Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Общие положения налогового права 2

--PAGE_BREAK--
Тема: Ответственность за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах.

 

1. Понятие, признаки и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.


Статьей 23 НК определено, что налогоплательщики и плательщики сборов несут ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. 

Основаниями     привлечения     к    ответственности         за     нарушения законодательства о налогах и сборах являются:

1.   налоговые правонарушения;

2.   нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных  правонарушений  (административные правонарушения в сфере налогообложения);

3.   преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления);

4.   существенным       признаком       ответственности       за       нарушение законодательства о налогах и сборах относятся также и процессуальная форма   ее   реализации,   т.е.   это   реализация   ответственности.   Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии процедурам, предусмотренным законодательством.

С учетом всего выше указанного ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушающего законодательство о налогах и сборах претерпеть лишения личного, имущественного или организационно-физического характера в результате применения к нему государством соответствующих санкций в лице налоговых, таможенных и органов МВД.

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности она может рассматриваться как разновидность налоговой, административной или уголовной ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений привлекаются к налоговой ответственности.
В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:

1.  ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений в соответствии с НК РФ;

2. ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную территорию РФ.

В данном  случае,  привлечение  к ответственности  ведется  в  порядке, установленном не налоговым, а таможенным законодательством.

Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.

Порядок привлечения к ответственности регулируется кодексом РФ «Об административных правонарушениях».

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное лицом нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления.
2. Принципы налоговой ответственности.


К принципам налоговой ответственности относятся следующие:

1.   Законность — никто не может быть привлечен  к ответственности за совершение    налогового правонарушения,  иначе как по основаниям  и  в порядке, предусмотренном НК РФ.

2.  Однократность привлечения к налоговой ответственности, т.е. никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3.  Принцип соотношения налоговой ответственности с другими видами ответственности, т.е.  привлечение организации или физического лица  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает указанные   физические   лица   или   должностные   лица   организации,   при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.-

4.Принцип разграничения налоговой санкции и налоговой обязанности,

т.е. привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанностей уплатить соответствующие суммы налога и пеней.

5.  Принцип презумпции невиновности, лицо считается не виновным в совершении   налогового   правонарушения   пока  его   виновность   не   будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлено вступившим   в   законную   силу   решением   Суда.   Лицо,   привлекаемое   к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершенном возлагается на налоговые органы.

Все неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Данный институт налогового права принято именовать презумпцией невиновности налогоплательщика.

Примерно такие же принципы действуют в уголовном праве и в административном праве, при привлечении виновных лиц к ответственности за совершение налоговых преступлений, а также за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения соответственно.

3. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

К ответственности за совершение налогового правонарушения лицо не может быть привлечено, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств;

1.  отсутствие события налогового правонарушения.

2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16 летнего возраста.

4. истечение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно ст. 113 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекло 3 года.

Не применяется налоговая ответственность также и при наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налоговых правонарушений. Такими обстоятельствами признаются:                    

1.  Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения вследствие стихийных бедствий или др. чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.    Указанные    обстоятельства    устанавливаются    наличием общеизвестных фактов, публикации в СМИ, а также иными способами не нуждающимися в специальных средствах доказывания.

2.  Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения налогоплательщиком   физическим   лицом,   находившимся   в   момент   его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Данные обстоятельства доказываются представлением в налоговый договор документов,  которые по смыслу, содержанию и дате    относятся  к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение.

3.  Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений  по  вопросам  законодательства о  налогах  и  сборах,  данных налоговым     органом     или     их     должностными     лицами,     либо     др. уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции.

Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию   относятся   к   налоговым   периодам,   в   котором   совершено налоговое    правонарушение    вне    зависимости    от    даты    издания    этих документов.

Административное законодательство также предусматривает некоторые обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности. Однако из этих обстоятельств реальным является только невменяемость.


Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия или бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической, душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Аналогичное обстоятельство предусмотрено также ст. 21 Уголовного кодекса, т.е. невменяемости к уголовной ответственности не подлежит т.ж. лицо, которое добровольно и окончательно отказалось от доведения преступления до конца. Кроме того, согласно ст. 40 и 42 Уголовного кодекса не является преступлением и, следовательно, не наказуемо причинение вреда охраняемым законом фискальным интересам государства. В результате такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями, либо во исполнение приказов или распоряжений. В данном случае уголовная ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налоговых правонарушений.

К числу обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения относятся:

1.  Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.

2.   Совершение правонарушения под влиянием угрозы  или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

3.  Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии, хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным по законодательству.

Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения признается повторное совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция считается   подвергнутым   этой   санкции   в   течение    12   мес.   с   момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

 При наличии отягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа удваивается.  

 Действующее законодательство предусматривает также ряд оснований освобождения от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 81 НК при обнаружении налогоплательщика в поданной им декларации, не отражения или не полноты отражения сведений, а также ошибок приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию.

Налогоплательщик освобождается от ответственностив том случае, когда им было сделано заявление об обнаружении указанных фактов до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом указанных нарушений, либо о назначении ВНП.

В случае, когда это делается после истечения срока подачи налога, налогоплательщик освобождается от ответственности только в том случае, когда указанное заявление было подано до того момента, когда он узнал о назначении ВНП. Дополнительным условием освобождения от ответственности является уплата недостающей суммы налога и соответствующих пеней.

Освобождение от наказания также может быть санкционировано государством, путем объявления налоговой амнистии. Впервые налоговая амнистия была объявлена Указом президента РФ от 27.10.93 г. «О проведении налоговой амнистии» 1993 г.

Условием освобождения налогоплательщика от санкций объявилось добровольное указание налогоплательщика о своих задолженностях перед государством до 30 ноября 1993 г. Те субъекты, которые не воспользовались данной возможностью, наказывались штрафом в 3-х кратном размере.

В соответствии с Уголовным кодексом от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, совершившее налоговое преступление впервые. В частности, лицо, впервые совершившее налоговые преступления освобождаются от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления, и полностью возместило причиненный ущерб.

В отношении основания о совершении преступления впервые, необходимо отметить, что впервые совершенным преступление считается и в том случае, если заранее совершенное преступление лицом было освобождено от уголовной ответственности в установленном порядке, либо судимость за него была погашена или снята.
 
       Налоговый контроль

 
       Налоговый контроль— это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает: наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению  и пресечению налоговых нарушений; выявление винов­ных ипривлечение их к ответственности.    

            Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Статьей 82 НК определены формы проведения государственного налогового контроля.

    Одним из способов, обеспечивающих осуществление государственно­го налогового контроля, является учет налогоплательщиков.

   Порядок и условия проведения такого учета определены ст. 83-86 НК.
   Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а так­же по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление о по­становке на учет организация или физическое лицо, осуществляющее
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подают в налоговый орган в течение 10 дней после своей государственной регистрации. Налоговый орган обязан осуществить постановку налого­плательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов.

   Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждый налогоплательщик обязан ука­зывать свой ИНН во всех документах и отчетах, представляемых в нало­говый орган.

   С начала 2000 г. введен налоговый контроль за расходами физического лица. Целью такого контроля является установление соответствия крупныхрасходов физического лица его доходам. Однако в связи с тем, что механизмналогового контроля оказался неэффективным и фактически не действовал, он официально был отменен с начала 2004 г. Согласно законодательству (ст. 87 НК) налоговый контроль проводитсядолжностными лицами налоговых органов в форме налоговой проверки, которой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Вместе с темлицо не может быть привлечено к ответственности за совершение  налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли 3 года(ст. 113 НК).

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируются ст. 88 НК. Проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на предприятия. Она осуществляется непосредственно в налоговом органе в день поступления налогов сборов или в последующие периоды.

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются ст. 89 НК. Такая проверка предприятия осуществляется не чаще одного раза в год в соответствии с планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Проверяется деятельность предприятия от даты предыдущей докумен­тальной проверки по настоящее время. Выездная налоговая проверка мо­жет проводиться и за более длительные периоды, но не более трех лет, непосредственно предшествующих дате проверки.

Защита прав налогоплательщиков

Возможны два способа защиты прав: административный, судебный. В первом случае для разрешения возникших разногласий налогоплательщик может обращаться в налоговые органы; во втором — в судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности.

Порядок административной защиты прав налогоплательщика регулируется ст. 138-141 НК. Он предусматривает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба в письменной форме подается в течение трех месяцев со дня когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. До принятия решения по жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления (ст. 139 НК).

Срок рассмотрения жалобы — не более одного месяца со дня ее получения, По итогам рассмотрения жалобы выносится решение по существу налоговыми органами в течение месяца, которое должно быть доведено до заявителя в письменной форме в течение трех дней со дня принятия решения (ст. 140 НК).

Преимущества административной защиты обусловлены:

•   относительной простотой процедуры обращения;

•   быстрым рассмотрением жалобы;

•   отсутствием пошлины;

•   возможностью уяснить точку зрения налогового органа на конкретную проблему. Основной недостаток заключается в том, что вышестоящий налоговый орган предпочитает защищать свои внутренние интересы, а не налогоплательщика.

Установленный законом административный порядок рассмотрения  жалоб оставляет налогоплательщику право обжаловать акты ненормативного характера, действия и бездействие налоговых органов и их должностных лиц в судебном порядке (п. 1 ст. 138 НК). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, а также не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (ст. 141 НК).

Судебная защита прав налогоплательщика.  Согласно ст.  142 НК все жалобы (исковые заявления), поданные в суд на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, рассматриваются и разъясняются в порядке, установленном: гражданским процессуальным законодательством; арбитражным процессуальным законодательством; иными федеральными законами. Споры   юридических   лиц   и   граждан-предпринимателей   подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,   —   судам   общей   юрисдикции.    Подсудность   определяет разграничение компетенции между указанными судами по рассмотрению налоговых споров.

Споры по решениям о взыскании недоимок по налогам и штрафным санкциям рассматриваются в арбитражном суде субъекта Федерации, а с учетом правила территориальной подсудности — в арбитражном суде по местонахождению налогового органа.

Налогоплательщик может обратиться в арбитражный суд и предъявить следующие виды исков:

1)  о признании недействительными актов (в том числе нормативных) налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц;

2)  о возврате денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований того или иного нормативного акта; о признании не  подлежащими  исполнению инкассовых поручений,  по  которым  взыскание средств   производится   в   бесспорном   порядке;   о   возмещении   причиненных убытков.

При обращении в арбитражный суд налогоплательщик вправе просить суд о признании актов налоговых органов недействительными. В этом е налоговая инспекция не будет иметь оснований совершить в бесспорном порядке списание денежных средств после появления их на раешном счете налогоплательщика.

Наиболее экономически выгодным и простым для налогоплательщиков является исковое требование о признании недействительными ненормативных актов государственных налоговых органов, не соответствую закону и иным правовым документам и нарушающих интересы налогоплательщиков. Предметом обжалования по данному иску является правило, решение налогового органа о взыскании недоимки, пеней штрафов, принятое по результатам налоговой проверки. Кроме того, статус ненормативного акта могут иметь и иные документы, подписанные руководителем налогового органа или его заместителем.

Акт налогового органа, в отношении которого ведется спор в арбитражном суде, должен отвечать следующим условиям:

•   затрагивать    или    нарушать    субъективные    права    юридического    лица или гражданина-предпринимателя;

•   иметь подпись руководителя (его заместителя) налоговой инспекции

•   быть составленным в письменной форме.

Основаниями для обжалования акта налогового органа могут быть как отсутствие в действиях налогоплательщика налоговых нарушений, так и отсутствие тех составов или обстоятельств, с которыми законодательство связывает применение санкций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Юридическое лицо предприятие предприниматель сравнительная характеристика
Реферат Администрация орловского района ростовской области постановление 28. 10. 2011 №787 п. Орловский
Реферат Алгебра и начала анализа. Билеты по математике 11 класс
Реферат Статистический анализ динамики использования основных фондов в СХПК Салават Благовещ
Реферат Учет на предприятии
Реферат Бюджетирование как элемент управленческого учета на малых предприятиях
Реферат Деятельность индивидуального предприятия оказывающего различного вида юридические услуги
Реферат Финансы бюджетных организаций в сфере образования
Реферат Организация предпринимательской деятельности акционерного общества на примере ОАО «Тюменский бройлер»
Реферат 1 Позивач
Реферат Основы геодезии
Реферат Особенности ухода за шерстью различных пород собак
Реферат Правовое регулирование политики занятости в Европейском союзе
Реферат Автор: учитель немецкого языка Кирсанова Наталия Алексеевна
Реферат Договор хранения и его специальные виды