Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики

Содержание:

1. Введение

2. Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства

3. Цели, принципы государственной молодежной политики

4. Государство и молодежь

4.1 Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение

4.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики

5. Приоритетные направления взаимодействия государства и молодежных организаций и основные механизмы их реализации

Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации

5.2 Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе

5.3 Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере города Москвы

6. Результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики

7. Заключение

8. Библиография

9. Приложения



Введение

В политической жизни общества важное место принадлежит молодежи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса.

Роль молодежи в современной России возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере, велика (малое предпринимательство, новые технологии, банковские структуры).

Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества и в сложившейся социально-экономической обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержке таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах России.

Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную молодежную политику.

Актуальность данной курсовой работы — сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, которые актуализируют потребность в качественном улучшении положения молодежи, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.



Цель данной работы – дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.

Для достижения этих целей были поставлены задачи:

на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении)

показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями.

исследовать отношения государства и молодежи

показать результаты реализации и дать оценку эффективности государственной молодежной политики.

Предмет курсовой работы — определение основных мер по становлению и совершенствованию взаимодействия государства и молодежных организаций в современной России.

Степень разработанности

О.И. Карпухин анализируя данные социологических опросов, отмечает что пути решения проблем молодежи лежат не только в совершенствовании системы государственной молодежной политики, сколько в решении фундаментальных вопросов развития российского общества, то есть общество, по его мнению потеряло смысл и идею собственного существования.

В своей работе С. Нестерова, делает вывод, что за период с 1990-2001 в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о

переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, социокультурного опыта; ценностный и нормативный кризис.




Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства.

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика — это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:

1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

2. Государственное регулирование молодежной политики.

3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

общереспубликанском;

региональном;

И основывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.



В поле их деятельности находятся проблемы:

1. занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

2. включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

3. формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;

4. профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

5. поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;

6. участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение «вечно молодого», полностью зависящего от родителей и «дающего» государства.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.



Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.



Цели, принципы государственной молодежной политики.

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу.

Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально- экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества. Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

1.Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи.

2. Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу.

3.Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

5.Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.



Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

1. Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.

2. Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

3.Принцип гарантий предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

4. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.



Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70% молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.

Перспектива развития системы социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в России. Начинается движение в этом направлении и в субъектах РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений (Московская, Волгоградская, Тульская области и др.).



В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов РФ получает закрепление приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в РФ.

Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.



Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение.

Государство занимает особое место в политической системе общества, которая представляет собой совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Особое внимание государства уделяется молодым гражданам и молодежным объединениям. Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН). В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных

организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.

Представляется, что реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия «молодежная политика». Само понятие «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством».

Таким образом, понятие «политика» является родовым по отношению к понятию «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика — это сложная, многогранная система отношений. Возникает еще один вопрос, касающийся понятия «молодежи».

В настоящее время понятие «молодежь», используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт (ресурс или проблема). Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяются в интервале от 13-14 до 29-30 лет. [1]

Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам, молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Нижняя возрастная граница определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

При этом следует отметить, что молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет. Молодежь – это объект

национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.

«Молодежь – это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность», [2] — считал К.Мангейм. Он выделял два типа общества в зависимости от того, в какой степени данные общества опираются на молодежь: статичные и динамические. Статичные общества опираются главным образом на опыт старших поколений и, следовательно, развиваются постепенно при медленном типе изменений. Динамические же, напротив, стремятся к новым возможностям, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития.

По мнению профессора Скробова А.П., «государственная молодежная политика – это деятельность государства по выработке доктрины, концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности (гарантий) молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с коренными интересами, склонностями, физическими возможностями и с учетом интересов реформирующегося общества, его прогресса»… [3]

Государство должно играть главенствующую роль в формировании молодежной политики и регулировании деятельности молодежных организаций, поскольку социальное предназначение государства как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу. «Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом». [4] Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального регулирования. Управленческие акты государства обладают приоритетом перед предписаниями любых

социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой.

Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны. В соответствии с законодательством государство осуществляет «контроль за деятельностью политических партий и иных общественных организаций; нормативно определяет содержание права граждан на объединение, основные гарантии этого права, определяет статус общественных объединений, основания, порядок их создания, деятельности и реорганизации и (или) ликвидации»… [5]

Понятие государственной молодежной политики, по нашему мнению, можно коротко сформулировать следующим образом – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.




Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики.

С периода распада СССР и до недавнего времени со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на систематическое гражданско-политическое воспитание подрастающего поколения, формирование преемственности носителей определенной системы ценностей.

Следствием социально-экономической нестабильности и неопределенности 1990-х гг. стало дистанцирование части молодежи от политической жизни, рост аполитичности. Нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно. Исследователи отмечают, что сложно выделить группу, ценности и практики которой являлись бы доминирующими.

Вместе с тем, специалисты считают, что можно выделить следующие условные «идеальные типы» жизненных стратегий молодежи, наиболее четко отраженные сегодня в СМИ, литературе, кинематографе – те, на которые реально молодежь ориентируется. Это три типа жизненных стратегий:

1) стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм;

2) «размытые» стратегии;

3) протестные стратегии. [6]

Рассмотрим эти типы.

К первому специалисты относят следующие группы:

— «молодые профессионалы» — высокооплачиваемые наемные специалисты крупных российских и международных компаний, а также молодые владельцы бизнеса, которые радикально отличаются от своих предшественников 1990-х годов;



— «молодые бюрократы» — государственные и муниципальные служащие и участники молодежных политических организаций, ориентирующихся на власть;

— «золотая» («гламурная») молодежь» — стандарт задают дети представителей предпринимательских кругов, шоу-бизнеса, политиков, крупных чиновников, вошедших в элиту и сформировавших свои состояния в 1990-е гг.

Если говорить о формировании объединений или организаций из числа молодых людей, представляющих данные группы, то следует выделить вторую группу – «молодые бюрократы», поскольку жизненная стратегия первой и третьей групп, по нашему мнению, менее подвержена к формальным объединениям в силу, в основном, занятости в бизнесе и безразличия к политике. Наиболее известное и успешное среди молодежных проектов 2005 г. – молодежное демократическое антифашистское движение «Наши», участников которого можно отнести именно ко второй группе – «молодым бюрократам».

Почему молодые люди (в возрасте, в основном, 17-20 лет) пополняют ее ряды? Эксперты считают, что можно выявить несколько важных мотиваторов. [7]

Во-первых, это ориентация на индивидуальный успех — карьерный рост, обучение, доступ к материальным благам, самореализацию (движение своими задачами ставит «модернизацию правящей элиты», «смену у руля управления страной поколения пораженцев новым поколением лидеров»).

Во-вторых, близость организации к власти, чувство своей причастности к чему-то по-настоящему значимому (в данном случае к политике президента страны и его курсу), возможность «творить историю».

В-третьих, расширение круга своего общения, установка полезных в будущем дружеских и деловых контактов – своеобразного «трамплина»,

внешняя эффектность (массовые шествия, митинги, ношение унифицированных символов принадлежности к организации, внимание СМИ). «Наши» отличаются от других молодежных организаций тем, что сумели с самого начала заявить о себе как об успешной сетевой (а не централизованной, как принято во «взрослых» партиях), организации, в чем-то максималистской, но вызывающей интерес у молодых людей.

Подтверждением того, что антифашистское демократическое молодежное движение «Наши» действительно является «провластной» стала акция под названием «Связной президента». Эта акция посвящалась семилетию вступления в должность, теперь уже экс-президента, Владимира Путина. Перед началом акции «Наши» собрали многочисленный митинг в центре Москвы, на котором получили подробную установку и разъехались для проведения самой акции. Активисты движения предлагали всем гражданам, преимущественно молодежи, отправить бесплатную SMS в адрес президента. А те люди, которые пожелали оставить свой номер телефона получали sim-карту, по которой в дальнейшем могли получать информацию о проведении подобных акций и соответственно участвовать в них. По заявлению руководства движения, приняли участие 15 тысяч членов движения из 50 субъектов Федерации. Последнее подтверждает, что эта организация не централизованная, а сетевая.[8]

2. «Размытые» стратегии. Данный тип специалисты разделяют на следующие группы:

«Выживающие» — молодые люди, как правило, из семей с невысоким достатком и социальным статусом. Возможность самореализации, трудоустройства, повышения благосостояния, получения качественного образования здесь связана с минимальным набором благ и возможной удачей (брак, переезд в большой город).



