Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства Участники уголовного судопроизводства

НОУ «Санкт – Петербургский институт управления и права»
Юридический факультет
Реферат
по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»
на тему:
«Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения»
Выполнила: студентка Ершова Н.А.
4 курс
заочная форма обучения
спец. группа
Проверил:
Преподаватель: Рыжкин А.Н.
Санкт – Петербург
2009
Содержание
Введение
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства
1.1 Правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
2.1 Прокурор, его правовое положение и функции
2.2 Следователь, его правовое положение и функции
2.3 Руководитель следственного органа, его правовое положение и функции
2.4 Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положение и функции
2.5 Потерпевший, его правовое положение и функции
2.6 Частный обвинитель, его правовое положение и функции
2.7 Гражданский истец, его правовое положение и функции
2.8 Представители потерпевшего, гражданского лица и частного обвинителя
Заключение
Список литературы
Введение
Каждый субъект уголовного судопроизводства осуществляет только возложенные на него функции, выполняет свою роль в уголовном судопроизводстве и соответственно наделен определенным комплексом прав и обязанностей (правовым статусом).
Большое количество участников уголовного судопроизводства требует четкого определения их правового статуса и определения выполняемых ими функций.
В связи с этим мною была избрана тема участников уголовного судопроизводства.
С целью раскрытия выбранной нами темы мы попытаемся решить в данной работе следующие задачи:
1. Дать понятие и привести классификацию участников уголовного судопроизводства;
2. Рассмотреть правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений;
3. Исследовать правовое положение и функции участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, а именно: следователя, начальника следственного отдела, органов дознания, начальника дознания, дознавателя, потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, представителей потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
4. Исследовать правовое положение и функции участников уголовного процесса со стороны защиты, а именно: подозреваемого, обвиняемого, законного представителя несовершеннолетнего, защитника, гражданского ответчика и его представителя.
5. Исследовать правовое положение и функции иных участников уголовного судопроизводства, а именно: свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого.
В соответствии с поставленными задачами будет строиться структура моей работы.
Основными используемыми мною нормативно-правовыми актами будут Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. Также я намерены использовать другие законы и подзаконные акты Российской Федерации.
Тема участников уголовного судопроизводства достаточно широко освещается в юридической литературе. Мною будут использованы труды Башкатова Л.Н., Безлепкина Б.Т., Бородина С.В, В.Г. Баяхчева, Б.Я. Гаврилова, В.И. Григорьева, А.С. Александрова, А.П. Киселева, Н.Н. Ковтуна, М.П. Полякова, С.А. Серебровой, И.Л. Петрухина, А.В. Победкина, Г.П. Химичевой, В.Н. Яшина и других.
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства
Органы государства, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в судопроизводстве как носители определенных прав и обязанностей, являются субъектами уголовного судопроизводства. К участникам уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс (далее УПК) относит обвиняемого, подозреваемого, его защитников, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей переводчика. Фактически при расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела осуществляют свои права и обязанности многие другие лица (должностные лица, граждане, представители общественных объединений), поэтому нельзя круг субъектов уголовного судопроизводства ограничить перечнем участников, указанных в гл. 3 УПК.
Субъекты уголовного судопроизводства могут быть классифицированы по различным признакам. Наиболее распространенным является такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного судопроизводства, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого можно выделить следующие группы субъектов уголовного судопроизводства:
1) органы судебной власти (суд, судья); 2) прокурор; 3) государственные органы, ответственные за досудебное производство по уголовному делу (следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, лицо, производящее дознание); 4) субъекты (участники уголовного процесса), имеющие правовой интерес в уголовном судопроизводстве (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик); 5) защитники и представители (обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и ответчика); 6) представители общественных объединений; 7) лица, вовлеченные в сферу судопроизводства в связи с процессом доказывания (свидетели, эксперты, специалисты, понятые, ассистенты и др.); 8) лица, выполняющие вспомогательные задачи (переводчики, секретарь судебного заседания, поручитель, залогодатель и др.)1.
