Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие криминологии

--PAGE_BREAK--

1.

Криминология– наука о закономерностях возникновения и развития преступности, её причин, личности преступника и преступной деятельности, жертве преступления, основах организации борьбы с преступностью и осуществления антикриминогенной политики.

К. возникла в последней четверти 19 века. Наука возникает, когда сходятся 3 вектора:

1. Объективная потребность в знаниях;

2. Соц. Интерес к этой информации;

3. Появляется группа учёных.

Кр – это социально-правовая наука, изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения, разрабатывает вопросы, связанные с профилактикой преступности. Как общественная наука, криминология вырабатывает, теоретически систе­матизирует объективные знания об изучаемой об­ласти соц жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов. Получение научного знания о преступности и преступни­ке — не са­моцель. Служит обеспечению разработки и внедрения оптимальных путей и средств предупреждения и сокращения преступности. Предметом КР. является исследование закономерностей и принципов развития общественных отношений, имеющих отношение к преступности.  Предмет составляют 4 элемента: 1) преступность как социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени;  2) личность преступника, его место и роль в прест-ях; 3) причины и условия преступности, понимаемых как система экономических, демографических, психологических, политических и других процессов, порождающих преступность; 4) профилактику прест-и, понимаемых как систему гос. и общественных мер, направленных на ослабление или  устранение прест-и. Целью Кр. является выработка рекомендаций по повышению эффективности борьбы с прест-ю. Предмет и цель определяют следующие задачи Кр.:  изучение факторов, влияющих на состояние, структуру, развитие прест-;  изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного прест-я, классификация видов прест-й и типов личности прест-ов;  определ основных направлений и мер предупреждения прест-и.

3.      Программа криминологического исследования: общая характеристика.

КИ— изучение и познание законов и зако­номерностей развития такого нега­тивного соц процесса, как пре­ст-ь; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности прест-а, выработки оптимальных решений по преду­преждению и профилактике правонар-й. Изучение преступ-и и мер борьбы с ней состоит из 3 этапов: 1) подготовительный — формулирование проблемы, постановка научной гипотезы, разработка направлений исследования; 2) рабочий — разработка инструментария, пробное обследование, сбор ин­формации и т. д.; 3) заключительный — формулирование выводов, составление отчетов, вне­дрение результатов исследования в практику. Последовательность проведения: 1) общая постановка задачи; 2) составление программы (построение гипотезы, определение основных направлений исследования); 3) определение методики исследования (какая нужна информация, способы ее получения, оценка и определение объема ин­формации — расчет выборки, где ее можно получить и какие средства для этого использовать); 4) составление рабочего плана; 5) разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью и т. д.); 6) уточнение (проверка) методики — пилотажное исследование; 7) сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.); 8) статистическая обработка полученной информации; 9) формулирование выводов и разработка конкретных предлож-й по ре­зультатам исследов-я, внедрение их в практику. Для проведения создается исследоват-ая группа. Опре­делив исполнителей и наметив порядок проведения исслед-я, разрабаты­вают программу, кот должна содержать теоретическую основу — краткое описание проблемы с анализом имеющ-ся знаний, теорий, обобще­ния результатов ранее проведенных исслед-й. Она определяет, какая и за какой период эм­пирическая инфор-я будет собираться, какие вопросы будут изучаться, какие соц взаимосвязи, направления и процессы будут предметом исслед-я. Исходный пункт исслед-я — постановка проблемы, элемент программы – исследоват-ая ги­потеза. Гипотеза дает возмож­ность выработать обоснованные предложения о структуре изучаемых объектов и характере суще­ствующих между ними взаимосвязей, позволяет установить связь между изучаемыми соц явлениями. На основе гипотезы со­ставляется план исслед-, который переходит в рабочий план.



3.Методология криминологии.

Предмет криминологии – сложное и комплексное образование. Многие его аспекты касаются самых разных наук, изучаю­щих человека и общество. Этим определяется многообразие методов.

Методыкриминологического исследования — система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью позна­ния преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

Используются общенаучные и специальные методы.

Общенаучныеметоды познания — общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые исполь­зуются в различных отраслях научного знания.

К ним относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобще­ние, абстракция, эксперимент, формализация, ана­логия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

Специальные(частнонаучные) методы криминологических исследований — способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

К ним относятся:

1) аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

2) социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

3) статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

4) социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);

5) функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и др.

Значение методологии.

10.      
Эксперимент в криминологии.


Эксперимент— научно поставленный опыт, определяет характеристики функционирования объекта в за­данных условиях с целью получения новой ин­формации о нем. В узком смысле применяется весьма ограниченно, ибо из-за его К! ческой сути нередко возникают проблемы этического хар-ра. Так, нельзя методом Э воспроизводить опытным путем многие причины и условия конкретного прест.ия. Вместе с тем указанный метод м/б успешно применен для проверки действия  социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.п. Другими словами, социальный Э полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общ.енной жизни в рамках, напр., экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т.п.).  Выделяют 2 разновидности  Э: 1) в реальных условиях; 2) на мат модели. Задачи: 1) проверка теоретических положений о причинах преступ-и и мерах по ее предупреждению; 2) проверка достоверности выводов, научных рекомендаций и предположе­ний, направленных на противодействие преступ-и, совершенствование пра­вового регулирования этой деятельности; 3) измерение эффективности новых форм и методов предупреждения пре­ступ-и (преступлений); 4) внедрения достижений Кр. в практику предупреждения пре­ступности. В реальных условиях проводятся главным образом Э по про­верке эффективности новых форм и методов орга­низации того или иного на­правления работы правоохр. органов. Организация и проведение Э включает несколько стадий. По­сле определения целей, возможностей, согласова­ния с компетентными орга­нами, теоретического обоснования исследуемой проблемы и выдвижения гипо­тез, подлежащих про­верке, начинается замер состояния экспериментального (до введения в него независимой переменной) и контрольного объектов (количества преступлений, характера проводимых мероприятий по их предупреждению). В ходе этой процедуры применяются разнообразные частнонаучные методы: оп­росы, наблюдения, экспертные оценки и др. Центральный момент — создание и приведение в действие эксперимен­тальной ситуации, вызывающей предполагаемое по­ведение или определенную деятельность, направленную на нейтрализацию криминогенных или усиление антикриминогенных факторов. В научных исслед-х нашел применение главным образом экспери­мент на математической модели. Примером — работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения.

11.Практическое  значение криминологии.

