--PAGE_BREAK--
социальный статус должности: отношение замещающего должность служащего с ниже-, равно- и вышестоящими лицами, включая сюда отношения с гражданами в процессе рассмотрения их обращений, охраны порядка и безопасности и т.д.;
организационный статус: должность организационно состоит в составе структурного подразделения соответствующего органа. С точки зрения построения и формирования аппарата управления должность составляет первичное звено, фундамент всего этого процесса создания организационных структур;
правовой статус: по каждой должности определяется круг, объем полномочий (общий для всех должностей и для каждой конкретной должности), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение[28].
Большое разнообразие должностей в сфере службы, различный их правовой и организационный статус выдвигают потребность в разделении должностей на виды по определенным основаниям. Должности классифицируются:
по масштабам действия– на типовые (повторяющиеся, однородные, многочисленные, их большинство) и индивидуальные (утверждаются в единственном числе);
по способам их замещения. По этому основанию должности определяются как выборные, конкурсные, замещаемые по назначению, а также в порядке зачисления;
на замещенные конкретным лицом (занятые) и не замещенные (вакантные).
Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений, должностей и количество последних как в целом по органу, так и по структурным подразделениям. Штат – это структурный элемент государственной службы, предусматривающий включение в него служащих, имеющих ранги и получивших право занимать должности. Наиболее четко данная идея реализована при организации военной службы. Так, штат воинской части – это документ, определяющий наименование, состав этой воинской части, ее организационную структуру, наименование структурных подразделений, численность личного состава, количество вооружения и техники. В штате воинской части по каждой должности указывается ее наименование, соответствующее ей воинское звание, военно-учетная (учетная) специальность, размеры должностного оклада (тарифного разряда) военнослужащих.
На протяжении веков было испробовано немало различных способов замещения должностей: передача по наследству, купля-продажа, по жребию, назначение, избрание, конкурс, дарение, были и проигрыши должности в азартных играх, «сажали» на должность и как принудительное отбывание повинности, замещение должности в порядке очередности и др. Каждое общество и государство избирало в каждый данный период своей жизни такие из перечисленных способов замещения должностей, которые наиболее соответствовали его социальному устройству и политике правящих структур. Многие из названных способов применялись и в истории России: известны избрание на престол, переход должности по наследованию, широко применялось назначение.
В условиях Советского государства законодательно были закреплены способы: зачисление, назначение, конкурс, избрание. В качестве основных эти способы остались и в Российской Федерации. Первые три из них применяются в России и при замещении должностей военнослужащими.
В порядке зачисления замещаются должности, стоящие на нижней ступени служебной лестницы, как правило, рядовые, первичные, специалистов, не имеющих в своем подчинении других лиц. Зачисление оформляется административным актом руководителя органа, обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (кадровой службе, бухгалтерии и др.). В законодательстве Российской Федерации данный способ замещения должностей прямо не упоминается, а в случае зачисления оговаривается назначение на должность. Но это можно расценивать лишь как редакционную неточность. Так, при назначении младших служащих (секретаря, консультанта) в приказах, издаваемых при поступлении их на службу, говорится: принять на такую-то должность, зачислить.
При назначении на должность совершаются те же юридически значимые действия, что и при зачислении, но имеет особенность административный акт: он обращен помимо названных лиц и структурных подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Назначаются руководители, у назначаемого лица присутствуют распорядительные или контрольные полномочия. Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой и т.д. Есть у назначения и отрицательные стороны: зависимость назначенного лица от назначившего органа, от которого оно полностью зависимо.
Конкурс заключается в замещении должности в порядке соревнования, состязательности. Основное преимущество конкурса – возможность участия в нем неограниченного круга лиц, не менее двух, имеющих, естественно, объявленные данные для занятия данной должности, открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе. В отличие от выборов конкурс основан на волеизъявлении только участников. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего заключается контракт[29]. Из всех закрепленных в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119 — ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»[30] способов замещения должностей наибольшее внимание уделено конкурсу. Объясняется это тем, что предполагается ввести замещение государственных должностей государственной службы в основном посредством конкурса. В статье 22 указанного Федерального закона указывается, что конкурс проводится на вакантную должность.
