательно, любая деятельность в секс-индустрии, в том числе организация проституции, признается торговлей людьми, а лицо, получающее доход от использования занятия проституцией – виновным в совершении торговли людьми, несмотря на наличие или отсутствие других элементов эксплуатации.

Однако сексуальная эксплуатация представляет собой разновидность эксплуатации вообще, поэтому при решении вопроса о наличии в действиях виновного цели сексуальной эксплуатации, необходимо установить признаки, которые характеризуют понятие эксплуатации, содержащейся в основном составе торговли людьми, а именно – наличие элементов принуждения или иных способов воздействия, с помощью которых лицо принуждается к оказанию сексуальных услуг.

В правоприменительной практике неоднозначное толкование термина «сексуальная эксплуатация» порождает проблемы связанные с разграничением статьи 1711 УК (вовлечение в занятие проституцией) и пункта 3 части второй статьи 181 УК (торговля людьми посредством вербовки в целях сексуальной эксплуатации). Не всегда при установлении признаков сексуальной эксплуатации устанавливается факт наличия принуждения, без которого не мыслится сама по себе эксплуатация. Применение насилия, использование обмана, долговое рабство, шантаж, лишение свободы передвижения – это те обстоятельства, в силу которых женщина не может отказаться от выполнения подобного рода услуг. Отсутствие таких элементов означает отсутствие эксплуатации, а значит отсутствие состава торговли людьми.

При использовании занятия проституцией (ст. 171 УК Республики Беларусь) на лицо не оказывают никакого психического или физического воздействия с целью принудить его к оказанию интимных услуг. В данном случае оно обладает свободой передвижения, имеет возможность контролировать свои доходы, самостоятельно принимать решение о возможности оставления данного вида деятельности.

Представляется, что для урегулирования данного вопроса целесообразно внести изменения в определение понятия «эксплуатация», которое следует сформулировать в следующей редакции: «Принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе сексуальных), в условиях подневольного состояния, когда лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством».

Представляется, что наиболее приемлемым решением рассматриваемой проблемы будут следующие меры: закрепление в части 1 статьи 181 УК Республики Беларусьобмана в качестве конструктивного признака состава торговли людьми путем исключения его из перечня квалифицирующих признаков; дифференциация квалифицирующего признака совершения торговли людьми, соединенной с насилием, угрозой его применения, посредством перевода такого признака как насилие, не опасное для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия, в статус конструктивного признака основного состава торговли людьми; сохранение в качестве квалифицирующего признака совершения торговли людьми, сопряженной с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо угрозой применения такого насилия.

Источником человеческого ресурса для осуществления торговли людьми является и так называемая вербовка. Сама по себе вербовка уже включена в состав такого преступления как торговля людьми, однако существует целый ряд правовых норм, которые направлены на борьбу с нею. Так, например, УК Республики Беларусьсодержит статью 187, которая называет в качестве преступления незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, которые считаются преступными, если в результате таких действий лица, трудоустроенные за границей, подверглись сексуальной или иной эксплуатации помимо своей воли, при отсутствии признаков торговли людьми. В Республике Беларусьдействует Декрет Президента от 9 марта 2005 года №3 (далее – Декрет №3), согласно пункту 1.1 которого любые действия, в том числе однократные, направленные на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей, включая посредничество, осуществляются только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством внутренних дел.

Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, если в результате таких действий лица, трудоустроенные за границей, подверглись сексуальной или иной эксплуатации помимо своей воли, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 181 УК Республики Беларусь (незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей) наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Квалифицированный состав:

-  незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные повторно либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 1711, 181 или 1811 УК Республики Беларусь;

-  незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные организованной группой.

Декрет №3 направлен на предупреждение, пресечение торговли людьми, в том числе в целях сексуальной эксплуатации, и установление жесткой административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений в данной сфере.

В частности, ужесточаются требования к порядку осуществления деятельности по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Отныне любые действия, в том числе однократные, направленные на трудоустройство белорусских граждан за рубежом, включая посредничество, могут осуществляться только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством внутренних дел.

Такой документ выдается лишь при наличии подтвержденной договоренности между соискателем и иностранным нанимателем, сведений об этом нанимателе, определяемых Правительством Республики Беларусь. Также необходимым условием выдачи специального разрешения на трудоустройство граждан за границей является проведение Министерством внутренних дел совместно с иными заинтересованными государственными органами предварительной проверки условий осуществления такой деятельности.

Запрещается заключать договор о трудоустройстве за границей с организациями и гражданами, в том числе иностранными, не являющимися непосредственными нанимателями.

Обладателям соответствующей лицензии вменяется в обязанность заключать с гражданами письменный договор о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, включающий обязанность по оказанию помощи в заключении трудового договора (контракта) с иностранным нанимателем.

Исходя из того, что Декретом №3 вводятся новые требования к деятельности по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, ранее выданные специальные решения (лицензии) на данный вид деятельности будут действовать до 1 июля 2005 г. При получении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новых лицензий на осуществление такой деятельности лицензионный сбор не взимается, если срок действия ранее выданных им разрешений истекает после 1 июля 2005 года.

Декретом вводится лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах с целью их знакомства («брачных агентств»). Лицензии будут выдаваться Министерством внутренних дел. Лицензированию теперь подлежит работа модельных агентств и организаций, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды). Такая работа рассматривается в качестве работ и услуг, составляющих образовательную деятельность, и лицензируется Министерством образования. При этом установлено, что деятельность различного рода брачных и модельных агентств, в случае ее осуществления без специального разрешения (лицензии), с 1 июля 2005 г. будет являться незаконной.

Декретом регламентируется порядок проведения конкурсных отборов для участия в рекламных проектах либо в целях последующего трудоустройства (кастинг). Право их проведения предоставляется только территориальным органам государственной службы занятости, а также модельным агентствам и иным субъектам хозяйствования, имеющим лицензию на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.

Декрет №3 преследует своей целью ужесточение уголовной и административной ответственности за нарушение вышеуказанного порядка трудоустройства граждан Республики Беларусь за границей. При этом уголовная ответственность наступает за деятельность, которая не только привела, но и могла привести к торговле людьми. В отдельные составы преступлений выделена торговля людьми и незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей.

Сформулируем основные выводы по главе 3:

1.                 Квалифицированный состав торговли людьми – действия по купле-продаже или иных сделок в отношении человека, совершенные: в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении двух или более лиц; в целях сексуальной эксплуатации; в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации; группой лиц по предварительному сговору; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 1711, 181, 1811 или 187 УК Республики Беларусь; в целях вывоза потерпевшего за пределы государства; с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств потерпевшего; путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения.

2.                 Особо квалифицированный состав торговли людьми по части 3 статьи 181 УК Республики Беларусь – деяние, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 181 УК Республики Беларусь: повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжких телесных повреждений, либо иные тяжкие последствия; совершенные организованной группой.

3.                 Квалифицированный состав статьи 187 УК Республики Беларусь «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей»: незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные повторно либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 1711, 181 или 1811 УК Республики Беларусь; незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные организованной группой.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня торговля людьми является актуальной проблемой не только для Республики Беларусь, но и для всего мирового сообщества. Это хорошо организованный транснациональный преступный вид деятельности, который приносит огромные доходы криминальным структурам. По оценкам международных экспертов торговля людьми входит в тройку наиболее прибыльных криминальных видов деятельности, наряду с торговлей оружием и наркотиками. Как показывает практика, ни одно государство в мире не в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой. Эффективное и успешное противодействие торговле людьми может быть лишь при тесном взаимодействии государственных структур, международных и неправительственных организаций.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.