Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ)
Десятый факультет дистанционного обучения
Дисциплина: «Система государственного и муниципального
управления»
Контрольная работа
по теме: «Современные информационные и коммуникационные
технологии в государственном управлении»
Выполнил:
Студент 3 курса,
группы 10-13 ГМУ 3/1,
специальности государственное и муниципальное управление,
Бутко П.А.
Проверил:
Васильев А.А.
Богородск 2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Методологические основы формирования информационно-коммуникационной базы государственного управления
1.1 Информационное общество как фактор развития государственного управления
1.2 Технологические основы информатизации органов государственной власти
Глава 2. «Электронное правительство»: Что это такое и что это даст
2.1 Что такое электронное правительство?
2.2 Что дает внедрение информационно-коммуникационных технологий (создание eGovernment)?
2.3 Пример «электронного правительства» в Гонконге
Заключения и предложения
Литература
Введение
В настоящее время в Российской Федерации происходит массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИТК) в деятельность государственных и муниципальных органов власти. Однако при этом практически не учитываются преобразования которые позволили бы повысить прозрачность деятельности органов власти снизить бремя государственного регулирования для граждан, а так же снизить нагрузку на региональные и федеральные бюджеты.
Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга. В информационном обществе сокращаются расстояния, происходит глобализация, создаются беспрецедентные возможности для развития регионов. Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления обусловила перевод в последнее время вопросов использования информационных технологий в разряд приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают в первую очередь концепцию «электронного правительства» на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. В настоящее время развитие информационной инфраструктуры – ключевой параметр региональной экономики (определяемый как инфономика), оцениваемый потенциальным инвестором при капиталовложениях в экономику региона.
Глава 1. Методологические основы формирования информационно-коммуникационной базы государственного управления
Информационное общество как фактор развития государственного управления
Управление — важнейшая функция государства. Значение управленческой (аппаратной) подсистемы в организациях разного уровня (от общества до отдельного коллектива) возрастает в периоды социальной реформации, когда меняется тип социальной организации, организационная культура и когда, следовательно, возникает потребность в качественно новом управлении. Именно такой период переживает с начала 1980-х гг. страны с развитой экономикой, а с конца 1980-х гг. — и Россия (тогда еще СССР). За рубежом в 1980-90-х гг. перешли к новой системе организации и управления не только в экономике, но и в государственной службе. Были проведены административные реформы, т.е. реформы государственного управления, которые знаменовали собой общемировые тенденции развития организационно-управленческой культуры рыночного — нелинейного, «хаотического», «неопределенного», вероятностного, «человекоцентристского», синергетического — типа. Эту тенденцию описал, проанализировал видный французский философ П. Рикер. Он отмечал: «Следует перестать представлять мир в качестве системы универсального детерминизма и подвергнуть анализу отдельные типы рациональности, структурирующие различные физические системы, в разрывах между которыми начинают действовать человеческие силы». Российский исследователь Л. В. Сморгунов обобщил цели и методы осуществления административных реформ 1980-90-х гг. в странах с развитой экономикой, увидев «процесс перехода от государственного администрирования к государственному менеджменту… характеризуемый двумя основными моментами: повышением самостоятельности нижних этажей иерархических государственных организаций, перемещением акцентов с собственно построения организации на ее взаимоотношения со средой».
1.2 Технологические основы информатизации органов государственной власти
Важной проблемой информатизации является технологическая разобщенность (несовместимость) ведомственных информационных систем, что препятствует быстрой и эффективной реализации административных процессов, в которые последовательно или параллельно вовлечены различные государственные структуры. Кроме того, особого внимания требуют вопросы регулирования издержек, связанных с приобретением прав на используемую ИКТ-продукцию (в т.ч. программное обеспечение): лицензионные платежи за тиражирование продукта, право модификации программ и т.д. Выполнение административных процессов, осуществление которых невозможно без использования ИКТ, в значительной степени определяется используемым программным обеспечением. Это влечет за собой необходимость установления специальных требований к компьютерным программам, используемым органами власти Российской Федерации. Роль компьютерных программ, обеспечивающих функции государственного управления, нуждается в правовой интерпретации. По сути, компьютерные программы, реализуя заложенные в них алгоритмы, представляют жесткую и не всегда верную трактовку нормативной базы со стороны своих разработчиков. В связи с тем, что уже сейчас имеет место критичная зависимость государственных органов от используемого программного обеспечения, а также в виду необходимости корректировки программ по мере изменений нормативной базы, необходимо:
- зафиксировать в федеральном законе основные требования к использованию программно-аппаратных средств для ведения государственного учета и осуществления иных государственных функций;
- предусмотреть обязательную регистрацию программно-аппаратных средств поддержки функций государственного управления в уполномоченном органе исполнительной власти, приравненную к регистрации нормативных документов, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации;
- предусмотреть обязательное раскрытие исходных текстов, пользовательской и эксплуатационной документации государственных ИКТ — систем, по аналогии с публикацией нормативных документов, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации.
