--PAGE_BREAK--
Партийный состав палаты .
По своему социальному составу большинство парламентариев — лица, принадлежащие к так называемому “среднему классу” (в парламенте созыва 1983 г. их было среди консерваторов — 95%, лейбористов — 60%). В основном это представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных заведений, учителя. Среди депутатов-консерваторов довольно велик процент бизнесменов (37—46 % в парламентах созывов 1945—1974 гг.). В 80-х гг. их число сократилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной партии их число не превышает 1%, в лейбористской партии их 12—18%. Большинство парламентариев (около 80%) имеют высшее образование. По своему возрастному составу большинство парламентариев находится в возрастной группе 30—60-летних (не более 2% — лица 21— 30 лет, около 14% — свыше 60 лет). В палате общин 42 депутата — женщины.
Главный фактор, оказывающий влияние на состав депутатов, — то, что все 650 членов палаты (за исключением спикера) представляют политические партии. В палате общин, образованной после выборов 1987 г., 375 депутатов — от консервативной партии, 229 — от лейбористской, 17 — от либеральной, 5 — от социал-демократической, 24 — от других партий (Ольстерские националисты, Шинн Фейн, Шотландская национальная партия).
Партийная структура — основа всей организации и деятельности палаты общин. Две главные партии образуют официально признанные стороны в палате общин — правительственное большинство и “официальную оппозицию Ее величества”. Партия, победившая на выборах, располагает большинством и в силу этого формирует правительство. Лидер этой партии становится премьер-министром. Сторонники победившей партии образуют в палате правительственное большинство. Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией, а ее лидер — лидером оппозиции. Должность лидера оппозиции получила законодательное закрепление в 1937 г., когда ему было назначено жалованье в размере 2 тыс. фунтов стерлингов в год (в настоящее время он получает 48148 фунтов). Для оппозиции характерно состояние готовности принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов фракции “теневой кабинет” и назначает “министров-теней”, которым поручается выступать в парламенте по определенным вопросам государственной политики.
Даже само расположение депутатов в палате общин отражает ее разделение на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева — оппозиции. Члены палаты — министры сидят на передних скамьях, а руководители оппозиции — напротив них. Соответственно их называют “переднескамеечниками”, и “задне-скамеечниками”.
Отношения между партиями в палате общин подчиняются некоторому неписаному кодексу, или правилам “честной игры” (“fair play”). Правительство, руководящее большинством, должно действовать в соответствии с принципом ответственного правления. Оппозиция должна быть ответственной и конструктивной.
Постоянным правилам и иным правилам парламентской процедуры едва ли знакомы такие понятия, как “партии” или “фракции”, но вся организация и деятельность палаты строится в соответствии с партийным делением палаты.
Партийные фракции — базовые единицы в палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин “партия” означает, что фракции в палате общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента.
Лидер партия является также лидером парламентской фракции, что подтверждает значение, которое придается партиями парламентской деятельности.
Лидер консервативной партии избирается членами парламентской фракции после консультации с пэрами-консерваторами и партией вне парламента. Проводятся собрания рядовых членов фракции, имеющие форму так называемого “Комитета 1922 года”. На заседаниях, созываемых еженедельно, обсуждаются текущие дела, которые предполагается внести на обсуждение палаты общин. “Комитет 1922 года” — средство связи лидера и рядовых членов.
Начиная с 1980 г. в выборах лидера лейбористской партии и его заместителя принимают участие не только члены парламентской партии, но и представители тред-юнионистов и местных партийных организаций. Когда партия находится в оппозиции, члены парламентской фракции избирают так называемый “парламентский комитет” (по существу, это и есть “теневой кабинет”). Проводятся регулярные заседания всех членов фракции.
Каждая парламентская фракция имеет в палате свои партийные комитеты. Их организация и деятельность не регулируются какими-либо документами, а определяются нормами, сложившимися в ходе деятельности фракций. Не существует определенного и строго установленного состава членов. На заседании может присутствовать любой член фракции, по каким-либо причинам заинтересованный в его работе.
Партийные фракции имеют особых должностных лиц в палате, роль которых чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий, официально именуемые “кнутами”. Должность “кнута” не предусмотрена правилами парламентской процедуры. Она появилась в ходе эволюции партийной организации в палате общин.
В консервативной партии “кнуты” назначаются лидером партии; в лейбористской — избираются собранием парламентской фракции путем тайного голосования.
Правительственное большинство имеет главного “кнута” правительства, его заместителей и младших “кнутов”. “Кнуты” правительства являются министрами и получают жалованье из государственной казны. Оппозиция имеет главного “кнута”, его заместителей и помощников.
Главная обязанность “кнутов” — налаживать сотрудничество фракций так, чтобы она шла без эксцессов и неожиданностей, при взаимной координации деятельности. Главный “кнут” правительства должен также следить за тем, чтобы все намеченные правительством к рассмотрению законопроекты прошли через палату к концу сессии. “Кнуты” правительства и оппозиции находятся в тесном контакте друг с другом и образуют те обычные каналы, через которые достигается компромиссное урегулирование спорных вопросов между правительством и оппозицией. Консультации между “кнутами” правительства и оппозиции стали обычной практикой, хотя они нигде не регламентированы.
“Кнуты” обеспечивают присутствие сторонников своих партий на заседаниях палаты и соответственно поддержку политики правительства или оппозиции. С этой целью им предоставлен целый ряд полномочий по отношению к депутатам. “Кнуты” следят за соблюдением партийной дисциплины. Ни один депутат не вправе покинуть заседание палаты, не посоветовавшись с “кнутом”. Если какой-либо депутат не может по каким-либо причинам присутствовать на заседании палаты, он обязан уведомить об этом “кнута” своей партии. Последний, в свою очередь, договаривается с “кнутом” другой партии так, чтобы не нарушалось равновесие между партиями в палате общин и число отсутствующих в правительственной партии соответствовало числу отсутствующих депутатов официальной оппозиции.
Главный “кнут” правительства занимает должность парламентского секретаря министерства финансов, хотя он не имеет ничего общего с финансовыми делами. Правящая консервативная партия имеет 14 “кнутов” в палате, лейбористская оппозиция — 11. Остальные партии оппозиции — по одному (жалованье получают только “кнуты” правительственной партии, три “кнута” официальной оппозиции; остальные “кнуты” оппозиционных партий не оплачиваются) .
Способом согласования деятельности партийных сторонников служит документ, который также именуется “кнутом”. Этот документ посылается членам соответствующей фракции еженедельно. В нем содержится перечень дел, стоящих в повестке дня заседания палаты на следующую неделю. Каждый вопрос в “кнуте” в зависимости от того значения, которое ему придает партийное руководство, подчеркивается. Если вопрос повестки дня подчеркнут одной чертой, то это означает, что он не носит спорного характера и по нему не ожидается голосования; двумя чертами — возможна постановка на голосование; тремя чертами — вопрос исключительно важен, по нему определенно будет голосование и потому присутствие члена фракции обязательно. Член фракции, получивший документ, должен согласовать свои планы с содержащимися в нем предписаниями. При наличии трех линий член фракции обязан присутствовать, а в случае отсутствия дать удовлетворительное объяснение (болезнь, договоренность с “кнутом” и пр.).