Практическаяцель КР. — выработка научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повыше­нию эффективности борьбы с преступ-ю. Цели Кр. определяют ее задачи: 1) изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состоя­ние, уровень, структуру и динамику преступ-и; 2) соц-криминологическое исследование видов преступ-и для определе­ния способов борьбы с ними; 3) изучение личности преступника, выявление механизма совершения кон­кретного преступ-я, классификация видов пре­ступных проявлений и типов личности преступников; 4) определение основных направлений и мер предупреждения преступно­сти. Среди задач  Кр.можно выделить: 1) экспертирование проектов нормативных актов на предмет их криминоло­гической обоснованности и последствий в изме­нении преступности. Крим. экспертиза должна распространяться не только на уголовные, УПК и УИК законы, но и на иные акты, связанные с воздействием на правонарушения. 2) изучение и использование междунар. опыта борьбы с прест-ю. Требуется реализация приоритетности обще­человеческих ценностей, в том числе при охране прав человека от преступлений, от беззакония. Криминолог. наука тесно связана cпрактической деятельностью по предупреждению прест-и. Во-первых, Особенная часть КР. нацелена на выявление особенностей отдельных видов прест-и и разработку специфических приемов и мер по их предупреждению. Во-вторых, регулярно проводятся криминолог. исследования конкретных вопросов преступности, отдельных групп преступлений и личности преступника с целью формулирования практических предложений по совершенствованию их профилактики. В-третьих, криминолог. наука настойчиво утверждает идею о необходимости криминологической экспертизы важнейших законов в области борьбы с преступностью и правительственных решений в сфере изменений эконом. и социальной политики в стране в целом и отдельных ее регионах.



12.Социометрический опрос в криминологических исследованиях.

Социометрия– от латинского societas(общество) и греческого metrum(измерение). Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми; система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. Социально-эмоциональные связи конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает. С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношении, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т. п. Социометрическое исслед-е предлагает использование преимущественно методов письменного и устного опросов (анкетирование, интервью). Опрос — метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный оп­рос — интервью) и опосредован­ном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем и опрашиваемым. Позволяет: 1) собрать сведения, которых нет в официальной отчетности и др материалах; 2) за короткий срок и при неболь­ших затратах сил и средств оп­росить репрезентативные группы изучаемых лиц; 3) формализовать его прове­дение в целях об­легчения обобщения и анализа получаемых сведений. Опросы — в форме бесед, интервью и анкетирования. Используются модификации опроса — свободное и направленное интер­вью. Различия — в информационной емкости, сте­пени обратной связи между оп­рашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т. д. Непосредственный опрос позволяет собирать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведе­ния и т. д. По­этому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологич.и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных в ходе непо­средственного опроса, влияет ряд обстоя­тельств объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, про­цедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др. Полученные данные обрабатываются и суммируются в социоматрицах (схемах)



13.Антропологическое учение в криминологии. Ч.Ломброзо и его взгляды.

Основоположником учения был френолог Гааль. Он разделил людей, совершивших престу-я, на три категории и положил начало биологической классификации преступ-к. К первой- чьи врожденные качества позволяют им в самих себе находить опору в борьбе с соблазнами и дурными влечениями. Эти лица способны соотносит свои действия не только с законом, но более высокими идеалами. вторая категория состоит, из людей, обездоленных от природы. В силу своих врожденных качеств эти люди легко становятся жертвой преступных влечений. Люди третьей категории от природы предрасположены к совершению прест-я, но им отпущено природой и дурное, и хорошее одновременно, а потому на преступный путь они встают в зависимости от условий их среды. Заслуга антропологической школы — было инициировано внимание к лич­ности преступ-а и детерминации ее криминоген­ных свойств, были предло­жены лабораторные методы исследования личности и собран большой факт. материал. Ч. Ломброзо, заложил основы изучения преступников, используя знания биологии и теории эволюции. Работая тюремным врачом, он исследовал физиологические свойства как заключенных, так и не преступников, уделяя значительное внимание строению черепа. Результатом его изысканий стала книга под названием «Преступный человек» (1876), в которой он сформулировал теорию прирожденного преступника.Главная мысль его теории состояла в том, что преступники представляют собой определенный регресс в развитии человека, такой его подвид, который имеет явно отличительные физические и психические свойства. Не ограничившись констатацией общих черт (атавизмов) прирожденного преступника, Ломброзо предложил типологию, в которой каждому виду приписывались соответствующие неповторимые черты. В ней были выделены убийцы, воры, насильники, мошенники. Взгляды Ломброзо эволюционизировали: оставаясь на позициях уголовной антропологии, он со временем стал признавать наличие не только прирожденных, но и случайных прест-в, а также прест-в по страсти, воспринял идеи о влиянии на преступников не только биологических, но и иных, в том чис­ле некоторых социальных, факторов (уровня экономического развития, цивилизации, миграции населения, беспризорности, алкоголизма и др.). Его теория постепенно трансформировалась в биосоциальную, что проявилось в трудах его после­дователей.Несмотря на явную научную несостоятельность ломброзианства, нельзя, как это делалось в прошлом, относиться к этому учению только резко негативно, так как в исследованиях Ломбро­зо есть определенное и рациональное зерно, в частности позитив­ное внимание к личности преступника. Исследования Ломброзо использованы при создании детектора лжи, некоторых графиче­ских (почерковедческих) методов. Определенное практическое значение имели описание и интерпретация Ломброзо татуиро­вок преступников, анализ преступного жаргона.



14.Особенности опроса правонарушителей.

Опросы осужденных представляют особую сложность. Можно выделить группы осуждённых по степени их отношения к проводимым исследованиям: 1) негативно настроенные к исследованию и личности исследователя (( от­каз от заполнения анкет, нежелание участвовать в беседе и т. д.). группа состав­ляет около 6%; 2) заинтересованные осужденные, желающие извлечь определенную “вы­году” для себя и поэтому стремящиеся показать свою откровенность в ходе оп­роса, — 25%; 3) осужденные, усматривающие возможность пообщаться с исследовате­лем, получить свежие впечатления в ходе контактов. Эта группа (преимущест­венно несовершеннолетние, молодежь, женщины) составляет около 20% осуж­денных; 4) безразлично относящиеся к исследованию и исследователю -18%; 5) позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всячески содейство­вать исследователю с тем, чтобы “предостеречь др” от совершения преступле­ний, — 17%;6) осужденные, использующие опросы с целью подачи заявлений, жалоб, — 13%.



15.Ш.Монтескье, Ч. Беккариа: труды, взгляды, значение для криминологии.

