Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Стадии, этапы и методика проведения исследования систем управления

--PAGE_BREAK--



Рис. 2. Принципиальная схема проведения системного прикладного ис­следования подсистемы (системы) управления социальной организационно-экономической системы предприятия
2.    Состав и особенности работ на основных этапах                                  исследования систем управления

1.                   

2.                   

2.1.                    Состав работ на основных стадиях и этапах исследования
Любое исследование на основе системного анализа в общем плане включает совокупность следующих последовательно выполняемых работ:

-       определение объекта исследования;

-       постановка целей, задач и определение критериев их достиже­ния;

-       определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществ­ление структуризации исследуемой системы;

-       разработка экономико-математической модели (параметриза­ция, установление зависимостей между параметрами, моделирование) системы;

-       исследование модели системы;

-       сбор, обработка, анализ информации и обобщение результатов;

-       проверка обоснованности результатов исследования;

-       окончательная формулировка результатов исследования.

В ряде источников для общего случая исследований рекомендует­ся проводить следующие этапы:

-       постановка целей и задач;

-       предварительный анализ имеющейся информации, условий и ме­тодов решения;

-       формулировка исходных гипотез;

-       планирование и организация экспериментов;

-       проведение эксперимента;

-       анализ и обобщение полученных результатов;

-       проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

-       окончательная формулировка новых фактов и законов, обосно­ваний, научных прогнозов и т.д.

Приведенные составы работ во многом идентичны. Однако их конкретный перечень зависит от цели и вида проводимого исследования, характера, содержания и специфики исследуемого объекта. СУ, для которых исследования носят прикладной характер (такие исследования составляют подавляющее большинство всех ис­следовательских работ управляющих подсистем организаций), пред­назначаются для использования или функционируют в основном в условиях:

-       действующих организаций, где систему требуется преобразовать или систематически совершенствовать;

-       формирования новой организации из числа действующих при их укрупнении или разукрупнении;

-       строительства новой организации, когда необходимо создать со­вершенно новую систему.

Могут быть и иные условия (например, при реконструкции орга­низации, изменении производственного профиля и т.п.), но вес они являются частными случаями предыдущих условий.

При подходе к прикладным исследованиям как к работам, завер­шающимся не формулировкой результатов (как это предусмотрено составом работ классического исследования), а их внедрением (реа­лизацией), все стадии и этапы исследования СУ целесообразно рас­сматривать в рамках организационного проектирования (оргпроектирования) социально-экономических систем.

Конкретный состав этапов работ каждой из стадий исследования систем во многом зависит от тех условий, в которых они осуществляются. Вместе с тем для общего случая иссле­дования СУ целесообразно выполнение следующих работ, представленных в таблице (Приложение А).

2.2.                    Содержание исследовательских работ на подготовительной стадии
Подготовительную стадию исследования СУ в случаях, преду­сматривающих внедрение его результатов, т.е. включающих выпол­нение работ по проектированию систем и реализации всех проект­ных решений, не без оснований можно называть предпроектной.  Это наиболее значимая стадия создания подобных систем.

Применительно к СУ, использующим принципы системного управления, необходимо учитывать многие особенности этой стадии, что требует выработки соответствующих методических положений по ее проведению. Как показывает имеющийся опыт, в большинстве случаев основными здесь являются этапы, связанные с проведением диагностики, детального анализа действующих на предприятии сис­тем и разработкой ТЗ на создание проекта такого вида систем. Это наиболее трудоемкая часть всей работы.

От глубины проведения анализа, обоснованности выводов и правильности заложенных в ТЗ решений во многом изначально за­висит эффективность всего исследовательского проекта прикладного характера.

Перед подготовкой и изданием приказа о проведении исследо­вания СУ целесообразно провести предварительные работы, обосно­вывающие необходимость выполнения таких исследовательских ра­бот. Достаточной объективностью на первом этапе работ, исключи­тельно малой трудоемкостью и простотой отмечается обоснование, базирующееся на экспресс-опросе (ответах) менеджерского состава предприятия.

Анкетирование наиболее часто используется в практике исследо­ваний, так как оно позволяет с меньшими трудозатратами собрать мнения и точки зрения опрашиваемых. Очень важно при анкетиро­вании правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах.

Обычно процесс разработки анкеты включает:

• определение формы и содержания обращения к опрашиваемому;

•  выбор типа вопросов;

•  формулирование вопросов;

• изложение необходимой для опрашиваемого информации;

• разработку формы анкеты.

Далее следует разработать шкалу диапазонов, позволяющих на основе числа положительных ответов на вопросы анкеты однознач­но давать рекомендации о необходимости проведения прикладного исследования СУ. Объективность таких рекомендаций обеспечива­ется максимально искренними и правильными ответами.

Методически анкетный опрос предпочтительнее проводить в письменной форме.

