Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Правовой статус судьи в современном мире

--PAGE_BREAK--

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Возникновение этого института связано с существованием серьезных ограничений свободы выражения мнений и убеждений, выбора рода деятельности и места работы, продиктованных необходимостью обеспечить независимость судебной власти и ее носителей. В период, в течение которого полномочия судьи приостановлены, он не вправе осуществлять правосудие как в узком (непосредственное рассмотрение дел и вынесение решений), так и в широком смыслах этого слова (деятельность судьи по подготовке дела к рассмотрению, направление запросов и поручений, истребование документов и т.п.) Приостановление полномочий не влечет за собой прекращение выплат заработной платы (денежного содержания для судей военных судов) или уменьшения их размера и не лишает судью гарантий независимости и неприкосновенности, установленных законом.

Что касается прекращения полномочий судьи, то закон (ст. 14) назвал основания для этого:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Установлено, что полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения; в свою очередь, решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок. А в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

У судьи также есть право отставки. По смыслу закона, ей признается почетный уход  или почетное удаление судьи с должности. Предоставить отставку – обязанность государства. Право судьи сохраняет звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу, гарантию личной неприкосновенности.

В законе перечислены строго определенные случаи как основания, когда судья считается ушедшим в отставку. Это следующие основания:

1)     письменное заявление судьи об отставке;

2)     неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3)     истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

4)     увольнение судьи военного суда с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе;

5)     вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

6)     отказ судьи от перехода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

7)     достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

    Судье, пребывающему в отставке, выплачивается государственная пенсия на общих основаниях, а судье военного суда, пребывающему в отставке, по его выбору может вы плачиваться или военная пенсия, или пенсия на общих основаниях.

    Особенности правового положения судьи, пребывающего в отставке, заключается в том, что за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Кроме того, установленные ст.19 и ст.20 меры материального и социального обеспечения судей также распространяются на судей этой категории. Иными словами, положение «судьи, пребывающего в отставке, по сравнению с его прежним положением отличается лишь тем, что он утрачивает функцию отправления правосудия, а также несколько меньшим денежным содержанием. В остальном же, он остается равным действующему судье…», как справедливо отмечает М.С. Палеев.   

Институт отставки судей Конституционного Суда РФ практически не отличается от установленного Федеральным законом РФ «О статусе судей в РФ», за исключением стажа работы в должности судьи. Ч. 5 ст. 15 упомянутого закона предусматривает необходимость наличия такого стажа в объеме не менее 20 лет, ч. 2 ст. 19 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» — не менее 15 лет. Сокращение этого срока вызвано спецификой формирования Конституционного Суда РФ, предполагающей, как раньше уже говорилось, привлечение к его работе не только и не столько практикующих судей, сколько специалистов в области конституционного права и теории государства и права.

 Но закрепленные в законодательстве независимость и неприкосновенность судей были бы «пустой декларацией», если бы не существовало определенной системы мер, обеспечивающих их в реальности.

Здесь, в первую очередь, следует назвать уголовно – правовые меры такого обеспечения, сконцентрированные в гл. 31 «Преступления против правосудия» Уголовного Кодекса РФ. В частности, речь идет об установленной законом уголовной ответственности:  по ст. 294 – за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия; по ст. 295 – за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, либо из мести за такую деятельность; по ст. 296 – за угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде; по ст. 297 – за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия; по ст. 298 – за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде.

Далее следует сказать о специальном законодательстве – Федеральном законе «О  государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Этот закон принят в целях обеспечения государственной защиты судей и других должностных лиц, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями и устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Применительно к судьям данный закон установил, что обеспечение их государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. При этом меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей либо принудить их к применению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица является:

·        заявление указанного лица;

·        обращение председателя суда;

·        получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

          Несомненно, важной составляющей независимости судебной власти и ее носителей является установленное законом материальное обеспечение судей.

          Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и пятидесяти процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры же должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должность. В процентном соотношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада, при этом должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.

