Министерство высшего и профессионального образования РФ Новосибирский Государственный Технический Университет Курсовая работа По курсу «экономика и социология труда» «Особенности организации труда на компьютерном рабочем месте» Ст: Чувашова С.Г. Гр: ФБ-93 Пр: д.э.н профессор Калачева Л.Л. Новосибирск 2002 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3
Обоснование проблемы исследования 3 Цели и задачи исследования 4 Теоретическая часть 5 Стандарты обеспечения безопасной работы на компьютере 5 TCO 5 TCO '92 6 TCO '95 6 TCO '99 6 MPR 7 Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства 7 Как будет использоваться компьютер 7 Помещение и освещение 8 Организация рабочего стола 9 Правильная высота 9 Эргономичная мебель 10
Вентиляция 10 Шум 11 Рабочее кресло 11 Как следует сидеть за компьютером 12 Практическая часть 13 Методика и организация исследования 13 Результаты исследования 15 Результаты сравнительного анализа у различных групп пользователей 15 Обсуждение результатов сравнительного анализа 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 Список используемой литературы 20 ВВЕДЕНИЕ Обоснование проблемы исследования
Достижения последних лет в технологии виртуальной реальности (виртуальный – от лат. возможный; это такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то вполне определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться; иногда виртуальным называют и такой объект, который просто «способен к действию») показали, что область ее эффективного использования даже на первых шагах оказалась очень широкой. В нее включаются: конструирование, архитектура, дизайн, обучение, игры, медицина,
роботостроение, спорт, маркетинг, реклама. Открываются новые, принципиально другие формы общения, знакомство с сокровищами мировых музеев, библиотек и др. Эта новая компьютерная технология обеспечивает особые условия для объемного взаимодействия человека с компьютером. Уже на первом опыте очевидно, что виртуальная реальность внушает человеку чувство, похожее на чудо, но одновременно заставляет поражаться сложности задач защиты здоровья, когда речь идет о зрительно-
мозговом утомлении и о нестандартной нагрузке на сознание. Известно, что Интернет в принципе радикально меняет среду труда, сокращает расстояния, расширяет пространство общения до глобального масштаба и вносит множество других, в том числе непредвиденных изменений в быт, стиль жизни, в системы ценностей. Интеллектуально напряженный и сложный труд получает подкрепление. Одновременно расширяется круг факторов, составляющих условия труда за счет трудно поддающихся управлению,
и гигиеническому контролю. В том числе оказались актуальными вопросы организации условий труда на компьютере. Доказательством того, что технический прогресс с его императивом эволюционности вовсе не обеспечивает прогресса в условиях труда и качества трудовой жизни, с очевидностью служат явления экологического неблагополучия, а также факт усложнения охраны труда с усложнением его технической основы, что видно на примере профессии оператора. Современные компьютерные технологии меняют содержание труда, но не избавляют от потребности
в технике безопасности в системе охраны труда. Все более усложняются функции гигиены труда, инженерной психологии, эргономики. Последнее десятилетие знаменует собой стремительный рост использования информационных технологий в самых разных сферах человеческой деятельности. Компьютеры, еще десятилетие назад применявшиеся для решения сугубо специализированных задач, являются сегодня неотъемлемым атрибутом рабочих мест в массовых видах профессий.
Необратимый процесс компьютеризации труда делает все более актуальной проблему разработки эффективных и надежных средств обеспечения диалога "человек-компьютер" в режимах, приемлемых для работы пользователей разного уровня подготовки и квалификации. В исследованиях по когнитивной эргономике и собственно психологических работах сложился целый ряд подходов, в рамках которых идет обсуждение разных аспектов этой проблемы.
Среди наиболее интересных подходов, рассматривающих компьютеризованную деятельность в целом, можно выделить исследования психологической адаптации пользователя к внедрению информационных технологий. В этом подходе анализируется влияние компьютеризации труда на личность и психическое здоровье пользователей с учетом индивидуально-психологических особенностей человека. Кроме того, существует целый ряд подходов, связанных с когнитивно-эргономическим аспектам внедрения
информационных технологий. Рассмотрение этих аспектов проводится как на уровне генерализованно-технологических стратегий разработки более совершенных компьютеризованных систем с точки зрения удобства их использования человеком, так в плане непосредственной реализации интерфейса программных средств. В этих работах подчеркивается важность создания психологически обоснованных средств поддержки деятельности пользователя, приближающих виртуальную реальность к естественным формам поведения человека в обычной
среде. Несмотря на существенные различия в содержательной направленности перечисленных подходов, можно отметить, что все они так или иначе связаны с необходимостью анализа субъективного отношения или "видения" пользователем особенности своей работы за компьютером. Несмотря на то, что в методологии современных исследований по психологии труда проблема "образа" профессиональной ситуации занимает ключевое место в конкретных исследованиях компьютеризованной деятельности
она практически не затрагивается. В нашем исследовании была предпринята попытка эмпирического анализа тех проявлений, в которых могут отражаться особенности субъективных представлений о работе с компьютером у пользователей разных категорий. Цели и задачи исследования Цели: Раскрыть сущность понятия «организации труда на компьютере», дать его аналитическую характеристику, выявить проблемы и предложить мероприятия по их решению.
