Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Соотношение и взаимосвязь государства и права 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
АКАДЕМИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Кафедра теории государства и права
Ухватова Ирина Юрьевна
СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
Студентка 1 г/о (ФВВО)
Научный руководитель:

канд. юр. наук, доцент

Н.Е. Садохина

Тамбов 2010

Содержание
Введение 3

1 Понятие и признаки государства и права 5

1.1 Понятие и признаки государства 5

1.2 Право: понятие и признаки 8

2 Соотношение и взаимосвязь государства и права 11

2.1 Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права 11

2.2 Воздействие государства на право 15

2.3 Воздействие права на государство 19

Заключение 22

Список использованных источников 24
Введение
Актуальность темы. В настоящее время понятия государства и права являются непременными спутниками современного общества, поэтому проблема их соотношения и взаимосвязи стала более сложной, многоплановой и опосредованной. Связано это с такими факторами, как усложнее социальной и политической организации общества, дальнейшее организационное и функциональное развитие и усовершенствование самого государства, сложность системы социального управления и т.д.

Именно все это увеличивает относительную самостоятельность права по отношению к государству, т.к. связь права и государства опосредствуется всеми данными объективными и субъективными факторами. Государство, оказывая воздействие на право, также зависит от данных факторов, поэтому можно говорить о некотором усилении роли права по отношению к государству.

И при этом условии особо актуальным является рассмотрение вопроса о соотношении и взаимосвязи государства и права.

Объектом курсовой работы является непосредственно само государство и право.

Предметом курсовой работы является проблема соотношения и взаимосвязи государства и права.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть соотношение и взаимосвязь государства и права.

Поставленная цель определяет конкретные задачи курсовой работы:

— определить понятие и признаки государства;

— рассмотреть понятие и признаки права;

— изучить проблему соотношения и взаимосвязи государства и права;

— выявить воздействие государства на право;

— раскрыть воздействие права на государство.

Анализируя степень разработанности темы курсовой работы, следует подчеркнуть, что сама проблема соотношения государства и права находилась в центре внимания зарубежных и отечественных мыслителей, ученых, политических и общественных деятелей на протяжении всей истории человеческой цивилизации.

Различные аспекты соотношения государства и права рассматривались уже в политико-правовых учениях Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Проблемы соотношения государства и права затрагивались в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и других выдающихся мыслителей эпохи античности. В последующие исторические периоды обращение к указанной теме прослеживается в трудах Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка, К. Гельвеция, Шарль-Луи Монтескье, Жан -Жака Руссо, Христиана Томазия, Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и других мыслителей.

Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных юристов, среди которых большой вклад внесли Венгеров А.Б., Клименко А.В., Масюкевич О.П., Любашиц В.Я., Хропанюк В.Н. и др.

Методологическую основу исследования составляют: общефилософские методы (метафизика и диалектика), общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), формально-юридический метод.

Структура курсовой работы состоит из введения; двух глав, разделенных на пять параграфов; заключения; списка использованной литературы, включающего двадцать четыре наименования.
1 Понятие и признаки государства и права
1.1 Понятие и признаки государства
В настоящее время в политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государства».[10, с.51] Многие исследователи, определяют его как объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.[11, с.11]

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Однако необходимо помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п.

Поэтому, государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство характеризуют следующие признаки, которые можно отнести к общепризнанным:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданства или гражданства);

4) право (государство не может существовать без права, т.к. последнее юридически оформляет государственную власть и делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории

и независимость в международных отношениях);

11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна (символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству).[10, с.53]

Развитие же государства, его совершенствование и укрепление, осуществляется, так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности – это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.[17, с.205]

Итак, государство – это публично-политическая организация власти в пределах определенной территории, обладающая государственным суверенитетом и выступающая официальным представителем интересов своих граждан (подданных); характеризующееся следующими признаками:

— наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

— территориальная организация населения;

— государственный суверенитет;

— всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

— налогообложение и взимание налогов.


