--PAGE_BREAK--1.3 Нормативно – правовое регулирование национального проекта «Здоровье»
Теория права гласит, что здравоохранительная деятельность, как и любая другая функция жизнеобеспечения государства, должна осуществляться по заданным законодательством правилам и профессиональным стандартам, и только их точное соблюдение может являться для граждан и государства подтверждением того, что запрос общества выполнен правильно, а деньги налогоплательщика потрачены эффективно.
Законодательное регулирование реализации национального проекта «Здоровье» — это подготовка законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность здравоохранения в условиях реализации приоритетного национального проекта.
В рамках выполнения этой работы за было принято десять федеральных закона, три указа Президента РФ, ряд постановлений Правительства и приказ Министерства здравоохранения и социального развития, а также нормативные правовые документы подведомственных фондов и агентств, территориальных и региональных управлении, и других учреждений. Финансирование мероприятий Проекта осуществляется на основании Федерального закона от 22 декабря 2005 г. № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» (с изм., согл. федерального закона от 18 февраля 2006 г. №27-ФЗ). [12]
Контроль за деятельностью национального проекта, а так же свод и анализ информации осуществляется органами исполнительной власти на территории Оренбургской области на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 30 августа 2006 г. N 616 «Об организации контроля за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации»
В целях координации деятельности органов исполнительной власти по реализации ими приоритетных национальных проектов и демографической политики создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике — совещательный орган при Президенте Российской Федерации, созданный в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов и демографической политики /
Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 698 Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов переименован в Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 323-рп образован президиум Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и утвержден его состав.[11]
В Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике вошли:
- Президент Российской Федерации (председатель Совета)
— Председатель Правительства Российской Федерации (первый заместитель председателя Совета)
— помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
— Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
— помощник Президента Российской Федерации – начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
- секретарь Общественной палаты Российской Федерации
— Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
— Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
- Министр регионального развития Российской Федерации
— Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
- Председатель Счётной палаты Российской Федерации
- Генеральный прокурор Российской Федерации
— заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, эксперты. При помощи Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике будет обеспечена эффективная «обратная связь» с обществом: налажен мониторинг реального изменения ситуации, организованы «горячие линии», работа парламентского и общественного контроля.
В задачи субъектов Российской Федерации по реализации постановлений входят: повышение доступности и качества медицинской помощи; обучение и подготовка кадров; обеспечение приверженности лечению; профилактика социального сиротства; поддержка, укрепление и развитие неправительственных СПИД-сервисных организаций; борьба с проявлениями стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных, дополнительная диспансеризация и иммунизация населения и т.д.
Фонд социального страхования РФ осуществляет финансирование расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов. Заключается договор между региональными отделениями ФСС РФ и государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов. Оплата услуг осуществляется на основании родового сертификата, включающего талоны родового сертификата. Финансовые средства родового сертификата можно расходовать на заработную плату и оснащение учреждений здравоохранения, а в родильных домах — и на лекарственное обеспечение. Эти финансовые средства нельзя расходовать на коммунальные платежи и капитальные вложения.
По утвержденным федеральным нормативным правовым документам и проектам приказов Минздравсоцразвития РФ формируются четыре группы граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации: работники бюджетной сферы; занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; остальное работающее население (+25% к тарифу из средств ФСС); неработающие пенсионеры (+25% к тарифу из средств ФФОМС). В задачи, стоящие перед муниципальными образованиями по дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы входит определение списочного состава работающих в бюджетной сфере совместно с руководителями учреждений.
Дополнительных медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами производится на основе Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 859 «О порядке финансирования в 2007 году проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» и т.д.
Результаты дополнительных медицинских осмотров передаются участковым врачам (врачам общей практики) по месту жительства гражданина, где определяется группа состояния здоровья. При наличии показаний гражданин направляется на дальнейшее лечение, включая высокотехнологичную медпомощь.
Задачи, стоящие перед муниципальными образованиями по дополнительной диспансеризации — совместно с руководителями предприятий определять численность работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; принимать меры по активному направлению на дополнительные медицинские осмотры
Задачи, стоящие перед местными властями заключаются в осуществлении оперативного взаимодействия с региональными медучреждениями и Минздравом регионов по вопросам оказания ВМП.
Мерыпо реализации: создание при органе региональной и муниципальной власти совета по реализации национальных проектов; разработка и утверждение плана мероприятий, сетевого графика и контрольных параметров мониторинга по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; организация системы мониторинга и контроля реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; обеспечение наглядной агитацией и информацией различных групп населения по вопросам профилактики заболеваний и укреплению здоровья.
Задачи, стоящие перед местными властями: организовывать работу совета по реализации национальных проектов; разрабатывать и утверждать целевые региональные и муниципальные программы «Здоровье» и сетевой график по реализации ПНП в сфере здравоохранения; принимать управленческие решения; обеспечивать своевременное представление отчетности; организовывать широкое информирование населения о реализации Проекта.
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:
- в настоящее время сформулирована достаточно полная нормативно-правовая база реализации НПН «Здоровье» на федеральном уровне;
- на основе федеральных документов должна быть разработана нормативно–правовая база реализации национального проекта «Здоровье» в регионах, муниципалитетах, включая разработку и утверждение местных целевых программ «Здоровье».
Рекомендаций Совета Федерации органам государственной власти субъектов Федерации в этой связи звучат следующим образом:
– в опережающем порядке принимать нормативно-правовые акты, необходимые для эффективной реализации ПНП «Здоровье»;
– принимать правовые акты, предусматривающие участие субъектов РФ в финансировании мероприятий, реализуемых в рамках Проекта.
