--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.3
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
7. Физические нагрузки (статические и динамические)
8. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
9. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
10. Перегрузка отдельных систем и органов
11. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
12. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.4
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
5. Шумы
6. Воздух
7. Площадь
8. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II. Социально-психологические факторы условий труда
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.5
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
13. Физические нагрузки (статические и динамические)
14. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
15. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
16. Перегрузка отдельных систем и органов
17. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
18. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.6
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
9. Шумы
10. Воздух
11. Площадь
12. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II. Социально-психологические факторы условий труда
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.7
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
19. Физические нагрузки (статические и динамические)
20. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
21. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
22. Перегрузка отдельных систем и органов
23. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
24. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.8
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
13. Шумы
14. Воздух
15. Площадь
16. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II. Социально-психологические факторы условий труда
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.9
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
25. Физические нагрузки (статические и динамические)
26. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
27. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
28. Перегрузка отдельных систем и органов
29. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
30. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.10
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
17. Шумы
18. Воздух
19. Площадь
20. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II. Социально-психологические факторы условий труда
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.11
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
31. Физические нагрузки (статические и динамические)
32. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
33. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
34. Перегрузка отдельных систем и органов
35. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
36. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.12
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
21. Шумы
22. Воздух
23. Площадь
24. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II.
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.13
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
37. Физические нагрузки (статические и динамические)
38. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
39. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
40. Перегрузка отдельных систем и органов
41. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
42. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.14
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
25. Шумы
26. Воздух
27. Площадь
28. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II. Социально-психологические факторы условий труда
Социально-
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.15
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
43. Физические нагрузки (статические и динамические)
44. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
45. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
46. Перегрузка отдельных систем и органов
47. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
48. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.16
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
29. Шумы
30. Воздух
31. Площадь
32. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II. Социально-психологические факторы условий труда
психологичес
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--Я думаю, что для начала нужно дать определение условиям труда, чтоб ориентироваться в понятиях. Условия труда- совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:
— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;
— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.
К условиям труда относятся:
— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;
— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;
— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;
— внешнее оформление и комфортность места работы;
— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.
1.17
Психофизиологические факторы
К психофизиологическим вредным производственным факторам
относятся:
49. Физические нагрузки (статические и динамические)
50. Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
51. Монотонность труда (так называемый конвейерный труд)
52. Перегрузка отдельных систем и органов
53. Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
54. Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)
Статические физические нагрузки.
К статическим факторам прежде всего относится вынужденное положение тела во время работы, длительное напряжение отдельных групп мышц. При длительном стоячем положении может возникнуть плоскостопие, варикозное расширение вен, изменения позвоночника (кифоз). При вынужденном сидячем положении чаще наблюдаются сколиозы и кифозы.
Профилактика сводится к механизации и автоматизации труда, рационализации рабочей позы путем совершенствования конструкций рабочих мест, производственной гимнастике, смене положения во время перерывов (работал стоя — отдыхаешь сидя и наоборот) и др.
Гиподинамия.
Гиподинамия (ограничение двигательной активности) наиболее характерна для различных видов умственного труда. Ограничение двигательной активности приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы: уменьшению силовых показателей, выносливости, тонуса мышц и тд. Кроме того, гиподинамия отрицательно влияет на многие органы и системы: сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, обмен веществ, костно-суставной аппарат и др.
К профилактическим мероприятиям, относятся проведение производственной гимнастики, утренние зарядки, занятие физкультурой и спортом и тд.
Перегрузка отдельных систем и органов.
При раде профессий на те или иные органы и системы приходится значительная и длительная нагрузка, что может приводить к перенапряжению этих систем и развитию профессиональных заболеваний. Чаще всего встречаются:
Тендовагиниты — возникают вследствие длительных, частых и быстрых интенсивных движений отдельных мышечных групп у кузнецов, скрипачей и тд. Координаторные неврозы — заболевания, характеризующиеся расстройствами координации движений; встречаются при работах, которые требуют постоянного повторения одних и тех же мелких движений (машинистки, пианисты и тд.) Миофасцикулиты (машинистки, стенографистки, телефонистки и тд.) Люмбаго — симптомокомплекс, возникающий при большой нагрузке на позвоночник и характеризующийся длительными рецидивирующими болями в пояснично-крестцовой области; отмечается у кузнецов, грузчиков и др. Брюшные грыжи — могут возникать при работах, связанных с поднятием тяжестей (грузчики) Рабочая миопия (часовщики, ювелиры и тд.)