1.2 Право: понятие и признаки
В современной юридической науке под понятием «право» понимается обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.[9, с.123] Однако данное понятие – многозначно и имеет разностороннее содержание:

во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

во-вторых, с помощью этого понятия обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта, такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

в-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей, это объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

В результате этого право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Специфика права проявляется в его признаках, которые заключаются в следующем:

1) право носит волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.[10, с.142]

Итак, право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения в случае их нарушения, выражающих государственную волю и направленных на регулирование общественных отношений; существенными признаками которого являются:

— нормативность,

— общеобязательность,

— государственно-волевой характер,

— формальная определенность,

— системность.
2 Соотношение и взаимосвязь государства и права
2.1 Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права
Фундаментальная проблема соотношения и взаимосвязи государства и права в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных, а между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среди философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. [13, с.82]

Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее от «просто случая и просто произвола» (К. Маркс).[10, с.115]

Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, защиты «всех против всех» (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.[10, с.115]

Тем не менее, государство и право – относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По образному выражению М.А. Аржанова, «государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз». Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.[10, с.115]

В современной юридической литературе выделяют три возможные концепции во взаимоотношениях государства и права:

1) тоталитарная (которая исходит из того, что государство выше, важнее права и им не связано, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики);

2) либеральная (данная концепция сформировалась в рамках западной юридической и политической традиции, согласно которой, право выше и важнее государства);

3) прагматическая (государство создает право, но связано им).[7, с.298]

Тем самым, государство и право нерасторжимы, как явления цивилизации, они имеют единую социально-экономическую основу, во многом одинаковы процесс развития, не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если государство состоит из органов и учреждений, то основой права являются нормы, объединенные в институты и отрасли. С другой стороны, государство является центральным звеном политической системы общества, а право – стержневым элементом системы социального регулирования.[7, с.299]

Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения, их отношения не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде – «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. «Право существует и развивается в известном противоборстве с государством… оно – мощный антитоталитарный фактор» (С.С. Алексеев).[3, с.25]

В юридической литературе рассматривают три главных аспекта соотношения и взаимосвязи государства и права: единство, различие и взаимодействие.

Единство выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

Различия вытекают из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право – волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.[10, с.118]

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности» (Н. Неновски).[12, с.71]

Таким образом, государство и право, являясь различными явлениями по своему социальному предназначению и роли, органически взаимосвязаны между собой и находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Данная взаимосвязь включает три главных аспекта такие, как

единство,

различие,

взаимодействие.

Однако среди них наиболее существенным аспектом является взаимодействие, т.е. непосредственное воздействие государства на право и наоборот воздействие права на государство.
2.2 Воздействие государства на право
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом, т.к. не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из этого следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.

Данная концепция, отражающая приоритет государства над правом, характерна для государств с антидемократическим режимом, в которых право служит лишь способом выражения государственной воли и средством обеспечения государственно-властных велений. Верховенство государства над правом утверждалось марксистским учением, поэтому длительное время в отечественной науке существовала точка зрения, согласно которой право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.[9, с.254]

Наиболее важное воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.), роль государства в нем достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях, отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер.

2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера.

3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения, фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение.

4. В развитии системы права. Истинная роль современного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества нормативно-юридических актов. Задача государства здесь заключается в том чтобы:

— обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; способствовать развитию иных источников право-нормативного договора, обычного права;

— придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов, как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм;

— государство в определенной мере «управляет» правом.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права.

5. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право, за ним всегда стоят сила, авторитет государства; сама угроза государственного принуждения охраняет право.

7. Государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Государство способствует восприятию права индивидуаль­ным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

Государство, тем самым способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право, это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением, поэтому важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

Юридическая политика представляет собой основные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.[13, с.89]

Таким образом, воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. обеспечивает развитие всей системы источников права. Следовательно, государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.


2.3 Воздействие права на государство
В юридической литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания, но между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.[13, с.90] Данная концепция, признающая приоритет права над государством, характерна для государств с демократическим режимом, в которых право, с одной стороны, выражает государственную волю, а с другой стороны, гарантирует соблюдение законности при реализации государственной власти, предотвращает возможность произвола со стороны государства.[9, с.254]

Зависимость государства от права проявляется:

1. Во внутренней организации государства.