Цель практической части - анализ представлений пользователей о форме и содержании работы с компьютером, краткий обзор основных подходов к проблеме человеко-компьютерного взаимодействия и создание оригинальной диагностической методики для выявления субъективных представлений разных категорий пользователей о работе с компьютером Задачи: Рассмотрение норм и требований, предъявляемые компьютерному труду. Рассмотрение правильной организации компьютерного рабочего места (обоснованность его пространственных
параметров, режима труда во времени, с учетом эргомических законов и норм, применяемых к труду оператора). Проведение эмпирического обследования пользователей с использованием разработанной методики. Выделение на основе полученных данных критериев для разделения всей выборки испытуемых на группы, у которых могут быть обнаружены различия в субъективных представлениях о работе с компьютером. Анализ различий, наблюдаемых в выделенных группах испытуемых, и разработка предварительных рекомендаций
по оптимизации условий работы за компьютером для Теоретическая часть Стандарты обеспечения безопасной работы на компьютере Чтобы снизить вредное влияние различных производств на здоровье человека, медики разрабатывают жесткие нормы и требования, обязательные к выполнению. В частности, с целью снижения риска для здоровья различными организациями были разработаны рекомендации по параметрам мониторов.
Самыми распространенными и известными являются стандарты, разработанные в Швеции и известные под именами TCO и MPRII. TCO Стандарты TCO разработаны с целью гарантировать пользователям компьютеров безопасную работу. Этим стандартам должен соответствовать каждый монитор, продаваемый в Швеции и в Европе. Рекомендации TCO используются производителями мониторов для создания более качественных
продуктов, которые менее опасны для здоровья пользователей. Суть рекомендаций TCO состоит не только в определении допустимых значений различного типа излучений, но и в определении минимально приемлемых параметров мониторов, например, поддерживаемых разрешений, интенсивности свечения люминофора, запас яркости, энергопотребление, шумность и т.д. Более того, кроме требований, в документах TCO приводятся подробные методики тестирования мониторов.
В состав разработанных TCO рекомендаций сегодня входят три стандарта: TCO'92, TCO'95 и TCO'99, цифры означают год их принятия. Большинство измерений во время тестирований на соответствие стандартам TCO проводятся на расстоянии 30 см спереди от экрана и на расстоянии 50 см вокруг монитора. Для сравнения: во время тестирования мониторов на соответствие стандарту
MPRII все измерения производятся на расстоянии 50 см спереди экрана и вокруг монитора. Это объясняет то, что стандарты TCO более жесткие, чем MPRII. TCO '92 Стандарт TCO'92 был разработан исключительно для мониторов и определяет величину максимально допустимых электромагнитных излучений при работе монитора, а также устанавливает стандарт на функции энергосбережения мониторов. Кроме того, монитор, сертифицированный по
TCO'92, должен соответствовать стандарту на энергопотребление NUTEK и соответствовать Европейским стандартам на пожарную и электрическую безопасность. TCO '95 Стандарт TCO'95 распространяется на весь персональный компьютер, т.е. на монитор, системный блок и клавиатуру, и касается эргономических свойств, излучений (электрических и магнитных полей, шума и тепла), режимов энергосбережения и экологии (с требованием к обязательной адаптации продукта и технологического
процесса производства на фабрике). Требования TCO'95 по отношению к электромагнитным излучениям мониторов не являются более жесткими, чем по TCO'92. Кстати, что касается эргономики, то TCO'95 в этом отношении предъявляет более строгие требования, чем международный стандарт ISO 9241. TCO '99 TCO'99 предъявляет более жесткие требования, чем TCO'95, в следующих областях: эргономика (физическая, визуальная и удобство использования), энергия,
излучение (электрических и магнитных полей), окружающая среда и экология, а также пожарная и электрическая безопасность. Стандарт TCO'99 распространяется на традиционные CRT-мониторы, плоско панельные мониторы (Flat Panel Displays), портативные компьютеры (Laptop и Notebook), системные блоки и клавиатуры. Спецификации TCO'99 содержат в себе требования, взятые из стандартов
TCO'95, ISO, IEC и EN, а также из EC Directive 90/270/EEC и Шведского национального стандарта MPR 1990:8 (MPRII) и из более ранних рекомендаций TCO.Экологические требования включают в себя ограничения на присутствие тяжелых металлов, броминатов и хлоринатов, фреонов (CFC) и хлорированных веществ внутри материалов. Любой продукт должен быть подготовлен к переработке, а производитель обязан иметь разработанную политику
по утилизации, которая должна исполняться в каждой стране, в которой действует компания. Требования по энергосбережению включают в себя необходимость того, чтобы компьютер и/или монитор после определенного времени бездействия снижали уровень потребления энергии на одну или более ступеней. MPR II Стандарт MPRII базируется на концепции о том, что люди живут и работают в местах, где уже есть магнитные и электрические поля, поэтому устройства, которые мы используем, такие, как монитор для компьютера,
не должны создавать электрические и магнитные поля, большие, чем те, которые уже существуют. Заметим, что стандарты TCO требуют снижения излучений электрических и магнитных полей от устройств настолько, насколько это технически возможно, вне зависимости от электрических и магнитных полей, уже существующих вокруг нас. Таким образом, стандарты TCO жестче, чем MPRII. Кроме вышеописанных стандартов для мониторов существует также ряд требований к рабочим местам.
