--PAGE_BREAK--
Административно-хозяйственные отношения
Как известно, сельская община имела большое хозяйственно-адмистративное значение, поскольку в ее распоряжении находились пастбища и леса, занимавшие в экономике Дагестана важнейшее место. Вследствие этого в течение столетий в общинах выработались правовые обычаи, регулирующие административно-хозяйственные отношения. Несмотря на многообразие, вызванное конкретными местными условиями, эти адаты, отразившие определенный уровень социально-экономического развития, и, следовательно, основанные на одинаковых правовых началах, весьма сходны между собой.
Относительно слабая зависимость сельских общин от центральной власти является одной из особенностей политического строя народов Дагестана. В силу этого в дагестанском обычном праве важное место, как по числу, так и по значимости принадлежит правовым обычаям, воплощающим многовековую борьбу общин за сохранение своей административной самостоятельности и самоуправления. Причем это в равной степени относится и к обычному праву феодальных объединений, так как общины и здесь были в значительной степени независимы от власти феодального владетеляwww.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm — _ftn1.
В целях сохранения своей независимости, сельская община очень строго оберегала землю и имущество своих членов, не допуская их отчуждения на сторону. Собственник пахотной земли не имел права продавать ее члену другого дкамаата. В сел. Тидиб было установлено «Если кто либо продаст свой участок земли, то он будет облагаться каждый день штрафом в размере четырех рублей до тех пор, пока он не вернет проданное»www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm — _ftn2. Еще полнее и категоричнее был запрет в сел.Хотода «За тем, кто продал свое имущество, подарил или отчуждал каким-либо путем в намерении переселиться в другой округ, две шали ежедневно вплоть до его возвращения к себе»www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm — _ftn3. Под угрозой наказания – штрафа количеством 8 овец, также запрещалось сдавать в аренду человеку из другого селения свое недвижимое имущество. Точно такие же адаты действовали и в сел.Гинта, Тлануб, Урада, Хучада и других.Типичны они и для даргинских вольных общин.
Например: «Жители селения Къали согласились взыскивать штраф два быка с того, кто продал человеку из Цудахара свою пашню, даже размером одной стопы, безразлично на нашей территории или другом месте». Запрещалось продавать недвижимую собственность: дом, мельницу и т.д. Жители обязывались разрушать проданное строение и мельницуwww.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm — _ftn4.
Недвижимое имущество в качестве штрафа бралось только в том случае, когда у виновного не было других средств для уплаты.
Собственник не мог продать землю или другое недвижимое имущество человека из другого селения и в некоторых случаях своему односельцу, сдавать имущество в аренду, пользоваться им по собственному усмотрению без разрешения общинных властей и т.д.
Пахотная земля или другое недвижимое имущество находилось в собственности отдельных семей. Однако их право собственности ограничивалось джамаатом во всех случаях, когда это признавалось противоречащим интересам общества. В условиях замкнутости и обособленности сельских общин многие гражданско-правовые сделки между жителями рассматривались как ущемляющие интересы общества и объявлялись недозволенными. Так в случае свободной продажи земли богатый аул мог скупитьземли у своих соседей, что вело к подрыву самостоятельности более слабых и малочисленных джамаатов. То же самое относится и к другим сделкам.
Как известно, понятие частной собственности включает в себя право пользования, владения и распоряжения. Из приведенных адатов можно установить, что собственник в сельских обществах Дагестана еще в значительной степени был ограничен как в праве распоряжения, так и в праве пользования собственностью.
Несомненно, что частная собственность была ведущей, господствующей формой собственности в нагорном Дагестане задолго до присоединения к России, но тем не менее она еще несла в себе пережитки общинного владения, обусловившее ряд особенностей ее правового положения.
Возникновение адатов, запрещавших свободное обращение со своей собственностью, было связано с тем, что в тот период резко усилился процесс имущественной дифференциации, приводившей к обезземеливанию большинства общинников. Этот процесс внутри общества все более углублялся, встречая противодействие, когда это вело к усилению отдельных общин за счет ослабления других. Местной общинной знати было выгодно скупить мюльки и другое недвижимое имущество у своих разорившихся односельчан, не допуская при этом какой-либо конкуренции со стороны покупателей из других аулов. Преимущества такого приобретения очевидны, так как цены в этом случае диктовались покупателем, а не продавцом, лишенным возможности обратиться к другим покупателям.