Можно констатировать, что на настоящий момент полностью сформирована нормативно-правовая база, которая позволяет реализовывать намеченные мероприятия национального проекта.
2 Анализ эффективности реализации национального проекта «Здоровье» в Оренбургской области.
2.1 Оценка целевых программ реализации национального проекта «Здоровье» в Оренбургской области
Оренбургская область – один из крупных регионов Приволжского федерального округа, стабильно занимающий позиции динамично развивающегося субъекта Российской Федерации. Главная цель долгосрочной стратегии развития области – достижение нового качества жизни населения. Ее воплощение невозможно без полномасштабного развития здравоохранения и целенаправленной демографической политики, проводимой региональной властью.
Инвестиции в здоровье людей являются залогом успешного развития региона – такова позиция Правительства Оренбургской области. Одним из ведущих направлений его деятельности была и остается система охраны здоровья населения.
Динамичному развитию Оренбургского здравоохранения во многом способствует социальная направленность регионального бюджета. За последние пять лет финансовое обеспечение здравоохранения области возросло в 2,5 раза и в прошлом году составило 12,4 млрд рублей.
Даже в сложных экономических условиях область сохранила свои приоритеты. Принято принципиальное политическое решение: ни при каких обстоятельствах не сокращать финансирование социальных программ. Главный финансовый документ области на 2010 год по-прежнему социально ориентирован, а ассигнования на такую жизненно важную сферу, как здравоохранение, выше прошлогодних…
Задача, которую ставит перед собой оренбургское здравоохранение, — обеспечить каждому жителю области равнодоступную и качественную медицинскую помощь, предоставляя пациентам современные методы диагностики и лечения; закреплять и развивать позитивные демографические тенденции.[6]
Решению этой задачи во многом способствует национальный проект «Здоровье». Он подтвердил правильность приоритетов и дал старт системной модернизации отрасли, обеспечив при этом мощную финансовую поддержку. С начала его реализации из федерального бюджета в область привлечено 4,7 млрд. рублей. Софинансирование мероприятий нацпроекта из областного бюджета за этот же период составило свыше 3 млрд. рублей. Общий объем финансового обеспечения национального проекта «Здоровье»млн. рублей представлен на таблице 1.
Таблица 1 — Общий объем финансового обеспечения национального проекта «Здоровье» (млн. руб.)
Источник
финансирования
2006
2
2
007
2008
2009
2010
Факт
Факт
План
Факт
План
Факт
П план
факт
ВСЕГО получено из федерального бюджета
1 146,37
1 342,50
1329,64
1331,72
1 900,00
1650
1 100,00
261,97
ВСЕГО затрачено из бюджета области
829,23
875,17
757,02
753,54
1315,12
1033,6
1318,93
204,53
Расходы консолидированного бюджета области на здравоохранение
8 464,64
9 859,31
13581,3
13007,6
12492,6
13051,1
14 693
2771,18
ИТОГО
10 440
12 077
15 668
15 093
15 708
15 735
16 212
3237,68
Прежде всего, удалось укрепить первичное звено здравоохранения – от четкой работы которой зависят многие показатели, влияющие на демографическую ситуацию.
Поскольку почти половина населения Оренбургской области составляет сельские жители особое внимание уделяется организации медицинской помощи в селе. В области действуют 35 ЦРБ, 89 участковых больниц, 90 амбулаторий, 1035 ФАПов.
В здравоохранении трудятся 10 тыс. врачей и 25 тыс. средних медицинских работников. По обеспеченности населения врачами (45,4 на 10 тыс. населения) и средним медицинским персоналом (114,8 на 10 тыс. населения) Оренбуржье занимает сильные позиции в Приволжском федеральном округе и превышает среднероссийский показатель.
Сеть лечебно-профилактических учреждений – 75 муниципальных и 47 государственных – позволяет охватить медицинской помощью каждого жителя.
Рост заработной платы, в том числе через организацию дополнительных выплат из бюджета области, способствовал притоку кадров, и сегодня лечебные учреждения области на 95% укомплектованы участковыми специалистами и врачами общей практики.
Современное здравоохранение повышает требования к работе специалистов, и это хороший стимул для профессионального роста. В 2009 году за счет федеральных средств прошли переподготовку более 200 врачей, за счет средств областного бюджета – 744 специалиста среднего звена, а с начала реализации нацпроекта – 974 врача и 4785 медсестер.
Важнейшим критерием эффективности здравоохранения является охрана материнства и детства, сохранение репродуктивного здоровья населения. Доказала свою эффективность программа родовых сертификатов. С начала ее реализации в лечебные учреждения области, дополнительно к текущему финансированию, было привлечено более 860 млн рублей (в том числе в 2009 году свыше 200 млн рублей). Ликвидирован дефицит современного оборудования и дорогостоящих медикаментов, повысилось качество дородовой диагностики, увеличена зарплата медработников, оказывающих услуги по родовспоможению и диспансерному осмотру детей грудного возраста в детских поликлиниках.
Оценили значимость родовых сертификатов не только врачи, но и будущие матери: за три года в области значительно уменьшилось число родов без родовых сертификатов (с 32 случаев на 1 тыс. родов в 2006 г. до 19 случаев на 1 тыс. родов в 2009 г.). Рост числа женщин, своевременно встающих на учет по беременности, обеспечивает более качественное наблюдение за развитием плода и состоянием здоровья будущей матери.
Забота региональной власти об охране материнства и детства подкрепляется конкретными делами. На протяжении многих лет действует межведомственная программа «Дети Оренбуржья». В рамках этой программы за последние три года из областного бюджета направлено 46 млн рублей на приобретение современного оборудования для оказания неотложной помощи беременным женщинам и новорожденным детям. Для беременных женщин стали доступны высокоточная дородовая ультразвуковая, а также инвазивная диагностика, цитогенетическое исследование на хромосомную патологию. Так в области создана база для реализации в будущем нового мероприятия национального проекта – проведение пренатального скрининга.
