Реферат по предмету "Эргономика"


Основные этапы становления и развития экономической теории

Основные этапы становления и развития экономической теории Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителейдревнего мира. Так, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV – III в. до н.э.) отмечается существование общественного разделения труда, отношенийгосподства и подчинения. В трудах Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.) мыобнаруживаем различение умственного и физического труда;


причем, поубеждению мыслителя, первый – монополия высших слоев общества, второй – удел простолюдинов. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 – 345 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) – можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения:  идея о полезности как основе


ценности благ,  оценка стоимости продукта также и трудом;  рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов. Термин «экономия» (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. «Ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – учение, закон. Сегодня в русском языке понятие «экономия» используется в другом значении, оно замещено термином «экономика», используемым в следующих значениях: a) хозяйство (страны, района, группы стран); b)


Научная дисциплина, изучающая хозяйство; c) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему. Все древние мыслители физический, производительный труд считалинеприличным занятием для свободного гражданина. Христианство совершило переворот в общественном взгляде нахозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд – необходимое исвятое дело.


В библии мы можем выделить размышления по поводу принципасправедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ,о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все этивзгляды в общей сложности не представляли целостного учения. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это –период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развитияобщественного разделения труда,


формирования внутренних рынков и мировойторговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается перваязначительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (меркантильный – денежный). Сущность их учения – в специфическом определении источникапроисхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферыобращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только сзолотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещениивывоза благородных металлов,


ограничении импорта, поощрении хозяйственнойдеятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идеюактивного торгового баланса. Составляющая меркантилизма – политикапротекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежныхконкурентов. Наиболее известные меркантилисты – Томас Ман (1571 – 1641 гг.) и Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.). Последний ввел в научный оборот термин «политическая экономия»,


опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» – «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разнойинтенсивностью как обозначение общей экономической теории.


Англия XVII века была самым экономически развитым европейским государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей – экономистов, среди них – Вильям Петти (1623 – 1686 гг.). Важнейшие его работы: «Трактато налогах и сборах» (1662 г.), «Политическая арифметика» (1646 г.), «Кое-что о деньгах» (1682 г.). Знаменитый афоризм Петти: «Труд есть отец иактивнейший принцип богатства, а земля – его мать».


Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.), современник В. Петти, впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальнымбогатством, он считал, что увеличение количества денег в странеспособствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию.


Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроляза денежным обращением, и попытка оказалась неудачной: деньги упали в ценедесятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны вцелом. Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) – глава школыфизиократов (термин произошел от греческих слов: phisis – природа,


kratos –власть). В центре теоретической системы физиократов – сельское хозяйство,производительным они считали лишь земледельческий труд. «Экономическиетаблицы» (1758 г.) Ф. Кенэ – попытка анализа общественного воспроизводствас позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков вдвижении общественного продукта. Анн Робер Жак Тюрго – французский экономист, финансист, представительшколы физиократов.


И сегодня сохраняет ценность «закон убывающегоплодородия», который расширительно сегодня трактуется как «закон убывающейпроизводительности (отдачи)». Согласно Тюрго, увеличение приложения труда кземле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказываетсяменее производительной. Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729 – 1790 гг.). Основной его труд – «Исследование о природе ипричинах богатства народов»


(1776 г.). Центральная идея – идея либерализмав экономике – минимальное вмешательство государства, рыночноесаморегулирование на основе свободного движения цен. Экономическиерегуляторы Смит назвал «невидимой рукой рынка». А. Смит считал, чтохозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации,прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин «экономическийчеловек». Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласновзглядам


Смита, упорядоченность в экономических отношениях. Смит утверждал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкойступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в мерулегкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественныйход вещей». А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не былпоследовательным ее сторонником), показал значение разделения труда какусловия повышения его производительности, четко сформулировал


принципырационального налогообложения. Давид Рикардо (1772 – 1823 гг.) – другой представитель английскойклассической политической экономии. Основной труд Рикардо – «Началаполитической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Отличительнаячерта его научной системы – признание закона стоимости фундаментом, накотором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардосчитал, что единственный источник стоимости – труд рабочего, который лежитв основе доходов различных


классов (заработной платы, прибыли, процента,ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль – результатнеоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли кпонижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты. Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодняиспользуется для обоснования эффективности международной специализации икооперирования производства.


