--PAGE_BREAK--
1.2. Социальные факторы, как субъект правового регулирования
промышленного производства России во второй половине
XIX
начале
XX
веков
Отмена крепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенные изменения в социальную основу жизни населения всей Российской империи.
Социальная структура России на рубеже XIX— XXвеков отражала продолжающийся процесс становления в стране индустриального, буржуазного общества. Многоукладность экономки обуславливала обилие социальных слоев и групп, большое число из которых были лица с временным социальным статусом.
Самым многочисленным классом в общественной структуре станы оставалось крестьянство. В сельской местности неуклонно развивались капиталистические отношения, возникло такое явление, как батрачество, расслоение крестьянства привело к образованию, наряду с помещиками, класса кулаков.
Дворянство, сохранившее свой привилегированный статус, оставалось по-прежнему на положении первого сословия империи. Влияние дворянства распространялось наверховную власть, а также на местное самоуправление, что отражалось на ходе
становления законодательной базы в промышленной сфере 1.
Разрыв между высшими слоями и основной массой населения России
________________________________________________________________
1Три модели (эшелона) мирового капиталистического развития. Капиталистическая эволюция России в конце XIX— начале XXв.[Электронный ресурс]./ http://www.gumfak.ru/his_html/froyan/frol2.shtml.
--PAGE_BREAK--
II
. ОЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX
НАЧАЛА
XX
ВЕКОВ
2.1. Теория промышленного права в трудах российских и зарубежных
ученых второй половины
XIX
века
Фундаментальные изменения во всех сферах государственного устройства Российской империи второй половины XIXвека заложили основу совершенно нового подхода к правовому регулированию промышленного производства.
В разные исторические периоды объем влияния государственных структур на деятельность процессов внутри общества был различен. Со временем государство шло по пути расширения своих полномочий. В изучаемый период правительственной опеке были подвергнуты многие сферы жизни общества, в том числе особое внимание уделялось устанавливающимся отношениям в промышленной сфере.
Наметились две наиболее общие тенденции деятельности
правительственных органов по урегулированию общественных процессов в стране. С одной стороны предпринимались попытки ограничить деятельность правительства рамками охраны безопасности граждан, предполагая, что их благосостояние будет обеспечено свободным соперничеством частных лиц. Однако, небывалое развитие промышленности, торговли и транспортной инфраструктуры сделали очевидной необходимость государственного вмешательства чуть ли не во все отрасли народного хозяйства. Соответственно, деятельность государства была направлена на урегулирование этих сфер, и прежде всего, экономической и производственной. В ходе урегулирования ряда общественных процессов выяснилось, что далеко не все отношения можно упорядочить лишь с принятием новых нормативных актов. Требовался комплексный подход к решению конкретных задач.
Классически определенные направления теории промышленного права рассматривались в двух основных аспектах: в праве вмешательства государства в область труда вообще и в праве вмешательства государства в область мануфактурной промышленности, при этом последняя затрагивала отношения промышленников с другими промышленниками, отношения промышленников к рабочим, отношения промышленников к потребителям, отношения промышленников к обществу.
Рассматривая промышленное право как отдельную и самостоятельную отрасль права, необходимо указать на комплекс однородных общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования данной отрасли. Сформировавшееся уже в 30-40-х годах XX века понятие предмета правового регулирования базировалось на основе поиска критериев деления права на отрасли, а также подчеркивалось значение метода как классификационного признака при построении системы права.
Определяя предмет промышленного права, первоначально необходимо указать, что объектом промышленного права, как вида общественных отношений, имеет место быть совокупность общественных отношений в промышленной сфере. Системный подход к изучению объекта промышленного права позволяет условно выделить в его структуре три элемента: предмет промышленного права, как основной элемент объекта; сбор и систематизацию статистических сведений о промышленном производстве; теорию промышленного права, как основу для формирования политики государства в промышленной сфере.
Предметом промышленного права являлись предприятия и организации, созданные усилиями правительства и частных физических и юридических лиц Российской империи. Применяя системный подход изучению предмета промышленного права рассматриваемого периода, из него условно можно выделить три элемента: регулирование отношений в процессе учреждения и создания промышленных заведений; регулирование функционирования всего производственного цикла предприятий; прекращение деятельности промышленных заведений.
Субъектом правового регулирования промышленного производства являлись органы государственной власти и управления, уполномоченные Императором, осуществлять правовое регулирование всей промышленной сферы.
При регулировании правом различных социальных сфер, каждая отдельная сфера требовала сочетания разнообразных юридических приемов воздействия, при этом целостное сочетание таких приемов указывало на метод правового регулирования. В основе отраслевых методов лежали два основных приема юридического воздействия: централизованное, императивное регулирование, предполагающее использование метода субординации, и диспозитивное регулирование, которое основывалось на методе координации.
Своеобразие отраслевого регулирования определяется сочетанием в нем дозволения, запрещения и обязывания, сочетание дозволения и запретов предполагает общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования с отдельным выделение поощрительного и рекомендательного методов. Способность различать и оценивать типы правового регулирования, применительно к достижению определенного правового результата и конкретной ситуации внутри отрасли, позволит построить сбалансированную отрасль права, исходя из перспективы ее развития на конкретном историческом этапе.