Однако, возможна с точки зрения роли, назначения и целей участия их в деле, дифференциации субъектов на три группы. В первую входят органы государства и должностные лица — суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель), которые осуществляют производство по делу, занимают в нем ведущее положение и отвечают за его правильный ход и исход. Только они применяют нормы права, меры процессуального принуждения в отношении тех или иных лиц, выносят решения о начале производства по делу, его направлении и разрешении дела по существу. Каждый из них действует в пределах своих полномочий, решает в процессе свои специальные задачи и использует для этого особые процессуальные средства.
Вторую группу образуют участники уголовного судопроизводства — подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, которые: а) отстаивают в деле охраняемый законом личный, защищаемый или представляемый интерес; б) наделены широкими процессуальными правами (с возложением соответствующих обязанностей), позволяющими активно участвовать в процессе и влиять на движение и исход дела; в) допускаются или привлекаются к участию в деле особым актом государственного органа (должностного лица).
Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик отстаивают в деле свои права и интересы, а защитник и представители — права и интересы подзащитных и представляемых.
Третья группа объединяет лиц, которые вовлекаются в процесс для содействия органам государства (должностным лицам) в выполнении задач судопроизводства и гражданам в защите их прав. Это свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания.
В судебном разбирательстве могут участвовать представители профессионального союза или другого общественного объединения в качестве общественных обвинителей или защитников, представителей предприятий, учреждений и организаций, в которых учился или работал несовершеннолетний обвиняемый, и т.д. Представители доводят до сведения суда мнение общественности относительно рассматриваемого дела и личности обвиняемого и этим содействуют суду в принятии справедливого решения1.
Однако мы придерживаемся более простой классификации участников уголовного процесса. Так, законодатель классифицирует субъектов в зависимости от выполнения ими основных процессуальных функций: защиты, обвинения и разрешения дела. При этом к участникам процесса со стороны обвинения относятся прокурор, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК). Субъекты, реализующие функцию защиты: обвиняемый, подозреваемый, их защитник, законный представитель, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель (п. 46 ст. 5 УПК). Органом, разрешающим дело, является суд. К иным участникам уголовного процесса можно отнести свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого.2--PAGE_BREAK--
Таким образом, участник уголовного процесса — это лицо, наделенное процессуальными правами и несущее процессуальные обязанности, вступающее в уголовно-процессуальные отношения с другими субъектами при реализации своих прав и исполнении обязанностей. Возможность вступать в уголовно-процессуальные правоотношения определяется наличием уголовно-процессуальной правосубъектности, т.е. правоспособности и дееспособности.
Уголовно-процессуальная правоспособность — способность обладать уголовно-процессуальными правами и нести обязанности, т.е. способность быть участником судопроизводства. Уголовно-процессуальная дееспособность — способность своими действиями приобретать для себя уголовно-процессуальные права и уголовно-процессуальные обязанности, и своими действиями их реализовывать или исполнять.1
Правоспособность физических лиц наступает с момента рождения, юридических лиц с момента создания. Единого критерия наступления полной уголовно-процессуальной дееспособности (в отличие от ряда иных отраслей права, например, гражданского права) не существует. В некоторых случаях таким критерием является возраст — обвиняемым не может быть лицо моложе 16-ти, а в исключительных случаях — 14 лет. Интересы потерпевшего, не достигшего 18 лет, может представлять законный представитель, однако некоторые права и обязанности потерпевший независимо от достижения совершеннолетия может реализовать только лично (например, право и обязанность давать показания). В других ситуациях, наличие уголовно-процессуальной дееспособности определяется иными факторами. Так, например, уголовно-процессуальная дееспособность свидетеля определяется не возрастом, а его способностью правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Нередко кроме наличия фактических уголовно-процессуальных оснований для возникновения дееспособности необходимы дополнительные юридические условия. Так, права и обязанности потерпевшего лицо, которому причинен материальный, моральный или физический вред, приобретает статус потерпевшего лишь после вынесения компетентным органом специального постановления о признании потерпевшим2. Применительно к некоторым субъектам следует вести речь о специальной дееспособности (например – судья).
