--PAGE_BREAK--6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства — общефедеральная и региональная;
7) законность — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно.
8) сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.
Особенности принуждения:
а) более жесткий метод воздействия права на субъектов;
б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом;
в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда; в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т.п.
Принципы нрава участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
Принципы права нашли отражение в действующей Конституции России1, которая стала шагом на пути обеспечения прав и свобод граждан России в соответствии мировыми стандартами.
2 Типы права. Правовые семьи и их типология 2.1 Типы права В современном мире каждое государство имеет свое право, но бывает и так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих друг с другом правовых систем. Свое право имеют и негосударственные образования: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе международные и внешнеторговые отношения. Право — продукт цивилизации, и потому национальная система права, являясь «внутренней картой» национального права, создает «карту мира» права, которая показывает принадлежность ее какой либо правовой семье. «Классификация означает распределение тех или иных национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев»1.
Через сопоставления и анализ одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направления и этапы.
«Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много»2.
Классификация означает распределение национальных систем, в зависимости от критериев, по типам.
«Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства»3.
Она отражает культурные, экономические, политические особенности конкретного общества.
Совокупность национальных правовых систем образует правовую семью. Она основывается на общности структуры права, исторического пути его формирования, общности источников. Своеобразие правовой семьи определяется ее источниками: юридическими, культурно-историческими, духовными (религия, этика).
Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем объединенной на основе общности источников, структуры права и других юридических признаков, а так же исторического пути её формирования. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.
В рамках той или иной возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которого входят правовые системы таких стран, как Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и другие.
Западные компаративисты при классификации правовых семей используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. В следствие этого возникло множество различных классификаций. Мы упомянем три из них:
1. Одна из самых популярных — классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.
Р. Давид выдвинул идею трихотомии — выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».
2. А.Х. Саидов основывает свою классификацию правовых систем на трех критериях: «во-первых, исторический генезис правовых норм: во-вторых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы — ведущие правовые институты и отрасли права». Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы социалистических стран Азии, и правовая система республики Куба.
3. Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем в книге «Введение в правовые сравнения в частном праве», вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля».
«Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.
На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).
Теперь давайте рассмотрим подробнее сами правовые семьи (Приложение 3).
2.2 Правовые семьи и их типология Семья общего права включает право Англии и стран последовавших образцу английского права. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. Специфика общего права состоит в том, что в качестве источника права существует огромное количество судебных решений (прецедентов), которые служили образцами для аналогичных дел, которые рассматривались другими судами. Нормы общего права носят казуистический, т. е индивидуальный характер. «Общее право было создано судьями, разрешавшие споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота — немедленное восстановление статус „кво“, а не установление основ социального порядка»1.
Также, как и романо-германское право общее право получило в определенный период широкое распространение в мире в силу причин колонизации.
В общем праве существует автономизация судебной власти от любой государственной власти, что нашло выражение в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.
Романо-германская правовая система. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.
В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.
«В силу исторических причин право выступает как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки»2
Судья, рассматривая конкретное дело, лишь классифицирует его. Это вовсе не исключает творческого и самостоятельного начала: нужно вникнуть в природу ситуации, чтобы применение права было сообразно его природе.
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей.
Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. «И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а господствовавшие, начиная с эпохи Возрождения, философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились. Норма права все более и более понимается в странах общего права также, как и в странах романо-германской семьи, и из этого следует, что, по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости»1.
«Решение, которое выносит судья в результате толкования юридических норм, является источником права, т.е. судья творит норму права. Это уже проявление мудрости»2. Это лишь доказывает глубокую взаимосвязь мирового правового развития, единство правового регулирования.
Правовые системы, основанные на религиозном и традиционном регулировании, в которых право не рассматривается как результат деятельности человека, а тем более государства, разделяют на традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые. К странам традиционного права относят Японию, страны Тропической Африки. В основе же религиозной правовой системы лежит система вероучения.
Источником мусульманского права является Коран, сунна и иджма. Коран — священная книга всего исламского мира, состоит из высказываний пророка Магомета, которые он совершал в Мекке и Медине. В этих высказываниях содержится и нормативно — юридические установления.
Сунна представляет собой сборник норм-традиций, которые служат образцами для мусульман.
Иджма — комментарий ислама, составленный докторами исламской религии. Они заполняют существующие пробелы в религии. Юристы практики ссылаются на эти сборники норм. Несмотря на усиление закона, как источника права, нельзя не сказать о роли именно этих норм, особенно в исламских странах с теократическим правлением.
«Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы»1.
Славянская правовая семья. Это ветвь правовой цивилизации включает в себя государства бывшего социалистического лагеря: СССР, ГДР, СФРЮ, ПНР, Болгарию, Венгрию, Чехословакию.
Славянская правовая общность основывается на специфике правовых ценностей славянских стран.
«Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточно-европейских стран. Славяне, имевшие уже в VI-IX веках свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали „прямыми“ наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточно-европейской культуры»2.
Этими особенностями русского права следует считать самобытность русской государственности, которая была всегда тесно связана с правовыми традициями. Особый уклад экономической жизни, сельской общины, основанной на принципах «круговой поруки», взаимопомощи, традициях местного самоуправления. Особый статус личности, в котором преобладал «миръ» над индивидуумом.
Особое значение православия, с его уклоном в сторону духовной, не материальной жизни, особом «благочестии». «Это соединение жизненного опыта в общем и индивидуальном созерцании происходящего, выработка к нему отношения заново в каждом конкретном случае… » 1
Правовой массив, каковыми является право Российской империи и советское право, являются источниками российской правовой системы, и будет идентифицироваться как правовая семья восточно-славянских народов. Ее место в мировой правовой карте еще следует определить.