По результатам опроса и полученным рекомендациям можно выявить основные проблемы и выяснить следует ли на данном предприятии проводить прикладное исследование СУ. По ответам на вопросы можно также определить положительные (сильные) и отрицательные («узкие») места в СУ, а также установить некоторые причины негативных сторон системы, обусловивших низкий уро­вень управления.

Разработка и содержание программы исследования СУ во мно­гом определяется моделью системы. Однако независимо от модели при составлении программы следует предпочесть системный подход. Это обусловливает необходимость формирования перед составлени­ем программы, прежде всего целей исследования. Ключевым направ­лением всей программы при этом должны стать вопросы сравнительного анализа исследуемой СУ с современными требованиями управления. В программе в первую очередь должны быть предусмотрены вопросы анализа сравнительного соответствия элементов СУ предъявляемым к ним требованиям. В основном целью исследования должны стать определение не только негативных расхожде­ний, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и приведение СУ в соответствие с требованиями современных систем, целями и задачами, стоящими перед организацией.

При анализе, например, планируемых (нормируемых) показате­лей в программе можно предусмотреть использование таблиц опре­деленного вида (таблица 1).

При системном подходе в программу следует также включать та­кие вопросы: сравнение качественных сторон элементов производ­ственной системы (продукции, экономических результатов в облас­ти качества, производственных функций, производственной струк­туры и др.); сравнение элементов управляющей системы (элементов входа, общих и специальных функций управления качеством, оргструктуры, методов управления и др.). Наряду с указанным в про­грамме необходимо также учитывать передовой опыт исследователь­ских работ аналогичных систем.

Таблица  1 — Матрица анализа выполнения плановых (нормируемых) показателей системы управления (вариант)





Показатель




План за

исследуе­мый период.





Фактически





Выполнение

плана, %

(100 х факт/план)



Темпроста,%(100 х факт, за исслед. пери­од/факт.за предыдущ.период)
Относительное

отклонение, (факт- план)/план



Примечание


за предыдущий

период

за пери­од

ис­следования



1

2

3

4

5

6

7

8

 

















    продолжение
--PAGE_BREAK--


На подготовительной стадии по результатам детального анализа составляется отчет или аналитическая справка, где указываются:

-       результаты сопоставления различных элементов;

-       оценка эффективности действующей системы по достижению ее целей и возможности использования для создания более совершенной СУ;

-       предложения по совершенствованию действующей системы и преобразованию ее в современную СУ, удовлетворяющую современ­ным требованиям управления и потребителей.

Разработку ТЗ на исследование СУ осуществляют на основе ре­зультатов анализа. В нем устанавливаются требования к СУ и порядку ее создания. Здесь также желательно предусмотреть такие разделы:

-       основание для разработки проекта систем — на основании ка­кого распорядительного документа или другого решения проводится исследование;

-       цели проведения исследовательских и проектных работ системы;

-       результаты исследования на подготовительной стадии — дают­ся краткая характеристика предприятия и основные результаты про­веденного анализа; отчет или аналитическая справка об анализе вы­носится в приложение к ТЗ;

-       общие требования к построению СУ — формулируются прин­ципы, правила построения и требования к системе в целом и ее от­дельным подсистемам, элементам с учетом дополнений со стороны потребителя;

-       сроки разработки проекта систем — с указанием сроков разра­ботки проекта систем для каждого элемента и подсистемы и их оче­редности с указанием ответственных исполнителей-подразделений;

-       требования (задания) к объектам исследования систем — ука­зываются все необходимые конкретные разработки, изменения и дополнения к действующей СУ, в том числе целевые программы, обеспечивающие достижение целей проекта, а также проектные формы их представления, причем по каждой форме представления — проектируемому документу — дается дата начала и окончания работ, указывается исполнитель (требования-задания, например при сис­темном подходе, целесообразно группировать обобщенно: сначала для построения СУ в целом и совершенствования элементов произ­водственной системы, а затем для построения проектов каждой из подсистем, а к каждому заданию целесообразно, исходя из материа­лов анализа и имеющегося опыта у разработчиков ТЗ, давать пред­ложения и рекомендации по их выполнению);

-       объемы и источники финансирования всех работ;

-       состав, содержание и организация работ по внедрению разра­ботанных предложений — содержит перечень этапов и состав работ и мероприятий по подготовке и внедрению проектных документов, сроков выполнения, исполнителей, форм их завершения;

-       технико-экономическое обоснование предложений — опреде­ляется величина экономического эффекта по условиям использова­ния за установленный расчетный период времени на основе стоимо­стных оценок результатов и затрат на разработку и внедрение проекта;

-       порядок приемки СУ — включает информацию о порядке приемо-сдаточных работ, предъявления потребителям, при необхо­димости аттестации и сертификации систем и т.п.;

-       нормативно-технические и методические источники проекти­рования — определяются и перечисляются НТД и НМД и другая документация, справочные и авторитетные литературные источники, которые могут быть использованы для разработки проекта (в переч­не могут указываться также проекты-аналоги подобных систем, ти­повые проекты, монографии и т.п.;

-       перспектива продолжения работ — излагаются направления развития и совершенствования систем;