Жан Батист Сэй – французский экономист (1767 – 1832 гг.). Марксназывал его одним из первых представителей вульгарной политическойэкономии. Сэй – сторонник свободной торговли и невмешательства государствав экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможностьэкономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишьотдельных товаров. Сформулировал так называемый «Закон


Сэя»: «Предложениерождает свой спрос». Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченомсчете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигаетравновесия. Джон Стюарт Милль (1806 – 1873 гг.) – английский экономист, философ,общественный деятель. «Основания политической экономии и некоторыеприложения ее к социальной философии», его главная работа, была написана в 1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положенийклассической школы.


Основной формой преодоления пороков капитализма считалреформирование принципа частной собственности путем ограничения праванаследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рационального налогообложения. Заложил основы буржуазного реформизма. Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собойвсестороннее исследование законов развития капиталистического общества иконцепцию социализма (коммунизма)


как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) – основоположник марксизма, немецкий ученый,социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд – «Капитал»,первый том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:  учение об общественно-экономических формациях;  выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы;  теория воспроизводства и экономических кризисов;  учение о двойственном характере труда,


воплощенного в товаре; противоречиях товара;  учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;  оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;  сущность абсолютной ренты. Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономическихотношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций поусовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел


их. Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики. Догматизм «марксистов» оказал не менее негативное влияние на развитиеотечественной экономической мысли, чем критика марксизма. Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты –теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежноприходится обращаться к истокам – учению К. Маркса. Теория маржинализма была сформулирована во второй половине


XIX века. Маржинализм (от английского marginal, «предельный») – теория,представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующихсубъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использованиякрайних (предельных) величин и состояний. Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно (1801 – 1877 гг.). В 40-е годы он опубликовал «Исследования математическихпринципов теории


богатства», где и обозначил основные положениямаржинального (предельного) анализа. Работа осталась незамеченнойсовременниками. Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Укажем их имена и основные работы: Карл Менгер (1840 – 1921 гг – основоположник австрийской школы), «Основания политической экономии» – 1871 г его ученики: Фридрих фон Визер (1851 – 1926 гг «Теория общественного хозяйства» – 1914 г.),


Евгений Бем-Баверк (1851 – 1914 гг «Капитал и прибыль» – 1884 – 1889 г) Наиболее значимым вкладом «австрийцев» в экономическую теорию былоиспользование принципиально нового – субъективного – подхода к определениюстоимости, суть которого – определение стоимости блага с позицийиндивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной,цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицыпродукта. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-


математические методы и модели. Математический аппарат анализа предельныхвеличин разрабатывался представителями так называемой математической школы: . швейцарцем Леоном Вальрасом (1834 – 1910 гг.). Математик по образованию и научным интересам, он применил математический аппарат к экономическому анализу, разработал модель общего экономического равновесия: . английским экономистом Уильямом Стенли Джевонсом (1835 – 1882 гг.). Джевонс сформулировал математическую интерпретацию предельной


полезности, которая используется и поныне; . американским экономистом Джоном Бейтсом Кларком (1848 – 1938 гг.). Он систематизировал и развил взгляды маржиналистов, сформулировал теорию предельной производительности, которая используется в современной экономической науке для обоснования распределения доходов. Современная экономическая теория в западных странах преимущественноназывается «Экономикс» и представляет попытку синтеза маржинализма иклассической политической экономии.


Название «Экономикс» ввел в научныйоборот Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.), профессор Кембриджскогоуниверситета. Главный труд А. Маршалла – «Принципы экономикс» – 1890 г оставался основным учебником по экономической теории в западных странахвплоть до окончания второй мировой войны. Дж. М. Кейнс – ученик А. Маршалла – назвал его величайшим экономистом


XIX века. Маршалл пришел к выводу, чтони спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовалпонятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса ипредложения, разработал концепцию эластичного спроса. Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс» и «общая экономическая теория» обусловлены историческими причинами, но, посуществу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки – науки об экономической жизни отдельных людей, групп и


общества в целом. Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 гг.) – сторонник «регулируемогокапитализма», его теория служит важнейшим обоснованием государственногорегулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежнойполитики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию,занятость, объемы национального производства, подавлять экономическиекризисы. Основной труд Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).


Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужилаосновой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Кейнса – принцип эффективного спроса. Предмет экономической теории Предмет экономической теории формировался в результате развития,длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий междуразличными научными школами.