«Плывущие по течению» — к этой группе эксперты относят представителей как низших социальных слоев, не верящих в реальную возможность изменения своего положения к лучшему, так и молодых людей из семей среднего достатка, в целом удовлетворенных своим положением и ориентированных на стабильность. Данную жизненную стратегию эксперты рассматривают как намеренное избежание рисков.

«Игроки» — группа молодых людей, для которых характерно представление об успехе как случайности или везении. Эксперты относят к ним молодых людей из семей со средним достатком, имеющих конкурентные стартовые возможности, но не стремящихся их реализовать (самостоятельно зарабатывать, приобретать знания). Таким молодым людям свойственно недостаточно развитое чувство ответственности за себя и своих близких, инфантильность, надежда на «счастливый случай». Эксперты делают вывод, что такому взгляду на жизнь способствует пропаганда в СМИ, рекламе потребительского образа жизни (подразумевающего высокую покупательскую способность без указания источника денежных средств), распространение телевизионных проектов, культивирующих легкий путь к богатству и известности, увеличение числа игровых залов, казино, букмекерских контор.

3. Протестные стратегии.

«Герои – леворадикалы»: предполагается участие в деятельности леворадикальных организаций, таких, например, как Авангард красной молодежи (АКМ) или Национал-большевистская партия (НБП). Определенной активностью отличаются и молодежные организации либерально-демократической направленности («Оборона», «Молодежное Яблоко», «Молодежный СПС», «Пора», «Да!», «Мы»), но их привлекательность, численность, организованность и идейная сплоченность несопоставимы с левыми организациями. Численность АКМ составляет около 6 тыс. человек (в Москве – порядка 300 активистов), НБП – около 20

тыс.чел. [9] Социальной базой этих организаций являются молодые люди (старшеклассники, студенты колледжей, техникумов и ВУЗов, рабочие и служащие), недовольные существующим общественным строем или привлеченные романтикой борьбы ради светлого будущего.

В последнее время леворадикальные организации стали действовать совместно с либерально-демократическими. Так 5 марта 2007 года прошло одно из самых крупных мероприятий объединенной оппозиции – «Марш несогласных» в Санкт-Петербурге. В нём участвовали члены организации Объединенный гражданский фронт (ОГФ), молодые люди из команды Эдуарда Лимонова (НБП), представители партий «Яблоко», «Авангард красной молодежи», Народно-демократического союза России. Администрация Петербурга дала согласие только на проведение митинга на площади перед Финляндским вокзалом, но «несогласные» решили пройти маршем по маршруту Большой концертный зал «Октябрьский» (БКЗ) — 4-я Советская – Суворовский. Представители оппозиции мотивировали свое неповиновение городским властям заявлениями: «Петербург — наш город, где хотим, там и пройдем». Марш сопровождался громкими криками: «Россия без Путина» и «Матвиенко в отставку». На подступах к главному проспекту города путь нарушителей закона преградили сотрудники отряда милиции особого назначения. Здесь начались первые задержания марширующих. Толпа численностью около трехсот человек (в основном молодые люди из НБП) прорвала милицейский кордон и вместо того, чтобы последовать по заранее обозначенному маршруту в сторону Смольного, направилась на Невский, тем самым парализовав движение на самой оживленной дороге. Сотрудники ОМОНа несколько раз пытались остановить и рассеять участников незаконного марша. В итоге «шествие» все же было остановлено. Сотни участников манифестации были задержаны и доставлены в отделения милиции. [10]



Можно сделать вывод, что рассматриваемые выше стратегии современной российской молодежи и молодежных организаций во многом являются реакцией на сохранение неопределенности и риска во всех жизненных сферах, присущих современной России. Однако, как считают исследователи, в каждом типе условных жизненных стратегий можно выделить элементы, которые возможно использовать для конструктивного развития общества в целом.