Среди ведущих направления деятельности области правительства остается иммунизация и дополнительная диспансеризация населения. Такпо областипродолжается проведение неонатального скрининга на пять наследственных заболеваний, в результате своевременного выявления патологии и проводимой коррекции удалось предотвратить инвалидизацию 44-х детей. Новым направлением работы стал аудиологический скрининг новорожденных, которым охвачено около 15,5 тыс. малышей. Выявлена патология слуха у двух детей. В Санкт-Петербургском НИИ ЛОР-заболеваний им проведена кохлеарная имплантация за счет федеральных средств по квоте региона.
Благодаря массовой иммунизации снижена заболеваемость управляемыми инфекциями: вирусным гепатитом В — в 2,5 раза; гриппом – в 16 раз; краснухой – до единичных случаев (0,4 на 100 тыс. населения). В 2009 г. охват прививками против управляемых инфекций составит 527,5 тыс. человек, в том числе против гриппа будет привито 480 тыс. человек.
В результате комплексных мероприятий, проводимых по национальному проекту, а также в рамках областной целевой программы и международного проекта «Глобус», в области впервые стабилизировалась заболеваемость ВИЧ-инфекцией.
Очень важной профилактической мерой, дающей экономический эффект, стала дополнительная диспансеризация работающего населения. Она позволила выявить заболевания на ранних стадиях. Только за 9 месяцев 2010 года впервые выявлено 11,7 тыс. заболеваний, среди них лидируют болезни системы кровообращения, а также эндокринной, мочеполовой костно-мышечной систем.
С 2007 года в области проводится диспансеризация детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации – воспитанников детских домов, школ-интернатов, учреждений социального обслуживания. За два года у 4,4 тыс. детей данной категории выявлено свыше 9 тыс. заболеваний; более 60% человек нуждалось в оказании специализированной и высокотехнологичной помощи.
Еще до начала реализации национального проекта под особым контролем Правительства области находился вопрос повышения доступности и качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом направлении безусловный приоритет – развитие собственной базы для медицины высоких технологий. Оренбургские специалисты освоили сложные операции на открытом сердце и сосудах, осуществляют эндопротезирование крупных суставов, пересадку почки, оказывают высокотехнологичную помощь по выхаживанию новорожденных, широко используют ряд других передовых технологий. В текущем году на базе Областной детской клинической больницы открыто отделение челюстно-лицевой хирургии, где уже пролечено более 300 детей с челюстно-лицевой и логопедической патологией, прооперировано 226 детей, в том числе с применением высокотехнологичных методик.
В 2009 году на базе отделений и центров областных учреждений здравоохранения высокотехнологичную помощь получат почти 15 тыс. человек(в2008г.–13тыс.).
В результате реализации национального проекта появилась настоятельная необходимость системных преобразований здравоохранения, связанных с созданием новой формы взаимоотношений между первичным звеном и центрами высоких медицинских технологий и специализированной медицинской помощи. Принятая в текущем году областная целевая программа «Информационная система «Диспетчерский центр Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области» на 2009-2011 гг. с объемом финансирования 115 млн рублей позволит объединить в одну информационную систему все учреждения отрасли. За счет более эффективного управления ресурсами здравоохранения повысится доступность специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.[1]
Оренбургская область вошла в число 11-ти российских регионов, включенных в реализацию федеральной программы по развитию онкологической службы. Определена цель – добиться снижения смертности от онкологических заболеваний. Поставка современного оборудования за счет средств федерального бюджета на сумму 448,5 млн рублей при софинансировании этого направления из средств областного бюджета (135 млн рублей) позволит существенно изменить ситуацию в диагностике и лечении онкологической патологии, которая в нашем крае остается высокой.
Важное место в политике нацпроекта занимает областная служба крови. С принятием областной целевой программы «Безопасная кровь» на 2007-2010 гг. она получила успешное развитие. Переоснащение службы привело к освоению высоких технологий; создана единая информационная система; активно развивается донорское движение. Сегодня лечебные учреждения области бесперебойно обеспечиваются безопасной качественной донорской кровью и ее компонентами. Настоящим прорывом в оренбургской медицине стало создание Банка клеток крови. Это событие произошло в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области Алексея Чернышева и направлено на обеспечение доступности населению методов лечения с использованием клеточных технологий – стволовых клеток. С созданием Банка клеток крови при Областной станции переливания крови в области открываются новые перспективы использования клеточной терапии в гематологии, онкологии, кардиологии, репродуктивной медицине.
В 2009 году на развитие областной службы крови удалось привлечь из федерального бюджета 81,6 млн рублей дополнительно к 4 млн рублей, выделяемым из областного бюджета. С целью совершенствования этой службы, решающей вопросы национальной безопасности, будет поставлено современное технологическое оборудование, внедрены информационные технологии.
Ключевые вопросы деятельности системы здравоохранения и внутренней политики государства в целом – это демографическое развитие, увеличение продолжительности жизни россиян и повышение ее качества. В 2008 году в Оренбургской области родилось почти 27 тыс. детей – это на 4 тысячи больше, чем до начала реализации национального проекта, а по количеству новорожденных область заняла 7 позицию среди 14-ти регионов Приволжского федерального округа.
В 2009 году позитивная тенденция сохраняется. За 8 месяцев текущего года, в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом, рождаемость выросла на 6,5%; на 6,7% снизилась общая смертность, показатель младенческой смертности сократился на 17,2%. На 68% уменьшилась естественная убыль населения. Динамика численности населения Оренбургской области представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 — Динамика численности населения Оренбургской области в 2005 -2009 гг.