Вручение “кнута” означает, что партийное руководство во фракции признает получателя членом фракции. Если же партийное руководство считает, что деятельность члена фракции не согласуется с предписаниями “кнута”, то документ больше не посылается депутату. Почти в 90% случаев голосование проводится в соответствии с партийным делением палаты. В редких, заранее оговариваемых руководством фракций случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по собственному усмотрению, вне зависимости от партийной принадлежности (по таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или запрещение абортов и др.). Случается, что депутаты голосуют и против партийных установок. В парламентской практике это довольно частое явление. Но в принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партийную фракцию в качестве представителя либо правительственного большинства, либо — оппозиционной партии. Депутат, отклоняющийся от партийной линии, может быть не выдвинут на следующих выборах, что фактически равносильно утрате места в парламенте.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПРОЦЕДУРА И ВНУТРЕННЯЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТЫ ОБЩИН
Правила парламентской процедуры
В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные принципы внутренней организации палаты общин. Это не значит, что британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно большое значение в парламентском производстве. Это означает лишь, что правила процедуры не кодифицированы и содержатся не в одном документе, а в различных источниках (“практика” парламента, постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы) .
Основной источник парламентской процедуры в настоящее время — постоянные правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в обычном порядке. Их действие продолжается и после окончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством голосов.
Помимо постоянных палата принимает сессионные правила, срок действия которых ограничен временем сессии, на которой они были приняты. Цель сессионных правил обычно состоит в том, чтобы предоставить преимущество какому-либо делу, подлежащему обсуждению и решению на данной сессии. Палата может также принять правило ad hoc в связи с рассмотрением какого-либо отдельного дела.
Решения спикера образуют современную прецедентную форму установления правил парламентской процедуры. Обычно эти решения выносятся в порядке толкования спикером уже существующих правил. Вследствие противоречивости норм процедуры это право имеет огромное значение. Право спикера создавать новые правила парламентской процедуры является дискреционным.
Авторитетным сборником правил парламентской процедуры является “Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях парламента” (сокращенно его называют “Эрскин Мэй”). Систематическое издание правил началось в прошлом веке, и с тех пор работа выдержала 20 изданий. Редакторы сборника — клерки палаты общин.
Организация парламентских сессий и заседаний палаты общин.Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королевской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра.
Срок полномочий парламента одного созыва равен пяти годам. Парламент может быть распущен досрочно. Парламентские сессии созываются ежегодно.
Сессия парламента начинается осенью (обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый год. В течение сессии до летних каникул парламент прерывает заседания в связи с рождеством, пасхой и троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной сессии, неодинаково (в среднем — 160—190 дней). Заседания палаты происходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Заседания палаты общин, как правило, являются открытыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выводе посторонних, и в этом случае заседание идет при закрытых дверях.
Иногда заседание палаты общин принимает форму так называемого “заседания комитета всей палаты”. Палата выносит решение о преобразовании себя в комитет для рассмотрения какого-либо конкретного билля. Обычно комитет всей палаты рассматривает либо самые важные, имеющие конституционный характер законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. Правила процедуры в комитете не столь жесткие, как в палате. Здесь, например, не действует правило, запрещающее члену палаты общин выступать более одного раза. В конце заседания комитет утверждает отчет, представляемый палате, и вновь преобразуется в палату.
Язык парламентского производства — английский, и выступления на других языках не допускаются.
Стенографический отчет о заседаниях палаты публикуется с 1803 г. в официальных сборниках “Парламентские дебаты. Официальный отчет (Ханзард)” (имя первого издателя). Ныне отчеты составляются персоналом палаты, но старое название “Ханзард” сохранилось и стало официальным. В стенограмме допускается лишь редакционная правка, но не исправления по существу. В “Ханзарде” публикуются не только стенограммы заседаний палат, но и постоянных комитетов. Отдельные отчеты публикуются для палаты общин и палаты лордов.
Деятельность парламента широко освещается прессой. Существует так называемая “галерея прессы”, в которую входят парламентские корреспонденты газет. Сложилась особая система журналистского “лобби”. В него включено около 100 журналистов (их список составляется одним из клерков палаты по поручению спикера).
Входящие в “лобби” журналисты имеют право доступа в холл для членов палаты, расположенный возле зала ее заседаний (так называемое “лобби членов палаты”), куда обычная публика не допускается. Здесь происходят неофициальные встречи с членами палаты и министрами. Члены журналистского “лобби” систематически получают брифинги от помощников премьер-министра по связи с прессой. Они присутствуют на брифингах лидера палаты общин, лидера оппозиции, получают копии подготавливаемых правительством документов до их публикации и пр.
В прессе печатаются отчеты о заседаниях не только палат парламента, но и специальных комитетов, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов. С 1978 г. проводятся постоянные радиопередачи с заседаний палат и комитетов. Ведутся прямые телевизионные передачи (палата лордов начала их в 1968 г., палата общин — в ноябре 1989 г.).
Основные категории дел и порядок их рассмотрения. Правительство контролирует распорядок работы палаты общин. План каждой будущей сессии разрабатывается премьер-министром в сотрудничестве с кабинетом. Более детально он дорабатывается главным “кнутом” правительства и лидером палаты общин.
Все дела, рассматриваемые палатой, подразделены правилами процедуры на несколько категорий. С этой классификацией связана жесткая регламентация времени, определяющая порядок рассмотрения дел. Каждое дело может быть внесено и рассмотрено в строго определенное время.
Каждое заседание начинается с “часа вопросов”, в течение которого депутаты задают вопросы министрам. Основная повестка дня состоит в обсуждении биллей и предложений. Билли и предложения, вносимые министрами от имени правительства, относятся к категории правительств венных дел. Билли и предложения, вносимые отдельными депутатами от своего имени, называются делами частных членов (рядовой член парламента именуется “частным членом” (Private Member). Наряду с этим существуют дела оппозиции.
Время палаты подразделяется на правительственное, время частных членов и оппозиции. Обычно 12 дней в сессию отводится для рассмотрения законопроектов частных членов и 8 — для обсуждения предложений частных членов. 20 дней выделяется оппозиции (это дни, когда ей предлагается право выбирать тему для дебатов). Остальные три четверти всего времени палаты принадлежат правительству. Правительство наделено правом временно приостановить действие постоянных правил палаты для предоставления преимущества правительственному делу.
