Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Особенности преступности несовершеннолетних на материалах Красноа

--PAGE_BREAK--Новый Уголовный кодекс Украины исключает возможность привлечения к уголовной ответственности, начиная с четырнадцати лет, за преступления, содеянные по неосторожности, так как отсутствие жизненного опыта и особенности развития мышления не позволяют подросткам предусмотреть одинаковые со взрослыми лицами меры предосторожности. Вместе с тем значительно расширен перечень преступлений, ответственность за совершение которых может наступать с четырнадцати лет (например, за диверсию, бандитизм, террористический акт, взятие заложников и т.п.).
Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет ряд особенностей:
1)                при назначении наказания несовершеннолетие рассматривается,
как обстоятельство, смягчающее ответственность;
2) несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности. Если его исправление возможно без применения наказания. В этих случаях к несовершеннолетнему применяются принудительные меры воспитательного характера;
3) несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, не может быть назначено лишение свободы. Если его исправление возможно без применения наказания, суд может применить принудительные меры воспитательного характера;
4) к несовершеннолетнему, осужденному к лишению свободы, может быть применено освобождение от отбывания наказания с испытанием (на срок от одного года до двух);
5) несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент постановления приговора не нуждается в применении наказания. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему следующие принудительные меры воспитательного характера;
6) для несовершеннолетних предусмотрены более мягкие условия освобождения от отбывания наказания. Как правило, их в первую очередь касается амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение.
К несовершеннолетним, признанным виновным в совершении преступления, судом могут быть применены такие основные виды наказаний:
1) штраф;
2) общественные работы;
3) исправительные работы;
4) арест;
5) лишение свободы на определенный срок (максимальный срок – 15 лет).
Уголовный кодекс Украины определяет также дополнительные наказания, которые могут быть применены к несовершеннолетним: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2.2 Особенности детерминации и причинности преступности несовершеннолетних
Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетнего.
Процессы и явления экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, происходящие в обществе, главным образом и детерминируют поведение детей и подростков, определяют его сущность и характер. Таким негативные явления, как повышенный уровень заболевания и смертности детей и подростков, разводы, жестокое обращение с окружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, преступность в целом, которые входят в комплекс социальных факторов, обуславливающих их отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение.
Применительно к несовершеннолетним процессы и явления социальной действительности, создающие негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими преступлений, исследованы криминологами достаточно полно. К их числу в различные годы были отнесены:
 значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего
населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу;
 нарушение принципов оплаты труда, потребления денежных и
иных материальных благ;
 различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда
отдельных групп детей и подростов, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу;
 процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся
изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних;
 отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими
заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков;
 противоречие между духовными и особенно материальными
потребностями детей и подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения;
 низкий уровень правовой культуры, значительная деформация
нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей, иных воспитателей;
 традиционное осуществление основных воспитательных функций в
отношении несовершеннолетних лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки в этой области;
 недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы
жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков (см. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под ред. А. И. Долговой – М. стр. 695-696).
В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания. Этот вывод позволяет рассматривать причины и условия, способствующие совершению преступлений, главным образом в плане выявления негативных сторон взаимодействия микросреды и личности.
В качестве издержек воспитания в причинном комплексе, детерминирующем преступное поведение несовершеннолетних, исследователи наиболее часто выделяют:
1. криминогенное влияние трудностей и недостатков в деятельности социальных институтов, непосредственно ответственных за обучение, воспитание несовершеннолетних, их исправления и перевоспитание;
2. криминогенное воздействие негативных условий микросреды;
3. обстановка жизни и воспитании, характеризующаяся проявлением злобности, жестокости, различных видов конфликтно-агрессивных форм поведения окружающих и др.;
4. стойкие социально обусловленные негативные деформации личности несовершеннолетних;
Все они сохраняют свою криминальную значимость и в настоящее время. Однако общее ухудшение экономического положения страны привело к тому, что в последние годы в причинном комплексе, обуславливающем противоправное поведение подростков, произошли значительные изменения.
Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающиеся преобразованиями, проводимые в стране, прежде всего существенно ослабили родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их интеллектуальную и нравственное развитие.
В бедных семьях сложная психологическая обстановка, что способствует интенсивному распаду таких семей, уходу из них детей и подростков. В таких семьях повсеместно наблюдается процесс резкого снижения ценности детей для родителей, что ведет к дальнейшему росту безнадзорности.
Растет число разводов среди супругов, имеющих несовершеннолетних детей, увеличивается внебрачная рождаемость и, как следствие этих процессов, растет количество неполных семей. Дети из распавшихся неполных семей и одиноких матерей оказываются в сложном экономическом и психологическом положении, пополняют группу людей повышенного социального риска. Нарастает проблема социального сиротства.
Наблюдается рост жестокого обращения с детьми. Некорректные приемы воспитания, унижение человеческого достоинства, психическое и физическое насилие все чаще прослеживается как в семьях, так и в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, детских домах и интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Динамика структуры преступности несовершеннолетних напрямую связана с невовлечение детей и подростков в общественно полезную деятельность.
Все перечисленное доказывает, что несовершеннолетние оказались в положении, когда государство должным образом не может обеспечить реализацию их основного конституционного права – на выживание и развитие.
2.3 Личностные особенности несовершеннолетних преступников
Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. По уровню образования несовершеннолетние преступники в значительной мере отстают от своих сверстников из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентаций, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет социализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчуждение от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившегося в последние годы.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у несовершеннолетних преступников замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной среды.
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у несовершеннолетних преступников часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное времяпровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого запрета, если очень нужно.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к состраданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. Речь идет о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающихся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников могут иметь:
 различные нарушения психического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем возрастах;
 заболевание алкоголизмом;
 явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомленность, пониженная работоспособность) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
 пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:
 постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения;
 пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;
 бродяжничество, систематические побеги из дома;
 ранние половые связи, половая распущенность;
 виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
 привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять.
2.4 Особенности преступности несовершеннолетних на материалах Красноармейского региона
Криминогенная обстановка в подростковой среде г. Красноармейска в настоящее время по сравнению с 2004 г. значительно улучшилась, но продолжает оставаться сложной. По данным КМДН г. Красноармейска в совершении преступлений принимало участие 42 подростка, что на 21 человека меньше, чем в 2004 г. Сравнительный анализ статистических данных подростковой преступности в г. Красноармейске в период 2004 – 2005 гг. показал, что по сравнению с 2004 г., в 2005 г. уровень подростковой преступности снизился на -28,8%. Всего в 2004 г. было совершено 73 преступления, а в 2005 г. – 52. Наряду с общим снижением детской преступности, произошел рост грабежей 13(+7).
Основные факты, которые толкают несовершеннолетних на преступления это:
1.     Тяжелое материальное положение.
2.     Незанятость подростков.
3.     Потеря жизненных ориентиров и социальных связей.
4.     Безысходность.
5.     Недостаточное внимание со стороны родителей.
6.     Пустое времяпровождение.
7.     Алкоголь, распространение наркомании.
8.     Низкий уровень правового воспитания.
9.     Моральная деградация.
Одной из особенностей преступности несовершеннолетних в г. Красноармейске является совершение тяжких преступлений в критическом возрасте – от 15 до 17 лет, которые отличаются особой дерзостью и жестокостью.
По информации криминальной милиции по делам несовершеннолетних г. Красноармейска в 2005 г. значительное количество несовершеннолетних, участвовавших в преступлениях, к уголовной ответственности привлекались впервые и ранее в поле зрения работников милиции не попадали, так как до этого не совершали противоправных действий. В то же время никакой информации о склонности данных подростков к совершению преступлений практически не поступало.
Следующей особенностью является то, что 89,5% преступлений на территории г. Красноармейска несовершеннолетними совершалось в вечернее и ночное время. Это свидетельствует о том, что со стороны родителей контроль над поведением детей не осуществлялся.
Одним из основных факторов преступности несовершеннолетних, является такое негативное для нашего общества явление как распространение пьянства и наркомании среди подростков. К административной ответственности за правонарушения связанные с употреблением подростками спиртных напитков привлечено 12 человек. Было выявлено 4(+1) факта незаконного хранения наркотических средств, по которым возбуждены уголовные дела (ст. 307 УК). В данном случае особенностью преступности среди несовершеннолетних является склонность подростков к употреблению спиртных напитков и средств, вызывающих наркотическую зависимость.
На территории г. Красноармейска был выявлен тот факт, что большое количество преступлений совершалось учащимися школ и ПТУ.
Что свидетельствует о недостаточной профилактической работе педагогических коллективов.
В настоящее время совершается большое количество корыстных преступлений, целью которых является завладение чужим имуществом. Это обусловлено отсутствием у несовершеннолетних материальных средств и низким уровнем материального обеспечения семей, в которых воспитывается подросток. Основными предметами удовлетворения корыстных мотиваций является различного вида импортная и отечественная техника (автомобили, мобильные телефоны); деньги, драгоценности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.