Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Российский федерализм эволюция и проблемы становления

--PAGE_BREAK--
2.2Проблемы федеративного устройства Российской Федерации и возможные пути их решения.

При анализе России, как федерации следует признать, что не все признаки федеративного государства, даже конституционно закрепленные, в Российской Федерации воплощены в полной мере. Многие считают Россию сегодня полуфедерацией. Они отмечают широкое присутствие унитаризма и конфедерализма. Среди проблем, нерешенность которых тормозит становление федерализма, можно назвать расширение асимметрии Российской Федерации и принципа неравноправия, нерешенность вопросов разграничения предметов ведения и полномочий и отсутствие действенного механизма публично-правовой ответственности.

Усилия российских государственных деятелей, политиков, законодателей должны быть направлены на то, чтобы Россия приобретала больше общих черт с классическими федерациями, в том числе в вопросах организации федеральной власти, распределения полномочий между центром и субъектами, регулирования статуса членов, учета их прав и законных интересов.

Федерализм имеет собственные и неотъемлемые принципы организации и функционирования. Для успешного развития системы федеративных отношений в государстве необходимым условием является соблюдение большинства из них.[30]

 Я попытаюсь проанализировать проблемы реализации некоторых основополагающих принципов федерализма в Российской Федерации и показать, каким образом данные принципы федерализма могли бы быть реализованы при строительстве истинного федерализма в нашей стране.
1.Добровольность образования единого государства и равноправие субъектов федерации в отношении федеральной власти и между собой.

В России федерация была образована «сверху»: субъекты выделялись на ее территории с последующим их утверждением федерацией. В Российской Федерации субъекты обладают наименьшими правами по сравнению с классическими федерациями, где субъекты пользуются широкими полномочиями. Только положение российских республик приближается к общепринятому положению субъектов федераций, тогда как положение краев, областей, автономных образований пока отличается в сторону уменьшенных полномочий. Таким образом, названный принцип в Российской Федерации не реализован. Весь договорно- конституционный процесс возникновения новой федерации должен идти снизу вверх: не центр расширяет права субъектов федерации, а они вручают их центру; субъекты федерации выступают источником образования федерации и ее суверенитета.

2. Наличие гражданского общества.

Данный принцип является жизненно важным для идеи федерализма. Под гражданским обществом понимается политическое и общественное устройство, при котором государство обрамляет общество, но одно коренным образом отделено от другого.

Хотя Конституцией Российской Федерации провозглашено, что носителем суверенитета и источником власти является народ, реально общество, как таковое не обладает той полнотой власти, которая находится в руках у правительства. Говорить о гражданском обществе и правовом государстве пока не приходится, поскольку права человека и гражданина повсеместно нарушаются.

Данный принцип не может быть реализован за небольшой промежуток времени. У российского народа должны сформироваться определенные понятия и сознание того, что именно он является единственной властью в государстве, это должно стать культурной, политической, правовой традицией. Только потом можно говорить о построении истинно федеративного государства в гражданском обществе.

3. Единое правовое пространство, верховенство федеральной конституции и законов на всей территории государства.

Выполнение данного принципа, особенно в многонациональных и разнообразных по своим региональным, историческим или традиционно-культурным условиям государствах, означает наличие подлинного федерализма. В России устои федерализма не обеспечиваются уважением к закону и безусловным законопослушанием. Конституция РФ, конституции республик, уставы областей, краев и городов должны стать основными законами для чиновников любого уровня, граждане и руководители обязаны хорошо их знать и выполнять. Законность обеспечивает функционирование властей на любом уровне и взаимодействие их друг с другом. Реальный федерализм, основанный на законе, позволяет органам власти, политическим группам и организациям выражать свои интересы, действовать на различных уровнях политики на благо всего общества.[31]

4. Единый конституционный статус субъектов.

Российская Федерация асимметрична: края, области не обладают такими же правами как республики, хотя конституционно они признаются равными.[32] Формально закрепленное равноправие еще не реализовано в жизни. Асимметричность федеративных отношений порождается тем, что в их основу заложено не территориальное, а национальное деление, что связано с полиэтничностью страны. Некоторые авторы считают, что попытки уровнять всех субъектов федерации выглядят бесперспективными, они способны вызвать новый виток «суверенизации». Асимметричность отношений субъектов федерации отвечает реальным интересам народов, и в этом они видят суть нового федерализма.[33]

По моему мнению, процесс федерализации в России требует решения проблемы асимметричности. Принцип конституционного равенства субъектов — основополагающий, поэтому все суверенные государства — субъекты федерации независимо от размеров, численности населения, национального состава экономического потенциала должны быть полноправны.

5. Территориальный принцип.