5.1 Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации.

В законодательстве Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики можно выделить несколько уровней:

• Конституция РФ – содержит общие положения, применяемые при решении вопросов разработки и применения молодежной политики, а также фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных организаций, в т.ч. и молодежных. В то же время, Конституция напрямую не обозначает молодежную политику в качестве предмета своего ведения, в ней отсутствует само понятие «молодежная политика»;

• федеральные законы, рассматривающие вопросы молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений.

Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной политики в отношении молодежи отсутствует, но действует, в частности, федеральный закон от 28.06.1998г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

• законодательство, регламентирующее вопросы создания и деятельности молодежных организаций: специальный законодательный акт отсутствует, применению подлежат преимущественно общие положения законодательства РФ, регламентирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений – Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об общественных объединениях», федеральный закон «О некоммерческих организациях», федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и ряд других законов;

• законодательные акты различной отраслевой принадлежности, содержащие положения, связанные с государственной молодежной политикой –

законодательство об образовании, о труде, социальной защите, жилищное и семейное законодательство;

• акты международного сотрудничества, межправительственные соглашения;

• указы и распоряжения Президента РФ;

• нормативные правовые акты Правительства РФ. К ним относятся:

•федеральные целевые программы. Например, до 2006 г. действовали федеральные целевые программы «Молодежь России: 1998-2000 гг.», «Молодежь России: 2001-2005 гг.» (была утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1015);

• нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

•региональные нормативно-правовые акты. Нужно отметить, что большинство субъектов РФ, не дожидаясь федеральной инициативы, приняли свои законы о молодежной политике. Например, в Москве действует Закон города Москвы «О молодежи» от 28 января 2004 г. (с изменениями от 26.11.2006); 11 сентября 2007 г. принято Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) (аналогичные программы действовали на периоды 2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.), аналогичные законы и программы действуют в целом ряде субъектов РФ.




Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе.

Анализ нормативно-правовой базы в отношении государственной молодежной политики позволяет сделать вывод, что «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на сегодня является основным документом, регламентирующим отношение государства к молодёжи. Для многих молодёжных организаций, в т.ч. и для студенческих профсоюзов, это – основной «регламент» участия в реализации государственной молодёжной политики.

В документе отмечается, что «государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет». [11]

В разделе о предпосылках принятия Стратегии говорится, что проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке государством нового стратегического подхода к молодежной политике.

Целью молодежной политики государства, как указывается в документе, является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

В разделе о приоритетных направлениях государственной молодежной политики отмечается, что государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована с учетом тенденций социально-экономического общественно-политического развития страны на среднесрочную перспективу. При этом выделяется ряд приоритетных направлений, среди которых вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Для

реализации данного направления Стратегией предусмотрен ряд проектов: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России».

Ограничимся на основных вопросах данных проектов в рамках темы настоящей курсовой работы.

Стоит отметить, что основной из целей проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» является популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная позиция и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы. Таким образом, отмеченная в первой главе настоящей работы необходимость корректировки некоторых жизненных позиций молодых людей корреспондируется, по нашему мнению, с указанными целями данного проекта.

Основной из целей проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян, а одним из видов работы по реализации указанного направления является развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений.

Основными целями проекта «Карьера» являются самоопределение молодежи на рынке труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи, для достижения которых предусматривается реализация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи.



Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».

Одной из основной целей проекта «Команда» является обеспечение участие молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью, развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества. К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся, в том числе, развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи, привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, популяризация идей такого участия, поддержка молодежных общественных организаций и объединений, включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов. Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до 25 лет.

В рамках проекта «Карьера» одной из основных целей является привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения.

Для достижения целей Стратегии требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью. «Для каждого проекта, — как указывается в V разделе документа, — Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации». [12]



Среди мер, необходимых для создания организационно-правовых условий в целях реализации Стратегии, предусматривается необходимость внесения «изменений и дополнений в нормативные правовые акты, направленные на совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, на создание условий для поддержки деятельности молодежных общественных объединений». [13]



5.3 Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере города Москвы.