Воинская должностьесть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, созданная для обеспечения выполнения задач и функций этой организации, органа, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего его лица. Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами (инструкциями, положениями и т.д.). Должностные же права, в отличие от должностных обязанностей, носят обеспечивающий характер, они призваны создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.
Воинской должностью определяются характер выполняемых военнослужащим служебных обязанностей по осуществлению задач и функций соответствующего органа в сфере обороны и безопасности, права, обязанности и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. Понятие воинской должности является основным при исследовании прохождения военной службы, с ним связаны все остальные вопросы военной службы. Может быть, поэтому законодатель более осторожно подходит к изменениям, дополнениям нормативных актов, регулирующих вопросы, связанные с воинскими должностями и изменением служебно-должностного положения.
Воинская должность характеризуется:
o соответствующим ей воинским званием;
o военно-учетной специальностью;
o размерами должностного оклада (тарифного разряда) военнослужащих;
o наличием определенных должностных обязанностей;
o квалификационными требованиями к военнослужащим, ее замещающим:
o — по уровню профессионального образования;
o — стажу и опыту работы по специальности;
o уровню знаний Конституции Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
К прохождению военной службы военнослужащими всоответствии со статьей 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливается ряд требований, связанных своинскими должностями, так:
1. Военнослужащие, в основном, проходят военную службу на воинских должностях, которые предусмотрены штатом воинской части, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности пунктом 4 статьи 42 указанного Федерального закона.
2. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или должность (например, при прикомандировании к государственным и международным органам в соответствии со статьей 44 указанного Федерального закона). На военнослужащего временно может быть возложено исполнение обязанностей по должности, которую он не занимает, при этом он может освобождаться от исполнения обязанностей по занимаемой им воинской должности, но от самой занимаемой должности не освобождается.
3. Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание, т.е. не допускается установление по должности «вилочных» воинских званий (например, подполковник юстиции — полковник юстиции). В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации штаты воинских частей приводятся в соответствие с данными требованиями.
4. По каждой воинской должности Министерством обороны Российской Федерации устанавливаются квалификационные требования, которым должен соответствовать военнослужащий, занимающий эту должность.
Третий основной элемент прохождения военной службы по контракту связан с юридическими фактами, наступление которых приводит к изменению воинского званиявоеннослужащего.
В Российском государстве в XVI-XVIIвеках существовала практика ведения разрядных книг — «разрядов», в которые ежегодно вносились записи о состоявшихся назначениях служилых людей на высшие военные и государственные должности. Первая «Разрядная книга» была составлена в 1556 году при Иване Грозном и охватывала все назначения за 80 лет с 1475 года. Разрядные книги были отменены при Петре I, который ввел единую систему чинов, закрепленную в Табели о рангах 1722 года. Слово «ранг» происходит от французского слова «rang» — ряд. В русском языке этот термин означает степень отличия, чин, звание, разряд, категорию, класс.
В Табели о рангах 1722 года устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе. Декретом Советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. Квалификационный разряд в государственной службе Советского государства отсутствовал, если говорить о нем как об общем для всей государственной службы основании. Классы (чины, ранги, звания и т.п.) были, но лишь в отдельных отраслях государственной деятельности, в основном в военной и правоохранительной, научной сфере. В наши дни термин «ранг» в России сохранился в воинских званиях офицеров Военно-Морского Флота, в дипломатических рангах дипломатов и служащих ряда других ведомств[31].
В соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации основой взаимоотношений между военнослужащими по их воинским званиям являются отношение старшинства и подчиненности, где:
o начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение;
o старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдение ими воинской дисциплины, общественного порядка и формы одежды, а также правил поведения и отдания воинского приветствия;
o младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших.
o Подчинение военнослужащих по должности и по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке.
Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав.
Рассмотрим следующий элемент прохождения военной службы по контракту– аттестацию.В современной научной юридической литературе аттестации уделяется незаслуженно мало внимания[32]. Вместе с тем аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих, совершенствовании государственной службы. Слово «аттестация» произошло от латинского слова «attestatio», что означает свидетельство.