Как показывает мировой политический опыт, данный принцип является гораздо более эффективным для создания федеративных государств и, в частности, действует в США. Такой союз значительно стабильнее и прочнее образований «национально- государственного» типа.[34] Россия должна стремиться к значительной децентрализации, при которой властные органы субъектов обладают реальными полномочиями и действительно осуществляют их на своих территориях. Таким образом, одним из решений проблемы территориального устройства Российской Федерации могло бы стать формирование субъектов по территориальному признаку. Одним из важнейших условий должно стать действительное равенство всех субъектов и самостоятельность органов власти субъектов на своих территориях.

6. Разделение властей на уровне федерации и субъектов федерации.

Реализация федеральной власти в России осуществляется на основе принципа разделения властей. Субъекты  вправе самостоятельно определять собственную систему органов власти. В России компетенция государства разделена на три группы полномочий: федерации, субъектов федерации, их совместная компетенция.[35] Принцип разделения властей в РФ не действует и, прежде всего, потому, что исполнительная власть в лице Президента обладает чрезмерными полномочиями, законодательная власть существенно ограничена в своей компетенции.

Одной из наиболее сложных задач является создание правового механизма сдержек и противовесов. Я полагаю, что введение и правовое обеспечение реальной системы сдержек и противовесов в РФ во многом улучшило бы уровень взаимодействия властей, предотвратило  злоупотребление властью, противоречия между властью на уровне Федерации и субъектов.

7. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

Чтобы успешно функционировать, каждая федеративная система должна найти надлежащий баланс между сотрудничеством центрального правительства и федеративных единиц и конкуренцией между ними, причем вышестоящим органам власти должны быть делегированы, только те политические, экономические и иные функции, которые не могут с той же эффективностью выполняться нижестоящими органами. В философии федерализма именно принцип субсидиарности играет роль противовеса, нейтрализует опасность режима личной власти или бюрократической диктатуры.[36]

Очень важным для федерализма в политическом режиме является наличие политической культуры общения властей. В тех ситуациях, когда компромиссы на региональном уровне становятся невозможны, федеральное правительство может быть приглашено для поиска согласованных решений. Либо должно взять на себя функции по временному управлению территориальным ресурсом в целях обеспечения общенациональных интересов.[37] Вопросы каждодневного управления федеративным государством еще далеко не разрешены на уровне нашего законодательства и внутригосударственной практики.

Здесь можно выделить две проблемы.

Первое — проблема единства системы исполнительной власти Российской Федерации и деятельности государственных подразделений государственных органов федеральной власти.

 Второе — порядок реализации совместных полномочий федеральными и региональными органами исполнительной власти. Одним из решений проблемы может стать заключение соглашений между органами власти Федерации и ее субъектов по максимально возможному кругу конкретных полномочий. С.М. Шахрай, в частности, подчеркивает, что речь идет не о передаче самих полномочий, а лишь права на их осуществление.[38]

 Наличие предметов совместного ведения федерации и ее субъектов является вполне типичным явлением в федеративных государствах мира. Сфера совместной компетенции — это ни что иное, как результат компромисса между федеральной и региональной властями.

8. Передача части полномочий на уровень местного самоуправления.

Одним из важнейших механизмов реализации устоев федерализма является развитое местное самоуправление. Ограничивая произвол региональных властей, федерализм и местное самоуправление гарантируют устойчивость режима демократии.

Согласно Конституции РФ и федеральным законам в ведении органов местного самоуправления местного самоуправления в РФ находится широкий круг вопросов. Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов и органов субъектов Федерации. Но, фактически, многие положения законодательства не выполняются, и реально местное самоуправление не обладает широкими полномочиями. Кроме того, нет твердой финансовой базы, обеспечивающей большую самостоятельность органов местного самоуправления.

Я считаю, что в нынешних условиях в России многие вопросы местного самоуправления необходимо дорабатывать. В частности, возможно, увеличить полномочия органов местного самоуправления, при этом усилить контроль со стороны органов государственной власти субъектов Федерации или федеральных органов. Необходимо также принять во внимание систему государственных компенсаций и дотаций, используемую во многих федеративных государствах, которая обеспечивает твердую финансовую базу и, следовательно, большую самостоятельность органов местного самоуправления.

9. Основные механизмы федеративной системы.

Одним из важнейших шагов Российской Федерации должно стать обеспечение взаимодействия составляющих системы федеративных отношений. Это:

–                     договорный подход;

–                     плюрализм институтов правления;

–                     конституционное правление;

–                     состязательность как способ урегулирования и разрешения конфликтов;

–                     активное участие граждан в общественной деятельности;

–                     установление моделей взаимоотношений, присущих открытым обществам;

–                     способность к реформированию в условиях сложноорганизованного общества;[39]

–                     создание единого экономического, социального и правового союза.[40]

Именно в этих элементах заложена сущность федерализма. Можно также добавить, что федерализм – это не просто форма правления; это метод решения проблем, образ жизни. Создание и сохранение его зависит от общих знаний и умений всех граждан федерального общества.

