--PAGE_BREAK--Должностные лица налоговых органов в соответствии со статьей 33 НК РФ, обязаны:
- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
В соответствии со статьей 35 НК РФ, налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. В частности, статьей 78 НК РФ при несвоевременном возврате налогоплательщику излишне уплаченного им налога (более, чем через месяц после подачи им заявления о возврате), налоговые органы должны уплатить ему проценты по ставке рефинансирования Центрального банка России за все дни просрочки платежа. В том случае, если налоговым органом был неправомерно взыскан налог, то в соответствии со статьей 79 НК РФ, проценты будут уплачиваться за весь период времени со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера деяния и наличия вины эта ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
Как было отмечено выше, в связи с преобразованием МНС России в ФНС России часть функций, выполнявшихся Министерством, перешла к Минфину России. В связи с этим возникла необходимость включения в первую часть Налогового кодекса РФ статьи, регламентирующей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов. Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была включена статья 34.2, которой установлено, что Министерство финансов Российской Федерации:
- дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
- утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. В соответствии с этим Положением, Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы
Министерство финансов Российской Федерации вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб.
Минфин принимает следующие правовые акты:
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ.
Минфин России:
- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
Министерство финансов Российской Федерации имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
Министр финансов Российской Федерации:
- Вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников.
- Утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству.
- Назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб, руководителей территориальных органов федеральных служб.
- Утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении.
- Дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение.
- Отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом.
- Представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.
Перечисленные функции и права отсутствуют в новом Положении о ФНС России, хотя в ранее действовавшем Положении о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам аналогичные права и функции были поименованы.
С целью выполнения возложенных на Министерство финансов задач по координации и контролю деятельности ФНС России, в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина создан Отдел координации и контроля деятельности ФНС. Отдел будет аккумулировать информацию о работе налоговой службы, анализировать статистику ее работы, динамику таких важнейших показателей как собираемость налогов, эффективность контрольной работы и т.п.
В задачу отдела не входит предоставление консультаций и ответов на вопросы налогоплательщиков по проблемам исчисления и уплаты налогов. Однако, при наличии вопросов о правомерности действий налоговых органов в конкретных ситуациях, жалоб на организацию работы инспекций отдел имеет право, разобравшись с представленными документами, дать поручение налоговой службе об устранении нарушений законодательства.
1.2. Функции, полномочия и права Федеральной налоговой службы
России. Положение о ФНС России.
Федеральная налоговая служба подведомственна Министерству финансов России. Минфин, в свою очередь, входит в список федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.
Порядок взаимоотношений Минфина России и находящейся в его ведении ФНС России, полномочия ФНС России, а также порядок осуществления ею своих функций устанавливается в Положениях о Министерстве финансов Российской Федерации и о Федеральной налоговой службе России.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что федеральная служба:
- Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны и безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
- В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.
- Не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Исходя из этих, общих, определений и ограничений, а также – положений Налогового кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов было разработано Положение о Федеральной налоговой службе России.
Основные задачи, функции, права и обязанности любого органа государственной власти четко определяются положением об этом органе. Соответственно, в случае с Федеральной налоговой службой Российской Федерации мы также будем говорить на основании Положения об этой службе.
Положение о Федеральной налоговой службе Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506. При изучении этого документа нужно иметь ввиду, что на практике под «Федеральной налоговой службой» может пониматься как вся ФНС России, в смысле статьи 9 НК РФ, так и только центральный аппарат ФНС России. Центральный аппарат является органом управления системой налоговых органов страны, организующим и контролирующим их работу. В тоже время, центральный аппарат ФНС России не осуществляет непосредственный контроль за деятельностью конкретных налогоплательщиков и исполнением ими налоговых обязательств. Соответственно, часть функций, полномочий и прав, перечисленных в Положении относятся только к центральному аппарату ФНС России, а часть — ко всем налоговым органам, входящим в состав Федеральной налоговой службы страны.