Проблема времени в палате является очень острой не только из-за загруженности парламента, но и потому, что все законопроекты и предложения, которые парламент не успел рассмотреть во время одной сессии, считаются потерявшими силу. Это значит, что на новой сессии они подлежат рассмотрению в таком порядке, как будто они были внесены впервые.
В палате общин применяются особые приемы, предназначенные для свертывания дебатов, — “закрытие”, “кенгуру”, “гильотина”. “Закрытие” основано на том, что на любой стадии обсуждения вопроса может быть внесено предложение о прекращении дебатов. Обычно такое предложение вносится главным “кнутом” правительства, а вопрос о том, принять ли предложение, оставлен на усмотрение спикера. Если спикер поддерживает предложение, оно ставится на голосование и считается принятым, если его поддерживают не менее 100 депутатов. Это правило применяется также в парламентских комитетах (требуется согласие 20 депутатов).
Прием “кенгуру” сводится к тому, что на стадии доклада билля спикер определяет, какие поправки из числа предложенных к законопроекту поставить на обсуждение, а какие — нет. Вопрос решается по усмотрению спикера. Он останавливается на тех, которые считает нужными, перескакивая через другие (отсюда название приема).
Наиболее жесткий прием, который сворачивает дебаты как по времени, так и по содержанию, — “гильотина”. Правительство отбирает для обсуждения в палате отдельные статьи проекта закона и выделяет для их обсуждения в различных стадиях точно установленное время. По его истечении палата обязана прекратить обсуждение данной статьи независимо от того, закончено ее обсуждение или нет. Правительство вправе комбинировать приемы: вносится предложение о “гильотине”, применяется “кенгуру” и предлагается “закрытие”.
Порядок рассмотрения вопросов в палате строится в соответствии с делением палаты на правительственное большинство и оппозицию. По правительственным делам сначала выступает министр, затем “переднескамеечник” оппозиции, а потом слово предоставляется депутатам большинства и меньшинства. По делам оппозиции сначала выступает представитель оппозиции, затем — правительства и потом слово получают другие депутаты.
Депутат может выступать в прениях только один раз. Продолжительность выступления не ограничена, но спикер может объявить, что время выступления не должно превышать 10 мин.
Решение палаты по предложению или законопроекту объявляется спикером. Если оно оспаривается депутатами, спикер распоряжается о проведении голосования.
Голосование в палате общин открытое. Депутаты, голосующие за предложение или законопроект, собираются по правую руку от спикера, против — по левую. Они сообщают свое имя клерку, когда проходят мимо него. Результаты голосования объявляются спикером.
Решения принимаются простым большинством голосов. В британском парламенте отсутствует требование квалифицированного большинства. Не существует также требования кворума. Если в голосовании принимает участие меньше 40 депутатов, то рассматриваемый вопрос переносится на следующее заседание.
В своих выступлениях депутаты должны следовать определенным правилам. Недозволено читать речь (можно пользоваться заметками). Существует определенная форма обращения депутатов друг к другу (не по имени, а в третьем лице: “Почтенный член парламента от такого-то округа”). Депутаты не вправе употреблять “непарламентские выражения”. Предъявляются требования к одежде (галстуки и пиджаки для мужчин). Запрещается курить, есть, пить, читать в палате и пр.
В палате общин не проводится регистрации депутатов. За ними не закреплены определенные места. Когда спикер предоставляет им слово, они выступают прямо со своих мест. Вообще в палате имеются места только для 427 депутатов. Для остальных выделены места на галереях для прессы и публики. Часто на заседаниях присутствует не более 20 депутатов. Но отдельные дела привлекают особое внимание и тогда помещение палаты бывает переполнено (ответы на вопросы премьер-министра, речь канцлера казначейства о бюджете, обсуждение важных биллей и политических вопросов). Но в каком бы помещении ни находились депутаты, они получают информацию обо всем, что происходит в палате, благодаря внутренней службе телевизионного оповещения.
Должностные лица палаты общин
Должностными лицами палаты общин являются спикер, его заместитель, именуемый также председателем комитета путей и средств(Chairman of Ways and Means)и два заместителя председателя комитета путей и средств(Deputy Chairman of Ways and Means).Они избираются палатой из числа депутатов.
Спикер —основное должностное лицо палаты общин (“Мистер спикер” — так обращаются к нему депутаты).
Он председательствует в палате, следит за соблюдением правил парламентской процедуры, представляет палату в ее внешних сношениях с королевой, палатой лордов, другими государственными органами. На его имя адресуются все письма, петиции и ходатайства, направляемые палате. Права и обязанности спикера регулируются большей частью неписаными нормами, созданными практикой, отчасти постоянными правилами палаты общин и редко — законодательными актами.
Спикер избирается палатой общин из числа ее членов в начале срока полномочий парламента нового созыва. Он занимает должность вплоть до ухода в отставку или смерти (после отставки он получает место в палате лордов). Согласно закону, его вознаграждение должно равняться вознаграждению члена кабинета.
Спикер считается слугой палаты общин и не должен принадлежать к какой-либо партии. В случае возникновения вакансии кандидатура нового спикера предлагается правительством (после консультации с оппозицией). На должность спикера выдвигаются опытные парламентарии (некоторые из них занимали посты в правительстве). Политический деятель, кандидатура которого предлагается на должность спикера, прерывает членство в своей партии. Поскольку же спикер по своему статусу является депутатом, он подлежит переизбранию на каждых очередных парламентских выборах. Однако в избирательном округе не выдвигаются другие кандидаты. Спикер должен быть вне политики и отстранен от участия в партийных спорах. В случае нарушения им принципа беспристрастности любой депутат вправе внести в палату предложение с критикой спикера (хотя вообще критика спикера не допускается).
Спикер не принимает участия в дебатах, не может обращаться с вопросами к министру. Он голосует только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну.
Основная обязанность спикера — следить за поддержанием порядка в палате общин. Он обладает широкими дискреционными полномочиями, считается судьей в вопросах процедуры и вправе издавать правила, представляющие собой источник парламентской процедуры. Он имеет право толковать процедурные правила в случае возникновения спора, касающегося процедуры. Заключения, которые он дает палате по поводу применения процедурных правил, являются обязательными.
Ни одно заседание палаты общин не может происходить в отсутствие спикера. От его усмотрения зависит, приступит ли палата к заседанию. Если спикер сочтет, что в палате отсутствует кворум, он выносит решение о перерыве заседания. Спикер может по своему усмотрению устроить перерыв в заседании палаты общин на любой назначенный им срок, если, по его мнению, в палате нарушается порядок.
Все выступления в палате общин обращены к спикеру. От него зависит предоставление слова депутату в прениях. Поскольку в палате общин не существует предварительной записи в прениях, депутат должен постараться обратить на себя внимание спикера (“поймать глаза спикера”). Он может начать свое выступление только после обращения к нему спикера.