Предметом научных исследований меркантилистов было богатство,национальное богатство. Продолжили их традицию и физиократы, перенеся научные интересы изсферы обращения в сельскохозяйственное производство. Представители классической школы расширили предмет экономическойтеории до исследования условий производства и накопления, а такжераспределения богатства, создаваемого во всех отраслях материальногопроизводства. Понимание сущности национального богатства, его форм и условийсоздания в экономической мысли менялось.


Если меркантилисты в качествереального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше – золото, токлассики считали богатством материальный продукт производства. Всовременных экономических системах все большее значение приобретают услуги – невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществахв национальное богатство стали включать информацию, другие видыинтеллектуального продукта. Несколько особняком в определении предмета экономической теории


стоитмарксистская политическая экономия. Предметом марксистской политэкономиирассматриваются производственные отношения, то есть отношения между людьмив процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причемглавными признаются отношения между классами и социальными группамиобщества, обусловливающиеся, по мнению марксистов, в конечном счете,отношениями собственности на средства производства. Впоследствии и представители других направлений экономической наукистали уделять все больше внимания


отношениям людей (экономическихсубъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизнив целом, так как результативность экономического развития во многомпредопределяется характером отношений между людьми. А. Маршалл определил предметом экономической теории «Исследованиенормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатстваи частично человека, точнее стимулов к действию…». П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике «Экономика» пишет: «Экономика – наука о повседневной


деловой жизни и деятельности людей». В западных учебниках по экономической теории достаточно распространенопонимание предмета экономической теории как изучение редкости,ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости иограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникаютпроблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают,если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческиепотребности, неограниченны.


Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разныхсторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные аспектыэкономической и социальной деятельности людей. Сегодня наиболее полным признано следующее определение предметаэкономической теории: Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучаетповедение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене ипотреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей


приограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование. В этом определении содержатся следующие ключевые характеристикипредмета экономической теории: . присутствует поведенческий аспект, . подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов, . выделяется то, что экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении.


Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведениеотдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционированиенациональной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведениеподсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировойэкономики в целом). Экономическая теория является методологической основой для целогокомплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономикапромышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы);функциональных


(финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических. Экономическая теория является основой экономической политики. Вместе стем не стоит отождествлять экономическую теорию и экономическую политику. Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятийгосударства по регулированию национального социально-экономическогоразвития. В экономической политике используются рекомендации и выводыэкономической


теории. Какие средства следует использовать для преодоленияинфляции, стабилизации экономики в условиях ее кризисного развития? Следуетли применять ограничения во внешней торговле по отношению к иностраннымпартнерам? Какие меры способствуют росту благосостояния населения? На всеэти вопросам в арсенале экономической науки имеются полезные рекомендации. Задача политиков, да и населения выбрать те меры, которые наиболееадекватны создавшимся условиям.


Для этого важно глубокое знаниеэкономической теории. Результаты теоретических исследований в экономике имеют важноезначение для предпринимательства. Понимание макроэкономических тенденций,овладение методологией микроэкономического анализа важны для принятияоптимальных хозяйственных решений в бизнесе. Функции экономической теории Существуют несколько функций экономической теории: . познавательная функция;


. методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. . практическая функция – обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику. Хотелось бы подробнее остановиться на методологической функцииэкономической теории, т.к. методология


экономической теории – это наука ометодах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Следует иметь в виду как субъективный, так и объективный подходы. Методы – инструменты, совокупность приемов исследования в науке ивоспроизведения их в системе экономических категорий и законов. Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такиекак: . метод научной абстракции . анализ и синтез . индукцию и дедукцию . исторический и логический методы.


Все эти методы и инструменты используются в единстве. При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения,которые принято определять как метод научной абстракции. При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобывыявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Таквозникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен ит.д.


Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороныэкономической жизни общества, называются экономическими категориями. В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуютопределенные, типичные, характерные связи. Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые,постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственныесвязи между экономическими явлениями и процессами называются экономическимизаконами. Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-


следственныесвязи. Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части иисследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздаетсяцелостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизмарыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные сторонырыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этихчастей и исследованию процесса формирования рыночной цены. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичныхфактов к общим положениям


и выводам. Дедукция – переход от общего кчастному. Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях идополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественнойэкономической теории характерно стремление к более активному использованиюдедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитииэкономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежнойэкономической истории и хозяйственной практике, исследователи


формулируютрекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использованиииндукции как метода познания. Для них характерна оценка экономическихпроцессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя. Используя исторический метод, экономическая теория исследуетэкономические явления и процессы в той последовательности, в которой они всамой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Историческийметод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого ксложному.


