Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Право гражданина на защиту от неправильных действий решений и бездействия государственной и муниципальной

--PAGE_BREAK--Право гражданина на защиту от  неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной  администрации Способы защиты прав граждан


Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в  определенные сроки рассматривать и принимать меры  в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

    Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан- необходимое условие становления правового государства.

    Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности;

1.      от преступлений, деликтов  и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;

2.      от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации. 

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных  полномочий являются:

1.      создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных / муниципальных / органов/ суда, прокуратуры, государственных инспекций и др./, важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

2.      существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели / адвокатура, общество защиты прав потребителей /, для которых такая деятельность является важной /профсоюзы/, а также иные / средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.п./

3.      активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;

4.      учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту

Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В  реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам / необходимая оборона, отказ выполнять незаконное распоряжение должностного лица  и т. п./, либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя  их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, выделяет, изымает и повседневно реализует многие властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти/ суды, органы прокуратуры и др./ вместе взятые, а от одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти — это, прежде всего защита от  неправильных деяний государственной и муниципальной  администрации.

В 90-х годах ХХ века в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана  новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – уполномоченные по правам человека РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в Российской Федерации вступила в силу  Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, 'которые утверждают, что явились жертвами нарушений….', вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. ' Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как  были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты… и в течение шести месяцев, считая от даты вынесения национальными органами  окончательного решения по делу ' /ст. 26 Конвенции/ Европейский суд по правам человека 'может принять дело к рассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилий по дружескому урегулированию /ст.48 Конвенции/. В-пятых, ст. 30,31,33,37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов, демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Еще раз отметим, что право граждан на защиту расширено в 90-х годах. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависти не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно  защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным  причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Право граждан на обращения в органы  государства и муниципальных  образований

Такое право закреплено в ст. 33 Конституции РФ; 'Граждане  Российской Федерации  имеют право  обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления'. В этой статье Конституции речь идет о важнейшем элементе демократически организованного  общества  . Обращения граждан к субъектам власти – главное средство реализации, защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают  информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать:

 по содержанию /пенсионные, налоговые и т.д./,

 по авторам /индивидуальные, групповые/,

по форме / устные, письменные/,

по адресатам,

их можно делить на первичные и вторичные и т. д.

12 апреля 1968 года был издан  Указ Президиума Верховного Совета СССР' О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан', который пока действует в России в редакции Указа от 4 марта 1980 года. Как видно из названия, сейчас в РФ различаются три вида обращений,  , предложение  , заявление, жалоба.

Принятый 16 декабря 1997 года Свердловской области  закон « Об обращениях граждан « различает, предложения, заявления, жалобы, ходатайства.

В законе использованы такие понятия:

1.      предложения- обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;

2.      заявления – обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных  Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ и Свердловской области;

3.      жалобы- обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями /бездействием/ и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;

4.      ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

5.      коллективные обращения граждан- обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на  митингах и собраниях.


Право гражданина на административную жалобу


Право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы, Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление  правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.

В гражданско-правовых отношениях, построенных на правовом равенстве, защита прав сторон обеспечивается главным образом  средствами правозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищается главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные общественные организации.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы следует поделить на два типа:

-          административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

-          судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления  правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства.

Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым  принимаются на основе норм УПК, АПК, ГПК. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными /уставными/ судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа  называются жалобами, но иногда и заявлениями / ст. 109 УПК /, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не адресатом, а порядком рассмотрения.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

-          на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

-          по делам частного обвинения;

-          кассационные;

-          надзорные;
Эти жалобы граждан  являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых –акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой  уголовного или гражданского дела.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная жалобы. Порядок рассмотрения первых регулируется Указом  Президиума  Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года в редакции от 4 марта 1980 года « О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, КоАП РСФСР и в некоторых иных актах.

Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может  подать по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Право на общую жалобу не  ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только не законные, но  и нецелесообразные или  аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии  должной четкости, бестактности,  невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок  для нового строительства

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

В Указе говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными  лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, школ и других социально- культурных учреждений.

К кому можно обратиться с жалобой? Ст. 4 закона « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» называет адресатов жалоб. В ней сказано: «Гражданин вправе обратиться с жалобой …либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, должностному лицу, государственному служащему, общественному объединению». Федеральными законами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим  адресатам.   

