Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве пред

--PAGE_BREAK--

Прокуроры должны в статистической отчетности обеспечить достоверность данных о применении задержания в соответствии со ст. 108 УПК. Осуществляя надзор за законностью задержания и содержания арестованных, прокурор следит за тем, чтобы по каждому задержанию был составлен протокол по установленной форме: время, место и основание задержания, объяснение задержанного. Прокурор освобождает задержанного, если усматривает, что он задержан необоснованно или в этом не было процессуальной необходимости.

Задержание подозреваемого предшествует, как правило, избранию в отношении него меры пресечения. Заключение под стражу является наиболее строгой мерой, ограничивающей права обвиняемого. Заключение под стражу допускается при соблюдении условий, предусмотренных ст. 117 УПК.

Эта мера пресечения применяется органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда, воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние, противодействовать исполнению приговора.

Право давать санкцию на заключение под стражу принад лежит Генеральному прокурору, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

При даче санкции прокурор или его заместитель должны строго руководствоваться требованиями ст. 126 УПК и обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях.

Уголовно-процессуальное законодательство установило, что мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать 2 месяцев. Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 2 месяцев во время предварительного расследования может быть продлен до 3 месяцев прокурором города и приравненными к нему прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в двухмесячный срок, при отсутствии оснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до 6 месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в республике, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Беларуси. В этом случае продление содержания под стражей осуществляется заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь на срок до 12 месяцев, Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, — на срок 18 месяцев.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей во время предварительного расследования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения, предусмотренная ст. 116 УПК.

При продлении срока содержания под стражей орган дознания, следователь руководствуются требованиями ч. 5 ст. 127 УПК, выносят мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем за 5 суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении срока более 6 месяцев — за десять суток.

В соответствии с указанным выше приказом Генерального прокурора органы предварительного следствия МВД, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органы дознания возбуждают ходатайства о продлении срока содержания под стражей через управления (отделы) вышестоящих органов, где в обязательном порядке изучаются материалы уголовного дела и в случае необходимости даются письменные указания. При этом постановление следователя, органа дознания подписывается начальником следственного подразделения, начальником органов дознания и надзирающим прокурором.

С целью повышения качества предварительного следствия, недопущения и своевременного устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства, повышения ответственности прокуроров всех звеньев Генеральным прокурором установлен порядок, в соответствии с которым постановление следователя с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев подписываются лично прокурором области, г. Минска и приравненным к ним прокурором с обязательным предварительным обсуждением на оперативных совещаниях с участием следователя, начальником соответствующего отдела УВД, УКГБ, УДФР КГК и надзирающего прокурора, а при продлении срока содержания под стражей на срок свыше 12 месяцев постановление вместе с уголовным делом представляется в Генеральную прокуратуру для обсуждения на оперативном совещании при заместителе Генерального прокурора с участием следователя, заместителя прокурора области, руководителей следственного комитета М ВД, следственного управления КГБ, следственного управления департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Приняв решение об освобождении обвиняемого из-под стражи, прокурору надлежит поставить об этом в известность следователя, избравшего эту меру пресечения.

В соответствии со ст. 143 УПК жалобы лиц, содержащихся под стражей, на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, продление срока содержания под стражей подаются в суд через администрацию места предварительного заключения, а жалобы лиц, содержащихся под домашним арестом, и иных лиц на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста подаются в орган, ведущий уголовный процесс.

Существенной гарантией законности и обоснованности избрания такой меры пресечения, как содержание под стражей, является судебная проверка законности и обоснованности содержания под стражей.

В соответствии с ч. 5 ст. 144 УПК судья вправе вынести постановление об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении из-под стражи, домашнего ареста в случае установления нарушения органом дознания, следователем, прокурором, судом требований ст. 108, 110,114,125,127 УПК или права подозреваемого, обвиняемого на защиту либо несоответствия предъявленного обвинения содержанию постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста.

Предупреждение и устранение судебных ошибок во многом определяются уровнем осуществленного прокурорского надзора за законностью принимаемых судьей постановлений об освобождении обвиняемых из-под стражи.

Прокурору нужно представить по запросу судьи обоснованные материалы, свидетельствующие о законности и обоснованности избрания в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей. Некоторые прокуроры и следователи относятся к представлению таких материалов формально, и нередко предоставленные материалы не убеждают судью в обоснованности принятого следователем и прокурором решения о содержании обвиняемого под стражей. Прокуроры должны принимать обязательное участие в рассмотрении судьей жалобы относительно избранной меры пресечения или продления срока содержания под стражей.

Генеральный прокурор в названном выше приказе требует от прокуроров принципиально и своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления судей об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста, а также об отмене постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования.

Конституция Республики Беларусь (ст. 29) гарантирует гражданам неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Основания и порядок производства обыска установлены УПК. Согласно ст. 208 УПК основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо помещении или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также могут быть обнаружены разыскиваемые лица и трупы. Основания для проведения выемки предусмотрены ст. 209 УПК. Ими являются достаточные данные о наличии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.

В соответствии с ч. 3 ст. 210 УПК в исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть произведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном обыске.

Прокурор обязан проверять не только достаточность оснований для производства обыска, но и условия и причины, в силу которых следователь или лицо, производящее дознание, не получило заранее санкцию прокурора на обыск или на его производство. Имеют место случаи, когда производятся несанкционированные обыски, хотя никаких препятствий к получению санкции прокурора не было. Прокурор проверяет также соблюдение установленного законом порядка производства обыска и его результат.

Приступая к обыску, следователь, дознаватель предлагают добровольно выдать подлежащие изъятию орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия подлежащих изъятию орудий преступления, предметов и ценностей, следователь, дознаватель вправе не проводить дальнейших поисков.

Обыск производится с участием понятых, а в необходимых случаях при выемке и обыске присутствует специалист (ст. 210 УПК).

При проведении выемки следователь, дознаватель обязаны принимать меры для того, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц.

Обнаруженные в ходе обыска, выемки предметы, документы и ценности, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу.

При обыске и выемке должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск или выемка.

Органы дознания и следователи, чаще органы дознания, с тем чтобы произвести большее эмоциональное воздействие на присутствующих, производят обыски глубокой ночью, когда надо поднимать не только взрослых, но и детей, хотя закон позволяет производство обыска в ночное время (с 22 часов до 6 часов) только в случаях, не терпящих отлагательства.

Выемка определенных предметов и документов согласно закону производится следователем самостоятельно по мотивированному постановлению, в котором должно быть указано, какие предметы или документы подлежат изъятию, какое процессуальное значение по делу они имеют, у кого и в каком помещении они находятся, санкция прокурора требуется лишь в тех случаях, когда производится изъятие документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной. Причем это процессуальное действие должно быть согласовано с руководителем соответствующего учреждения.
1.4 Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел
Осуществляя надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел, прокурор должен строго руководствоваться требованиями УПК, соответствующих приказов Генерального прокурора.

Согласно ст. 246 УПК предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих, оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:

1) неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования;

4) временное психическое или иное заболевание обвиняемого, препятствующее его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенное врачом, работающим в государственном медицинском учреждении;

5) невозможность производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;

6) необнаружение безвестно исчезнувшего лица.

О приостановлении предварительного расследования следователь, дознаватель выносит мотивированное постановление, копию которого направляют прокурору.

В случаях неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено место его нахождения, необнаружения безвестно отсутствующего лица предварительное расследование приостанавливается лишь по истечении срока его производства.

Если по уголовному делу привлечены два или несколько обвиняемых, а основания для приостановления предварительного расследования относятся не ко всем обвиняемым, следователь, дознаватель вправе выделить в отдельное производство и приостановить предварительное расследование в отношении отдельных обвиняемых или приостановить производство по всему делу, если по нему не может быть продолжено предварительное расследование без участия всех обвиняемых.

В случаях, когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования, временного психического или иного заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в производстве процессуальных действий, предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания срока предварительного расследования на основании ч. 4 ст. 246 УПК.

Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов об ОРД и за розыском без вести пропавших граждан при раскрытии преступлений и изобличении лиц, их совершивших, органами, осуществляющими эту деятельность, специально уполномоченными прокурорами подробно изложены в предыдущем разделе.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 персональная ответственность за организацию работы по обеспечению законности при расследовании преступлений следователями прокуратуры возложена на руководителей соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров областей, районов, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров, которые обязаны оказывать повседневную помощь следователям органов прокуратуры по расследованию уголовных дел.

Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры должны обеспечивать проверку законности и обоснованности решений о приостановлении или прекращении предварительного расследования, принятых по уголовным делам, и представления информации о результатах проверки.

С целью предупреждения незаконного и необоснованного приостановления предварительного расследования, выполнения требований Генерального прокурора по этим вопросам прокуроры всех уровней должны обеспечивать тщательное изучение материалов уголовно-розыскных Дел о нераскрытых особо тяжких преступлениях.

Работа следователей-криминалистов должна быть сосредоточена на оказании практической помощи следователям прокуратуры в раскрытии преступлений, производстве неотложных следственных действий и других процессуальных действий, применении научно-технических средств, подготовке и назначении экспертиз, анализе нераскрытых убийств и других особо тяжких преступлений.

Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры должны установить контроль за работой нижестоящих прокуроров по обеспечению законности при проведении предварительного следствия и дознания. В месячный срок с момента принятия окончательного решения по делу проверять законность привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу лица, в отношении которого уголовное преследование прекращено органом уголовного преследования или судом по реабилитирующим основаниям либо постановлен оправдательный приговор.