Логический (теоретический) анализ также есть восхождение отпростого к сложному. То есть имеет место единство исторического илогического, но это не означает их полного совпадения. Изучение экономической действительности допускает проведениеэкспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению сестественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментированиена микроуровне связано с деятельностью


Р. Оуэна[1], Ф. Тэйлора[2], намакроуровне – с именами Дж. М. Кейнса и М. Фридмена. Многократныеэксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране. В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль вэкономических исследованиях играет моделирование. Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служатдля установления взаимосвязей между экономическими переменными. Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве


заданных, – это параметры модели. С помощью логики, графических построений иматематики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий наявление, которое экономическая теория стремится объяснить. Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых всовременной экономической науке, заключается в том, что в качестве главногомотива экономической деятельности рассматривается желание получитьмаксимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.).


Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждогочеловека. Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду срациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется ииррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с темориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономическойжизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.


В современной экономической теории широко распространен предельныйанализ – технический прием в экономическом моделировании, в соответствии скоторым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет нацель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, еслипредельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки.


Применение предельного анализа показывает, чтоон является мощным орудием принятия решений. При изучении экономических проблем часто используют позитивный инормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономическойреальности, то есть того, что было или есть и составление на основенаблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализамы делаем утверждения «… если, то…».


Например, позитивный анализ того, какизменяются доходы бюджета Российской Федерации в 2000 году, может бытьприменен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходыэтого года. Это – прогноз государственных расходов при определенныхтенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановыхповысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы несобираются в полной мере, то и расходы придется сократить.


Позитивныйанализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, чтопроизойдет или произошло. Позитивные утверждения не всегда бывают верными,но их можно проверить фактами. Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, чтодолжно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующееутверждение: «следует сделать это или то…». Пример: «Для структурнойперестройки экономики необходимо проводить селективную поддержкупредприятий».


Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных,но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность. Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, нобольшинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрениивопросов нормативного плана. Заключение Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют,развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ееисследований являются главным образом те побудительные


мотивы, которыенаиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека вхозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человекотдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и вдругих областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представленийо долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретателии организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящаютэтому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования,


нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивымстимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить занее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение заработу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные илиальтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит своепроявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег.


Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивыхстимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далекоопередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую наукунельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело спостоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры. Список литературы 1. Курс экономической теории / Под ред.


Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994. 2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н Киселевой Е. А. – Киров: Изд-во «АСА» – 1998. 3. Современная экономика / Науч. ред. Мамедов О. Ю. – М.: «Зевс» – 1997. 4. Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. – М.: Изд-во БЕК,


1997. 5. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А. И Тарасевича Л. С.: Учебник для вузов, 1997. 6. Экономическая теория. Хрестоматия / Сост коммент словарь, предмет. указ. – Борисов Е. Ф. – М.: Высшая школа, 1995. [1] Роберт Оуэн – английский социалист-утопист (1771 – 1858),предприниматель.


В 1800 – 1829 гг. управлял как совладелец крупнымтекстильным предприятием в Шотландии. Создал хорошие условия труда рабочим:сократил рабочий день, организовал детский сад для детей рабочих,образцовую школу, выплачивал з/пл рабочим даже во время х/б кризиса. Хотелвнедрить эти мероприятия во всю английскую промышленность, но не получилподдержки предпринимателей. Перешел к пропаганде идей утопическогосоциализма.


Представлял себе новое общество как систему самоуправляющихсяобщин. Основал колонию “Новая гармония” в США. Начинание потерпело неудачу. В 1832 г. создает в Лондоне меновой базар, на котором в обмен на товарвыдавались боны, в которых указывалось количество трудового времени,затраченного на производство товара. На боны можно было получать другиетовары. Базар вызвал большой интерес среди лондонских рабочих.


Но попричине несостоятельности безденежного обмена в 1834 г. базар пришлосьликвидировать. [2] Ф. Тейлор (1856-1915) – американский инженер, впервые внедривший напредприятиях компании “Мидвейл стил” нормирование труда и системудифференцированной заработной платы (со штрафами и надбавками). Водноименной работе Ленин назвал эту систему “научной системой выжиманияпота”, однако в “Очередных задачах Советской власти” призывал к ееиспользованию на социалистических предприятиях.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.