В принятых за последние годы актах субъектов Федерации дается широкий перечень адресатов жалоб граждан. Так, в Свердловском областном законе от 9 января 1998 года сказано: гражданин вправе обращаться:

-          в палаты  Законодательного Собрания Свердловской области и к их должностным лицам;

-          к Губернатору  Свердловской области, в Правительство Свердловской области, иные органы исполнительной власти Свердловской области и к их  должностным лицам;

-          в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской  области и к их  должностным лицам  местного самоуправления;

-          в органы территориального общественного самоуправления и к их руководителям;

-          в органы управления организаций и к их руководителям;

-          в иные органы и к их должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний — не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие  обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными. Подача общей жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения прав на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы, одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или из другой организации поступает повторное письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно и не проводить.

Но в настоящее время существует ряд вполне оправданных ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу. Она должна быть изложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте  Федерации установлен еще и свой государственный язык, если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года было установлено «Письменное обращение гражданина — должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит».

По поводу содержания и применения этой нормы следует высказать ряд соображений. Во-первых, на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя, либо место его работы, учебы и отсутствует подпись. Признается, что фамилия и имя должны указываться обязательно, адрес и место работы / учебы/ — альтернативно, то есть либо то, либо другое, а наличие подписи не обязательно. Во-вторых, рассматриваемая норма является общей, а поэтому она не изменила специальной.  Например, в ст. 110 УПК РСФСР, сказано: « Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого исходит» и не содержится требование указывать имя, отчество, адрес, место работы или учебы. В-третьих, поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не технический работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать ему внести в обращение необходимые  сведения. В-четвертых, если в ходе проверки установлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т.д., то производство по ней должно быть прекращено. В-пятых, организация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того, как  будет установлено, что она анонимна, вправе потребовать прекращения производства по ней. Отказ дать пояснение совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т. д., не обоснованы. Полезно было бы закрепить правило, что служащие обязаны сохранять в тайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.

 Анализ соотношения специальной и общей жалоб позволяет более четко уяснить смысл ряда положений специальных норм об обжаловании. Так, в ст. 266 КоАП РСФСР говорится: « Постановление районного, городского народного суда / народного судьи/ о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам  об административных правонарушениях не подлежит». Иными словами, установленный КоАП  порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях не распространяется на постановление судей. Значит, специальная жалоба на постановление судьи не допускается, но общая возможна. Сопоставление  общей административной жалобы и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим или от их имени адвокатам (ст. 250, 266 КоАП РСФСР), а общая жалоба — каждым  гражданином. Во- вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной ( ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР ), а для общей жалобы форма не установлена. В- третьих, адресатами специальной административной жалобы выступают вышестоящий орган, круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В- четвертых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок ( десять дней ) со дня вынесения постановления, а для общей сроки не определены. В- пятых, подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания ( ст. 270 КоАП РСФСР ), обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет.

Еще одним примером специальной жалобы может служить жалоба, которая подается в соответствии со ст. 139, 141 Налогового кодекса РФ. На действие, бездействие налогового органа жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Лицо, подавшее жалобу, до  принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на выдачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган / должностное лицо /, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Из приведенных примеров, очевидно, что право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по  существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более короткие сроки рассмотрения специальных жалоб, и действие обжалуемого акта может быть приостановлено. А в целом право на общую административную жалобу и дополняющее его право на специальное обжалование – важнейшее средство защиты прав граждан.

Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для его реализации. Они должны:

 а) разъяснять гражданам такое право;  

б) принимать и устные и письменные жалобы; 

в) работать с ними;

г) информировать о работе с обращениями их авторов;

д) систематически обобщать обращения с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан  руководитель организации несет личную ответственность.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Производство по административным  жалобам граждан


Робота с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе  которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот источник административно- процессуальных норм так и называется: « О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки.

Здесь получают  письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как  будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять « на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Например, в  п. 3 ст. 15 Свердловского областного закона сказано: «Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законодательства, систематическом ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц, подлежат проверке органами государственной власти Свердловской области, как правило, с выездом на места». Проверяющие могут использовать разнообразные, не  запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения /дела/. Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы -–со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

-          О полном удовлетворении;

-          О частичном удовлетворении;

-          Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с  истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)

-          О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на  устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.


Право граждан на судебное обжалование незаконных решений /действий/ органов исполнительной власти и их  должностных лиц. Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц.


Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела  и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он — сторона равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: « Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». Особенность ответственности по ст. 1069 ГК в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.