Профилактика: механизация и автоматизация труда, рационализация рабочей позы, производственная гимнастика, временное переключение на другую работу, обучение правильным методам и приемам работы, периодические медицинские осмотры и др.
1.18
Рабочая среда и рабочее место
Оптимальность рабочего места можно оценивать по 4 факторам:
33. Шумы
34. Воздух
35. Площадь
36. Свет
В соответствии с нормами, уровень шума на рабочих местах операторов вычислительной техники рекомендуют не более 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумящего оборудования, применением звукопоглощающих материалов для облицовки помещений.
Воздухв помещениях должен быть очищен от вредных веществ, пыли и микроорганизмов. Патогенная флора должна быть исключена. В помещении воздух рабочей зоны должен соответствовать установленным требованиям с незначительным избытком тепла от видеотерминалов и устройств отображения информации.
Рабочее место требует достаточной площади. Между отдельными рабочими местами должен быть проход шириной не менее 1,2 метра. При наличии в помещении работников с различным функциональным назначением, их рабочие места следует изолировать друг от друга. Для обеспечения нормальных условий труда в соответствии с гигиеническими требованиями, устанавливаются на одного работника объем помещения не менее 24 м3, площадь — не менее 6 м2. Рабочий стол должен иметь стабильную конструкцию. Его минимальные размеры 16090 см. Сиденье работника и плоскость стола должны регулироваться по высоте на 42-55 см и 65-85 см соответственно. Тип рабочего кресла выбирают в зависимости от продолжительности работы: при длительной — массивное кресло, при кратковременной — кресло лёгкой конструкции, которое свободно отодвигается.
При работе с «мышью» при каждом поднятии руки и повторяющемся ее удержании над каким-либо предметом предплечье испытывает значительную нагрузку. Поэтому для работников, которые используют в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь», могут оказаться весьма полезными опоры для кистей, повторяющие их перемещения. Эти опоры должны быть размещены так, чтобы кисти свободно свисали с них.
Подножка кресла должна иметь пять опор, чтобы исключить опрокидывание. Современые кресла для работы с компьютером имеют подъемно-поворотный механизм, регулируемый наклон спинки, предусматриваемое изменение положения подлокотников, установленных на подвижных или неподвижных опорах. Отдельные модификации кресел и стульев снабжены подлопаточной опорой.
В связи с повышенной нагрузкой на орган зрения работников важное место среди мероприятий по гигиене их труда занимает работа, направленная на изучение оптимальной световой среды, т. е. организация комфортного и гигиенического естественного и искусственного освещения рабочих мест и помещений. Как показали многочисленные научные исследования, при повышении освещенности рабочих мест происходит рост производительности труда для работы средней трудности на 5-6%, а при очень трудной зрительной работе — на 15%. Бесспорна роль количества и качества света для повышения качества продукции, безопасности на производстве. Большое влияние на психологический статус человека, работающего с компьютером, оказывает и спектральный состав излучений искусственных источников света. Принято различать теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий и фиолетовый). Кроме того, пульсация в излучении люминесцентных ламп приводит к появлению так называемого стробоскопического эффекта, искажающего восприятие двигающихся предметов и информацию на экране дисплея.
Глава II. Социал
Введение
В практике работы по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Я выбрала данную тему, так как считаю, что улучшение условий труда на любом предприятии должно происходить грамотно, с учетом специфики предлагаемых товаров или услуг. Кроме того, данная тема может очень пригодиться при будущей работе и никогда не потеряет актуальности.
Глава I. Производственные факторы условий труда
продолжение
--PAGE_BREAK--