--PAGE_BREAK--Порядок предоставления сведений определен Федеральным законом РФ от 2 декабря 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и «Правилами предоставления сведений государственного земельного кадастра», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 918.
Сведения, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам (правило не распространяется на сведения государственного земельного кадастра, отнесенные к категории ограниченного доступа). Сведения государственного земельного кадастра предоставляются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами.
Лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений. Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ. Заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.
Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются:
· правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;
· налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией; с
· удам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
· органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;
· лицам, имеющим право на наследование земельного участка, правообладателю по завещанию или закону; иным установленным законом лицам.
Конечным результатом предоставления заинтересованным лицам государственной услуги являются сведения государственного земельного кадастра:
— выписки из государственного земельного кадастра;
— копии хранящихся в кадастровом деле документов;
— уведомление об отказе в выдаче Сведений.
/> Выдача запрашиваемых сведений заинтересованному лицу производится после предъявления им паспорта или заменяющего его документа. Юридические лица предъявляют документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке соответствующего органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа.
/> Заинтересованные лица представляют документы для получения сведений:
/> — лично в Подразделение, в адрес, установленный Управлением;
/> — почтовым отправлением в адрес, установленный Управлением.
Для получения информации о процедуре предоставления государственной услуги заинтересованные лица обращаются:
/> — лично в Подразделение;
/> — по телефону в Подразделение или Управление;
/> — в письменном виде почтой в Управление, центральный аппарат Роснедвижимости;
/> — в письменном виде электронной почтой в Управление, центральный аппарат Роснедвижимости.
Если информация о процедуре предоставления государственной услуги, полученная в Подразделении, не удовлетворяет заинтересованных лиц, указанные лица в письменном виде обращаются в Управление. Если информация о процедуре предоставления государственной услуги, полученная в Управлении, не удовлетворяет заинтересованных лиц, указанные лица в письменном виде обращаются в центральный аппарат Роснедвижимости.
Основными требованиями к информированию заинтересованных лиц являются:
— достоверность предоставляемой информации;
— четкость в изложении информации;
— полнота информирования;
— наглядность форм предоставляемой информации;
— удобство и доступность получения информации;
— оперативность предоставления информации.
Информирование заинтересованных лиц организуется следующим образом:
/> — индивидуальное информирование;
/> — публичное информирование.
Информирование проводится в форме:
/> — устного информирования;
/> — письменного информирования.
Сведения или мотивированный отказ в выдаче Сведений в письменном виде предоставляются заинтересованным лицам в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Роснедвижимости Заявления. При отказе в выдаче Сведений заинтересованные лица могут обратиться с жалобой в Подразделение либо письменно почтовым отправлением в Управление, центральный аппарат Роснедвижимости или обжаловать в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет— действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учёти ведение государственного кадастра осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Производится на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года №221 «О государственном кадастре недвижимости», который вступил в силу с 1 марта 2008 года.
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Федеральный Закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»получил в средствах массовой информации название «Закон о дачной амнистии», который позволяет вовлекать большую часть недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, использовать его в качестве залога, в том числе для целей ипотечного жилищного кредитования, повышать доходы местных бюджетов, формируемых за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, упрощать передачу указанного имущества по наследству.
Учет дает владельцу участка гарантии того, что все его основные характеристики находятся в базе данных, удостоверены и согласованы. Если земельный участок не поставлен на кадастровый учет и соответственно на руках у землепользователя нет кадастрового паспорта, то он не сможет оформить акт купли-продажи, договор аренды, договор дарения или наследования, получить документы для ипотеки при предоставлении его в качестве залога в банк, а также не сможет оформить свидетельство на право собственности. Все сведения, содержащиеся в государственном кадастре, постоянно обновляются, то есть они достоверны и актуальны.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых документов. Кадастровый учет производится не позднее, чем за тридцать рабочих дней со дня поступления необходимых документов.
Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:
1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);
2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);
3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
Кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета. Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случаях, закрепленных в Федеральном законе от 24 июля 2007 года №221 «О государственном кадастре недвижимости». Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
2.
Практическое задание.
Прокурору города Кирова поступила жалоба предпринимателя Снегирева на то, что он терпит большие убытки из-за непродуманного решения Администрации города, которая предоставила пустующий земельный участок фирме ООО «Аристон». ООО «Аристон» огородила этот участок, лишив возможности прямого проезда транспорта Снегирева к складам МУП «Продсервис», где Снегирев ежедневно получает по договору товар для реализации его в своих торговых точках. В результате возникшего препятствия транспорту Снегирева приходится ежедневно проезжать лишних 4,5 км, что приводит к дополнительным затратам средств на горючее и смазочные материалы, на оплату труда работников, на амортизацию транспортных средств.
