Федеральное агентство по образованию
Пермский государственный технический университет
Кафедра правоведения
Реферат
по правоведению
на тему: Понятие и признаки правового государства
Выполнила: студентка 1-го курса
Гуманитарного факультета
Заочного отделения
Группа ИЭ-07С
Сажина Анастасия Анатольевна
Проверил преподаватель:
Смирнова Татьяна Евгеньевна
г. Пермь 2007
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………3 стр.
2. Понятие государства …………………………………………………… 4 стр.
2.1. Функции государства………………………………………………….5 стр.
2.2. Форма государства…………………………………………………….5 стр.
3. Соотношение государства и права……………………………………..8 стр.
3.1. Государство и гражданское общество…………………………….....8 стр.
4. Правовое государство…………………………………………………...9 стр.
4.1.Основные признаки и черты правового государства…………...…....9 стр.
4.1.1.Общие признаки правовых и неправовых государства……………9 стр.
4.1.2.Основы правового государства……………………………………..10 стр.
4.1.3.Признаки и черты, характеризующие правовое государство……..11 стр.
4.1.4.Условия и предпосылки создания правового государства………...12 стр.
Заключение……………………………………………………………..…...14 стр.
Список литературы………………………………………………………....15 стр.
1.Введение
Право и государство возникли и развивались одновременно, т.е. являются продуктом общественного развития. В государственно-организованном обществе право выступает как нормативный регулятор общественных отношений.
Учения о праве, несмотря на их несходство, имеют следующие общие положения:
1) право – это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
2) право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
3) право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Признаки права:
Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах.
Нормы права при необходимости охраняются принудительной силой государственной власти
.
Общеобязательность права выражается в том, что оно является единственной системой норм, которая обязательна для всего населения и организаций данного государства.
Отражение правом воли граждан: как общей, так и индивидуальной, в их тесной взаимосвязи.
Обладая указанными присущими только ему признаками, право, выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая организованность и порядок в обществе, свободное развитие личности.
Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
2.Понятие государства
Государство является формой организации общества и характеризуется рядом признаков:
— государственной властью,
— определенной территорией,
— суверенитетом,
— специальным аппаратом принуждения,
— правотворческой деятельностью.
Государственная власть осуществляется государственным аппаратом, представляющим собой систему органов власти. Органы государства принадлежат к различным ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляют свои полномочия самостоятельно при взаимодействии между собой.
Существенным признаком государства является территория, заданная границами. Границы для государства имеют не только географическое значение, но и политическое, ибо государство распространяет свою власть на население, проживающее на его территории.
Существенным признаком государства является суверенитет. Государственный суверенитет основывается на принципах единства и неделимости территории, неприкосновенности государственных границ, не вмешательства во внутренние дела. Суверенитет российского государства закреплен в его Конституции и федеральных законах.
Государство отличается также тем, что является организацией, специально созданной для подчинения воли всех членов общества государственной воле. Такое подчинение обеспечивается наличием специального аппарата принуждения – судов, милиции, прокуратуры и других органов.
Государство, кроме того, осуществляет правотворческую деятельность, т.е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития. Закон обладает высшей юридической силой, а все другие правовые акты должны соответствовать закону. Основной закон правового государства – конституция.
2.1.Функции государства
Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства заключаются в определении его политики внутри страны. К ним, прежде всего, относятся:
1) соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) охрана окружающей среды;
3) поддержание общественного порядка;
4) налоговая политика;
5) контроль за охраной труда и здоровья граждан, социально не защищенных слоев населения;
6) установление государственных пособий и пенсий.
Внешнеполитическая деятельность государства реализуется путем осуществления внешних функций, к числу которых относится внешнеэкономическая функция (внешнеэкономическое, культурное и иное сотрудничество с другими государствами), а также деятельность государства по обороне страны.
2.2.Форма государства
Форма государства – это организация власти в данном государстве. Форма государства включает в себя три элемента:
форму правления;
форму государственного устройства;
политический режим.
Форма правления – это организация высших органов государства. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики. Отличительным признаком монархии является то, что верховная, высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха и т.д.). Власть приобретается монархом по наследству и осуществляется пожизненно. Монархиибывают абсолютные (неограниченные) и парламентские (ограниченные). Для абсолютной, неограниченной, монархии характерно то, что государственная власть, сосредоточенная в руках единоличного руководителя государства, никем и ничем не ограничена. В ограниченных, парламентских (конституционных), монархиях наряду с главой государства (монархом) высшая власть осуществляется каким-либо представительным органом (например, парламентом).
Республика – такая форма правления, при которой все высшие органы государства избираются непосредственно народом или формируются парламентом на определенный срок. Главой государства с республиканской формой правления является избранный на определенный срок единоличный или коллегиальный орган. Глава государства с республиканской формой правления (в Российской Федерации это президент) является выборным или сменяемым. Существует две разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. В такой республике президента избирает население страны, а не парламент. Президент формирует правительство, минуя парламент.
В парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента. Правительство при этом ответственно за свою деятельность перед парламентом, а президента избирает парламент.
Россия является президентской республикой.
Форма государственного устройства — это внутренняя структура государства, способ его территориального или национально-территориального деления, характер взаимоотношений между его частями (субъектами), а также каждой из них с государством в целом.
Все государства по формам своего устройства подразделяются на: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство это такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований. Это единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами (области, округа, районы, департаменты). В таком государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарными государствами являются, например, Франция, Япония, Бельгия.
Федеративное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью (кроме суверенитета). Государство с федеративной формой устройства имеет наряду с высшими органами власти федерации и федеральным законодательством органы власти и законодательство субъектов федерации, а наряду с гражданством федерации – гражданство субъектов федерации. Федерациями являются, например, США, ФРГ.