1.1 Правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений
В соответствии с Конституцией РФ отправление правосудия — исключительная компетенция суда. При этом судебная власть осуществляется лишь посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).1Таким образом, сфера уголовно-процессуальных отношений относится к одной из четырех систем отношений, в которой важнейшие правоприменительные полномочия осуществляют особые государственные органы — носители судебной власти. Носителями такой власти могут быть согласно Конституции РФ только суды. В соответствии с законом о судебной системе правосудие по уголовным делам осуществляют федеральные суды общей юрисдикции (в том числе суды военные) и мировые судьи.
УПК особо подчеркивает, что только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание (п. 1 ч. 1 ст. 29). Тем самым не только Конституция РФ, но и УПК определяют главенствующее положение суда среди участников уголовного судопроизводства, наделяют его исключительными полномочиями2.
Судьи независимы и подчиняются только конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).
Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Общие положения осуществления судебной власти в РФ установлены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.), в соответствии с которым суды учреждаются только в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными конституционными законами.3
Суду предоставлены значительные полномочия по решению в ходе предварительного расследования важнейших вопросов, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина. в том числе: избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; продления сроков содержания под стражей; помещения подозреваемого обвиняемого в медицинский или психиатрический диспансер, проведения в жилище обыска, выемки, осмотра; наложения ареста на корреспонденцию и т.п. (ч. 2. ст. 29 УПК). Наконец, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы заинтересованных в том участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие и решения прокурора, следователя, дознавателя).
Суд действует в уголовном судопроизводстве как коллегиальный орган или в составе одного судьи. При этом единоличное рассмотрение уголовных дел по действующему УПК получило развитие. Если прежде это было лишь достоянием районных судов и мировых судей, то теперь возможно и для вышестоящих судов. При этом единолично рассматриваются дела о преступлениях, максимальное наказания за совершение которых по закону не превышает десяти лет лишения свободы.
Сохраняется коллегиальный порядок рассмотрения уголовных дел в первой инстанции в составе трех федеральных судей (п. 3. ч. 2 ст. 30 УПК). Также действуют суды с участием присяжных заседателей. В судах кассационной и надзорной инстанций действует коллегиальный состав судов: при рассмотрении дела в кассационном порядке — в составе трех федеральных судей; при рассмотрении дела в порядке надзора — в составе не менее трех судей соответствующего федерального суда общей юрисдикции. Лишь при рассмотрении жалоб и представлений на приговоры и постановлений мировых судей в апелляционном порядке дело рассматривается единолично судьей соответствующего районного суда.
Надо отметить важную роль судьи, председательствующего в судебном заседании при рассмотрении дела в первой инстанции коллегиальным составом суда. На председательствующего закон возлагает принятие мер и осуществление многих других действий но обеспечению прав участников Процесса и правильного хода судебного разбирательства, а также исследования материалов дела. Председательствующий руководит совещанием судей при постановлении приговора (ст. 301 УПК). В УПК имеются и другие положения, свидетельствующие о том, что судья (или председательствующий) Осуществляет ряд уголовно-процессуальных действий единолично. В законе очерчен круг этих действий, равно как и вопросов, по которым он вправе или обязан выносить процессуальные акты (постановления).
Приговор суда, постановленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и вступивший в законную силу, является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех государственных органов и должностных лиц. Приговор суда может быть отменен или изменен только вышестоящим судом и только по основаниям, прямо указанным в законе.1
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
2.1 Прокурор, его правовое положение и функции
Прокурор — наделенный властными полномочиями, участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства1. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).
Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице «Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве» (п. 31 ст. 5).2
Наиболее широкими полномочиями Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 25.12.2008 № 280-ФЗ) и УПК наделяют прокурора па досудебных этапах уголовного судопроизводства — в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Согласно ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В сфере уголовного судопроизводства таким законом в первую очередь является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которым регламентирован порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации, установлен правовой статус участников уголовного судопроизводства, в том числе и прокурора. В числе иных законов следует, прежде всего, указать Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
При анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, следует рассмотреть вопрос о соотношении норм УПК РФ и других федеральных законов, в том числе и федерального закона о прокуратуре, регламентирующих надзорные полномочия прокурора.3
Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон «О прокуратуре РФ» констатирует, что прокурор осуществляет:
а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (ч. 2 ст. 1).
Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства Закон «О прокуратуре РФ» включает в него: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях: проведение расследования законность решений принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.1
Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону «О прокуратуре РФ» она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (ч. 1 ч. 2 и п. 2 ч. З ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследовании (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор наделен широкими полномочиями, включающими: а) проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении (п. 1, 2, 4 ст. 37 УПК); б) принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел (п. 2, 6—9); в) дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5)1; г) принятие в ходе расследования по конкретным делам решений: промежуточных (п. 5—12) и заключительных (п. 13—16); д) вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п. 10 ст. 37 УПК).    продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализ этих положений закона позволяет с полной уверенностью утверждать, что на сегодняшний день прокурор не имеет достаточных полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью следствия.
С момента совершения преступления до рассмотрения уголовного дела в суде, т.е. время, в течение которого проводится предварительное следствие, фактически отдано только под ведомственный процессуальный контроль самих же следственных органов (срок следствия руководители следственных органов могут продлевать фактически без ограничения, а содержание под стражей на досудебной стадии по судебному решению — до 18 месяцев). Такая форма контроля вряд ли является эффективной и объективной.
Сосредоточение многих властно-распорядительных полномочий в следственных органах при отсутствии возможности у прокурора надлежащим образом осуществлять надзор за следствием в первую очередь может повлечь нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, и в особенности задержанных и заключенных под стражу.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным не только сохранить надзорные полномочия прокурора за следствием в прежнем объеме, но логично было бы расширить надзорные функции прокурора в этом направлении деятельности. Однако сделать это возможно только законодательным путем.1
Для обеспечения своевременного надзора за исполнением закона при возбуждении уголовного дела постановление об этом следователя или дознавателя немедленно направляется прокурору, который обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.
На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 38 УПК. Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследовании и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследовании другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п. 2 ч. 1 ст. 221); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст. 214 УПК) и т.д.
Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п. 2 ч. 2 ст. 221. ч. 2 ст. 226 УПК). Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.
Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 4 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производящему дознание по данному уголовному делу (Федеральный закон №58-ФЗ).
Прокурор, защищая права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, вправе воспользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
2.2 Следователь, его правовое положение и функции
Следователь — это должностное лицо органа предварительного следствия, правомочное рассматривать сообщения о преступлениях, принимать с согласия прокурора решение о возбуждении уголовного дела и проводить по нему предварительное расследование в форме предварительного следствия (п.41 ст.5 УПК). Следователи правомочны также производить дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно1.
Предварительное расследование производится следователями органов внутренних дел, прокуратуры и федеральной службы безопасности. В указанных ведомствах имеются должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. должностное положение следователя и его принадлежность к тому или иному ведомству не влияют на круг его процессуальных полномочий.
Из принципиальных положений, заложенных в гл. 1 и 2 УПК, вытекает, что следователь — это государственный орган уголовного преследования. Он выполняет процессуальную функцию обвинения (п. 45, 47, 55 ст. 5 УПК) и входит в состав обвинительной власти. В какой бы форме следователь не проводил предварительное расследование по уголовному делу, основной его функцией является уголовное преследование.
Под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (см. п. 55 ст. 5 УПК).2
Однако поскольку в стадии предварительного расследования, доказывание по существу осталось односторонней деятельностью органов предварительного следствия, дознания и прокурора, постольку следователь не вправе ограничиться собиранием одних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания, для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания (ст. 73 УПК), является обязанностью. Он не может быть односторонним и тем более пристрастным (что не возбраняется защитнику.)
Следователь должен установить и обстоятельства, указанные в п. 6, 7 ст. 73 УПК, и все прочие обстоятельства. В обязанности следователя входит принятие мер процессуального принуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создать препятствия для нормального производства по делу. Следователь должен принять меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, в, случае предъявления гражданского иска. Установление же характера и размера вреда, причиненного преступлением, является всегда его обязанностью (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК). Следователь обязан принять меры обеспечения предъявленного (или возможного в будущем) гражданского иска.
Полномочия следователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное следствие или дознание независимо от других органов, организаций и лиц, но под надзором прокурора и руководством начальника следственного отдела.1
Следователь самостоятелен в принятии решений и совершении процессуальных действий, осуществляемых в пределах компетенции, предоставленной ему законом. Он несет личную ответственность за своевременность, законность и обоснованность совершаемых процессуальных действий и принимаемых решений. Процессуальные действия и решения следователя, требующие разрешения суда, указаны в ст. 29, 165 УПК. Начальник следственного отдела вправе давать следователю указания, обязательные для исполнения последним (ч. 4 ст. 39 УПК). Возможность обжалования следователем любых указаний начальника следственного отдела предусмотрена в законе.
Поручения следователя являются обязательными для органа дознания и подлежат выполнению в срок, указанный в поручении. Обычно такой срок должен составлять 10 суток. Поручение дается следователем только в письменном виде на имя начальника органа дознания. Следователь вправе давать органу дознания поручение о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.
Следователь вправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которому предварительное расследование проводилось в форме дознания (п. 6 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК).
Письменные указания прокурора следователю, данные в установленном УПК порядке, являются обязательными. Они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Однако обжалование следователем полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 38 УПК.
Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с решениями или указаниями прокурора, перечисленными в указанной норме.
2.3 Руководитель следственного органа, правовое положение и функции
Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК, введеный Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ).
Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г., существенно расширили уголовно-процессуальные полномочия руководителя следственного органа. Этот участник процесса со стороны обвинения даже именуется в законе иначе, чем прежде (начальник следственного отдела). Видимо, законодатель стремился подчеркнуть особый характер расследования преступлений по сравнению с деятельностью федеральных органов исполнительной власти и прокуратуры, при которых функционируют следственные подразделения.
Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).1
Руководитель следственного органа наделен соответствующими процессуальными полномочиями для контроля и руководства предварительны следствием, а также для непосредственного участия в производстве предварительного расследования2.
Руководитель следственного органа получил полномочия, которыми был наделен прокурор: отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора по результатам рассмотрения им дела с обвинительным заключением.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Указанные изменения свидетельствуют о централизации деятельности, связанной с предварительным следствием, и усилении в ней управленческих начал, о замене прокурорского (внешнего) надзора ведомственным (внутренним). Вместе с тем изменение правового положения следственных аппаратов не дает права должностным лицам вышестоящих следственных органов давать руководящие указания по конкретным уголовным делам руководителям и сотрудникам нижестоящих структур.
Если руководитель следственного органа принимает дело к своему производству, то он вправе пользоваться полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по делу в полном объеме как в форме предварительного следствия, так и дознания, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК 1и несет полную ответственность за результаты расследования.
Когда руководитель следственного органа одновременно с возбуждением уголовного дела принимает решение о производстве предварительного следствия несколькими следователями, то фамилии последних указываются им в постановлении о возбуждении уголовного дела. Согласие прокурора на возбуждение уголовного дела означает в этом случае одновременно и принятие им процессуального решения о создании следственной группы, поэтому вынесения прокурором специального решения в порядке ч. 2 ст. 163 УПК не требуется.
Руководители следственных органов не вправе подменять следователя и вторгаться в его деятельность, если соответствующий процессуальный вопрос относится исключительно к его компетенции.
Руководитель следственного органа вправе давать указания следователю в письменном виде. Только в таком случае они имеют обязательный характер для следователя.
Полномочия уголовно-процессуального характера руководителю следственного органа предоставлены в целях осуществления контроля за своевременностью действий следователя по раскрытию преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении, иными словами, для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль осуществляется с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого руководителя следственного органа.
Правило об обязательности исполнения указаний руководителя следственного органа ограничивает процессуальную самостоятельность следователя. Однако согласно ч. 3 ст. 39 УПК указания руководителя следственного органа об избрании меры пресечения, проведении следственных действий, требующих судебного решения, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, а также решение об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и до рассмотрения им вопроса не исполняются. При этом руководителю вышестоящего следственного органа передаются материалы уголовного дела.