Недавние ислледования показали, что примерно 20% нарушений здоровья, связанных с работой за компьютером, вызваны не "вредностью" компьютера как такового, а незнанием основных правил работы с ним, а также неправильной организацией РМ (рабочего места). Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства Говоря об эргономике в компьютерной области, можно сказать, что это достаточно молодая сфера.
Бурное развитие она приобрела за последние десять лет. И по мере компьютеризации человечества она становится все более актуальной. Ведь согласитесь, что сейчас пользователи проводят за компьютерами намного больше времени, чем когда-либо. А незнание и невыполнение правил работы с ним часто оборачивается не только плохим самочувствием, но и потерей здоровья. Как показали научные исследования, однообразные движения, совершаемые в течение
длительного времени, в сочетании с плохой организацией труда и рабочего места вызывают физические неудобства и наносят вред здоровью. Чаще всего возникают воспалительные заболевания сухожилий. Неправильная организация рабочего места может вызвать ненужную нагрузку на мышцы. Исследования показали, что примерно 20% нарушений, связанных с работой за компьютером, вызваны неправильной организацией рабочего места. Хорошая организация рабочего пространства очень важна для сохранения здоровья,
поэтому необходимо ответить на несколько вопросов, ответы на которые должны помочь организовать его. Как будет использоваться компьютер - кто будет работать за ним? Если за компьютером работает только один человек, то рабочее пространство заранее можно оптимально организовать под этого человека. И, например регулировка стула по высоте может не являться необходимостью. При работе нескольких человек за одним компьютером рабочее место должно подстраиваться под каждого
человека, и чем больше различия между людьми, тем более широкий диапазон регулировки рабочего места необходим. Для того, чтобы обеспечить максимально комфортные условия каждому. - как долго предполагается использовать компьютер в течение дня? Если компьютер используется несколько минут в день (до 30 минут), то вопросы эргономичной организации пространства не являются первостепенными. Если компьютер используется более 1 часа, то следует уделить достаточное внимание организации рабочего
места. И если компьютер используется больше 4 часов, следует максимально обдуманно организовать рабочее место. Необходимо определить, какого типа программы будут работать на компьютере чаще всего. В зависимости от этого следует перед собой расположить, то устройства ввода, с которым приходится работать чаще всего. - Текстовые редакторы - удобное расположение клавиатуры с мышью наиболее важно. Современные клавиатуры имеют с правой стороны цифровую панель, поэтому при печатании текста, алфавитный
набор клавиш нужно расположить перед собой по центру, для этого клавиатуру нужно сдвинуть немного вправо, так, чтобы клавиша с латинской буквой В попадала на центральную линию тела. Последние исследования в области эргономики показали, что идеальное положение при наборе текста, когда клавиатура находится под наклоном, такое положения может обеспечить специальный регулируемый держатель для клавиатуры. - Работа в Интернете, программы графического дизайна - удобное расположение мыши (или
другого указывающего устройства) важнее, чем клавиатуры. Расположите мышь перед собой, а клавиатуру сдвиньте немного в сторону. - Ввод данных - При больших объемах ввода цифровых данных - удобное расположение цифровой панели клавиатуры наиболее важно. - Игры - удобное расположение клавиатуры/мыши/джойстика наиболее важно. Помещение и освещение В помещении, предназначенном для работы на компьютере, должно иметься как естественное,
так и искусственное освещение. Лучше всего, если окна в комнате выходят на север или северо-восток. Помещения необходимо оборудовать не только отопительными приборами, но и системами кондиционирования воздуха или эффективной вентиляцией. Стены и потолки следует окрашивать матовой краской: блестящие и тем более, зеркальные поверхности утомляют зрение и отвлекают от работы. В помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.
Желательно, чтобы площадь рабочего места составляла не менее 6 квадратных метров, а объем - 20 кубических метров. Стол следует поставить сбоку от окна так, чтобы свет падал слева. Наилучшее освещение для работы с компьютером - рассеянный непрямой свет, который не дает бликов на экране. В поле зрения пользователя не должно быть резких перепадов яркости, поэтому окна желательно закрывать шторами либо жалюзи. Искусственное же освещение должно быть общим и равномерным, в то же время
использование одних только настольных ламп недопустимо. Организация рабочего стола На рабочем столе должны свободно помещаться монитор, клавиатура, мышь и другое компьютерное оборудование, а также документы, книги, бумаги - все необходимые для работы вещи. Если вы хотите разместить в ряд несколько столов с мониторами, то следует поставить их таким образом, чтобы расстояние в ряду составляло не менее 2 метров, а между рядами -
1,2 метра. Врачи полагают, что при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места желательно изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2 метра. Помимо вышесказанного, строгие требования должны предъявляться к стулу, который просто необходим для поддержки правильной позы с учетом особенностей фигуры и изменения ее для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины.