Под аттестацией военнослужащего в Вооруженных Силах Российской Федерации понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках законодательно установленной процедуры в целях определения уровня профессиональной подготовки военнослужащего, выявления степени его соответствия занимаемой воинской должности, а также решения вопроса о присвоении ему квалификации производит государственную проверку деловой квалификации военнослужащего, оценивая его деловые, личные и нравственные качества, процесс и итоги его служебной деятельности, результатами которой становится оценка аттестуемого и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению как его деятельности, так и всего аппарата федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу.
Аттестация военнослужащих по контракту решает следующие основные задачи:
— обеспечения законности в системе государственной службы. Предупреждения и борьбы с правонарушениями и коррупцией в системе государственной службы;
— формирования профессионального кадрового персонала государственных органов;
— выявления потенциальных возможностей государственного служащего с целью повышения его по службе;
— повышения дисциплины и ответственности, в том числе, путем применения к государственному служащему мер ответственности и стимулирования. Аттестация является средством борьбы с упущениями по службе (безынициативностью, леностью, нежеланием повышать свой профессиональный уровень);
— обеспечения реального функционирования механизма продвижения служащих по служебной лестнице;
— совершенствования государственной службы, стимулирования повышения квалификации и профессионализма служащих[33].
Аттестация военнослужащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении военной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах[34].
Движителем механизма аттестации должен стать интерес – материальный, моральный, организационный и т.д. Аттестация может быть общей и персональной, очередной (по истечении определенного установленного срока) и внеочередной (в связи с наступлением определенных юридических фактов).
Одним из самых актуальных элементов прохождения военной службы по контракту является увольнение военнослужащих с военной службы и восстановление граждан на военной службе.
Из общего количества писем, поступивших в Приемную Министра обороны Российской Федерации обращения, связанные с увольнением с военной службы составляют половину.[35] Среди тех, кто обращался непосредственно в Приемную Министра обороны Российской Федерации за этот же период по вопросам увольнения с военной службы – 65,7 %. Половина жалоб, поступающих в военные суды от военнослужащих в 1999 – 2000 годах, — по вопросам, связанным с увольнением с военной службы[36]. Не удивительно, что вышеуказанным вопросам посвятил свое диссертационное исследование Фатеев К.В., опубликовавший в области военного права около десяти монографий.
В своем диссертационном исследовании Фатеев К.В. сформулировал определение понятия увольнения с военной службы. В узком смысле – это юридический факт (событие, обстоятельство), связанный с окончанием военно-служебных отношений, в широком – увольнение с военной службы рассматривается как совокупность правоотношений между субъектами увольнения с военной службы, урегулированных на основе норм военного права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством осуществления субъективных прав и выполнения юридических обязанностей[37].
В соответствии со ст. 51 ФЗ О воинской обязанности и военной службе[38], имеются объективные и субъективные основания увольнения военнослужащего со службы.
К объективным, т.е. не зависящим от воли военнослужащего, относятся:
увольнение по возрасту, по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта, по состоянию здоровья ,по состоянию, в связи с лишением его воинского звания, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока и ряд других.
Субъективными основаниями Закон называет:
o Увольнение в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
o по состоянию
o по семейным обстоятельствам:
o в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
o в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность; и др.
Ряду объективных оснований увольнения сопутствуют льготы и гарантии государства.
Так военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Налицо гарантия неувольнения без предоставления жилого помещения.
Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, наступают обстоятельства, указанные выше, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта или после наступления таких обстоятельств в указанные сроки.
Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. При этом, ввиду того, что командир (начальник) должен на основе выводов аттестационной комиссии принять решение о заключении (не заключении) нового контракта с военнослужащим за 3 месяца до истечения срока его предыдущего контракта, кадровому органу заранее, в разумные сроки, с учетом этих обстоятельств, необходимо посоветовать командиру (начальнику) провести беседу с этим военнослужащим с целью выявления желания этого военнослужащего на заключение (или не заключение) им нового контракта. Результаты беседы документируются в листе беседы. В случае не желания военнослужащим принять окончательное решение по указанному вопросу, кадровому органу целесообразно документально зафиксировать этот факт с целью снятия ответственности с командира воинской части за пропущенный крайний срок, 3 месяца, для принятия им решения. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы. При этом необходимо помнить, что такой военнослужащий обязан быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (контракта).