Помимо указанных мер требуется разработать и внедрить систему стандартизации (профилирования) программного обеспечения, используемого в государственном секторе. Система стандартизации должна предписывать использование в госсекторе только открытых и свободных от лицензионных отчислений технологий (форматов данных, протоколов обмена, языков разметки, алгоритмов преобразования и т.п.). Мировой опыт демонстрирует значительную экономическую и политическую отдачу от введения данного регулирования. Нормативная опора только на открытые стандарты обеспечивает независимость государства от поставщиков ИКТ — решений, большую конкурентность при государственных закупках, снижает требования, которые предъявляют государственные ИКТ — системы друг к другу, гражданам и хозяйствующим субъектам. Требования к используемому для государственных нужд программному обеспечению должны быть введены в действие нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации как обязательные для применения при проведении государственных закупок товаров, работ и услуг в сфере ИКТ. В высших эшелонах российской власти уже осознана необходимость построения национальной системы информационно-коммуникационного обеспечения работы государственного аппарата, о чем свидетельствуют соответствующие нормативные правовые документы. Так, в 1995 г. был принят Федеральный закон «Об информатизации, информации и защите информации», Президентом Российской Федерации в 2000 г. утверждена Доктрина информационной безопасности, а Правительством РФ разработана «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». В 2000 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал, наряду с другими руководителями экономически развитых стран, Окинавскую Хартию глобального информационного общества. В соответствии с этим документом проект перехода государственного управления на новые технологии содержится в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) и в целевых программах «Электронная Россия», «Электронная Москва», «Электронная Ленинградская область» и др.
Задача формирования в России информационно-коммуникационной базы государственного управления сложна, поскольку требует мобилизации не только материально-технических и финансово-экономических ресурсов, но и таких нематериальных ресурсов, как политическая воля руководства страны к осуществлению информационно-коммуникационного обеспечения государственного управления и готовность общества эту стратегию воспринять и поддержать. Ресурс широкой социальной поддержки преобразований в этой сфере особенно важен, поскольку переход государственного управления на инфраструктуру цифровых ИКТ не является внутренним делом коллективов госслужащих, он предполагает, что все общество также будет активно обживать электронную среду, перейдет к использованию современных технологий. Актуальность для России исследования всего комплекса факторов, условий и ресурсов информатизации деятельности органов государственного управления возрастает в связи с тем, что главным результатом административной реформы должно стать построение государства, адекватного «нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим»3. Однако, пока «по уровню индивидуальной готовности граждан России к использованию современных ИКТ страна находится на 31-м месте, по уровню готовности бизнеса — на 43-м, а по уровню готовности правительства — на 89-м». Состояние научной разработанности проблемы исследования. Значение и роль государства в социальных коммуникациях менялись на разных этапах. Сегодня активное воздействие институтов управления обусловлено широким распространением цифровых ИКТ, формирующих современную инфраструктуру глобализирующегося мира. Огромное значение для новых реалий имеют философско-социологические и футурологические концепции, например, теории постиндустриального общества.--PAGE_BREAK--
Глава 2. «Электронное правительство»: Что это такое и что это даст
2.1 Что такое электронное правительство?
В современном понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment, «Электронное правительство» — это использование информационных и коммуникационных технологий в государственных административных органах в сочетании с организационными изменениями и новыми методами для улучшения услуг государственного сектора и демократических процессов. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают возможность создания «электронного правительства», облегчают работу государственных служащих, снижают издержки на содержание государства, ускоряют взаимодействие органов государственной власти и друг с другом, и с гражданами. Один из самых главных аргументов в пользу «электронного правительства» — повышение «прозрачности» власти за счет перехода на новый уровень обратной связи как с гражданами, так и с бизнесом. По данным ООН, сейчас из 191 страны, входящей в эту организацию, те или иные элементы «электронного правительства» используются в 173 государствах. Наиболее интенсивно процесс идет в Европе. Лидерами в 2002 году стали Швеция, Ирландия и Дания, где рост предоставляемых через интернет государственных услуг превысил 75 процентов. Что же касается России ……У нас еще нет серьезной интерактивной инфраструктуры, которая обеспечила бы диалог и взаимодействие государства и граждан. Но высшие должностные лица, включая Президента России, все чаще участвуют в интерактивных онлайновых пресс-конференциях. У большинства органов государственной власти есть «Первичные электронные интерфейсы», которые решают задачи доступа граждан и сообществ к различной государственной информации. Они, конечно, уступают по качеству коммерческим ресурсам, что связано как с бюджетом, так и с недостаточной заинтересованностью ведомств. К тому же у нас нет регулирующего документа, который обязывал бы чиновников обновлять информацию или, скажем, размещать на сайтах ведомств законопроекты. Не принят закона о электронной цифровой подписи. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» является механизмом для осуществления реформ, которые проводятся Президентом и правительством РФ, прежде всего, административной, налоговой и пенсионной, за счет объединения государственных информационных ресурсов, внедрения электронных административных форм работы". «Электронная Россия» включает четыре основных раздела: создание публичных электронных ресурсов, создание инфраструктуры доступа к сети интернет, подготовку кадров и создание «Электронного Правительства». Важнейшим элементом структуры Архитектуры Электронного Правительства являются электронные административные регламенты, которые будут внедряться с целью:
создания эффективной системы взаимодействия органов власти с обществом и между собой в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений;
обеспечение прозрачности процессов управления и реализации решений;
формирования эффективной системы контроля исполнения; децентрализации полномочий и ответственности.
В России большая часть функциональных сервисов для граждан и бизнеса осуществляется региональными и местными органами власти, и одна из ключевых задач реформ — повышение их конкурентоспособности в формирующемся информационном обществе России.
2.2 Что дает внедрение информационно-коммуникационных технологий (создание eGovernment)?
Внутренняя польза:
Выявление процессов, протекающих в органах управления и власти, выявление слабых мест данных процессов (дублирование функций, документов, неэффективный документооборот), повышение эффективности работы;
Уменьшение нагрузки на госслужащего за счет введения электронного документооборота;
Выявление дополнительных точек взаимодействия с населением, предприятиями региона и другими органами власти. Это позволит структурировать и упорядочить деятельность органов управления и власти, дает четкое разграничение полномочий и экономит время;
Осведомленность, прозрачность и борьба с коррупцией.
Внешняя польза:
Повышение уровня информированности и информационной грамотности населения; Повышение доступности услуг, оказываемых органами управления и власти.
Снижение числа личных контактов с населением, предприятиями и другими службами; Увеличение функциональности и пропускной способности органов управления и власти;
Улучшение бизнес климата страны для привлечения иностранных инвестиций;
Создание рынка информации и знаний как факторов производства;
Обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства и создание эффективной системы свободного и равноправного получения, распространения и использования информации как важнейшего условия демократического развития.
В системе «электронного правительства» выделяют три основных составляющих:
1.Компонент, ориентированный на граждан: Взаимодействие между государственными органами и гражданами — быстрое получение услуг, простота использования, легкий доступ к государственным услугам.
2.Компонент, ориентированный на частный сектор: Взаимодействие между государственными органами и частным сектором — исключение необходимости использования бумажных документов при взаимодействии между собой, ускорение процесса сбора и обработки необходимой информации. В конечном итоге государственные органы с партнерами в лице коммерческих организаций смогут предоставить свои каналы для создания интегрированной системы предоставления услуг. Снижаются затраты государственных органов за счет лучшего использования технологий, действует открытая и прозрачная система управления затратами.
3.Компонент, ориентированный на органы государственного управления: Взаимодействие между государственными органами, которое позволяет при помощи ИКТ установить внутренние и внешние связи между государственными органами и осуществить их взаимодействие, что позволит перестроить их деятельность и обеспечить интегрированное, а не разрозненное предоставление услуг. Это позволит снизить затраты и повысить эффективность работы, избегая задержек и повышая мотивацию труда работников; проводить перестройку внутренних процессов с применением отработанных и широко используемых методик и инструментов.
При реализации «Электронного Правительства» необходимо учитывать следующие факторы:
1.Открытость и широкий охват. Государственные услуги должны быть открытыми и базироваться на существующих стандартах, чтобы услуги быть доступными всем гражданам в любое время, не зависимо от социального статуса и географического положения.
2.Ориентация на нужды потребителей. Государственные службы в большей степени должны ориентироваться на потребности граждан.
3. Интеграция услуг. Процессы государственных услуг должны выглядеть как полностью интегрированная система, поскольку не должны ограничиваться предоставлением доступа к услугам отдельных ведомств, а представлять собой совокупность всех государственных органов.
4. Партнёрство между государством и частным сектором. Многие государственные органы испытывают недостаток опытных сотрудников в области ИКТ, которые могли бы проводить экспертизы или руководить проектами в рамках осуществления крупных проектов по автоматизации государственных организаций. Необходимо, чтобы органы государственного управления все чаще вступали в партнерство с частным сектором, чтобы быстро и эффективно внедрять такие решения.