В соответствии с указанным Положением, Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
- за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее — налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Указанным постановлением Правительства РФ Федеральной налоговой службе разрешено иметь в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности ФНС России.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. Осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья[1];
- фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
продолжение
--PAGE_BREAK--- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (ККТ), порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
2. Выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
- производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;
- производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
- производство табачных изделий;
- учреждение акцизных складов;
- осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- проведение всероссийских лотерей.
3. Осуществляет:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов.
4. Регистрирует в установленном порядке:
- договоры коммерческой концессии;
- ККТ, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Ведет в установленном порядке:
- учет всех налогоплательщиков;
- государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
- сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
- реестр лицензий на производство табачных изделий;
- реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;
- Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
- реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей.
6. Бсплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
7. Осуществляет в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
8. Принимает в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
9. Устанавливает (утверждает):
- форму налогового уведомления;
- форму требования об уплате налога;
- форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;
- форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;
- форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
- форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
- форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;
- форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
- форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;
- форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;
- форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;
- форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;
- форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;
- перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;
- форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;
- форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
- форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
- форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
- форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
10. Разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством РФ, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации.
11. Представляет в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.
12. Рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей.
13. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
14. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России и реализацию возложенных на нее функций.
15. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
16. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.
17. Обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов ФНС России.
18. Организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов ФНС России, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
19. Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности ФНС России.
20. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
21. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС России, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
22. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности.
- Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
- Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
- Осуществлять контроль за деятельностью территориальных налоговых органов и подведомственных организаций.
- Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.
- Применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.
продолжение
--PAGE_BREAK--- Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
- Разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.
Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Эти ограничения полномочий ФНС России не распространяются на полномочия ее руководителя по управлению имуществом, закрепленным за ФНС России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности службы.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель ФНС России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций.
У Руководителя службы есть заместители, назначаемые на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 Федеральной налоговой службе разрешено иметь до 8 заместителей руководителя
Руководитель Федеральной налоговой службы:
1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
2. Представляет Министру финансов Российской Федерации:
- проект положения о ФНС России;
- предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов ФНС России;
- предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя ФНС России;
- предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов ФНС России по субъектам Российской Федерации;
- проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности ФНС России, а также отчет об их исполнении;
- предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности ФНС России.
3. Назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата ФНС России.
4. Назначает на должность и освобождает от должности руководителей межрегиональных инспекций Службы и их заместителей, заместителей руководителей управлений Службы по субъектам Российской Федерации, руководителей инспекций Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня.
5. Решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе.
6. Утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата ФНС России в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
7. Утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов ФНС России в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
8. На основании и во исполнение законодательства РФ издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции ФНС России.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
1.3. Функции, полномочия и права Управления Федеральной
налоговой службы России по субъекту Российской Федерации.
Типовое положение об Управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации было утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».
Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
Под «Управлением ФНС России по субъекту федерации» может пониматься как аппарат Управления, так и вся совокупность налоговых органов, действующих на территории субъекта федерации и административно подчиненных аппарату Управления ФНС России. Как и в случае с ФНС России, центральный аппарат Управления является органом управления системой налоговых органов, действующих в субъекте федерации, организующим и контролирующим их работу. В тоже время, аппарат Управления ФНС России не осуществляет непосредственный контроль за деятельностью конкретных налогоплательщиков и исполнением ими налоговых обязательств. Соответственно, часть функций, полномочий и прав, перечисленных в Типовом положении об Управлении относятся только к аппарату Управления ФНС России, а часть — ко всем налоговым органам, подчиняющимся этому Управлению.
Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за:
- соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Управление:
- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
- представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и указанным Положением.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. Осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением квот на закупку этилового спирта, а также использованием полученного по выделенным квотам спирта;
- фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
2. Выдает в установленном порядке:
- лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции[2];
- свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, за исключением свидетельств, выдаваемых налогоплательщикам, состоящим на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
3. Осуществляет:
- государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;
- установку и пломбирование на предприятиях и в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, — приборов учета объемов этой продукции.