Отстранение следователя или дознавателя от дальнейшего участия в расследовании, если им нарушены нормы УПК, — это полномочие, позволяющее:
1) разрешить отвод, заявленный следователю или дознавателю;
2) предотвратить возможные в будущем нарушения прав и свобод лиц, участвующих в деле, и создать условия для восстановления уже нарушенных прав и свобод.1
Передача уголовного дела от одного следователя к другому, предусмотренная п. 1 ч. 1 настоящей статьи, в первую очередь должна рассматриваться как распорядительное полномочие руководителя следственного органа, используемое им, если следователь по объективным причинам не может продолжить расследование (в связи с болезнью, отпуском, необходимостью проводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другим уголовным делам). Кроме того, передача дела другому следователю может быть осуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.
Право отмены решений органов расследования не распространяется на процессуальные акты, в которых содержится обращенное к суду ходатайство (ч. 2 ст. 29 УПК). Но руководитель следственного органа вправе не поддержать такое ходатайство.
Полномочие «утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу» может быть понято с учетом иных предписаний УПК. Дело в том, что Кодекс устанавливает правила не о прекращении производства, а о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (ст. ст. 24 — 28, 212 — 214 УПК). При этом руководитель следственного органа не утверждает постановления следователя, а в случаях, предусмотренных Кодексом (см. ст. ст. 25, 28 УПК), дает согласие на прекращение уголовного дела или уголовного преследования. В иных случаях, когда решение может быть принято следователем самостоятельно, руководитель следственного органа вправе отменить его (ст. 214 УПК).2
2.4 Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положение и функции
В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К таковым прежде всего относятся органы внутренних дел, которые являются универсальными органами дознания, поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).
Функция производства дознания по определенному в уголовно-процессуальном законе кругу дел является также постоянной для органов пограничной службы РФ, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы (п. 2—6 ч. 3 ст. 151 УПК).
К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ)
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 № 97-ФЗ).1
Эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.
Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2)руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.1
Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5 УПК). Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форе дознания обладают начальники органа внутренних дел, органа ФСБ, органа службы судебных приставов, таможенного органа, органа Государственной противопожарной службы.
Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу. Он может продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 сут. (ч. 3 ст. 144 УПК);
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.2
Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст. 145 УПК), принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. При этом следует отметить, что указанными полномочиями наряду с начальником органа дознания обладает и дознаватель.
При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:
1) проверять материалы уголовного дела;
2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Также начальник вправе лично произвести неотложные следственные действия по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, после того как примет дело к своему производству (ч. 1 ст. 157 УПК). В соответствии с п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК он утверждает постановление дознавателя о направлении уголовного дела прокурору после выполнения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство предварительного следствия. Начальник органа дознания утверждает обвинительный акт. Это утверждение облекается в форму резолюции «Утверждаю» (Приложение 80 к УПК)1.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК, обязательны для исполнения начальником органа дознания.
Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные п. 7 ст. 5 УПК. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органов внутренних дел, ФСВ, службы судебных приставов, таможенные органы и органы Государственной противопожарной службы.
Только по решению начальника органа дознания (или его заместителя) на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК, по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовым статусом следователя. Особенно это касается повышения относительной процессуальной самостоятельности дознавателя.
Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ).2
Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Согласия начальника органа дознания дознавателю на производство тех или иных процессуальных действий, как и принятия решений, не требуется. Исключение составляют обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК), а также постановление о передаче уголовного дела прокурору после проведения неотложных следственных действий (п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК). Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела (ст. 146 УПК), его прекращение по основаниям, предусмотренным ст. 25, 26, 28, 427 УПК, возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных действий, указанных в п. 4—8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК, в порядке ст. 165 УПК.
Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.
2.5 Потерпевший, его правовое положение и функции
Устанавливая, что потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации, закон, в сущности, определяет материально-правовое понятие потерпевшего от преступления. Но потерпевший — это участник уголовного судопроизводства. Его становление в этом качестве обусловлено вынесением дознавателем, следователем и судом (судьей) постановления (определения) о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42 УПК)1.
Потерпевшим может быть признано как физическое, так и юридическое лицо.
По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК, переходят к одному из близких родственников (ч. 8 ст. 42).
Потерпевший имеет право: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью второй статьи 198 УПК; знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 УПК.2
УПК обеспечивает возмещение потерпевшему имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. По его иску о возмещении морального вреда в денежном выражении размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства (ч. 3 и 4 ст. 42 УПК).
