Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Право в системе социальных норм 4

--PAGE_BREAK--А) референдум как способ принятия нормативно-правовых актов
 

Процедура проведения референдума предусматривает существо­вание таких групп важнейших однородных правил, которые закрепля­ют и регулируют отношения, возникающие по поводу возбуждения вопроса о проведении референдума, по поводу определения предмета референдума, установления порядка его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референдуме некоторых стран особоподчеркивается, что они и закрепленная в них процедура проведения все­народных опросов прямо соотносятся с механизмом проведения обыч­ных выборов в этих странах.

Так, в законе Испании «О регулировании различных видов рефе­рендума» от 18 января 1980 года прямо указывается на то, что «проце­дура референдума подчинена общим принципам избирательного права в той степени, в какой они к нейприменимы и не противоречат настоя­щему Закону».

Решая вопрос об инициативе проведения референдума в Испании, данный закон исходит, во-первых, из того, что «разрешение на прове­дение народных опросов в форме референдума в любом из его видов входит в исключительную компетенцию государства». А во-вторых, — что разрешение на их проведение дается только правительством по предложению его председателя, за исключением случаев, когда это право по конституции сохраняется за нижней палатой парламента стра­ны — Конгрессом депутатов. Назначается референдум королем посред­ством издания специального декрета, одобренного Советом Министров и скрепленного подписью его председателя.

 В других странах, как, например, в Италии, инициатива прове­дения референдумов может исходить как от государства влице его представительных органов, так и от избирательного корпуса. Для этого требуютсяне менее 500 тыс. подписей избирателей. Референдум назна­чается декретом Президента Республики по решению правительства — СоветаМинистров. Дата проведения референдума, в соответствии с законом, устанавливается «на любое воскресенье в период от 50 до 70 дней после издания декрета о его назначении».

Предметом референдума могут практически быть любые вопросы, требующие, однако, лишь однозначного ответа. Определение предмета референдума является ключевым звеном во всеммеханизме прове­дения референдума.Это не только и даже не столько процедурный, сколько основной, принципиально важный вопрос, касающийся всена­родного опроса. В силу своей значимости он закрепляется, как правило, одновременно и в текущем, и в конституционном законодательстве.

Большое значение в процедурном и фактическом плане имеет так­же законодательное закреплениесамого порядка проведения всенарод­ных опросов. Имеется в виду не только закрепление системы органов, непосредственно связанных с организацией и проведением референду­мов, их компетенцией и субординацией, но и с законодательным решением вопросов, касающихся места, времени, условий проведения референдумов, порядка голосования и др.

В законе «О регулировании различных видов референдума» в Ис­паниипредусматриваются, например, даже такиетехнические подроб­ности голосования, как осуществление его путем подачи бюллетеней, «вложенных в конверт, соответствующий официальной форме»; как обязательность содержания в бюллетенях «в отпечатанном виде текстов опроса»; как требования к голосующим вносить в бюллетень только два слова «да» или «нет»или оставлять бюллетень незаполненным. Здесь же предусматривается порядок аннулирования бюллетеней, которые не  соответствуют официальной формеили же в которых нечетковыражено решение голосующего, допущены помарки, подтирки, исправления, вставлены знаки или слова между строк, не относящиеся к опросу.

Исключительно важное значение имеет заключительный этап про­цедуры организациии проведения референдумов -подведение итогов и обнародование результатов всенародного голосования.

Организационно-технически данный этап в каждой стране имеет свои особенности. По существу жеон везде сводится к одному и тому же, а именно -к обеспечению правильности подсчета голосов «за» и «против», поданных в процессепроведения референдума, и доведения до сведения населения результатов референдума. Обнародованию под­лежат только те сведения — результаты всенародного опроса, которые признаны в установленном порядке соответствующими действитель­ности и в силу этого являются официальными.

Четко выработанная и законодательно закрепленная процедура проведения референдума создает необходимые предпосылки для наибо­лее полного выявления мнения избирателей по рассматриваемому про­екту законаили иному вопросу, способствует при этом соблюдению законностии конституционности.

Аналогичную роль играеттакже законодательная процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем — государственными органами. В первую очередьэто касается процедурыпринятия законов.

В отечественной и зарубежной юридической литературе обычно выделяютчетыре основных стадии законотворческогопроцесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и его обнародование. Каждая из них обладает своей относительной самостоятельностью и имеет свою специфику, свой ста­тус. Вместе же они образуют единый, монолитный законотворческийпроцесс, отражающий и закрепляющийлогику прохождения проекта закона, с момента его зарождения и кончая его принятием и обнародо­ванием.

Отмечая данное обстоятельства, известный русский ученый проф. Трубецкой Е.Н. писал еще в начале XX веха о том, что все четыре стадии, через которые «каждый закон долженпройти», имеютместо во всех государствах, «независимо от того, какое где существует государ­ственное устройство и форма правления». Ибо для возникновения зако­нанужно, чтобы кто-нибудь указал нажизненную потребность, кото­рая вызывает тотили иной законопроект. Далее, прежде чем принять закон, необходимо подвергнуть еговсестороннему обсуждению в «зако­нодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать зако­ны». Чтобы закон получил обязательную силу, «он должен быть утвержден верховной властью». Наконец, для того, чтобы он действовал, необходимо обнародовать его, довести его до сведения всех граждан.

Весь вопрос заключается в том, справедливо подмечал автор, кто, какие лица или учреждения играют деятельную роль на каждой из этих четырех стадий? Кому принадлежит право законодательной инициативы и право обсуждения проекта закона? Какие лица или уч­реждения обладают правом утверждения закона и обнародования его? Данные и иные или подобные вопросы «не допускают общего решения», ибо в каждой стране, в зависимости от формы правления и формы государственного устройства, особенностей политических и правовых традиций, политического режима они решаются по-разному.

Рассмотрим каждую из стадий законотворческогопроцесса в отдельности.

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--Б) законодательная инициатива –  первая стадия законотворческого процесса
 

Обратимся вначале к первой стадии законотворческого процесса — законодательной инициативе. Она представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законодательное учреждение (Парламент,Конгресс, Национальное собрание, Сейм и т.п.) в соответствии с действующим законодательст­вом и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко, путем включения в него не только права на внесение в законодательные органы готовых законо­проектов, но и — предложений об издании, изменении или отмене действующих законов.

В дореволюционной юридической литературе России законода­тельная инициатива, именовавшаяся иногда «законодательным почином», безоговорочно включала в себя самый широкий спектр действий и предложений, направленный на изменение и обновление законодательства. Речь, разумеется, не шла о любых заявлениях и предложениях, высказанных устно или письменнов печати относитель­но необходимости совершенствования законодательства. Когда мы встречаем в газетах, писал в связи с этим князь Е.Н.Трубецкой, заяв­ления о необходимости расширить свободу печати или, наоборот, тре­бования обуздать произвол печати, то такие заявления не имеют зна­чения законодательной инициативы. Если же составляется докладная записка и в установленном порядке передается законодательной власти, то в таком случае мы имеем дело с официальным обращением к законодателю, которое и носит название законодательной инициативы. Под законодательной инициативой разумеется, делал вывод исследова­тель, «или заявление самого законодателя или чье-либо официальное заявление, обращенное к законодателю, о необходимости издания но­вого закона или отмены старого».

В современной российской и зарубежной литературе также прос­матривается тенденция на использование более расширенного пред­ставления о законодательной инициативе. В учебниках и научных исследованиях совершенно справедливо указывается на то, что законо­дательную инициативу «нельзя понимать узко, только как внесение законопроектов». Она предполагает также право на внесение в законо­дательные органы «вопросов любого значения, требующих в последую­щем правового оформления».

Законодательная инициатива, таким образом, — это право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа.

Право законодательной инициативы не является всеобщим, принадлежащим всем без исключения субъектам — гражданам, государственным органам или общественно-политическим организациям. Это особое, строго ограниченное конституционное право. Каждое госу­дарство, в зависимости от его природы и назначения, решает по-своему вопрос о субъектах права законодательной инициативы.

Известный русский ученый, юрист Н. М. Коркунов, касаясь этого вопроса, писал в конце XIX в. о том, что законодательная инициатива «может быть организована по четырем различным типам». Право зако­нодательной инициативы может быть предоставлено:

1) только правительству, «как это было, например, во Франции в эпоху второй империи»; 2) только парламенту, «как это практикуется теперь в Северо-Американских Штатах»;

3) правительству и парламенту совместно, «как это установлено в большинстве конституционных государств» и, наконец,

4) кроме правительства и парламента еще непосредственно наро­ду, «примером чего служит Швейцария».