Монтескьев “Персидские письма”, “О духе законов” ис­ходил из соц обусловленности нравов и поведе­ния. По его мнению, человек в силу ограниченности разумного предвидения, подверженности заблуждениям и страстям спосо­бен к нарушениям законов природы и общества. Но справедли­вый законодатель в значительной степени может противодейст­вовать соц от­клонениям. В «О духе законов» писал о гуманизации мер наказания, а также о предупредительных мерах. Главной причиной прест-й считал «злонравие» и рекомендовал государству в целях предупреждения прест-й заботиться о благонравии. настаивал на экономии репрессии, личном характере и соответствии ее тяжести характеру содеянного. Классифицировал прест-я и рекомендовал соответственно дифференцировать наказания за них. требовал точного определения круга государ. прест-й и писал, что отсутствие здесь точности достаточно для превращения правления в деспотическое. Ч. Беккариа в «О преступлениях и наказаниях» (1764) излагает идею предупредительного воздействия наказа­ния, которое способно выработать внутренние побуждения, удерживающие от проявления “страстей”, мотиви­рующих преступ-я. Но для этого наказание должно быть публичным, неза­медлительным, необходимым, соразмерным деянию. Анализ пре­вентивных воз­можностей наказания сочетает с рассмотрением предупредительных мер соц плана. Лучше предупредить, чем ка­рать преступление, это цель хорошего зако­нодателя. На 1 место выдвигает задачу обеспечить полноправие граждан в госу­дарстве и обществе, напоминая, что рабы всегда бо­лее разнузданны и жестоки, чем свободные люди. Выделяет общественную помощь неимущим, требование ясности и опреде­ленности законов, так как отсутствие четких дефиниций и из­быточность запретов формируют “мораль правонарушителей”. Ре­шающая роль отдается постоянному и повсеместному разъяснению закона. разработал классификацию преступ-й, исходя из объекта по­сягательства, степени причиняемого  вреда, предумышленности или ситуативности, мотивации. Выделены мотивы — чувство безнадежности, нищета, тунеядство. Сформулировал принципы уголовного права, кот имели криминол-е содержание׃ принцип предупредительной функции закона: «Хотите предупредить преступл-е? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите». принцип неотвратимости наказания: «Чем скорее следует наказание за престу-м, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее». «Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность».

16.Документальный метод в криминологии. Контент-анализ и его использование в криминологических исследованиях.

Документальный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Достоинстваметода анализа уголовных дел: 1) возможность максимально приблизить момент сбора информации о фак­тах, могущих быть положенными в основу науч­ного исследования к моменту совершения преступления; 2) высокая степень надежности фактов, содержащихся в материалах уго­ловных дел; 3) легкость статистической обработки; доступностью для исследователей; 4) возможность получения большого объема криминологической информа­ции, обеспечения репрезентативности полученных результатов; 5) простота отбора уголовных дел и получения из их материалов кримино­логической информации; 6) возможность неоднократной проверки полученных данных на одном и том же массиве. Недостатки: относительная ограниченность данных, невозможность для ис­следователя выйти за пределы информации, зало­женной в материалах уголов­ного дела, что не всегда позволяет раскрыть в полной мере исследуемую про­блему, в частности ус­тановить связи и зависимости между отдельными крими­ногенными факторами при объяснении причин преступности, условий форми­рования личности преступника и т. д. Наиболее достоверные фактические дан­ные анализ уголовных дел дает в сочетании с др методами криминологических исследований. Технология анализа уголовных дел включает в себя разработку справки-ан­кеты, изучение отобранных уголовных дел и за­полнение справок-анкет, стати­стическую обработку результатов и их интерпретацию. Сходная технология используется для изучения отказных материалов, в не­обходимых случаях — админ дел. Контент-анализ — прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста.



17.Экономическое направление в криминологии. Марксистская школа.

Маркс мало писал о преступности, но его учение, развитое в «Капитале», внесло существенный вклад в дискуссию о происхождении прест-и. Основные идеи марксистской теории причин прест-и: 1) бытие определяет сознание и поведение человека; 2) преступность — результат классовых противоречий в обществе, эксплуатации, нужды и нищеты, грубая форма классовой борьбы; 3) прест-ь можно искоренить лишь в связи с революционным пере­устройством мира, ликвидацией частной собствен­ности, эксплуатации и соц не­равенства; 4) с устранением коренных соц причин в коммун-ом сообществе преступность станет отмирать; 5) в социалис-ом обществе как 1 фазе коммунизма преступность со­храняется в связи с имеющимися пережитками прошлых эксплуататорских от­ношений; 6) в коммун-м обществе государство как машина насилия отомрет, а вместе с ним отомрет и преступность. Изложил свои взгляды на преступность  и Ф.Энгельс в «Положение рабочего класса в Англии» (1845). защищал следующие три тезиса:  — причина преступности — в экономических условиях капитализма;  — преступность есть выражение негодования рабочего класса против класса капиталистов; — преступность — бесплодная и не сулящая успеха форма классовой борьбы.  Марксистскую теорию преступности развивали, причем не только в прошлом, но и в ХХ веке ряд зарубежных криминологов. Так:  — голландский В. А. Бонгер (1905) утверждал, что капитализм порождает эгоизм, а социализм — альтруизм. Склонность к преступному поведению растет, когда эгоист видит возможность путем нелегальных действий получить какую-то выгоду за счет других, если у него нет шансов удовлетворить свои потребности законным образом. При капитализме можно преследовать эгоистические цели за счет других противоправным способом. И не только можно, но и должно, если легальный путь исполнения желаний закрыт. Иначе — при социализме. Он гарантирует каждому возможность удовлетворять свои потребности вполне законным порядком. Поэтому капитализм плодит преступность, в то время как при социализме не могут совершаться уголовно наказуемые деяния; — за марксистский подход выступали Ф.Веркентин, М.Хофферберт и М.Баурманн. Они видят причину возникновения прест-и в „классовом расслоении общества“ и в „классово ориентированной юстиции“. считают, что ликвидировать прест-ь нельзя без преодоления капиталист-х общественных структур


18. Понятие и предмет криминологической статистики.

Уголовнаястатистика — система положений и приемов общей теории ста­тистики, применяемых к изучению уголовно-пра­вовых и криминологических явлений в целях выявления их закономерностей и разработки мер, противодей­ствующих преступ­ности. Предметом статистики являются количественные стороны преступности, изучаемые в целях познания ее качественных характеристик. Задачи статистики: 1) цифровая характеристика состояния и динамики преступности в абсо­лютных и относительных показателях, оценка прак­тики борьбы с преступно­стью; 2) получение достоверной информации о регистрации преступлений и мер борьбы с ними; 3) определение тенденций изменения преступности и ее рецидива; 4) выявление плюсов и минусов в борьбе с преступностью. К методам статистики относятся: статистическое наблюдение, сводка и группировки собранного материала, вы­числение обобщенных показа­телей, качественный анализ общественных явлений. Статистика изучает соц явления и процессы не как случайные, изолиро­ванные, а как тесно связанные друг с другом, взаимо­зависимые в их развитии и изменении. Статистический метод обнаруживает, что характеристики прест-и как соц процесса соотносятся с характер-и общества в целом на данном этапе его развития и в ретроспективе. Исследовать явление статистическими методами — значит наблюдать мно­жество его элементов или наблюдать само явление во множестве его повторений в пространстве или (и) во времени, характеризовать результаты наблюдений в их совокупности статистическими показателями, анализировать их с учетом формы проявления закономерностей в массовых явлениях и дейст­вующих в них общих законов. На каждой из стадий применяются специфические приемы и способы, ко­торые в своей совокупности составляют содержа­ние статистического метода.