Спикер вправе прервать выступление депутата, если считает, что оно не относится к делу или в нем содержатся повторения. В случае нарушения порядка он вправе распорядиться о том, чтобы депутат покинул палату на весь день. За более серьезные нарушения депутат может быть лишен права принимать участие в заседаниях на более продолжительный срок. Когда член палаты назван спикером за нарушение порядка по имени, а не в принятой форме обращения “Почтенный член парламента от такого-то округа” (эта процедура именуется “назвать депутата по имени” —Naming),лидер палаты вносит предложение о том, чтобы нарушитель был временно отстранен от заседаний. В случае первого нарушения депутат отстраняется на неделю, во второй раз — на месяц и в третий раз — на неопределенный срок.
Спикер тесно связан с должностными лицами партий. При ведении дебатов он руководствуется расписанием, составленным “кнутами”, имеет перед собой список участников прений, представляемый ему “кнутами” после согласования, и пр.
Председатель комитета путей и средств —второе должностное лицо палаты общин. Он председательствует в палате, когда она преобразуется в комитет всей палаты.
Председатель комитета путей и средств избирается палатой общин в начале созыва нового парламента. Его кандидатура выдвигается партией большинства из числа ее членов. Предложение о назначении вносится лидером палаты. Как и спикер, председатель комитета путей и средств обычно остается в должности до тех пор, пока он сам не пожелает уйти в отставку.
Поскольку палата общин не может заседать без спикера, то функции заместителя спикера исполняются председателем комитета путей и средств. Когда председатель комитета занимает место председателя в палате, он является окончательным судьей в вопросах процедуры. Его распоряжения не могут быть обжалованы спикеру.
На председателя комитета путей и средств также распространяется правило о беспристрастности. Он не участвует в дебатах. В голосовании он принимает участие лишь в том случае, когда голоса делятся поровну.
Заместители председателя комитета путей и средств. В случае отсутствия председателя комитета путей и средств они выполняют его функции, включая полномочия как заместителя спикера. Они выдвигаются, как и председатель комитета путей и средств, партией большинства из числа ее сторонников и избираются палатой в начале нового созыва парламента.
Следует упомянуть еще об одном важном должностном лице палаты. Это лидер палаты общин, который выступает в палате от имени правительства. Он назначается премьер-министром из числа наиболее близких к нему политических деятелей, входящих в состав кабинета. Он отвечает за исполнение своих полномочий исключительно перед премьер-министром.
Лидер палаты общин обладает широкими полномочиями. Он организует работу палаты таким образом, чтобы обеспечить проведение через нее заранее намеченной правительством программы законодательства и иных мероприятий. Он определяет порядок и расписание работы палаты общин, а также порядок рассмотрения ею законопроектов. Он входит в состав комитета кабинета, который представляет кабинету рекомендации о том, какие именно законопроекты должны быть внесены в палату в течение сессии. В конце каждой недели он сообщает палате о повестке дня на следующую неделю. Он информирует палату обо всех делах, имеющих государственное значение.
В палате общин имеются также постоянные должностные лица, назначаемые из лиц, не являющихся членами палаты, — клерк палаты, два его помощника; пристав (отвечает за вопросы безопасности в помещениях палаты).
Клерк —старшее постоянное должностное лицо палаты общин. Он является экспертом по вопросам парламентской процедуры и его основная задача — давать советы спикеру, правительству, оппозиции и рядовым депутатам по поводу всех вопросов, возникающих в связи с процедурными правилами. Помощь ему оказывают два помощника. Клерк занимает почетное место. Он сидит за столом палаты (Table of the House),расположенным сразу же перед спикером. Во время заседания он облачен в судейскую мантию и парик.
Клерк возглавляет отдел, который выделяет клерков для оказания помощи в работе постоянных и выборных комитетов. Работающие в отделе клерки дают советы депутатам по всем вопросам парламентской процедуры, различных аспектов законодательной и контрольной работы палаты. продолжение
--PAGE_BREAK--
Организация комитетов в палате общин
В палате общин имеются постоянные, специальные, сессионные комитеты. Образуются также объединенные комитеты обеих палат парламента.
Постоянные комитетысоздаются в начале работы парламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение — постатейное рассмотрение биллей. Не существует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Название комитета — “постоянный” — может ввести в заблуждение, ибо эти комитеты каждый раз создаются заново для рассмотрения конкретного билля и после выполнения своей задачи распускаются. Комитеты именуются условно — А, В, С, Д и не специализируются по каким-либо вопросам. Единственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, — это Большой Шотландский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирландский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению биллей частных членов.
Большое влияние на организацию и деятельность постоянных комитетов оказывает спикер. Он решает вопрос, в какой постоянный комитет направить законопроект. Председатели постоянных комитетов назначаются спикером по его усмотрению. Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а комитетом по отбору(Committee of Selection).
Комитет по отбору образуется палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами партий в палате общин. При формировании комитета комитет по отбору исходит из соотношения двух партий в палате общин так, чтобы они были представлены в комитете пропорционально количеству мест в палате. В число членов комитета обязательно включаются по крайней мере один министр, а также руководители других партий. В его составе обязательно должен быть представлен один из “кнутов” правительства и официальной оппозиции. Комитет по отбору руководствуется также квалификацией предлагаемых им кандидатов.
В составе постоянного комитета —от 15 до 50 депутатов. Во время заседаний они располагаются, как и в палате общин, — слева от председателя сидят члены оппозиции, справа — члены правительства. “Кнуты” наблюдают за работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум.
Процедура постоянного комитета та же, что и в комитете всей палаты. Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье. Председатель вправе по своему усмотрению отбирать для обсуждения в комитете те поправки, которые он считает подходящими для этого. В необходимых случаях проводятся голосования. После рассмотрения поправок члены комитета вправе предлагать новые статьи к биллю. Кворум постоянного комитета — 12—15 человек, в зависимости от общего числа членов.
Министры, на обязанности которых лежит проведение законопроекта через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства, отвечают на замечания и поправки. На заседаниях комитетов присутствуют также профессиональные гражданские служащие, которые помогают министру, но им не разрешается выступать в комитете.
Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их заседаний публикуется в стенографических отчетах.
Специальные комитеты(Select Committees)— второй основной вид комитетов палаты, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов и представления докладов палате. Их члены выбираются комитетом по отбору. Специальные комитеты состоят из 10—15 членов палаты, представляющих все партийные фракции. Существует 14 специальных комитетов, основная задача которых — расследование и проверка деятельности основных министерств. Система комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностранным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговли; транспорту; сельскому хозяйству; занятости; окружающей среде; образованию, науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; валлийским делам. Кроме того, имеются специальные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного. Система специальных комитетов, создающихся в целях контроля за деятельностью министерств, была создана в 1979 г. Реформа эта была расценена лидером палаты общин как самая важная конституционная реформа века. Дело в том, что существовавшая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможности тщательно исследовать правительственную деятельность в отдельных сферах и областях государственного управления, достаточно компетентно судить о деятельности министерств и центральных ведомств, воздействовать на решения, принимаемые аппаратом управления. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, проводящих тщательное расследование правительственной деятельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта.
