Содержание
Список сокращений
Введение
Глава 1. Характеристика правового статуса некоммерческих юридических лиц
Глава 2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности
2.1 Организационно-правовая форма некоммерческих организаций – товарищество собственников жилья
2.2 Создание и государственная регистрация товарищества
собственников жилья
2.3 Правовое положение товарищества собственников жилья
2.4 Процедуры отчётности некоммерческих организаций
Заключение
Список использованных источников
Список сокращений
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации
НКО – некоммерческая организация
ФЗ – Федеральный закон
ЖКХ — жилищно-коммунальное хозяйство
Введение
Переход к демократизации общества и рыночным отношениям в Российской Федерации вызвал необходимость создания функциональных элементов гражданского общества и рыночной экономики, составляющих ее основу. Одним из основополагающих элементов социального общества и рынка является наличие разнообразных организационно-правовых форм юридических лиц — участников экономического и гражданского оборота. Среди различных организационно-правовых форм юридических лиц, регламентируемых ГК РФ, существенный пласт составляют некоммерческие организации, которые показывают существенную тенденцию роста за последние годы. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. При этом следует отметить недостаточность нормативно-правового регулирования в этой сфере, порой не успевающего за развитием общества. А недавнее принятие новой редакции ФЗ «О некоммерческих организациях» и выход Постановления Правительства РФ № 213 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ существенно затруднило создание и жизнедеятельность НКО, независимо от вида деятельности и цели создания.
Всё это делает актуальным цель моей работы — исследование организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Объект исследования данной курсовой работы – некоммерческие организации, предмет исследования – организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
Основные задачи работы:
— изучить организационно-правовые формы некоммерческих организаций;
— описать организационно-правовые формы некоммерческих организаций;
— выявить отличительные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций от организационно-правовых форм других юридических лиц;
— проанализировать законодательство о некоммерческих организациях, выявить моменты, требующие совершенствования законодательной базы.
Теоретической основой данного исследования являются труды Н.В. Костенко, А.Я. Лившина, А.В. Квашонкина, А.А. Шлихтера. Нормативно-правовая основа исследования – Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», Жилищный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы создания и жизнедеятельности НКО. В практической основе данного исследования использованы факты из средств массовой информации и собственного опыта автора – создания и госрегистрации НКО.
Глава 1. Характеристика правового статуса некоммерческих организаций
Для начала давайте рассмотрим в общем нормативную модель НКО и дадим оценку её актуальности в современном социально-правовом пространстве РФ.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Отличительной чертой НКО является их общественный характер: все они объединяют либо физических лиц (граждан), либо юридических лиц (организации), организуются на добровольной основе и содержатся на общественный счёт.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль, но такая деятельность может быть только неосновной, побочной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для их уставных целей.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.
Некоммерческие юридические лица имеют ряд иных особенностей, не характерных для коммерческих организаций. Так, в отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими законами. Другое отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. Существенным различием является также то, что некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае же ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации. И коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих организаций такого запрета нет. В отличие от коммерческих организаций, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Только в одном случае законодатель ограничивает некоммерческие организации в осуществлении предпринимательской деятельности: ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. по организационно-правовой форме превращается в коммерческую организацию; но тогда уже приобретается и право делить прибыль между участниками. К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится, и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено.
Позиция, в соответствии с которой законодатель разрешает всем некоммерческим юридическим лицам (с соблюдением установленных правил) осуществлять предпринимательскую деятельность, представляется совершенно обоснованной, поскольку определенно можно сказать, что в современных условиях ни одна организация, самостоятельно осуществляющая хозяйственную деятельность, не сможет долгое время существовать только на добровольные взносы своих учредителей и пожертвования меценатов. К тому же в отдельных случаях сама организационно-правовая форма некоммерческого юридического лица предполагает распределение полученной прибыли между его участниками (например, потребительский кооператив).
Правоспособность юридических лиц — некоммерческих организаций всегда является специальной. Объем специальной правоспособности определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах.
Учреждение некоммерческой организации представляется весьма перспективным, учитывая возможность практически неограниченного использования прибыли, полученной от такой деятельности, на уставные цели, к тому же условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц. В настоящее время получила широкое распространение практика создания автономных некоммерческих организаций для ведения бизнеса в сфере оказания платных услуг. Так, на сегодняшний день зарегистрированы и функционируют множество частных школ, вузов, детских садов, активно создаются частные больницы, поликлиники, организации спортивного профиля, оздоровительные центры, юридические консультации и иные подобные юридические лица. При этом имущество, переданное автономной некоммерческой организации её учредителями, а также приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью самой организации. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей.
Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и благополучателями, то есть получать благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Благотворительные пожертвования могут осуществляться в следующих формах:
— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.
Из вышесказанного мы делаем вывод, что у некоммерческих организаций большое будущее. На законодательном уровне подведена экономическая база для создания и развития общественных организаций. НКО – это стержень самоорганизующейся, естественно складывающейся системы социальных отношений между индивидами, образующими многомерное общество. Государство давно уже не может решать, да и не должно решать большинство вопросов на местах, а НКО – это, на мой взгляд, одна из основ местного самоуправления, объединяющая граждан по интересам, целям. Помогающая защищать права своих членов, утверждающая в жизни правовые нормы и общественные ценности. Только гражданское общество посредством входящих в него добровольных сообществ может влиять на государственную власть и не дать ей в очередной раз превратится во власть ради власти.
Глава 2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности--PAGE_BREAK--
Содержание понятия организационно-правовой формы юридического лица не закреплено на законодательном уровне. Однако оно активно используется законодателем и, видимо, отнесено им к категории общезначимых. В науке гражданского права под организационно-правовой формой юридического лица понимается совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Исходя из буквального толкования рассматриваемого понятия, самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица должны выделять особенности его организационной структуры, способы обособления имущества, ответственность, способы выступления в гражданском обороте. Отсутствие в законодательстве РФ закрытого перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций составляет одну из особенностей таких организаций по сравнению с коммерческими. Правовое положение НКО в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом РФ, где в п.3 ст.50 сказано: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом». Перечень организационно-правовых форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в ГК РФ дозволено избрать лишь такую организационно-правовую форму, которая предусмотрена федеральными законами.
С момента принятия первой части ГК РФ, а затем и ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях» в юридической литературе высказывались различные суждения о целесообразности такого построения системы некоммерческих организаций. В.К.Андреев, например, отмечал непонятность причин, побудивших законодателя ограничить перечень коммерческих организаций формами юридических лиц, упомянутых в п.2 ст.50 ГК РФ, а некоммерческих нет. И.В. Елисееву такое законодательное решение представлялось, напротив, плодотворным, хотя и потенциально опасным. Ю.С.Любимов также указывал на его обоснованность, так как «в области идеальных целей, преследуемыхтакими объединениями, не требуетсястрогой упорядоченности, свойственной коммерческому обороту».
В последнее время в силу известных политических обстоятельств (в частности, в значительном ужесточении условий функционирования неподконтрольных государственной власти общественных сил) федеральная власть принятием новой редакции ФЗ «О некоммерческих организациях» значительно усложнила правила регистрации и деятельности НКО. Также дополнительно был принят ряд нормативных актов, в которых российский законодатель не делает четкого различия между отдельными видами некоммерческих организаций, в частности между общественными организациями (объединяющими граждан по политическим, религиозным и т.п. признакам) и прочими (профессиональными, хозяйственными и т.д.). В результате желание власти ослабить политическую оппозицию усложнило жизнь совершенно не связанным с политикой некоммерческим структурам.
Всвете последних законодательных нововведений давайте рассмотрим один из видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций – товарищество собственников жилья.
2.1 Организационно-правовая форма некоммерческих организаций — товарищество собственников жилья
Общим критерием, позволяющим выделить эту группу организаций, являются цели их создания – «объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме».
В настоящее время существует фундаментальная проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства России – это сложившийся в течение нескольких десятков лет менталитет человека с его позицией потребителя жилищно-коммунальных услуг (иждивенца). И как следствие преобладание главенствующей роли государства в жилищной сфере. Формирование чувства собственника у собственника жилья (как это ни тавтологично звучит), а соответственно, и ответственности за принадлежащее ему имущество и вытекающее из этого полное бремя содержания своей собственности – основная цель принятия ЖК РФ. При достижении этой цели обеспечивается наиболее безболезненное с позиции населения и эффективное с позиции власти и бизнеса проведение реформы ЖКХ.
Уже накопленный в России опыт развития территориального общественного самоуправления свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма привлечения населения к самостоятельному решению своих проблем, в том числе и проблем ЖКХ. Товарищество собственников жилья – самая известная на сегодняшний день форма самоорганизации жильцов многоквартирного дома. Товарищество собственников жилья создается, как правило, во вновь построенных домах, или на примере г. Тюмени по инициативе муниципалитета (под девизом существенной помощи в капитальном ремонте старого муниципального жилого фонда) в совокупности с инициативой собственников жилья, желающих навести порядок в своём доме. Эта практика, на мой взгляд, заслуживает самого широкого распространения.
2.2 Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
Решение о создании ТСЖ и утверждение его устава принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений. В свою очередь порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме строго регламентирован статьёй 45 ЖК РФ – «Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме». А при создании ТСЖ в муниципальном жилом фонде необходимо присутствие и голосование на собрании представителя муниципалитета, с последующей проверкой документов результатов голосования в органах местного самоуправления (т.е. эта процедура требует определённых, довольно значительных, временных затрат).
В п.3 ст.139 ЖК РФ сказано что – «Государственная регистрация товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц».
В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ – «государственная регистрация юридических лиц осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган». При этом почему-то законодатель забывает о правах собственников в уже построенном жилом фонде.
До принятия новой редакции ФЗ «О некоммерческих организациях» ТСЖ регистрировались в налоговых органах в течение 5 дней по упрощенной процедуре, теперь заявки на регистрацию ТСЖ (как, впрочем, и всех НКО) подаются в Управление Федеральной регистрационной службы и процесс рассмотрения заявок занимает около двух месяцев (официальный срок регистрации один месяц). Причем большой процент из них возвращается к учредителям ТСЖ с отказом: собственники жилья не могут выполнить все требования к оформлению документов, предъявляемые к ним новым законодательством (а именно Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»- которое содержит 192 страницы форм документов, необходимых для регистрации и ежегодной отчётности всех НКО). Таким образом складывается следующая ситуация: зарегистрировать коммерческую фирму сегодня гораздо легче, чем ТСЖ.
Если раньше при регистрации в налоговых органах учредителями ТСЖ выступали члены правления в составе не более пяти человек (предоставляя на регистрацию копии бюллетеней общего собрания, свои паспортные данные, данные подтверждающие право собственности на жильё). То теперь при регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы инициативная группа по созданию ТСЖ обязана предоставить персональные данные всех собственников дома, проголосовавших за создание ТСЖ (не каждый собственник желает делиться такой информацией), при наличии несовершеннолетних и недееспособных персональные данные родителей и опекунов, копии свидетельств о рождении всех несовершеннолетних собственников. При наличии в доме 200-300 квартир этот процесс превращается в труд в большинстве случаев неподъёмный для инициативной группы. Например, пакет документов, сданный на госрегистрацию тюменским ТСЖ «Восток», весил порядка трёх килограммов, при наличии в доме всего семидесяти двух квартир и регистрировался в течение полутора месяцев.
На стадии организации ТСЖ возникают многочисленные трудности:
— отсутствие системной информации о приватизированных квартирах;
— разнородный характер жильцов многоквартирных домов (собственники и наниматели, не владеющие никакой информацией о ТСЖ, малоимущие и с достатком и т.д.);
— часть собственников не проживает в доме и даже в городе.
Также мешает созданию ТСЖ тот факт, что оформление всех необходимых документов занимает большое количество времени и требует финансовых затрат. К тому же создание ТСЖ требует больших организационных усилий, преодоления инерции граждан – необходима большая разъяснительная работа с каждым собственником, а также требуется время и настойчивость представителей инициативной группы собственников жилья для решения различных организационных вопросов в коридорах местной власти.
2.3 Правовое положение товарищества собственников жилья
Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества.
Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества.
Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.
В целях контроля членов ТСЖ над деятельностью правления и председателя ТСЖ общим собранием ТСЖ выбирается ревизионная комиссия ТСЖ, которая не реже одного раза в год проводит ревизию финансовой деятельности ТСЖ.
В собственности товарищества собственников жилья может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома.
Средства товарищества собственников жилья складываются из:
обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества; продолжение
--PAGE_BREAK--
доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества;
субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества.
Правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества.
Для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:
— обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
— строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
— сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные настоящей главой и уставом товарищества.
Т.е. в теории ЖК РФ предоставляет собственникам жилья реальные стимулы для развития самоорганизации ТСЖ. На практике реальные стимулы, прежде всего экономические, для создания ТСЖ формируются чрезвычайно медленно, а бюрократические барьеры растут быстро. Если при вступлении в действие в 2005 году нового Жилищного кодекса и активной политике муниципальных властей в целом по РФ на первых порах шёл процесс ускорения создания ТСЖ в «старом» жилом фонде (в новых домах ТСЖ создаётся автоматически), то сейчас ситуация изменилась. С введением новых нормативных актов по некоммерческим организациям, с середины 2006 года этот процесс застопорился.
Итак, многие жители видят в ТСЖ не способ самоорганизации для решения общих вопросов управления жилищным фондом, а очередную уловку властей с целью переложить бремя заботы о жилье на плечи граждан. К сожалению, очень часто подобные опасения сбываются, что отнюдь не способствует созданию новых ТСЖ.
Несмотря на все трудности, возникающие у собственников жилья при создании и дальнейшей деятельности ТСЖ, такую форму управления многоквартирными домами, безусловно, нужно развивать.
2.4 Процедуры отчётности НКО
Помимо процедуры регистрации усложнился и порядок отчётности НКО (в соответствии с ФЗ от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ») перед органами Управления Федеральной регистрационной службы.
Теперь все НКО до 15 апреля ежегодно должны отчитываться о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, представлять сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества и др. Новшество касается всех некоммерческих организаций, за исключением потребительских кооперативов, ЖСК, государственных учреждений и государственных органов. Т. е. Управление Федеральной регистрационной службы, и сами НКО должны потратить немалые материальные и человеческие ресурсы для представления и проверки всех отчетов.
Поставив все НКО на один уровень с политическими партиями и религиозными организациями, государство значительно затрудняет развитие гражданского общества в РФ.
Заключение
В январе 2007 года состоялась встреча президента России В.В.Путина с участниками Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ, часть дискуссии которой была посвящена новому законодательству о некоммерческих организациях, которые поставлены теперь под мелочный контроль со стороны государства, хотя предназначение организаций некоммерческого сектора в первую очередь заключается в установлении контроля над государством со стороны общества.
Из выступления Эллы Панфиловой на этой встрече: «О чём сейчас можно сказать с полной уверенностью – это о том, что подзаконные акты, те инструкции по регистрации, по финансовому отчету организаций, которые подготовило Правительство, большую долю участия в их подготовке принимал помимо Росрегистрации Минфин, невероятно громоздки, сложны. Их надо существенно перерабатывать, с этим соглашаются даже многие специалисты из Росрегистрации. Там есть нормы, практически невыполнимые, требующие огромного количества времени, информация неясна, ее можно трактовать произвольно. Особенно это тяжело сказывается на маленьких организациях, у которых нет бухгалтеров, и так далее».
Из выступления Александра Аузана: «Что получается с издержками в подготовке отчетности по тем формам, которые утверждены Министерством юстиции? Специалисты, которые их готовили, честно сказали, что вообще они предполагали участие юристов и бухгалтеров в заполнении этих форм. Вообще-то юристов и бухгалтеров не очень много в маленьких некоммерческих организациях, иногда вообще нет.
Поэтому получилось, что в среднем нужно тратить чуть больше двух человеко-дней в месяц на подготовку этих самых форм отчетности. Причем, по интервью с некоммерческими организациями, вышло, что треть из них примерно считают необходимым привлечение юристов, треть – бухгалтеров, и треть считают, что нужно привлекать и того, и другого к подготовке отчетности».
На встрече подчеркивалось, что государство должно создавать условия для развития неправительственных организаций. НКО создают примерно 1% валового национального продукта. Это очень много. И при этом в процентном отношении у нас НКО в три-четыре раза меньше, чем в развитых странах, и мы их вынуждены догонять.
«Сегодня мы можем наблюдать процесс появления в законодательстве всё новых и новых разновидностей некоммерческих организаций. По непонятным причинам законодатель идёт не по пути дальнейшего построения системы таких организаций, а по пути нагромождения их видов и форм. Во вновь принимаемых законодательных актах об отдельных видах некоммерческих формирований иногда встречается указание на его новую организационно-правовую форму (как объединение работодателей, например), иногда оно относится к уже предусмотренным в действующем законодательстве формам (чаще всего к общественным объединениям). Но, как правило, законодатель ограничивается лишь указанием на то, что организация является некоммерческим юридическим лицом («негосударственной некоммерческой организацией», «некоммерческой организацией»), оставляя на усмотрение правоприменителя определение её организационно-правовой формы». Специфика профессиональной нотариальной и адвокатской деятельности, осуществляемой в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и гарантируемая государством, требует эффективного контроля с его стороны в силу её значимости для общества. Эти функции контроля возлагаются на соответствующие профессиональные некоммерческие объединения. А это, в свою очередь, обусловливает необходимый отказ от принципа добровольности, характерный для членства в других НКО. То есть возникает необходимость законодательного выделения таких организаций в отдельную группу организаций основанных на обязательном членстве.
НКО могут быть государственными (имеющими в числе учредителей органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения) и негосударственными (неправительственными) (ст.6 Закона «О благотворительной деятельности»). В большинстве стран, имеющих развитое гражданское общество в законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций, подчёркивается именно их неправительственный характер, т.е. речь идёт об НПО (неправительственных организациях). Именно неправительственный характер «третьего сектора» даёт ему возможность быть независимым и отстаивать законные интересы отдельных групп населения, в том числе и перед чиновниками, представляющими госаппарат. «Характерно, что созданные с участием государства (читай – чиновниками) НКО в России сегодня имеют большое развитие именно в силу их большей привлекательности для государства. Такие НКО, с одной стороны, практически вне конкурса (тендера) получают направленные на «социалку» бюджетные деньги и зачастую служат не столько уставным целям, сколько личному обогащению создавших их чиновников; с другой – в большей степени поддаются контролю и мелочной опёке со стороны того же государства».
«Бросается в глаза отсутствие в законодательстве чёткого понимания и разделение НКО по типам взаимной и общественной выгоды и связанным с этим вопросов преимуществ и особенностей отчётности и налогообложения. Понятия организаций взаимной и общественной выгоды заменены понятиями общественных и благотворительных организаций, не являющимися синонимами».
Анализ действующего законодательства позволяет выявить наличие в нём около сорока разновидностей форм юридических лиц некоммерческого характера. В связи с этим необходимость в систематизации их видов, выделения самостоятельных организационно-правовых форм и их разновидностей в рамках одной и той же формы, а также в уточнении их гражданско-правового статуса, сообразуясь с интересами общества на данном этапе, очевидна.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ – По сост. на 18 декабря 2006 // Собрание законодательства РФ — 05.12.1994, N 32, ст. 3301; 06.11.2006
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 N 188-ФЗ – По сост. на 11 января 2007 // Собрание законодательства РФ — 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14, изменения опубликованы в «Российской газете» — 31.12.2006).
3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ – По сост. на 02 марта 2007 // Собрание законодательства РФ — 15.01.1996, N 3, Ст. 145; 05.03.2007
4. О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 – По сост. на 10 апреля 2007г.// Собрание законодательства РФ — 24.04.2006, N 17 (2 ч.), ст. 1869.
5. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ // Собрание законодательства РФ — 01.01.2007, № 1 (1ч.), ст.38.
Специальная литература
6. Костенко Н.В. Проблемы выделения организационно-правовых форм некоммерческих организаций / Н.В. Костенко // Вестник Омского университета. — 2003. — №3. — с.128-131.
7. Лившин А.Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления / А.Я. Лившин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2005. — №4. – с.23-42.
8. Квашонкин А.В. Юридические основы деятельности НКО в Российской Федерации: история и проблемы законодательства / А.В. Квашонкин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2005. — №4. – с.43-61.
9. Шлихтер А.А. «Третий сектор» (некоммерческий) и гражданское общество США / А.А. Шлихтер // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. — №12. с.31-39.
10. Каменева Е.А. «К вопросу о развитии института эффективного собственника жилья» / Е.А. Каменева // Жилищное право. – 2006, № 8
11. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999 – 632с.