Подобная практика предоставления права законодательной инициативы представительным органам, правительству и «непосредст­венно народу» сохраняет свою актуальность и поныне. С той, однако, разницей, что в ряде государств, например, в России расширился круг субъектов права законодательной инициативы за счет представления его не только законодательным и исполнительным, но и другим государ­ственным органам. Согласно ст. 104 Конституции России право законо­дательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Феде­рации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Вы­сшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам, их ведения.

В большем числе государств, чем это было раньше, право законо­дательной инициативы предоставляется непосредственно народу. Согласно, например, ст. 71 Конституции Италии «народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей постатейно составленного законопроек­та». Одновременно это право принадлежит правительству, членам палат парламента и «тем органам и институтам, которые будут наделе­ны ею конституционным законом».

В) обсуждение законопроекта – вторая стадия законотворческого процесса

 

Следующей стадией законотворческогопроцесса является обсуж­дение внесенного в порядке законодательной инициативы или же поз­днее разработанногозаконопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное, неофициальное и официальное обсуждение.

Предварительное обсуждение производится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, пред­ставителей соответствующих государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в самых различных формах, включая, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», дачу эксперт­ных заключений, проведение теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым   законопроектам,   подготовка   соответствующих публикаций в газетах и журналах и др.

На стадии предварительного обсуждения законопроекта он может быть направлен ответственным комитетом в государственные органы, научные и общественные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы.

Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях – на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью специальных положений и регламентов.

В некоторых из них, как, например, в Регламенте Палаты депута­тов (от 18 февраля 1971 года) итальянского парламента особо уста­навливается как порядок обсуждения «общих направлений проекта за­кона», так и порядок его постатейного рассмотрения. При этом в процессе обсуждения общих направлений представленного законопро­екта в строго обязательном порядке предусматривается выступления всех сторон — «докладчиков большинства и докладчиков меньшинства», а также выступление представителя правительства.

. Согласно Регламенту Государственной Думы России, представлен­ные законопроекты обсуждаются в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения. Принимаются во внимание предлагаемые поп­равки. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми предложениями об его изменении и дополнении в соответствующий парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение.

На комитет возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанныхзамечаний и предложений и представления его на Государственную Думу для второго чтения. На данном этапе идет весь­ма детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вме­сте с внесенными в первоначальный его текст изменениями и допол­нениями.

Во время третьегочтения — этого завершающего этапа процесса обсуждения не разрешается уже вноситькаких бы то ни было поправок и предложений в законопроект. Речь при этом идет о его одобрении или неодобрении.

Дальнейшее прохождение проекта закона, включая его обсуж­дение, регулируется Регламентом Совета Федерации — верхней пала­ты Парламента России, в которую он должен быть передан в течение пяти дней после принятия данного законопроекта в нижней палате — Государственной Думе.

Согласно Конституции РФ, Совет Федерации может некоторые законы вообще не обсуждать и не рассматривать. Нерассмотрение зако­на, поступившего из Государственной Думы, Советом Федерации озна­чает согласие с его принятием. Однако это не касается федеральных конституционных законов, а также федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Для того, чтобы стать законами, они должны быть обсуждены и приняты не только в Госдуме, но и в Совете Федерации.

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--Г) принятие и утверждение закона –
третья стадия законотворческого процесса

 

Важной стадией законотворческогопроцесса является принятие и утверждение закона. В юридической литературе иногда данную стадию рассматривают как две относительно самостоятельных стадии. Первая из них связана с принятием, вторая — с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе госу­дарства. В то время как его утверждение (подписание) осуществляется главой государства. В Древней Греции, где народ управлял сам собой, писал по этому поводу Е.Н. Трубецкой, право принятия и утверждения законопроектов принадлежало непосредственно народу. «В современ­ных республиках право утверждения принадлежит президентам, а в монархии — государям».

Каким образом происходит принятие законопроектов в разных странах? Какова его процедура? Самая различная. Согласно, например, Регламенту Палаты депутатов Парламента Италии, принятие законопроекта может осуществляться голосованием как по нему в целом, так и по его отдельным частям. Аналогично решается вопрос в в отношении отдельных статей проекта закона, к которым предлагаются поправки. Голосование может проводиться как по статье в целом, так и отдельно по каждой из предложенных поправок.

В соответствии с Регламентом, если внесена одна поправка, «кото­рая имеет целью отмену данного положения», на голосование ставится текст всего положения. Если же внесены несколько поправок к одной и той же статье или положению, то на голосование ставятся поправки поочередно, «начиная с тех, которые наиболее отличаются от основно­го текста».

Существуют различия в процедуре принятия законов и в зависимости отих видов. Так, для принятия обычного закона, по обще­му правилу, требуется абсолютное число голосов, тогда как для принятия конституционного закона необходимо квалифицированное большинство голосов. Например, согласно Конституции России, феде­ральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации ине менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной (ч. 2 ст. 108  Конституции РФ).

Утверждение(подписание) принятогозакона главой государства является весьма важным актом во многих отношениях и прежде всего в плане поддержания баланса между законодательной ветвью власти и исполнительной. Одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной выступает вето главы государства, одновременно являющегося гла­вой исполнительной власти, налагаемоеим на принимаемые законода­тельным органом акты. Суть его заключается в отказе главы государст­ва ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

В соответствии, например, с Конституцией США «всякое постанов­ление, резолюция или решение, для которых необходимо согласие Се­ната и Палаты представителей (за исключением решения об отсрочке заседаний), представляется Президенту для подписания «и только после его одобрения вступает в силу». В случаеже неодобрения «они должны быть снова утверждены двумя третями голосов Сената и Пала­ты представителей в соответствии с теми правилами и условиями, ко­торые установлены в отношении биллей».

Российская Конституция предусматривает, что принятый феде­ральный закон направляется в течение пяти дней Президенту для подписания. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления этого закона не подписывает его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают этот закон. Данный акт подлежит обязательному подписанию Президентом в течение семи дней, если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.

 
Д) обнародование принятого закона –
заключительная стадия законотворческого процесса

 

Заключительной стадией законотворческогопроцесса является обнародование принятогозакона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о принятии и содер­жании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней — официальное и неофициальное. Осуществляется оно чаще всего в виде опубликования.

Официальное обнародование заключается в доведении текста за­кона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Обнародование осуществляется отимени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных доку­ментах.

Согласно Конституции России, обнародование принятых и подписанных законов возлагается на Президента страны. В соот­ветствии со статьей 107 п. 2 Конституции РФ он «в течение четырнад­цати дней подписывает федеральный закон и обнародует его». Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Ука­зы и распоряжения Президента, а также постановления и распоря­жения Правительства — в «Собрании актов Президента и Правитель­ства Российской Федерации».

Неофициальное обнародование законов и других нормативно-пра­вовых актов осуществляется в виде сообщения об их издании или изло­женияих содержания в неофициальных печатных изданиях, радио, телевизионных передачах, в научных изданиях.

Тема №4,5  Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Все нормативно-правовые акты действуют в определённых пределах, очередных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих пределов – границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения со держащихся в данных актах общеобязательных норм.

Определяя границы действия нормативно актов во времени, Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с ка кого времени его не следует его применять, чрезвычайно важен в практическом отношении2.

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы.

В одних случаях вступление нормативно правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

Официальными источниками являются – Российская газета, Собрание законодательства РФ. Законы, опубликованные в указанных источниках, вступают в силу через 10 дней, если иное не предусмотрено самим законом (ФЗ от 14.06.94г. № 5ФЗ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания).

Наконец в третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется либо изданных актах для введения их в действие.

Сроки вступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне понятно, ибо сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны. Вполне логичным является предположение, многократно подтверждённое государственно-правовой практикой разных стран, в соответствии с которым начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой важности и сложности закона3.

Для более сложных и более важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть гораздо большим, чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее ёмких и сложных нормативно-правовых актов.

Важное значение имеют не только сроки, но и способы вступления в силу или введение в действие нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории на которую они рассчитаны.

Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие.

Действие закона прекращается :

1. Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте.

Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, напри мер, при введении чрезвычайного положения на определённой террито рии и на определённый срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.

2.   Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.

3.   В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила по ведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменён или изменён.

Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Не признание обратной силы за кона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надёжности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

Исключение из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определённые деяния или же вообще её устранения. В отдельных случаях обратная сила закона признаётся в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границы действия законодательных актов в пространстве, на определённой территории. По общему правилу, в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают, как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной территории.

Под государственной территорией при этом понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определённую её часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

Однако законы, изданные в прядке текущего законодательства мо гут действовать и лишь на строго определённый, ограниченный части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. Таковыми могут быть, например, указы Президента или постановления Правительства России, касающиеся определённых районов или всего Крайнего Севера, и др.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства; и наоборот.

В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых, и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным отношениям.

Важные значения для государственно-правовой теории и практики имеет определения действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснения вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равна, как и возлагая на них определённые конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому чтобы гарантировать соблюдения данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту покровительство за пределами государства.

В том случае, когда гражданин РФ является одновременно гражданином другого государства, то есть имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством современной России, но также и покровительством своего нового государства.

Законодательство России, равно как других стран приравнивается иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам.

Особое положение в России, так же как и в других странах занимают дипломаты, консульские работники и др. сотрудники зарубежных госучреждений, пользующихся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правовом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и, в значительной части, гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомым признавать подобного рода дела неподведомственными.

На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилий, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

Тема №6 Понятие гражданства.

До 1917 года в Российской империи не существовало такого понятия, как гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом.
Законодательство признавало:
· природных подданных, которые, в свою очередь, делились на дворянство (потомственное и личное);
· духовенство (делилось по вероисповеданию);
· городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей;
· инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.
Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия — лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование «гражданин Российской Федерации».
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советом. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая и работая в РСФСР, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня правомочных органов принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бесарабии, Северной Буковины и т. д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по-новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовали в корне иного законодательства о гражданстве.
Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза, волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Из этого определения исходят главные черты, характеризующие гражданство.
Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства, образует демографическую категорию — население, и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства.
Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации установили общие основы отношений гражданства:
1. Гражданство РФ является единым, т. е. граждане России, постоянно проживающие на
территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.
2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и времени его приобретения.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.
4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т. к. ранее законодательство прежних, советских времен, закрепляло такую форму утраты гражданства.
5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного
государства. Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.
6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.
7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством российского государства.
8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть
предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.

Тема №7 Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава II.Приобретение гражданства Российской Федерации
Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) в результате его признания;

б) по рождению;

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство;

д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.
Статья 13. Признание гражданства Российской Федерации
Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
Статья 14. Гражданство детей, родители которых являются гражданами Российской Федерации

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Статья 15. Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации
Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Статья 16. Гражданство детей, родители которых неизвестны

Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. В случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство этого ребенка может измениться согласно настоящему Закону.

Статья 17. Гражданство детей, родители которых не состоят в гражданстве Российской Федерации
Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции) Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.
Статья 18. Приобретение гражданства в порядке регистрации

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1; Федерального закона от 06.02.95 N 13-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.96 N 12-П пункт «г» статьи 18 признан не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретения гражданства РФ путем регистрации на лиц, которые:
родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР; и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации
Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более, чем на три месяца. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются:
а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;

в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

д) получение убежища на территории Российской Федерации.

е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению. (пп. е) введен Законом РФ от 17.06.93 N 5206-1)
Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;

в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
Положения части четвертой настоящей статьи распространяются также на лиц, указанных в статье 18 и части третьей статьи 20 настоящего Закона.
Статья 20. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:
а) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

б) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.
Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции) Лицу, ранее состоявшему в гражданстве Российской Федерации и на которое не распространяется действие частей первой и второй настоящей статьи, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по его ходатайству.
Статья 21. Выбор гражданства при изменении границы Российской Федерации

При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Прекращение гражданства Российской Федерации
Статья 22. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства;

б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
Статья 23. Выход из гражданства Российской Федерации
Выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:
а) по ходатайству гражданина в порядке, установленном настоящим Законом;

б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке — при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1) (см. текст в предыдущей редакции)
Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:
а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Статья 24. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации
Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного в части первой настоящей статьи, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.
Тема №8 Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами граждан.

«Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» //  Конституция Российской Федерации. – Ст. 32

 

 Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1144 от 2 сентября 2007 года «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы депутатов Государственной  Думы назначены на 2 декабря 2007 года.

«Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  (Принцип прямого избирательного права означает, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично участвует в выборах, т.е. путем непосредственного волеизъявления определяет представителя своих интересов в Государственной Думе) Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению».  // О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации (федеральный закон №  51-ФЗ от 18.05.2005 г.)