           Гарантии судей – основа справедливого правосудия, особое значение принимает принцип независимости судей потому, что именно в нем концентрируется идея разделения властей в правовом государстве. Осуществление независимой судебной власти как центрального механизма, обеспечивающего реализацию прав и основных свобод человека, существование реальной конституции и проведение в жизнь идея верховенства права выступает, по мнению большинства зарубежных исследователей, одним из «краеугольных камней огромной важности», лежащих в фундаменте любого демократического государства.

      В настоящее время принцип независимости в его сущностном аспекте или аспекте беспристрастности получил серьезное развитие в решениях Европейского суда по правам человека применительно к статусу судьи. Не останавливаясь подробно на анализе решений Европейского суда, обратим внимание только на один факт. Международные стандарты в сфере судебной власти понимают под судом только «справедливый суд», воспринимая справедливость как неотъемлемое качество должной организации суда в государстве. Однако справедливость немыслима без самостоятельности, беспристрастности и обеспечивающих их гарантий.
 Права судей в РФ.

     Многие права судьи непосредственно связаны с реализацией гарантий, предоставляемых ему Конституцией РФ и законами. Это такие права, как право на хранение и ношение огнестрельного оружия, право на отставку, право на достойное материальное обеспечение и другие. Все они достаточно полно описаны в предыдущем разделе.

    Законом обеспечивается право судей на отдых. Им предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней, а судьям, работающим в районах Крайнего Севера, а также в местностях к ним приравненным – 51 рабочий день. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

    Законом предусмотрено и предоставление судьям жилья. Власть на местах обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями предоставить ему во внеочередном порядке по местонахождению суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилье предоставляется за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального.

      Также судья и члены его семьи имеют право на медицинское облуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санитарно – курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета.

      В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившемся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без вычета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно и иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

    Важнейшей составляющей прав судьи является его компетенция. Одной из особенностей правового статуса судей в РФ является чрезвычайная краткость определения компетенции судьи судоустройственным законодательством (ст. 1 и ст. 2 Закона) и одновременно высокий уровень ее детализации в процессуальном законодательстве.

    Действительно, компетенция судьи определена Законом чрезвычайно кратко и в то же время емко: судья – лицо, наделенное полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1). Норма ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит дополнительный признак компетенции: осуществление судебной власти посредством конституционного судопроизводства. Несомненно, содержание этого признака имеет универсальный характер и конкретизируется в данном случае применительно именно к целям и задачам, стоящим перед этими видом суда. Таким образом, под компетенцией судьи принято понимать совокупность предметов ведения и полномочий по осуществлению им судебной власти посредством соответственно конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ)

   Необходимо также обратить внимание, что все судьи судов одного вида или уровня обладают одинаковыми предметами ведения и полномочиями. Столь же естественным образом различается в зависимости от принадлежности судьи к той или иной подсистеме судебной власти.

Под способами реализации судьей своей компетенции принято понимать совокупность конкретных приемов, которыми закон наделяет судью в том или ином виде судебного процесса. Так, к числу таких способов может быть отнесено (по нисходящей): принятие итогового судебного решения, принятие промежуточного судебного решения, судебные поручения, права и обязанности по ведению судебного заседания или подготовке к нему и т.п.

В заключение этого небольшого параграфа хотелось бы сказать, что более детальное исследование компетенции судьи не представляется необходимым в данной работе. Сущность этого элемента правового статуса судьи, на мой взгляд, очевидна.

Но иммунитет судей и их права не бесконечны. Они не исключают, а наоборот, предполагают повышенные к судьям требования, а также ответственность за выполнение функций, соблюдение законом, Кодекса судейской этики.
Обязанности судей в РФ.

Конституционное положение о том, что граждане РФ несут равные обязанности, не является исключением для судей. Это такие обязанности, как платить налоги, обязанности защищать Отечество и, конечно, обязанность соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

Именно эта, последняя, обязанность является для судьи основной. Она записана в ст. 3 Закона, как и другие обязанности. В силу своего положения судья не только в своей служебной деятельности, но и вне ее обязан строго соблюдать требования закона и морально – этические норма ( Кодекс судейской этики).

Кодекс судейской этики РФ не содержит правовых норм, но в нем есть общие этические требования, предъявляемые к судье, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи вне зависимости от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке.

