Содержание
1. Специфика полномочий прокурора по Закону РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от 15.07.95 и по Уголовно-исполнительному Кодексу РФ
2. Методика проведения прокурорской проверки, условий и режима содержания в следственных изоляторах министерства юстиции РФ
Список используемой литературы
1. Специфика полномочий прокурора по Закону РФ „О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от 15.07.95 и по Уголовно — исполнительному Кодексу РФ
Уголовно-исполнительный кодекс РФ составляет основу уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, за исполнением требованием которого осуществляется прокурорский надзор. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений» 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.
Законом определяются основания содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых, места содержания под стражей — следственные изоляторы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; права этих лиц и их обеспечение, а также основные требования обеспечения изоляции, меры предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей. Обязанность и предмет надзора прокуроров состоят в обеспечении установленных законом названных оснований, порядка и средств содержания под стражей. В этой связи в совокупности законов, за исполнением, которых прокуроры осуществляют надзор, выделяются и соответствующие нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В их числе нормы, определяющие основания и порядок заключения под стражу, сроки содержания заключенных под стражу в изоляторах временного содержания и сроки содержания под стражей при расследовании преступлений по уголовным делам, основания и порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ряд иных норм.
Специфика данной сферы правовых отношений, в которой осуществляется прокурорский надзор, — существенная ограниченность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей, — предполагает важность надлежащего объема и характера полномочий прокурора. Эти полномочия прокурора, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также Уголовно — исполнительным кодексом РФ, достаточны для того, чтобы оперативно принимать меры по выявлению и пресечению нарушений законов, привлечению лиц, виновных в их совершении, к установленной ответственности. С учетом этих обстоятельств в соответствии с законом прокурор наделен правом без каких-либо специальных разрешений посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся осужденные к лишению свободы лица, к которым судом применены меры принудительного характера, а также задержанные и заключенные под стражу.
Это полномочие прокурора важно для выявления нарушений, которые допускаются с использованием ночного времени суток (например, водворение в штрафной изолятор без достаточных на то оснований). Прокурор вправе опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Причем прокурор вправе это делать по своему усмотрению наедине либо в присутствии других лиц, включая представителей администрации соответствующего органа или учреждения.
Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лиц, содержащихся в данном органе или учреждении, задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. При этом прокурор знакомится с личными делами, приказами и распоряжениями администрации, рапортами оперативных работников, иной служебной документацией. Прокурор проверяет приказы, распоряжения, постановления поднадзорных органов и учреждений не предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
Прокурор может требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, а также объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. Важной особенностью надзора в рассматриваемой сфере правовых отношений является то обстоятельство, что до рассмотрения внесенного прокурором протеста действия опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается.
Другой особенностью полномочий прокурора по надзору за соблюдением законов в данной сфере является полномочие отменять дисциплинарные взыскания (выговор, дисциплинарный штраф, перевод в одиночные камеры или помещения камерного типа и др.), наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных. Прокуроры вправе немедленно освобождать таких лиц своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель не только вправе, но и обязательны немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в лечебно — психиатрическое учреждение закрытого типа.
Прокурор проводит проверки в органах и учреждениях, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания в соответствии с планами, либо по поручению вышестоящего прокурора, либо в связи с жалобами, заявлениями и иными поступившими к нему данными о нарушениях законов. Проверки в данных органах и учреждениях проводятся в зависимости от оснований их проведения и задач, стоящих перед прокурором, либо в полном объеме, по всем основным направлениям и аспектам деятельности данных органов и учреждений, либо по отдельным вопросам в пределах заявления, жалобы или поручения вышестоящих прокуроров.
В первом случае она носит комплексный характер. Во втором — ограничивается соответствующим кругом вопросов, подлежащих установлению по названным выше основаниям.
По результатам прокурорской проверки составляется акт проверки.
В нм излагаются все установленные нарушения законов, обстоятельства, способствующие их совершению, указываются должностные лица, в результате действий или бездействия которых допущены нарушения, называются конкретные законы и конкретные их положения, которые нарушены, предлагаются конкретные меры по устранению нарушений. Копия акта проверки вручается под роспись начальнику соответствующего органа, учреждения.
Составления акта проверки не исключает, а предполагает внесение актов прокурорского реагирования (протесты, представления, постановления о возбуждении уголовного дела и другие) при наличии достаточных к тому оснований.
2. Методика проведения прокурорской проверки, условий и режима содержания в следственных изоляторах министерства юстиции РФ
Конкретизация задач органов прокуратуры в данной сфере правовых отношений, критериев и условий определения приоритетов их деятельности, направлений, форм и методов организации работы осуществляется в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. В нормативном приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. №8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» конкретизируются задачи и направления деятельности органов прокуратуры.
Для повышения действенности надзора за исполнением законов его осуществление возлагается как на прокуроров соответствующего субъекта РФ, городов и районов, так и на специализированных прокуроров по надзору за соблюдением законов в уголовно-исполнительной системе, Генеральным прокурором РФ поручено осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрациями учреждений уголовно — исполнительной системы, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов данной системы; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность в исправительных учреждениях.
Специализированными прокурорами осуществляется предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительных учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно — исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято другое решение.
Прокуроры специализированных прокуратур поддерживают государственное обвинение в территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор; участвуют в рассмотрении судами гражданских дел, а также в рассмотрении дел арбитражными судами в порядке, установленном соответствующими приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.
Организация прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правовых отношений регламентируется рядом приказов, указаний Генерального прокурора РФ, утверждаемых им положений и инструкций.
Приказом Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. №8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» важное значение придано организации проверок состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах. В качестве приоритетных задач обращено внимание на необходимость искоренения фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечения гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
При этом на прокуроров возложено исполнение организационно — управленческих функций по анализу практики надзора за исполнением уголовных наказаний с учетом данных о результатах деятельности органа прокуратуры в иных сферах, при выполнении иных видов деятельности прокуратуры.