В отличие от постоянных, специальные комитеты, которым поручено контролировать основные направления деятельности министерств, функционируют на постоянной основе. Их организация и деятельность регулируется постоянными правилами палаты общин, и в настоящее время они составляют стержень системы специальных комитетов. Трем комитетам (по иностранным делам, внутренним делам, финансам) дано право назначать подкомитеты.
Постоянно действующим специальным комитетам по проверке деятельности министерств дано право контролировать “расходы, управление и политику” соответствующих министерств и подведомственных им органов. Под последними имеются в виду публичные корпорации, консультативные и иные органы при министерствах (насчитываются 228 таких органов). Комитет свободен в выборе конкретного предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Комитеты имеют право вызывать свидетелей и требовать представления необходимых для проведения расследования документов. Они вправе назначать экспертов, совершать поездки внутри страны и за границу, если это вызвано необходимостью.
В качестве свидетелей комитетом может быть вызвано любое лицо: представители министерств и ведомств; должностные лица государства; чиновники министерств и ведомств; представители общественных организаций, групп давления, политические деятели. Если свидетель отказывается явиться, то комитет использует свое формальное право истребовать свидетелей и издать приказ о вызове свидетеля на свое заседание. Свидетель, отказавшийся явиться, виновен в неуважении к палате общин (формально палата наделена правом заключить такое лицо в тюрьму).
Комитет вправе требовать представления ему документов, необходимых для проведения расследования, за исключением документов министерств. За десятилетие существования постоянно действующих выборных комитетов сложилось неписаное конституционное правило, согласно которому комитеты не должны проводить расследования дел, ставящих под угрозу вопросы государственной безопасности. Правительство имеет право предоставлять комитету информацию лишь в том объеме, в котором оно считает это возможным.
Министры не обязаны присутствовать на заседании комитета, поскольку они являются по статусу членами парламента, а комитет не может требовать присутствия на заседании членов парламента и лордов. Практически правительство всегда присылает министра на заседание комитета, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-министром.
На заседаниях комитета могут присутствовать посторонние лица, если палата не примет иного решения. Заседания могут проходить при закрытых дверях, и в этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета. Заседания комитетов, когда они заслушивают свидетелей, открыты для публики. Но если дело касается конфиденциальных или секретных вопросов, то комитет проводит закрытое заседание.
После окончания работы комитет составляет доклад, который представляется палате общин.
Существование специальных комитетов по изучению деятельности министерств несомненно усиливает влияние представительного органа на правительство, дает ему средства для проведения в действие механизма подотчетности министерств, влиять на правительственные решения еще до момента их принятия. Деятельность комитетов способствует большей открытости всего процесса государственного управления, предоставляет возможность призвать к ответу чиновников министерств за те или иные акции.
В организации деятельности комитетов имеются и уязвимые места. Они касаются прежде всего характера отношений между комитетами и министрами и информации о деятельности органов управления. Правительство издало специальное руководство для чиновников министерств, призывающее их давать свидетельские показания, необходимые для комитетских слушаний. Однако случается, что министры не склонны давать комитету нужной информации либо дают распоряжение подчиненным им руководителям ведомств не снабжать комитет соответствующей информацией. Отказ правительства в предоставлении информации может серьезно затруднить осуществление контроля в весьма существенных областях.
Сессионные комитеты.Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование “сессионных”. К ним принадлежат комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, предоставляемым палате общин; вопросам публикаций и отчетов о дебатах; обслуживанию депутатов. К их числу примыкает комиссия палаты общин, ведающая приемом на работу в постоянный штат палаты. Ее председатель — спикер палаты.
Объединенные комитеты(Joint Committees)являются разновидностью специальных комитетов. Они образуются совместно обеими палатами парламента для рассмотрения дел, касающихся равным образом обеих палат. Вопросы, подлежащие обсуждению в комитете, не должны затрагивать политических спорных дел. Объединенные комитеты состоят из равного числа членов каждой палаты. Доклад объединенного комитета представляется обеим палатам. Существуют, в частности, объединенные комитеты по проверке актов делегированного законодательства, по изучению биллей о консолидации законодательства и пр.
Правовой статус члена парламента
В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанавливающие обязанности депутата по отношению к избирателям и его ответственность перед ними. Здесь провозглашается доктрина независимости депутата от избирателей. Считается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депутатам наказа. На депутате не лежит юридическая обязанность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.
Существует так называемая “теория мандата”, призванная обеспечить соблюдение воли избирателей, но она скорее относится к взаимосвязям правительства и премьер-министра с избирателями, чем непосредственно к отдельному депутату. Мандат иногда определяют как получение правительством во время всеобщих выборов одобрения избирателей на проведение определенной политики, а иногда — как запрещение проводить политику, в отношении которой нет одобрения избирательного корпуса. Эта доктрина не закреплена юридически.
И все-таки депутат связан не только со своей партией, но и с избирательным округом, проводя в нем довольно много времени. Регулярно (раз в неделю или в две недели, как правило, в субботу или в воскресенье) депутат посещает округ, встречается и беседует с избирателями, принимает их, выслушивает их жалобы. Депутат поддерживает постоянные контакты с местной организацией партии в избирательном округе. Кроме того, он принимает избирателей или делегации своего округа в Лондоне.
Вознаграждение члена парламента.В Англии довольно остро стоит вопрос об усилении профессионализма парламентариев. Долгое время здесь бытовало представление, что член парламента — это политик-любитель, основная профессиональная работа которого не связана с его парламентской деятельностью. Создание парламентских комитетов, систематическое проведение парламентских слушаний и расследований деятельности правительственных ведомств в различных отраслях государственного управления предъявляют определенные требования к депутатам. В эпоху, когда государственное управление приобретает специализированный и чрезвычайно сложный характер, член парламента, снабженный материальными ресурсами, имеет больше шансов выполнять свои задачи по контролю над правительством и принятию законов, более компетентно и тем самым более непосредственно влиять на решения правительства и участвовать в разработке и осуществлении государственной политики. Усилению профессионализма парламентариев призваны способствовать некоторые организационные меры.
Член парламента получает жалованье, равное 22 548 фунтам стерлингов в год (вознаграждение выплачивается с 1911 г.). Помимо этого, он получает дополнительные выплаты в размере 27 140 фунтов стерлингов в год на содержание офиса, секретаря (или секретарей), помощника-исследователя (как правило, это высококвалифицированные специалисты, выпускники университетов). В 1985 г. общее число секретарей и помощников-исследователей составляло 1210 человек. Депутату возмещаются транспортные расходы, связанные с поездками между Лондоном, местом жительства и избирательным округом при исполнении парламентских обязанностей (сюда включаются также поездки супруги и несовершеннолетних детей). Депутату предоставлено право бесплатной телеграфной, телефонной и почтовой связи в отношении тех округов, которые находятся за пределами Большого Лондона (до 7 тыс. фунтов стерлингов в год). Ему оплачивается также проживание в гостинице.