В законодательстве Российской Федерации прямо указана необходимость проверки кандидата на соответствие установленным требованиям перед заключением с ним контракта о прохождении военной службы только для граждан (военнослужащих), заключающих первый контракт, а также для граждан, находящихся в запасе, заключающих новый контракт.
Между тем на основе анализа пунктов 4, 6 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пункта 8 статьи 9 Положения о прохождении военной службы можно сделать вывод о том, что проверка военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на соответствие установленным требованиям перед заключением с ним нового контракта противоречит законодательству Российской Федерации не будет. Независимо от того, подал или нет военнослужащий, у которого заканчивается контракт о прохождении военной службы, рапорт командиру (начальнику) на заключение с ним нового контракта, с целью проверки соответствия требованиям для поступающих на военную службу по контракту командир воинской части вправе дать указания:
о проведении медицинского освидетельствования этого военнослужащего;
о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
о рассмотрении его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части.
Указанные мероприятия производятся в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», иными нормативными правовыми актами, в частности, директивой Министра обороны Российской Федерации 1993 года № Д-78, приказами Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 025 и № 202.
Итоговое заключение о соответствии военнослужащего требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, выносится аттестационной комиссией воинской части. Окончательное решение принимается командиром воинской части.
Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:
1. отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
2. решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
3. решение аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным статьей 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Копия решения аттестационной комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.
Фатеевым К.В. высказывалось мнение, что перечисленные выше основания для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта не относятся к военнослужащим, уже проходящим военную службу по контракту и желающим заключить новый контракт[39]. То же подтверждается и практикой. Однако на мой взгляд, следует не согласиться с данным мнением, поскольку оно прямо не следует из требований пункта 5 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Так, глава V указанного Федерального закона, которая регламентирует порядок заключения контрактов о прохождении военной службы, в том числе и новых с военнослужащими, уже проходящими военную службу по контракту, называется: “Поступление граждан на военную службу по контракту”. То есть, из этого можно сделать вывод о том, что к поступающим на военную службу по контракту относятся и военнослужащие, заключающие новый контракт. К тому же пункт 5 статьи 34 указанного Федерального закона, регламентирующий основания для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта, состоит из двух частей. А применение второй части указанного пункта, в том числе, к военнослужащим, заключающим новый контракт, ни у кого не вызывает сомнений. Однако отмеченное выше общее правило Фатеевым К.В. высказано с учетом ограничений в отказе перезаключения новых контрактов с военнослужащими, о чем будет упомянуто ниже. Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Стремясь повысить социальную защищенность военнослужащих, законодатель пошел на ущерб интересам общества, государства, защите Отечества, нарушая часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Добросовестно выплачивая установленные государством налоги и сборы, граждане Российской Федерации вправе требовать, чтобы государство, в том числе, надежно обеспечило их оборону и безопасность. А эту задачу призваны решать федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, путем совершенствования вооружения и техники, методов их использования, повышения подготовленности и профессионализма личного состава. Отсюда вывод – не должен заключаться контракт о прохождении военной службы с гражданином (военнослужащим), не удовлетворяющим требованиям к гражданам, поступающим на военную службу, а в Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности, не должно быть неподготовленных, слабых и неграмотных военнослужащих.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктом 10 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы было запрещено не заключать новый контракт с военнослужащим, желающим продолжить военную службу по контракту (независимо от качества исполнения этим военнослужащим своих обязанностей), если этот военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания на военной службе и не приобрел права на пенсию за выслугу лет. То есть тем самым были созданы предпосылки к понижению требований по подготовленности (в том числе физической и профессиональной) двух третьих общего количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Как бы некачественно не был произведен первичный отбор гражданина на военную службу по контракту, как бы не понизился уровень подготовки военнослужащего, как бы не повысились современные требования к такому уровню, при наличии желания этого военнослужащего продолжать военную службу по контракту с ним будет заключен новый контракт, он будет допущен к современному оружию и т. д. Досрочно уволить с военной службы по контракту такого военнослужащего тоже не просто, т.к. обязанности соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, действующим законодательством Российской Федерации для военнослужащих не предусмотрено. Кроме того, правомерно поднимать вопрос о противоречии пункта 10 статьи 9 Положения пунктам 5, 6 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», имеющего высшую, по сравнению с Положением, юридическую силу.