На уровне столицы действует принятый 28 января 2004 г. «Закон города Москвы о молодежи» (в редакции Закона г. Москвы от 22.11.2006 № 56), который регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной политики г. Москвы в отношении молодежи как системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами города своих конституционных прав и участия молодых граждан в системе общественных отношений, полной их самореализации в интересах общества.

Статья 1 Закона определяет систему правовых актов города Москвы о молодежи, состоящую из данного Закона, других законов г. Москвы, содержащих нормы об особенностях статуса молодых граждан в соответствующих сферах общественных отношений и принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов г. Москвы.

Среди целей и принципов молодежной политики Закон закрепляет создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений и привлечение молодых граждан к участию в формировании и реализации молодежной политики. Данные положения закреплены в статье 2 и статье 3, соответственно.

Молодежные организации, согласно статье 4 Закона, относятся к субъектам, в отношении которых осуществляется молодежная политика города. Данная статья для целей данного Закона дает определение субъектов, в т.ч. «молодежных организаций – некоммерческих организаций, созданных в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированных в установленном законом порядке на территории города Москвы, или общественных объединений, действующих на территории города Москвы без

регистрации в качестве юридического лица, не менее 75 процентов участников, члены которых (а в общественных объединениях, не имеющих членства, не менее 75 процентов от числа лиц, документально выразивших поддержку целям данных организации, объединения и (или) их конкретным акциям и принимающих участие в их деятельности) составляют граждане в возрасте до 30 лет». [14]

Обеспечение молодежной политики в г. Москве, согласно статье 5 Закона, осуществляется программным методом. Так, согласно данной статье, в городе Москве принимается городская целевая программа, определяющая комплекс мероприятий в области молодежной политики, среди которых «стимулирование действий молодежных организаций, направленных на решение городских проблем, а также воспитание у молодых граждан нравственных принципов и гражданской ответственности». [15]

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона, органами государственной власти города Москвы могут образовываться специальные общественные консультативно-совещательные органы по вопросам молодежной политики, а также могут использоваться иные формы привлечения молодых граждан к участию в формировании и реализации молодежной политики. Такие меры предусмотрены в целях обеспечения проведения молодежной политики и эффективного участия в ее реализации негосударственных организаций, в т.ч. молодежных организаций.

Научное и информационное обеспечение молодежной политики в отношении молодежных организаций, в соответствии с статьями 8 и 9 Закона, осуществляется посредством проведения соответствующего мониторинга, создания банка данных социологических и научных исследований, формирования банка данных, содержащего информацию о проблемах молодых граждан, молодежных организаций, об опыте реализации молодежной политики, доступ к которому должен быть обеспечен всем органам государственной власти города, органам местного

самоуправления в муниципальных образованиях города. Законом предусматривается создание специализированного общедоступного сайта в сети «Интернет» по вопросам молодежной политики, ежегодный выпуск информационных сборников, содержащих правовые акты и социологические материалы по вопросам молодежной политики и иных информационных и справочных материалов по проблемам молодежи, в т.ч. молодежных организаций.

Непосредственно молодежным организациям в Законе отводится специальный раздел – Глава 4 «Оказание государственной поддержки молодежным организациям». Статья 16 данной главы регламентирует порядок формирования Московского городского реестра молодежных организаций и порядок включения в него молодежных организаций. Статья 17 обязывает уполномоченные органы исполнительной власти г.Москвы, префектуры административных округов города обеспечить организационную поддержку молодежных организаций и молодых граждан при создании молодежных организаций на безвозмездной основе, в т.ч. предоставление им методических рекомендаций о взаимодействии некоммерческих организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях реализации молодежной политики.

