--PAGE_BREAK--
3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Возникновение этого института связано с существованием серьезных ограничений свободы выражения мнений и убеждений, выбора рода деятельности и места работы, продиктованных необходимостью обеспечить независимость судебной власти и ее носителей. В период, в течение которого полномочия судьи приостановлены, он не вправе осуществлять правосудие как в узком (непосредственное рассмотрение дел и вынесение решений), так и в широком смыслах этого слова (деятельность судьи по подготовке дела к рассмотрению, направление запросов и поручений, истребование документов и т.п.) Приостановление полномочий не влечет за собой прекращение выплат заработной платы (денежного содержания для судей военных судов) или уменьшения их размера и не лишает судью гарантий независимости и неприкосновенности, установленных законом.
Что касается прекращения полномочий судьи, то закон (ст. 14) назвал основания для этого:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Установлено, что полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения; в свою очередь, решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок. А в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
У судьи также есть право отставки. По смыслу закона, ей признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Предоставить отставку – обязанность государства. Право судьи сохраняет звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу, гарантию личной неприкосновенности.
В законе перечислены строго определенные случаи как основания, когда судья считается ушедшим в отставку. Это следующие основания:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
4) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе;
5) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
6) отказ судьи от перехода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
7) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
Судье, пребывающему в отставке, выплачивается государственная пенсия на общих основаниях, а судье военного суда, пребывающему в отставке, по его выбору может вы плачиваться или военная пенсия, или пенсия на общих основаниях.
Особенности правового положения судьи, пребывающего в отставке, заключается в том, что за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Кроме того, установленные ст.19 и ст.20 меры материального и социального обеспечения судей также распространяются на судей этой категории. Иными словами, положение «судьи, пребывающего в отставке, по сравнению с его прежним положением отличается лишь тем, что он утрачивает функцию отправления правосудия, а также несколько меньшим денежным содержанием. В остальном же, он остается равным действующему судье…», как справедливо отмечает М.С. Палеев.
Институт отставки судей Конституционного Суда РФ практически не отличается от установленного Федеральным законом РФ «О статусе судей в РФ», за исключением стажа работы в должности судьи. Ч. 5 ст. 15 упомянутого закона предусматривает необходимость наличия такого стажа в объеме не менее 20 лет, ч. 2 ст. 19 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» — не менее 15 лет. Сокращение этого срока вызвано спецификой формирования Конституционного Суда РФ, предполагающей, как раньше уже говорилось, привлечение к его работе не только и не столько практикующих судей, сколько специалистов в области конституционного права и теории государства и права.
Но закрепленные в законодательстве независимость и неприкосновенность судей были бы «пустой декларацией», если бы не существовало определенной системы мер, обеспечивающих их в реальности.
Здесь, в первую очередь, следует назвать уголовно – правовые меры такого обеспечения, сконцентрированные в гл. 31 «Преступления против правосудия» Уголовного Кодекса РФ. В частности, речь идет об установленной законом уголовной ответственности: по ст. 294 – за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия; по ст. 295 – за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, либо из мести за такую деятельность; по ст. 296 – за угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде; по ст. 297 – за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия; по ст. 298 – за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде.
Далее следует сказать о специальном законодательстве – Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Этот закон принят в целях обеспечения государственной защиты судей и других должностных лиц, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями и устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.
Применительно к судьям данный закон установил, что обеспечение их государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. При этом меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей либо принудить их к применению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица является:
· заявление указанного лица;
· обращение председателя суда;
· получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.
Несомненно, важной составляющей независимости судебной власти и ее носителей является установленное законом материальное обеспечение судей.
Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и пятидесяти процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры же должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должность. В процентном соотношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада, при этом должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.
Гарантии судей – основа справедливого правосудия, особое значение принимает принцип независимости судей потому, что именно в нем концентрируется идея разделения властей в правовом государстве. Осуществление независимой судебной власти как центрального механизма, обеспечивающего реализацию прав и основных свобод человека, существование реальной конституции и проведение в жизнь идея верховенства права выступает, по мнению большинства зарубежных исследователей, одним из «краеугольных камней огромной важности», лежащих в фундаменте любого демократического государства.
В настоящее время принцип независимости в его сущностном аспекте или аспекте беспристрастности получил серьезное развитие в решениях Европейского суда по правам человека применительно к статусу судьи. Не останавливаясь подробно на анализе решений Европейского суда, обратим внимание только на один факт. Международные стандарты в сфере судебной власти понимают под судом только «справедливый суд», воспринимая справедливость как неотъемлемое качество должной организации суда в государстве. Однако справедливость немыслима без самостоятельности, беспристрастности и обеспечивающих их гарантий.
Права судей в РФ.
Многие права судьи непосредственно связаны с реализацией гарантий, предоставляемых ему Конституцией РФ и законами. Это такие права, как право на хранение и ношение огнестрельного оружия, право на отставку, право на достойное материальное обеспечение и другие. Все они достаточно полно описаны в предыдущем разделе.
Законом обеспечивается право судей на отдых. Им предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней, а судьям, работающим в районах Крайнего Севера, а также в местностях к ним приравненным – 51 рабочий день. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.
Законом предусмотрено и предоставление судьям жилья. Власть на местах обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями предоставить ему во внеочередном порядке по местонахождению суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилье предоставляется за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального.
Также судья и члены его семьи имеют право на медицинское облуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санитарно – курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета.
В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившемся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без вычета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно и иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.
Важнейшей составляющей прав судьи является его компетенция. Одной из особенностей правового статуса судей в РФ является чрезвычайная краткость определения компетенции судьи судоустройственным законодательством (ст. 1 и ст. 2 Закона) и одновременно высокий уровень ее детализации в процессуальном законодательстве.
Действительно, компетенция судьи определена Законом чрезвычайно кратко и в то же время емко: судья – лицо, наделенное полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1). Норма ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит дополнительный признак компетенции: осуществление судебной власти посредством конституционного судопроизводства. Несомненно, содержание этого признака имеет универсальный характер и конкретизируется в данном случае применительно именно к целям и задачам, стоящим перед этими видом суда. Таким образом, под компетенцией судьи принято понимать совокупность предметов ведения и полномочий по осуществлению им судебной власти посредством соответственно конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ)
Необходимо также обратить внимание, что все судьи судов одного вида или уровня обладают одинаковыми предметами ведения и полномочиями. Столь же естественным образом различается в зависимости от принадлежности судьи к той или иной подсистеме судебной власти.
Под способами реализации судьей своей компетенции принято понимать совокупность конкретных приемов, которыми закон наделяет судью в том или ином виде судебного процесса. Так, к числу таких способов может быть отнесено (по нисходящей): принятие итогового судебного решения, принятие промежуточного судебного решения, судебные поручения, права и обязанности по ведению судебного заседания или подготовке к нему и т.п.
В заключение этого небольшого параграфа хотелось бы сказать, что более детальное исследование компетенции судьи не представляется необходимым в данной работе. Сущность этого элемента правового статуса судьи, на мой взгляд, очевидна.
Но иммунитет судей и их права не бесконечны. Они не исключают, а наоборот, предполагают повышенные к судьям требования, а также ответственность за выполнение функций, соблюдение законом, Кодекса судейской этики.
Обязанности судей в РФ.
Конституционное положение о том, что граждане РФ несут равные обязанности, не является исключением для судей. Это такие обязанности, как платить налоги, обязанности защищать Отечество и, конечно, обязанность соблюдать Конституцию РФ и ее законы.
Именно эта, последняя, обязанность является для судьи основной. Она записана в ст. 3 Закона, как и другие обязанности. В силу своего положения судья не только в своей служебной деятельности, но и вне ее обязан строго соблюдать требования закона и морально – этические норма ( Кодекс судейской этики).
Кодекс судейской этики РФ не содержит правовых норм, но в нем есть общие этические требования, предъявляемые к судье, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи вне зависимости от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке.
Данное положение ориентирует судью на поддержание доверия и уважения е судебной власти, что является необходимым условием нормального функционирования государства в целом.
В п. 2 ст.3 Закона сказано, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях обязан избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Закон обращает внимание на то, что авторитет судебной власти должен проявляться в одинаково уважительном отношении ко всем без исключения участникам судопроизводства (иначе возможен отвод судьи).
Судья не в праве совершать проступки, порочащие его честь и достоинство. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, но не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда.
Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.
П. 3 ст. 3 Закона устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также обязанность воздержаться от совмещения работы в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Политическая и экономическая активность судьи в указанном выше смысле может не соответствовать интересам правосудия и поставить под сомнение его объективность и беспристрастность. Закон для судьи – высшая и единственная ценность.
Таким образом, большинство требований, предъявляемых к судье носят нравственный, морально – этический характер, что и предполагает понятие судейской дисциплины, упомянутое в первом параграфе. Судейская дисциплина – это неотъемлемое условие обеспечения законности и правопорядка в стране. Именно поэтому Всероссийский съезд судей установил дополнительные требования внеправового характера для членов своей «корпорации».
Ответственность судей в РФ.
Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией РФ судьи наделены особым статусом.
Так, согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Заключение судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления принимается в 10 – дневный срок после получения в суд соответствующего представления Генерального прокурора Российской Федерации с участием уполномоченного им прокурора, а также судьи и (или) его адвоката на основании представленных в суд материалов.
Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.
По поводу уголовной ответственности судьи существенных споров и разногласий никогда не существовало, чего нельзя сказать об административной и дисциплинарной ответственности.
Конечно, при реформировании статуса судей в части их ответственности законодателями была учтена правовая специфика правового положения судьи. Но, тем не менее, по мнению ученых Ю.С Адушкина и В.С Жидкова существует ряд обстоятельств, препятствующих введению административной ответственности.
По их мнению, введение административной ответственности судей противоречит Европейской Хартии о законе «О статусе судей», в которой указано, что менять достигнутый в стране уровень защиты судей не представляется возможным.
Кроме того, судьям гарантирована неприкосновенность. А таковая, как признал Конституционный Суд РФ, представляет собой «определенное исключение из принципа равенства всех перед законом» и «является не публичной привилегией граждан, занимающих должность судьи, а средством защиты публичных интересов и прав суда».
Логику разработчиков закона, устанавливающего административную ответственность судей можно усмотреть в формулируемом ими механизме административной ответственности, который не умаляет неприкосновенность судьи, но превентивное дисциплинирующее действие оказывает уже самим фактом своего введения.
Реальность такова, что административная ответственность применяется далеко не в единичных случаях. И новый механизм ответственности порождает новый круг проблем, которые нетрудно спрогнозировать:
· Усложненная процедура административной ответственности снижает гарантии независимости судей, так как не исключает соответствующего процессуального участия должностных лиц различных государственных органов на предварительной и исполнительной стадиях производства по делу об административном правонарушении и, следовательно, не создает препятствий для провокаций и оказания давления на провинившегося судью;
· продолжение
--PAGE_BREAK--