Таким образом, командир (начальник) воинской части Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного.
В отличие от России механизм прекращения воинских правоотношений очень широко используется, например, в Вооруженных Силах США, где даже высших офицеров представляют к увольнению с военной службы при несоответствии их установленным требованиям, в том числе при чрезмерном весе либо при невыполнении этими офицерами норм физической подготовки.
На практике часто возникает ситуация, когда военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и имеющий право на заключение нового контракта, не определился с вопросом о заключении им этого контракта до истечения его срока. В то же время командованием воинской части к этому сроку, по каким-либо причинам, часто просто в силу бесконтрольности со стороны соответствующего органа управления, увольнение такого военнослужащего с военной службы произведено не было. Приняв решение об увольнении этого военнослужащего с военной службы, на основании требований пункта 11 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы, командование воинской части направляет документы на его увольнение установленным порядком без учета желания данного военнослужащего заключить новый контракт, т.к. это волеизъявление произошло после истечения срока контракта. В такой ситуации представляется целесообразным руководствоваться следующим принципом. Если до момента волеизъявления военнослужащего на заключение нового контракта уже издан приказ соответствующего командира (начальника) об увольнении данного военнослужащего с военной службы, военнослужащий исключается установленным порядком из списков личного состава воинской части. Если в момент такого волеизъявления приказ соответствующего командира (начальника) об увольнении еще не издан, непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан приложить все возможные усилия для отзыва представления и заключения с данным военнослужащим нового контракта. Если, приложив все разумные усилия, командир (начальник) не успел остановить реализацию данного представления вышестоящим командиром (начальником), военнослужащий также исключается установленным порядком из списков личного состава воинской части.
Невозможность принятия командиром (начальником) решения о не заключении новых контрактов с военнослужащими, не соответствующими требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, привела к тому, что этих военнослужащих командиры (начальники) не направляют для проверки соответствия их указанным требованиям, а при истечении срока контракта просто заключают с ними новый контракт. Это является, вряд ли обоснованным, ведь проверка соответствия военнослужащих установленным требованиям предоставляет командиру (начальнику) информацию об истинном состоянии дел в подчиненных подразделениях, подготовленности военнослужащих, что позволяет воздействовать на них, заставляет подчиненных совершенствовать свою подготовку. Поэтому необходимо чаще пользоваться правом таких проверок.
Между тем целесообразно внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, направленные на предоставление права командирам (начальникам) не заключать новые контракты с военнослужащими, не отвечающими требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Командир воинской части принимает решение по рапорту о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, как уже говорилось выше, не позднее, чем за три месяца до истечения срока действующего контракта. В случае отказа в заключении нового контракта командир (начальник) уведомляет об этом военнослужащего, с указанием мотивированных причин. При согласии — на следующий день после окончания срока текущего контракта, подписывает новый контракт. По необходимости направляет рапорт военнослужащего вышестоящему командиру (начальнику), имеющему право подписания контракта. В случае отказа военнослужащему в заключении контракта о прохождении военной службы этот военнослужащий имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган военного управления, прокуратуру или суд.
Военнослужащий, желающий продолжить прохождение военной службы по контракту, заключает новый контракт в следующих случаях:
При окончании срока предыдущего контракта – в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.
При зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру – в день зачисления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.
При отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры – после подачи рапорта по прибытии к новому месту военной службы, в день, следующий за днем зачисления в списки личного состава этого места военной службы.
При переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой – в день зачисления в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
При освобождении от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба – в месячный срок со дня освобождения от этой должности.
При прекращении оснований для приостановления военной службы – со дня прекращения оснований для приостановления военной службы.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту. При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы.