Данное положение ориентирует судью на поддержание доверия и уважения е судебной власти, что является необходимым условием нормального функционирования государства в целом.

В п. 2 ст.3 Закона сказано, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях обязан избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Закон обращает внимание на то, что авторитет судебной власти должен проявляться в одинаково уважительном отношении ко всем без исключения участникам судопроизводства (иначе возможен отвод судьи).

Судья не в праве совершать проступки, порочащие его честь и достоинство. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, но не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда.

Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.

П. 3 ст. 3 Закона устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также обязанность воздержаться от совмещения работы в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Политическая и экономическая активность судьи в указанном выше смысле может не соответствовать интересам правосудия и поставить под сомнение его объективность и беспристрастность. Закон для судьи – высшая и единственная ценность.

Таким образом, большинство требований, предъявляемых к судье носят нравственный, морально – этический характер, что и предполагает понятие судейской дисциплины, упомянутое в первом параграфе. Судейская дисциплина – это неотъемлемое условие обеспечения законности и правопорядка в стране. Именно поэтому Всероссийский съезд судей установил дополнительные требования внеправового характера для членов своей «корпорации».
Ответственность судей в РФ.

   Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией РФ судьи наделены особым статусом.

Так, согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Заключение судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления принимается в 10 – дневный срок после получения в суд соответствующего представления Генерального прокурора Российской Федерации с участием уполномоченного им прокурора, а также судьи и (или) его адвоката на основании представленных в суд материалов.

Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.

Изменение в ходе расследования уголовного дела  квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

По поводу уголовной ответственности судьи существенных споров и разногласий никогда не существовало, чего нельзя сказать об административной и дисциплинарной ответственности.

Конечно, при реформировании статуса судей в части их ответственности законодателями была учтена правовая специфика правового положения судьи. Но, тем не менее, по мнению ученых Ю.С Адушкина и В.С Жидкова существует ряд обстоятельств, препятствующих введению административной ответственности.

По их мнению, введение административной ответственности судей противоречит Европейской Хартии о законе «О статусе судей», в которой указано, что менять достигнутый в стране уровень защиты судей не представляется возможным.

        Кроме того, судьям гарантирована неприкосновенность. А таковая, как признал Конституционный Суд РФ, представляет собой «определенное исключение из принципа равенства всех перед законом» и «является не публичной привилегией граждан, занимающих должность судьи, а средством защиты публичных интересов и прав суда».

      Логику разработчиков закона, устанавливающего административную ответственность судей можно усмотреть в формулируемом ими механизме административной ответственности, который не умаляет неприкосновенность судьи, но превентивное дисциплинирующее действие оказывает уже самим фактом своего введения.

     Реальность такова, что административная ответственность применяется далеко не в единичных случаях. И новый механизм ответственности порождает новый круг проблем, которые нетрудно спрогнозировать:

·        Усложненная процедура административной ответственности снижает гарантии независимости судей, так как не исключает соответствующего процессуального участия должностных лиц различных государственных органов на предварительной и исполнительной стадиях производства по делу об административном правонарушении и, следовательно, не создает препятствий для провокаций и оказания давления на провинившегося судью;

·            продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принципы - правовые начала трудового законодательства
Реферат Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия 10
Реферат Доброхотов С.В
Реферат Аналіз фінансового стану підприємства на прикладі ВАТ Костопільський ЗТП
Реферат Возвышение Московского княжества
Реферат Анализ российских домохозяйств по расходам семьи на товары и услуги
Реферат Обеспечение исполнения обязательств Сущность неустойки
Реферат Священное Писание и богослужение
Реферат Анализ цены и структуры капитала ЗАО Термотрон завод
Реферат Анализ использования материальных ресурсов предприятия
Реферат Буль (Boole) Джордж
Реферат Анализ ценообразования на продукцию ОАО Нижнекамскшина
Реферат "Рыцарь книги" - Петр Алексеевич Овчинников
Реферат Аналіз фінансово-економічної діяльності підприємства та розробка шляхів її вдосконалення на прик
Реферат Аналіз маркетингової та фінансово господарської діяльності підприємства МПП Монтажник