Следует сказать об обслуживании депутатов различного рода информационными службами. Отдел информации при палате общин ежедневно публикует информационные бюллетени, издаваемые в виде отдельной брошюры. Депутаты ежедневно получают различные документы, сообщающие о повестке дня каждого заседания; содержащие информацию о поправках к биллю, которые предполагается внести в палате или комитете; официальные отчеты обо всем, что делается в палате (отчеты комитетов, данные о голосовании, резолюциях палаты); документы с уведомлениями о вопросах и предложениях, представленных палате, и пр.
Палата общин располагает библиотекой, на которую возложены не только библиотечное обслуживание депутатов, но также работа по информации и научным исследованиям по международным делам; экономическим делам; образованию и социальной политике; внутренней политике. В библиотеке работают высококвалифицированные специалисты.
При парламенте имеется также парламентская информационная система (ПОЛИС), содержащая индекс “Ханзарда”. Депутаты имеют доступ к электронно-вычислительной системе “ЛЕКСИС”, предоставляющую правовую информацию. В университете Уорвик создан парламентский отдел, открывший депутатам и выборным комитетам доступ к информации о результатах исследований по экономическому развитию страны.
Весьма важным для британского парламента является вопрос о “частных интересах” членов парламента. Некоторые члены парламента оставляют свою основную работу или профессиональную деятельность, а многие сохраняют работу по совместительству. Парламентарии поддерживают тесные отношения с группами давления и лоббистскими организациями. Правила парламента не исключают таких связей, но предусматривают необходимость сообщать палате о работе депутата для этих организаций и об оплате за нее.
В 1975 г. палата общин установила обязательную регистрацию “интересов” депутатов. В соответствии с этой системой депутат обязан информировать палату о любом денежном интересе или иных материальных выгодах, которые он имеет и о которых можно подумать, что они оказывают влияние на его поведение, речи, голосование в парламенте. Перечень включает информацию об оплачиваемом посте директора или ином оплачиваемом месте работы; заявление о финансовой поддержке в качестве члена парламента; заграничной поездке в качестве члена парламента, если она не оплачивается лично или из государственных средств; всех платежах и материальных выгодах, полученных от иностранных правительств, организаций и отдельных лиц; земельном владении или собственности, имеющих значительную стоимость; названии компаний, в которых депутат владеет акционерным капиталом, превышающим 1%. Подкуп члена парламента в отношении его работы в палате считается нарушением парламентских привилегий.
Парламентские привилегии.Палата общин претендует на то, чтобы выступать как судья в вопросах, касающихся ее привилегий, и нормы о парламентских привилегиях составляют так называемое “общее право парламента”. Под парламентскими привилегиями понимаются права, которыми обладает палата общин в целом и каждый депутат в отдельности. Парламентские привилегии включают свободу депутатов от ареста, свободу слова в парламенте, а также право доступа к королеве, которое принадлежит палате общин в целом. Право устанавливать привилегии принадлежит исключительно самим палатам.
Привилегия свободы слова получила законодательное закрепление в Билле о правах 1689 г. Она защищает выступления депутата, произнесенные в ходе парламентского делопроизводства. Против члена парламента не может быть возбуждено судебного преследования за любое слово, произнесенное в парламенте. Он может выступать, зная, что он свободен от преследования за клевету. Выступления же вне стен парламента объявляются внепарламентскими действиями, не связанными с делопроизводством, и потому не защищаемыми парламентскими привилегиями.
Парламентская привилегия свободы слова не распространяется на письма депутатов к внепарламентским организациям, хотя бы и написанные в связи с парламентской деятельностью. Привилегия свободы слова не защищает также публикацию депутатами книг. В 1701 г. палата установила, что опубликование книг, которые “бросают тень на заседания палаты”, рассматриваются как нарушение ее прав и привилегий и неуважение к палате.
В правилах парламентской процедуры установлены нормы о злоупотреблении свободой слова в палате общин. Это относится к такому выступлению депутата, в котором он бросает тень на решение палаты, произносит изменнические, мятежные или оскорбительные для парламента слова. Депутат не имеет также права бросать тень на поведение королевы или лиц, находящихся у власти, а также пытаться своим выступлением мешать работе палаты общин.
Парламентарии не могут упоминать в своих выступлениях конкретные судебные дела с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Это сделано для того, чтобы предотвратить такие выступления, которые могут нанести вред любому делу, находящемуся в процессе рассмотрения.
Палата общин имеет право налагать как уголовные, так и дисциплинарные наказания за недолжное поведение или неуважение к палате во время ее заседания. Неуважением к палате считается всякое действие, которое мешает палате или любому ее члену исполнять свои функции либо имеет целью вызвать прямо или косвенно такие результаты. В этом случае палата имеет право заключения в тюрьму, наложения штрафа, вынесения выговора, запрещения посещать палату. Наказание за неуважение к палате может относиться как к члену парламента, так и к любому иному лицу, независимо от того, совершено правонарушение в палате или нет. Что касается члена парламента, то он может быть также лишен права занимать место в палате в течение определенного срока либо исключен из палаты.
Депутат может быть исключен из числа членов палаты общин и по другим основаниям: участие в открытом восстании, лжесвидетельство, подлог, обман, коррупция при отправлении правосудия, или при исполнении обязанностей должностного лица, или при исполнений обязанностей в качестве члена палаты общин; позорящее поведение и иные поступки, совершенные против самой палаты.
Право исключения из палаты принадлежит только палате общин, и ни один суд в стране не вправе рассматривать вопрос о законности решения палаты. Жалобы на нарушение привилегий Должны сначала передаваться спикеру частным образом, и он решает, поднять ли вопрос в палате. Вообще такие случаи чрезвычайно редки и число жалоб ничтожно (одна — в сессии 1984/85 г.). Практически палата давно не применяет своего права заключать в тюрьму, налагать штраф, лишать депутата права занимать место в палате общин за неуважение к ней.
Привилегия свободы от ареста означает, что арест члена палаты общин не может быть произведен без разрешения самой палаты. Древняя привилегия свободы от ареста охраняет депутата от ареста в течение парламентской сессии и 40 дней до ее начала и после ее окончания в связи с производством по гражданскому делу. Арест члена парламента за слова, произнесенные в палате, не может быть произведен, поскольку это было бы нарушением привилегии свободы слова. Однако член парламента не имеет привилегии от ареста в связи с уголовным производством.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТЫ ОБЩИН
Законодательная деятельность
Парламент — высший законодательный орган страны. Верховная власть в области законодательства вверяется парламенту в целом. Это — “королева в парламенте”, то есть королева и две палаты парламента. Это значит, что законопроекты, принятые обеими палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По существу, когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду палату общин: она — центральная составная часть законодательного механизма.