Подпунктом «д» пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы закреплено, что «военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья не годным к военной службе по избранной военно-учетной специальности, назначается с его согласия на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья, или увольняется с военной службы». При этом не ясно, по какому основанию данного военнослужащего увольнять с военной службы? Помимо абзаца 5 подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы такого основания законодательством Российской Федерации не предусмотрено, так как понятие «не годный к военной службе по избранной военно-учетной специальности» не соответствует понятиям «не годный к военной службе» и «ограниченно годный к военной службе».
Также представляется необоснованным помещение абзаца 5 в подпункт «а» пункта 4 статьи 34 Положения, как основания к увольнению с военной службы военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям. Признание военнослужащего ВВК негодным к военной службе по имеющейся ВУС имеет другую юридическую природу, нежели проведение организационно-штатных мероприятий. Правильнее было бы включение этого абзаца в подпункт, регламентирующий увольнение с военной службы военнослужащих в связи с ограниченной годностью их к военной службе.
Кроме того, пункт 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы[40] оговаривает основания для досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, которые не требуют согласия этого военнослужащего. При этом, слова: «военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен…» подразумевают альтернативность предстоящего решения об увольнении военнослужащего с военной службы, право принятия этого решения Федеральным законом предоставляется федерального органу исполнительной власти, в котором этот военнослужащий проходит военную службу. Поэтому закрепление вышеуказанной нормой Положения обязательного согласия военнослужащего, негодного к военной службе по имеющейся ВУС, на предстоящее назначение противоречит смыслу пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Следовательно, такое увольнение с военной службы не допустимо. В Положение необходимо внести соответствующее изменение, возможно путем помещения абзаца 5 подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения в подпункт, регламентирующий увольнение с военной службы военнослужащих в связи с ограниченной годностью их к военной службе[41].
К сожалению, до сих пор остается не урегулирована в российском военном законодательстве крайне необходимая процедура отстранения военнослужащего от должности. В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» нет даже упоминания об этом, а в пункте 1 статьи 12 Положения о порядке прохождения военной службы возможность отстранения военнослужащего от должности только оговаривается. Между тем процедура отстранения от должности крайне необходима на военной службе, часто на практике возникают ситуации, требующие этого. Как уже говорилось выше, военная служба основывается на принципе единоначалия, приказы командира не обсуждаются, а требуют немедленного выполнения. Деятельность командира, военного специалиста нередко существенно влияет на жизнь сотен людей, применение оружия огромной разрушительной силы, сохранность значительных ценностей, иногда даже являющихся достоянием нации. Но любой командир, военнослужащий — прежде всего человек, с присущими ему достоинствами и недостатками, болезнями и т.д. Поэтому статьей 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации была предусмотрена возможность в крайних, не терпящих отлагательства случаях отстранять военнослужащих от должности.
Однако абзацы второй и третий вышеуказанной статьи Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации противоречат друг другу, а абзац второй, кроме того, делает бессмысленным и само существование нормы, закрепленной в статье 50. Так, во втором абзаце статьи 50 Устава говорится о том, что отстранять военнослужащих от должности могут только те командиры (начальники), которым предоставлено право назначения их на должность. О какой срочности решения вопроса отстранения от должности, руководствуясь указанной редакцией статьи 50 Устава, можно вести речь, в не терпящих отлагательства случаях, когда процедура подготовки и реализации, например, решения на отстранение от должности капитана 1 ранга займет несколько месяцев?
Кроме того, военнослужащий, отстраненный от должности, не освобождается от нее, а только прекращает исполнять свои функциональные обязанности. Поэтому на основании вышеизложенного представляется целесообразным дополнить статью 12 Положения о порядке прохождения военной службы пунктом, следующего содержания:
«В не терпящих отлагательства случаях военнослужащие могут быть на срок до четырех месяцев отстранены от должности.
Военнослужащие отстраняются от должностей и допускаются к должностям на основании соответствующих приказов по личному составу, изданных их ближайшими прямыми командирами (начальниками).
Командир (начальник), отстранивший подчиненного от должности, обязан немедленно доложить об этом по команде, подробно изложив причины и обстоятельства, вызвавшие это отстранение, после чего не позднее чем через месяц после отстранения от должности подготовить и подать должностному лицу, которому предоставлено право освобождения от данной должности, предложения, связанные с изменением служебно-должностного положения отстраненного от должности военнослужащего.