Россия является федерацией.
Обязательным условием любого федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации, а также разграничение полномочий и предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.
Конфедеративное государство является сложным образованием, представляющим собой союз независимых (суверенных) государств. Конфедерация не имеет единой территории, единого законодательства и гражданства.
Конфедерацией является Союз России и Белоруссии. Определенные признаки конфедерации имеет также Содружество Независимых Государств (СНГ), в состав которых входит и Россия.
Политический режим представляет собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Политические режимы делятся на: демократические и антидемократические (последние – на авторитарные и тоталитарные).
Демократический режим (демократия) характеризуется многопартийностью, свободной прессой, независимым правосудием, а также тем, что единственным источником власти признается народ. В демократическом государстве соблюдается конституционная законность. При этом гарантируются права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституции страны.
Существует непосредственно (прямая) демократия и представительная демократия.
Непосредственная демократия означает прямое участие народа в решении государственных дел (например, путем референдума). Представительная демократия — это участие народа в государственных делах через представительные, выборные органы власти. В демократических государствах также действует принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная власти).
Антидемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы характеризуются несоблюдением основных прав и свобод граждан, запретом легальной деятельности оппозиционных партий и движений. Для антидемократических государств характерно государственное регулирование экономики, вмешательство государства в общественную жизнь, преобладание государственной собственности. При этом авторитарный режим характеризуется централизацией власти в руках фактического диктатора, опирающегося на вооруженные силы, а тоталитарный режим – сверхцентрализацией власти, сопровождающейся репрессиями, запретом на свободное мышление, полной ликвидацией оппозиции и свободной прессы.
3.Соотношение государства и права
Государство и право тесно связаны между собой. Государство придает своей воле общеобязательный характер, что обеспечивается путем возведения государственной воли в закон. Право является результатом правотворческой деятельности государства, благодаря чему правила поведения становятся общеобязательными, так как санкционированы государством. Именно государственная охрана и защита, меры государственного принуждения отличают право от других социальных норм. При этом с одной стороны, правовые нормы издаются государством, а с другой – само государство подчиняется праву. Последнее и дает основание говорить о правовом государстве.
3.1. Государство и гражданское общество
Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и отношений, с помощью которых человек реализует свои интересы. Большую роль в жизни общества играют такие институты, как семья, церковь, организации науки и культуры. Функционирование государственной власти и функционирование этих институтов гражданского общества взаимосвязаны, а зачастую и взаимозависимы. Государство оказывает свое воздействие на жизнь гражданского общества, опираясь именно на эти социальные институты. Соответственно и гражданское общество через свои общественные организации, политические партии, другие объединения воздействуют на государственную власть, выступая в роли опосредствующего звена между государством и отдельным человеком.
4. Правовое государство
Правовое государство характеризуется верховенством права. В этом государстве законы, обладая высшей юридической силой, полностью определяет полномочия и компетенцию государственных органов. Необходимым условием существования правового государства является принцип разделения властей.
Концепция разделения властей была сформирована английскими мыслителями Томасом Гоббсом (1588-1679) и Джоном Локком (1632-1704), а также французским мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689-1775). Согласно этой концепции власть должна быть разделена на отдельные, обособленные и автономные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны быть конституционно разграничены. Однако при этом органы указанных ветвей государственной власти должны действовать согласованно, взаимодействуя друг с другом. Это позволяет создать систему взаимного контроля, что исключает возможность установления деспотического режима.
В президентской республике, какой является и Россия, координацию указанных ветвей власти, снимающую их потенциальную и действительную конфликтность, осуществляет президент, для чего он наделен соответствующими конституционными полномочиями (формирование правительства, возможность при определенных условиях роспуска парламента, законодательная инициатива и др.).
4.1.Основные признаки и черты правового государства
4.1.1Общие признаки правовых и неправовых государств:
Правовое государство обладает публичной властью и располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Этот аппарат состоит из совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения состоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.
Правовое государство располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями экономики, эффективно взаимодействовать на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают постоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.
Правовое государство, так же как и все другие государства, обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Обладая суверенитетом, правовое государство организует само себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения.
4.1.2. Основы правового государства.
Существует три основы правового государства: экономическая, правовая, социальная.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
4.1.3. Признаки и черты, характеризующие правовое государство
Верховенство закона. В соответствии с данным признаком или принципом ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие коллективы, государственные или общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчинятся закону.
Формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого воздействия на общественные отношения.
Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства.
Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами.
По действующей Конституции России «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч.1 ст. 17). Конституция провозглашает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ч.2 ст. 19).
Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей.
Разделение властей – принцип (или теория), исходящий из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду.
К важнейшим особенностям правового государства относится — поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должны быть реально обеспечены права и свободы рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводится в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
4.1.4. Условия и предпосылки создания правового государства
Необходимость достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них для активного участия в политической и общественной жизни высокого уровня культуры.
Привитие населению потребности сознательного участия в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни и общества и государства; развитие и углубление в экономике, политике, культуре, науке, социальной сфере принципов реальной демократии.
Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.
Существующие ныне противоречия в правовой системе страны, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают Россию к правовому государству, но и даже отдаляют от него. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. Не подлежит никакому сомнению тот факт, что законы жизненно важно соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи в обществе.
Наличие в стране гражданского общества.
Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются, прежде всего, такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все они относительно самостоятельны применительно друг к другу, а также независимы от государства.
Гражданское общество выступает не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.
Заключение
Таковы основные характеристики правового государства.
Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Список используемой литературы
Правоведение: Учебное пособие /Под ред. В.Н.Стегния, С.С.Рочева./ Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2004.
Правоведение: Учебник. М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. 2003.
Конституция Российской Федерации.