--PAGE_BREAK--1.4. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой.
Менеджмент любого предприятия включает два основных аспекта. Первый аспект — определение целей фирмы. Разрабатываются мероприятия по их осуществлению и, соответственно, контролируется результат. В этом аспекте менеджмент направлен на решение материально-логических задач, организацию событий на предприятии и управление ими. Второй аспект — это руководство предприятием, а следовательно, и управление людьми. Удовлетворение потребностей сотрудников фирмы — одна из важнейших целей, залог эффективной ее работы. Успехи в этом деле обеспечивают функционирование предприятия, а также жизненные потребности его сотрудников.
Первый и второй аспекты менеджмента тесно связаны между собой, и поэтому противопоставлять их или отдавать предпочтение одному из двух направлений не имеет смысла. Стратегический менеджмент предполагает такое управление, что руководитель предприятия должен принимать правильные материально-логические решения, с одной стороны, и направлять и стимулировать деятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач фирмы — с другой. Таким образом, руководство предприятием означает также и руководство (управление) людьми в смысле воздействия на отношения сотрудников в направлении выполнения поставленных целей. Этот фактор приобретает особую значимость в туристских предприятиях, так как услуга (туристский продукт) производится и предоставляется в присутствии гостя. В связи с этим персонал туристской индустрии образует важнейший стратегический фактор, необходимый для эффективной работы предприятия.
Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества и обеспечение конкурентоспособности туристского продукта изменили требования к административно-управленческим работникам, повысили значимость их творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом, повысило их роль в организации.
Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело управленческих кадров немыслимы глубокие качественные изменения в области менеджмента. Это связано с тем, что из чистого администратора, слепо выполнявшего команды «сверху», менеджер туристской фирмы превращается в творческую личность, деятельность которой направлена на реализацию политики мотивации, приобретающей в переходный к рыночным отношениям период решающее значение.
Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу. Требование творческого отношения менеджеров к управлению обусловило повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу, активное участие их в принятии управленческих решений и непосредственную заинтересованность в результатах коллективного труда.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности туристских организаций и считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению, прогрессивных технологий и модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора — иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.
Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников. Функционировавшая в период административно-командного управления система отучила многих менеджеров брать на себя ответственность за принимаемые решения, что не могло не сказаться на уровне экономического мышления управленческих кадров. При подборе кадров профессионализм, как правило, не учитывался. Нередко подбирались «удобные» менеджеры, а умение «выбивать» ресурсы считалось чуть ли не важнейшим качеством руководителя. В то время это было оправдано, так как вышестоящая организация вместе с полным набором управляющих директив направляла на туристскую фирму и подобранного ею же руководителя, который выступал в роли представителя вышестоящих органов руководства (в том числе и партийного) и в своей деятельности ориентировался главным образом на выполнение их указаний. Происходящие изменения в экономике преобразуют и подходы в области управления человеческими ресурсами. Появляются руководители нового типа, мышление и стиль работы которых в определенной мере соответствуют новым задачам и условиям развития организаций. Значительно повышается и роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратегии организации в направлении управления персоналом.
1.5. Управление персоналом турфирмы в современных условиях.
Отдел человеческих ресурсов является функциональным, или вспомогательным, подразделением туристского предприятия. Это связано с тем, что его сотрудники участвуют в создании туристского продукта не непосредственно, а косвенно. Как правило, работники отдела человеческих ресурсов (кадровой службы) выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей при решении вопросов о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы и т.п. По мере ослабления централизованной системы управления туризмом перед туристскими фирмами стали появляться принципиально новые задачи, связанные с управлением человеческими ресурсами. Решение этих задач требует совершенно иных навыков и умений, чем те, которые были достаточны для ведения документации, составления отчетов, организации культурно-массовых мероприятий и хранения трудовых книжек в недалеком прошлом. Именно по этой причине сегодня многие работники кадровых служб, перешедшие из ранее функционировавших отделов кадров, не могут предложить руководству туристского предприятия эффективного решения проблем, связанных с управлением персоналом. Поэтому и появилась новая профессия — «персонал-менеджер», т.е. управляющий персоналом. Управляющие персоналом — это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель которых — повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации.