-        приложения — перечень подразделений и должностных лиц, согласовывающих основные документы систем, отчет или аналити­ческая справка об анализе, обоснования проведения тех или иных работ и др.
2.3.                    Порядок проведения исследований по созданию продукции на подготовительной стадии
При системном исследовании СУ промышленной организации заслуживает внимания порядок проведения научно-исследовательских работ на подготовительной стадии создания продукции, которая яв­ляется результирующим элементом производственной подсистемы промышленной организации. Номенклатура продукции, которую из­готавливают на предприятиях, очень широка и включает, как извест­но, изделия и продукты. Те и другие являются вещественным резуль­татом научной и производственно-хозяйственной деятельности и предназначены для удовлетворения определенных потребностей. Есте­ственно, что каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл,кото­рый представляет собой совокупность взаимосвязанных последователь­ных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи ис­следования возможности создания продукции до прекращения экс­плуатации или потребления.

В общем случае типовой жизненный цикл продукции подразде­ляется на ряд стадий, каждая из которых характеризуется специфи­кой работ и конечными результатами и может включать:

-       исследование, проектирование и разработку продукции;

-       изготовление продукции;

-       обращение и реализацию продукции на рынке;

-       использование продукции (эксплуатация или потребление, включая утилизацию или уничтожение).

Основная сущность подготовительной стадии исследований по созданию новой продукции — проведение такой НИР, которая бы была начальным этапом комплекса мероприятий по разработке, ос­воению (изготовлению) и реализации ее на рынке. Это делается в том случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществлять без соответствующих исследований.

В этом случае подготовительные работы выполняют с целью по­лучения соответствующими методами научного исследования объек­тивных данных для составления ТЗ на новую или модернизирован­ную продукцию и выявления наиболее эффективных путей проведе­ния опытно-конструкторских (ОКР) и опытно-технологических ра­бот (ОТР). Кроме того, эти работы должны служить основой созда­ния новых веществ, материалов, оснастки и т.п., а также их провер­ки перед проведением ОТР.

Таким образом, применительно к подготовительной стадии в рамках НИР по созданию новой или модернизированной продукции следует выполнять примерно следующие работы:

-       определение целей исследования (НИР);

-       перспективные маркетинговые исследования;

-       фундаментальные (при необходимости) и прогнозные иссле­дования;

-       анализ передовых достижений отечественных и зарубежных достижений науки и техники, результатов поисковых исследований.

-       изучение патентной документации;

-       анализ требований рынка и заказчика;

-       выбор предварительных направлений исследования;

-       прикладные маркетинговые исследования и нормирование требований к качеству продукции;

-       проведение прикладных НИР;

-       разработка ТЗ на проведение НИР по созданию продукции и оценка ее проектно-технического уровня;

-       составление бизнес-плана разработки и производства новой продукции;

-       привлечение инвестиций.

Одним из важнейших результатов этой стадии работ является разработка технического задания — документа, определяющего цель, содержание, порядок проведения работ, а также намечаемый способ реализации результатов исследований. В общем случае ТЗ на НИР по созданию новой или модернизированной продукции может включать следующие разделы (если нет особых требований заказчика):

-       основание для проведения работ;

-       цель и исходные данные;

-       этапы работы;

-       основные требования к выполнению работы;

-       способ реализации результатов;

-       перечень технической документации, предъявляемой, по окончании работ;

-       порядок рассмотрения и приемки работы;

-       технико-экономическое обоснование;

-       приложения.

2.4.                    Содержание работ на исследовательско-проектной стадии
Естественным продолжением подготовительной стадии являются работы исследовательско-проектного характера и работы по реали­зации проектных решений непосредственно на предприятии. При этом исследовательско-проектная стадия включает этапы работ, на­правленных непосредственно на создание рабочих проектов СУ и ее подсистем. Рабочий проект каждой системы разрабатывается в соот­ветствии с ТЗ и представляет собой комплект НТД, НМД и др. до­кументации, необходимой для:

-       создания, проведения приемо-сдаточных работ и реализации системы;

-       достижения целей исследования системы;

-       обеспечения дальнейшего нормального функционирования системы.

Предварительно перед проведением непосредственно проектных работ по составлению документации рабочих проектов систем, в соответствии с рекомендуемым в ТЗ перечнем, необходимо подоб­рать комплект НТД, НМД и другой литературы и документации по вопросам исследования и проектирования систем. Особенно полез­ными могут оказаться типовые проекты и образцы-аналоги подоб­ных систем.

Среди всех этапов исследовательско-проектной стадии создания СУ основными, как правило, являются те, которые связаны с про­ведением исследований и разработкой проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов.

Разработка ТП СУ для малых и средних предприятий может быть ограничена определением и выбором основных направлений исследований и проектирования системы.

Разработка РП (рабочей проектной документации) СУ может осуществляться в принципе в два подэтапа: на первом разрабатыва­ются документы по СУ в целом, а на втором — документы непосредственно для подсистем системы в отдельности в соответствии с выбранной для каждой из них определенной моделью системы.