Интуитивное применение законодателем тех или иных методов
правового регулирования во второй половине XIXвека создали основу для формирования и развития промышленной отрасли в дальнейшем. В этот период в Российской империи на законодательном уровне не существовало классификации отраслей права в том виде, в котором она существует в настоящее время. Промышленное право в период его формирования находилось в русле общеадминистративного регулирования, которое постепенно во второй половине XIXначале XXвека выделяется в трудовое право, именуемое в тот период «фабрично-заводским». В то время как собственно промышленное право, регулирующее процесс возникновения, функционирования, трансформации и ликвидации промышленных заведений не выделялось в качестве самостоятельной отрасли права, имеющей собственный объект, предмет, методы правового регулирования, отличные от трудового права.
Поскольку основным элементом промышленного права является промышленное законодательство, именно ему уделяется особое внимание. Предполагается, что понятие «промышленное право», претендующее на самостоятельную отрасль, не тождественно понятию «промышленное законодательство» и является более объемным, нежели «промышленное законодательство». Последнее включается в понятие «промышленное права», является его ключевым элементом, но не единственным.
Промышленная политика государства заключалась в решении одной из своих основных целей: отследить и урегулировать наиболее важные сферы организации промышленных заведений, дать возможность развиваться новым и перспективным производствам, корректируя финансово-налоговую политику и управленческую инфраструктуру. Игнорирование этих направлений, по меньшей мере, привело бы к стагнации промышленного производства и к ослаблению экономики в целом.
В дореволюционной Росси правительство позволяло создавать новые производства частным предпринимателям, и более того, помогало им, субсидируя, защищая их от иностранных конкурентов, создавая льготный налоговый режим 1.
Таким образом, теория промышленного права, затрагивая право вмешательства государства в промышленные отношения, обращает внимание на серьезный аспект данной проблемы — степень ограничения свободы участников таких отношений. С одной стороны система промышленной свободы может привести через состояние анархии к, так называемому, промышленному феодализму, с другой стороны, введение не подвергшихся
________________________________________________________________________________________________
1Фоков А.П.Становление и развитие собственности в России. История государства и права. 2003.- №6.— С.23
серьезному анализу, ограничений нанесет непоправимый вред правам людей и
затормозит развитие 1. Неразрывная связь продуманной промышленной политики с экономическим курсом страны служили залогом процветания Российской империи.
Начиная с 80-х годов XVIIIвека частная горная промышленность производилась на землях казенных, посессионных и владельческих, кроме этого с 1870 года производство золотого промысла разрешалось частным лицам на землях, принадлежащих Кабинету Его Императорского Величества.
Системное изучение объекта промышленного права позволяет сделать вывод о сборе и систематизации статистических сведений в промышленной сфере, как о полноценном элементе объекта промышленного права.
Сбор и систематизация различных статистических данных о промышленности было еще одним направлением государственного вмешательства в промышленность, с помощью которого вырабатывались стратегические направления промышленного развития Российской империи.
Промышленное производство второй половины XIX века было не таким разветвленным, а имущественный оборот не столь сложным, как в современном мире. Однако, именно с начала XIX века стали проявляться тенденции влияния государства в промышленной сфере.
Сферы государственного регулирования промышленности создали
костяк императивных норм в области промышленного законодательства
Российской империи, заложили основополагающие направления всего
промышленного развития страны. Государственное вмешательство в той или иной мере в промышленную сферу Российской империи второй половины XIX начала XX века оказало существенное влияние на формирование объекта правового регулирования промышленного производства России.
________________________________________________________________________________________________
1Погодин А.А. Предприятие как объект управляющего воздействия государства в досоциалистический и социалистический периоды. История государства и права. 2002.- № 3. — С. 28.
--PAGE_BREAK--
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во второй половине XIXначале XXвеков экономические факторы, составляющие объект правового регулирования промышленного производства Российской империи рассматривались как причины интенсивного развития промышленного производства и явились ключевым моментом формирования законодательной базы в промышленной сфере.
Социальные факторы, как субъект правового регулирования промышленного производства России во второй половине XIX начале XX веков, указывали, что социальная структура России на рубеже XIX — XX веков отражала продолжающийся процесс становления в стране индустриального, буржуазного общества. Многоукладность экономки обуславливала обилие социальных слоев и групп, большое число из которых были лица с временным социальным статусом.
В этот период активно формируются индивидуальные субъекты правового регулирования промышленного производства Российской империи.
Формирование коллективных субъектов правового регулирования
промышленного производства выражалось посредством социальной активности населения и не ограничивалась только политической активностью, где помимо попыток создания рабочих организаций с политическим уклоном, существовал и ряд ассоциаций трудящихся (кустарей, приказчиков, рабочих), созданных с целью взаимопомощи. В рассматриваемый период существовало многообразие коллективных субъектов, таких как стачечные фонды, профсоюзы, общества взаимопомощи, фонды взаимного страхования, учреждение особых горнозаводских товариществ, некоторые из которых становились обязательными в определенных отраслях производства.
