Население в древнем Риме. Реформа Сервилия Тулия.
Сословный строй эпохи домината
Римская традиция повествует, что все общество делилось на три трибы, 30 курий и 300 родов (древнейшее исторически известное число сенаторов, которые в древности мыслились как представители родов).
Весь гражданский и политический механизм был расчитан только на граждан, входивших в состав того, или иного рода и зачисленных в свою курию. Полноправным гражданином был тот, кто принадлежал к одному из родов. Эти граждане назывались патрициями, т.е. qui patrem criere possunt (кто может указать отца, род). Патрициями назывались коренные и потому полноправные обитатели Рима.
Были и неполноправные жители: плебеи и клиенты. Клиент находился в личной зависимости от патрона из патрициев, не имел гражданской правоспособности. Юридическую защиту он получает только через посредство патрона.
Плебей не принадлежал ни к одному из gens, является юридически самостоятельельным, хотя и неполноправным. В области гражданских прав он равен патрицию (имеет jus commercii), но не имеет jus conubii — браки между патрициями и плебеями незаконны, но плебеи не имеют никаких политических прав.
Этот порядок был изменен последним царем Сервием Туллицием, его воинской и податной реформой. Он заменил принцип происхождения принципом состоятельности (имущественной).
Вся римская территория разделена на земские трибы (в начале республики — 4 городских и 16-17 сельских). Триба избирала старосту, который определял имущественную состоятельность граждан и собирал подати.
Все население делилось на 5 классов:
1 — более 20 югеров
2 — 15-20 югеров
3 — 10-15 югеров
4 — 5-10 югеров
5 — менее 5 югеров
Каждый из классов выставлял определенное число центурий (более состоятельные граждане являлись и с более полным личным вооружением).
Оценка имущества производилась раз в 5 лет.
Появилисьcomitia centuriata. Первоначально — это собрание войска, но позже место, где весь народ (и плебеи) мог выражать свою волю, их компетенция постепенно расширялась в ущерб comitia curiata. Теперь, участвуя в войске, плебеи могли участвовать в народном собрании.
Сословный строй в Риме формируется в эпоху принципата. Император Август установил ценз для сенаторов — 1 млн. сестерциев, а для всадников — 400 тысяч сестерциев и утвердил принцип наследственности: из сословия Ordo senatoris выбираются республиканские магистратуры и пополняется сенат. Всадники — императорские чиновники.
Вся остальная масса населения — плебеи, низшая ступень этого сословия — вольноотпущенники (libertini).
С переходом к доминату всадники исчезают, а сенаторское сословие превращается в общеимперcкую власть бюракратического характера.
Ordo senatoris — наследственное изъятие из местной подсудности и местной повинности спецподати.
Постепенно проводится закреплеие сословий, естественнык классы становятся наследственными, резко разграничиваются, и каждое несет повинность (functio).
Уголовное право в Древнем Риме
I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА. Древнейший период — VI в. до н.э.- сер. 3 в. до н.э. (архаичность, неразвитость, национально-полисная замкнутость.) Классический период — сер. 3 в. до н.э.-кон. 3 в. н.э. (пик разработанности и совершенства). Постклассический период — IV- VI вв. (римское право несет на себе печать общего кризиса; систематизация и приспособление к новым феодальным отношениям.
II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО ЗАКОНУ XII ТАБЛИЦ. Уголовно-правовые постановления XII таблиц отличаются крайней суровостью. Высшие магистраты республики не были связаны точным определением преступления и в особых случаях решали вопрос по своему усмотрению. За каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию, решение которого было окончательным.
ГОСУД. ПРЕСТУПЛЕНИЯ. (табл. 9) Их сравнительно немного: ночные сборища, подстрекательство врага к нападению на Рим, взяточничество судей.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАБОВ. Рассматривались домашним судом рабовладельца, у рабов никаких гарантий и прав на защиту.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ. Об умышленном убийстве не упоминается. Вероятно потому, что наказание за него было ясно.
НАКАЗАНИЕ. Потрава или сбор урожая с чужого поля карались смертью. Преднамеренный поджигатель заключается в оковы, бичуется и умерщвляется. На захваченного с поличным ночного вора распространяется право самосуда, на дневного вора — физическое наказание и выдача в рабство потерпевшему.
5. ПРОЦЕСС. Магистрат использовал инквизиционную процедуру: поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для исполнения требовалось согласие народного собрания.
III. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
ХАРАКТЕРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Происходят под влиянием кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Усиливаются уголовные репрессии. Римское уголовное право было распространено на всю территорию и на все слои населения. Характерные тенденции — ряд частных деликтов включаются в категорию преступлений. Появляется большое число новых преступлений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Республиканский период: преступления против республиканских институтов; Принципат: только преступления против императорской власти: заговор с целью свержения, покушение на жизнь императора и чиновников. Примыкавшие к государственным: присвоение казенного имущества, взяточничество, фальшивомонетничество, неуплата налогов.
ВОЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Военные: измена в бою, неповиновение, дезертирство, др. Религиозные: их число возросло после признания христианства.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ. Против личности: Различные виды убийств, обиды, телесные повреждения, ответственность за которые была дифференцирована по социальному положению потерпевшего. Семейные: кровосмешение, измена, полигамия, мужеложство.
НАКАЗАНИЕ. Резкое увеличение видов и их усиление. В империи восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам. За тяжкие преступления: каторга на рудниках, принудительные работы, отдача в гладиаторы (см. “Спартак”) Широко применялись различные ссылки, по некоторым видам преступлений — телесные наказания. Практиковалась конфискация.
СОСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР. Представители высших сословий освобождались от принудительных работ, заменявшихся для них ссылкой. Смертная казнь: в период домината — в 4-х случаях для высших сословий, для низших — в 31 случае. Солдаты имели некоторые отличия при применении наказаний (не м.б. повешены, сосланы на рудники), но для них — более строгая ответственность по ряду преступлений.
ИТОГ. Выбор наказания и его тяжесть во многом зависели от судей, которые получили широкую свободу в императорский период. 8. ПРОЦЕСС. При доминате приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья сосредотачивает в своих руках обвинительные и судебные функции. Обвиняемый лишается права на юридическую помощь и другие процессуальные гарантии, существовавшие в период республики. К лицам низших сословий применялись пытки. Судебный приговор м.б. обжалован в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд. Единственная гарантия для обвиняемого — право убежища в императорском храме и около статуи императора.
IV. ВЫВОД. В Р.П. классической эпохи наблюдался некоторый прогресс в области угол. техники, но рост произвола императоров привел к тому, что многие категории не использовались в практике императорских судов. В последующем, эти категории оказали влияние на развитие феодального права, хотя королевская власть заимствовала из арсенала римского уголовного права прежде всего карательные и уголовные положения.
Princeps
Какого-либо установившегося официального титула император не имеет, его называют imperator, Augustus, но чаще рrinceps — период принципата (с периода Августа). Принцепс — пожизненный президент. Полномочия:
1)imperium — военная власть, право назначения на военные должности. Присяга солдат — ему, право войны и мира, набор войска.
2)Tribunicia potestas — законодательная инициатива + veto (к акту, изданному всяким другим магистратом). Законодательная власть — совместно с сенатом и только такие законы имели lex. Один принцепс издавал только одни эдикты. Постепенно разница между эдиктом и lex сглаживается. В отношении некоторых провинций принцепс был проконсулом и управлял ими через своих легатов, которых он назначал и которые отчитывались перед ним. Они правили провинциями и командовали расположенными на них войсками. Все доходы от этих провинций — в императорский FISCUS (казну).
3)принцепс имел также власть цензора: контроль над нравами, над частной жизнью граждан, давал кому хотел права римского гражданина, составлял список сенаторов и всадников и т.д.
4)Pontifex maximus — верховный жрец — высший надзор за культурой и религией.
5)как и всякий magistratus cum imperio, принцепс обладает судебной властью — верховный и безапелляционный судья империи.
В противовес, Сенат имел право суда над умершим принцепсом.
Представительные учреждения Рима
Представительными органами Рима были Народные собрания: Куриатные, Центуриатные и Трибутные комиции.
Народные собрания созывались только по инициативе магистратов и выслушивали их предложения. Нар. Собр. — либо полностью принимало эти предложения, либо полностью отвергало.
Центуриатные Комиции — главный вид Нар. Собраний. Образованы в 6 веке до нашей эры Сервием Туллием. Они принимали законопроекты, вынесенные теми магистратами, которые выбирались в этих комициях, производили выборы высших магистратов (консулов, преторов и цензоров). ЦК имели и судебную власть. Им были подсудны дела по обвинению в наиболее тяжких преступлениях, за совершение которых полагалась смертая казнь.
Трибутные Комиции — появились как результат борьбы плебеев с патрициями. По закону Гортензия (287 г. до н.э.) получили законодательную, а потом и судебную власть. Существовало два вида ТК:
а)собрания общие для патрициев и плебеев;
б)специально плебейские.
ТК избирали низших магистратов (квесторы, курульные эдилы и др.).
Собрание по Куриям — пережиток родового строя — в эпоху царей решали вопросы войны и мира и признания царей — введение высших магистратов в должность, наделение их правом обращаться к богам.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/