Конкретные проекты молодежных организаций, направленные на самореализацию молодых граждан в интересах общества и на привлечение молодых граждан к участию в реализации молодежной политики, согласно статье 18, финансируются из бюджета города Москвы, в т.ч. из целевых бюджетных фондов развития территорий. Финансовая поддержка молодежным организациям оказывается при одновременно соблюдении ими определенных условий (существование не менее года; отсутствие задолженности по налогам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет, бюджет города Москвы и местные бюджеты) и осуществляется на конкурсной основе. Данная статья определяет также размер бюджетных

средств, выделяемых на финансирование конкретного проекта молодежной организации, определяет размер затрат из этих средств на собственные нужды молодежных организаций, связанные с реализацией проектов, а также указывает на необходимость контроля за расходованием бюджетных денег в соответствии с законодательством.

В соответствии с статьей 19 молодежным организациям при оплате аренды предоставляемых им помещений, находящихся в собственности города предоставляется льготная ставка, которая определяется Правительством Москвы в установленном порядке, при условии активного участия молодежных организаций в реализации целевых программ в сфере молодежной политики.

Статья 20 определяет порядок информационной и кадровой поддержки органами власти молодежных организаций.

Глава 5 рассматриваемого Закона посвящена мерам по воспитанию молодых граждан, в т.ч. уделяет особое внимание необходимости повышения патриотического воспитания молодежи и определяет конкретные меры по реализации данного направления, определяет меры по профилактике негативных проявлений в молодежной среде. Среди последних – обеспечение регулярной трансляции на телеканале, доступном для всех жителей города, передач, показывающих «примеры прекращения негативных проявлений в молодежной среде и связанные с этим достижения молодых граждан, их объединений». [16]

К примеру на телеканале ТВ Центр ведёт своё вещание цикловая передача «Опасная зона», в которой исследуются проблемы наркомании. В каждом выпуске этой передачи доступно объясняется, какой вред для организма и психики человека наносят и так называемые «легкие», и «тяжёлые» наркотики". Об этом рассказывают и сами больные, прошедшие все круги наркотического ада, их родственники и специалисты. Кроме того, авторы

обсуждают возможные причины возникновения наркобума в нашей стране в последние годы. Прослеживаются исторические закономерности внедрения зелья в сознание людей, и вскрываются социальные и экономические предпосылки этого явления.

В связи с тем, что наркозависимости подвержены в основном молодые люди, вполне логично, что программу готовят студенты журналистских факультетов московских вузов. Им молодёжная аудитория склонна больше доверять, нежели нотациям взрослых. Программа «Опасная зона» создана телестудией ГУВД Москвы в рамках реализации московской благотворительной программы «Петровка, 38 — детям», под патронажем Московской городской думы, при финансовой поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.17

Основным механизмом реализации основных направлений государственной молодежной политики, сформулированных в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», и мер в отношении молодежи и молодежных организаций, закрепленных в Законе города Москвы «О молодежи», являются городские целевые программы «Молодежь Москвы».

В мае 2004 г. Правительством Москвы была утверждена городская целевая программа «Молодежь Москвы» (2004-2006 гг.), которая, как отмечается в постановлении городского правительства об аналогичной программе на 2007-2009 гг., «позволила оптимизировать молодежные мероприятия, проводимые структурными подразделениями Правительства Москвы и общественными организациями, обеспечить межведомственный подход». [18] Проведение мероприятий по реализации молодежной политики в административных округах города строилось на основе окружных молодежных программ, разработанных и утвержденных префектурами административных округов.



Реализация мероприятий городской целевой программы на 2004-2006 гг. осуществлялась в соответствии с перечнем мероприятий, объединений в одиннадцать подпрограмм, среди которых стимулирование действий молодежных организаций, направленных на воспитание у молодых граждан нравственных принципов, гражданской ответственности и профилактику экстремизма в молодежной среде. Так, молодежными организациями Москвы реализуются целевые мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, развитию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи, подготовке их к военной службе (молодежно-патриотическая акция «Георгиевская ленточка», туристические походы, игры «Зарница», полевые лагеря по историческим местам и местам боевой славы, полевые военно-археологические экспедиции по поиску и перезахоронению останков погибших воинов, акция «Вахта памяти», Московский международный фестиваль армейской песни, «День призывника»). В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.07.2005 № 549-ПП «О мерах в области молодежной политики по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Москвы» создан Совет при Мэре Москвы по координации мероприятий городского факультатива «Гражданская смена». Факультатив «Гражданская смена» в вузах Москвы представляет систему постоянно действующих мероприятий, направленных на формирование у молодых граждан чувства ответственности за судьбу страны и обеспечение их активного участия в развитии демократического, общественного и экономического потенциала России, вовлечение молодежи в систему общественных отношений.