С 1945 г. четыре члена палаты общин были исключены ею или ушли _, отставку до исключения после обвинения их в позорящем поведении.
В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была установлена биллем о правах 1689 г. Он отменил право короля приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть сделал незаконным изменение законов монархом без согласия парламента. В XIX в. утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в качестве верховного законодательного органа. Он означает, что парламент не связан каким-либо конституционным актом и не существует какого-либо правового ограничения его верховенства в законодательной области. Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не может поставить под сомнение действительность или конституционность акта парламента. Этот принцип означает также, что парламент предыдущего созыва не вправе связывать своих преемников (это было бы ограничением верховного положения законодательного органа).
Издание законов — самая значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины всего его времени уходит на законодательную работу. Число ежегодно принимаемых законов довольно стабильно (60—70 в год). Большая часть времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе правительства. — Процесс прохождения законопроектов в палате общин зависит от характера законопроекта. По кругу регулируемых вопросов билли подразделяются на публичные и частные. К публичным относятся те, которые затрагивают общие интересы. Их действие, как правило, распространяется на территорию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы. К частным относятся те билли, которые затрагивают индивидуальные интересы или имеют лишь местное значение (законы, регулирующие деятельность отдельных компаний и корпораций; действующие в пределах определенных административно-территориальных единиц). По Закону о толковании 1978 г., билль считается публичным, если в нем не оговаривается его частный характер. Частные билли вносятся лицами, заинтересованными в их принятии (это могут быть местные органы, государственные учреждения, корпорации).
Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе они внесены, подразделяются на правительственные, то есть внесенные депутатами — членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть внесенные рядовыми членами парламента, не являющимися членами правительства. Это деление публичных законопроектов оказывает решающее влияние на судьбу законопроекта.
Всякий публичный законопроект должен пройти в палате общин пять стадий: первою чтение, второе чтение, стадия комитета, стадия доклада, третье чтение. В дополнение к этому, если текст законопроекта был изменен в палате лордов, в палате общин должны быть рассмотрены поправки палаты лордов.
Внесение законопроекта и первое чтение.Внесению законопроекта в парламент предшествует длительная пред-парламентская стадия его разработки. Все наиболее важные законопроекты разрабатываются в министерствах. Основное участие в этой работе принимают профессиональные гражданские служащие министерств. При этом проводятся широкие консультации как между различными министерствами (особенно с министерством финансов), так и министерств с различными группами давления, предпринимательскими ассоциациями, тред-юнионами. Все эти консультации носят конфиденциальный характер. Проект закона не обнародуется. Если же правительство хочет провести более широкое обсуждение, оно может опубликовать консультативный документ — “зеленую книгу” или “белую книгу”, в которых излагается общий смысл предложений правительства. Министерство-спонсор представляет билль комитету кабинета, который занимается долгосрочным планированием законодательной программы. В кабинете имеется также специальный комитет по законодательству, на обязанности которого лежит осуществление контроля за тем, чтобы все представляемые парламенту законопроекты прошли через парламент до конца сессии. Законопроект может быть внесен в любую палату. Однако наиболее важные билли вносятся в палату общин.
Члены парламента не видят текста законопроекта вплоть до момента его представления.
Законодательная инициатива в Великобритании принадлежит только членам парламента. Согласно действующей процедуре, законопроект вносится в общем порядке, независимо от того, является ли вносящий членом правительства. Министр, когда вносит законопроект, формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член парламента. Правительственный билль вносятся тем министром, который отвечает за его разработку и прохождение в палате.
Всякое законодательное предложение должно быть облечено в форму законопроекта (билля), причем представляемый в парламент законопроект должен быть непременно правильно оформлен. Этому придается особое значение.
Порядок внесения билля в палату носит наименование первого чтения. Это чисто формальная стадия, не предрешающая успеха законопроекта в дальнейшем. Процедура первого чтения состоит в следующем. Член палаты, желающий внести законопроект, делает уведомление спикеру о своем намерении. Когда спикер называет его фамилию, он вручает клерку палаты так называемый “фиктивный билль”, то есть лист бумаги, в котором указывается короткое и длинное название билля, фамилия депутата, внесшего законопроект, и тех депутатов, которые выступают в качестве поручителей по законопроекту (не менее 12 членов палаты). Клерк зачитывает краткое название законопроекта, называет день для второго чтения и отдает распоряжение о напечатании законопроекта. Как правило, на этой стадии не происходит обсуждения билля. Правительство прилагает к биллю короткую объяснительную записку.
Почти все время палаты (90%) занято рассмотрением законопроектов, вносимых правительством. Для обсуждения законопроектов рядовых членов выделяется строго определенное время (12 пятниц в сессию). Постоянные правила предусматривают несколько процедур для внесения законопроекта частного члена в палату общин.
Второе чтение —чрезвычайно существенная стадия. По существу, это первое публичное обсуждение законопроекта. Только на этой стадии начинается обсуждение внесенного законопроекта. Во время второго чтения обсуждаются
основные, принципиальные положения законопроекта. В этой стадии палата не может рассматривать отдельные статьи законопроекта или какие-либо поправки к нему. Она решает вопрос о том, насколько целесообразно в принципе изменение законодательства, предлагаемое внесенным законопроектом. Второе чтение может быть окончено либо одобрением законопроекта и направлением в комитет для внесения поправок, либо отклонением законопроекта в целом. Парламентские прения на этой стадии не оказывают влияния на содержание статей законопроекта.
В начале второго чтения спикер ставит вопрос о том, приступить ли к нему. В этот момент любой член палаты общин может возразить против предложения спикера, либо внести поправку о том, чтобы законопроект был “прочтен” во второй раз по прошествии трех—шести месяцев, либо предложить поправку с указанием оснований, по которым законопроекту вообще должно быть отказано во втором чтении. Эти предложения ставятся на голосование. Если билль потерпит поражение при голосовании, то дальше он не рассматривается.
Таким образом, в отличие от законодательного процесса некоторых других западных стран, где законопроект сначала рассматривается комитетами, а потом — на пленарном заседании (США, Франция, Италия), в Великобритании законопроект сначала обсуждается палатой в полном составе и лишь потом направляется в комитет.
Комитетская стадия.Билли, одобренные во втором чтении (как правило, они принимаются, поскольку правительство располагает поддержкой правительственного большинства), направляются в постоянные комитеты (либо рассматриваются палатой, преобразованной в комитет всей палаты).
В комитете законопроект рассматривается детально, слово за словом, статья за статьей. При обсуждении законопроекта комитет связан решением палаты, вынесенным при втором чтении, и не вправе вносить в законопроект такие поправки, которые искажают принцип законопроекта, уже одобренного палатой общин.
