--PAGE_BREAK---правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (статья 7);
-федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (статья 10).
По своему правовому положению сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими.
Применительно к сотрудникам органов внутренних дел это означает, что они являются гражданами Российской Федерации, состоят в должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации и им в установленном законодательством порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных Министерством внутренних дел Российской Федерации образцов.
Сотрудники органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты позволяют в качестве характеристики профессиональных отношений в органах внутренних дел сделать несколько общих выводов:
а) профессиональные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации — это государственно-служебные отношения;
б) эти отношения связаны с деятельностью государственного
органа, входящего в структуру федеральных органов исполнитель
ной власти Российской Федерации;
в) государственно-служебные отношения в органах внутренних
дел Российской Федерации представляют собой разновидность федеральных государственно-служебных отношений Российской Федерации и занимают свое самостоятельное место;
г) исходя из полномочий МВД России, государственно-служебные отношения в них должны регламентироваться федеральным законодательством и в соответствии с ним нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации;
д) государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации должны обладать элементами устойчивости, надежности, эффективности, целенаправленности.
Вопрос № 2. Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация
Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов.
Вопрос следует рассматривать в широком иузком смысле. Широкий смысл охватывается задачами, которые стоят перед всей государственной службой Российской Федерации. Для узкого подхода задачи государственной службы органов внутренних дел вытекают из общих задач, стоящих перед этими органами.
В целом Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы.
К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую деятельность, правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) деятельность, материально-технические операции.
Компетенция различных органов внутренних дел Российской Федерации определяется различными правовыми актами. Так, согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О милиции» к задачам, стоящим перед органами и подразделениями системы МВД России, относятся:
1)обеспечение безопасности личности;
2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3)выявление и раскрытие преступлений;
4)охрана общественного порядка и общественной безопасности;
5)защита частной, государственной, муниципальной и иных
форм собственности;
6)оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных интересов;
7)иные задачи, возложенные только настоящим Законом.
Другой федеральный закон — «Об оперативно-розыскной деятельности» к задачам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для органов внутренних дел, относит: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутренних дел Российской Федерации не только указанными, но и многими другими Законами, можно выделить основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел.
К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:
осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;
— создание условий для совершенствования работы с кадрами
органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;
— обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников;
— создание обновленной нормативной правовой основы для
эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел
как государственных служащих;
— обеспечение различного рода условий для проявления
принципов как основы организации государственной службы в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников;
— обеспечение нормальной деятельности органов внутренних
дел и выполнение сотрудниками профессиональных, должностных
обязанностей по обеспечению исполнения полномочий этих органов;
— искоренение условий для проявления бюрократизма, нарушений законности среди сотрудников;
— создание прочных механизмов, сопровождающих не только
отбор, но и профессиональный рост каждого сотрудника.
Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, которые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:
— формирование нормативных правовых актов в области государственно-служебных отношений, направленных на сближение правового статуса сотрудников органов внутренних дел квалифицированными кадрами Вооруженных Сил Российской Федерации при изменении службы последними;
— создание из специалистов экспертных советов рабочих
групп по рассмотрению проектов нормативных актов и иных документов, подготовленных на конкурсной основе, касающихся государственно-служебных отношений в органах внутренних дел;
— создание автоматизированного управления процессом профессиональной адаптации сотрудников в органах внутренних дел;
— введение в число основных критериев работы сотрудников органов внутренних дел состояния соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации;
— совершенствование механизма ответственности сотрудников органов внутренних дел за незаконные действия (или бездействия) при реализации нормативно-правовых актов;
— создание в кадровых аппаратах центров по изучению и оцениванию профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел, в особенности, руководителей;
— создание системы мониторинга, направленного на работу
по развитию кадрового потенциала, формирование резерва кадров,
планированию карьеры, проведению периодической аттестации;
— создание научно-методического совета по проблемам под
готовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для
государственной службы в органах внутренних дел при Федеральном органе по вопросам государственной службы в органах внутренних дел;
— создание системы отбора кандидатов на руководящие
должности, при которой каждый новый уровень должностных лиц