19.

 История криминологии в Советской России и СССР.

 Периоды развития КР. „советского периода“ можно представить следующим образом:  — возникновение и развитие; — современное состояние.  Практическое изучение состояния преступ-и, ее причин, личности прест-а в первые годы Совет. власти было сосредоточено в уголовном розыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры, ВЧК и даже Наркомпроса. При различных учреждениях — судебных, исправительно-трудовых, медицинских и пр. были созданы криминологич. кабинеты и клиники, сотрудники которых совместно с практиками изучали на основе статистического, эмпирического и клинического материала различные виды преступ-й и типы преступников. В 1925 году был создан Гос. институт по изучению преступности и преступника. На него были возложены следующие задачи: изучение причин и условий преступности в целом и отдельных видов преступлений; изучение методов борьбы с преступностью; разработка вопросов уголовной политики, средств и методов воздействия на осужденных, а также „изучение отдельных лиц, представляющих интерес для выяснения преступности“. Его работа была очень продуктивной, но особо отмечается издававшийся сборник „Современная преступность“, в номерах которого содержался анализ данных уголовной статистики в сопоставлении с результатами первой всесоюзной переписи населения 1926 года.   В 30-е годы криминологические исследования в нашей стране были практически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина, в частности ошибочное мнение о том, что в социалистическом обществе нет социальных причин преступности и эта проблема якобы не представляет ни научного, ни практического интереса. В результате институт по изучению преступности и преступника, криминологические кабинеты на местах были ликвидированы, отделы моральной статистики в органах ЦСУ упразднены. Анализ преступности приобрел чисто ведомственный ограниченный характер, а научных разработок практически прекращен.  Следующий этап развития Кр начинается с конца 50-х годов. Исследование прест-и включается в планы некоторых научно-исследовательских правовых учреждений. Криминологическая проблематики стала разрабатываться на кафедрах юрид.учебных заведений.  В 1963 году создается Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения прест-и, на который была возложена координация научных исследований в области Кр..  С 1964 года преподавание Кр. вводится в программы юридических ВУЗов.  Проблемами этой науки занимались Аванесов, Антонян, Алексеев, Бабаев, Карпец, Миньковский, Стручков и др… Эти ученые внесли значительный вклад не только в Кр., но и в уголовное и уголовно-исполнительное право. В 1966 г. выходит первый отечественный учебник по Кр. Развитие науки привело к созданию кафедр Кр. в ряде ВУЗов  страны: Московском, Екатеринбургском юрид. институтах, Академии и высших школах МВД. Преподавание кКр. было ориентировано на получение не только твердых знаний о проблемах борьбы с прест-ю, конкретныхеевидов, но и на реальную возможность активного их участия в разработке, реализации и оценке различных социально-правовых программ, законод-х норм и иных документов – так называемых криминологических экспертизах, способных своевременно оказывать необходимое антикриминогенное воздействие. В течение ХХ в. отечественная КР. развивалась в нескольких направлениях. Преимущественным был социологический подход в объяснении преступности, хотя развивались психологическое и биологическое направления.



20.Процедура криминологического исследования (КИ).

КИ— изучение и познание законов и зако­номерностей развития такого нега­тивного соц процесса, как пре­ступность; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки решений по преду­преждению и профилактике правонарушений. поводом к проведению КИ служит реально возникшее противоречие в тех явлениях и процессах, которые представляют криминологический интерес. Невозможность решить проблему обычным путем и делает необходимым проведение КИ. Состоит из 3 этапов: 1) подготовительный — формулирование проблемы, постановка научной гипотезы, разработка направлений исследования; 2) рабочий — разработка инструментария, пробное обследование, сбор ин­формации и т. д.; 3) заключительный — формулирование выводов, составление отчетов, вне­дрение результатов исследования в практику. Последовательность проведения исследов-х операций: 1) общая постановка задачи; 2) составление программы (построение гипотезы, определение направлений исслед-я); 3) определение методики исследования (какая нужна информация, способы ее получения, оценка и определение объема ин­формации); 4) составление рабочего плана; 5) разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью и т. д.); 6) уточнение (проверка) методики — пилотажное исследование; 7) сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.); 8) статистическая обработка полученной информации; 9) формулирование выводов и разработка конкретных предложений по ре­зультатам исследования, внедрение их в практику. Для проведения КИ создается исследовательская группа. Опре­делив исполнителей и порядок проведения КИ, разрабаты­вают программу, кот должна содержать — описание проблемы с анализом имеющ-хся на­учных знаний, теорий, обобще­ния результатов ранее проведенных исслед-й. Она определяет, какая и за какой период эм­пирическая информация будет собираться, какие вопросы будут изучаться, какие соц взаимосвязи, направления и процессы действительности будут предметом исследования. Исходный пункт КИ — постановка проблемы, важней­ший элемент программы — ги­потеза, кот дает возмож­ность выработать предложения о структуре изучаемых объектов и характере суще­ств-х между ними взаимосвязей, позволяет установить связь между изучаемыми соц явлениями. На основе гипотезы со­ставляется план исслед-я, кот. переходит в рабочий план. Важный этап КИ — вне­дрение результатов в практику. формы внедрения: 1) подготовка планов соц развития, комплексных планов предупреждения прест-й, фед и ре­гионал-ой программ борьбы с преступ-ю, перспективных текущих планов работы правоохр.органов; 2) подготовка законодат-х предложений, ведомственных НПА, др управленческих документов по акту­альным проблемам противодейст­вия прест-и; 3) подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, и т. п.; 4) проведение научно-практических конференций и семинаров, использо­ваниерезультатов исследований в учебном про­цессе;5) подготовка научных рекомендаций.


21.И.И.Карпец как выдающийся советский криминолог: характеристика основных трудов.

КарпецИгорь Иванович (1921-1993 гг.) — доктор юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки России. Область научных исследований: общая теория криминологии, причины преступности, личность преступника, предупреждение преступлений. Карпец высказал мнение о вечности преступности, присущей любому, не только классовому обществу (Карпец И. И. Пре­ступность: иллюзии и реаль­ность.). В качестве доводов указывается на совершение и в первобытном до­классовом строе анти­общинных деяний и существование системы санкций за них. Явление преступности якобы существовало, но отсутствовало его правовое определение. В 1963 г. был образован Всесоюзный институт по изучению причин и раз­работке мер предупреждения преступности. Перед институтом была поставлена задача объединить и возглавить исследования в этой области,  директором ин­ститута был назна­чен И.И. Карпец. Одной из наиболее значимых работ И.И. Карпеца является “Проблема пре­ступности” (1969). присуждена Гос премия СССР в 1984 г. за признание заслуг в об­ласти создания теоретических основ криминологии и организации борьбы с пре­ступностью.