При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу, а за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. За разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пострадавший от преступления заинтересован в том, чтобы в отношении преступника было возбуждено уголовное преследование, а сам он был признан в установленном порядке потерпевшим и имел возможность отстаивать в уголовном процессе свою позицию, чтобы на лицо, совершившее преступное деяние, была возложена уголовная ответственность, а ему был бы полностью возмещен ущерб. Пострадавшее от преступления лицо имеет возможность отстаивать свои права и законные интересы на всех этапах производства по делу. Уголовно-процессуальные интересы потерпевшего соответствуют целям, преследуемым обвинительной властью.
2.6 Частный обвинитель, его правовое положение и функции
Частный обвинитель согласно ч. 1 ст. 43 УПК – это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, предусмотренном ст. 318 УПК, и поддерживающее обвинение в суде.
Частным обвинителем можно считать потерпевшего или его законного представителя и представителя по делу частного обвинения. Становление частного обвинителя как участника уголовного судопроизводства ст. 318 УПК увязывает с моментом принятия заявления судьей к своему производству. Частный обвинитель, являясь стороной в судебном разбирательстве, вправе: представлять доказательства; участвовать в их исследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения; высказывать предложения о применении уголовного закона (квалификации деяний) и назначении подсудимому наказания; поставить вопрос о примирении с подсудимым и согласиться на соответствующее предложение последнего (представив письменные заявления). Он имеет право обжаловать приговор мирового судьи в апелляционном порядке и на кассационное обжалование приговора апелляционного суда (ст. 354—360, 371 УПК).1
Права частного обвинителя в суде могут быть реализованы лично или (и) через своего представителя либо законного представления, которые имеют те же процессуальные права, что и представляемый (см. ч. 3 ст. 45). При этом личное участие частного обвинителя не лишает его права иметь представителя при производстве по этому делу (см. ч. 4 ст. 45).
2.7 Гражданский истец, его правовое положение и функции
Гражданским истцом в уголовном судопроизводстве является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 УПК гражданский иск в уголовном процессе может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного следствия. При этом суд, прокурор, следователь, дознаватель, усмотрев из материалов дела, что преступлением каким-то лицам причинен ущерб (вред), обязан разъяснить им или их представителям право предъявить гражданский иск, фиксируя этот факт в протоколе или путем направления уведомления. О состоявшемся постановлении (определении) по поводу признания гражданским истцом необходимо сообщать соответствующему лицу или его представителю, а постановление об отказе в этом — объявлять заявителю. Отказ в признании гражданским истцом может быть обжалован. О правах и обязанностях указанным лицам должно быть своевременно разъяснено (ст. 11 УПК).1
Если названные лица в силу различных причин не могут сами защитить свои интересы (например, несовершеннолетние), а также в интересах государства иск в уголовном деле может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства — прокурором.
УПК представляет гражданскому истцу достаточно широкий объем прав для отстаивания своих интересов (ч. 4 ст. 44). В обобщенном виде они заключаются в праве: представлять доказательства; заявлять ходатайства; участвовать в судебном разбирательстве; просить орган дознания, следователя и суд о принятии мер обеспечения заявленного ими иска; поддерживать гражданский иск; знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия; заявлять отводы; приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор, определение суда и постановление судьи в части, касающейся гражданского иска.
При причинении имущественного вреда совместными действиями ряда лиц гражданский истец вправе предъявить к ним свои требования о возмещении материального ущерба. Однако эти исковые требования могут быть разрешены в уголовном деле лишь при условии, что все эти лица привлечены к уголовной ответственности по данному делу.
Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится по правилам, установленным УПК.
Гражданский истец вправе реализовать свои права лично, через представителя или совместно с представителем.
Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.
Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК.
За разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.8 Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя
В принципе в уголовном процессе на стороне указанных субъектов правоотношений могут действовать как законные представители, так и представители на основе договора.