Желательно, чтобы стул регулировался по высоте, углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Поверхности сиденья, спинки и подлокотников должны быть полумягкими, с покрытием, которое не скользит, не электризуется и пропускает воздух. К сожалению, часто при работе очень мало внимания уделяется этому аспекту. Правильная высота Чтобы определить наиболее подходящую высоту стула, сядьте на него и положите руки
на клавиатуру: ноги должны полностью касаться пола, бедра - находиться немного выше колен, спина - чувствовать упор, а предплечья - быть параллельными полу. Монитор следует размещать на столе прямо перед собой примерно на расстоянии вытянутой руки так, чтобы верхняя граница монитора находилась на уровне глаз или ниже не более чем на 15 сантиметров. Правильное положение рук при работе с клавиатурой и мышью: локти располагаются параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу.
Запястья не должны быть согнутыми, иначе возможно их повреждение. Желательно, чтобы во время работы запястья на что-нибудь опирались. Конструкция современных клавиатур и мышей предусматривает для них опору (дизайн клавиатуры и специальные коврики). Однако вы легко можете сами изготовить ее, например, взяв узкую полоску пенопласта и положив ее перед клавиатурой или мышью (однако следует учитывать, чтобы материал не вызывал чрезмерного раздражения
рецепторов кожи (аллергические реакции), что может привести к возникновению заболеваний кожи). Клавиатура должна располагаться в 10-15 сантиметрах от края стола. Эргономичная мебель Разработанные медиками санитарно-гигиенические нормы должны учитываться при конструировании компьютерной и офисной мебели, а также при проектировании помещений офисов. В последнее время изделия, изготовленные с учетом требований гигиены и комфорта, часто называют эргономичными.
Эргономика - наука о взаимодействии человека и машины. Сегодня одна из главных ее задач - снизить нагрузки на организм человека, связанные с работой на компьютере. Так, например, "эргономичная мышь" сконструирована таким образом, чтобы поддерживать запястье в нужном положении. Очевидно, одно из главных требований к современной компьютерной мебели - ее эргономичность. Что представляет собой компьютерная мебель сегодня?
Это чаще всего так называемая "универсальная стойка для компьютерного оборудования". Она, как правило, представляет собой подставку для монитора, "скворечник" для процессорного блока и полочку для принтера. Основные достоинства такой стойки - низкая цена и компактность, что немаловажно для небольших квартир. В офисах компьютеры часто размещают на больших столах с выдвижной доской для клавиатуры. Монитор обычно ставят на угол, и во время работы все время приходится смотреть вправо или
влево. Можно создать более удобную рабочую обстановку - соорудить Г-образный стол, то получите более удобный доступ к материалам. Отдельной критики заслуживают выдвижные полки для клавиатуры. Как показали исследования, профессиональная болезнь машинисток (синдром запястного канала) зачастую вызвана именно этим приспособлением. Это неудивительно: высота офисного стола рассчитана на письменные
работы, и клавиатура на выдвижной подставке оказывается заведомо ниже нормы. Вентиляция Рабочее место должно быть с хорошей вентиляцией. С одной стороны это важно для охлаждения разных частей компьютера, который выделяют тепло в процессе работы (системный блок, монитор, принтер и т.п.), а с другой стороны приток свежего воздуха в достаточной мере снабжает организм кислородом. Если Вы курите, ни в коем случае не курите за компьютером, курение
за компьютером только дополнительно дает нагрузку на Ваш организм. В результате курения в крови накапливается вредный монооксид углерода (СО), а это снижает способность организма обеспечивать кровоснабжение мышц. Курение также снижает прочность соединительной ткани в мышцах, увеличивая вероятность их травмирования. Шум Шум на рабочем месте может быть причиной стресса и вызывать лишнее напряжение мышц, что в свою
очередь повышает утомляемость организма и снижает работоспособность. Поэтому необходимо выбирать по возможности тихое место. Используйте негромкое музыкальное сопровождение в качестве фона, для того чтобы замаскировать шум вентиляторов, винчестеров, принтера и т.п. Рабочее кресло Какой стул следует принимать на рабочем месте Всем известно, что продолжительная сидячая работа вредна человеку, поэтому удобное рабочее кресло -
это и наше здоровье, и настроение, и работоспособность, и производительность. Как говорит "всезнающая" статистика: работа на эргономически правильно сконструированных стульях по сравнению с обычными стульями: уменьшает число ошибок в два раза; повышает концентрацию внимания (+ 7%); сохраняет активность (+ 9%); сохраняет позитивное самочувствие (+ 15%); способствует хорошему настроению (+ 10%). Необходимо, чтобы рабочий стул свободно вращался относительно основания,
регулировался по высоте и, кроме того, допускал возможность изменять угол наклона спинки (хорошо, если и сиденья тоже), а также устанавливать нужное расстояние от спинки до переднего края сиденья. Обивка кресла должна быть не только практичной, стойкой к длительным физическим воздействиям, но и гигиеничной, т. е. выполненной из материалов, безвредных для здоровья и обеспечивающих удобство и комфорт в работе. Идеальная высота сиденья - когда ступни ног полностью касаются пола, а угол сгиба коленей
при этом составляет примерно 90°. Очень важно, чтобы край сиденья имел мягкую скругленную вниз форму. Это позволяет избежать давления на кровеносные сосуды и не нарушать циркуляцию крови. Позвоночник здорового человека напоминает знак интеграла. А, следовательно, спинке кресла необходимо иметь соответствующую форму, чтобы помогать сохранять это положение. Это очень важный момент. Если приходится сидеть на обычном стуле без выпуклости под поясницу,
рекомендуется применять небольшую мягкую подушку для этих целей. Угол между спинкой кресла и сидением должен составлять чуть более 90°. Иногда стулья снабжаются специальным механизмом, позволяющим одновременно менять угол наклона спинки и сиденья так, что положение позвоночника остается правильным в любой момент времени. Хорошо, если спинка стула поддерживает лишь нижнюю половину спины, но при этом не является жестко закрепленной,
чтобы не препятствовать движениям в процессе работы. Как следует сидеть за компьютером Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать свое рабочее место, чтобы осанка была оптимальной. Правильная осанка 1.Старайтесь сидеть за компьютером на 2,5 см выше, чем обычно. 2.Расположите монитор
прямо перед собой. Верхняя треть экрана - на уровне глаз, чтобы при работе угол наклона шеи был естественным. 3.Настройте высоту спинки стула таким образом, чтобы она соприкасалась с местом наибольшего изгиба спины. 4.Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. 5.Плечи должны располагаться точно над бедрами. 6.Когда вы смотрите вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед. 7.Опирайтесь обеими ступнями о пол или подставку для ног. Под столом должно быть достаточно просторно, чтобы
Вы свободно могли вытягивать ноги. 8.Руки должны удобно располагаться по сторонам. 9.Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса. 10.Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены). 11.Сядьте так, чтобы край стула не давил под колени. Правильная осанка во время работы максимально разгружает мышцы и позволяет работать дольше, меньше уставая. Но даже абсолютно правильная осанка не поможет, если весь день сидеть в одной позе.
Неподвижное положение, даже абсолютно правильное, приведет к мышечной усталости. Правильная осанка предусматривает изменение позы примерно дважды в час. Длительное пребывание в одной и той же позе заставляет мышцы работать непрерывно без отдыха. Из-за отсутствия достаточного отдыха или изменения позы в мышцах накапливаются продукты распада, вызывающие болезненные ощущения. Для удаления продуктов распада и питания мышц необходимо адекватное кровоснабжение.
Даже незначительное изменение положения тела каждые полчаса смещает нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать и запасаться питательными веществами. Типичные нарушения осанки во время работы: Вытягивание шеи вперед приводит к напряжению мышц шеи, что может в свою очередь привести к сдавливанию уходящих в голову нервов, и это вызовет боль. Эта поза увеличивает нагрузку на мышцы шеи в три раза.
Мышцы шеи, поддерживающие голову, удлиняются, что может приводить к сдавливанию нерва. Эта вредная привычка (вытягивать шею) может быть обусловлена тем, что монитор отодвинут слишком далеко. В результате, работающий на компьютере вытягивает шею вперед, чтобы лучше увидеть экран. Сутулые плечи вызывают сдавливание сухожилий передней поверхности плеча, что приводит к боли в области руки и плеча. Для того чтобы в течение дня поддерживать правильную осанку, мышцам, которые за это отвечают,
необходим отдых. Это - мышцы спины, шеи и живота. Они должны получать кровоснабжение, достаточное для того, чтобы обеспечивать вертикальное положение головы и прямую спину в течение дня. Сильные мышцы помогают сохранять правильную осанку в течение более длительных периодов времени и повышают продуктивность работы. О труде и отдыхе Но и правильная осанка, и хорошая мебель не помогут, если весь день сидеть в одной
позе. Длительное неподвижное положение приведет к мышечной усталости. Если вам приходится весь день сидеть, вставайте время от времени либо слегка изменяйте высоту кресла или крышки стола, чтобы изменить общее положение тела. Согласно требованиям, разработанным Госсанэпиднадзором, суммарное время непосредственной работы с персональным компьютером не должно превышать шести часов за смену.