В статье 1.  Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации» говорится о том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу. В Федеральный избирательный округ, входит вся территория Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

 

Избирательные  права граждан Российской Федерации

 

Избирательные права граждан РФ закреплены Федеральным законом  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в 5 статье Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания»:

 

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

4.1. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

4.2. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования.

5. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

 

 

Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдуме

 

Эти гарантии отражены в 7 главе Федерального закона  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Информационное обеспечение выборов и референдума подразделено на:

а) информирование избирателей, участников референдума;

б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

И информирование и предвыборная агитация признается информацией, т.е. согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» сведениями о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. И то и другое должно способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдума. Вместе с тем в ст. 45 и 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержатся признаки, позволяющие различать информирование избирателей и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

 

Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

 Объектом информирования являются избиратели, участники референдума, которые должны получить необходимую информацию для того, чтобы осознанно принять участие в выборах, референдуме. Информирование может происходить по всему спектру избирательного или референдумного процесса и включать в себя информирование, в частности, об этапах избирательного процесса, законодательстве, особенностях его применения, а также о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, о предвыборных мероприятиях и т.п.

 

Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку и т.д.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами.

 

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

 

Основные нормативные акты, регулирующие порядок проведения выборов и регламентирующие права граждан Российской Федерации

 

1.                  Российская Федерация. Конституция  (1993). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. Текст // СПС КонсультантПлюс. – 79 Кб.

2.                  Российская Федерация. Законы. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007): [принят Государственной Думой 22 апреля 2005 г.: одобрен Советом Федерации 11 мая 2005 г.] // СПС КонсультантПлюс. – 513 Кб.

3.                  Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007) [принят Государственной Думой 22 мая 2002 г.: одобрен Советом Федерации 29 мая 2002 г.] // СПС КонсультантПлюс. – 571 Кб.

4.                  Российская Федерация. Президент РФ. О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ № 1144 от 2 сентября 2007 г. // СПС КонсультантПлюс. – 1 Кб.

5.                  Российская Федерация. Правительство РФ. О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации из полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ № 589 от 17 сентября 2007 г. // СПС КонсультантПлюс. – 23 Кб.

6.                  Российская Федерация. Центризбирком РФ. О формах ведения организациями, осуществляющими выпуск средств информации, отдельного учета объемов и стоимости бесплатных и платных эфирного времени и печатной площади, предоставленных политическим партиям, зарегистрировавшим Федеральные списки кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва [Электронный ресурс]: постановление Центризбиркома РФ № 4/27-5 от 18 апреля 2007 г. // СПС КонсультантПлюс. – 32 Кб.

7.                  Российская Федерация Центризбирком РФ. О  рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента РФ [Электронный ресурс]: (выписка и протокола заседания Центризбиркома РФ № 20-4-5 от 11 июля 2007 г.) // СПС КонсультантПлюс. – 19 Кб.

8.                  Российская Федерация Центризбирком РФ. О  рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации на судах, находящихся в плавании в день голосования, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента РФ [Электронный ресурс]: (выписка и протокола заседания Центризбиркома РФ № 17-6-5 от 21 июня 2007 г.) // СПС КонсультантПлюс. – 63 Кб.

9.                  Российская Федерация Центризбирком РФ. О  рекомендациях по обеспечению избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента РФ [Электронный ресурс]: (выписка и протокола заседания Центризбиркома РФ № 6-4-5 от 3 мая 2007 г.) // СПС КонсультантПлюс. – 41 Кб.





Составитель: нач. Отдела

правовой информации

Т.И. Стрельцова
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Криминологическая характеристика женской преступности
Реферат Региональная занятость населения
Реферат Статическое электричество
Реферат Экономика Башкортостана
Реферат Звіт маркетингової роботи фірми Каштан
Реферат Кальвинисты во Франции при Людовике XIII и Людовике XIV
Реферат Австралія держава і континет
Реферат Проблемы региональной политики в условиях социально – экономического кризиса, на примере Республики Коми
Реферат Автоматизация бизнес-процессов продажи билетов ООО Зритель
Реферат Внешняя политика России во второй половине XIX века
Реферат Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления уголовно-правовой анализ
Реферат Настройка диаграмм в Excel
Реферат Исследование функций преобразования и метрологоческих характеристик бесконтактых волоконно-оптических датчиков перемещений
Реферат Heroin Essay Research Paper HEROIN
Реферат Reality Of Emotional Abuse Essay Research Paper