22.
Критика психоаналитической концепции в криминологии.

Исследования приходят к таким результатам, которые полностью совпадают с  выводами теории социальной дезорганизации, теории конфликта культур, новыми  результатами психоаналитической криминологии, с положениями теории преступного  обучения и контроля и теории дифференциальной ассоциации (идентификации).  Преступность обусловливается психологическими, социальными противоречиями,  конфликтами норм. Советская криминология была в целом ориентирована в  направлении уголовной социологии и судебной психологии, а уголовно-биологические  объяснения преступности отрицались.


23.Понятие преступности.

ПП включает в себя несколько значений. В уголовно-правовом значении преступность представляет собой совокупность всех преступлений (т.е. общественно опасных и запрещенных законом действий), совершенных на определенной территории за определенный период времени и совокупность лиц, их совершивших, в отношении которых вынесен судебный приговор.  В социально-правовом значении преступность – массовое негативное  исторически обусловленное и изменчивое явление основу которого составляет совокупность деяний, содержащих признаки преступления и совершивших их лиц.  Основными признаками прест-и являются следующие.  Системность – прест-ть не простое множество прест-й, совершаемых на определенной территории, она подразумевает устойчивые взаимосвязи и взаимовлияния между различными видами и группами прест-й.  Прест-ь – это социал. явление, обусловленное другими социал, экономич-и, демографическими, политическими и другими процессами и явлениями (уровнем жизни, безработицы, нищеты, твердостью нравственных устоев и т.д.). Измеряется качественно-количественными показателями: уровень, структура, динамика. Пр. исторически изменчива. Её состояние неодинаково в разных соц-эконом формациях. Уровень и структура из­меняются и на отдельных этапах развития определенной формации в зависимости от содержания и тенденций, причин и усло­вий прест-й, от определения государствами круга деяний, объявляемых преступными. Изменчивость преступности отра­жается в истории уголовного законодательства. Пре. — соц явление. Она социальна потому, что: 1) ее субъекты, как и лица, на интересы и отношения которых осу­ществляются посягательства, — члены общества; 2) в ее основе лежат соц-эконом законы, обусловленные сово­купностью сло­жившихся производственных отношений и характером произво­дительных сил. Преступность порождается причинами и усло­виями, носящими соц характер. Прест-ь -не статистическое множество преступлений, а явление. Оно закономерно по причинно-следственной зависи­мости и связи обусловливания, по взаимодействию с др соц явлениями — экономикой, политикой, идеологией, психологией об­щества и соц общностей, управлением, правом и т. д. Интенсив­ность и характер преступности определяются противоречиями взаимодейст­вующих соц процессов и явлений криминогенного, антикриминогенного, сме­шанного характера. Пр. — уголовно-правовое явление. Понятие преступления — ба­зового элемента понятия «преступность» — дается уголовным правом. Пр. — не механическое множество, а целостная совокупность, система преступлений. Она имеет определенные сис­темные свойства, то есть устойчивые взаимозависимости преступлений внутри целостности и с др внеш­ними соц явлениями. Причем ее элементы — отдельные преступления и их группы (подсистемы) — находятся в определенных статистически измеряе­мых взаимозависимостях и взаимодействиях.

24.Теория стигматизации в криминологии.

Стигма в переводе с латыни означает «клеймо». Клеймение преступников (не только физическое, но и нравственно-право­вое) еще более отторгает их от общества, превращает в изгоев, для которых преступное поведение делается привычным.ТС  основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации. Эта теория знаменует буквально переворот в традиционном криминологическом понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка предупредить правонарушение на самом деле создают их.  Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности. Теория стигматизации весьма популярна среди западных криминологов. В теоретическом плане ее развитие, вероятно, пока не закончилось.



1.                      25Свойства

2.                        .Общественная опасность, которая характеризуется:

а)                       Тем вредом, который она непосредственно причиняет гос-ву, общ-ву, личности:

Ø         физ. (число убитых и раненых),

Ø         экономический (материальный ущерб, т.е. в определенной сумме)

б)         выражается в косвенном вреде, который выражается затратами на:

Ø                                             устранение или заглаживание последствий преступности;

Ø                                             содержание аппарата, в компетенцию которых входит функция борьбы с преступностью

в)                                             теми угрозами, которые она создает (экон., соц, демограф. и т.д.)\

2.         Социальная поталогичность (2 явления):

1)         Социальная природа преступности видна в её происхождении, т.к. она может существовать лишь в обществе

+проявляется в том, что преступность обусловлена социал. факторами

+социл. природа видна в исторической изменчивости(Напр.: раньше в основном было распространено хулиганство-33%). Сейчас преступность в основном носит организованный характер.

2)         Патологичность: «социально нездоровье»=явление социальной дезорганизации. Любое общество всегда нездорово, т.к. абсолютнг здорового обществ не бывает и нет. Сейчас наблюдается тенденция легализации криминала. Преступность несет угрозу уничтожения гос-ва.
3.         Преступность – явление целеустремленное. Оно стремится к своим целям + создает благоприятные условия для их достижения; преступность — самоорганизующееся явление. Преступность – это активный субъект современной действительности.

4.         Противоправность, Уголовно-противоправное явление. (это свойство в первую очередь). Надо отметить, что преступность м.б. и непротивоправной, ведь и сам Закон м.б. криминальным, преступным! 

5.         Относительно скрытое явление. По своей природе преступность стремится к безнаказанности. Преступность всегда латентное явление, мы знаем лишь о части совершаемой преступности.

28.Теория аномии в криминологии.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии — безнормативности, т.е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

ОН счи­та­ет пре­ступ­ность нор­маль­ным и да­же по­лез­ным яв­ле­ни­ем. Она вы­пол­ня­ет две функ­ции:

1.                        от­кло­не­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го соз­на­ния от кол­лек­тив­но­го пред­став­ля­ет со­бой ус­ло­вие из­ме­не­ний и про­грес­са. Пол­ное еди­но­об­раз­ное по­ве­де­ния чле­нов дан­но­го об­ще­ст­ва оз­на­ча­ет, что оно пе­ре­жи­ва­ет за­стой и не раз­ви­ва­ет­ся;

2.                        пре­сту­п­ле­ние мо­жет быть фак­то­ром ин­те­гра­ции об­ще­ст­ва, ук­ре­п­ле­ния со­ци­аль­ных свя­зей. Не­га­тив­ная ре­ак­ция на пре­ступ­ное дея­ние уси­ли­ва­ет кол­лек­тив­ное соз­на­ние и де­ла­ет на­гляд­ной гра­ни­цу  ме­ж­ду мо­раль­ны­ми и пра­во­вы­ми нор­ма­ми.