3 Формы права: понятия и виды. Источники права 3.1 Формы права: понятия и виды В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Структура права, его содержание составляют его внутреннюю форму. Внешняя форма права составляет комплекс юридических источников. Термины «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Форма права показывает организацию его содержания и внешнее выражение, а источник права — истоки формирования права, факторы, определяющие его содержание и формы выражения.
В российской правовой системе утверждались такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно — правовой акт.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
3.2 Источники права Источник права — то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права.
Нормативно — правовые акты — основные и наиболее совершенные формы современного права. Документальная форма их исполнения позволяет оперативно знакомить с их содержанием население.
Нормативно-правовой акт — это официально изданный в особом порядке документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Все нормативно-правовые акты функционируют как единая правовая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, акты прямого народного волеизъявления.
продолжение
--PAGE_BREAK--В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
нормативные акты государственных органов;
нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
общефедеральные;
акты субъектов федерации;
акты органов местного самоуправления;
локальные акты (регулирующие отношения внутри организации, предприятия, учреждения).
По сроку действия различаются:
акты неопределенно длительного действия;
временные акты.
В зависимости от юридической силы нормативно — правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. (Приложение 4)
Законы занимают главное место в системе правовых актов. Их ведущее положение определяется следующим:
Во-первых, они принимаются только представительными органами государственной власти или народом в порядке референдума.
Во-вторых, обладают высшей юридической силой; никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его издал.
В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения: государственный строй, компетенция звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера.
В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Законы подразделяются на конституционные и текущие.
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.
Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.
Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью.
Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративном государстве, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституции субъектов Федерации.
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).
Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации, не возможность наложения на них вето Президента) определяют их особое место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.
Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Текущие законы подразделяются на органические (кодифицированные) и чрезвычайные. К кодифицированным законам можно отнести законодательства и кодексы по различным отраслям права (гражданский, уголовный, административный, земельный, трудовой и т.п.).
Чрезвычайные законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами и носят временной характер.
Следующий вид источников права — подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений Президента РФ связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
Указы Президента можно классифицировать на:
указы в границах собственных полномочий;
указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
указы, подлежащие утверждению Советом Федераций (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).
Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сфера общественной жизни, имеют общий обязательный характер.
Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).
Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличия от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.
Президенты республик, входящих в состав РФ, также издают правовые акты в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию нормативно — правовые акты российского Правительства.
Это акты, издаваемые в исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, акты по вопросам собственной компетенции.
Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно — правовые акты, целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).
Правовая природа этих нормативных актов производна от государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.
Следующий вил источников права — нормативный договор. Под нормативным договором принято понимать добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах.
В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре выступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязанностей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление нормативной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципа демократизма в характеристике политического (государственного) режима. Вместе с тем следует подчеркнуть, что первичным юридическим источником возникновения и развития договорных форм, придания им силы права или обязательного характера выступают общие дозволения, содержащиеся в диспозитивных нормах права.
Например, трудовой договор нормативного характера имеет широкое распространение в трудовом праве. В трудовом законодательстве РФ помимо понятия «договор» используются термины «контракт», «соглашение», «договоренность». Они могут быть признаны рассматриваемым источником права, если содержат нормы права. Нормативный характер в этой отрасли права носят коллективные договоры, тарифные соглашения.
Явной представляется тенденция к увеличению удельного веса нормативного договора в качестве источника права в государствах, формирующих рыночную экономику и ставящих своей целью приобретение преимущественно правовой формы осуществления государственной власти, следовательно, в Российской Федерации. Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., носящий бесспорно нормативный характер, лег в основу образования самостоятельного российского государства. Многочисленными являются нормативные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации.
Определенное своеобразие имеют в современных условиях договоры между субъектами Российской Федерации.
Принято считать, что нормативные договоры выступают в качестве основной формы права в международном праве. Международный договор представляет собой соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулировать взаимоотношения между этими государствами путем создания взаимных прав и обязанностей.
Заключение Таким образом, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (конституциях, законах, указах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.
Следует заметить, что, как писал И.А. Ильин, под правом в субъективном смысле «может подразумеваться в качестве коррелята также и любая юридическая обязанность, хотя терминологически идея обязанности не покрывается представлением о праве в субъективном смысле»1. В данном контексте автор подчеркивал, что полномочием здесь будет называться всякое разрешение, содержащееся в норме, а обязанностью — долженствование, которое может быть выражено словесно в самом тексте нормы или выводиться из нее логическим путем.
Из этого важного замечания следует, что право в субъективном смысле охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей, т.е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов, предусмотренных законами государства. Все это составляет единое целое.
Понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Перед нами — базовые, основополагающие категории правоведения.
Как уже отмечалось, право — сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы всех без исключения участников общественных отношений, индивидуальных и коллективных. В современных условиях России очень важно всемерно повышать роль законов, других нормативно-правовых актов в создании юридических гарантий прав человека, свободы личности, ее защищенности, поскольку именно это остается пока одной из наиболее острых и нерешенных проблем общества. В Конституции РФ записано: «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2). Но государство может осуществить данную задачу не иначе как с помощью и посредством законодательства (позитивного права).
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Глоссарий
Список использованных источников 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
2. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Советское государство и право. 1991. № 2.
3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
4. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1998.
5. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
6. Лазарев В.В. Правоположения: понятия, происхождение и роль в механизме юридического воздействия // Правоведение, 1976.
7. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых походов // Советское государство и право. № 10.
8. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.
9. Матузов Н.И. Малько Л.В., Теория государства и права, М., Юристъ, 2003.
продолжение
--PAGE_BREAK--