Но, в отличие от других отраслей права, уголовно-процессуальное право устанавливает специфические, только ему присущие правила, которые касаются как оснований, так и порядка их допуска к участию в производстве по делу. Эти правила установленные УПК, прежде всего состоят в том, что на стороне физических лиц (если ими являются потерпевший, гражданский истец и частный обвинитель) представителями могут быть прежде всего адвокаты (ч. 1 ст. 45). В дополнение и в развитие этого положения в ч. 2 ст. 45, однако, предусмотрено обязательное участие в уголовном деле законных представителей и представителей потерпевшего. Такое правило предусмотрено в целях обеспечения защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. 1
По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца может быть допущен также один из его близких родственников или иное лицо, о допуске которого он (потерпевший, гражданский истец) ходатайствует.
На стороне гражданина (потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя) в качестве законных представителей в уголовном судопроизводстве могут участвовать не только близкие родственники (п. 4 ст. 5 УПК), но и другие лица опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится представляемый (п. 12 ст. 5 УПК).
Если гражданским истцом являются предприятия, учреждения, организации, в качестве их представителей могут выступать их руководители, на основании доверенности — другие лица, а также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы.
Права представителя производны от прав предоставляемого. Поэтому представители могут иметь полномочия в пределах прав представляемого, но в принципе объем правомочий представителя зависит от воли представляемого. Например, гражданский истец может не дать представителю полномочия на отказ от иска. Однако есть право, которое потерпевший не может вообще передать представителю — право на дачу показаний. В случае недееспособности потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя их права автоматически переходят к законным представителям.
Потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель вправе реализовать свои права через представителя или, активно участвуя в производстве по уголовному делу, осуществлять их вместе с представителем.
Документами, подтверждающими право адвоката на выполнение обязанностей по представительству интересов потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, являются свидетельство адвоката и ордер. Допуск в уголовное судопроизводство родителей и других родственников осуществляется на основании документов, подтверждающих родственные отношения представителя и представляемого. Представительские функции других лиц подтверждаются документом. удостоверяющими их должностное положение, или доверенностью.
Заключение
Подводя итоги, еще раз отметим следующее:
Участник уголовного судопроизводства — это лицо, наделенное процессуальными правами и несущее процессуальные обязанности, вступающее в уголовно-процессуальные отношения с другими субъектами при реализации своих прав и исполнении обязанностей. Возможность вступать в уголовно-процессуальные правоотношения определяется наличием уголовно-процессуальной правосубъектности, т.е. правоспособности и дееспособности.
Существуют разные классификации участников уголовного судопроизводства, однако в основу данной работы мы приняли следующую классификацию: суд как самостоятельный участник уголовного судопроизводства; участники уголовного процесса со стороны обвинения.
Функцией суда является разрешение дела.
К участникам со стороны обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник отдела дознания, дознаватель, а также потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. Их главная функция — функция обвинения. Для прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и начальника отдела дознания она заключается в осуществлении уголовного преследования.
Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, направленная на доказывание виновности определенного лица, состоящая в формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом преступления.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление поправок к Конституции РФ. – 3-е изд., доп. и переработ. – М, Юрайт, 2000. 200 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. на 15.11.2007 г. – М.: Эксмо, 2007, 256 с.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ ( ред. от 14.03.2009 № 39-ФЗ) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. №2202-1 (в ред. ФЗ от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации»//Справочная правовая система Консультант Плюс.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» (ред. от 23.12.2008 № 28).
Айвар Л.К., Ахтырская Н.Н., Бордиловский Э.И. Уголовный процесс. Учебник для ВУЗов Издание второе, переработанное и дополненное. Под общей редакцией В.И. Радченко. М.: Юристъ, 2007.
Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т., Бородин С.В. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). Под ред. И.П. Петрухина. Изд. шестое, перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2008. — 754 с.
Победкин А.В. Уголовный процесс / А.В. Победкин, В.Н. Яшин; под ред. В.Н. Григорьева. – М.: Кн. мир, 2004. – 634 с.
Уголовно-процессуальное право / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. – 527 с.
Уголовный процесс / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.А. Сереброва; науч. ред. В.Т. Томин. – М.: Юрайт-издат, 2007. – 821 с.
Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. 3- е изд., перераб. и доп. – М.: Спарк, 2002.
Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопрозводства: понятие, содержание, «тенденции к сокращению» // Российский следователь, 2008, № 20
Ткачев И.В. О правовом регулировании полномочий прокурора // Российский следователь.2008.№ 4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.