Наряду с сохранением общинной самостоятельности, адаты, запрещавшие отчуждение земли и недвижимого имущества членам другой общины, преследовали и интересы административной и духовной знати, обогащавшихся за счет обезземеливающихся общинников.
Адаты, в течение долгого времени ограничивавшие право распоряжения своей землей и другой недвижимой собственностью, в немалой степени тормозили развитие гражданского оборота, что в известной степени отразилось на социально-экономическом уровне нагорного Дагестана.
Имущественные правонарушения, а именно: неисполнение договоров, мошенничество, присвоение вверенного рассматривались как обида. Они вызывали ссоры, ранения, убийства. Позже, когда начала зарождаться государственная власть, и были созданы суды, подобные споры стали там и рассматриваться. В догосударственном родовом строе имущественные споры между членами одного и того же рода рассматривали старшины рода. Споры между родами решались с помощью вооруженных столкновений или посредством медиаторов. Территориальные, аульные и окружные суды обыкновенно, кроме возмещения вреда потерпевшему и штрафа в его пользу, присуждали неправого ответчика уплатить штраф в пользу князя или общины.
В организации суда горцев Северного Кавказа имеется сочетание пережитков непосредственного народоправства с классовым государственным судом. У даргинцев были общественные договоры, так называемые маслагаты, суд кади, суд представителей общества и княжеский суд.
При отчуждении земельной собственности обычай требовал, чтобы продавец и покупатель вышли на отчуждаемое поле. На нем в присутствии свидетелей происходило нечто вроде русского дореволюционного входа во владение. Без этого ввода во владение продажа не считалась действительной. Иначе говоря, договор купли-продажи недвижимости не считался у них способом передачи права собственности, а признавался только соглашением о будущей передаче этого права собственности. Эта передача должна была осуществляться особо.
Семейные адаты даргинцев
1.Свадебные адаты горцев
Нашу жизнь невозможно представить без них. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. В Дагестане у каждого народа, да и в каждом ауле, есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и ее молодых людей. Свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм. До прошлого века дагестанцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там. Многие черты брачно-семейных отношений прошлого дагестанцев были присущи большинству кавказских народов. Регулировались эти отношения нормами адата и шариата. В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX в. даргинцы, аварцы, лакцы придерживались эндогамии, стараясь заключать браки в пределах своего тухума. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами. Самым крепким оказывался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки и аварцев и даргинцев были немногочисленными, но такие браки чаще бывали у лезгин.
Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ в. были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. Особенно это касалось дочерей. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, особенно в городах. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район. Многоженство у дагестанцев, как и у других народов Северного Кавказа, было довольно редким явлением. Как утверждает история, самым крупным многоженцем был уцмий Кайтагский Амирсултан Уцмиев, гарем которого состоял из 18 жен. Бывали случаи, когда мужчины женились 5-10 раз; куппинец Ибрагимов Р. из сел. Куппа был женат 30 раз. Были распространены и обменные браки, которые нередки и в настоящее время. Например, Исмаил выдает дочь за сына Ибрагима, а Ибрагим выдает дочь за сына Исмаила. У горцев практиковался брак похищением, но, в основном, с согласия девушек. Это случается и теперь, больше у чеченцев, если родители отказываются выдавать дочь за избранного ею жениха. Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.
Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин в прошлом не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.
В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.
В настоящее время у дагестанцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды. Такой тип свадьбы нивелирует и в очень слабой мере отражает этническую специфику народов. Он характерен для всех народов Дагестана, проживающих в городе и иноэтнической среде.