Снегирев просит прокурора принять меры к устранению препятствий, которые из-за непродуманного решения Администрации города Кирова были созданы фирмой ООО «Аристон».
1.
Раскрыть понятие сервитута и его основных признаков.
Сервитут — (от лат. servitus — обязанность, обязательство, повинность) — особый вид ограниченного вещного права, заключающийся в праве пользоваться (в установленных пределах) чужой вещью. Сервитут является одним из видов ограничений (обременении), под которыми понимаются установленные законом или уполномоченными органами условия, запрещения, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости.Согласно российскому законодательству сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника, землевладельца, землепользователя принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению участком.
С. может устанавливаться для обеспечения собственнику земельного участка прохода и проезда через другой (соседний) участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены иным путем.
С. — не самостоятельное вещное право, поэтому не может быть предметом купли-продажи, залога и не передается каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения эксплуатации которого установлен С.
Термин «С.» употребляется в законодательстве РФ с 1994 г. Отдельные его виды регулируются ГК РФ, Лесным, Водным и Градостроительным кодексами РФ, а также некоторыми федеральными законами.
Сервитут может быть срочным или постоянным. Так, например, публичный сервитут может быть установлен на время проведения изыскательских, исследовательских и других работ. Кроме того, с течением времени могут отпасть основания установления сервитута и в этом случае по требованию собственника объекта недвижимости, обремененного сервитутом, он может быть прекращен. Помимо указанного, собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, вправе в судебном порядке требовать его прекращения в случаях, когда этот объект недвижимости не может использоваться в соответствии с его целевым назначением.
Сервитуты бывают двух видов: частные и публичные. Частные установлены в интересах конкретных граждан или юридических лиц, а публичные — в интересах государства, муниципальных образований или всего местного населения в целом. Примером частного сервитута служит право соседей пользоваться колодцем, расположенным на чьей то территории. Также в интересах отдельного лица может быть разрешено прохождение линий электропередачи или связи, трубопроводов и т. п. по соседним земельным участкам.Частный сервитут согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Сервитут признают публичным, когда круг его правообладателей не определен. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Правила, порядок, сроки и исчерпывающий перечень возможных случаев, для которых возможно установление публичных сервитутов, содержится в ст. 23 ЗК РФ.Общественными интересами в данном случае могут быть вызваны такие необходимые действия, как, например: прогон скота через земельный участок; ремонт коммунальных, инженерных или электрических сетей и объектов транспортной инфраструктуры; проведение дренажных работ; размещение на названной территории межевых или геодезических знаков и обеспечение доступа к ним; предоставление прохода к прибрежной полосе и ряд других случаев, предусмотренных законом.
Признаки сервитута:
— не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способам лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого сервитут установлен (п.2 ст. 275 ГК РФ), т. е. то, он не может быть самостоятельным предметом какой-либо сделки;
— право следования и абсолютная защита вещных прав;
— сервитут является улучшением господствующего земельного участка, поскольку он добавляет этому участку полезные свойства;
Признаками частного сервитута являются:
— абсолютный характер;
— неделимость;
— невозможность установления для себя на собственную вещь;
— договорный характер.
В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:
1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;
2. устанавливается нормативно правовым актом;
3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний1.
2.
Раскрыть основания и порядок приобретения права на сервитут.
Согласно российскому законодательству, основания к установлению сервитута следующие:
1) пользование недвижимой вещью, принадлежащей одному собственнику, невозможно или существенно затруднено;
2) в случае достижения добровольного соглашения между собственниками между ними заключается договор об установлении сервитута;
3) в случае недостижения соглашения сервитут может быть установлен по решению суда, при условии, что у лица, требующего установления сервитута, существуют достаточные основания к этому;
4) сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу в соответствии с.о ст. 275 ГК РФ;
5) на условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 ст. 274 ГК РФ, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок приобретения права на сервитут:
1. Заключается соглашение (договор) в письменной форме между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка либо земельный спор решается в судебном порядке.
2. Договор (решение суда) об установлении сервитута подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРП, такая регистрация имеет правоустанавливающее значение, согласно ст. 27, 28 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
3. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав (далее – ЕГРП) на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП. Отсутствие государственной регистрации сервитута свидетельствует об отсутствии у сторон прав и обязанностей, а соглашение о сервитуте является незаключенным.
продолжение
--PAGE_BREAK--