Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Принципы формирования государственного бюджета и бюджетной системы в РФ

СОДЕРЖАНИЕ. Введение .1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации 2. Принципы бюджетной системы.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы 16 2.1.


Федеральный бюджет2. Местные бюджеты 3. Внебюджетные фонды 3. Бюджетное планирование и бюджетный процесс4. Рассмотрение и утверждение бюджетов25 Заключение 29Список использованной литературы 31 Введение Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.


Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом


документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся


резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.


Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории налоги, государственный кредит, государственные расходы, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 1.Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства


Российской Федерации Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства роспись доходов и расходов на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации БК РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования


финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. БК РФ дает следующее определение бюджетной системы основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов


Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов второй уровень - бюджеты субъектов РФ 89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов,


10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов третий уровень - местные бюджеты около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах


бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы общегосударственные финансы не включались в бюджетную систему.


Бюджетное законодательство РФ содержит понятие консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории ст. 6 БК РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов


РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. 1.2. Принципы бюджетной системы Бюджетным кодексом РФ Глава 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации единства бюджетной системы Российской


Федерации разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы самостоятельности бюджетов полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов сбалансированности бюджета эффективности и экономности использования бюджетных средств общего совокупного покрытия расходов бюджетов гласности достоверности бюджета адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной


документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению


расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов право органов государственной


власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов решений о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в


ходе исполнения законов решений о бюджете, за исключением установленных законом случаев. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет


бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.


Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Принцип общего совокупного покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей


суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений обязательную


открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства


выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех


уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Согласно БК РФ Глава 4 бюджетная классификация включает классификацию доходов бюджетов РФ функциональную классификацию расходов бюджетов РФ экономическую классификации расходов бюджетов


РФ классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.


Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации , функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении,


утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в


безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходы федерального бюджета, поступающие в 2003 году, формируются за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных


видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации земельного налога за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья - по нормативам, установленным статьей 12 настоящего Федерального закона дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации в размере 100 процентов доходов доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, расположенного на территории


Российской Федерации в размере 100 процентов доходов доходов от арендной платы за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья - в соответствии со статьей 12 Федерального закона консульского сбора, взимаемого на территории Российской Федерации в размере 100 процентов доходов платы за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные, документы о приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств, визы и вид на жительство в


Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства - в размере 100 процентов доходов платы за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков - в размере 100 процентов доходов платы за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов - в размере 90 процентов доходов платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва - в размере, установленном статьей 24 Федерального закона платы за отдельные виды услуг, оказываемых


федеральными органами исполнительной власти прибыли Центрального банка Российской Федерации патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, за исключением средств, поступающих от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в размере 100 процентов доходов доходов от деятельности совместного предприятия


Вьетсовпетро - в соответствии с законодательством Российской Федерации части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов доходов, поступающих от выдачи Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации сертификатов, паспортов бартерных сделок и от оказания им консультационных услуг в размере 100


процентов доходов средств , полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам решениям судов судей либо по решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией за вычетом затрат на реализацию указанного имущества, в соответствии с законодательством Российской


Федерации, по нормам и перечню, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации доходов от платежей при пользовании недрами - в соответствии со статьей 23 Федерального закона платы за пользование водными биологическими ресурсами, включая поступления от реализации квот на вылов добычу водных биологических ресурсов, осуществляемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в размере 100 процентов доходов доходов от эксплуатации и использования


имущества федеральных автомобильных дорог - в размере 100 процентов доходов доходов от использования лесного фонда - в размере 100 процентов доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством прочих поступлений от имущества, находящегося в федеральной собственности, а также поступлений от разрешенных видов деятельности организаций, финансируемых из федерального бюджета за исключением доходов, по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок исполнения доходов от продажи земли и нематериальных


активов - в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, компенсаций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного производства в размере 30 процентов поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности - в размере 100 процентов


доходов доходов от реализации и или использования природного сырьевого компонента низко обогащенного урана , являющегося федеральной собственностью, возвращаемой Российской Федерации в результате исполнения международных обязательств по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия от поставки являющегося федеральной собственностью высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией международных договоров о научно - техническом сотрудничестве


и поставках высокообогащенного урана от реализации являющегося федеральной собственностью специального сырья и делящихся материалов прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации . Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Исключительно из федерального бюджета финансируются


следующие виды расходов обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов функционирование федеральной судебной системы осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах национальная оборона и обеспечение безопасности государства фундаментальные исследования и содействие научно-техническому


прогрессу государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта государственная поддержка атомной энергетики ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба исследование и использование космического пространства содержание учреждений, находящихся в государственной собственности формирование федеральной собственности обслуживание и погашение госдолга РФ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий,


подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва проведение выборов и референдумов Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней финансовая поддержка субъектов Российской Федерации официальный статистический учет и др.


Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи обеспечение правоохранительной деятельности обеспечение социальной защиты населения охрана окружающей среды развитие рыночной инфраструктуры обеспечение развития федеративных


и национальных отношений финансовая помощь другим бюджетам и прочее. 2.Характеристика отдельных уровней бюджетной системы 2.1 Федеральный бюджет Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием


перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента


Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации О бюджетной политике на 2002 год и с учетом реализации целей экономической политики , предусматривающих создание условий для продолжения экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на среднесрочную перспективу.


Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную перспективу являются - усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста - повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры - обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам - повышение качества управления государственными активами и пассивами, совершенствование


управление государственным долгом.Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства. Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта.


При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга. Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер по консолидации


федеральном бюджете государственных ресурсов за счет включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5 млрд.руб. или 2.43 ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии. В соответствии с таким подходом проект федерального бюджета на 2002 год сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8 ВВП, по расходам - в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6


ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб или 1.2 ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9 ВВП. В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.В связи со снижением ресурсной базы консолидированного


бюджета уровень непроцентных расходов в 2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации . В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней. Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов


из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота - продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на


законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов. Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1.8 ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.2.2. Местные бюджеты Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы


Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местное самоуправление обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются


определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных


этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. 2.3.Внебюджетные фонды Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов


Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы бюджет государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными представительными органами в форме закона решения аналогично закону решению об утверждении государственного бюджета.


Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса


РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -


Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете Федеральный дорожный фонд Российской Федерации Федеральный экологический фонд Российской Федерации Государственный фонд борьбы с преступностью Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Фонд развития


Федеральной пограничной службы Российской Федерации Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии Фонд развития таможенной системы Российской Федерации. Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства


включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы. 3.Бюбдетное планирование и бюджетный процесс Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового


планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной


власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов


местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением ст. 6 БК РФ. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности составление проектов бюджетов рассмотрение и утверждение бюджетов исполнение бюджетов составление отчетов об исполнении бюджетов и


их утверждение. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования Банк России, органы государственного муниципального финансового контроля


Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов. Участниками бюджетного процесса являются Президент Российской Федерации органы законодательной представительной власти органы исполнительной власти высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы органы денежно-кредитного регулирования


органы государственного и муниципального финансового контроля государственные внебюджетные фонды главные распорядители и распорядители бюджетных средств иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. Основные задачи бюджетного процесса выявление материальных


и финансовых резервов государства максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов максимально точный расчет расходов бюджетов обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов согласование бюджетов с реализуемой экономической программой осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др. 4.Рассмотрение и утверждение бюджетов Орган исполнительной власти , орган местного самоуправления вносят


проект закона решения о бюджете на очередной финансовый год вместе с вышеназванными документами и материалами, на рассмотрение законодательного представительного органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ 15 августа, бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ для Республики Татарстан - уточненный проект бюджета вносится


Президентом РТ на рассмотрение Госсовета РТ до 15 сентября, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными правовыми актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона решения о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона решения могут быть внесены изменения.


Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК


РФ. Совет ГД в период парламентских каникул - ее Председатель направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение.


Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях. В первом чтении ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные


характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта, ГД может передать проект в согласительную комиссию состоящую из представителей ГД, СФ и Правительства РФ, вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии


Правительству РФ в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ. При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.


Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.


В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований


РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ. При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.


Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем чтении. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение


Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в


Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. Для преодоления вето


Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания. В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года. Заключение


В результате изучения литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно сделать следующие выводы - Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных


финансов - Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.


Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.


Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит, вызванный спадом производства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении,


росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг - Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг резидентам


дан- ной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.


Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное - в результате налоговой реформы. Список использованной литературы 1. Бюджетная система Российской Федерации Учебник Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской М. Юрайт, 1999. 2. Бюджетная система


России Учебник для вузов Под ред. проф. Г.Б. Поляка М. ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст 2-е изд доп. М. Издательство НОРМА, 2000. 4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ О бюджетной политике на 2002 год и на среднесрочную перспективу


Российская газета, 3 июня 2001 г с.3. 5. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов Учебник М. Флинта, 1999. 6. Закон Ставропольского края от 28.12.2001 55-ГД О краевом бюджете на 2002 годСтавропольская правда, 29 декабря 2001 г с.2. 7. Иохин В.Я. Экономическая теория Учебник М. Юристъ, 2000. 8. Кучеренко В. Бюджет 2002 двулик, но бездефицитен.


Российская газета, 2 июня 2001 г с.2. 9. Кучеренко В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладимРоссийская газета, 3 июня 2001 г с .3. 10. Мау В. Экономическая политика России в начале новой фазы Вопросы экономики, 2001 3. с.4-23. 11. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год анализ концепции


Экономист, 2001 11. с.59-67. 12. Сабуров Е Типенко Н Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения Вопросы экономики, 2001 1 с.56-71.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие и размещение добычи нефти и газа на территории Российской Федерации
Реферат Информационный повод
Реферат Характеристика Европейского севера России
Реферат Социальная адаптация новых религиозных движений (философский анализ)
Реферат Пути совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении
Реферат African American Heritage In Chicago Essay Research
Реферат Адаптивное управление социально-экономическим развитием предприятия сферы услуг
Реферат Билеты по георафии за 10 или 11 классыв виде шпаргалки
Реферат «Информационная культура как необходимое условие воспитания человека современного общества»
Реферат Выбор методов научно-педагогических исследований в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации
Реферат Национальная безопасность страны: морально-психологический фактор
Реферат Debate Over Music Censorship Essay Research Paper
Реферат Похідна Фреше та похідна Гато
Реферат Махатма Ганди 2
Реферат Irrigating Crops With Seawater Essay Research Paper