На протяжении рабочего дня следует устраивать перерывы продолжительностью 10 - 20 минут. Работа без перерыва за монитором компьютера не должна превышать 45 - 60 минут. Во время перерывов рекомендуется выполнять необходимые комплексы физических упражнений. Практическая часть Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователей Методика и организация исследования Для проведение исследования был разработан специализированный
опросник, направленный на выявление различных групп факторов, которые могут влиять на специфику субъективных представлений о работе с компьютером. Эти факторы включали как субъективные оценки объективных условий труда и содержания решаемых задач, так и характеристики личностного "видения" различных трудовых ситуаций и типичные для конкретного пользователя способы поведения в них. По своей форме опросник был составлен в виде структурированной анкеты, состоящей из достаточно обширного
перечня вопросов, по отношению к каждому из которых давался заведомо избыточный набор возможных ответов. Степень согласия с каждым из ответов испытуемый должен был оценить по четырехбальной шкале, обычно представленной градациями "вовсе нет – пожалуй так – верно – совершенно верно" или "почти никогда – иногда – часто – практически всегда". В целом опросник включал 21 вопрос. По своему содержанию вопросы были сгруппированы в 9 основных блоков,
которые отражают важные факторы, определяющие особенности формирования субъективного "образа" работы с компьютером у разных групп пользователей. Ниже приведен перечень выделенных блоков вопросов: Анкетные данные испытуемого: пол, возраст, образование, стаж работы с компьютером. Субъективная оценка уровня владения компьютером: наличие специальных знаний и умений, компетентность,
степень мастерства по сравнению с другими пользователями. Мотивационно-целевая направленность деятельности: в каких целях и почему пользователь работает с компьютером (например, преобладание прагматических мотивов деятельности (источник дохода, удобство и престижность работы, и пр.); прямая производственная необходимость; использование компьютера как объекта или средства решения профессиональных задач; удовлетворение личных интересов).
Феномены персонификации компьютера: наделяет ли пользователь компьютер качествами живого существа или партнера, какие эмоции он испытывает по отношению к компьютеру. Интенсивность нагрузок при работе с компьютером: продолжительность времени, проводимого за компьютером, в зависимости от условий работы и сложности выполняемых заданий. Причины утомления и способы его преодоления: насколько утомительна для пользователя работа с компьютером,
в чем он видит основные причины утомления и каким образом обычно пытается преодолеть это состояние. Отношение к сбоям в работе компьютера: в чем видит пользователь типичные причины неисправностей, и какими стратегиями пользуется для их устранения. Характеристика выборки испытуемых В ходе исследования было опрошено 18 студентов группы ФБ-93 НГТУ, стаж работы с компьютером в среднем составлял 3 года.
Процедура проведения опроса Испытуемые работали с опросником в строго индивидуальном порядке, без ограничения времени. Среднее время заполнения анкеты составило около 30 минут. Результаты исследования Сначала студенты были поделены по уровню компетентности владения компьютером. В соответствии с этим, вся выборка испытуемых была разделена на три группы: "новички"(0,5-1 год), "пользователи среднего уровня" (1-3года) и "эксперты" (3 и более лет), сравнение
по которым было проведено в ходе дальнейшего анализа. Практически во всех эмпирических исследованиях разделение испытуемых по половому признаку рассматривается как один из наиболее важных критериев, определяющих особенности работы человека с компьютером. Поэтому было проведено сравнение между группами девушек и парней. Результаты сравнительного анализа у различных групп пользователей
Данные о достоверных различиях по обобщенным показателям опросника, обнаруженные при сравнении разных групп пользователей, представлены в таблицах 1-3. Качественный анализ различий и их возможная интерпретация приведены ниже. Мотивационно-целевая направленности деятельности Новичок Средний Эксперт Использование компьютера – производственная необходимость 6 6 6 Компьютер как объект деятельности 5 5 8 Компьютер как средство деятельности 2 4 12
Феномены персонификации компьютера "Одушевление" компьютера 8 2 8 Чувство неполноценности 12 4 2 Причины утомления Плохая эргономика рабочего места 6 6 6 Неудовлетворительная социальная поддержка 10 4 4 Причины неисправностей и стратегии их устранения Наиболее вероятная причина сбоев – операционная система 2 4 12
Наиболее вероятная причина сбоев – собственные некорректные действия 13 2 3 Проверка операционной системы при сбоях 0 2 16 Обращение за помощью при сбоях 12 4 2 Показатели Парни Девушки Мотивационно-целевая направленность деятельности 12 6 Компьютер как объект деятельности 12 6 Феномены персонификации компьютера 6 12 Причины утомления Плохая эргономика рабочего места 10 8
Неудовлетворительная социальная поддержка 4 14 Причины неисправностей и стратегии их устранения Выключение компьютера, отдых 5 13 Обсуждение результатов сравнительного анализа Сравнительная характеристика групп "новички – пользователи среднего уровня – эксперты" При сравнении групп пользователей по переменной "уровень субъективной компетентности" значимые различия были обнаружены по четырем блокам обобщенных показателей.