Одним из исходных документов проектирования рабочей доку­ментации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распределения функций.

Результатом исследования и проектирования могут стать входя­щие в состав документации СУ целевые программы, которым должно быть уделено исключительное внимание. Такие программы пред­ставляют собой взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполни­телям соответствующие задания, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий, направленных на достижение одной из целей СУ.

Необходимо отметить, что целевые программы следует разраба­тывать для различного уровня (от уровня предприятия до федераль­ного включительно). Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ «Качество» для регионов, от­раслей и предприятий. Однако при этом не только не учитывались рыночные условия в отношении маркетинга, но и представлялся неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач. В частности, программы разрабатывались в целом для всей системы организации, а не для какой-либо одной из приоритетных целей системы; практически отсутствовали цели и задачи социаль­ного характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их дос­таточность; не раскрывался механизм реализации программы. Наря­ду с перечисленным, как показал анализ опыта разработки разделов «Обучение, подготовка и повышение квалификации» целевых про­грамм «Качество», имелись также следующие типичные недостатки:

-       не все плановые задания обеспечивались необходимыми ре­сурсами для подготовки, обучения и повышения квалификации как рабочих, так экономико-управленческих работников;

-       во многих случаях не предусматривались мероприятия по по­вышению квалификации руководящих работников;

-       не планировались подготовка специалистов-организаторов управления качеством продукции;

-       мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогич­ными мероприятиями одноименных разделов других программ «Ка­чество»;

-       при разработке программ недостаточно обоснованно прогно­зировались потребности и квалификационный уровень руководящих и инженерно-технических работников;

-       при оценке качества подготовки и повышения квалификации мало использовались количественные показатели;

-       учебные планы и программы курсов, применявшиеся при под­готовке и повышении квалификации, нередко во многом были ото­рваны от целей программ «Качество» и носили общий характер;

-       методическое и профессиональное обеспечение учебного про­цесса при повышении квалификации часто имело низкий уровень качества;

-       при разработке мероприятий недостаточно использовался пе­редовой опыт разработки программ «Качество»;

-       среди всех разделов программ «Качество» разделу по обуче­нию, подготовке и повышению квалификации по управлению каче­ством уделялось меньше всего внимания.

Для улучшения качества целевых программ их разработку следу­ет осуществлять поэтапно, предусматривая: подготовку к разработке; определение целей, задач и заданий; разработку мероприятий про­граммы.

Программа должна охватывать:

-       цели и конкретные задания по их достижению и решению, взаи­моувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях и этапах управления;

-       разработку всех необходимых мероприятий и процедур их выпол­нения, обеспечивающих достижение целей и выполнение заданий программы.

При подготовке целевой программы следует использовать метод «де­рево целей», важнейшими положениями построения которого являются:

1.     Целевая программа — одна из первых и необходимых состав­ляющих документации СУ, обеспечивающая развитие предприятия;

2.     Каждая подцель программы должна быть описана не только словесно, но и обязательно количественно;

3.     Подцели должны быть «связаны» временем, т.е. необходимо указы­вать как срок их достижения, так и промежуточные контрольные точки;

4.     Для всех подцелей должны быть установлены коэффициенты их важности;

5.     Процесс составления дерева целей — итерационный процесс;

6.     Цели с низким коэффициентом важности следует исключать.

С учетом накопленного опыта и современных воззрений сис­темного управления рекомендуется следующий состав разделов целе­вой программы.

1.     Цели и задачи программы.

2.     Задания и показатели программы (на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления).

3.     Мероприятия по реализации заданий программы (включая комплекс социальных, организационных и др. мероприятий на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления, по всем элемен­там управляемой и управляющей подсистем).

4.     Механизм реализации программы.

5.     Материальное и финансовое обеспечение программы.

6.     Оценка эффективности программы.

7.     Организация управления реализацией программы и контроль над ходом ее выполнения.

По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ: например, по федеральным программам — Указ Пре­зидента РФ или Постановление Правительства РФ; по целевым про­граммам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.

На каждую программу (при необходимости) следует составлять паспорт программы, включающий примерно следующие разделы:

1.     Наименование программы;

2.     Основание для разработки программы;

3.     Заказчик;

4.     Исполнители;

5.     Соисполнители;

6.     Сроки реализации;

7.     Основные программные задания;

8.     Цель программы;

9.     Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

10.Объемы и источники финансирования и материального обес­печения;

11.Контроль исполнения программы.

Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. Аналогичные программы были реализованы в Японии. Другим примером может служить программа качества (EQP) ЕС.

Разработка и необходимость осуществления целевых программ по повышению уровня качества на федеральном уровне, по сущест­ву, определена принципами их подготовки и реализации. При этом необходимо предусматривать:

-       решение приоритетной важнейшей задачи;

-       согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в  целях их наиболее эффективного использования;

-       комплексность и экономическая безопасность всех мероприятий;

-       согласованность решений федеральных и региональных задач;

-       достижение позитивного результата в установленные сроки.