характеризовался бы более высоким набором профессиональных,
интеллектуальных и нравственных качеств; престиж должности совмещался бы с авторитетом личности;
— создание в органах внутренних дел единой системы предотвращения коррупции и борьбы с ней;
— определение перечня должностей, которые потенциально в
наибольшей степени могут быть повержены различным проявлениям коррупции и установление за этими должностями особого контроля;
— создание ведомственного контрольно- наблюдательного совета по борьбе с коррупцией;
— разработка программы информирования общественности по вопросам государственной службы в органах внутренних дел и путях совершенствования этой службы;
— ежегодная оценка деятельности каждого сотрудника органов внутренних дел за выполнение функциональных обязанностей;
— определение базовых практических органов внутренних дел
с целью проведения экспериментов по отработке методик, оценок,
различных технологий кадровой в органах внутренних дел;
— создание независимой комиссии по спорам, конфликтам и
другим вопросам государственной службы в органах внутренних
дел;
— создание банка данных и базы знаний по системе подготовки специалистов и их профессиональном использовании на службе;
— разработка механизма по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел;
— внесение предложений в Правительство Российской Феде
рации по созданию механизмов реализации отдельных прав сотрудников органов внутренних дел, предусмотренных действующим законодательством;
— разработка критериев, механизмов анализа и оценки влияния государственной службы на состояние и деятельность органов внутренних дел;
— внедрение новых технологий и меток по расчету потребности в кадрах, планированию карьеры, организации оценки и повышения квалификации, анализу текучести кадров;
— определение научно обоснованных нормативов штатное
обеспечения деятельности органов внутренних дел;
— выработка научно обоснованных норм и нормативов служебной нагрузки сотрудников внутренних дел;
— создание специализированных подразделений с аналитическими функциями обобщения и распространения положительной опыта по вопросам функционирования государственной службы и устранению имеющихся недостатков;
— пересмотр тематики служебной подготовки личного состава
органов внутренних дел на предмет более глубокого изучения вопросов государственно-служебных отношений;
— создание принципиально новых психологических служб,
которые способствовали бы повышению эффективности деятельности (боеспособности) личного состава органов внутренних дел;
— проведение на постоянной основе психодиагностических
процедур среди сотрудников органов внутренних дел;
— разработка механизмов повышения престижности государственной службы в органах внутренних дел;
— разработка методик по адаптации сотрудников органов
внутренних дел в экстремальных условиях работы.
Широкий смысл к определению задач государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации тесно увязывается с задачами государственной политики Российской Федерации, которую необходимо оценить как более научно-теоретическую категорию:
- признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и
гражданина и человека;
- обеспечение государственного суверенитета, конституционного строя, ценности и неприкосновенности территории;
- осуществление государственно-служебных отношений на
основе единства темы государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения
народов в Российской Федерации;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в социальном государстве, где гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
- выполнение государственно-служебных отношений в условиях идеологического многообразия, когда никакая идеология, религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, где общественные объединения равны перед законом;
- постоянное совершенствование деятельности государственных служащих на основе мощной правовой базы, состоящей из общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления научной организации труда и внедрения прогрессивных методов решения управленческих задач; применения электронно-вычислительных средств;
- создания модели непрерывного повышения профессионального уровня государственных служащих.
В условиях построения демократического правового государства комплексная реализация задач государственной службы в органах внутренних дел позволила бы достичь и определенные цели в этой области:
1) создать обновленную систему государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
2) построить новую модель кадровой работы в этих органах, адекватную моделям в других странах, путем внедрения технологий и методик по расчету потребности в кадрах, планированию карьеры, организации оценки и повышению квалификации, оценке эффективности деятельности государственной службы, анализу текучести кадров и других составляющих;
3) пополнить органы внутренних дел государственными служащими, обладающими высоким уровнем культуры и профессионализма;
4) сформировать идеальную модель сотрудника органов внутренних дел как государственного служащего и определить степень соответствия сотрудников органов внутренних дел идеалу модели профессии;
5) привести корпус государственных служащих органов внутренних дел к мировому уровню и стандартам, дающим возможность работать с различными международными организациями по предупреждению и раскрытию преступлений.
Вопрос № 3. Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация.
Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и деятельности государственных служащих.
Выделяют следующие общеправовые функции — регулятивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную, интегративную и социальные (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).
Регулятивная функция — обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей на субъекты права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Наиболее характерными элементами осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (правосубъективности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям.
продолжение
--PAGE_BREAK--