На военнослужащего, отстраненного от должности, может быть возложено временное исполнение обязанностей по равной или низшей воинской должности, которую он не занимает.
Военнослужащий, отстраненный от должности, может быть допущен к занимаемой им ранее должности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования получены следующие основные выводы и сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего прохождение военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации:
Военная служба, являясь особым видом федеральной государственной службы, представляет собой деятельность граждан, наделенных законодательством особым статусом, заключающуюся в исполнении ими воинских полномочий в учрежденных государством организациях и органах, от его имени, в целях решения его специфических задач в сфере обороны и безопасности, а также решения иных задач, в том числе, не связанных непосредственно с деятельностью в указанных областях, но имеющих к ней прямое отношение.
Прохождение военной службы по контракту – процесс изменения служебно-правового положения военнослужащего в связи с наступлением определенных юридических фактов с момента поступления этого гражданина на военную службу по контракту и до ее окончания.
Контракт о прохождении военной службы представляет собой административно-правовой договор, заключенный между гражданином Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, с другой стороны, которым закрепляется добровольное поступление этого гражданина на военную службу и устанавливаются на определенный срок взаимные права и обязанности его участников в сфере обороны и безопасности государства.
Под воинской должностью, следует понимать учрежденную в установленном порядке первичную структурную единицу в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, созданную для обеспечения выполнения задач и функций этой организации, органа, отражающую содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.
Под аттестацией военнослужащего в Вооруженных Силах Российской Федерации следует понимать деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках законодательно установленной процедуры в целях определения уровня профессиональной подготовки военнослужащего, выявления степени его соответствия занимаемой воинской должности, а также решения вопроса о присвоении ему квалификации производит государственную проверку деловой квалификации военнослужащего, оценивая его деловые, личные и нравственные качества, процесс и итоги его служебной деятельности, результатами которой становится оценка аттестуемого и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению как его деятельности, так и всего аппарата федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу.
Как следует из сделанных мной ранее выводов, — полный отказ от военной службы по призыву не решит всех проблем вооруженных сил и не обоснован, ввиду трудностей с комплектованием военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, из-за сложностей экономического и социального характера, низкого престижа среди современной молодежи воинского труда.
На мой взгляд, необходимо нормативное закрепление военной службы военнослужащих (особенно офицеров) Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе, на кадровой основе (постоянной, в кадрах), чем значительно повысится профессионализм военнослужащих, сократятся расходы на их подготовку, улучшатся социально-бытовые и материальные условия жизни военнослужащих. Это обусловлено тем, что наиболее приемлемым и оптимальным на современном этапе, по мнению автора, с учетом зарубежного опыта, остается смешанный способ комплектования вооруженных сил — в кадрах, по контракту и по призыву. При этом основным должен стать способ комплектования – в кадрах, а призыв и заключение краткосрочных контрактов будут устранять имеемый некомплект кадровых военнослужащих, сделают систему комплектования более гибкой и мобильной. Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на указанную систему комплектования, при нормативном закреплении права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой, полноценно обеспечит эффективное выполнение задач обороны и безопасности государства.
В Вооруженных Силах Российской Федерации необходимо предусмотреть установление испытательного срока для военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту, с правом этих военнослужащих до истечения указанного срока расторгать без правовых последствий такой контракт, а также с правом Министерства обороны РФ до истечения этого срока расторгать контракт с военнослужащими, не отвечающими либо переставшими отвечать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Для повышения качественного состояния Вооруженных Сил, профессионализма военнослужащих, престижа военной службы по контракту необходимо внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, направленные на предоставление права командирам (начальникам) не заключать новые контракты с военнослужащими, не отвечающими требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, увольнять с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не соответствующих (переставших соответствовать) установленным требованиям. Содержание на военной службе неквалифицированного военнослужащего – наносит ущерб обороноспособности государства и экономически нецелесообразно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс РФ. СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Закон СССР 18 сентября 1925 г. «Об обязательной военной службе».