За годы реализации национального проекта семикратно возросло число территорий с естественным приростом населения: сегодня он наблюдается в 20-ти территориях
Реализуется 26 целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации, с общим объемом финансирования свыше 3 млрд рублей.
В области проводится целый комплекс мер, направленных на улучшение качества жизни населения. Действенным инструментом в этом направлении является национальный проект «Здоровье». Претворяется в жизнь План мероприятий по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2007-2015 годы.
Все эти меры есть не что иное, как инвестиции в человеческий капитал для обеспечения стабильности, благополучия и успешного развития региона.
2.2 Проблемы реализации национального проекта «Здоровье»
Выполнение мероприятий реализации проекта «Здоровье» сталкивается с определённым спектром проблем.
Так например введение доплат врачам общей практики привело к проблеме оттока специалистов, которые в регионах теперь стремятся стать врачами общей практики. В следствии этого сложилась ситуация, когда заработная плата участковых медицинских сестер оказалась существенно выше зарплаты квалифицированных врачей с многолетним стажем. Это привело к нестабильности в работе медицинских учреждений первичного звена.
Также в федеральном бюджете не предусмотрены средства для начисления денежных выплат за ежегодно оплачиваемый отпуск отдельным категориям медицинских работников узких специальностей, получающих выплаты за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Также и труд медиков вспомогательных служб принимающих анализы и флюорографию, узких специалистов проводящих осмотр, без которых не возможны диспансерные мероприятия, остаётся не оплаченным, т.к. учреждения здравоохранения самостоятельно определяют, какую часть полученных средств и в каком объёме направить на оплату труда медицинских работников. Руководства медучреждений и региональные органы управления здравоохранением зачастую на местах ущемляют эти права медиков. Необходимо конкретизировать размеры выплат для всех участников диспансеризации на федеральном уровне.
Большой проблемой является закупка медицинской техники. Безусловно, ее дефицит больно бьет по здоровью нации. Но огромные одноразовые закупки могут иметь свои непоправимые минусы, грозящие распылением средств, т.к. оборудование иногда поступает туда, где в бюджете не предусмотрено средств на обучение специалистов и на лицензирование нового вида деятельности. Отчёт же об установке и налаживании оборудования учреждения обязаны давать в вышестоящие инстанции с момента поступления аппаратуры. Нет также договоренности с иностранными поставщиками о минимум пятилетнем снабжении запчастями и реактивами. Не создана сеть быстрого и качественного ремонта. Сегодня закупку необходимого оборудования и лекарственных средств диктуют не специалисты, не медицинские учреждения, а чиновники. В результате руководители медицинских учреждений вынуждены закупать оборудование, инструментарий, расходные материалы и лекарства только в тех фирмах, на которые им указали сверху;
В рамках национального проекта «Здоровье» запланирована подготовка врачей общей практики. В настоящее время производится подготовка врачей общей практики из участковых и прочих специалистов на 144-часовых циклах повышения квалификации (когда по 2-3 дня врачи обучаются разным специальностям) с выдачей сертификата. Однако такой подход к подготовке врачей общей практики недопустим.
Обеспеченность сельского населения медицинскими кадрами клинического профиля в 1,8 раза меньше, чем в среднем по стране. Около 60 процентов работников сельского здравоохранения не повышали квалификацию более 10 лет. По данным Министерства сельского хозяйства, почти в 40 тысячах сельских населенных пунктах отсутствует автобусное сообщение, а в 34 процентах отдельных сельских поселений — подъездные дороги; на 11 сел в среднем приходится только одна аптека. О доступности медицинской помощи в этом случае говорить не приходиться. Нужен перспективный план решения вопросов муниципального здравоохранения, для недопускания вымирания населения в труднодоступных и удаленных районах.
Наблюдается дефицит врачебных, фельдшерских и сестринских кадров, особенно в поликлиническом звене и на селе. Негативную роль играет отсутствие распределения выпускников медицинских ВУЗов, обучающихся за государственный счет. Недостаток сестринского и фельдшерского персонала в первичном звене становится критическим, что приводит к выполнению врачами и медицинским сестрами не свойственным им функциям.
Так же большой проблемой реализации национального проекта «Здоровье » является принцип возмещения стоимости проведенной операции спустя несколько месяцев. На практике он оказывается не уместным т.к. медицинская услуга не может быть оказана в кредит, поскольку требует не только зарплаты, но и очень дорогих расходных материалов и медикаментов, крови, которые составляют в стоимости операции до 90 процентов. Поэтому важно решение вопроса о квартальном авансировании (с последующей корректировкой). [15]
В Проекте не предусмотрена закупка необходимого для учреждений родовспоможения оборудования, относящегося к капитальным вложениям (имеющего стоимость свыше 10 тыс. руб.) из средств, поступающих по родовым сертификатам, в целях улучшения качества медицинской помощи.
В ходе проведенного массового социологического исследования было выявлено что более половины опрошенных не знают реализуется ли национальный проект «Здоровье » в Оренбургской области. Так же опрос показал что большинство опрошенных убеждены, что деньги выделенные на реализацию нацпроекта будут потрачены неэффективно или малоэффективно. В связи с этим необходимо повысить уровень организации информационного обеспечения хода реализации приоритетного национально проекта «Здоровье», делая акцент на то, что он даст каждому человеку независимо от того, каков его социальный статус. Кроме того, регулярно проводимые мониторинги общественного мнения позволили бы ориентироваться в динамике общественных настроений и учитывать полученные данные в работе по основным целевым программам, связанным с реализацией нацпроекта.