В блоке показателей "мотивационно-целевая направленность деятельности" объединены такие характеристики, как доминирующие мотивы, цели и задачи работы с компьютером. Полученные результаты показали, что чем выше уровень субъективной компетенции, тем в большей степени использование компьютера связано с прагматическими мотивами и прямой производственной необходимостью. В отношении задач, решаемых на компьютере , более "компетентные" пользователи не только выше
оценивают важность использования компьютера как необходимого средства решения задач, но и видят в нем самостоятельный объект, на который должна быть направлена деятельность. Это можно объяснить тем, что по мере повышения уровня владения компьютером, пользователи становятся все более вовлеченными в "компьютеризированный способ" осмысления решаемой задачи. Другими словами, рост субъективной компетентности влияет на понимание решаемых задач, которое в значительной
степени начинает трактоваться в терминах информационных технологий. Достоверные различия наблюдаются в блоке показателей, связанных с развитием утомления. Они отражают разную значимость причин, вызывающих это состояние. По сравнению с другими группами пользователей "эксперты" называют в качестве главной причины плохую эргономическую организацию рабочего места, тогда как для "новичков" более существенной
оказывается неудовлетворительная социальная поддержка деятельности. Это можно объяснить тем, что у "новичков" еще не сформирован четкий образ рабочего места (интерфейса, возможностей и функций программно-аппаратных средств), и недостатки в функциональном обеспечении рабочего процесса маскируются проблемами организационно-социального характера. При выполнении рабочих заданий "эксперты", как правило, в меньшей степени нуждаются в помощи
со стороны, т.к. способны самостоятельно локализовать источник возникновения затруднений и найти адекватные способы решения проблем. Ряд достоверных различий обнаружен в блоке показателей, отражающих оценку наиболее вероятных причин возникновения сбоев и неполадок в работе компьютера, а также типичных стратегий их устранения. "Экспертам" в большей степени свойственно приписывать причины неполадок программному обеспечению и, в случае разного рода отказов, в первую очередь проверять работу операционной системы
(например, сначала всегда перезагрузить компьютер). "Новички", как правило, полагают, что они сами являются причиной сбоев, а наиболее характерной стратегией реагирования на них является обращение за помощью. Отчасти это перекликается с результатами, полученными по блоку показателей "персонификация компьютера", и косвенно подтверждают предположения о возможности паритетного распределения ответственности.
Опытные пользователи делегируют компьютеру ответственность за техническое обеспечение работы, снимая тем самым субъективную напряженность деятельности и создавая более комфортную рабочую ситуацию и для себя, и для других. Сравнительная характеристика групп парни и девушки Достоверные различия при сравнении групп парней и девушек выявлены в трех блоках показателей, однако их общее количество существенно меньше, чем в предыдущем случае.
Для блока "мотивационно-целевая направленность деятельности" значимые различия были обнаружены лишь для показателя "компьютер как объект деятельности", оценки по которому у парней существенно выше, чем у девушек. Это, по-видимому, отражает тот не вызывающий удивления факт, что девушки в меньшей степени, чем парни, склонны заниматься собственно техническими проблемами, такими как установка программно-аппаратных средств, устранение неисправностей, техническое обслуживание и пр.
В этом смысле девушек можно считать "пользователями" в прямом смысле этого слова. В блоке показателей "причины утомления" парни существенно выше оценивают негативное влияние плохой эргономической организации рабочего места, тогда как для девушек более выраженной является неудовлетворительная социальная поддержка деятельности. Возможно, это также отражает различную целевую ориентацию деятельности в рассматриваемых группах, так как в нашей выборке девушки чаще совмещали работу за компьютером с выполнением
других профессиональных обязанностей. По блоку показателей "причины неисправностей и стратегии их устранения" не обнаружено заметных различий в отношении субъективной оценки значимости причин, вызывающих сбои, и каких либо приоритетов в делегировании ответственности (ср. отсутствие значимых различий по показателям персонификации компьютера). Однако достоверные различия существуют в типичных стратегиях устранения сбоев.
В отличие от парней, девушки в большей степени склонны обращаться за помощью при возникновении неполадок. Для них также характерны более высокие оценки использования такой "пассивной" стратегии, как выключение компьютера и отдых. Эти результаты подтверждают отмеченные выше факты, свидетельствующие о том, что женщины в меньшей степени выражают готовность к самостоятельному решению технических проблем, возникающих при работе с компьютером. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наряду с необходимостью защиты от излучений важны
требования эргономики к расположению клавиатуры компьютера, к рабочему креслу, к соотношению продолжительности времени работы и пауз для отдыха рук, зрения, внимания. Переутомление рук, обусловленное травмой повторяющихся нагрузок из-за постепенно накладывающихся утомления, ведет к тривиальным болезням нервов, мышц и сухожилий рук, запястья и плечевого пояса (специфические травматические заболевания рук, синдром канала запястья).