Для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.

2. В деятельности государства.

Выделяют два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность, право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью;

2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

3) посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

4) право закрепляет специфические интересы наций и народностей и воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями;

5) правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;

6) право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;

7) право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения.

Принцип связанности государства правом (верховенство права) заключается в том, что современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция права как раз и исходит из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом, именно оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В этом смысле право выступает как сила, способная подчинить государство, т.е. право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое. В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

В результате чего принцип связанности государства правом (верховенство права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность современного государства, поэтому в этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.[13, с.93]

Таким образом, воздействие права на государство заключается в том, что оно прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.
Заключение
В результате рассмотрения основных вопросов курсовой работы, необходимо сделать следующие выводы:

Государство – это публично-политическая организация власти в пределах определенной территории, обладающая государственным суверенитетом и выступающая официальным представителем интересов своих граждан (подданных); характеризующееся следующими признаками –

— наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

— территориальная организация населения;

— государственный суверенитет;

— всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

— налогообложение и взимание налогов.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения в случае их нарушения, выражающих государственную волю и направленных на регулирование общественных отношений; существенными признаками которого являются:

— нормативность,

— общеобязательность,

— государственно-волевой характер,

— формальная определенность,

— системность.

Государство и право, являясь различными явлениями по своему социальному предназначению и роли, органически взаимосвязаны между собой и находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Данная взаимосвязь включает три главных аспекта такие, как единство, различие, взаимодействие. Однако среди них наиболее существенным аспектом является взаимодействие, т.е. непосредственное воздействие государства на право и наоборот воздействие права на государство.

Воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. обеспечивает развитие всей системы источников права. Следовательно государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

Воздействие права на государство заключается в том, что оно прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.
Список использованных источников

1. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия / С.С. Алексеев. — М.: Статут, 2000.- 256 с.

2. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. — М.: Изд-во МГУ, 1997.- 480 с.

3. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права / Байтин М.И. // Журнал российского права. — 1999. — №1. С. 103 — 106

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.

5. Клименко А.В. Теория государства и права / Клименко А.В., Румынина В.В. — М.: Академия, 2007. — 224 с.

6. Козлова Е.И., Конституционное право России / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. — 4-е изд. — М.: Проспект, 2010. – 608 с.

7. Любашиц В.Я. Теория государства и права / Любашиц В.Я., Мамычев А.Ю., Мордовцев А.Ю. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Феникс, 2010. – 704 с.

8. Малько А.В. Правовое государство / Малько А.В. // Правоведение. — 1997. — №3. С. 137-146

9. Малько А.В. Теория государства и права / Малько А.В. — М.: Юристъ, 2000. – 304 с.

10. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы / Мальцев Г.В. — М.: Прометей, 1999. – 419 с.

11. Масюкевич О.П. Теория государства и права. Учебное пособие / Масюкевич О.П. — М.: Дашков и Ко, 2002. – 320 с.

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права / Матузов Н.И., Малько А.В. — М.: Юристъ, 2003. – 512 с.

13. Морозова Л.А. Основы государства и права / Морозова Л.А. — М.: МНИМП, 2000. – 240 с.

14. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности / Морозова Л.А. — М.: Юрид. лит., 1998. – 253 с.

15. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. – 575 с.

16. Основы права: Учебное пособие / под ред. З.Г. Крыловой. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2004. – 327 с.

17. Право: Учебник для вузов / под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1998. – 479 с.

18. Ракитская И.Ф. Теория государства: Конспект лекций / Ракитская И.Ф. — СПб.: Альфа, 1999. – 142 с.

19. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А.Я. Сухарева. — М.: Инфра-М, 2000. – 1110 с.

20. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. А.И. Косарева. — М.: Закон и право, 2000. – 207 с.

21. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2004. – 625 с.

22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Хропанюк В.Н.; под ред. В.Г. Стрекозова. — М.: Интерстиль, 2000. – 377 с.

23. Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории государства и права / Четвернин В.А. — М.: Дело, 1997. – 118 с.

24. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / Чиркин В.Е. — М.: Юристъ, 2000. – 384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.