По мне­нию Дюрк­гей­ма “чем боль­ше че­ло­век име­ет, тем боль­ше он хо­чет, по­сколь­ку по­лу­чен­ные бла­га лишь сти­му­ли­ру­ют, а не удов­ле­тво­ря­ют по­треб­но­сти”. Тео­рию ано­мии до­пол­ни­ли и раз­ви­ли аме­ри­кан­ские со­цио­ло­ги, и, пре­ж­де все­го, Ро­берт Мер­тон. Он оп­ре­де­ля­ет со­стоя­ние ано­мии как над­лом в куль­ту­ре, воз­ни­каю­щий в си­туа­ции рез­ко­го рас­хо­ж­де­ния ме­ж­ду куль­тур­ны­ми нор­ма­ми и це­ля­ми, с од­ной сто­ро­ны, и соз­дан­ны­ми об­ще­ст­вом воз­мож­но­стя­ми по­сту­пать в со­от­вет­ст­вии с ни­ми, с дру­гой сто­ро­ны. Су­ще­ст­ву­ют раз­ные ти­пы адап­та­ции в та­кой си­туа­ции. Тип пер­вый — кон­фор­мизм — это по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на дос­ти­же­ние оп­ре­де­лен­ных куль­тур­ных це­лей с по­мо­щью ле­галь­ных средств. Вто­рой тип — ри­туа­лизм — за­клю­ча­ет­ся в от­ка­зе от стрем­ле­ния к дос­ти­же­нию бо­лее вы­со­кой по­зи­ции ли­бо по­ни­же­нии его уров­ня до та­кой сте­пе­ни, что по по­во­ду не­осу­ще­ст­в­лен­ных на­ме­ре­ний на­пря­жен­но­го со­стоя­ния не на­сту­па­ет. Эти два ти­па не по­ро­ж­да­ют де­ви­ант­ных по­ступ­ков. Тре­тий тип — ин­но­ва­ция — это при­ня­тие це­лей, оп­ре­де­лен­ных куль­ту­рой, при од­но­вре­мен­ном от­ка­зе от ус­та­нов­лен­ных спо­со­бов их дос­ти­же­ния. То есть лю­ди хо­тя и реа­ли­зу­ют цен­но­сти, при­ня­тые в дан­ном об­ще­ст­ве, но де­ла­ют это с по­мо­щью не­ле­галь­ных средств. Чет­вер­тый тип — рет­ри­тизм — за­клю­ча­ет­ся в од­но­вре­мен­ном от­ка­зе как от це­лей, стрем­ле­ние к ко­то­рым в дан­ном об­ще­ст­ве обя­за­тель­но, так и от средств, ко­то­рые слу­жат дос­ти­же­нию этих це­лей. И, на­ко­нец, пя­тый тип — мя­теж — это так­же от­каз от це­лей и средств, при­ня­тых в об­ще­ст­ве, но уже с про­грам­мой за­ме­ны их но­вы­ми це­ля­ми и но­вы­ми сред­ст­ва­ми их дос­ти­же­ния

26Общественная опасность преступности  (ООП) и ее измерение.

Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью. Последняя представляет собой систему свойств личности в виде криминогенных потребностей, интересов, эмоционально-волевых деформаций и мотивации, которые породили соответствующее преступное поведение. Как правило, общественная опасность носит не всеобъемлющий характер, а проявляется в некоторых доминирующих ориентациях и мотивациях, например корыстной или насильственной и т. д. Такая криминогенная ориентация личности определяет содержание ее общественной опасности и ее преступного поведения.

ООП не сводится к «сумме» общественной опасности составляющих преступность отдельных преступлений. Ее важное проявление в том, что не только социальные условия влияют на преступность, но и преступность отрицательно влияет на социальные условия. В частности, преступность (а не просто преступления) тормозит поступательное развитие нашего общества, затрудняет решение стоящих перед ним задач. Преступность как целое нарушает общественное спокойствие, вызывает у граждан чувства неуверенности, страха, требует значительных материальных, ресурсных, организационных затрат и усилий для борьбы с ней. Преступность способна к воспроизводству: фактом своего существования она заражает, разлагает, вовлекает в преступления неустойчивых лиц. Наконец, ООП определяется не только опасностью образующих ее составов преступлений, но и составом (структурой) самой преступности, се состоянием и динамикой.

Общественная опасность – это одно из свойств преступности, она характеризуется:

а)         Тем вредом, который она непосредственно причиняет гос-ву, общ-ву, личности:

Ø         физ. (число убитых и раненых),

Ø         экономический (материальный ущерб, т.е. в определенной сумме)

б)         выражается в косвенном вреде, который выражается затратами на:

Ø                                             устранение или заглаживание последствий преступности;

Ø                                             содержание аппарата, в компетенцию которых входит функция борьбы с преступностью

в)         теми угрозами, которые она создает (экон., соц, демограф. и т.д.)

Показатель общественной опасности – вес преступлений определенного вида – Wι; Пι – число перступленй; Σ Wι× Пι

Вес определяется по санкции УК РФ=> Wι= min
санкции +
max
санкции

                                                

29.Основные показатели преступности

1.                                             1.Размер (или объем) преступности: выражается в:

Ø                                             Абсолютное число зарегистрированных преступлений

Ø                                             Число лиц, выявленных за совершение преступления

Ø                                             Число потерпевших от преступления

Ø                                             Размер причиненного ущерба

2.         2.Структура преступности – отношение определенного вида ил группы преступлений в общей массе (объеме) зарегистрированной преступности. Если более точно, то можно рассчитать и по отношению к общему числу жертв  лиц, совершивших и т.д.

3.         3.Динамика преступности: — это отношение последующего показателя к предыдущему, т.е. темп роста (Т).

Напр.:  Т= 2007 г.

                   2006 г.

4.         4.Уровень (или коэффициент, или показатель интенсивности) = распространенность данного явления среди населения Точка отсчёта – число населения. Надо говорить о системе коэффициентов: (К)

Ø                                             Коэф-т преступности=>К1=П×10 5

                                                    Н14

Ø                     Коэффициент преступной активности – К2 = лица×10 5 

                                                                                   Н14 и >

Коэффициент судимости – К3 = О (осуждённый)×10 5 (10 в пятой

Ø                     Коэффициент виктивности (жертв) – К4 = Ж (жертва)×10 5

5.         5,Показатель локализации преступности: соотношение показателей структуры по отношению к разным административно-территориальным единицам.

6.         Л=д1/д0

7.         6. Показатель общественной опасности – вес преступлений определенного вида – Wι; Пι – число перступленй; Σ Wι× Пι

Вес определяется по санкции УК РФ=> Wι= min
санкции +
max
санкци

(штрафы, исправительные работы и т.д. переводятся в лишение свободы по определенным правилам)

8.                        7. Показатель состояния преступности:

С=ΣWι
× Пι×10 5 (это 10 в 5 степени)

         Н14 и >


9.        

Ø                    

                                                                                 
Ø                                            

27. Структура преступности.

Преступность, как и любое другое социальное явление, можно оценивать с помощью качественных и количественных критериев, основными из которых являются следующие: уровень, структура и динамика.

Структура преступности определяется соотношением в преступности видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям. Показатели структуры дают качественно-количественную характеристику общественной опасности преступности, ее особенностей, существенных для организации профилактики и дифференциации практики применения уголовно-правовых мер.
2. Как отмечает известный российский криминолог Кузнецова Н.Ф., основные показатели структуры преступности следующие:

-                      соотношение особо тяжких, тяжких, менее тяжких преступлений и преступлений небольшой тяжести;

-                      соотношение видов преступлений по их классификации, данной в Особенной части УК;

-                      доли наиболее распространенных преступлений;

-                      соотношение видов преступлений по доминирующей мотивационной направленности (насильственные, корыстные, корыстно-насильственные и неосторожные);

-                      доля преступности несовершеннолетних;

-                      доля групповой преступности, а внутри нее — организованной;

-                      доля рецидива;

-                      «география» преступности, то есть распределение ее по регионам и типам населенных пунктов;

-                      доля преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;

-                      доля преступлений, сопряженных с незаконным оборотом наркотиков;

-                      уличные преступления;

-                      транснациональные преступления;

-                      цена преступности.

Д=к/К*100%
30.

Системакоэффициентовпреступности.
С помощью коэф-в сравнивают уровни преступности в разных странах, регионах государства, а также разных временных периодов, представителей различных групп.

При изучении преступности наряду с абсолютными данными используются относительные: коэффициенты, удельный вес или доли. При анализе преступности устанавливаются:
1.               уровень преступности (абсолютное число зарегистрированных преступлений и выявленных преступников)

2.               интенсивность преступности, выраженная в коэффициентах.

3.               Коэффициенты исчисляются путем сопоставления сведений о преступности с данными о населении.

10.       Уровень (или коэффициент, или показатель интенсивности) = распространенность данного явления среди населения Точка отсчёта – число населения. Надо говорить о системе коэффициентов: (К)

Ø                                             Коэф-т преступности=>К1=П×10 5

                                                    Н14

Ø                     Коэффициент преступной активности – К2 = лица×10 5 

                                                                                   Н14 и >

Коэффициент судимости – К3 = О (осуждённый)×10 5 (10 в пятой

Ø                     Коэффициент виктивности (жертв) – К4 = Ж (жертва)×10 5

            

31.Понятие и основные виды группировок. Применение группировок в криминологии.

Под группировкой чаще всего понимается определенное распределение статистической совокупности на определенные группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков. В целях выявления закономерностей возникновения преступлений и разработки мер противодействия им, в КР используется такой основной статистический метод, как статистическая группировка.  Статистическая группировка – это распределение изучаемых факторов и явлений по группам однородных признаков с помощью различных методик. Основное назначение стат. Групп-и — установление численности каждой отдельно взятой части совокупности, расчлененной в соответствии с определенным признаком, и изучение причин и зависимостей явлений. С помощью группировок решаются три задачи: выявление и изучение социально-эконом-х типов явлений, установление структуры типически однородных социальных явлений, исследование взаимосвязи интересующих признаков. Исходя из этого выделяют три вида группировок: типологическую, вариационную и аналитическую. Типологическая позволяет расчленить изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировка с учетом структуры явления). Вариационная позволяет расчленить совокупность однокачественных явлений (например, преступников-рецидивистов) по количественно изменяющемуся признаку (числу судимостей, возрасту, сроку наказания и др.). Аналитическая применяется для установления взаимосвязи между изучаемыми явлениями (например, влияние опьянения на совершение преступлений), между преступностью и образованием, преступностью и семейным положением.



33. Статистические таблицы: понятие содержание, виды. Применение статистических таблиц в криминологии.

Статистические таблицы— систематизированное, рациональное изложе­ние статистических показателей, наглядно иллюст­рирующее все наиболее суще­ственные стороны изучаемого явления. Сущность табличного метода (статистической таблицы) — в совокупности суждений, выраженных не словами, а числами. Преимущество табличной формы изложения статистических данных — таблица позволяет производить на­глядное сопоставле­ние данных и анализировать их. В зависимости от структуры основных элементов статистической таблицы (ее подлежащего и сказуемого) выделяют про­стые, групповые и комбиниро­ванные таблицы. Анализ правовых явлений глубже и содержательнее при применении в ос­новном групповых и комбинированных таблиц, ко­торые в совокупности дают возможность получить полное и правильное представление об изучаемой сово­купности, проследить взаимосвязи 2 и более признаков-факторов. Образцы пра­вильно составленных статистических таблиц всех 3 видов представле­ны в блан­ках форм статистической отчетности органов МВД, прокуратуры и судов. Таблицы имеют самое широкое распространение в криминологических ис­следованиях и практике правоохранительных ор­ганов, являясь основным прие­мом обобщения данных статистического наблюдения.



34.

35.Отечественная Кр. в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных зарубежных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем прест-и. Уже в XVIII веке А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения прест-и и ее причин. В начале XIX века глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман. В тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность И.Я. Фойницкий, Г.Н. Тарновский, Н.С. Таганцев и др. При этом подчеркивалось понимание престу-и как соц. явления, имеющего объективные причины. До Октябрьской революции видными представителями социологического направления в Кр. были М. В. Духовской и И. Я. Фойницкий. Поддерживая в целом антропологическое направление причин прест-и, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него. М. Н. Гернет внес большой вклад в развитие отечественной Кр., уделив внимание социологическим исследованиям. С. В. Познышев развивал позиции теории опасного состояния -«Криминальная психология».  Практическое изучение состояния преступности, ее причин, личности преступника в первые годы Совет.  власти было сосредоточено в уголовном розыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры, ВЧК. При различных учреждениях — судебных, исправительно-трудовых, медицинских и пр. были созданы криминологические кабинеты и клиники, сотрудники которых совместно с практиками изучали на основе статистического, эмпирического и клинического материала различные виды прест-й и типы прест-ов. В 1925 был создан Гос. институт по изучению прест-и и преступника׃возложены следующие задачи: изучение причин и условий прест-и в целом и отдельных видов прест-й; изучение методов борьбы с преступ-ю; разработка вопросов уголовной политики, средств и методов воздействия на осужденных. В советское время (до 30-х гг. ХХ в.) продолжилось развитие Кр. под воздействием работ А. А. Герцензон, М. М. Исаев, А. А. Пионтковский, затем наступил период ее фактической ликвидации (политический режим того времени не мог примириться с криминологической аксиомой, что преступность социально обусловлена, а значит, и преступность в СССР тоже имеет свои собственные социальные причины). После 20-го периода небытия (30–50-е гг.) Кр. вновь была восстановлена. В ее возрождении приняли участие А. А. Герцензон, И. И. Карпец, А. Б. Сахаров и др. В период с 60-х по 80-е гг. произошел расцвет российской Кр… В 1963г. был образован Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения прест-и.  Перед институтом была поставлена задача объединить и возглавить исследования в этой области. Первый директор — И. И. Карпец. Появились работы, посвященные теоретическим проблемам и прикладным вопросам (В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Н. С. Лейкина и др.).  В 1966 г. выходит первый отечественный учебник по Кр. Развитие науки привело к созданию кафедр Кр.  в ряде ВУЗов страны. Преподавание Кр. было ориентировано на получение не только твердых знаний о проблемах борьбы с преступ-ю, конкретныхеевидов, но и на реальную возможность активного их участия в разработке, реализации и оценке различных социально-правовых программ, законод-ых норм и иных документов – так называемых криминологических экспертизах, способных своевременно оказывать необходимое антикриминогенное воздействие. В течение ХХ в. отечественная КР. развивалась в нескольких направлениях. Преимущественным был социологический подход в объяснении прест-и, хотя развивались психологическое и биологическое направления. Современный этап – с начала 90 г. Научные криминологические разработки основываются на новых экономич. отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран. Началось преодоление отчуждения отечественной Кр. от мировой, что позволило рассматривать Кр.  как мировую проблему. Создание Российской криминологич. ассоциации и Союза криминалистов и кримин-в.



