Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Прокуратура РФ, ее система и полномочия

--PAGE_BREAK--Система, структура и порядок образования органов прокуратуры


           Основными нормативно–правовыми актами, где описана система, структура и порядок образования органов прокуратуры являются Конституция РФ (ст. 129) и Закон о прокуратуре.

         ст. 129 КРФ гласит:

         «1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

                2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

                3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

                4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

                5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом ». 

          В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится:

         " 1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

                Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально — бытового и хозяйственного назначения.

                2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

                3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются ".         

           В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура.

          Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно — территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, авто­номных округов. В городах — столицах республик, краевых и обла­стных центрах — образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное де­ление и образованы административные округа, образуются проку­ратуры административных округов, которым придается статус про­куратур городских районов. В некоторых республиках, краях, обла­стях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

           Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с админис­тративно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам отно­сятся:

       — прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

       — прокуратуры городов, районов;

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в Москве средним звеном являются прокуратуры административ­ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Существуют так называемые специализированные прокуратуры.

          В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых администра­тивно — территориальных образованиях и на режимных объектах.

          Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспор­те   на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

          Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру.

          Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокура­тура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъек­тов Российской Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

          Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный проку­рор.

          В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-тер­риториальных образованиях, на особо важных объектах и в воин­ских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ. Перечень особо важных объектов определяется Правительством Российской Фе­дерации.

          Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказании имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреж­дениях возложены обязанности по осуществлению надзора за ис­полнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в испра­вительных учреждениях.

          Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом рай­онных и подчинением, соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Надзор за исполнением экологических законов на территории волжско­го бассейна — от истоков до Каспийского моря — осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокурату­рой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созда­ны и в большинстве субъектов РФ.

           Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с приказом Ге­нерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года №12-111  Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:

     — Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);

     —   Организационно-контрольное управление;

     —   Управление кадров;

     — Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

     —   Главное следственное управление, включающее в себя Управ­ление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-ро­зыскной деятельностью в органах внутренних дел;

     — Управление по надзору за расследованием преступлений орга­нами прокуратуры;

     —   Организационно-методическое управление;

     —   Управление по расследованию особо важных дел;

     —  Отдел по надзору за расследованием особо важных дел — на правах управления;

     —   Отдел криминалистики — на правах управления;

     — Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;

     —  Главное управление по надзору за исполнением законов о фе­деральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;

     —   Управление по делам несовершеннолетних и молодежи;

     —   Второе управление;

     — Управление по надзору за законностью судебных постановле­ний по уголовным делам;

     — Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;

     — Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитраж­ном процессе;

     — Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;

     — Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

     —  Управление правового обеспечения;

     —  Международно-правовое управление;

     — Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления);

     — Центр информации и общественных связей (на правах управле­ния);

     — Управление по надзору за исполнением налогового законода­тельства;

     — Отдел писем (на правах управления);

     — Приемная (на правах управления);

     — Первый отдел (на правах управления);

     — Управление делами;

     — Управление делопроизводства;

     — Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и мобилизационной работе (на правах управления);

     — Отдел безопасности (на правах управления);

     — Главная военная прокуратура.

         В главных управлениях, управлениях и отделах устанавлива­ются должности старших прокуроров и прокуроров, старших про­куроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также стар­ших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

         В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается  на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации — верхней палатой Фе­дерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президен­том  кандидатура на должность Генерально­го прокурора  не получит требуемого коли­чества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам но­вую кандидатуру.

         В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.

         Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответствен­ность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

         В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы про­куратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

         Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглав­ляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным про­курором РФ. В прокуратурах субъектов РФ, при­равненных к ним военных и иных, специализированных прокурату­рах, образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместите­лей (по должности) и других прокурорских работников, назначае­мых прокурором субъекта РФ.

         Сообщения о назначении прокуроров на должность и об осво­бождении их от должности публикуются в печати.

         В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно – консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры. Положение о Научно – консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ.
4 Основные полномочия прокуроров

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт, или представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование, следователи Следственного комитета при прокуратуре проводят расследование по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
5. Классные чины
Классные чины — это личные служебные разряды, во многом аналогичные воинским званиям, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины, в порядке возрастания:

младший юрист;

юрист 3 класса;

юрист 2 класса;

юрист 1 класса;

младший советник юстиции;

советник юстиции;

старший советник юстиции;

государственный советник юстиции 3 класса;

государственный советник юстиции 2 класса;

государственный советник юстиции 1 класса;

действительный государственный советник юстиции.
Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы в занимаемой должности не менее 6 месяцев. Первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин. Первоначальный классный чин младшего юриста присваивают работникам, назначенным в порядке исключения на должности помощников прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, обучающимся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений, со стажем работы в занимаемой должности не менее 6 месяцев и прошедшим аттестацию. Очередной классный чин таким работникам присваивают по истечении одного года пребывания в предыдущем чине, если до завершения образования остается более одного года, либо по получении высшего юридического образования. Остальным работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса. В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научными и педагогическими работниками.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Реферат Управленческий и финансовый учёт - сходства и различия, взаимосвязь
Реферат Использование символа как стилистического средства в поэзии символизма (на примере лирики немецкого поэта Стефана Георге)
Реферат А. М. Горького Исторический факультет Утверждено Ученым Советом исторического факультета 13 марта 2003 г протокол №6 декан Д. В. Бугров Программа
Реферат Кто использует телескоп "Hubble"?
Реферат Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта
Реферат Проект реконструкции пункта послеуборочной обработки зерна
Реферат Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обще
Реферат Боярская Дума в XV-XVI веках
Реферат Сословно-представительная монархия в Росии
Реферат Вибір лікувальної тактики та об єму оперативного втручання у хворих на гострий панкреатит із супровідною
Реферат Финансовый кризис в российской экономике и трансформация макроэкономических пропорций денежного сектора
Реферат Особенности политической карьеры Б Нетаниягу и формирование его взглядов как государственного деятеля
Реферат Рынок ценных бумаг и рынок капитала
Реферат Основные положения теории переходных процессов в электрических цепях