Вышеупомянутая акция «Георгиевская ленточка» проходит в этом году уже в четвертый раз, причем сегодня в акции участвуют жители более пятидесяти государств. Проходила эта акция как и в прошлые годы за две с лишним недели до Дня Победы. Георгиевская лента это своеобразный символ Победы, который дамы повязывают на сумочки, а мужчины прикрепляют к лацканам пиджаков, так россияне высказывают свое уважение фронтовикам

и отдают дань памяти погибшим в Великой Отечественной. В акции активное участие принимали, в частности раздавая эти самые ленточки, члены антифашистского демократического молодежного движения «Наши» и активисты молодёжной организации «Молодая гвардия ЕДИНОЙ РОССИИ». [19]

Принятие постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 962-ПП «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве» дало новый импульс развитию молодежной политики Москвы. Так, во всех административных округах созданы окружные и районные молодежные советы, молодежные советы при отраслевых и функциональных органах исполнительной власти Москвы, проведена работа по созданию молодежных советов на предприятиях и в учреждениях. Проводится работа по созданию молодежных палат при муниципальных собраниях с правом совещательного голоса, реализуется проект «Молодежная палата» при Московской Городской Думе. Реализуется проект «Студенческое Правительство дублеров», которое призвано обеспечить согласование общественно значимых интересов молодых граждан, молодежных организаций и органов исполнительной власти города Москвы для решения вопросов экономического и социального развития города.

Молодёжная организация «Молодая гвардия ЕДИНОЙ РОССИИ» провела общественную акцию по информированию автомобилистов о тех АЗС города, которые продают некачественное моторное топливо. По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы в «черном» списке числятся около 40 столичных АЗС, но, поскольку многие водители не знают об этом, то они, возможно, продолжают пользоваться услугами этих заправок. Задача активистов «Молодой гвардии», которые выйдут на самые оживленные дороги Москвы и места парковок машин, сообщить об этих АЗС. Также в эти дни в штабе начнет работу телефонная

«горячая линия», по которой водители могут поделиться адресами АЗС, где реализуют некачественный бензин, эта же информация появиться и на сайте штаба в Интернете. [20]

Таким образом, как отмечается в Постановлении Правительства Москвы «О городской целевой программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.), «реализация городской целевой программы «Молодежь Москвы» (2004-2006 гг.) может быть признана достаточно успешной». [21]

В Постановлении отмечается, что «необходимо проработать механизм создания такой молодежной инфраструктуры, где могли бы реализовать собственные проекты молодежные организации и движения». [22] В Постановлении указывается на необходимость повышения уровня толерантности в молодежной среде, поскольку часть молодежи вовлечена в экстремистские группировки националистического, шовинистического и ксенофобского толка.

На решение этих и других проблем направлена городская целевая программа «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.). По данным, приведенным в ней, в Москве проживает 2,7 млн. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4% от общей численности населения города, из которых около 1 млн. – студенты, из них обучающихся на очной форме обучения более 450 тыс. [23] В вводной части Программы отмечается, что в городе активно действуют сотни молодежных организаций, объединенных по различным интересам, политическим, социальным и профессиональным задачам. Многие из них зарекомендовали себя как надежные партнеры органов власти, защитники интересов молодежи и проводники городской молодежной политики, которые способны также выступить уполномоченными Правительства Москвы организациями, осуществляющими анализ и общественный контроль за реализацией программы «Молодежь Москвы». Отличительной чертой Программы является качественное усиление составляющей мониторинга молодежной

среды, в т.ч. путем работы с молодежными организациями, которые могут осуществлять «включенное наблюдение за молодежной средой». Это позволит своевременно учитывать все происходящие изменения в социальном самочувствии молодых людей.