В ходе реализации национального проекта стала очевидной важная роль региональных властей, администраций местного уровня. Без инициативы и их интересов проект не может быть реализован.
2.3.Оценка эффективности развития национального проекта«Здоровье» в Оренбургской области.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» в области реализуется с 2006 года. За это время национальный проект «Здоровье» безусловно, продемонстрировал свою результативность на территории Оренбургской области. На реализацию мероприятий проекта за 2006-2008 годы и первое полугодие 2009 года из федерального бюджета было выделено 3,13 млн. рублей, а из областного – 4,47 млн. рублей.
За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь. При поддержке областного бюджета, а также средств федерации объемы оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи возросли почти в 4 раза.
Прежде всего, удалось укрепить первичное звено здравоохранения (участковая служба, ФАПы, скорая медицинская помощь). Укомплектованность участков специалистами и врачами общей практики возросла с 78,0% (2005 год) до 95,0%, коэффициент совместительства достиг нормативного уровня. Все выплаты работникам первичного звена производятся в соответствии с графиком. Особое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации специалистов. С начала реализации национального проекта «Здоровье» переподготовку и повышение квалификации прошли соответственно 974 врача и 4785 медсестер. В лечебно-профилактические учреждения первичного звена поставлено за счет федеральных средств и областного бюджета 1793 единицы диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и эндоскопического), проведена подготовка специалистов, что позволило сократить время ожидания диагностических обследований до 3 дней. В результате данных мер произошел приток специалистов в первичное звено медицинской помощи. [17]
На 100% обновлен автомобильный парк службы скорой медицинской помощи. Наличие на автомобилях специального медицинского оборудования позволяет оказывать экстренную помощь с первых минут транспортировки больного. За счет средств областного бюджета служба санитарной авиации пополнилась 2-мя вертолетами, каждый из которых оснащен медицинской аппаратурой и рассчитан на 2-х больных.
Чрезвычайно своевременными и важными профилактическими мерами стали дополнительная диспансеризация и проведение углубленных медицинских осмотров взрослого населения области. Например, в текущем году в рамках дополнительной диспансеризации в соответствии с графиком было осмотрено более 60 процентов граждан, застрахованных по системе обязательного медицинского страхования и работающих во вредных и опасных условиях. По итогам диспансеризации 55,2 процента – практически здоровы, 44,8 процента – нуждаются в лечении. С 2007 года в оренбургской области проводится диспансеризация детей-сирот и детей находящихся в трудной жизненной ситуации. В полном объеме проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе массовой иммунизации, вследствие чего произошло снижение заболеваемости управляемыми инфекциями. Высокий уровень охвата населения профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций, в том числе гепатитом В в 2,4 раза, краснухой в 16,9 раза, гриппом в 16,9 раза. В нынешнем году эта работа активно продолжается.
Под особым контролем правительства области находится вопрос повышения доступности и качества оказания именно высокотехнологичной медицинской помощи. И в этом приоритет – развитие собственной базы для такой медицины. Оренбургские специалисты уже успешно освоили сложные операции на открытом сердце и сосудах осуществляют эндопротезирование крупных суставов, пересадку почки, широко используют и ряд других передовых медицинских технологий. На базе отделений и центров областных учреждений здравоохранения в 2009 году получили высокотехнологичную помощь более 15000 пациентов (для сравнения 2008 год - 13060 пациентов). Оренбургская область достигла международного стандарта по уровню оказания диализной помощи больным с хронической почечной недостаточностью. Осваиваются федеральные квоты – с начала года в федеральные клиники и центры направлены 1732 нуждающихся или 94 процента. Дополнительно из средств областного бюджета профинансировано лечение в них 184 пациентам. В рамках целевой программы «Безопасная кровь », осуществляемой в рамках национального проекта «Здоровье», областная служба крови была оснащена самым современным оборудованием с единой информационной системой. А создание банка стволовых клеток на базе Оренбургской областной станции переливания крови стало настоящим прорывом и позволяет реально приблизиться к медицине будущего – клеточным технологиям. В текущем году на развитие областной службы крови удалось привлечь из федерального бюджета почти 82 миллиона рублей. В настоящее время уже поставлено оборудования на 75 миллионов рублей.
В рамках национального проекта «Здоровье» оренбургская область вошла в число 11 российских регионов включенных в реализацию федеральной программы по развитию онкологической службы, главная цель которой – снижение смертности от онкологических заболеваний. А поставка серьезнейшего оборудования за счет средств федерального бюджета на сумму 448,5 миллиона рублей при софинансировании этого направления из средств областного бюджета (135 миллионов рублей) позволит существенно изменить ситуацию в диагностике и лечении онкологической патологии которая в области остается высокой. В настоящее время за счет средств федерального бюджета получено оборудования на сумму 203,54 миллиона рублей.
Благодаря проекту обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью выросла в 4 раза. При этом размещение на базе областных медицинских учреждений государственного заказа в объеме 697 квот позволило приблизить дорогостоящие виды лечения к месту проживания жителей области.
В рамках же реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни планируется дальнейшее развитие работы кабинетов профилактики, кабинетов здоровья, которые будут располагаться в учреждениях здравоохранения области и муниципальных образований.
В настоящее время в Оренбургской области открыто шесть центров здоровья на базе областного центра медицинской профилактики городских больниц Бузулука, Новотроицка, Орска и Оренбурга. Проводится работа по оснащению и подготовке специалистов. Уже выделены федеральные субсидии в размере 4, 5 миллиона рублей на приобретение специального оборудования: экспресс — анализатор, аппаратно программный комплекс для скринингоценки уровня психофизического и соматического здоровья, экспресс оценки состояния сердца и других необходимых медицинских технологий.
В рамках национального проекта свою эффективность доказала программа родового сертификата Учреждениями службы родовспоможения и детства за время реализации национального проекта дополнительно к текущему финансированию получено (по родовым сертификатам) более 865 миллионов рублей в том числе за 2009 год около 250 миллионов рублей. Из этих средств лечебно профилактическими учреждениями закуплено специальное оборудование. В полной мере оценили значимость родовых сертификатов не только врачи, но и будущие мамы: за три года в области уменьшилось число родов без родовых сертификатов. Заметно улучшилось качество оказания медицинской помощи в период беременности и родов, а также лекарственное обеспечение беременных женщин на амбулаторном этапе. Проводимая работа позволила улучшить показатели женского здоровья, а также частично стабилизировать демографическую ситуацию в области.
Позитивную динамику демографических показателей необходимо расценивать как результат серьезной работы – как на федеральном, так и на областном уровнях. В 2008 году в оренбургской области родилось почти 27 тысяч детей – это на четыре тысячи больше, чем в 2005 году до реализации национального проекта. А по количеству новорожденных Оренбургская область занимает седьмое место среди 14 регионов Приволжского федерального округа. В 2009 году позитивная тенденция сохраняется. За восемь месяцев, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года рождаемость повысилась на 6,5 процента. Причем почти половина появившихся на свет малышей – вторые и третьи дети в семье.
Уровень общей смертности сократился на 6,7 процента а младенческая смертность снизилась на 17,2 процента. Естественная убыль населения сократилась на 67,8 процента.
До реализации национального проекта «Здоровье» в 2005 году естественный прирост населения наблюдался лишь в трех территориях – Адамовском, Домбаровском и Первомайском. В январе – августе 2009 года естественный прирост наблюдается в городах Оренбурге, Соль-Илецке, Сорочинске и Ясном и 16 районах области. В 2009 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию в области реализовалось 26 целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации. С общим объемом финансирования более трех миллиардов рублей.
Своевременно и в полном объеме реализуются все меры поддержки семей с детьми, предусмотренные региональным и федеральным законодательством.
Наиболее значимым из федеральных программ является предоставление материнского (семейного)капитала, размер которого в 2010 составил с 1 января 2010 года 343 278 рубля.
Важнейшей мерой государственной поддержки семей имеющих детей, в2009 году стала возможность распоряжения средствами материнского (семейного) капитала для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилья. В том числе по ипотечным.
Наиболее массовыми видами поддержки семей с детьми на региональном уровне являются пособия на детей и именной накопительный вклад «Губернаторский».Примерно 25 тысячам новорожденных детей и детей погибших участников боевых действий ежегодно открывается именной накопительный вклад «Губернаторский».
Ежегодно помощь из областного бюджета получают 200 тысяч семей с детьми общая сумма финансирования в 2009 году составила около 800 миллионов рублей. Все это так же убедительно свидетельствует о том, ято охрану материнства и детства правительство области расценивает как задачу действительно государственной важности.
В результате принятых мер коэффициент естественной убыли населения снизился с 4,9 в 2005 году до 1,9 за 2008 год.
Эти достижения создали базу для дальнейшего развития проекта в 2009-2012 годах, целью которого является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
3Совершенствование системы здравоохранения путем реализации национального проекта «Здоровье »
3.1
Необходимость реформирования сферы здравоохранения.
Нынешняя система здравоохранения, к сожалению, не отвечает поставленным задачам. Крупные инвестиции, сделанные государством в последнее время (реализация нацпроекта «Здоровье», материнский капитал и ряд других инициатив), конечно же, улучшили, но радикально не изменили ни систему здравоохранения, ни уровень здоровья нации.
Ни для кого не секрет, что демографическая ситуация в нашей стране ухудшается и будет продолжать ухудшаться. Взаимодействие бизнеса и власти рассматривается обычно через призму сохранения человеческого потенциала. И в России, и во всем мире будет происходить удорожание системы здравоохранения. Виной тому и появление новых дорогостоящих медицинских технологий, старение населения, снижение рождаемости. Чтобы сохранить имеющийся трудовой потенциал, придется вкладывать все больше и больше денег. Если на сегодняшний день здравоохранение финансируется 3,1% от ВВП, в бюджетной стратегии до 2023 года эта цифра увеличивается до 5,4% от ВВП, а по данным Всемирной организации здравоохранения она должна быть не ниже 6%. То есть заранее планируется недофинансирование.
Нужно искать пути привлечения инвестиций и реформирования здравоохранения. Что этому мешает? Прежде всего, отсутствие целостной государственной политики реформирования отрасли. Существует немало концепций, но утвержденной и внятной концепции на сегодняшний день нет. Если сопоставить концепцию реформирования здравоохранения, бюджетную стратегию до 2023 г. и некоторые другие программные документы, то цифры в них не совпадают между собой.
Среди других препятствий — низкая эффективность управления, плохое технологическое оснащение, структурные диспропорции в отрасли, проблема квалификации кадров, в том числе управленческих.
Еще один ограничивающий фактор — развитие теневой медицины на базе государственных учреждений. Ни для кого не секрет, что на государственном оборудовании порой даже в рабочее время неофициально оказываются платные услуги, с которых не платятся налоги. По оценкам, оборот этого теневого бизнеса — около $10 млрд. в год. Приходу частных денег мешает неэффективная система медицинского страхования, как добровольного, так и обязательного. Многие медицинские страховые организации и компании свою главную роль пока не выполнили. Они создавались в том числе для двух целей: для защиты прав пациента и для обеспечения качества медицинской помощи. Но права пациента еще не всегда соблюдаются, а качество медицинской помощи пока не улучшается. Необходимо стремиться к удешевлению и упрощению всей системы ОМС, которая, по — мнению экспертов ВОЗ, сложна и неэффективна. С 1993 г. в этой области не было почти никаких изменений. Закон о медицинском страховании принимался совсем в другой России, с другими социально-экономическими условиями. Эта проблема есть, и ее надо решать.
Серьезным препятствием являются административные барьеры. Очень трудно разговаривать с представителями министерств, ведомств и доказывать, что бизнес может и должен участвовать в реализации многих программ, в том числе и программы государственных гарантий.
В рамках разрабатываемой концепции реформы здравоохранения не лишним будет определиться, что целью и критерием управления системой здравоохранения должно быть качество медицинской помощи.
Медицинская помощь оказана качественно, если она соответствует ожиданиям потребителя , и ее результатом стало ожидаемое изменение состояния здоровья. Это определение качества позволяет правильно подойти к его оценке: качество соответствует своей стоимости. То есть, пропорционально финансовым и материальным ресурсам, выделяемым на здравоохранение, будет качество последнего. При этом проблема управления качеством превращается в проблему управления имеющимися ресурсами для улучшения состояния здоровья пациента.
На рисунке 6 приведены факторы, влияющие на качество медицинских услуг.
Рисунок 6 - Факторы влияющие на качество медицинских услуг.
Управление качеством базируется, прежде всего, на оценке показателей результатов. Если они вышли за диапазон стандартов результатов, только тогда нужно разбираться, почему это произошло — сначала анализировать соблюдение стандартов технологии, а потом, при необходимости, соблюдение стандартов ресурсов.
Сейчас накоплены колоссальнейшие проблемы в области здоровья населения. Для их успешного решения необходимо объединение усилий различных министерств и ведомств. Силами одного Министерства здравоохранения эти проблемы не решить. Хотя темпы ухудшения показателей здоровья замедлились и намечается вроде бы положительная тенденция, но еще неизвестно, сколько это продлится.
Реформа здравоохранения в области управления качеством должна позволить проводить оценку медицинской помощи на основе ее промежуточных и конечных результатов, и оплачивать медицинскую помощь за ее качество в соответствии с этой оценкой. Если результат станет главным критерием оценки качества, то для всей системы и для каждого врача главной целью деятельности становится не объем услуг, не строгое соблюдение стандартов процесса, а положительные изменения состояния здоровья пациента.
Далее, необходимо создание концепции реформирования здравоохранения, основанной на приоритетных проблемах. Без этого дальше никуда не двинуться, потому что территории должны четко знать, что нужно развивать в первую очередь, что во вторую очередь, на каких направлениях нужно сконцентрировать те минимальные ресурсы, которые есть в территориях.
Необходимо очень четко работать по федеральным и отраслевым программам. Как можно объединить усилия территорий и регионов? Во-первых, Министерство здравоохранения все-таки должно иметь для этого деньги. Управление не бывает безфинансовое. Фонд имеет деньги на выравнивание территорий, Минздрав этих средств не имеет. Необходимо чтобы Минздрав имел хотя бы небольшие средства, с одной стороны, для выравнивания бюджета по территориям, а с другой стороны, для того, чтобы можно было реализовать отраслевые программы.
Для выхода из кризиса здравоохранения необходимо опереться на коллективный разум и традиционную этическую и социальную ответственность врачебной профессии. Здравоохранение — не рынок, хотя и требует экономического анализа и использования методов экономического стимулирования. Врач не торгует «услугами» и не рассматривает свою профессию как источник обогащения (извлечения максимальной прибыли). Он служит человеку и обществу по велению души и складу характера и поэтому ожидает от общества достойной оплаты своего труда.
Таким образом, нужна большая работа на всех уровнях: от уровня общества и государства до личного (персонального, семейного). Необходим также контроль за выполнением антикризисной программы, мониторинг здоровья нации и окружающей природной и антропогенной социальной среды, опирающийся на адекватную методологию, сочетающую статистический и системный анализ с текущими натурными (экспериментальными) наблюдениями и математическим моделированием и прогнозированием демографических, медико-социальных и экологических явлений и процессов.
3.2 Рекомендации по модернизации сферы здравоохранения в Оренбургской области путем реализации национального проекта «Здоровье».
Сегодня много говорится о повышении качества жизни, но вряд ли кто возразит, что главной его составляющей является здоровье. Охрана здоровья населения Оренбургской области является приоритетным направлением в работе Правительства области.
Солидные средства, предусматриваемые на эти цели в федеральном бюджете (460 млрд. рублей), говорят о высокой серьезности намерений. Речь идет о качественном обновлении сети лечебных учреждений, их ремонте и оснащении недостающим оборудованием; внедрении современных информационных систем в здравоохранении. В рамках программы модернизации областного здравоохранения ставится задача завершения строительства ряда объектов здравоохранения. Средства, необходимые для реализации намеченных планов, - более 14 млрд. рублей. Ставится задача повышения эффективности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.
Необходимо продолжать развитие первичной медико-санитарной помощи, укреплять материально-техническую базу здравоохранения, а так же совершенствование оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Для этого на базе крупных районных и городских больниц Оренбуржья планируется создание 15 межмуниципальных медцентров, которые будут специализироваться на оказании неотложной помощи по пяти профилям — кардиология, неврология, травматология, акушерская и неонатальная помощь.
Центры должны быть оснащены самым современным оборудованием.
Кроме того необходимо внедрение информационных технологий в областную систему здравоохранения. Например, для уменьшения очередей в поликлиниках должна проводиться электронная запись на прием к врачу.
На очереди решение вопросов капитального ремонта учреждений здравоохранения. В первую очередь необходимо обратить внимание на те объекты здравоохранения, где наиболее велик процент износа зданий, не соблюдаются надлежащие условия содержания больных, практически отсутствует новое медицинское оборудование. Также, объекты, требующие включения в программу модернизации, должны выбираться с учетом мнения не только экспертов, но и пожеланий граждан.
Главной составляющей системы здравоохранения, несомненно, являются медицинские кадры. Кадровая политика имеет свои особенности. Каждая система формирует свой кадровый потенциал, определяя политику в области охраны здоровья. В деятельности системы здравоохранения ведущая роль, несомненно, принадлежит медицинскому персоналу. Кадровые ресурсы требуют значительных интеллектуальных, материальных и финансовых затрат со стороны общества. Именно от них в значительной степени зависит результат деятельности системы, качество и количество предоставляемых медицинских услуг, размеры финансовых и материально-технических вложений .
В кадровой политике необходимо совершенствовать систему дополнительного образования среднего медицинского звена и врачей, регулярно проводить усовершенствование, переподготовку. На сегодняшний день сертификаты специалиста имеют 84% врачей и 88% средних медицинских работников. Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением Оренбургской области в новых экономических условиях, в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и подготовки медицинских кадров.
В обеспечении качества медицинской помощи населению, усилении ее профилактической направленности существенная роль принадлежит сестринскому персоналу. Сестринский персонал – реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи. Во многих регионах России в основу модернизации профессионального образования системы здравоохранения были положены многоуровневость медицинского образования, преемственность, интеграция среднего и высшего медицинского образования. Отраслевая Программа развития сестринского дела в Российской федерации, утвержденная приказом Минздрава России от 09.01.01 № 4, определила возможные пути улучшения подготовки и работы сестринского персонала. Тем не менее, остаются негативные тенденции в кадровом обеспечении отрасли. Это снижение показателей обеспеченности средним медицинским персоналом; уменьшение числа работающих специалистов со средним медицинским образованием и соотношения врачебного и сестринского персонала. Таким образом, необходимо реорганизовать систему среднего медицинского образования, которая включала бы разработку системы контроля качества, оптимизацию образования, совершенствование программ обучения, развитие стандартов и алгоритмов медицинской практики.
Следует продолжать работу по укомплектованию лечебно-профилактических учреждений городского округа участковыми терапевтами и педиатрами, узкими специалистами
Так же необходимо изменить систему финансирования здравоохранения, что позволило бы повысить заработную плату медицинским работникам.
Решать поставленные задачи необходимо с использованием новых технологий и новаторских методов на современном уровне.
Наблюдается проблема неосведомленности населения области о ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье ». Так в рамках мониторинга реализации национальных проектов министерство информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области провело социологический опрос в форме анкетирования, который стал очередным этапом изучения общественного мнения по проблемам реализации приоритетных национальных проектов в регионе. В результате опроса 38 % населения Оренбургской области одобряли национальные проекты полностью, 34 % скорее одобряли. А 28 % респондентов абсолютно «ничего не знали» об этих проектах. Между тем, анализ полученных данных выявил интересную закономерность. С одной стороны, все больше оренбуржцев знают о национальных проектах, но в то же время растут ряды тех, кто не имеет о них ни малейшего понятия. Следовательно необходимо проводить активную политику информатизации населения о ходе реализации национального проекта, а так же о модернизации сферы здравоохранения в целом.
В ходе мониторинга был проведен так же опрос об оценке деятельности Правительства Оренбургской области по реализации национальных проектов. Результаты приведены на рисунке 7.
Рисунок 7 — Оценка деятельности Правительства Оренбургской области по реализации национальных проектов
Данные опроса свидетельствуют о том, что среднем 79,9% опрошенных оценивают «положительно» работу областного правительства по реализации национальных проектов. Но так же высокий процент респондентов негативно оценивающих деятельность правительства, что говорит о необходимости изменения действующей политики правительства. Так, например, помимо информирования населения о ходе реализации национального проекта «Здоровье» необходимо разработать мероприятия по информированию руководителей предприятий, учреждений, организаций и обеспечению исполнения сетевых графиков дополнительной диспансеризации населения что позволит наиболее эффективно достичь поставленных целей.
Так же для более эффективного исполнения целевых программ, мероприятий национального проекта, необходимо обеспечить контроль за ходом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории области.
Особое внимание участников заседания должно быть акцентировано на том, что Региональному координационному совету необходимо приложить все усилия для разработки реалистичной и жизнеспособной программы модернизации областного здравоохранения.
3.3Прогнозирование развития здравоохранения Оренбургской области.
Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Прогнозирование как одна из форм конкретизации, предвидения научного в социальной сфере находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением, целеполаганием.
Ожидаемый результат исследования — использование прогностической информации, полученной на основе сопоставления данных поискового и нормативного П., для повышения обоснованности целей и решений, в том числе планов, программ, проектов.
По времени прогнозирование разделяется на текущее (то есть не ожидается существенных изменений исследуемого объекта и имеются в виду лишь отдельные, частные количественные оценки), краткосрочное (общие количественные оценки), среднесрочное (количественно-качественные оценки), долгосрочное (качественно-количественные оценки), сверхдолгосрочное (общие качественные оценки). Данное деление представлено на рисунке 8. Строить прогнозы в общественных науках на более отдалённые сроки нецелесообразно, т.к. становится чрезмерно большим разрыв между профилем и фоном исследования, а также между условным предсказанием и возможным многократным изменением объекта прогнозирования, путём решений и действий, в результате чего резко падает степень надёжности прогноза.
продолжение
--PAGE_BREAK--