Заключение

Россия сегодня переживает сложный период, связанный с множеством политических, этнических, конституционных и социальных проблем. Я считаю, что подобные проблемы разрешимы при наличии действенной модели федерализма. Усилия российских государственных деятелей, политиков, законодателей должны быть направлены на то, чтобы Россия со временем имела гораздо больше общих черт с классическими федерациями, в том числе в вопросах организации федеральной власти, распределения полномочий между центром и субъектами, регулирования статуса членов, учета их прав и законных интересов.

Таким образом, можно сделать ряд выводов, которые могли бы стать важными для решения проблем федерализма в Российской Федерации.

В федеративном государстве объединение инициируется только самими территориями и их гражданами.

Главной властью в государстве должна стать власть народа – граждане должны осознавать, что именно народ образует государство, а органы государственной власти лишь наделены определенными государственными полномочиями. Активное участие граждан в общественной жизни также способствует развитию федеративных отношений. Цель федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов федерации — права и свободы граждан, гарантии этих прав.

Конституция Российской Федерации должна действительно стать высшим законом государства. В ней необходимо закрепить не только основы государственных отношений и основные принципы федерализма, но и правовые гарантии реализации данных принципов.

Перед современной Россией стоит задача: найти собственный путь развития федеративных отношений, не копируя опыт других стран, но учитывая менталитет как всего народа, так и составляющих его отдельных региональных и этнических общностей.
Список использованных источников

1.                 Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993г.//Российская газета, № 7(4831), 21 января 2009.

2.                 О животном мире. Федеральный закон от 22 марта 1995 г.  № 52-ФЗ//СЗ РФ. 1995. № 17 ст. 1462

3.                 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184 — Ф3 //СЗ  РФ 1999. № 42 ст. 5005

4.                 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральный законот 29 июля 2000 г. №106-ФЗ // СЗ РФ 2000. №31 ст. 3205.

5.                 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный законот 4 августа 2000 г. №107-Ф3 // СЗ РФ 2000. №32 ст. 3330.

6.                 О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.Федеральный законот 5 августа 2000 г. №113-Ф3 // СЗ РФ 2000. №32 ст. 3336.

7.                 О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав к права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.Федеральный законот 11 декабря 2004 г. №159-ФЗ //СЗ РФ. 2004 №50 ст. 4950.

8.                 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.Федеральный законот16 декабря 2004 г. № 160 — Ф3  //СЗ  РФ. 2004 № 51 ст. 5128

9.                 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий.Федеральный законот 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ //СЗ РФ. 2006 №1 ст. 10.

10.             О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий.Федеральный законот 29 декабря 2006 г. №258-ФЗ // Российская газета — федеральный выпуск №297. 2006.

11.             Онекоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР. Указ Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. № 75  //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 № 34, ст. 1146.

12.            О Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. №741 // СЗ РФ. 2001№ 26 ст. 2652.

13.             О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской  Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.Федеративный Договор от 31 марта 1992 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 67 ст. 898.

14.             О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г.// Российская газета от 17 февраля 1994 г.

15.             Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края//ВКС. 1996. № 1

16.             Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного Закона Читинской области//ВКС. 1996. № 1.
Список литературы

1.                 БаглайМ.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов — 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.

2.                 Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. – 422с.

3.                 Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. – 262с.

4.                 История Советской Конституции(в документах). 1917-1956 гг./Под ред. С.С.Студеникина. — М.: Госюриздат. 1957.

5.                 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 797с.

6.                 Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. – М.: Арена, 1993. – 320с.

7.                 Тадевосян Э.В. Федерализм: энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Д. Валентей. — М.: Инфра-М, 1997. — 288 с.

8.                 Государственное устройство Российской Федерации /Отв. ред. М. И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1993. – 78с.

9.                 Государственноеправо Российской Федерации. Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид литература, 1996. – 584 с.

10.            Мухаметшин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирований отношений нового типа.// Государство и право, 1994. — №3.

11.            Бокова С.В., Чувахина Т.Г. Конституционные основы американского экономического федерализма и современная практика. // США: Экономика. Политика. Идеология, 1992. — №1.

12.            Бухвалъд Е. М., Игудин А. Г. Новые подходы к регулированию межбюджетных отношений в России // Федерализм. 2008. № 2.

13.            Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм.// Полис, 1995 — №5 

14.            Филиппов В.Р. Договорная федерация и эксклюзивная этничность // Федерализм. 2008. №4.

15.            Лысенко В.Н. Развитие федеральных округов и будущее федеративного устройства России // Федерализм. 2002. №3.

16.            Медведев Н.П. Федеративный договор и органы власти в российском государстве // Регионология. 1992. №1.

17.              Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. №9.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.