--PAGE_BREAK--2. Методы криминологических исследований
Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.
Все существующие и используемые криминологами методы сбора эмпирического материала условно принято разделять на следующие группы:
— методы, дающие возможность исследователю непосредственно воспринимать те или иные явления общественной жизни (наблюдение, эксперимент);
— методы, с помощью которых исследователь может воспринять явления общественной жизни из документов (метод анализа документов);
— методы, связанные с восприятием устной информации (анкетный опрос, непосредственный опрос).
В научной литературе используются и другие основания классификации методов криминологических исследований[5].
Социологическое наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же.
Очевидно, приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень вопросов и способ фиксации) интересующих его фактов, их признаков и характеристик.
Основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования — возможность выявления неожиданного в картине наблюдаемого объекта. Естественно, в процессе непосредственного восприятия программа наблюдения может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных с точки зрения целей исследования обстоятельств.
Объектом криминологического наблюдения может быть:
— поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;
— высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фоновые правонарушения или лиц из контрольной группы;
— результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;
— среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.
Итак, любые научные исследования, в том числе и криминологические, проводятся с использованием самых различных методов. Для правильного их понимания наука классифицирует их на 3 основные группы: всеобщий метод познания (диалектический), общие методы научного познания, частные методы конкретных исследований.
Поскольку криминологическое исследование является одним из видов социального исследования в его широком понимании, то оно осуществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений.
Используются следующие общенаучные методы познания:
1. восхождение от абстрактного к конкретному;
2. анализ и синтез;
3. гипотеза;
4. системно–структурный анализ;
5. исторический метод;
6. сравнение;
7. динамические и статистические методы.
Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента.
Первый – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предопределяет объем, глубину познания исследователя и его путь. Не следует каждый раз танцевать от печки”. Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно- обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности. А поскольку преступность – категория постоянно меняющаяся, то методика исследования ее не может быть неизменной.
Анализ и синтез. Этот метод дает возможность наилучшим образом объединить фактические данные, полученные в ходе исследования. С его помощью наилучшим образом обобщаются криминологические сведения об изучаемом объекте. Кроме того, данный метод позволяет объединить эмпирический материал с теоретическими положениями науки и конкретными данными относительно исследуемого объекта.
Гипотеза исследования– научно обоснованные предположения или допущения, истинность которых проверяется в ходе исследования. Иными словами, гипотеза есть такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили. По содержанию они бывают описательные и объяснительные.
Описательная гипотеза есть предположение о существовании того или иного явления, а объяснительная – о причинно – следственных связях в изучаемом объекте.
Выдвижение, формулирование гипотезы требует оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.
Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы:
1. различия преступности в краях, областях, республиках определяются частично разной степенью латентности преступности, т.е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности;
2. различия определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиков, социальных неудачников и т.д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника доходов, и т.д.;
3. различия определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе в правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т.д.
Системно–структурный анализ – как разновидность анализа вообще, предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества), как определенно сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов. В общем виде систему принято понимать как комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некую целостность. Ранее проводившиеся исследования указывали на взаимосвязь преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, сложные взаимозависимости разных преступлений и отдельных видов преступности.
В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.
Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.
Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы – общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, среди них выделяются главные, в том числе причинные связи, порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.
Преступность рассматривается в данном аспекте во взаимосвязи с иными негативными социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой и др.), и в этом случае нередко ее анализ осуществляется в рамках выделения такой системы, как “социальные отклонения”. Она также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.
Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой, обществом и другими его структурами.
В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограниченно используются методы математического моделирования.
Исторический метод. Позволяет изучать преступность в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.
В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.
При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно–исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т.д.) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.
Сравнительный метод позволяет сравнивать преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, так как различия преступности накладываются на различия социально–экономических и других характеристик государств, регионов.
При пользовании методом сходства устанавливаются повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условия и преступности.
При пользовании методом различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.
В криминологии сравнительный метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего–либо. Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выяснения специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавших преступления. Сравнение ответов этих двух групп опрошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя. Подбор контрольной группы в таких случаях зависит от задач, которые решает исследователь. Например, в одном из исследований несовершеннолетних, контрольной группой служили их ровесники – отличники. Автор сделал вывод о том, какие обстоятельства бывают связаны с преступным или весьма прилежным поведением.
Динамические и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность. Они дают разные знания. Динамические закономерности – это закономерности развития. Их применение ведет непосредственно к обнаружению причинных зависимостей.
К частным методам криминологических исследований следует отнести наблюдение, изучение документов, опросы (анкетирование, интервьюирование), эксперимент, изучение продуктов деятельности и др.
Среди методов криминологических исследований далеко не последнее место занимает статистический метод, который позволяет представить в цифрах:
а) всестороннюю характеристику состояния преступности в целом по стране, ее регионам, в отдельном населенном пункте или объекте;
б) закономерности развития преступности в стране (регионах), ее динамику;
в) состав преступников по социально-демографическим и другим признакам, имеющим уголовно-правовое и криминологическое значение (пол, возраст, число совершенных преступлений и т.д.);
г) наиболее характерные, устойчивые и закономерные связи между преступностью и другими социальными явлениями;
д) необходимый материал, который может служить основой для выявления причин и условий, способствующих росту преступности, а также для ее прогнозирования и разработки конкретных мер по ее профилактике;
е) данные, характеризующие уголовно-правовые, административные меры воздействия, применяемые к преступникам, с целью их оптимизации и повышения эффективности.[6]
Рассмотрим подробнее статистический метод, который наиболее распространен в криминологических исследованиях. С его помощью возможно обобщить количественные данные о преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника, и на их основе выявить закономерности типические черты и взаимосвязи.
Проведение исследований статистическим методом проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется сбор необходимой статистической информации, которая содержит как данные уголовной статистики, так и сведения общесоциального характера. На втором этапе, называемом группировкой или классификацией, происходит обработка первичных данных (подсчет и выдача результатов подсчета, разделение данных на отдельные качественно-однородные виды и занесение при необходимости в соответствующие таблицы). На третьем этапе осуществляется криминологический анализ полученных данных и на его основе формулируются выводы, заключения, а при необходимости выдаются рекомендации, направленные на совершенствование практики предупреждения преступности и т.д. Группировки делятся на типологические, вариационные и аналитические.
Типологические группировки представляют из себя однородные совокупности, объединенные по какому – либо качественному признаку. Так совокупность преступлений и лиц, их совершивших, можно классифицировать по следующим признакам:
1. по степени общественной опасности: небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;
2. по форме вины: умышленные и неосторожные;
3. по объекту посягательства (родовому или видовому): посягающие на личность, на собственность, на права и свободы человека, общественную безопасность и т.д.
Эти данные можно использовать для оценки криминологической обстановки на какой- либо территории, для анализа уголовно- следственной и судебной практики борьбы с преступностью.
Вариационные группировки — это те, в которых распределение типически однородных групп явлений происходит по количественным признакам, которые могут изменяться. Это, например, состав лиц, совершивших преступление, по возрасту, числу судимостей, образованию и т.д.
Аналитические группировки – это те, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между явлениями. Например, такие группировки позволяют устанавливать зависимости между количеством осужденных с различным уровнем образования и количеством населения в регионе с аналогичными показаниями уровня образования.
Эти группировки используются уже для определения соотношений между отдельными видами преступлений, влияния принимаемых профилактических мер на распространенность тех или иных видов преступлений.
Важнейшим условием построения правильной группировки является выбор признаков, которые нужно проанализировать. Они могут быть количественными и качественными.
В целях выявления статистических взаимосвязей и зависимостей криминологические группировки сопоставляются с группировками из различных областей статистики, которые каким-то образом взаимодействуют с другими объектами криминологических исследований. Например, сопоставляются группировки лиц, совершавших преступления в состоянии опьянения, с группировками, отражающими объем торговли вино — водочными изделиями.
Вместе с тем, данные статистической отчетности не всегда позволяют установить реальные закономерности и взаимосвязи. Так, если на какой – либо территории из года в год возрастают показатели количества совершенных преступлений, то это не обязательно означает, что преступность здесь растет. Для определения истинной картины следует использовать обобщенные показатели. В нашем случае им будет уровень преступности за каждый год наблюдений, скажем, за 5 лет.
Эти обобщенные показатели в свою очередь, делятся на относительные и средние.
Средние показатели характеризуют явление с количественной стороны. Например, средний возраст квартирных воров.
Относительные показатели, выражающие отношение части к целому, или величины явления к размеру среды, являющейся его базой, либо характеризующие динамику изменения показателей преступности, дают возможность сравнивать явление путем сопоставления друг с другом.
Статистические показатели чаще всего изменяются во времени.
Совокупность последовательно расположенных показателей, характеризующих изменение во времени какого-либо явления, называется динамическим рядом, а показатели, из которых эти ряды состоят, называются уровнями динамического ряда.
Такими показателями могут быть:
— абсолютные статистические величины (количество совершенных преступлений);
— относительные статистические величины (уровень преступности на 10 или 100 тысяч населения);
— средние величины (средний возраст осужденных и т.д.).
Если показатели, составляющие ряд, берутся на определенную дату, скажем количество населения в городе на 1 января каждого года наблюдения, то такие ряды называются моментными рядами динамики.
Если же берется показатель за какой-либо временной интервал (количество преступлений, совершенных за год), то статистические ряды, составленные из таких показателей, называются интервальными.
Абсолютный прирост — есть разность между сравнительными уровнями ряда. Например, разность между показателями количества совершенных преступлений по годам.
Темп роста (снижения) – есть процентное отношение данного уровня к сравниваемому (предыдущему или принятому за базу).
Темп прироста – отношение (чаще процентное) абсолютного прироста (снижения) к уровню, взятому для сравнения.
Показатели динамики могут определяться по отношению к абсолютным величинам, к коэффициентам преступности, к другим показателям.
Существует два способа вычислений: базисный и цепной.
При базисном способе вычислений показатели вычисляются по отношению к данным, принятым за базу, например, к уровню преступности за определенный год.
При цепном способе вычислений данные последующего периода сравниваются с предыдущим. Для уяснения терминологии смотри Таблицы №1 и №3.
В ряде случаев при криминологических исследованиях применяется преобразование статистических рядов. Это делается для того, чтобы привести в более или менее сопоставимый вид уровни ряда, подверженные колебаниям.
Самым простым способом преобразования является способ укрупнения интервалов, состоящий в арифметическом сложении уровней динамического ряда, в результате чего укрупняются и периоды.
Укрупнение интервала начинают с наименее возможного (если интервал был равен 1 году, то наименьшим укрупнением будет 2 года, затем три года и т.д.) (см. Таблица №2).
Разновидностью этого способа является способ сглаживания рядов, когда по каждому укрупненному интервалу находится среднее арифметическое уровней ряда, а не просто их сумма. При таком способе укрупнения устраняются случайные колебания в показателях; и чем больше интервал, за который вычисляется средняя величина, тем усредненнее окажется полученный результат по сравнению с практическим.
Анализ статистической связи признаков. Зависимости между различными явлениями бывают функциональными и статистическими. Первые из них действуют главным образом в мере естественных (механических, физических и др.) процессов, вторые – в мере социальных процессов.
При функциональной зависимости определенные изменения одной величины влечет за собой изменение другой. Например, изменение температуры окружающего воздуха неизбежно влечет за собой изменение объемов ртути в термометре.
В социальных же процессах для определения тех или иных зависимостей применяются такие статистические методы, как вторичная группировка, параллельные ряды, корреляционный анализ и др.
Вторичная группировка состоит в том, что ряд показателей разделяется на группы, а затем выясняется, как эти группы характеризуются по другому признаку. Например, все население страны делится на несовершеннолетних и взрослых и сопоставляется уровень преступности в обеих группах.
Параллельные ряды – это группировки, состоящие из рядов, располагаемых последовательно, каждый из которых находится в определенной связи друг с другом. Например, первый ряд определяет материальное положение тех или иных групп населения (богатые, средне обеспеченные, бедные), второй ряд дает представление об образовательном уровне этих групп, а третий – о количестве совершаемых преступлений. Внимательно анализируя ряды, выявим некоторые закономерности.
Корреляционный анализ — более надежный метод исследований, так как позволяет определить значение искомых величин (признаков) в зависимости не от одной величины, (признака) что характерно при функциональной связи, а от нескольких, то есть от множества значений другого признака, которое варьирует около среднего признака.
Иными словами, если средняя величина какого-либо признака того или иного явления изменяется в зависимости от величины другого, взятой так же, как и его средняя величина, то имеет место корреляционная статистическая связь. Первый признак называется факторным, а второй – результативным.
Например, известно, что в тех регионах, где среднее количество преступлений, приходящихся на одного сотрудника правоохранительных органов больше, там ниже показатели раскрываемости преступлений. Однако эта закономерность наблюдается в массе, возможны и исключения.
Мерой связи между факторными и результативными признаками может служить коэффициент корреляции (к) его значение колеблется в пределах от 0 до 1. При к=0 корреляционная связь отсутствует, а при к=1 она становится функциональной.
Статистический анализ социальных явлений должен в обязательном порядке сочетаться с качественным объективным анализом явлений.
Темп прироста вычисляется как отношение абсолютного прироста (снижения) последующего периода к уровню предыдущего ряда, выраженное в процентах.
То есть абсолютный прирост за 1994 год составил 167 т., принимая его за х, составляем пропорцию и находим темп прироста.[7]
1. 2 800 – 100 % 167 – х
х = — 167* 100 % / 2 800 = — 6%, то есть темп прироста составляет – 6 %.
2. в 1995 году: 2 633 – 100 % 123 – х
х = 123 * 100 % / 2 633 = 4,6, то есть темп прироста равен + 4,6 %.
--PAGE_BREAK--