В появившихся организациях рыночного типа возникла проблема преодоления разрыва между развитием инновационных стратегий, созданием новых продуктов и структур, с одной стороны, и выявлением способов управления человеческими ресурсами и развитием трудового потенциала — с другой. Особую роль в этом играют кадровые службы. По своим функциям, уровню подготовки, техническому оснащению и инструментарию кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформлять приказы на зачисление работников, подобранных вышестоящим менеджером, и хранить кадровую информацию (трудовые книжки). Задача состоит в том, чтобы кадровые службы постепенно превращались в центры по разработке и реализации, стратегии организаций по труду. Это значит, что они должны оказывать помощь в развитии бизнеса посредством найма высококвалифицированных работников, планирования их карьеры, оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда. Кадровая работа уже не рассматривается как чисто административная, осуществляемая независимо от других управленческих функций. Теперь надо знать хозяйственные потребности организации и в связи с этим рассматривать деятельность кадровой службы интегрированно с другими структурами. Результатом этого должны стать большая вовлеченность людей в бизнес, знание своих обязанностей и ответственности, развитие трудового потенциала, благоприятный психологический климат. Создается своего рода инфраструктура взаимодействия между линейными руководителями разного уровня, которая оперативно обеспечивает их документацией при перемещении кадров и замещении должностей. Функция управления человеческими ресурсами изменяется — от пассивного содействия кадровая служба переходит к активному участию в хозяйственных решениях, что в результате формирует в организации соответствующий консенсус.
При сохранении прежних функций служб управления персоналом особое значение приобретают тщательная разработка методов стимулирования всех участников трудового процесса, дифференцированный подход к трудовому потенциалу при выработке общих для организации принципов и правил работы с персоналом.
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в ОАО «Адыгеятурист»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Адыгеятурист»
ОАО «Адыгеятурист» учреждено в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Адыгея после 1 июля 1994 года, утвержденной указом президента РА от 2.09.94 г. И Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея « Об особенностях акционирования туристских предприятий в Республике Адыгея» от 7 июля 1995 г. №228. Учредителем предприятия является Госкомитет по управлению имуществом предприятия.
Юридический адрес: 385003, Российская Федерация, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Апшеронская, 110.Реквизиты расчетных счетов для: ИНН 0105023044 КПП 010501001ОКПО 32357591 р/с 40702810710000000001 кор.сч. 30101810300000000700 банк ОАО АКБ «Новация» г. Майкоп БИК 047908700
ОАО «Адыгеятурист» является правопреемником комитета РА по туризму и туркомплекса «Майкоп».ОАО «Адыгеятурист» является открытым акционерным обществом. Членом Российской Ассоциации туристских агентств. В состав ОАО «Адыгеятурист» входят:
1) Туристический комплекс «Майкоп». На его территории находится гостиница, столовая, бар, сауна, кондитерский цех. Гостиница располагает 212 местами с удобствами и сетью летних домиков на 60 мест.
2) Туристическая база «Лаго-Наки»На ее территории находится гостиница и столовая.
3)Бюро путешествий и экскурсий.
4)Филиал «Большой Азишской пещеры.
Основным видом деятельности предприятия является внутренний (въездной) туризм, также предприятие производит экскурсионное обслуживание населения.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
1.Оказание туристско-экскурсионных и сопутствующих им услуг.
2.Коммерческая деятельность с целью укрепления материально-технической базы.
3.Рекламно-издательская и концертная деятельность, обслуживание конференций, выставок, спортивных соревнований.
4.Торгово-посредническаядеятельность по материально-техническому снабжению сырьем и материалами, товарами народного потребления.
Как уже говорилось выше, основным видом деятельности является оказание туристско-экскурсионных услуг. В связи с этим необходимо разделить эту деятельность на туроператорскую и турагентскую. Так продавая путевки тур. базы Лаго-Наки и обслуживая туристов на туркомплексе «Майкоп» (собственные средства размещения) предприятие осуществляет туроператорскую деятельность, а продавая авиабилеты, туры, путевки сторонних организаций и получая за это агентское вознаграждение, предприятие осуществляет турагентскую деятельность. Основной доход предприятию приносит туроператорская деятельность.
Предприятие действует на основе хозяйственного расчета. Отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполняет обязательства перд поставщиками, потребителями бюджета, банками.
Основными заказчиками услуг предоставляемых отделом экскурсий и путешествий ОАО «Адыгеятурист» являются турфирмы города Краснодара, Краснодарского края, Ростова, Ростовской области и т.д.
Рассмотрим организационную структуру управления ОАО «Адыгеятурист» (рис.2.1).
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 2.1 Организационная структура управления ОАО «Адыгеятурист»
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Адыгеятурист»
Технико-экономические показатели позволяют проанализировать динамику экономического развития предприятия и выявить важнейшие факторы, оказавшие влияние на эти тенденции.
Система управления персоналом является одним из факторов непосредственно воздействующих на динамику экономического развития предприятия.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели ОАО «Адыгеятурист» в динамике.
Расчетам основные технико-экономические показатели:
1. Прибыль от реализации продукции показывает разницу между денежной выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью.
Пр.от реал. = Объем реализованной продукции –( издержки на производство и реализацию + коммерческие расх. + управленческие расх.)
Пр.от реал.2007 = 12525 – (11160 + 114 + 389 ) = 862 (тыс. руб.)
Пр.от реал. 2008 = 16455 – ( 13869 + 26 +958 ) = 1602 (тыс. руб.)
2. Чистая прибыль – остающаяся в распоряжении предприятия. Определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.
Чист. приб. = Прибль от реализации + Доходы (от участия в др. организ. внереал-е доходы) – Расходы – налог на прибыль.
Чист. приб.2007 = 862 + (59 + 348) – (36 +211 +141) – 210 = 671 (тыс.руб.)
Чист.приб.2008 = 1602 +271 -57 -126 -311 = 1379 (тыс. руб.)
3. Среднемесячная заработная плата – это отношение фонда оплаты труда к среднесписочной численности работников, деленное на 12 месяцев года.
Ср.мес.з/п = Фонд оплаты труда / среднесписочную численность раб. /
/12мес.
Ср.мес.з/п 2007 = 2771 / 24 / 12 = 9,6 (тыс. руб)
Ср.мес.з/п 2008 = 4237 / 29 / 12 = 12,18 ( тыс. руб)
4. Производительность труда показывает, какой объем реализованной продукции приходится в расчете на одного работника.
Произ-ть. тр. = объем реализованной продукции/среднеспис. числ. раб.
Произ-ть тр.2007 = 12525 / 24 =521,9 (тыс. руб.)
Произ-ть. тр. 2008 = 16455 /29 = 567,4 (тыс. руб.)
5. Фондоотдача – показывает какой объем реализованной продукции приходится на один рубль основных фондов.
Фондоотдача = объем реализ-й прод./среднегод. стоим. осн. фондов
Фондоотдача 2007 = 12525 / 5063 = 2,47
Фондоотдача 2008 = 16455 /5095 = 3,23
6. Фондоемкость – это обратный показатель фондоотдачи. Она показывает, какая стоимость основных фондов приходится на один рубль реализованной продукции.
7.
Фондоемкость = ср.год.стоимость.осн.фондов /объем реал-й прод-ии.
Фондоемкость 2007 = 5063 / 12525 = 0,40
Фондоемкость 2008 = 5095 /16455 = 0,31
8. Фондовооружонность показывает, какая стоимость основных фондов приходится на одного работника.
Фондовооруженность = ср.год.стоимость.осн фондов/ ср.сп-я числ.раб.
Фондов-ть 2007 = 5063 / 24 = 210,9 (тыс руб.)
Фондов-ть 2008 = 5095 / 29 = 175,7 (тыс. руб.)
9. Рентабельность основных средств – это основной показатель эффективности использования основных средств. Она показывает размер получаемой прибыли на один рубль основных производственных фондов.
Рент-ть осн.ср = прибыль / ср.год. стоимость. осн. фондов х 100%
Рент-ть осн. ср.2007 = 862 / 5063 х 100% = 0,17 х 100% = 17 %
Рент-ть осн.ср.2008 = 1062 /5095 х 100% = 0,31 х 100% = 31%
10. Рентабельность предприятия показывает % безубыточности, или какой % прибыли приходится на один рубль полной себестоимости.
Рент-ть пр-я = прибыль / полную себестоимость х 100%(2.9)
Рент-ть пр-я 2007 = 862 /11663 х 100% = 7,4%
Рент-ть пр-я 2008 = 1602 /14853 х 100% = 10,8%
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели ОАО «Адыгеятурист»
№
п/п
Показатели
Ед.
изм.
2007
2008
отклонения
абс. +/-
отн.%
1
Объем реализованной
продукции (работ, услуг)
тыс. руб.
12525
16455
+3930
31,4
2
Себестоимость продукции,
(работ, услуг)
тыс.
руб.
11160
13869
+2709
24,3
3
Прибыль от реализованной
продукции
тыс.
руб.
862
1602
+740
85,8
4
Чистая прибыль
тыс. руб.
671
1379
+708
105,5
5
Фонд оплаты труда
тыс. руб.
2771
4237
+1466
52,9
6
Среднесписочная численность
работающих
чел
24
29
+5
20,8
7
Среднемесячная заработная плата
тыс. руб.
9,62
12,18
+2,56
26,6
8
Производительность труда
(в расчете на 1 рабочего)
тыс.
руб.
521,8
567,4
+45,53
8,7
9
Среднегодовая стоимость
основных фондов
тыс. руб.
5063
5095
+32
0,63
10
Фондоотдача
руб.
2,47
3,23
+0,76
30,8
11
Фондоемкость
руб.
0,40
0,31
— 0,09
22,5
12
Фондовооружонность
тыс.р.
210,9
175,7
— 35,2
16,7
13
Рентабельность основных средств
%
17
31
+14
82,4
14
Рентабельность предприятия
%
7,4
10,8
+3,4
45,9
15
Валовая прибыль
тыс. руб
1365
2586
+1221
89,5
Анализируя данные таблицы можно сделать следующий вывод.
Среднесписочная численность работников предприятия в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 5 человек или 20,8%, объем реализуемых услуг на 3930 тысяч рублей, что составляет 31,4%. Размер стоимости основных фондов незначительно, но все же имеет тенденцию к росту на 32 тысячи рублей. Положительная динамика объема реализуемых услуг повлияла на повышение эффективности использования основных фондов. Так фондоотдача выросла на 0,76 рублей или на 30,8%, а рентабельность основных средств на 14%, фондоемкость снизилась на 22,5%.
Произошло увеличение среднемесячной заработной платы работников на 2,56 тысяч рублей. Это можно объяснить не только экономическими процессами организации, но и национальной политикой государства, направленной на повышение уровня жизни населения.
Рост тарифов на услуги привел к повышению себестоимости продукции и услуг на 2709 тыс. руб. и 24,3% соответственно, но это не повлияло на финансовые результаты, так как произошел опережающий рост объема реализованных услуг над ростом затрат.
В отчетном году получено 1602 тыс. руб. прибыли, что на 740 тыс. руб. больше чем в 2007 году. Рентабельность предприятия составила 10,8%, что на 3,4% выше чем в прошлом году.
2.3. Анализ системы управления персоналом на предприятии ОАО «Адыгеятурист»
Оценка персонала в Туристическом Агентстве ОАО «Адыгеятурист» производится:
— при подборе кандидатов на прием в Агентства;
— при проведении аттестации работников;
— при присвоении, повышении или понижении квалификационных категорий специалистам.
Для решения этих задач в первом случае оценку производит руководитель или специалист Отдела кадров, руководитель структурного подразделения; во втором — аттестационная комиссия.
Аттестация, а также присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов проводятся согласно «Положению о порядке проведения аттестации руководителей и специалистов ОАО «Адыгеятурист».
Присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов в настоящее время проводится по мере обращения в комиссию.
В последний раз аттестация в агентстве проводилась в 2008 году.
Сроки и графики проведения аттестации подготавливаются и утверждаются Генеральным директором. Сроки проведения аттестации доводятся до аттестуемых работников за 1 месяц до начала аттестации. Для претендентов на присвоение, повышение или понижение квалификационных категорий месячный срок и график не предусматривается.
На втором этапе оценка производится комиссией с учетом представления непосредственного руководителя работника и ответов на вопросы самого аттестуемого в виде открытого голосования. Данная оценка заносится в аттестационный лист и имеет 3 результата:
— соответствует занимаемой должности;
— соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией (через 3 месяца или год);
— не соответствует занимаемой должности.
Также аттестационная комиссия имеет право рекомендовать руководителю подразделения:
— повысить квалификационную категорию работнику;
— повысить должностной оклад работнику;
— освободить работника от занимаемой должности;
— предоставить работнику возможность повышения квалификации на курсах, семинарах, т.д.;
— перевести работника на другую работу;
— поощрить работника за достигнутые успехи;
— продвинуть специалиста по служебной лестнице.
С учетом рекомендаций аттестационной комиссии, руководитель подразделения принимает решение по кадровым вопросам.
Рассмотрим итоги аттестации, которая проводилась в Агентстве в 2008 году. Всего аттестации подлежало 27 работников (5 руководителей и 22 специалиста). Из них прошли аттестацию 22 работников. Не были включены в аттестацию- 3 человека (лица, проработавшие в должности менее 1 года; беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; молодые специалисты в течение 3 лет после окончания учебного заведения). Не прошли аттестацию 2 человека. Комиссия приняла решение о соответствии занимаемой должности по 22 работникам; о несоответствии занимаемой должности – по 2 человекам. Остальные 3 человека по решению аттестационных комиссий признаны соответствующими занимаемой должности при условии улучшения работы, с повторной аттестацией черед 1 год.
Руководство приняло по окончании аттестации следующие решения:
— повысить в должности после аттестации 5 человек;
— перевести на другую работу или освободить от занимаемой должности 2 человека.
Нужно заметить, что аттестация приносит плоды, но редкость ее проведения и официальность результатов психологически травмирует работников.
Таким образом, следует отметить, что в Агентстве оценка персонала приобретает важность и появляется тенденция к регулярности её проведения.
Поиск и привлечение необходимых работников является не менее сложным процессом, найти нужного человека совсем не просто.
Прием на работу — это ряд действий предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.
Рассмотрим более подробно систему отбора, подбора и адаптации персонала в Туристическом Агентстве ОАО «Адыгеятурист».
С точки зрения специалистов Туристического Агентства ОАО «Адыгеятурист» на наем влияют три основных фактора:
— набор требований к найму;
— общая кадровая политика организации;
— имидж организации (в глазах потенциальных соискателей и клиентов).
От профессионализма сотрудников, их опыта, умения быстро перестраиваться сообразно складывающимся обстоятельствам, адекватно реагировать на изменение спроса и предложения непосредственно зависит жизнеспособность компании, ее коммерческий успех. Чтобы все специалисты на местах в полной мере соответствовали этим требованиям, руководству необходимо хорошо продумать и реализовать процесс привлечения, отбора и обучения специалистов.
Подбор персонала в Туристическом Агентства осуществляется на основе существующего Порядка «Подбора персонала в ОАО «Адыгеятурист».
Инициация процесса подбора начинается в следующих случаях:
— введение новой должности;
— изменение структуры Общества;
— издания приказа об увольнении, переводе или оформлении отпуска по беременности и родам/уходу за ребенком.
Отбор персонала из числа подобранных соискателей в Туристическом Агентстве ОАО «Адыгеятурист» осуществляют заместитель генерального директора и руководитель структурного подразделения по следующей схеме:
продолжение
--PAGE_BREAK--