Система «электронного правительства» должна стать инструментом для социально-экономического развития страны и эффективного государственного управления.
2.3 Пример «электронного правительства» в Гонконге
Электронный правительственный портал содержит более 70 видов услуг, оказываемых 20 государственными департаментами и общественными организациями. Примеры включают заполнение налоговых деклараций, продление водительских прав, заявки на регистрацию предприятий, оплату счетов, регистрацию в качестве избирателей, информацию для туристов и инвесторов.
Предлагаемые услуги структурированы по двум критериям:
тематически – поиск организован по 9 типам услуг «Транспорт», «Гражданство», «Образование», «Занятость», «Финансы», «Имущество», «Бизнес», «Туризм»; или по перечню департаментов и агентств.
по целевым группам — портал включает три группы «Люди» для горожан, «Бизнес» для предпринимателей, «Город» для гостей города. Каждый раздел содержит информацию и доступ к услугам, оказываемым электронно.
Для горожан
Для бизнеса
Для гостей города
Для молодых матерей
Как начать свое дело
Экскурсия по городу
Для новобрачных
Как управлять бизнесом
ПМЖ
Карьера
Для работодателя
Бизнес в Гонконге
Страничка ГАИ
Маркетинг
Развлечения
Совершеннолетие
Благотворительность


Пенсионное обеспечение



    продолжение
--PAGE_BREAK--
Для оказания услуг используются электронные формы. Использование электронных форм направлено на более быструю передачу данных правительственным департаментам, и в планах стоит увеличение числа услуг, доступных через Интернет. Это дает пользователям возможность взаимодействовать с государственными органами из любой точки и в любое время. Для заполнения электронных форм пользователю необходимо следующее:
программное обеспечение для заполнения данных;
электронная подпись для удостоверения своей личности. Желающие могут получить такую подпись, обратившись в соответствующий департамент правительства.
Система также позволяет осуществлять электронные платежи по банковским картам. Правительственные департаменты связаны между собой внутренней сетью, в которой предусмотрен доступ к информации общего пользования, обмен информацией между департаментами.
Заключение и предположения
В целях обеспечения прозрачности, оперативности и подотчетности деятельности государственного аппарата, улучшения качества государственных услуг, а также снижения нагрузки на государственный бюджет на основе использования ИКТ необходимо разработать ряд нормативных правовых документов, учитывающих и закрепляющих принципы проводимой административной реформы. С одной стороны, и обеспечивающих внедрение информационных технологий в государственном управлении, а с другой положения представленного доклада представляется целесообразным учесть в новой редакции ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также при внесении изменений и дополнений в «Концепцию использования ИКТ в федеральных органах исполнительной власти».
В связи с этим целесообразно поручить Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в срок до середины 2008 года подготовить и представить в Правительство Российской Федерации перечень предложений по следующим направлениям:
1. В рамках создания инструментов административного моделирования:
- стандарты учета и представления административных моделей;
- проекты нормативных правовых актов по организации административного моделирования государственного аппарата в целом и отдельных органов власти и местного управления, использования административного моделирования при разработке административных регламентов и электронных административных регламентов.
2. В рамках разработки механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде:
- концепцию проекта федерального закона об организации государственного учёта;
- проект федерального закона о доступе граждан к информации;
- типовой регламент государственного лицензирования с обязательным раскрытием реестра обладателей государственных лицензий;
- предложения по изменению проекта федерального закона о доступе к судебной информации;
3. В рамках формирования системы стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении:
- предложения по созданию системы стандартизации (профилирования) программного обеспечения, используемого органами государственной власти.
- проект Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к программному обеспечению, используемому органами государственной власти» с приложением Положения «Об основных требованиях к программному обеспечению, используемому органами государственной власти» и Положения «О государственных закупках товаров, работ и услуг в сфере ИКТ».
Литература
Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996
Вебер М. Харизматическое государство // Социс, 1998. № 5
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 1998
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997
Кермон Ж.Л. Политизация государственной администрации или бюрократия политики? // Политическая наука. Элиты в сравнительно-исторической перспективе. М., 1998
Левинсон А.Г. Термин «бюрократия» в российских контекстах // Вопросы философии. 1994. № 7-8
Политические аспекты государственного управления: федеральный и региональный опыт. М., 1992
Российская модернизация: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1993. № 7
Соколов А.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика. Курск, 1994.
humanities.edu.ru
www.mcbs.ru/data/documents
www.nauka-shop.com
www.education.tj
64.233.183.104/ Ссылки (links):
humanities.edu.ru/www.mcbs.ru/data/documentswww.nauka-shop.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.