2. Семейны правоотношения
Одной из причин распада пережиточной формы большой патриархальной семьи у аварцев, в том числе и у ункратлинцсв, видимо является насаждение и упрочение шариата (шафи'итского масхаба мусульманского законодательства) в период национально-освободительной борьбы горцев за свою независимость в 30-50 годах XIX века «Средства, коими Газимагомед надеялся достигнуть цели своей, были сначала одни внушения: чтобы они не употребляли горячительных напитков, лука, чеснока, а равно не устранялись от шариата, явно не чуждались веры Мухаммеда и не действовали вопреки КорануТо есть провозглашалась борьба за чистоту мусульманства, за замену адатов шариатом и за изгнание „неверных“. Последнее известно наиболее широко как группа конкретных практических требований. Толкование шариата тарикатистами еще сильнее подчеркивало именно строгость шариата, а позднейшие низамы Шамиля применили это тарикатистское толкование шариата к конкретным условиям Дагестана и Чечни
Таким образом, большая семья, являвшаяся основной ячейкой патриархально-родового общества, долгое время продолжала сохраняться, но уже в пережиточной форме. Ее распад в Дагестане шел неравномерно: у народов Нагорного Дагестана (аваро-андо-цезов) он завершился раньше в силу вышеназванной причины, у других (кумыков, даргинцев, чеченцев, лезгин, табасаранцев, рутулов и др.) такая большая семья продолжала бытовать, хотя и пережиточно, вплоть до конца ХIХ-нач. XX вв., т. к. сохранялись в определенной мере социальные условия для ее существования в этот период
Каждый крупный переворот в социально-экономической жизни общества вызывал соответствующие изменения в семейно-брачных отношениях. С укреплением основ шариата господствующим типом семьи, как и в Нагорном Дагестане, в союзе Ункратль являлась малая, индивидуальная семья (»хъизан"). Она состояла чаще из представителей двух поколений — родителей и детей. В редких случаях с одним из женатых сыновей, обычно с младшим, жили родители мужа. Иногда в состав малой семьи входил и кто-нибудь из родственников мужа: осиротевший племянник или овдовевшая сестра, тетя.
Малая семья была многофункциональной социальной группой и осуществляла: хозяйственные функции, функции продолжения рода, функцию воспитания детей и другие.
Однако характер и содержание этих функций менялись под влиянием общих социально-экономических и культурных преобразований
Выделение хозяйства женатого сына в самостоятельную хозяйственную единицу происходило обычно через полгода или год после свадьбы, в течение которого создавалась материальная база новой семьи. При разделе женатым сыновьям было принято выделять каждому часть запасов продовольствия, скота, птицы, предметов домашнего обихода и, по возможности, землю.
Женщина оставалась полновластной хозяйкой своего приданого, но приданым жены ведал, как правило, и муж. Каждая отделившаяся семья могла рассчитывать на помощь брата, отца и родственников. В свою очередь, молодожены оказывали помощь родителям в проведении сельскохозяйственных и других работ.
Для семьи было характерно господство патриархальных традиций, регулировавших весь уклад семейной жизни. Молодой хозяин приобретал право единоличного решения семейных вопросов. Он считался полным и единоличным хозяином всего движимого и недвижимого имущества семьи.
Глава каждой семьи «представлял семью перед администрацией села, перед сельской общиной». Он, в свою очередь, пользовался советами отцов, дедов. Исходило это из традиционного авторитета старших в семье, почитания родителей, ослушаться или перечить которым считалось непозволительным. Нормы поведения и взаимоотношений членов семьи определялись половозрастными признаками. В общественной жизни мнение стариков (аксакалов) играло главенствующую роль: к ним прислушивались, их советы, указания, порицания принимались с должным вниманием и неукоснительно исполнялись. Неукоснительно выполнялись адатные традиции, младшие подчинялись старшим. Для решения важнейших вопросов по необходимости собирался совет мужчин тухума.
Патриархальными традициями определялось и положение женщины: она должна была есть после мужчин, не имела права сидеть с гостями-мужчинами, идти по аулу впереди мужа, перебивать в разговоре мужчину и т. д. Женщины не могли показаться без платка и шаровар. Неравноправие женщины проявлялось и в брачном союзе. По существующим нормам обычного права муж мог в любой момент дать жене развод. В этом вопросе особенно четко прослеживается влияние исламско-шариатского взгляда на женщину. Однако ункратлинская женщина обладала относительной общественной свободой. Она активно участвовала в праздниках, обрядах, часто посещала своих родных, близких, соседей. Кроме того, она пользовалась определенным правом при решении вопросов о бракосочетании детей, оставалась вполне самостоятельной в ведении домашнего хозяйства, немалую роль играла в сфере производства материальных благ для семьи.