При организации работы на данном участке прокуроры учитывают, что следственные изоляторы должны ими проверяться не реже одного раза в месяц. При организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» особое внимание уделяется законности производимых мероприятиях по своевременному выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно — исполнительной системы с осужденными и лицами, заключенными под стражу. При организации надзора среди постоянных приоритетов выделяется законность приказов, постановлений и распоряжений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно — исполнительной системы.
Законность правовых актов любых органов управления, на которые распространяется прокурорский надзор, является самостоятельным предметом прокурорского надзора, который в данном случае может осуществляться независимо от поступления сведений о допущенных при этом нарушениях. Тем более это актуально в сфере деятельности уголовно — исполнительной системы, когда возможности защиты прав лиц, содержавшихся под стражей и отбывающих наказание в виде лишения свободы, существенно ограничены.
Для успешного осуществления надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах устанавливается четкое взаимодействие между специальными прокуратурами по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях и территориальными прокуратурами, особенно по вопросам борьбы с преступностью.
Для обеспечения организации и осуществления надзора за соблюдением законов в данной сфере правовых отношений в структуре аппаратов органов прокуратуры действуют соответствующие подразделения. В составе Генеральной прокуратуры РФ функционирует Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.
Работа управления организуется по зонально-предметному принципу, в соответствии с текущими и перспективными планами Генеральной прокуратуры РФ, основанными на результатах перспективного (стратегического) и текущего (оперативного) анализа состояния законности и работы по ее укреплению.
Управление контролирует выполнение нижестоящими прокурорами приказов и указаний Генерального прокурора РФ, решений коллегии, координационных и оперативных совещаний при Генеральном прокуроре РФ по вопросам обеспечения законности в учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы.
Прокуроры данного управления непосредственно осуществляют надзор за исполнением законов в деятельности центральных органов уголовно — исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственных изоляторов.
Управление Генеральной прокуратуры РФ осуществляет надзор за законностью издаваемых Министерством юстиции РФ нормативных правовых актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Управление организует деятельность нижестоящих специализированных и территориальных прокуратур, а также непосредственно осуществляет при выезде его работников на места надзор за соблюдением законов об охране конституционных прав осужденных и заключенных под стражу; о режиме отбывание наказания, о трудовом использовании осужденных и возмещении ими материального ущербы, причиненного в результате совершения преступлений, а также об охране труда и соблюдении правил техники безопасности, по другим вопросам, входящим в содержание предмета прокурорского надзора при его осуществлении в данной сфере правовых отношений.
В управление Генеральной прокуратуры РФ поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов, нижестоящих прокуроров, а также копии протестов, представлений прокуроров, иные документы, характеризующие состояние законности в уголовно — исполнительной системе, работу прокуроров. Периодически проводятся обобщения состояния этой работы, на основе которых готовятся обзоры, указания, совместные инструкции с Министерством юстиции, МВД, другими правоохранительными органами. С учетом состояния законности в данной сфере осуществляется контроль за работой органов прокуратуры, оказание им практической и методической помощи. Выявляется и распространяется положительный опыт работы, организуются учебно-методические мероприятия, стажирование работников нижестоящих органов прокуратуры, специализирующихся в работе по надзору за соблюдением законов в уголовно — исполнительной системе. В управлении генеральной прокуратуры РФ заслушиваются отчеты территориальных и специализированных прокуроров о работе в данной сфере; результаты проверки их работы с выездом на место заслушиваются на заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры РФ.
В прокуратурах субъектов РФ надзор за соблюдением законов в учреждениях уголовно — исполнительной системы, в следственных изоляторах осуществляется соответствующими отделами, группами прокуроров, старшими помощниками (помощниками) прокуроров субъектов Федерации, на которых возложено исполнение надзорных и других функций (например, координация) в сфере обеспечения законности при исполнении уголовных наказаний. В зависимости от количества поднадзорных объектов (колоний, следственных изоляторов и др.), численности содержащихся в них лиц, состояния законности, а также штатных возможностей прокуратуры работа в прокуратуре субъекта Федерации на этом участке организуется по зональному, предметному или зонально-предметному принципам.
Вопросы осуществления надзора за соблюдением законов в изоляторах временного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, Генеральным прокурором РФ отнесены к ведению прокуроров, входящих в состав подразделений по надзору за предварительным следствием и дознанием. Они также отнесены на районном, городском уровне к ведению города, района или их заместителей в соответствии с распределением между ними обязанностей.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск РФ предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В предусмотренных законом случаях в них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения примерно заключение под стражу.
Надзор за законностью содержания задержанных в ИВС Погранвойск осуществляется соответствующими подразделениями военной прокуратуры. На военных прокуроров возложен надзор за соблюдением законов при использовании гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Такое содержание возможно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и порядок населения гарнизонной и караульной службы в Вооруженных Силах РФ.
Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Организационная структура дисциплинарных воинских частей определяется Министерством обороны РФ. Надзор за соблюдением законов в таких подразделениях осуществляют соответствующие военные прокуроры (гарнизонов, соединений, округов и т.д.).
Список используемой литературы
Конституция РФ. — М., 1993.
Уголовно — процессуальный кодекс РФ. — М., 2002
Уголовно — исполнительный кодекс РФ.
Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 в редакции законов от 17.11.95 г. И 10.02.99 г. // собрание законодательства — № 47. — 1995 г; Российская газета, 17.02.99. — № 30.
Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.95 г. В редакции закона от 21.07.98 г. // Российская газета, 20.07.95 г. — № 139; 29.07.98. № 142.
Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. Учебник. — Москва: Издательство Норма, 2004.