Для внедрения каждого рабочего проектного документа целесооб­разно разрабатывать соответствующие конкретные мероприятия (научного, технического, экономического, организационно-методического, социально-психологического и другого характера). Окончательным документом по данному этапу работ может стать план мероприятий по реализации (внедрению) СУ. Указанный план формируется на основе суммирования мероприятий по каждому разработанному проектному документу. Сроки реализации необходимо четко увязывать с указанными в ТЗ на систему. Все планы мероприятий должны быть в установленном на предприятии порядке согласованы и утверждены.

На исследовательско-проектной стадии необходимо также осу­ществить комплексную оценку эффективности всех мероприятий, направленных на повышение и обеспечение конкурентоспособно­сти. На данном этапе, по существу, уточняются расчеты ТЭО систе­мы, проведенные на этапе составления ТЗ, но с учетом более кон­кретных исходных данных.

При положительных результатах оценки ожидаемой эффектив­ности внедрения разработанных мероприятий по реализации каждой из систем проводится оформление их рабочих проектов. При этом в состав каждого рабочего проекта системы входят соответствующие документы.

1. Титульный лист рабочего проекта.

2. Ведомость документации рабочего проекта, представляющая собой перечень нормативно-технической, руководящей и методиче­ской документации (СТП, РД, положений, должностных инструк­ций, инструкций, методик, матриц, процедур, операционных карт, чертежей, программ и т.п.) с указанием даты утверждения каждого документа, сроков их введения и окончания действия. В перечень должны войти документы, утвержденные как в период проектирова­ния, так и ранее, но необходимые для применения. Группировку документации следует проводить по структурно-системному призна­ку (по производственной системе, СУ в целом и каждой ее подсис­теме), внутри каждой из систем или по функциональному, или ста­диям жизненного цикла, или элементному, т.е. по элементам каж­дой системы с соблюдением иерархии документов (первым должен быть основополагающий документ, устанавливающий цель, назна­чение и основные положения общей группы документации по соот­ветствующему элементу, а затем соответственно другие документы).

3. Сводный перечень используемых в документации рабочего проекта НТД, НМД и других документов. В него включаются все документы, на которые имеются ссылки в документации проекта. Непосредственное сосредоточение всех этих документов в проекте (наличие) можно признать не обязательным. Сводный перечень це­лесообразно группировать по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта.

4. Комплект документации рабочего проекта, т.е. непосредст­венно подборка всей рабочей документации. Сюда включаются все документы, относящиеся к системе (утвержденные в процессе раз­работки и утвержденные ранее, но принятые к использованию без каких-либо доработок). Их комплектация может осуществляться по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта.

5. План мероприятий по внедрению системы.

6. Расчет эффективности проектных мероприятий по внедрению системы.

7. Пояснительная записка к рабочему проекту, которая, как пра­вило, должна содержать:

-       основание для разработки рабочего проекта;

-       цели и задачи его разработки;

-       краткую характеристику хозяйственной деятельности пред­приятия;

-       проектные решения и обоснования их принятия;

-       состав рабочего проекта (в этом разделе указывается место про­ектных решений в соответствующих документах рабочего проекта);

-       источники информации, использованные при разработке про­екта (список использованной нормативной, справочной и другой литературы).

После оформления РП целесообразно организовать его рецензи­рование, а в необходимых случаях и экспертизу. Результаты объек­тивного рецензирования или экспертизы могут существенно помочь в совершенствовании РП и улучшении его качества. Сведения о ре­цензиях (отзывах) и экспертизах рабочего проекта вместе с приня­тыми решениями по замечаниям рецензентов (экспертов) прилага­ются к пояснительной записке РП системы.

2.5.                    Примерный состав и порядок проведения работ по созданию продукции на исследовательско-проектной стадии
Для новой или модернизированной продукции на данной стадии исследования характерны следующие виды работ (в их основе лежат положения ТЗ):

-       сбор и анализ научно-технической литературы, НТД и НМД, эксплуатационной и другой информации об аналогах продукции, материалах и технологиях;

-       изучение рынка и уточнение требований к продукции.

-       проведение патентных исследований;

-       составление аналитического обзора;

-       разработка, формулирование, выбор и обоснование направле­ний решения поставленных в ТЗ задач и их оценка;

-       оценка ориентировочной эффективности (экологической, со­циальной и экономической) и рисков создаваемой продукции;

-       разработка гипотез и построение теоретических моделей про­дукции;

-       разработка программы, план-графика и методики исследова­ния и проектирования продукции;

-       составление, промежуточного отчета и его рассмотрение (при необходимости);

-       разработка технической документации (методики и докумен­тов для проведения эксперимента), подготовка экспериментальных моделей (макетов, экспериментальных образцов, испытательного оборудования), проведение проектных экспериментальных работ и обработка полученных данных;

-       сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями и корректировка теоретических моделей объекта;

-       проведение дополнительных экспериментов (при необходимости);

-       определение эффективности исследования;

-       составление промежуточного отчета и его рассмотрение (при необходимости);

-       обобщение результатов предыдущих работ;

-       оценка полноты решения задач;

-       проведение дополнительных исследований и работ по патент­ной защите и чистоте продукции (при необходимости);

-       разработка рекомендаций по использованию результатов про­веденных исследований;

-       формулирование технических требований для технического задания на разработку продукции;

-       изготовление и испытания опытного образца или опытной партии;

-       оформление и направление в патентное ведомство заявок на получение патентов или свидетельств (при наличии решений, со­ставляющих предмет соответственно изобретения или открытия);

-       отбор целевых рынков (проводится параллельно с проектиро­ванием и разработкой продукции);

-       разработка комплекса маркетинговых мероприятий по про­движению продукции на целевые рынки;

-       доработка, проверка, корректировка и утверждение техниче­ской документации (в том числе получение сертификатов качества);

-       маркетинговое и коммерческое тестирование продукции;

-       изучение, анализ и использование опыта по созданию и экс­плуатации экспериментальной продукции на всех стадиях ее жиз­ненного цикла;

-       корректировка и (или) модификация продукции и техниче­ской документации;

-       оценка экологической, социальной и экономической эффек­тивности (экологической, социальной и экономической) и рисков создаваемой продукции;

-       составление отчета о проведенном исследовании;

-       рассмотрение результатов проведенных исследований и при­емка работы в целом.

Приведенный перечень в каждом конкретном случае может быть дополнен, некоторые позиции могут быть объединены или в обос­нованных случаях отсутствовать. При этом следует учитывать, что комплексы маркетинговых мероприятий по продвижению продук­ции на рынки сбыта должны разрабатываться и реализовываться на каждой из стадий ее жизненного цикла.

2.6.                     Состав работ на стадии реализации (внедрения)
Заключительной стадией прикладного исследования системы яв­ляется стадия реализации (внедрения) их результатов. От нее во многом зависит эффективность исследовательских работ и достиже­ние целей каждой из систем.

Следует отметить, что анализ внедрения РП системы должен предусматривать сбор, обработку и изучение информации с исполь­зованием различных методов. При этом необходимо устанавливать соответствие уровня организации и реализации выполнения работ по внедрению целям и требованиям СУ. Нужно также осуществить комплексную оценку фактической эффективности всех реализован­ных мероприятий. Кроме того, результаты данных этапов служат первичным исходным материалом для дальнейшего совершенство­вания РП СУ. Одним из результатов функционирования системы может стать, например, получение сертификата на систему УК и каждый из видов выпускаемой продукции. Для этого в составе работ по реализации системы должна была быть предусмотрена подготов­ка соответствующего комплекта документации и выполнен опреде­ленный комплекс работ по организации проведения сертификаци­онных работ на предприятии.

Совершенствование СУ может осуществляться за счет:

-       улучшения функционирования всех элементов данной системы;

-       проектирования новых элементов системы и соответствующей разработки и введения в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов).

Включение новых элементов в СУ может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловливаемых изменением, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Одним из важнейших направлений совершенствования СУ российских предприятий в настоящее время выступает автоматизация процессов управления. Это направление может существенно повы­сить оперативность и качество управления, так необходимого при производстве и сбыте продукции в условиях рыночных отношений.

Следует отметить, что непереоценимое значение в условиях ры­ночных отношений приобретают вопросы исследования СУ в про­цессе их совершенствования. При этом порядок и последователь­ность работ по совершенствованию для упрощения понимания и реализации следует принять традиционным, т.е. они должны содер­жать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при первичном формировании современных СУ. Наряду с адекват­ными формальными признаками преемственности проведение работ по совершенствованию и развитию систем обусловливает необходи­мость реализации тех же основополагающих принципов системного управления, что и при первоначальной разработке систем.

3.    Методология исследования систем управления.
Методология исследования систем управления осно­вывается на разумной организации деятельности руково­дителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение це­лей, предмета исследований, границ исследования, вы­бор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характери­стик, к которым относятся: потребность в исследовани­ях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведе­ния исследований; эффективность исследований; резуль­таты исследований[1]. Раскроем эти характеристики.

Потребность в исследовании предопределяет мас­штаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.

Объектом исследований является система управле­ния конкретной организации. Для ее изучения необхо­димо знать утвержденные схемы управления, должност­ные инструкции. Положение о подразделениях.

Предме­том исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях систе­мы управления. При этом предметом исследования яв­ляется конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований.

Ресурсы — это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средст­ва, необходимые для обработки результатов, а также пра­вовые документы, характеризующие объект исследования.

Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных ре­зультатов.

Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель сис­темы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпора­тивная культура.

С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раз­дела: теоретический, методический, организационный.

В теоретическом разделе определяются основные це­ли, задачи, предмет и объект исследования.

Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ре­сурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или кол­лективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.

3.                   

3.1.                    Этапы исследования систем при использовании различных методологических подходов
Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой (Приложении Б).

Рассмотрим эти этапы.

На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

Под проблемой понимается несоответствие фактиче­ского состояния управляемого объекта желаемому. Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в органи­зациях. Но их источником может быть и изменение са­мих целей или нормативов.

Совершенно очевидно, что введение изменений, тре­бующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воз­действие на состояние и положение организации.

Совокупность факторов и условий, вызывающих по­явление той или иной проблемы, называется ситуаци­ей, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию[2]. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущно­сти и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений) и ситуационные факторы, ведущие к появлению пробле­мы (они могут быть внешними и внутренними по от­ношению к организации).

Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру произ­водства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоя­щих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходи­мость срочного принятия мер, направленных на сохра­нение равновесного состояния системы.

Внешние факторы в меньшей мере поддаются воз­действию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация[3]. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих ре­шений. Внешние факторы оказывают различное влия­ние на работу организаций.

Еще одна большая группа внешних факторов, прак­тически не поддающихся управлению менеджерам орга­низации, но оказывающих на деятельность организации косвенное (опосредованное) влияние, которое необхо­димо учитывать. К этой группе факторов относят со­стояние экономики страны (или региона), уровень науч­но-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для дан­ной организации события в других странах и т.д.

Анализ ситуационных факторов позволяет рассмот­реть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.

Таким образом, определить проблему — значит уста­новить границы системы, в пределах которой она рас­сматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет пробле­му в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система прояв­ляет себя в системах и смежных системах и, главное, ка­кое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения дан­ной проблемы.

При определении проблемы возникает чисто логиче­ская трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие — подчиненные или производные от нее. Опреде­ление главной проблемы позволит правильно сформули­ровать цель решения задачи.

Определение цели связано с ограничением направле­ний и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, на­кладываемые на функционирование данной системы, представляют собой объективные условия внешней сре­ды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда огра­ничения для данной системы являются проявлением не­решенных проблем в более общих системах.

Итак, на первом этапе проведения исследований ана­лизируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при реше­нии проблем.

Содержание второго этапа — закономерное про­должение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объектом исследования является система управления организации, а предметом — выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную ра­боту организации.

На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем сово­купность целей, методов, приемов управления при про­ведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансо­вые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей ис­следования.

Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок про­ведения исследований, распределить полномочия и ответ­ственность и отразить это в регламентирующих докумен­тах, например в должностных инструкциях. Здесь же не­обходимо уточнить или определить технологию подготов­ки и утверждения управленческих решений при проведе­нии исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафикси­ровать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомен­дации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разреше­нию проблемы. На этом этапе необходимо предвари­тельно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуе­мой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответст­вии с эталонной моделью представлены на схеме (Приложение В).

3.2.                     Методы исследования систем управления.
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме­нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про­блем. Выбор методов исследования, интеграция различ­ных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводя­щих исследования.

Всю совокупность методов исследования можно раз­бить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето­ды формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых про­цессов) и комплексированные методы[4].

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, ис­пользовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экс­пертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.

Вторая группа — методы формализованного представ­ления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

-аналитические (включают методы классической ма­тематики — интегральное исчисление, дифференциаль­ное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математиче­ского программирования, теории игр);

-статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию веро­ятностей — и направления прикладной математики, ис­пользующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испы­таний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

-теоретико-множественные, логические, лингвистиче­ские, семиотические представления (разделы дискрет­ной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, авто­матизации проектирования, информационно-поиско­вых языков);

-графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение в экономике в настоя­щее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления ста­тистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использова­лись графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудо­вания, организации перевозок и т.п.) началось с внедре­ния в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л. В. Канто­ровича, В. В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). При­влекательность этих методов для решения формализо­ванных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличаю­щих методы математического программирования от ме­тодов классической математики.

При стремлении более адекватно отобразить про­блемную ситуацию в ряде случаев целесообразно приме­нять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистиче­ские закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображе­нии таких ситуаций, как организация ремонта оборудо­вания, определение степени его износа, настройка и ис­пытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитаци­онное моделирование экономических процессов и си­туаций принятия решений.

В последнее время с развитием средств автоматиза­ции возросло внимание к методам дискретной матема­тики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирова­ния сложных технических устройств и комплексов, язы­ков моделирования ситуаций принятия решений в орга­низационных системах.

В настоящее время в экономике и организации про­изводства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации.

К третьей группе относятся комплексированные мето­ды: комбинаторика, ситуационное моделирование, топо­логия, графосемиотика[5]. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Несколько в стороне стоят методы исследования ин­формационных потоков.

Схема структуризации методов приведена в Приложении Г.

Специалист по системному анализу должен пони­мать, что любая классификация условна. Она лишь сред­ство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разраба­тывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенно­стей моделируемых систем (процессов принятия реше­ний) и предпочтений, которым можно предложить вы­брать классификацию.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение


Исследование – необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере.

Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности. По мере развития управления роль и доля исследований возрастает. Исследование помогает глубже понять ситуацию, определить проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности. И от выбора методов исследования будет завесить достоверность полученных результатов.

Таким образом, важнейшим направлением исследования и развития систем управления должно выступать формирование научного представления о новом управленческом мышлении,  которое бы  было приспособлено к условиям современного, стремительно изменяющегося мира с одной стороны, и учитывало результаты исследований управленческой деятельности и мышления различных областей науки.

Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.

В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.

Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом.Поэтому предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.

Говоря о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически каждый индивидуум в целях выживания и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально проводить исследования систем управления, в той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.

Растут число методов исследований и объем знаний, накопленных в процессе исследований при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике систем управления, теории и практике экспериментальных исследований, бухгалтерского учета и аудита.

Усложнение деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и реальна ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться не совместимыми, вступить в конфликт.

Кроме этого растет степень автоматизации, а, следовательно, и формализации управленческого труда. Особенно ярко эти тенденции проявляются в крупных компаниях, холдингах, финансово-промышленных группах, в деятельности государственных и территориальных органов управления.

Фактически современный менеджер работает в рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами.

Субъектам управления становится все более необходимым:

-          прогнозировать и планировать развитие не только собственного производства, но и связанных с этим глобальных и индивидуальных рисков;

-          для оценки эффективности, затрат, снижения рисков проектировать, проводить и обеспечивать безопасность социально-экономических, рыночных (маркетинговых) и технических экспериментов по испытаниям и сертификации товаров;

-       исследовать затраты и находить пути их уменьшения;

-          исследовать и совершенствовать информационные основы обнаружения проблем, в частности, на основе данных бухгалтерского учета и аудита;

-       устранять недостатки и совершенствовать системы управления общественными и экономическими, технологическими, конструкторскими процессами и др.

Эффективность исследования систем управления определяется выбранными методами исследования. Таким образом, важнейшим направлением исследования и развития систем управления должно выступать формирование научного представления о новом управленческом мышлении,  которое бы  было приспособлено к условиям современного, стремительно изменяющегося мира с одной стороны, и учитывало результаты исследований управленческой деятельности и мышления различных областей науки.

Глоссарий


№ п/п

Новые понятия

Содержание

1

2

3


1

Анализ

всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, состав­ных частей чего-либо; составная часть любого исследования; функ­ция управления. Как функция управления анализ представляет со­бой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и опенку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта. Как правило, это осуществляется с целью определения трудностей и противоречий, движущих сил, возможнос­тей, целесообразных путей развития и совершенствования объекта.

2

Диагностика системы

управления

процесс анализа, поиска ключевых причин, которые мешают организации

достигать поставленных целей

3

Исследование

научный труд: научное изучение; процесс выработки новых научных знаний; один из видов познавательной деятельности.

4

Изучение системы управления

анализ взаимосвязи и взаимодействия составляющих системы и их вклада

в достижение цели организации

5

Классификация

система соподчиненных понятий (классов объектов, явлений, характеристик) в какой-либо отрасли знаний или деятельности

6

Метод

система воспроизводимого способа действия при осознанном использовании правил взаимодействия с предметами или индивидами для наиболее вероятного достижения намеченной цели в определенной ситуации

1

2

3


7

Методология

учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

8

Методы управления

способы осуществления управлен­ческой деятельности, воздействия на управляемые объекты с целью достижения поставленных целей.



9

Методы исследования

совокупность целенаправлен­ных действий и способов получения новых знаний об управленчес­ких отношениях и системе управления.



10

Модель

аналог реального объекта или процесса, представлен обычно в виде схемы, знаковой системы, например, математических формул, компьютерных

программ или в другом материале, отличном от материала оригинала

11

Оргпроектирование системы управления

процесс разработки проектов организационных систем управления. Проектные документы системы управления организации в зависимости от назначения и формы изложения подразделяются на типы. Тип и содержание документа определяются стадией проектирования и характером конкретного объекта, на который распространяется соответствующий документ.

12

Системный анализ

совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и подсистем управле­ния, взаимодействующих между собой для достижения главной и ос­новных целей деятельности предприятия. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражаю­щих особенности объекта управления.

1

2

3


13

Ситуационный подход

сочетание известных приемов и концепций управления с особенностями

ситуаций, в которых организация осуществляет свою деятельность

14

Структура

1) пропорции и отношения, которые характеризуют экономическое множество, локализованное во времени; 2) модель, т.е. формальное представление ряда отношений, служащих для изучения совокупности явлений

15

Цель управления

желаемый результат состояния объекта управления, выраженный качественно и (или) количественно преиму­щественно с указанием сроков ее достижения, исполнителей и ресур­сов.

16

Элемент системы

минимальные составляющие системы, совокупность которых складывается прямо или опосредованно в систему; предел деления объекта как системы, его собственное строение не принимается во внимание в данной

систем





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.