Одним из распространенных и стойких запретов среди ункратлинцев был запрет для мужа и жены называть друг друга по имени. Табу соблюдалось как при посторонних, так и в присутствии взрослых детей.
Разделение труда в семье существовало в основном по половому признаку. В круг обязанностей женщин входили: уход за детьми и воспитание малолетних детей, полевые работы (прополка, уборка урожая), уход за стойловым скотом, кухня, стирка, шитье и починка одежды, доставка воды, обработка шерсти, прядение и вязание, уборка помещений, двора. Женщины принимали участие и в заготовке сена, дров. Если в семье жила свекровь, то она брала на себя часть домашних обязанностей, помогала, в частности, в уходе за детьми. Несколько отличалось хозяйственно-бытовое положение женщины, когда подрастали дети, особенно девочки.
Отец выполнял в семье самые трудоемкие работы: строительство и ремонт дома, пахота и посев, заготовка дров, камня, изготовление утвари, перевозка урожая, пастьба овец, воспитание подростков и т. д.
Из всего сказанного видно, что удельный вес женского труда был высок. Ей приходилось работать и в поле, и дома. Авторитет жены у мужа, у других членов семьи зависел от ее умения вести хозяйство, воспитать детей, поддерживать отношения с родственниками мужа, соседями, односельчанами.
Семейные отношения регулировались в основном шариатом, однако, обычное право горцев оказывало на некоторые сферы семейных отношений довольно значительное воздействие.
По адатам, муж является главой семьи и играет решающую роль в семейных делах. Он управляет хозяйством и семейным коллективом. В дагестанских семьях существует своего рода разделение труда, строго определяемое адатами и щепетильно сберегаемое общественным мнением.
Мужчина — глава семьи, практически являлся хозяином всего имущества семьи, в собственности домочадцев находились, главным образом, личные вещи, в частности, одежда, а у женщин также приданое. Но и приданым, исключая одежду, украшения и предметы домашнего обихода, ведал муж от имени жены.
По адатным традициям, как мать, так и отец в семье пользовались большим уважением со стороны детей. «Дети, как мужского пола, так и женского пола, несмотря на возраст их, должны во всех отношениях им повиноваться со смирением и глубочайшим почтением, принимать всякое от них приказание, безропотно исполнять их и без сопротивления терпеть всякое наказание от своих родителей». Непослушание, неуважение или грубое отношение к ним считалось совершенно недопустимым и невозможным. Каждый должен был знать свое место и исполнять свой долг по отношению к старшим, прежде всего, по отношению к отцу и матери. Отношения между супругами, между родителями и детьми внешне характеризовались сдержанностью. Ласковое обращение с женой, с детьми считалось недостойным мужчины
Адатные традиции воспитания строго учитывали пол и возраст детей, к труду они приобщались с 6-8 лет. Девочки обособлялись от мальчиков и под руководством матери обучались домашнему хозяйству. Их с малых лет опекали бабушки и матери, которые учили соблюдению всех шариатских и адатных норм нравственности. Большое значение в системе женского воспитания придавалось умению подчиняться и служить мужчинам, выполнять специфические работы по дому и хозяйству. Еще с детства им внушалось уважение к мужчине, к папахе, к обязанностям обслуживать мужскую часть семьи, в том числе младших братьев.