При изучении уголовных дел, предварительное расследование по которым приостановлено или прекращено, прокурор должен обращать внимание:

— на наличие плана расследования, все ли версии отражены в плане и проверены ли они в ходе предварительного расследования;

— полноту и объективность предварительного расследования;

— качество, полноту осмотра места происшествия, результативность осмотра;

— приняты ли все меры к выяснению, закреплению и изъятию следов преступления, вещественных доказательств, соблюдены ли требования законодательства об их процессуальном оформлении;

— установлены ли очевидцы и свидетели преступления, полноту их допросов, соблюдены ли требования процессуального закона об их допросе;

— соблюдены ли права и обязанности потерпевших (ст. 49—50 УПК);

— участвует ли в деле защитник, соблюдены ли требования закона об обязательном участии защитника (ст. 44—48 УПК) и соблюдены ли требования процессуального оформления участия защитника;

— если по делу имеется гражданский истец, то соблюдены ли его права и обязанности (ст. 52—53 УПК), соблюдены ли требования их процессуального оформления;

— соблюдены ли права и обязанности гражданского ответчика, требования закона об их процессуальном оформлении;

— если в деле участвуют законные представители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, то соблюдены ли требования ст. 56—59 УПК;

— приняты ли следователем, дознавателем все меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

— взаимодействие следователя с органами, ведущими оперативно- розыскную деятельность, давались ли письменные поручения этим органам об установлении лица, совершившего преступление, давались ли письменные указания по этому вопросу следователем;

— приняты ли следователем меры к установлению местонахождения скрывшегося от органов уголовного преследования обвиняемого, давались ли письменные указания, выносились ли постановления органом, ведущим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных действий по установлению места нахождения указанного лица;

— выполнены ли следователем, дознавателем все процессуальные действия, оформлены ли они процессуально, своевременно ли представлены в республиканскую прокуратуру для направления материалов иностранному государству для выдачи скрывающегося в этом государстве обвиняемого;

— своевременно ли назначены и проведены по делу необходимые экспертизы, в том числе и комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы, имеются ли заключения экспертов, правомочность экспертов в проведении таких экспертиз;

— какие следственные действия не выполнены, из-за невозможности производства которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;

— все ли следственные действия по обнаружению безвестно исчезнувшего лица выполнены, участвовали ли в обнаружении такого лица органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, давались ли этим органам письменные указания;

— выполнены ли следователем требования ст. 246—249 УПК о приостановлении и возобновлении предварительного следствия;

— выполнены ли следователем требования ст. 250—254 УПК о прекращении и возобновлении предварительного расследования по уголовному делу;

— при рассмотрении заявлений и жалоб граждан о незаконности приостановления и прекращения предварительного расследования по уголовным делам прокурор должен особое внимание обратить на проверку всех доводов заявителей, выполнены ли они в ходе предварительного расследования, какие следственные действия остались невыполненными, можно ли было принимать решение по делу о приостановлении или прекращении без учета выполнения этих следственных действий, влияют ли они на качество, полноту и объективность расследования.

Прокурор или его заместитель в связи с неполнотой предварительного расследования, допущенными нарушениями УПК в ходе расследования, влекущими отмену принятого следователем, дознавателем решения по делу, вправе отменить постановление следователя, дознавателя о приостановлении предварительного расследования, и вынесенным постановлением возобновить предварительное расследование. Прокурор вправе отменить незаконное постановление следователя, дознавателя о прекращении предварительного расследования.




1.5 Надзор за исполнением законов о возмещении вреда, причиненного преступлением
В соответствии со ст. 36 УПК следователь обязан принимать меры по всестороннему, полному и объективному исследованию уголовного дела, в том числе расследованию обстоятельств причинения преступлением вреда. В ходе предварительного расследования следователь устанавливает, кому и какой вред причинен преступлением: физический, имущественный, моральный; производит необходимые запросы; назначает и проводит соответствующие экспертизы (судебно-медицинскую, товароведческую и др.); осматривает уничтоженное и поврежденное имущество и другие объекты с участием специалистов; устанавливает действительный материальный ущерб, причиненный преступлением потерпевшему лицу; степень тяжести телесных повреждений; имело ли место причинение мучений и страданий потерпевшему, родным и ближайшим родственникам при совершении преступления.

В процессе предварительного расследования обязан исследовать все объективные и фактические обстоятельства причинения физического, имущественного и морального вреда лицу преступными действиями. В соответствии с требованиями ст. 49,52,53 УПК и при наличии оснований признать соответствующих лиц потерпевшими, гражданскими истцами и принять все меры к возмещению причиненного им материального ущерба.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.