4. Закон СССР 1939 года «О всеобщей воинской обязанности».
5. Закон СССР от 12 октября 1967 г. № 1950 – VII«О всеобщей воинской обязанности».
6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности». Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 769.
7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». СЗ РФ. — 1995. — № 15. — Ст. 1269.
8. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».СЗ РФ. — 1995. — № 26. — Ст. 2401.
9. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».СЗ РФ. — 1995. — № 31. — Ст. 2990.
10. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
11. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
12. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».СЗ РФ. — 1998. — № 22. — Ст. 2331.
13. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ. Утвержден Указом Президента РФ 14 декабря 1993 г. № 2140. — М.: Воениздат, 1994. — 526 с.
14. Указ Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим». СЗ РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1963.
15. Положениео проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 604. СЗ РФ. — 1996. — № 18. — Ст. 2115.
16. Указ Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации». СЗ РФ. — 1998. — № 46. — Ст. 5652.
17. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237. СЗ РФ. — 1999. — № 38. — Ст. 4534.
18. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).СЗ РФ. — 2000. — № 2. — Ст. 170.
19. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706.СЗ РФ. — 2000. — № 17. — Ст. 1852.
20. Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. № 240 (приказ МО СССР 1985 года № 100). Официально не публиковался.
21. Временное положение о порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил РФ. Приказ МО РФ от 13 августа 1993 г. № 404. Официально не публиковался.
22. Временный порядок заключения контрактов о прохождении военной службы и увольнения с военной службы офицеров, прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил Российской Федерации.Приказ МО РФ от 6 февраля 1998 г. N 67. БНА федер. орг. исп. власти. — 1998. — № 7.
23. Временный порядокзаключения контрактов о прохождении военной службы гражданами Российской Федерации, военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации с Министерством обороны Российской Федерации, назначения военнослужащих на воинские должности и освобождения их от воинских должностей, присвоения воинских званий и увольнения военнослужащих с военной службы. Приказ Министра обороны РФ от 11 марта 1999 г. № 99. Российская газета от 10 июня 1999 г.
24. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 048 «О состоянии правопорядка и воинской дисциплины в ВС Российской Федерации в январе – июне 2000 г. и мерах по их поддержанию во втором полугодии 2000 г.»
25. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. № 576 «О контракте о прохождении военной службы»/ Российская газета от 4 февраля 2000 г.
26. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под общ. ред. Стрекозова В.Г. — М.: «За права военнослужащих»
Научная и учебная литература:
1. Алексин Д.В. Контракт о прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. — 1999. — № 1.
2. Бахрах Д.Н.Государственная служба: теория и организация. — Ростов-на-Дону, 1998.
3. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. — М., 1993. — С.112.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. — М., 1998. — С. 121-122;
5. Вахидов А.Т. Организационно-правовые основы поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: автореферат дис. КЮН. — М., 1996.
6. Денисов С.А. О порядке заключения договора. Актуальные проблемы гражданского права. — М., 1998.
7. Жданов А.А. О понятии советской государственной службы // Правоведение. 1962. №4.
8. Кудашкин А.В. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе».
9. Кудашкин А.В. Контракт о прохождении военной службы. Правовая природа, содержание и виды.
10. Кудашкин А.В. Военная служба: повинность, священный долг или работа // Государственная служба. — М., 1999. № 3.
11. Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. — 2000. — №3.
12. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий Федерального закона «О статусе военнослужащих» / Под общ. ред. Стрекозова В.Г. — М.: Спарк, 1998.
13. Кузнецов Н.И., Старов Б.Ф. Военная администрация. — М., 1998.
14. Калинин А.Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (монография)/ М.: 2002
15. Кужилин В.В. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса Вооруженных сил // Зарубежное военное обозрение. – 2001. — № 2.
16. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование.
17. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. — М., 1999.
18. Терешкович С.В. Заключение контракта о прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. — 1998. — № 8.
19. Фатеев К.В. Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис. КЮН. — М., 2000.
20. Гражданское право. Учебник под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. — М., 1998.
21. Гражданское право. Учебник под ред. Суханова Е.А. — М., 1998. — С.294.
--PAGE_BREAK--