Уже к 7-8 годам девочке регулярно поручалось прибрать в комнате, во всем доме, подмести двор, ухаживать за младшими детьми. В 9-10 лет она мыла полы, убирала посуду, носила воду, кормила кур, ягнят и телят. В 11-12 лет; стирала белье младших братьев и сестер, доила коров, штопала, вязала. В 13-14 лет девочек учили этикету, необходимому для соблюдения в гостях и в семье, обучали шитью, вышиванию, приучали готовить пищу. «Собственно материнское участие в деле воспитания девушки ограничивается в горах ее стараниями привить дочери религиозность, научить ее разным рукоделиям, и, наконец, вселить в нее мысль, что назначение всякой девушки, это — выйти замуж»
До 9-10 лет воспитанием мальчиков занималась мать. Им поручалось пасти молодняк, овец, запрягать и распрягать лошадей, водить их на водопой. С этого возраста воспитание мальчиков входило в обязанность отца и дедушки, им поручалось выгонять скот на пастбище, пасти его в течение дня, перевозить снопы, дрова; мальчики приобщались к различным мужским ремеслам в качестве помощников. Большое внимание уделялось воспитанию мужского достоинства. Оно предполагало не только умение обращаться с оружием и ездить на коне, но и вести себя в обществе. Юноши в семье воспитывались в духе «превосходства папахи над платком».
Совершеннолетие для юноши наступало в 14-15 лет, когда ему поручалось выполнять трудоемкие работы. Он мог носить оружие и, по адату, вступать в брак. Актом совершеннолетия являлось участие на состязаниях весеннего праздника «первой борозды». Юноша был опорой для отца, защитником матери и сестер.
Для девочек совершеннолетний возраст наступал раньше — в 13 лет. В этом возрасте ее можно было сватать.
Физическому развитию и воспитанию детей, и особенно мальчиков, ункратлинцы придавали большое значение в силу указанных выше причин. Этого требовала, прежде всего, и необходимость защиты своего отечества, села, родичей, а также существовавший среди ункратлинцев обычай кровной мести.
К физическому воспитанию относились; верховая езда, национальная борьба, прыжки, метание камней, копья и т. д. С раннего детства начинали обучать мальчиков верховой езде. В юношеском возрасте они могли принимать участие в конных состязаниях в весенне-летнее время. Такое воспитание прививало мальчикам любовь к верховой езде, закаляло их, воспитывало у них мужество, волю. Подростки часто в свободное время устраивали состязания, в которых они пробовали свои силы, выносливость, храбрость и изворотливость.
Физическому воспитанию и закаливанию детей способствовали такие игры, как «рекери» — состязание в беге, «гугари» — борьба, «кIанцIи» — прыжки, стрельба из лука, метание камней, фехтование на деревянных шашках и кинжалах, гонение волчка, поднятие тяжелых камней. Такие игры с раннего детства закаляли детей, воспитывали их сильными, ловкими и волевыми.
Воспитанию правил поведения дома и в обществе (этикету) горцы придавали большое значение, и поэтому ему уделялось много внимания в семье. Повторяющиеся действия людей, стереотипные ситуации и повседневное поведение легли в основу этических установлений как социально регулируемых поведенческих и нравственных критериев. С осознанием действий и поступков развивалась способность горца осмысливать моральную их сторону, что в совокупности рождало неписаные нормы поведения и взаимоотношений, т. е. правила этикета, которым обучали детей с ранних лет.
Уголовное право народа.
Проблема становления и развития обычного права народов Дагестана является в российской историко-правовой науке одной из самых малоизученных. Некоторое оживление в ее исследовании наблюдается во второй половине ХIХ века, когда после ликвидации Имамата Шамиля императорская Россия вынуждена, была пойти по пути проведения в Дагестане административной и судебной реформ. Однако это не прибавило интереса к проблеме права народов Дагестана.
Как известно уголовно-правовые воззрения, основанные на адатах, характеризовались локальной ограниченностью. В основу понимания преступления по адату легло подчинение материального или морального вреда сельскому обществу, частному лицу, семье или роду. Наказание по адату прежде всего выступает как средство выражения неодобренияпоступка человека сельским обществом.
Уголовное право народов Дагестана основывалось на адатах «ни одна сфера правовой жизни Дагестана не представляет доселе такого господства обычая как уголовная...»www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm — _ftn5.
Наказание главным образом, было предназначено для утверждения в локальном обществе адатов, детально регламентировавших поведение членов общества. Поэтому самой суровой мерой наказания считалось изгнание особо опасного преступника из общества.
Обычное уголовное право содержало «учения об умысле, о пособничестве и покушении, об увеличивающих и уменьшающих вину обстоятельствах, о случае и неосторожности»www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm — _ftn6. Оно также в более позднем периоде установило взамен родовой, личной уголовной ответственности.
Сфера уголовно-правовых отношений была основным уголовным пунктом расхождения между шариатом и адатом. Шариат оказался бессильным вытеснить адат из уголовного права. Жестокие телесные наказания, широко предусмотренные шариатом, казались горцам оскорбительными для их достоинства. Они получили применение только в период военно-теократической системы Шамиля.
Памятниками права даргинцев являются кодекс Умма-хана Аварского (Справедливого) (ХVIIв.), «Постановления кайтагского уцмия Рустам-хана» (ХVIIIв.) и др. многочисленные сборники адатов разных обществ и наибств. Преобладающее количество норм указанных источников регулировало вопросы уголовного права.
Как уже отмечалось, местное право даргинцев основывалось на адате и шариате.
Политика царской администрации, направленная на упрочение адатов и ослабление позиции шариата в правосознании горцев, привела к значительному росту насильственных преступлений (убийств и ранений). Шариат, который служил в руках имамов в условиях мюридизма единственным средством в борьбе с адатами в том числе, и с некоторыми реакционными адатами, такими как кровная месть, похищение женщин и т.д. был ослаблен.
Общественный строй Дагестана в XIXвеке характеризовался феодальными отношениями. В равнинной части — развитие феодальных отношений, а в горной части — преобладали феодальные отношения, переплетавшиеся с пережитками патриархально-родовых отношений. Традиционное адатное право, определяемое господствующими социально-экономическими отношениями, уже приобрело черты феодального права. Адаты не только феодальных владений (аварского ханства, Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и др.), но и так называемых «вольных обществ»www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm — _ftn8 уже были приспособлены для защиты, интересов феодалов.
Основной пережиточной формой ранее существовавших кровнородственных связей выступал дагестанский тухум. Сохранение тухумных отношений в социально-экономической сфере определяет наличие в адатном праве такой меры наказания, как дият, или кровная месть.
Более развитым институтом наказания, получившим широкое развитие в адатном праве, является штраф, который поступал в пользу сельской общины или феодалов, в чье владение входит данная община.
Споры по поводу обид, нанесенных членами одного рода члену другого, не могли иметь других последствий, кроме самосуда родов. Этот самосуд принимал двойную форму, смотря по характеру самой обиды. Обиды имущественные, к числу которых горцы относят не только случаи неисполнения принятых обязательств, но и преступления против собственности (воровство), дают повод к имущественному самоуправству. Сам обиженный или любой из членов его рода имеет право обратиться к насильственному захвату имущества обидчика или кого-либо из членов его рода. Такое допускаемое адатом самоуправство известно на западном Кавказе под именем «баранты», а на восточном — «ишкиля».
.Под обидами личными горцы понимают такие преступные действия, в которых обиженным, по их воззрениям, является не частное лицо, но весь его род (убийство, увечье, поранение, оскорбление семейной нравственности). Такие обиды влекут за собою кровомщение. Последнее составляло обязанность не одних ближайших родственников-наследников, но и каждого, кто входит в состав одной с ними родовой группы. Род мстил роду, аул — аулу. Всякая личная обида, хотя бы она была вызвана необходимостью самозащиты, неосторожностью или случаем, причинена была сумасшедшим, даже животным, имела своим последствием кровную месть, причем уклониться от мщения, допустить обидчика к выкупу грозящего возмездия — считалось позором. Таково было положение У. права кавказских горцев в древний период.
Позднее, под влиянием различных культурных влияний и, главным образом, шapиaтa, а также по причине всеми сознаваемой необходимости положить предел неограниченности кровомщения, грозившей истреблением враждующих родов, горцы отступили от вышеизложенного взгляда на кровную месть. Вместо неограниченного самосуда родов начинает пробиваться начало личной ответственности. Район действия кровной мести, простиравшийся на весь род, начинает ограничиваться ближайшими родственниками преступника и его жертвы. Только последние считаются канлы, т. е. подлежащими мести, все же прочее родичи отвечают только имущественно. Вместо неограниченности мести в адат начинает проникать учение о равенстве возмездия и о том, что преступность лежит не столько в материальном вреде, причиненном частному лицу, семье или роду тем или другим действием, сколько в злой воле виновника. С проникновением в адат понятия умысла прежняя всеобщность кровомщения должна была ограничиться случаями умышленных убийств, увечий и поранений.
.Вместе с тем устанавливается воззрение, что убийство и ранения при необходимой обороне, убийство вора или грабителя в момент совершения им преступного действия, убийство застигнутого на месте прелюбодея не дают повода к возмездию; что в применении кровомщения к обидам должна быть установлена известная градация; что размер возмездия измеряется тяжестью обиды и что неосторожные и случайные действия, как бы значителен ни был причиненный ими вред, подлежат возмездию в меньшей степени, чем предумышленные, а убийства, поранения и увечья, нанесенные животными или неодушевленными предметами, при отсутствии вины со стороны их хозяина, и вовсе ненаказуемы.
.С воспринятием адатом вышеупомянутых начал, народное воззрение на бесчестье, постигающее того, кто не смыл обиды кровью, заменяется более человечным учением о чести, ожидающей того, кто простит кровника под условием выкупа и тем более — помимо него. Вместе с этим вырабатываются адатом различные способы достигнуть примирения с родом обиженного.
Здесь нет различия между умышленным и неумышленным убийством; всякая личная обида вызывает неограниченное кровомщение, разорение всего имущества виновного, его семейства и его рода и изгнание из аула не только убийцы, но и всего его семейства. Аналогичны адаты тушин, хевсур, пшавов, сванетов, чеченцев, ингушей, кумыков и казикумухцев. Не различая неосторожного, нечаянного и преднамеренного убийства, адат допускает здесь замену крови выкупом, принятие или непринятие которого всецело зависит от потерпевшей стороны. В Аварском округе Дагестанской области адат, допуская еще «поток и разграбление», различает неосторожное и случайное убийство от умышленного и требует кровной мести на началах талиона только для последнего. В Капучинских обществах Гунибского округа, Дагестанской области, в Кюринском и Самурском округах той же области, а также в Кабарде, и для этого рода убийств допускается выкуп, в строго определенном размере.
.Еще дальше пошли адаты уцмийства, которые различают не только неосторожное и умышленное убийство, но имеют понятие о покушении, подстрекательстве, квалификации преступлений и т. п., причем устанавливают случаи, когда виновные вовсе не отвечают за кровь (убийство кровника, убийство при необходимой обороне и др.).
Перейдем теперь к случаям похищения скота – «барамте». В случае кражи скота, или другого имущества потерпевший объявлял, что уплатит известную сумму тому, кто укажет вора. Указывающий, «айгак», обыкновенно получал за это плату. Но он опасался, что вор и его родственники будут мстить ему и потому старался скрыть свой донос. Воры должны были возвратить похищенное, а, кроме того, уплатить расходы айгаку и штраф. У народов, где существовала княжеская власть, князья могли сажать воров в подвалы и держать их там до тех пор, пока преступники не уплачивали всего следуемого с них.
Если кровная месть являлась родовым самосудом, направленным против личности членов рода обидчика, то барамта, или баранта, представляла собою родовой самосуд, направленный против имущества членов враждебного рода. Сам обиженный или любой член его рода имел право обратиться к насильственному захвату имущества не только самого обидчика, но и любого из членов его рода. На Западном Кавказе предметами такого захвата обыкновенно являлись стада баранов, почему этот институт и получил название барамты. Вторым название является «ишкиль». Л.В. Комаров указывал, что » брать баранту следует с тем, кто не отделился от тохума ответчика Затем по мере изживания родовых представлений барантование ограничивалось только имуществом самого обидчика.
Как личная и имущественная ответственность, равно как и сами преступления против личности и имущества сливались часто друг с другом, то и барамта сливалась с кровной местью. Так, не отдача долга являлась обидой и вызывала кровную месть, которая могла быть заменена денежным обязательством, обеспечиваемым барамтой. Подобно тому, как одно кровомщение часто вызывало другое, так же точно и один самоуправный захват чужого имущества вызывал другой и барамта могла вестись бесконечно, переходя подобно кровомщению в войну между родами. В силу того, что осуществить барамту могли, как и кровную месть, главным образом, сильные и влиятельные роды, барамта превращалась часто средство эксплуатации более сильным и богатым родом рода менее сильного и более бедного. По мнению ответчика, каждый раз, когда размер захваченного имущества превышал сумму долга, должник, считая себя в свою очередь обиженным, имел право захватить имущество и того, кто захватил его имущество. Для того, чтобы избежать непрекращающейся цепи самоуправств, обращались к суду посредников. Таким образом, самоуправство превращается в досудебное предварительное исполнение решения суда. Позже оно стало осуществляться на основании решения судей, превращалось в исполнение судебного решения, производимое самим кредитором. Наряду с этим барамта являлась и предшественницей залогового права. Имущество должника захватывалось с целью обеспечения исполнения обязательства. Таким образом, барамта являлась предшественницей целого ряда юридических институтов и первоначально была тесно связана с кровной местью и междуродовой борьбой. В значительной мере она являлась средством формирования классовой дифференциации, поскольку сильные роды на ее помощью обогащались за счет слабых, разоряли и эксплуатировали их.
Термин барамта, или баранта имел несколько значений: 1)скота, 2)преступления в смысле грабежа в обычном смысле слова, т.е. отнятия чужой вещи с целью ее присвоения, 3)военного захвата, угона или взятия в плен людей и скота, 4)наказания в виде захвата (конфискации) чужого имущества, 5)ареста (до суда) чужого имущества в обеспечение прав кредитора, а также обеспечения прав обиженного, обворованного и вообще потерпевшего материальный ущерб от неправильных действий ответчика, 6)меры обеспечения судебного приговора, 7)права сородичей убитого до осуществления кровомщения захватывать имущество убийцы и его сородичей, 8)права князя отбирать имущество у подвластных ему людей – узденей и чагар в свою пользу. Эти очень различные значения в то же время были тесно связаны с друг другом и вытекали из одного основания – захвата чужого имущества, как правило, скота.
На разном понимании слова «барамта» отразилось развитие общественных отношений от чисто родоплеменных до феодальных. Так, например, барамта в смысле права сородичей убитого до исполнения кровомщения захватывать, барамтовать имущество убийцы и его сородичей несомненно являлась пережитком чисто родовых обычаев. Барамта в смысле права князя отбирать имущество у подвластных ему узденей и чагар являлась феодальной нормойсуществовали следующие наказания виновного. 1)Изгнание виновного из пределов его местожительства, причем пострадавший, или его родственники имели право убить обидчика, если его встретят, или помириться с ним на известных условиях. Эта угроза быть убитым распространялась не только на виновника, но и на его родственников, которые считались солидарно-ответственными вместе с главным виновником. 2)Изгнание виновного на определенное время, причем потерпевший не имел права убивать виновного. После истечения указанного времени преступник прежде всего должен был примириться с родом обиженного и затем мог возвратиться домой. 3)Имущественное вознаграждение потерпевшему – за бесчестие, ранение и воровство. 4)Денежный штраф в пользу судей и на аульные нужды (починку мостов, дорог и т.д.). Последнее наказание являлось дополнительным при всех трех ранее перечисленных.
При родовом строе обязанность кровной мести возлагалась на членов обиженного рода. Но за некоторые преступления, как например, сожжение моста, бегство женщины от мужа, убийство кровника после того, как с ним состоялось примирение, виновные считались врагами всего общества. Они становились абреками, т.е. тем, что у древних славян называлась изгоями. Они были вынуждены скрываться в горах и всякий, кроме членов того дома, куда они являлись в качестве гостей, мог их убить. Такие лица не получали защиту даже от своего рода. Родственники должны были убивать тех, кто вел явно непотребный образ жизни,
продолжение
--PAGE_BREAK--