1.              
36.
Основные подходы к изучению причин преступности.

Причинность – это один из видов связей вещей и явлений, это – связь производящая, т. е. определяющая именно факт порождения какого-то явления, процесса. Под причинами преступности в криминологии понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия.  Первую биологическую теорию происхождения прест-и, построенную на научной основе создал в конце XIXвЧ. Ломброзо, – теория наличия у некоторых людей врожденных анатомических и психофизиологических качеств, вследствие которых они становятся преступ-и.  биологические причины преступности включают в себя несколько научных направлений. Генетические теории причин прест-и (Макс Шлапп, Эдвард Смит, Эдвард Подольски) – склонность к прест-ю обусловлена врожденными, генетическими факторами.  Психиатрические концепции (основанные на теории З. Фрейда) – прест-е есть результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом. Клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника, т.е. внутренне присущей человеку склонности к совершению преступления, разработанной итальянским криминологом Р. Гарофало в конце XIXв.), согласно которой прест-а следует выводить из состояния повышенной склонности к прест-ю, и на это время изолировать, разработанная в трудах Граматика, Ди Тулио, Пинателя была популярна в 60-70 гг. XXв.  Теория конституционального предрасположения была разработана в начале XXв. немецким ученым Э.Кречмером, согласно которой имеется прямая связь между строением тела, характером и поведением человека. Вообще же в чистом виде биологические теории не находят практического подтверждения, а биологические причины являются составной частью более общих теорий причин прест-и,  например теории множественных факторов – преступ-ь обусловлена совокупность множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов. Первую социолог. теорию происхождения прест-и, разработал бельгийский статистик А. Кетле во 2-й половине XIXв. обновленными вариантами которой криминологи пользуются до сегодняшнего времени – прест-ь обусловлена совокупность множества социальных, экономических, психических, антропологических, физических факторов.  основная идея состоит в том, что каждый фактор состоит в тесной взаимосвязи с другими  и из их изучения можно ставить целостную картину.  Теория стигмы (интеракционистский подход), разработанная америк.и криминологами Э.Сатерлендом и Ф.Таннебаумом в 30-х гг. XXв. и развитая Г.Беккером, К.Эриксоном видит причины прест-и в реакции самого общества на преступное поведение.  Это означает, что если человек совершил запрещенное законом и осуждаемое моралью деяние, то общество навешивает не него ярлык отверженного, клеймо  и человек не может преодолеть отчуждение и вернуться в нормальную жизнь.  Наибольшее распространение получила в 70-х гг. XXв.   Теория дифференциальной ассоциации разработана Э.Сатерлендом, Д.Кресси в 20-х гг. XXв., – преступное поведение появляется в результате контактов человека с окружением, в котором преобладают криминальные элементы, т.е. человек не рождается преступником, а становиться им под влиянием среды.  Различные концепции о криминогенности научно-технического прогресса как причины преступности получили распространение в 60-70-х гг. XXв., согласно которой последствия НТП – урбанизация, индустриализация, массовые миграции, безработица и  связанные с ними нарушения семейно-бытовых традиций, общественного уклада жизни подавляют индивидуальность, нарушают социальный контроль за человеком и изменяют нравственные ценности, приводят к жажде обогащения, наживы, к агрессии, и, соответственно, к корыстным и насильственным преступлениям.



38.Структура причин преступности.

Под причинами преступности в Кр.  понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия.  Это базовый, основный элемент в проблеме существования преступности.

Проблема причинности преступности рассматривается: 1) в широком смысле, то есть применительно ко всей преступности; 2) применительно к конкретному преступлению. Причинами преступности в широком смысле — обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть и не мо­жет существовать. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают реальную воз­можность форми­рования преступных мотивов; др превращают эту возможность в действительность. Первые следует рассматривать как условия, а вторые — как причины.

Причинами могут быть: 1) противоречивые отношения в сфере экономики; в условиях рынка они порождают преступность, так как рыночные отно­шения вследствие конкурен­ции, безработицы изначально беременны преступностью; 2) соц, национальные отношения, проблемы равенства; 3) полит интересы и конфликты; 4) современное нравственное состояние общества.

Причина совершения конкретного прест-я — наличие в сознании ви­новного противоправной установки, которая обу­славливает преступное поведе­ние.

Условия, способствующие совершению прест-й — факты реальной действительности, которые прямо прест-й не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить престу­п-е, они облегча­ют виновному достижение преступного результата.

Причины:

Социальные ( стяжательство, корыстолюбие, сребролюбие, нажива, безответственность, депревация/крушение надежд/)

Объективные ( Политические и экономические)

Глобальные ( Введение новых образцов поведения и новых культур)

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория замкнутого локального развития культуры
Реферат ПРАВОВІ ГАРАНТІЇ ПРАВ ЛЮДИНИ: УКРАЇНА ТА ЄВРОПА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВИЙ ДИСКУРС)
Реферат Экзаменационные билеты за 1 семестр 2001 года по предмету Искусство речи на английском языке. А
Реферат Питер Пауль Pyбенс
Реферат Альбре
Реферат William Blake Essay Research Paper LifeThe progression
Реферат «Совершенствование и развитие отделочно-зачистной, финишной и поверхностно-пластической обработки деталей»
Реферат Обеспечение обязательств
Реферат Два подхода к изучению истории языка
Реферат Лысов, Дмитрий Сергеевич
Реферат Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ
Реферат Характеристика забруднень атмосфери від електростанцій
Реферат Разработка технологического процесса механической обработки детали
Реферат Социально-психологические подходы к развитию одаренности в процессе обучения
Реферат Взаимосвязь деятельности руководителя и формирования его образа в восприятии подчиненных