Комитет не может вносить в законопроект положения, которые противоречат принципу законопроекта. Он имеет право отклонить любую статью законопроекта. При передаче законопроекта в комитет палата дает ему специальные инструкции, которыми определяются полномочия комитета в отношении данного законопроекта.
Комитетская стадия заканчивается составлением доклада по законопроекту, который представляется палате общин.
Стадия доклада и третье чтение.В стадии доклада палата рассматривает докладываемый комитетом законопроект, обсуждает сделанные им поправки и решает, должны ли отдельные статьи законопроекта быть принятыми в прежнем виде, с поправками комитета или новыми поправками, предложенными членами палаты в этой стадии. Билль не рассматривается статья за статьей. Практически обсуждение ограничивается предложением отдельных поправок депутатами и голосованием по ним. Спикер вправе отбирать поправки, подлежащие обсуждению. Здесь, как и на других стадиях, применяются “кенгуру”, “закрытие”, “гильотина”.
Как правило, третье чтение законопроекта имеет место сразу же после окончания стадии доклада. Это формальный этап в обсуждении законопроекта, ибо во время дебатов палата связана уже принятыми положениями законопроекта. На этой стадии могут предлагаться поправки, не затрагивающие существа билля, обычно чисто редакционные, касающиеся стиля законопроекта, его заглавия и т.п. После голосования законопроект считается принятым палатой общин. Если он был внесен первоначально в палату общин, издается приказ, чтобы клерк “отнес билль к лордам и просил их содействия”; законопроект передается в палату лордов с надписью “да будет передано господам”.
После прохождения законопроекта через обе палаты он должен получить одобрение королевы и вслед за тем становится законом. Формально главе государства принадлежит право абсолютного вето. Практически королевское согласие на билль — формальная стадия законодательного процесса. Последний случай применения права вето монархом имел место в 1707 г.
Особенности рассмотрения финансовых законопроектов,Процесс прохождения законопроектов, связанных с расходованием или собиранием средств государственной казны, имеет ряд особенностей. За палатой общин признано исключительное право осуществлять контроль над финансами. Билль о правах 1689 г. установил, что “взимание сборов в пользу и распоряжение короны, в силу якобы прерогативы, без согласия парламента и на более долгое время и иным порядком, чем это установлено парламентом, незаконно”. Принцип, требующий согласия парламента на расходование правительством государственных средств, утвердился в XVII в. Он развился из обычая, предписывающего парламенту принимать ежегодно законы о расходовании государственных средств. В то же время утвердились конституционные принципы, которые передавали палате общин “контроль кошелька”. Правительство не имеет право расходовать государственные средства и вводить налоги без согласия парламента. Финансовое законодательство — исключительная прерогатива палаты общин. Финансовые предложения правительства должны быть приняты ею, и финансовые билли могут быть внесены только в палату общин. Однако право определять финансовую политику и распоряжаться государственными финансами в пределах средств, вотированных парламентом, принадлежит правительству. Ему же принадлежит инициатива в финансовых вопросах. Право внесения в палату общин законодательного предложения о расходовании денежных средств и налогообложении принадлежит исключительно правительству.
Согласие парламента на сбор налогов и расходование денежных средств выражается в принятии специального законодательства на этот счет. Основные финансовые законы, принимаемые ежегодно, — Закон о консолидированном фонде и Закон об ассигнованиях. В них фиксируются расходы на нужды финансируемых из бюджета учреждений. Основные доходы, поступающие в государственную казну, фиксируются в Законе о финансах.
Финансовым считается не только законопроект, в котором финансовые статьи составляют основное содержание, но и всякий иной законопроект, содержащий статьи финансового характера. Поскольку палата общин не может ассигновать никаких средств без просьбы правительства, для принятия законопроекта, в котором содержится соответствующее предложение, необходимо получить согласие правительства.
Согласно финансовой процедуре палаты общин, законопроект об ассигнованиях вносится правительством в виде смет министерств и центральных ведомств. Палата общин должна рассмотреть все сметы и вынести по каждой из них отдельную резолюцию, санкционирующую ассигнование требуемой суммы из государственной казны. Формальная резолюция предшествует принятию Закона об ассигнованиях.
Палата общин не может ни изменить цели ассигнования, ни увеличить сумму расходов, требуемую правительством. Она только может либо вовсе отказать в данном ассигновании, либо уменьшить требуемую сумму.
Предлагаемые правительством налоги воплощаются в заявлении о бюджете, с которым выступает в палате министр финансов. Заявление включает не только предложения о налогах, но дает общий обзор состояния национальной экономики. Содержание этого заявления держится в строжайшей тайне. После выступления министра финансов палата общин принимает резолюцию, санкционирующую налоги. Эта резолюция воплощается в Законе о финансах.
Дебаты по финансовому законодательству используются палатой для проведения дебатов по тем или иным вопросам правительственной политики. Право выбора предмета обсуждения в большинстве случаев предоставляется оппозиции.
Особенности рассмотрения частных законопроектов заключаются прежде всего в том, что инициаторами таких предложений могут быть любые лица, и соответственно частные законопроекты вносятся в парламент не депутатами, а заинтересованной стороной. Инициаторы билля составляют петицию, обосновывающую необходимость его принятия. Законопроект должен быть опубликован в официальном издании (“Лондон газетт”). Возражения против законопроекта также подаются в форме петиции. Обычно в парламенте вместо инициаторов и оппонентов частного законопроекта выступают их представители.
Частный законопроект проходит первое и второе чтения. Наиболее существенная стадия — обсуждение в комитете палаты по частным законопроектам. Заседание комитета напоминает судебное заседание. Затем частный законопроект представляется палате и проходит те же стадии, что и публичный билль.
Делегированное законодательство.Парламент — верховное законодательное учреждение, и ни один орган не может законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе и законодательные, оставляя за собой лишь общий
контроль за их осуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановления называются поэтому актами делегированного законодательства.
Контроль палаты общин над актами делегированного законодательства осуществляется на основании Закона об издаваемых на основании статутов постановлениях 1946 г. Уполномочивающий закон предусматривает, что акт делегированного законодательства должен быть представлен в парламент в соответствии с процедурой, установленной законом. Согласно закону, акты делегированного законодательства могут представляться в палату общин либо до вступления в силу, либо после вступления в силу, в зависимости от того, что предусмотрено в уполномочивающем законе.
В палате общин существует специальный комитет по делегированному законодательству, проверяющий те билли, которые были внесены в палату общин. Члены палаты участвуют также в работе объединенного комитета по проверке актов делегированного законодательства. Комитеты изучают постановления с точки зрения их соответствия закону, на основании которого они были изданы, и представляют палатам доклады о тех актах, которые считают заслуживающими внимания.
продолжение
--PAGE_BREAK--