К индивидуальным средствам защиты и облегчения труда оператора компьютера относятся специальные приспособления: опора, удерживающая кисть в естественном положении (вертикальное, как при рукопожатии) во время набора на клавиатуре или работы с мышью, мебель с регулирующимся положением всех узлов рабочего места, высоты поверхности рабочего стола, кресла, подзапястники, для отдыха рук во время пауз между ударами по клавишам, специальные команды оператору о необходимости сделать перерыв в работе, встроенные в программное обеспечение
и т.п. Гигиеническим нормам труда обучаются одновременно с уроками компьютерной грамотности. В числе первых требований следующие: не работать на клавиатуре непрерывно более получаса, в течение рабочего дня менять род работы, в момент смены и в микропаузах на отдых сменить позу, подняться с места, устраивать разминку и выполнять специальные упражнения для пальцев перед продолжительной работой на клавиатуре, пользоваться перчатками без пальцев, если есть склонность к ознобу в руках при продолжительной
работе, обращать внимание на чувство дискомфорта, усталость или боли, советоваться с врачом, а также индивидуально подстраивать рабочее место. Данное исследование продемонстрировало принципиальную возможность выделения обобщенных показателей, характеризующих особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных групп пользователей. Как показали результаты нашего исследования, наиболее существенными в этом плане оказываются характеристики, связанные прежде всего со спецификой мотивационно-целевой направленности
деятельности, особым отношением пользователя к компьютеру как партнеру по совместной работе (феномены персонификации), причинами и способами борьбы с утомлением, типом реагирования на возникающие в процессе работы сбои и затруднения. По блокам соответствующих показателей выявлены систематические различия между группами пользователей, которые отличались степенью субъективной компетентности, полом и уровнем субъективного контроля. Несмотря на поисковый характер проведенного нами исследования, его результаты позволяют сделать
некоторые общие рекомендации по оптимизации условий работы и форм репрезентации компьютеризованных задач, которые могли бы облегчить деятельность разных категорий пользователей. Прежде всего, с точки зрения формирования адекватной мотивационно-целевой направленности деятельности, следует стремиться к более полному осознанию пользователем того, что компьютер есть не только средство, но и объект его деятельности. Иными словами, пользователь с самого начала должен отчетливо понимать,
что компьютер может быть настроен в соответствии с его потребностями и кругом решаемых задач. Среди пользователей разных групп существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что процесс персонификации имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий. Как отмечалось выше, персонификация может рассматриваться как положительный фактор, способствующий снижению негативных эффектов, связанных с напряженностью и сложностью
компьютеризованной деятельности. В связи с этим следует обратить внимание производителей программного и аппаратного обеспечения на необходимость разработки специальных элементов, способствующих персонификации компьютера (естественно, в разумных пределах), что могло бы придать взаимодействию с компьютером форму коллегиальной работы. Для облегчения работы новичков имеет смысл пытаться с помощью разных средств обеспечить постановку четких и/или конкретных задач, вводить в рабочую среду (на уровне программного обеспечения)
разнообразные элементы, способствующие снижению чувства неуверенности в себе, а также увеличивать количество приемов, обеспечивающих полноценную обратную связь. В отношении тех групп пользователей, которые подвержены влиянию специфических факторов утомления (плохая эргономика рабочего места, неудовлетворительная социальная поддержка и пр.), имеет смысл обратить внимание на соответствующие организационные мероприятия и на подготовку специальных программных средств, дающих
возможность расширить набор стратегий отдыха и снятия напряжения при возникновении стресса на компьютеризованном рабочем месте. Последние могут быть выполнены в виде специально подаваемых по ходу работы "напоминаний" или "подсказок". Кроме того, программные средства могут включать в себя элементы релаксационных воздействий. Думая о дальнейших перспективах исследований в данном направлении, можно пойти по пути конкретизации требований к программному обеспечению.
Для этого необходимо более полное и разностороннее изучение субъективных представлений о работы с компьютером с учетом профессиональных и индивидуально-психологических различий, механизмов и способов преодоления негативных последствий массовой компьютеризации труда. Кроме того, особого внимания заслуживает феномен персонификации компьютера, требующий дополнительного изучения с целью более полного анализа его механизмов.
Последнее представляется особенно актуальным в связи с развитием технологий виртуальных ассистентов пользователя, которые реализуются в форме так называемых агентов и синтезированных актеров. Список используемой литературы Калачева Л.Л. Социология и экономика труда: Уч. Пособие: в 2 ч/ НГУ, Новосибирск, 2000 Леонова А.Б Чернышева О.Н. (ред.). Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы
развития. Хрестоматия. М Радикс, 1995. Калинина Н.И Кирьянова М.Н Ляшко Г.Н Никитина В.Н. Вопросы гигиены труда и состояние здоровья пользователей персональных компьютеров //Тезисы докладов четвертой научно-технической конф. "Электромагнитная совместимость технических средств и биологических объектов" 1996, с 489-493 Белышкин А.А. "Субъективная представленность особенностей работы с компьютером
у различных групп пользователей. Опыт эмпирического анализа". Дипломная работа. М 1997.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |