Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Отражение политических прав и свобод граждан России в нормативно-правовых актах

--PAGE_BREAK--

К конституционным политическим правам и свободам относятся:

• право на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.);

• свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г.«О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», ст. 149 УК РФ и др.);

• право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», процессуальное законодательство и др.);

• право обращений («право петиции») — ст. 33 Конституции РФ;

• свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» и др.);

Систему конституционных прав вслед за делением власти народа на два направления (государственная власть и негосударственная власть) следует разделить на:

а) конституционные политические права, дающие возможность участия в осуществлении государственной власти (право участвовать в управлении делами государства и связанные с ним право избирать и быть избранным, право участвовать в отправлении правосудия, право на равный доступ к государственной службе);

б) конституционные политические права, дающие возможность участия в осуществлении негосударственной власти, формировании и функционировании гражданского общества (право на объединение, право собраний).




4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации
4.1 Право участвовать в управлении делами государства
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Это право вытекает из принципа народовластия, провозглашенного в ст.3 Конституции РФ.

В общем виде это право сформулировано в ст.32 Конституции РФ, в которой установлено, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Законодательство различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам. В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» подробно определен порядок реализации инициативы. По сравнению с ранее действующим законодательством этот порядок стал значительно более сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.

До настоящего времени состоялись три референдума Российской федерации: 17 марта 1991 г. — об учреждении поста Президента в Российской Федерации; 25 апреля 1993 г. — о доверии Президенту Б. Н. Ельцину; об одобрении его социально-экономической политики; о досрочном переизбрании Президента; о досрочном переизбрании Съезда народных депутатов; 12 декабря 1993 г. — об одобрении проекта Конституции РФ.

Референдумы субъектов Федерации и муниципальных образований проводятся по важным вопросам регионального и местного значения. В большинстве субъектов РФ есть отдельные законы о референдуме. В некоторых субъектах положения о референдуме включены в общий избирательной кодекс. В отдельных субъектах действует единый закон о порядке проведения, как референдума субъекта, так и местного. Эти акты не могут противоречить Федеральному закону от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.).

Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный и императивный; обязательный и факультативный; конституционный и законодательный. Так, на федеральном уровне обязательным является референдум по решению конституционного собрания о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции. На региональном уровне обязательным является референдум в субъектах Федерации, объединяющихся в новый субъект Федерации. В некоторых республиках предусмотрен консультативный референдум, предшествующий принятию или изменению Конституции.

При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах. Особое значение имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот Закон направлен именно на установление тех общих гарантий прав участников референдума и избирательных прав граждан, которые должны быть обеспечены при прямых выборах всех органов государственной власти и при проведении Референдумов всех видов и всех уровней.

Референдум и выборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном прямом и тайном голосовании граждан; их результаты, решения обладают юридической силой. Отличия между выборами и референдумом заключаются в характере решаемого вопроса. При выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдуме решается конкретный вопрос (вопросы) государственного или местного значения. Выборы проводятся строго периодически в установленные Конституцией, законами сроки; референдумы — в зависимости от наличия инициативы граждан или в иных, оговоренных в Конституции и законах случаях. При выборах депутатов действует пропорциональная система выборов (в субъектах не менее половины депутатов избирается по пропорциональной системе, остальные по мажоритарной системе), по спискам кандидатов от политических партий. При референдуме каждый участник голосует «за» или «против» по вопросу референдума. При федеральных выборах требуется для признания их состоявшимися участие не менее 25% избирателей (при выборах Президента — не менее 50%). Референдум считается состоявшимся при условии участия в голосовании 50% участников референдума. При выборах допускается в случае необходимости повторное голосование (второй тур), при референдуме вопрос решается окончательно и повторно при отрицательном решении он может быть вынесен не ранее чем через год.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества. Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» определены виды федеральной государственной службы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственная гражданская служба субъектов Федерации.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в Законе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Закон предусматривает важную норму о поступлении на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу (предусмотрены и случаи, когда конкурс на замещение определенных должностей не проводится).

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» определяет условия и основания привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей; требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечение присяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, в федеральных судах всех субъектов Федерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.

Порядок формирования корпуса арбитражных заседателей установлен Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
4.2 Право на объединение
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это политическое право человека, позволяющее объединить свои усилия для достижения определенных целей, защиты своих прав, служащее для структурной организации гражданского общества, помогающее оказывать влияние на государственную власть. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30) таким образом, устанавливается принцип добровольности объединения.

Ограничением этого права является конституционный запрет (ч. 5 ст. 13) создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В ст. 13 Конституции установлены иные важные принципы отношений государства и общественных объединений, в том числе принцип равенства последних. Все общественные объединения независимы от государства. Установлен принцип невмешательства государства в дела общественных организаций, также недопустимо их вмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц. Таким образом, деятельность общественных организаций основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Право на объединение регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (действует в ред. от 2 ноября 2004 г.). Закон определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных). Он предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных обществах).

В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Федеральной регистрационной службой (Росрегистрация) и соответствующими органами в субъектах Федерации.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

По территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, региональное — на территории одного субъекта Федерации, а местное — в пределах муниципального образования. Распространение деятельности общественного объединения на ту или иную территорию означает наличие отделений, филиалов и других структурных подразделений на этой территории.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает различные организационно-правовые формы их функционирования (ст.8-12). К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законодательством.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественные полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд как один из видов некоммерческих фондов представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующим уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Особое место в политической системе демократического общества занимают политические партии, являющиеся одной из форм реализации провозглашенного в Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма (ст. 13). Политическая партия является общественным объединением, созданным в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Партии формируются открыто, инициативно и свободно.

Важнейшим назначением политических партий является участие в выборах. По Закону политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Обязательным условием участия партии в выборах является ее государственная регистрация не менее чем за год до выборов.

Государство оказывает поддержку политических партий, обеспечивает им равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, в предоставлении помещений, средств связи, участия в избирательных кампаниях и др. Важной формой государственной поддержки политических партий является их государственное финансирование из средств федерального бюджета. На государственное финансирование имеют право только те партии, за список кандидатов которых на выборах депутатов Государственной Думы проголосовали не менее 3% избирателей. Вместе с тем за партией закреплено право отказаться от государственного финансирования.

Политическая партия должна осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации, т.е. образование каких-либо региональных партий не предусматривается. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Не могут быть созданы и партии, состоящие из лиц одной профессии.

Политические партии и общественные организации формируются и действуют на основе членства, все остальные общественные объединения — на основе участия граждан в их создании и деятельности. Членство означает официально оформленную принадлежность лица к конкретному общественному объединению, ассоциирование (объединение) его с другими членами в одном коллективе для осуществления деятельности, обусловленной целями и задачами данного объединения. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет (иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политической партии в России).

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать число членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Наряду с Федеральным законом «Об общественных объединениях», посвященным регулированию различных аспектов формирования и деятельности всех видов общественных объединений, существуют федеральные и региональные законы, регламентирующие создание и функционирование их отдельных видов — политических партий, профсоюзов, благотворительных обществ, общественных фондов. Так, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», действующий         в ред. от 21 июля 2005 г. определяет порядок создания и регистрации политических партий, их внутреннего устройства, права и обязанности партии, государственной, в том числе финансовой, поддержки и государственного контроля за соблюдением законодательства о партиях.

Хотя государство не вмешивается во внутреннюю деятельность партии, в Федеральном законе о политических партиях имеется глава IV«Внутреннее устройство политической партии», в нормах которой определяются основные правовые параметры, которым должно отвечать устройство политической партии, что необходимо для обеспечения единых требований ко всем партиям, установления четких правовых основ их устройства. Особое значение это имеет в период еще не завершившегося процесса формирования подлинной многопартийности. Деятельность политической партии может быть приостановлена и ликвидирована. Порядок этих акций подробно регламентирован в Законе. Как приостановление деятельности партии, так и ее ликвидация осуществляется исключительно в судебном порядке.

В общественной и государственной жизни страны особую роль играют профессиональные союзы, создаваемые для защиты интересов работающих, разнообразные добровольные общества, творческие союзы, объединения производственно-трудового профиля (адвокатские и нотариальные конторы, товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические объединения граждан и др.). Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 9 мая 2005 г.).    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.