Во второй половине XIX начале XX веков были сформированы как индивидуальные, так и коллективные субъекты правового регулирования промышленного производства Российской империи, при этом государство являлось главным субъектом промышленного права.
Зарождение промышленного права в рассматриваемый период было обусловлено в том числе и политико-юридическими аспектами, среди них: проводимые Александром II реформы (крестьянская и финансовая), внешнеполитическая ситуация, государственная политика промышленного протекционизма. Крепостническое государство долгое время не уделяло серьезного внимания развитию промышленного производства и рассматривало промышленность в качестве составляющей сельского хозяйства, соответственно, правительство не разрабатывало необходимых программ в этом вопросе. Лишь к середине XIX века государство в силу ряда геополитических
условий осознало необходимость серьезного отношения к промышленному производству.
Исключение составляла горнодобывающая отрасль, процесс правового регулирования которой относится к началу XVIII века. Истоки промышленного права можно искать именно в горной отрасли, которая начала развиваться как промышленная отрасль раньше других.
Общие направления государственного регулирования отношений в промышленной сфере второй половины XIX — начала XX веков явились основой для создания законодательной базы в промышленной сфере.
Отмечаются два наиболее общих направления политики государства в промышленной сфере. С одной стороны предпринимались попытки ограничить деятельность государства рамками охраны безопасности граждан, предполагая, что благосостояние последних будет обеспечено свободным соперничеством частных лиц. Однако, небывалое развитие промышленности, торговли и транспортной инфраструктуры сделали очевидной необходимость государственного вмешательства чуть ли не во все отрасли народного хозяйства. Соответственно, деятельность государства была направлена на урегулирование этих сфер, и, прежде всего, экономической и производственной. В ходе урегулирования ряда общественных процессов выяснилось, что далеко не все отношения можно упорядочить лишь с принятием новых нормативных актов. Требовался комплексный подход к решению конкретных задач.
Правовое регулирование в промышленной сфере затрагивало в
рассматриваемый период истории огромный пласт общественных отношений, требующий серьезного теоретического исследования.
В рассматриваемый период в Российской империи на законодательном уровне не существовало классификации отраслей права в том виде, в котором она существует в настоящее время. Промышленное право в период его формирования находилось в русле общеадминистративного регулирования, которое постепенно во второй половине XIXначале XXвека выделяется в трудовое право, именуемое в тот период «фабрично-заводским». В то время как собственно промышленное право, регулирующее процесс возникновения, функционирования, трансформации и ликвидации промышленных заведений не выделялось в качестве самостоятельной отрасли права, имеющей собственный объект, предмет, методы правового регулирования, отличные от трудового права.
Системное изучение объекта промышленного права позволяет сделать вывод о сборе и систематизации статистических сведений в промышленной сфере, как о полноценном элементе объекта промышленного права. Сбор и систематизация различных статистических данных о промышленности было еще одним направлением государственной деятельности в промышленной сфере, с помощью которого вырабатывались стратегические направления промышленного развития Российской империи.
Теория промышленного права, затрагивая право вмешательства
государства в промышленные отношения, обращает внимание на серьезный аспект данной проблемы — степень ограничения свободы участников таких отношений. С одной стороны система промышленной свободы может привести через состояние анархии к, так называемому, промышленному феодализму, с другой стороны, введение не подвергшихся серьезному анализу, ограничений нанесет непоправимый вред правам людей и затормозит развитие промышленности.
Теория промышленного права включила в себя основные направления внутренней и внешней политики государства, опираясь на теоретически базу, разработанную в этом направлении.
Общая промышленная политика государства, позиция государственных структур в сфере защиты промышленных изобретений, контроль процесса учреждения и функционирования промышленных заведений, формирование конкурентной среды в правовом пространстве Российской империи стали основой промышленной политики государства.
Сферы государственного регулирования промышленности создали костяк императивных норм в области промышленного производства Российской империи, заложили основополагающие направления всего промышленного развития страны. Государственное вмешательство в той или иной мере в промышленную сферу Российской империи второй половины XIX начала XX века оказало существенное влияние на формирование объекта правового регулирования промышленного производства России.
В середине XIX века произошло перераспределение функций ряда государственных структур, в том числе изменились направления деятельности органов, отвечающих за отношения в сфере промышленного производства. Вступление России на путь капиталистического развития требовало усиления деятельности правительственных органов по руководству промышленностью и торговлей. Органы управления промышленностью Российской империи второй половины XIX начала XX веков были сосредоточены, прежде всего, в рамках Министерства Финансов и Министерства Государственных Имуществ. Особое внимание уделено Губернским по фабричным делам Присутствиям, Присутствиям по горнозаводским делам, образованию и преобразованию института Фабричной Инспекции.
При всем разнообразии государственных структур по управлению и контролю промышленной сферой, их можно было условно разделить на структуры общегосударственного уровня и местные органы. Функции данных структур делились по объему полномочий относительно казенных предприятий, где кроме стандартных функций контроля и надзора за промышленными заведениями, к ним относились и функции управления казенными
--PAGE_BREAK--