Организационно-методическая работа по обеспечению эффективной молодежной политики в рамках данной Программы предусматривает, в частности, обеспечение взаимодействия территориальных и отраслевых органов исполнительной и законодательной власти с молодыми гражданами, привлечение молодежи к общественно-политической жизни путем участия в работе молодежных общественных палат, создаваемых при представительных органах власти всех уровней, в том числе учитывая программу «Московский молодежный парламентаризм»; координацию деятельности государственных учреждений, поддержку общественных организаций в области работы с молодежью.

Среди целевых направлений Программы, в частности, в области образования предусматривается проведение встреч руководителей вузов, руководителей органов исполнительной власти города Москвы, лидеров молодежных организаций со студентами и абитуриентами, проведение выездных лагерей молодежного и студенческого актива. Важной составляющей Программы является осуществление комплекса мер по поддержке и развитию движения молодежно-студенческих отрядов города.

Одновременно, с этой Программой на первом заседании в мэрии Кабинета студенческого правительства дублеров была принята концепция городской целевой программы «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.).

По мнению дублеров, в городе нужно создать эффективную систему управления реализации программой на всех уровнях — городском, окружном и районном. Кроме того, они считают, что в городе необходимо проводить профилактику социального иждивенчества среди молодежи. Дублеры

отметили, что молодежь сама должна контролировать реализацию программы.

Мэр Москвы Юрий Лужков в целом концепцию одобрил, однако, по его словам, представленный документ является лишь основой для более полного и подробного проекта. [24]

Городская целевая программа «Молодежь Москвы» (2007–2009 гг.) среди мер по защите молодых граждан от деструктивных влияний и негативных проявлений включает развитие взаимодействия заинтересованных ведомств и учреждений по вопросам защиты молодежи от негативных проявлений путем развития и стимулирования инициатив как самих молодых граждан, так и молодежных общественных организаций.

Для дальнейшей эффективной реализации молодежной политики предполагается направить усилия государства и общества на:

— развитие детского, молодежного и студенческого общественного самоуправления;

— поддержку организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

— обеспечение участия общественных и иных некоммерческих организаций в профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде;

— привлечение общественных молодежных и студенческих организаций к решению проблем занятости;

— содействие общественным молодежным организациям в сфере реализации молодежной политики на международном и межрегиональном уровнях;

— стимулирование активности участия молодежных организаций в городских программах;

— создание банка идей молодежных организаций с последующей реализацией;



— формирование молодежного лидерского потенциала в городе совместно с молодежными организациями, в том числе создание и развитие системы молодежного парламентаризма в городе Москве;

— предоставление имеющейся городской материально-технической базы для поддержки проектов молодежных организаций;

— проведение молодежных туров по музеям городского ведения, поддержка молодежных патриотических, в том числе военно-поисковых, объединений и движений;

— поддержка молодежного народного творчества, молодежных физкультурно-спортивных организаций и т.д.;

— расширение включения в кадровый резерв органов исполнительной власти, предприятий и учреждений молодых людей, проявивших лидерские и организаторские способности в общественной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что Программа «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) подготовлена с учетом приоритетных направлений государства в отношении молодежи и молодежных организаций, изложенных в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», Закона города Москвы «О молодежи» и содержит в себе меры по реализации нерешенных за предыдущий период проблем в молодежной среде.


6. Результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики.

Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по двум основным группам результатов.

К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи:

1. повышение уровня ее здоровья;

2. повышение уровня образования;

3. повышение уровня доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Вторая группа результатов будет характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:

1. сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

2. снижение уровня правонарушений среди молодежи;

3. повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

4. повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества.

В целях осуществления объективной оценки хода и результатов реализации государственной молодежной политики, разработана комплексная система измерения эффективности ее мер и положения молодежи в России. В том

числе, в результате научных исследований и работ будут выявлены группы факторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку стратегия носит комплексный характер, ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастном сегменте, то создание системы измерителей, будет коррелировать и с общими показателями развития ситуации в стране.

Индикаторы и показатели для оценки реализации целей Стратегии государственной молодежной политики разработаны исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с международной статистикой и определения на этой основе целевых значений, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.