Министерство общего и профессионального образования РФ Государственное высшее профессиональное образовательное учреждение Тюменский международный институт экономики и права Экономический факультет Кафедра экономики и МХС Контрольная работа по дисциплине Организация и управление ВЭД на тему Проблемы функционирования льготных таможенных режимов
Выполнил: студент 5 курса Группы 152 Ермолаев В.И. Проверила: Астахова М.А. Тюмень, 1999 Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграци¬онных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов
даже в тех случаях, когда их экономические пре¬имущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Цент¬ральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические со¬ображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смо¬гут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе. Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят
достаточно жесткий характер. Они позволяют ис¬ключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, ко¬торый как правило, не должен превышать 10 лет. Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовые возможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ГАТТ вы¬водит данный режим за пределы действия общего обязательства
о наибольшем бла¬гоприятствовании и недискриминации. Применение льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только из¬бежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уро¬вень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпин¬говых пошлин и количественных ограничений. В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных
механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет пре¬ференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в резуль¬тате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые
КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции. Наиболее типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предо¬ставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо невер¬ная
таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимос¬ти, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов: предостав¬ление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара; предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре
и не со¬держат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости. О масштабах нарушений, выявленных в практике применения льготных внешне¬торговых режимов ЕС, свидетельствуют следующие данные КЕС. Всего в период с 1990 по 1997 гг. государства-члены уведомили КЕС о 796 случаях расследуемых ими нарушений, прямой ущерб от которых для бюджета ЕС составил 111 млн. экю. Кроме того, по наиболее серьезным нарушениям расследования проводятся непосредственно
Комиссией ЕС (в сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы.
По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что даже при отлаженной си¬стеме таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот. Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило,
имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать
возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции. Россия, как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия, Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также развивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К документам, регулирующим применение
ОСП в России, относятся постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка това¬ров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференци¬альный режим не распространяется", постановление
Правительства от 6 мая 1995 г. № 454 "Об утверждений ставок ввозных таможенных пошлин", а также постановление Правительства от 13 сентября 1996 г. № 1095 "Об участии в постконфликтном восстановлении на территории бывшей Югославии" (о включении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих преференции Российской Федерации). В соответствии с данными документами, с 15 мая 1996 г. в отношении товаров, происходящих
из разви¬вающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, применяются ставки импортных пошлин в размере 75% от действующих ставок. В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически бы¬стро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление
таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных эко¬номических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различ¬ным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими стра¬нами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы
эф¬фективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром. Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздей¬ствие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной
прак¬тикой предоставления тарифных преференций. В частности, программа Генеральной системы преференций США распростра¬няется на 150 государств и территорий. При этом число пользователей растет: с 1991-1995 гг. оно увеличилось на 12 государств. Общая система преференций ЕС распространяется на все развивающиеся страны (число стран и территорий-бенефициаров составляет 170). Процесс изменений схем тарифных преференций
США и ЕС весьма сложен и идет на основе предварительных всесторонних прора¬боток с целью ненанесения ущерба политическим и экономическим отношениям с соответствующими государствами. В США, например, изменения в страновом со¬ставе и товарной структуре Генеральной системы преференций осуществляются все последние годы. При этом США идут по пути расширения в целом территориального охвата
Генеральной системы преференций (отдельные пользователи тем не менее исключаются) при сокращении объема реально предоставляемых льгот. В результа¬те, товарная ее номенклатура включает более 4,5 тыс. товаров или примерно 50% всего таможенного тарифа, а тарифные преференции фактически распространяют¬ся всего на 7% совокупной стоимости импорта товаров в США. Технически же, ес¬ли в США товар включен в Генеральную систему преференций, то он ввозится бес¬пошлинно.
Однако превышение импорта определенного уровня приводит к исключе¬нию данной товарной позиции из национальной схемы тарифных преференций. России следовало бы пойти по пути совершенствования системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно разви¬вающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту.
Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран не играет заметной роли в общем внешнеторговом обороте России. В 1997 г. доля развивающихся стран в импорте России составила менее 8%, ожидается ее дальнейшее снижение.
Фискальные цели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений России с соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда наи¬более «чувствительных» товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защи¬ты отечественных производителей. Внесение существенных изменений в российскую схему тарифных преференций политически и экономически
допустимо лишь на основе разработки новой, с учетом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, со¬хранив при этом достаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив то¬варную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффектив¬ный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися
странами, ко¬торый соответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учи¬тывал опыт других государств в этой области. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точки зрения национального производства. Наряду с составлением списка товаров, подпадающих под условия предоставле¬ния преференций, необходимо проработать вопрос о порядке определения уровня конкурентоспособности
конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под дей¬ствия указанной схемы. Это может быть, например, установление потолков в виде фиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системой префе¬ренций в общем импорте аналогичной продукции. Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разра¬ботки порядка внесения изменений в этот список, так как нельзя исключить возмож¬ность обращения той или иной страны с подобной
просьбой. Необходимо пред¬усмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций. Следует также иметь в виду, что внесение изменений в схему тарифных преферен¬ций Российской Федерации, утверждение списка товаров, на которые они распро¬страняются, должны быть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Опыт ЕС свидетельствует, что одной из центральных проблем функционирова¬ния
преференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нару¬шения правил использования льгот, прежде всего путем декларирования ложного происхождения товара. Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими нарушениями определяется, прежде всего, тем, насколько отлажен механизм функционирования каждого из действующих преференциальных торговых режимов.
При этом, чем прозрачнее граница между участниками интеграционной группиров¬ки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Россией и ее парт¬нерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных таможенных органов. Даже в ЕС, где функции управления таможенным союзом весьма высоко централизованы в совместных органах (Комиссия ЕС), резервы для укрепле¬ния сотрудничества таможенных органов по линии как информации, так и гармонизации действий весьма велики.
В российской специфике, когда функционирование таможенного союза только налаживается, создание действенного механизма таможенного сотрудничества приобретает решающий характер. Представляется целесообразным прежде всего централизовать координирующие функции такого сотрудничества в одном со¬вместном органе, куда поступала бы и систематизировалась вся таможенная ин¬формация.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |