Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Общая характеристика Конституции США 1787 года

--PAGE_BREAK--II
. Демократические принципы Конституции

1. Власть народа.


В американских средних школах все без исключения сдают тест на знание следующего небольшого прозаического отрывка: «We

the

people of the United States, in order to form a more perfect Union, establish Justice, insure domestic Tranquility, provide for the common defence, promote the general Welfare, and secure the Blessings of Liberty to ourselves and our Posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States of America». Вольный перевод на русский язык этой Преамбулы Конституции устанавливает. что именно народ – единственный источник государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа – фундаментальный принцип демократии, означающий, что  государство должно служить народу, а не народ государству.

Это исходит еще из теорий Просвещения, когда оно являлось передовой идеей в условиях жесткого абсолютизма (гимном последнему служит знаменитое «Государство – это я!» Людовика XIV). Народ, согласно абсолютистам, — это лишь подданные своего короля. «Декларация независимости» отстаивает совершенно иные основы и понятия человека и гражданина.

Прежде всего стоит обозначить, что же для американской Конституции есть понятия «народ» и «гражданин». Для обозначения «народа» в ней фигурируют самые разнообразные определения: «свободные люди», «избиратели», из состава которых исключаются «не платящие налогов индейцы», но к которым прибавляются « три пятых всех прочих лиц» (см. Ст. I, п.2). Для идеологов американской революции было совершенно естественным считать полноправными гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или индейцы, ведущие «нецивилизованную» жизнь. Таким образом, избирательным правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с собственности. Слово «налогоплательщик» стало в американском лексиконе с тех пор синонимом понятия «гражданин». Возможно,  именно поэтому в США все так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право называться гражданином только после того, как заполнил налоговую декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?

Нелегким оказался компромисс об определении численности жителей избирательных округов. Представители северных штатов в Конвенте настаивали на том, что ими являются «все свободные люди», однако делегаты с юга были в корне не согласны с этим. С одной стороны, они соглашались, что рабов нельзя причислить к избирателям. Но с другой стороны, они хотели, чтобы рабов включили в списки населения, определяющие количество депутатов в Палате Представителей. Южные штаты заметно уступали северным по количеству «свободных» людей, но не отставали от них в общей численности. В результате своеобразного политического торга и появилась формула «три пятых всех прочих лиц».

Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865, после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIIIпоправка, за которой следовали также  XIVи XV, согласно которым  негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920 г. XIXпоправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI(вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц – президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов, советников, директоров, судей, и т.п… Всего в США в 1990 г. насчитывалось свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.

Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать сбалансированное правительство.

2. Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах.


 Идеи неотъемлемых прав личности, построенные на признании  достоинства и ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в  Билле о правах. Возможно, самым непопулярным решением, принятым основателями американской Конституции, было решение не включать Билль о правах в окончательный текст. Им пришлось долго уверять ратификаторов в том, что такое перечисление прав, как в Билле, будет достигнуто принятием поправки сразу же после ратификации Конституции. Ее защитники полагали, что особой необходимости во включении Билля о правах нет – правительство остается правительством ограниченных полномочий, и гражданам не будет отказано в их традиционных правах. Александр Гамильтон утверждал, что «Конституция сама является Биллем о правах». Однако народ требовал гарантий, и он их получил в лице первых 10 поправок к основному тексту Конституции, обобщенных под единым названием «BillofRights», или «Билль о правах».

 Это сравнительно короткий документ. Всего он состоит из 29 прав. I поправка содержит перечень основных свобод: вероисповедания, слова, печати, собраний, обращений с петициями к правительству. В разделе 9 статьи Iсодержится положение, не допускающее какой-либо приостановки действия Hebeascorpus– почерпнутого из английской практики правила, согласно которому человек может быть арестован только с санкции суда.

В других поправках содержатся основные правила неприкосновенности, противокриминальной защиты и привлечения к ответственности, а также осуществления судебного процесса. Интересно, что эти гарантии прав и свобод имеют целью прежде всего защиту от произвола властей, а уж потом – от иных посягательств. История показала, что это весьма мудро. Для примера стоит лишь вспомнить «расцвет» «холодной войны» и разгул «маккартеизма», или знаменитое дело корреспондента «NewYorkTimes» Эллсберга о «разглашении государственной тайны».

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Федерализм и суверенитет.


Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия, кроме специально данных нации ( каковых было чрезвычайно мало). Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали как нечто похожее на лигу штатов.

Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции утверждали, что правительство не может работать эффективно на уровне такого большого государства- нации. Они опасались консолидации власти в национальном правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти  может стать только деспотизм и тирания. Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США стали  первым в истории федеративным государством, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции ( статьи IVи VI; позже и Xпоправка ).

Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной и конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в руках центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота власти находится у них. В федерализме между центральным и местными правительствами существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.

Составители Конституции США четко распределили полномочия, которыми было наделено федеральное правительство, а все «остальные» (без детализации и перечисления) отдали властям штатов. Таким образом, центральному правительству принадлежит исключительное право проведения внешней и оборонной политики, предоставления гражданства США иммигрантам, эмиссии денег и контроля денежного оборота, обеспечения внутренней безопасности, определения национальных приоритетов и ряд других.

В ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское и уголовное законодательство, организация народного образования, здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов, и т.д. Некоторые функции, например налогообложение или экологическая безопасность, принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники поступления в бюджет, тем самым избегая конфликтного дележа.

Важно, что даже при наличии у штатов всех атрибутов суверенитета ( герб, флаг и т.п.), статья IV Конституции недвусмысленно устанавливает полный и истинный суверенитет только на федеральном уровне, все федеральные законы и договоры союза должны исполняться на всей территории США в любом штате. Первоначально это вызывало жесткие разногласия и даже привело к Гражданской войне 1861-1865гг, самой кровопролитной из когда-либо ведущихся на территории Америки, и посеявшей наибольший за всю историю раздор между гражданами страны. Однако, как кажется, с тех пор этот пункт неминуемо выполнялся штатами. Данное положение рассматривается как краеугольный камень существования и функционирования американской федерации.


4. Разделение властей, система сдержек и противовесов.


Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными и беспристрастными правилами, а не предрассудками или пристрастиями, которые свойственны человеку. Для Адамса великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье, предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном институте правительства. Амбиции одной ветви будут всегда сдерживаться амбициями других. Таким образом, независимая судебная система как один из примеров считалась ключом к предотвращению использования системы уголовного права для подавления политических оппонентов.

В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной) функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем «встроенная» в этот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства.

Относительная независимость властей связана и с различным способом их формирования: Конгресс  — прямым голосованием избирателей ( правда, на различные сроки для обеих палат); Президент – через избираемую прямым голосованием коллегию выборщиков.; Верховный Суд – пожизненным назначением судей Президентом с согласия Сената.

Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает «разброса» и не вызывает недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.

Нередко (например, при президентах Рейгане и Буше) большинство в Конгрессе принадлежало оппозиционной президенту партии. В аналогичном положении оказалась в 1995 г. администрация президента-демократа Клинтона.

Несмотря на многие проблемы, связанные со сложностью механизма разделения властей (например, затягивание на столетие принятия Закона об избирателях, который  расовой дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградила США от диктатуры ( ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, к примеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основы демократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношении человеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмам являются одним из главных вкладов основателей в образование системы, которая была эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании.


    продолжение
--PAGE_BREAK--III
. Высшие органы власти 1.
Законодательная власть


Законодательная  власть  в   системе  разделения   властей. 

Конституция  США  исходит  из  принципа разделения  властей в  его «жестком» варианте.  Статья  1  конституции  посвящена   законодательной  власти (конгресс США), ст. II— исполнительной (президент), ст. III  — судебной  (преимущественно  Верховному  суду  США).  Стремление  обеспечить их  равновесие  осуществляется  путем  четкого  разделения  полномочий между  органами  государства,  установления  системы  сдержек  и  противовесов властей,  их взаимозависимости.  Деятельность президента  и Верховного  суда  осуществляется  на  основе законов,  принятых конгрессом, но, с другой стороны, президент имеет право отлагательного вето  в отношении  законов,  а  Верховный суд  может признать  законы и  акты президента  неконституционными  и  тем самым  парализовать их  действие. Президентская власть  распространяется на  Верховный суд:  президент назначает его членов, но  при участии  законодательной власти,  поскольку эти назначения  подлежат  утверждению  сената   (2/3  голосов).   С  помощью такой  системы   государственный  механизм   США  работает   слаженно  и эффективно  на  протяжении  более двух  веков, ему  неизвестны кризисы, симптомы  превышения  власти  какой-либо  ее  ветвью.  Однако  напомним: эта эффективность во многом  зависит от  двухпартийной системы,  к которой  приспособлены  выборы   и  все   функционирование  государственного механизма.                                                          

Структура   и   порядок   формирования   конгресса    США.

Конгресс США  состоит  из  двух  палат:  палаты  представителей и  сената. Палата представителей избирается на два года в составе  435 депутатов  по одномандатным  округам  (обычно  баллотируются  два  кандидата:  от Демократической  и  Республиканской  партий).  Избранными  могут   быть  только граждане  США,  достигшие  25  лет,  состоящие  в  гражданстве   США  не менее  семи  лет и  проживающие в  том штате,  где они  баллотируются по избирательному  округу.  Сенаторы  избираются  сроком  на шесть  лет, по два  от  каждого  штата  (обычно  баллотируется  список  из двух  лиц от Демократической  и  такой  же  список  от  Республиканской  партии),  но действует  принцип  ротации:  треть  сенаторов  обновляется  каждые  два года (в самом первом составе  сената треть  сенаторов избиралась  на два года,  еще  треть  -  на четыре  года, так,  чтобы затем  каждый сенатор оставался в этой должности  шесть лет).  Для избрания  сенатором необходимы  30-летний  возраст, состояние  в гражданстве  США не  менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.                   

Депутаты   и   сенаторы  являются   профессиональными  парламентариями,  имеют  свободный мандат,  не могут  быть досрочно  отозваны избирателями.  Их  депутатский  иммунитет   ограничен:  депутаты   и  сенаторы пользуются  неприкосновенностью  только  во  время  сессии,  на  пути на сессию и обратно, но за  измену, тяжкие  уголовные преступления  и нарушение общественного порядка  они могут  быть арестованы  и в  этот период.  Депутаты  пользуются  индемнитетом,  не  несут  ответственности  за речи  и  голосование  в  парламенте.  Они получают  парламентское вознаграждение:  члены  нижней  палаты  — 120  тыс. долл.  в год,  сенаторы — 98,4  тыс.  Кроме того,  им выплачиваются  дополнительные суммы  в зависимости  от  численности  их избирательных  округов (они  контактируют с населением,  доводят  нужды  населения  до  сведения  конгресса).  Размер этих  сумм  колеблется  от  140  тыс.  до  400  тыс. долл.  Им выделяются деньги  для  содержания  личного  штата  -  секретарей,  референтов,  помощников  (9  -  25  человек).  Депутаты  пользуются   оплачиваемыми  командировками,   бесплатным   медицинским   обслуживанием,   им  оплачиваются  почтовые,  телефонные,  канцелярские  расходы,   пользование  иными средствами  коммуникаций.   Конгрессмены  получают   специальную  пенсию,  размер  которой  зависит  от  стажа  пребывания  в  конгрессе  (она может составлять более 100 тыс. долл. в год).                           

Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем нередко  применяется прием  «флибустьерства» -  путем бесконечных  выступлении «заговаривают»  законопроект другой  партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала  (лишь решением  2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом).                       

Конгресс  создает   из  своих   членов  различные   комитеты:  постоянные объединенные комитеты  обеих палат  (их немного  — по  экономике, налогообложению  и  др.), которые  координируют деятельность  конгресса в указанных   сферах;   постоянные   специализированные   комитеты   каждой из  палат  (в  палате  представителей  их  22:  по иностранным  делам, по образованию  и  труду,  юридический  и  др., в  сенате -  16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.),  которые работают  над законопроектами,   организуют   парламентские   слушания,   контролируют   деятельность  администрации  и  т.д.;  временные  специальные  комитеты  для расследования  отдельных  вопросов  (чаще  всего  по  сообщениям прессы). Особую  роль  играет   комитет  всей   палаты.  Эта   юридическая  фикция означает,  что  палата  преобразует  себя  в  комитет  для  обсуждения по упрощенной  процедуре  срочных  или  бесспорных   законопроектов.  Согласительные  комитеты  (комиссии) создаются  для   преодоления  разногласий  между  палатами.  Важное  значение  имеют   постоянные  специализированные   комитеты   (комиссии).   Помимо   указанных   полномочий   они вправе вызывать свидетелей и заслушивать  их показания,  министры соответствующего  профиля  ежегодно  представляют этим  комитетам отчеты о  своей деятельности.  Председатели комитетов,  обычно занимающие этот  пост по  старшинству пребывания  в конгрессе,  вправе создавать подкомитеты,  которые  обладают  некоторыми   полномочиями  комитетов (в настоящее время в конгрессе более 200  подкомитетов). Председатели комитетов, как и всякие председатели коллегиальных  органов, собраний при  системе  англосаксонского  права, обладают  большими полномочиями: определяют повестку дня,  назначают дату  парламентских слушании, докладчиков на пленарном заседании палаты по  законопроектам, пользуются  дисциплинарными  полномочиями.  Только  они выступают  от имени комитета перед средствами массовой информации.                      

В  обеих  палатах конгресса  имеются партийные  фракции большинства  и  меньшинства, возглавляемые  лидерами, избранными  на собраниях фракций. Кроме того,  во фракциях  создаются руководящие  комитеты, в частности  делегирующие членов  фракции в  те или  иные специализированные   постоянные   комитеты,   имеются    партийные   организаторы («кнуты»),  обеспечивающие  партийную  дисциплину в  парламенте (в частности, явку членов фракции на голосование на  пленарных заседаниях).  Особенно велика  роль лидера  фракции большинства  (в настоящее время в  обеих палатах  большинство принадлежит  Республиканской партии). Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законопроекта).                                                           

При  конгрессе  действует множество  административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.  

  

Полномочия  конгресса. 

У конгресса  есть общие  полномочия, которые  могут быть  реализованы при  согласованном решении  обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе  палаты равноправны и  институт  преодоления  вето  верхней палаты  нижней палатой  в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия:  например, палата  представителей может  возбудить импичмент против федеральных  должностных лиц,  а сенат  ратифицирует международные договоры.  Полномочия  конгресса  в  конституции  изложены  в  значительной мере прагматично, а иногда казуистично. К числу общих  полномочий конгресса относятся  полномочия: финансовые  (установление и  взимание налогов, пошлин, сборов на территории  США, решения  о займах,  об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е.  регулирование денежного обращения,  определение  стоимости  денежных  знаков  США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты); в области экономики (обеспечение  благосостояния  США, регулирование  вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами  и между  штатами, установление  единицы  мер  и  весов,  регулирование  почтовых  служб, содействие развитию науки и  ремесел и  др.); в  области обороны  (обеспечение обороны  США,  объявление  войны,  набор  армии и  флота и  установление правил управления  ими);  в  области   охраны  общественного   порядка  (создание милиции  для  исполнения  федеральных   законов,  отражения   вторжений  и подавления  мятежей;  милиция  вправе  карать  морской  разбой   и  тяжкие преступления  в  открытом  море  в   соответствии  с   международным  правом).  В  конституции говорится  также и  о других  полномочиях конгресса: издавать  законы  о  приеме  в  гражданство  (о  натурализации), создавать подчиненные   Верховному  суду   федеральные  суды,   осуществлять  исключительные   законодательные  полномочия   для  особого   района  местопребывания  правительства  (в  настоящее  время  это  федеральный  округ  Колумбия,  где  находится столица  государства Вашингтон),  а также  на территориях,  приобретенных  у  какого-либо   штата  для   федеральных  складов,  арсеналов,  доков  и  т.д.  Ряд  полномочий конгресса,  записанных в конституции  (выдавать  каперские  свидетельства  частным  судам  для  захвата  неприятельских  судов,  свидетельства  на  право  аналогичных  репрессалий,  устанавливать  правила  для  захватов  на  суше  и на  море), в настоящее  время  не  соответствуют  международному  праву  и  не осуществляются   конгрессом. Некоторые  из   них  официально   отменены  международными соглашениями.                                                   

Конституция  устанавливает  для конгресса  и ряд  запретов: запрещается  выдавать  деньги  из  казны  без соответствующего  закона, присваивать дворянские  титулы,  принимать  законы  об  опале  и  с   обратной  силой, приостанавливать  действие  правил  хабеас  корпус  в  мирное   время;  не могут  вводиться  налоги  на  предметы,  вывозимые  из  штата;  не  должно оказываться  предпочтение  портам  одного  штата  перед   портами  другого штата.                                                                 

Деятельность   конгресса. 

Конгресс   работает  в   сессионном  порядке. Ежегодно созывается одна сессия,  и длится  она обычно  7 -  8 месяцев (с  перерывами). Во  время  сессии  проводятся пленарные  заседания, работают  постоянные  и  другие  комитеты,  принимаются  законы  и  резолюции, проводятся   парламентские  слушания,   организуются  дебаты   по  общественно значимым вопросам внешней и внутренней политики.                  

Главной   формой   деятельности  конгресса   является  законодательство.   Законодательная   инициатива   принадлежит   только   членам   обеих палат.  Для  ускорения  прохождения  закона  текст   законопроекта  обычно вносят  в обе  палаты члены  этих палат  (отсюда двойное  название некоторых  законов  -   по  фамилиям   лиц,  вносивших   законопроект,  например закон  Тафта  -  Хартли).  Президент  вправе  вносить  только законопроект о  бюджете.  Члены  палат,  напротив, такого  права не  имеют. Но  на деле политика  в  области  законодательства  определяется   ежегодными  посланиями президента конгрессу, а члены парламента нередко  вносят законопроекты по поручениям  исполнительной власти.  Особое значение  в проталкивании   законопроектов   имеет  деятельность   уже  упоминавшихся лоббистов.                                                           

Законы  в  США  подразделяются  на  публичные (общего  характера) и частные  (индивидуального  действия -  это обычно  акты о  выплатах из казны,  об  иммиграции,  натурализации  отдельных  лиц и  др.). Законы принимаются в трех чтениях, по той системе, которая уже  была рассмотрена  в  Общей  части учебника.  Обыкновенные законы  принимаются простым  большинством  состава  обеих  палат. Для  принятия  конституционных  законов  (в  США  это  только  поправки к  конституции) требуются особые  условия,  указанные выше.  В случае  возникновения разногласий между  палатами создается  согласительный комитет.  Текст законопроекта, согласованный им, палатами не  может быть  изменен, но  может быть отвергнут. В этом случае либо создается новый  согласительный комитет, либо  законопроект  считается  отвергнутым.  Понятий   органических  и чрезвычайных законов в США нет.                                       

Конгресс  принимает  также  резолюции;  некоторые  из них  по своей юридической  силе  выше  обыкновенного  закона:  в  форме объединенных резолюций  принимаются   конституционные  поправки.   Совпадающие  резолюции  (одинаковый  текст) принимаются  обеими палатами,  но касаются  только  их  взаимоотношений.  Простые  резолюции  принимаются «каждой  палатой  по вопросам  ее деятельности,  иногда также  по вопросам международных  отношений.  Впрочем,  по  этим  вопросам  могут  приниматься  и совместные  резолюции палат,  четкого различия  между видами резолюций нет.  

                                                    
    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Исполнительная власть


Президент,   вице-президент   и  министры.

Согласно  конституции, исполнительную  власть  в  федерации  осуществляет президент.  В отличие от парламентарной республики он  осуществляет эту  власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или  кабинета министров  в точном  значении этого  понятия в  США нет,  министры (помимо управления  своими  ведомствами)  выполняют  роль   советников  президента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совещательный орган.  Сказанное отнюдь  не означает,  что министры  не имеют исполнительной  власти по  вопросам, отнесенным  к их  ведению. Однако они осуществляют такую  власть на  основе делегирования  им соответствующих  полномочий  президентом.  Должности  премьер-министра   в  США тоже нет. Эту роль выполняет президент,  но он  является непререкаемым премьером.  В  кабинете  президента  вопросы решаются  не голосованием: решения  принимает  президент.  Бывали случаи,  когда все  министры высказывались  против  предложения  президента, но  он принимал  свое решение.                                                                  

Под  руководством  президента  помимо  министров  работают различные  ведомства,  некоторые  из  них  имеют  более  важный  статус,  чем министерства  (например,   Совет  национальной   безопасности).  Президент  непосредственно   назначает  множество   федеральных  должностных лиц (один только сенат утверждает более  полутора тысяч  таких наиболее важных назначений).                                                    

      Вице-президент (его кандидатура  предлагается кандидатом  в президенты и голосуется одновременно с  кандидатурой президента  от соответствующей  партии)  существенных  полномочий   не  имеет.   Он  замещает президента, председательствует в сенате  и выполняет  отдельные поручения президента.   

Выборы  президента  и  вице-президента. Президент  и  вице-президент   США  избираются   косвенным  путем   -  выборщиками   сроком  на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом  более двух раз (это автоматически распространяется и на  вице-президента, поскольку,  как  уже  говорилось,  они баллотируются  в паре  от той  или иной партии).  Правда, Ф. Рузвельт  был избран  президентом трижды,  но такая поправка  к  конституции,  введенная  специально  для него,  затем была отменена.                                                               

      Условия для активного избирательного  права при  выборах президента и вице-президента те же, что и на выборах в конгресс  (разными могут быть  только  сроки оседлости),  но в  отличие от  конгресса избиратели голосуют не за кандидата,  а за  выборщиков президента.  Для пассивного избирательного  права  существуют  повышенные  требования   по  сравнению с требованиями к кандидатам  в члены  конгресса: кандидат  в президенты  должен  быть не  моложе 35  лет, иметь  гражданство США  по рождению  (а не  натурализованное гражданство),  проживать в  США постоянно не менее 14 лет.                                                    

Кандидат  в  президенты сначала  выдвигается на  первичных партийных  выборах,  на  этих  же выборах  выдвигаются кандидатуры  на национальный  съезд той  или иной  партии. Кандидат,  получивший большинство голосов  в  штатах  (в большинстве  штатов), обычно  выдвигается официально кандидатом  в президенты  на съезде  партии, но  иногда заправилы партии  предлагают  и  иную  кандидатуру  (так называемую  серую лошадку). Впрочем, в  последние десятилетия  такая практика  не применяется. Кандидаты  регистрируются  в  штатах,  но в  некоторых из  них ставятся дополнительные  условия  для  регистрации  кандидатов,  не  принадлежащих к одной из  двух главных  партий. Кроме  того, таким  кандидатам (в том  числе  так называемым  независимым) избирательные  расходы возмещаются  только  в том  случае, если  они соберут  не менее  5% голосов избирателей, что является редкостью.                                 

В первых числах ноября  (в первый  вторник после  первого понедельника) високосного года (раз в четыре года) избиратели голосуют  за выборщиков от своего  штата, представляющих  ту или  иную партию  (в том числе за выборщиков от независимого кандидата).  В каждом  штате должно быть избрано  такое число  выборщиков, которое  соответствует числу конгрессменов (депутатов  и сенаторов),  избираемых от  данного штата. Три  выборщика  избираются  также от  округа Колумбия  (всего выборщиков  538 человек).  Каждый штат  составляет один  избирательный округ. Избирателям  обычно предлагается  два списка  выборщиков от  двух партий,  иногда  -  третий  от имени  независимого кандидата  или третьей партии (такая ситуация хотя и  редко, но  встречалась в  истории США). При  подсчете  голосов,  поданных  за списки  выборщиков, используется мажоритарная  система  относительного  большинства.  При  этом  иногда бывает, что список выборщиков  от одной  партии получает  больше голосов избирателей в целом по стране, чем от другой партии,  но поскольку число выборщиков от штатов неравно, у кандидата  в президенты  от первой партии  может оказаться  меньшее число  выборщиков (так  было, например, в 1984 и 1992 гг.).                                           

После  того  как  выборщики  избраны,  они голосуют  за кандидатуру президента.  Формально  выборщик  вправе  голосовать  за  любую кандидатуру, но  фактически его  голосование предопределяет  партийная принадлежность:  выборщик  -  активный  деятель партии  своего кандидата, и от его избрания он ожидает определенных благ для себя,  прежде всего должностей по  службе. Поэтому,  когда становится  известно количество выборщиков от той или  иной партии,  считается, что  выборы президента уже  фактически  состоялись,  и проигравший  кандидат по  телефону поздравляет  соперника.  Но  юридически  выборщики  еще  должны проголосовать, и они делают это в столицах своих штатов. Документы пересылаются  в  Вашингтон,  председателю  сената.  Результаты  суммируются  и оглашаются в  присутствии членов  конгресса. Избранным  считается кандидат,  получивший  абсолютное  большинство  голосов  выборщиков, т.е. 270. Если ни один кандидат не  получит абсолютного  большинства, палата представителей избирает  президента, а  сенат -  вице-президента из числа  трех  кандидатов,  получивших  большинство  голосов  выборщиков (такая ситуация была дважды, но давно — в 1820 и 1824 гг.).  

       

Полномочия  президента.

В  общем  виде  конституция устанавливает, что президент  обеспечивает выполнение  законов и  определяет полномочия  всех  должностных  лиц  федерации.  Эта   формулировка  позволила расширить  полномочия  исполнительной  власти  путем  применения  конструкции подразумеваемых в конституции  полномочий. Кроме  того, конгресс  делегирует  президенту  чрезвычайные  полномочия.  Конституция содержит  также  детализацию  полномочий президента.  Президент представляет  государство  внутри  страны  и в  международных отношениях, вправе  заключать  международные договоры  (некоторые из  них называются  исполнительными  соглашениями  и  потому не  подлежат ратификации сенатом, хотя должны представляться в  обе палаты  конгресса); он является   главнокомандующим   вооруженными  силами   и  национальной гвардией (милицией  штатов). На  основе решений  президента американские войска  вели войну  во Вьетнаме,  Ливане, Ираке,  бомбили Ливию, осуществляли военные операции в Гренаде, Сомали и  т.д. Однако  в настоящее время действует  закон, требующий  согласия конгресса  на использование американских вооруженных сил за рубежом.

Президент  имеет  важные  полномочия  по  отношению  к  конгрессу: он  обращается  к  нему  с ежегодными  посланиями о  положении страны и  рекомендует  принятие определенных  законов, созывает  конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы  и имеет  право отлагательного вето, которое преодолевается обеими  палатами (2/3  голосов присутствующих парламентариев  в каждой),  причем, по  разным подсчетам, на практике  преодолевается значительное  меньшинство всех  вето президента. Для  осуществления вето  президенту дается  10 дней.  Если в это время он не подпишет закон и не вернет его  в конгресс  со своими замечаниями, закон вступает в силу без подписи президента.  Если президент  не подпишет  закон до  окончания сессии  парламента, которому остается заседать менее 10 дней,  действует так  называемое карманное вето:  неподписанный  закон  на  следующей  сессии  должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной процедуры.

Президент  назначает  высших  должностных  лиц;  послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате).  Обычно  сенат утверждает  назначение президента,  но бывают случаи  отказа, главным  образом по  моральным соображениям.  Для назначения других должностных лиц такого согласия не  требуется. Президент руководит  огромным государственным  аппаратом. Он  несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие  документы конгрессу.  Он имеет  право помилования,  отсрочки  приговоров,  награждает  медалями (орденов  в США нет), другими знаками отличия. Для  реализации своих  полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.




Ответственность президента.

Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если  будет признан  виновным в измене,  взяточничестве,  других  тяжких преступлениях.  Эту процедуру возбуждает палата представителей конгресса,  она же  формулирует обвинение,  принимаемое  большинством голосов  общего состава  палаты. Документ, содержащий обвинение, передается  в сенат,  который рассматривает  дело  по  существу  по правилам  уголовного процесса  (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами  документов и  т.д.) и принимает решение.  При рассмотрении  дела в  сенате председательствует  не  вице-президент,  а председатель  Верховного суда  США. Решение сената принимается тайным  голосованием, при  этом требуется  не менее 2/3  голосов  присутствующих  сенаторов.  В  решении  сената говорится только об отстранении президента от должности или об отказе  от этого. Если президент отстранен, он может быть затем привлечен  к ответственности за уголовное преступление  как бычное  лицо. Ни  один президент в  порядке  импичмента  в  США уволен  с должности  не был,  хотя этот вопрос сенатом рассматривался несколько раз.                        

В  порядке  импичмента  могут быть  смещены также  некоторые высшие должностные  лица  — министры,  послы, федеральные  судьи и  др. Такое не раз бывало.                                                      

Конституция  не  упоминает  о  возможности отставки  президента, но она однажды имела  место (президент  США Р. Никсон  подал в  отставку в 1974 г., не дожидаясь  угрожавшего ему  импичмента в  связи с  делом о прослушивании  телефонных  разговоров  политических  противников,  нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций).   

           

Министерства  и  ведомства. 

Конституция   США  не   знает  понятия кабинета.  Он  существует  по  обычаю.  Кабинет  президента  США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым  президент предоставил этот ранг. В настоящее время это  менее двух  десятков человек: руководители  14  министерств, 3  министра без  портфеля, в  том числе постоянный  представитель  США  при  ООН.  Командующие   тремя  родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета  не входят  — они приглашаются на заседания по мере  надобности. Членов  кабинета президент назначает, как правило, из  своей партии,  но бывало,  особенно в ответственные периоды развития страны, что  президент, исходя  из концепции  «разделенной ответственности»,  назначал министрами  и политических  деятелей  другой партии.  Наряду с  министрами большую  роль в управлении государством играют  руководители других  ведомств; некоторые из них даже  более влиятельны,  чем министры  (помощник президента по  национальной безопасности,  директор ЦРУ  и др.).  Число различных ведомств при президенте достигает нескольких сот,  решающие их  них он возглавляет сам  (Совет национальной  безопасности, Совет  по экономической политике и др.).  Поэтому в  США принято  говорить не  о правительстве, а об администрации президента.                            

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Судебная власть


В  США  самое  большое  в  мире  число  юристов на  душу населения, а в среднем в год бывает 25 млн. судебных процессов.  Здесь существуют две  судебные системы:  федеральная система  и судебная  система штатов.  Обе  они  возглавляются  верховными судами  соответственно федерации  и  каждого  штата. Судебная  система США  в соответствии  с законом о  судоустройстве 1789  г. состоит  из трех  звеньев: Верховного суда США, апелляционных  судов (их  12) и  окружных судов  (94). Военные  суды  составляют  особое  звено федеральной  системы. Федеральные суды  создаются  по  решению  конгресса,  их судьи  назначаются президентом  с  согласия  сената и  остаются в  должности, пока  ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).                                       

Дела  по первой  инстанции с  применением федеральных  законов рассматривают  окружные  суды  общей  юрисдикции  (по  уголовным  и гражданским  делам).  В  округах  существуют  также специальные  суды: налоговые,  таможенные,  претензионные  по  искам  к  правительству  США и  др.  Апелляционные  суды  рассматривают  жалобы  на  решения окружных судов,  апелляционный процесс  проходит, как  и процесс  по первой инстанции, с вызовом свидетелей, представлением документов,  т.е. дело рассматривается   по   существу.   Апелляционные   суды  рассматривают также  жалобы  на  решения  налоговых  и  претензионных судов,  но для окружных   таможенных   судов  существует   специальный  апелляционный суд.

Главную  роль  в  судебной  системе США  играет Верховный  суд США. Он  состоит  из  9 членов,  включая председателя,  которые назначаются президентом  США  с  согласия  сената.  Верховный  суд  служит  первой инстанцией  по  делам,  где  стороной  являются  дипломаты иностранных государств  или  штат, но  в основном  он выступает  как апелляционная инстанция с элементами кассации (как  таковой отдельный  институт кассации  судебной  системе  США  неизвестен).  С  1803 г.  Верховный суд осуществляет  конституционный  контроль,  будучи  последней  и  решающей  инстанцией по  данному вопросу.  Конституции США  институт судебного  конституционного  контроля  неизвестен,  он оформился  на основе судебного  прецедента.  Верховный  суд  толкует конституцию  США, проверяет  конституционность  законов  США  и  штатов,  проверяет  законность  нормативных  актов  исполнительной власти,  устанавливает нормы общего  права  (судебные  прецеденты), если  положения, сформулированные судом, представляют собой  не «попутно  сказанные», а  относятся к существу  дела.  Верховный  суд  США  осуществляет  только последующий судебный  контроль  (как  и  остальные суды,  для которых  он является решающей  инстанцией)  и  лишь  в  связи  с  рассмотрением конкретного судебного дела, а не в  виде особого  иска о  конституционности. Закон (или  его  часть),  признанный  неконституционным, формально  судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в  сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты. С  1803 г. Верховный  суд  признал  неконституционными  около  130  положений законов.                                                               

Суды штатов  могут рассматривать  дела как  по законам  штатов, так и  по  федеральным  законам  (по  обычным  делам  последней инстанцией является  верховный суд  штата, по  вопросам конституционности  — Верховный  суд США).  Судебные системы  штатов весьма  разнообразны. Есть общие  суды,  мировые  судьи, полицейские  суды (по  уголовным делам), много  различных  специальных судов  — по  делам несовершеннолетних, по трудовым спорам; в прибрежных штатах — морские суды и т.д.        

В   учреждениях  есть   административный  судья,   назначаемый  начальником  учреждения.  Он  выносит  лишь  предварительные  решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано  в общий  суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.    

Суды  формируются  по-разному:  судьи  избираются  населением,  назначаются  мэрами  городов,  муниципальными  властями,  председателями вышестоящих  судов.  Список  присяжных  заседателей  обычно  составляется  муниципальными  органами   при  участии   различных  объединений граждан,  а  для рассмотрения  конкретного дела  присяжные определяются  по  жребию.  В  делах,  связанных  с вопросами  национальных меньшинств,  присяжные  подбираются  особенно  тщательно, часто  путем согласований различных объединений и судебных инстанций.               

          В  США  традиционно  значительна роль  судебных приказов.  В настоящее время осталось только три вида приказов федерального  судьи: упомянутый  выше  хабеас  корпус  (доставка к  судье задержанного  лица с указанием  причины  задержания и  освобождение из-под  стражи незаконно  задерживаемого  лица);  мандамус  (или  обязывающий  инджанкшн)  — приказ  судьи  прекратить бездействие  и выполнить  должное; инджанкшн (запретительный  инджанкшн)  -  запрещение  должностным  лицам,  организациям,  учреждениям,  предприятиям  совершать  какие-либо  действия или  требование  их  прекращения  (речь идет  о действиях,  которые по закону не должны совершаться).                                       

          Нередко  в  судебной  практике  США  используется   так  называемое декларативное  суждение:  ответ  судьи  на обращение  сторон, предпринятое с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от этого.                

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.