Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Основы конституционного строя как институт конституционного права

--PAGE_BREAK--Согласно Конституции РФ (ст. 14) Российская Федерация является светским государством, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.[9]
В целом можно сказать, что данные принципы выступают как свод юридических норм и политико-правовой каркас, организационно, функционально и социально скрепляющий общество и государство.
2. Субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация является федеративным государством. Федеративное устройство России имеет главным своим назначением установление оптимального соотношения между государственным целым и его частями, позволяющего преодолевать негативные последствия как излишней централизации, так и сепаратизма, раздробленности, а также приближать власть и управление к интересам всех групп населения и всех граждан. Именно федерализм дает выход стремлению территориальных общностей к самостоятельности и свободному развитию.
Российская Федерация состоит из республик (21), краев, областей, городов федерального значения (Москва[10], Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Эти субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, являются равноправными.  Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Статус республики, входящей в Федерацию, определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус входящих в Федерацию края, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом[11] края, области, города федерального значения и т.д., принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Ряд прав субъектов РФ вытекает из Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федерального Договора о разграничении предметов ведения и полномочий (1992 г.), договоров РФ с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Субъект  РФ не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Но Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта РФ по взаимному согласию РФ и ее субъекта. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы РФ, не могут противоречить ее Конституции, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава.
Преобразование конституционно — правового статуса субъекта, например области в республику или, наоборот, в принципе может привести и к его переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации, видимо, возможно и в рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономного округа из состава края или области. Регулирование изменения статуса субъекта РФ должно осуществляться на основе федерального конституционного закона.
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона в Калининградской области установлена Федеральным законом от 22 января 1996. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций.
Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72, 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.  Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ее и субъектов Федерации ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Конституция РФ не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения РФ и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, оставляя за субъектами право реализовать свои полномочия в сфере совместного ведения. Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов — федеральных и субъектов Федерации — точностью определять пределы полномочий субъектов РФ, что, конечно, не исключает возможности возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции.
Конституция РФ предоставляет субъектам Федерацию важную гарантию: поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов РФ.
Субъекты Федерации имеют свою правовую систему[12], которая как бы образует собственное конституционное право, однако которое не разрывает единого поля конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.[13]
По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ – нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.). Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи[14].
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они при этом обязаны соблюдать: 1) чтобы эта система соответствовала основами конституционного строя РФ (что в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей; законодательной, исполнительной и судебной); 2) система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов  государственной власти, установленных федеральным законом.
Республики — субъекты РФ — это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Поэтому власть в этих государствах не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленный федеральной конституцией. Они  не вправе нарушать государственную целостность России, не имеют права выхода из состава Федерации. Республики образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся: Конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Каждая  республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация.
Республики самостоятельны в определении государственных языков.[15] Они самостоятельно утверждают свою государственную символику – герб, флаг, гимн, определяют столицу. Республика вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, хотя подчас не учитывают, что гражданство в РФ относится к ведению Федерации. Так, в силу того, что это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, правом принятия в гражданство обладает только РФ.
Как мы уже отмечали, в соответствии с Конституцией РФ все республики равноправны. Однако де-факто статус некоторых из них существенно расходится с конституционными положениями. Например, по Договору РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г., целый ряд исключительных конституционных полномочий России отнесен к совместному ведению РФ и Татарстана, а многие вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов – к самостоятельным полномочиям Татарстана.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.
Стоит отметить, что на протяжении многих десятилетий края, области, города Москва и Санкт-Петербург не признавались субъектами Российского федеративного государства. Эволюция их конституционно-правового статуса, прошла три этапа:
1.     преобразование из административно-территориальной единицы в территориальное образование с правами автономии (вторая половина 1980-х годов до подписания 31 марта 1992 г. Федеративного Договора);
2.     приобретение краем, областью правового статуса государственно-территориального образования с правами субъекта РФ (период до принятия Конституции РФ 1993 г.);
3.     современный этап конституционного развития, когда края, области, города федерального значения являются полноправными субъектами Федерации.
Края, области, города федерального значения не имеют выраженной национальной специфики. Это отличает их от республик в составе РФ[16].
Название «край» — дань истории России. В нашей стране края (кроме Приморского) возникли в качестве административно-территориальных единиц, в состав которых первоначально входила какая-либо автономная область. В настоящее время все они являются самостоятельными субъектами Федерации и де-факто ничем не отличаются от областей.
Города Москва и Санкт-Петербург – крупнейшие экономические, финансовые и культурные центры страны, обладающие теми же полномочиями, что и края, области. Одновременно Москва является столицей России. Будучи полноправным субъектом РФ, Москва представляет собой и муниципальное образование. Ее органы публичной власти (мэр, городская дума) параллельно выполняют функции органов местного самоуправления.
Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов:  устава; своего законодательства; территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ; системы органов публичной власти: однопалатные (за исключением Свердловской области) законодательные (представительные) органы (дума, законодательное собрание и пр.) и главы администраций (губернатор, мэр и т.п.), возглавляющие исполнительную власть. Здесь также образуются уставный суд и мировые судьи. Как и республики в составе РФ, края, области, города федерального значения обладают собственностью, устанавливают свою символику (обычно герб и флаг) и столицу.
В настоящее время в составе РФ находится 1 автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. Еврейская автономная область оказалась единственной автономией такого типа, которая в 1991 году не была преобразована в республику. Вместе с тем она уже не входит в состав Хабаровского края и ее конституционный статус абсолютно идентичен статусу краев и областей. Аналогичное правовое положение имеет Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 года входит в РФ непосредственно и не является частью Магаданской области. Данный закон рассматривался Конституционным Судом РФ и был признан соответствующим Российской Конституции.
Остальные девять автономных округов входят в состав края либо области, и это, как указал в своем постановлении[17] от 14 июня 1997 г. № 12-П Конституционный суд России: … означает такое конституционно — правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ — края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ: «вхождение» предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов РФ обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно — правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса — территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. «Вхождение» не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией РФ. Равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции РФ не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.
Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов РФ и договором между их органами государственной власти. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа.

3. Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ Суд, как публичное учреждение, призванное решать уголовные и гражданские дела, существовал во все времена государственного бытия человеческого общества и с полным основанием может считаться непременным атрибутом государства. Но лишь в ходе буржуазно-демократических революций, ознаменовавших начало перехода человечества к таким цивилизованным вершинам как гражданское общество и правовое государство, была выдвинута идея судебной власти, способной стать гарантом естественных прав и свобод личности, преградой своеволию законодателя и исполнительской администрации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.