--PAGE_BREAK--· исключительность, т.е. не допускающая возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта, следовательно, исключающая вторичное наказание лица судом.
Итак, судебная власть в нашей стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст.118 Конституции РФ). Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти, вместе с тем они определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями. Однако судебная власть не сводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряд других, которые также имеют большое значение. В числе других полномочий судебной власти высокую социальную значимость имеет осуществление судом конституционного контроля. В соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом”1. Таким образом, судом осуществляются полномочия по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Порядок реализации данной нормы Конституции РФ регламентирован в ч.3 ст.5 федерального конституционного Закона “О судебной системе” от 31.12.96г. N 1-ФКЗ — “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.”. Кроме того, можно отметить также следующие полномочия:
· обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;
· разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики;
· направление запросов в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
· участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества. Реализация этих полномочий тесно связана с правосудием и содействует его осуществлению.
Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Специфическое положение суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Их основная цель – обеспечение обоснованного, законного и справедливого решения. В настоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства.
Следует отметить, что указанные виды процедур (судопроизводства) применяются различными судами, действующими в единой судебной системе.
Судебная система правосудия – третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом – важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.
Судебная власть, является одной из ветвей государственной власти. В соответствии со ст.10 Конституцией РФ принятой 12.12.93г. “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”1.
Данная норма Конституции РФ закрепила важнейший принцип разделения властей, который в свою очередь является одним из главных признаков организации и деятельности правового государства. Этот принцип, который в разных своих формах рассматривался, как оптимальное разрешение проблемы устройства государственной власти и ее органов еще известными просветителями прошлых столетий, в современной трактовке означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом – вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. В ходе осуществления данных своих функций суд, как орган государственной власти вправе влиять на содержание деятельности законодательных и исполнительных органов и признать закон неконституционным (несмотря на то, что акты, принимаемые законодательными органами обязательны для исполнения всеми, в том числе судами), а решение исполнительного органа незаконным.
Таким образом, реализуется взаимодействие между ветвями государственной власти, выражающееся в дополнении и уравновешивании друг друга.
Невозможно было бы говорить об органах судебной власти, как о полноправных и независимых, в ходе осуществления ими основных функций – правосудия или конституционного контроля, при отсутствии такого важного полномочия, как обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений. Таким образом органы осуществляющие судебную власть наделяются средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений. В соответствии с ч.6 ст.1 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”: «Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность”.
2. Система таможенных органов, основные функции, цели и задачи таможенной политики и правоохранительной деятельности
Таможенные органы – одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ. Таможенные органы являются частью правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возлагается таможенное дело, под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, параметры свободных экономических зон и свободных складов.
Вместе с тем таможенные органы Российской Федерации обеспечивают законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, организаций, государства и общества. В случаях нарушения таможенных правил и налогового законодательства, контрабанды применяют государственное принуждение, привлекают нарушителей к административной и уголовной ответственности.
Как видим, деятельность таможенных органов преследует, как правоохранительные, так и экономические цели.
Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды.
Экономические – на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, стимулирование отечественной экономики, защиту интересов национальных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов. Организация и деятельность таможенных органов определяется Таможенным кодексом РФ, а также другими законами и международными договорами. Если международным договором РФ установлены иные правила, нежели предусмотренные российским таможенным законодательством, применяются правила международного договора.
В задачи таможенных органов входит участие в разработке таможенной политики России и реализация этой политики, организация и совершенствование таможенного дела, обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ, обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное дело является исключительной монополией государства, которое обеспечивается:
* Единой таможенной политикой государства;
* Единством таможенной территории и таможенной границы;
* Единой системой таможенных органов государства и общей регламентацией их деятельности.
Правовая основа деятельности таможенных органов, их организация определяется Таможенным кодексом РФ, а также другими законами, в частности, Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ», Закон РФ «О таможенном тарифе», подзаконными актами и международными договорами. В тех случаях, когда международным договором РФ установлены иные правила, нежели предусмотренные российским таможенным законодательством, то в соответствии с Конституцией Российской Федерации применяются правила международного договора.
На основании вышеизложенного можно сказать, что задачами таможенных органов являются: участие в разработке таможенной политики России; реализация этой политики; организация и совершенствование таможенного дела; обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ; защита экономических интересов РФ; обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Таможенные органы составляют единую централизованную систему, в которую входят:
* Государственный таможенный комитет РФ;
* региональные таможенные управления РФ;
* таможни;
* таможенные посты.
В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, подведомственные Государственному таможенному комитету РФ.
Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет, которым руководит Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители Председателя назначаются на должность Правительством РФ. При Председателе образована коллегия в качестве совещательного органа, рассматривающая важнейшие вопросы таможенного дела. В ее состав входят, помимо Председателя и его заместителей, другие руководящие работники таможенных органов. При Государственном таможенном комитете действует также Консультативный совет по таможенной политике.
Государственный таможенный комитет осуществляет руководство нижестоящими таможенными органами. Структурно он состоит из управлений и отделов, каждый из которых осуществляет деятельность в каком-либо одном направлении. В его состав входят такие подразделения, как Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Правовое управление, Таможенное управление, Управление федеральных таможенных доходов, Управление таможенной статистики и анализа, Отдел валютного контроля, Отдел собственной безопасности. Относительно недавно в Государственном таможенном комитете создан Оперативный центр, осуществляющий организацию оперативной деятельности по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. Государственный таможенный комитет РФ осуществляет организационные и контрольные функции, определяет структуру таможенной системы, реорганизует и ликвидирует таможенные управления, таможни, определяет их правовой статус.
ГТК России – центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ (ст.7 ТК РФ). Он возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов. Как федеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства всей системы возглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях, предусмотренных ТК РФ, а также иными актами законодательства, ГТК России издаёт в пределах своей компетенции акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например, когда должностные лица ГТК России проводят дознание по факту контрабанды).
Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и обязанности, структура определяются в ТК РФ и Положении о ГТК РФ, утверждённом Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г., а также другими нормативными актами.
ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственной таможенной политики РФ. Основные его задачи сформулированы в ст. 2 ТК РФ, ст. 4 Положения о ГТК РФ и других нормативных правовых актах.
Основными задачами ГТК России являются: участие в разработке таможенной политики РФ; обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ; организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях; организация и совершенствование таможенного дела в РФ; обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТК России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции и полномочия в общей форме определены в ст. 11 ТК РФ; непосредственно в ст. 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК России. Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах, регулирующих деятельность таможенных органов.
Региональные таможенные управления создаются для осуществления организации таможенного дела, руководства таможнями и таможенными постами на определенной территории, не совпадающей с административно-территориальным делением РФ. Они осуществляют финансирование подчиненных таможенных органов, взаимодействие с органами местного самоуправления, другими правоохранительными органами, коммерческими структурами. В настоящее время создано 10 региональных таможенных управлений: Севера-Западное, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Восточно-Сибирское, Поволжское, Уральское, Московское, Западно-Сибирское, Дагестанское и Татарское.
продолжение
--PAGE_BREAK--