4. Ведет в установленном порядке:
- учет налогоплательщиков на территории субъекта Российской Федерации;
- реестры разрешений на учреждение акцизных складов;
- региональные разделы федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
5. Представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
7. Осуществляет в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
8. Принимает в установленном порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
9. Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.
10. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности.
11. Осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализации возложенных на Управление функций.
12. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.
13. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок.
14. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Управления и нижестоящих налоговых органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
15. Осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления.
16. Обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы в налоговых органах.
17. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и нижестоящих налоговых органов.
18. Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
продолжение
--PAGE_BREAK--- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов;
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
- отменять решения нижестоящих налоговых органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя ФНС России. Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.
Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления.
Руководитель Управления:
- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Управления;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- представляет на утверждение в ФНС России структуру Управления и смету доходов и расходов на его содержание;
- утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты
- труда штатное расписание, положения о структурных подразделениях аппарата Управления, должностные инструкции его работников:
- утверждает численность и фонд оплаты труда работников нижестоящих налоговых органов в пределах установленных численности и фонда оплаты труда, а также смету расходов на их содержание в пределах, предусмотренных ФНС России на соответствующий период ассигнований на содержание нижестоящих налоговых органов;
- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Управления, обязательные для исполнения всеми работниками Управления и нижестоящими налоговыми органами;
- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников аппарата Управления и заместителей руководителей нижестоящих налоговых органов и направляет в ФНС России предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей нижестоящих налоговых органов;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Управлении;
- представляет в ФНС России проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Управления, а также отчеты об их исполнении;
- привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде. Управление имеет смету доходов и расходов, утверждаемую ФНС России. Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Инспекция ФНС России как основное звено системы
налоговых органов. Районные, межрегиональные и межрайонные
инспекции, обычные и специализированные инспекции. Функции,
полномочия и права инспекций Федеральной налоговой службы
России.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по району, району в городах, городу без районного делания является самой массовой структурной единицей среди налоговых органов России. Действительно, если управлений ФНС по региону насчитывается 82 (практически равно числу регионов), то количество инспекций ФНС достигает 1280 (в 1998 – 1999 годах их число доходило до 2500).
Как следует из рассмотренных выше задач и функций ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, эти подразделения являются управленческими структурами. Они лишь организуют и контролируют процессы сбора налогов, но сами с налогоплательщиками практически не работают. Непосредственная работа по сбору налогов возложена на инспекции ФНС по административно-территориальным единицам.
Основные функции и права инспекции ФНС изложены в Типовом положении об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, которое было утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».
Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее по тексту Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за:
- соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции
- соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция:
- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств,
- представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, и названным Положением.
Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. Осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
2. Осуществляет:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- установку и пломбирование на предприятиях и в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, — приборов учета объемов этой продукции.
3. Регистрирует в установленном порядке:
- договоры коммерческой концессии;
- контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Ведет в установленном порядке:
- учет налогоплательщиков на подведомственной территории;
- Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
- учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.
5. Представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
7. Осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов.
8. Принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
9. Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
10. Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и(или) денежным обязательствам.
11. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц и физических лиц в установленной сфере деятельности.
12. Осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на нее функций.
13. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.
14. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
15. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
16. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Инспекции.
17. Обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы Инспекции.
18. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции.
19. Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
продолжение
--PAGE_BREAK--- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.
Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления по представлению руководителя Инспекции.
Руководитель Инспекции:
- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;
- утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников;
- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;
- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;
- представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;
- привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.
Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с районными инспекциями в системе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам существуют межрегиональные и межрайонные инспекции.
Межрегиональные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.
Типовые положения о межрегиональных инспекциях утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».
Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.
Можно выделить три типа межрегиональных инспекций ФНС:
1 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
2 Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу.
3 Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных.
В настоящее время в системе ФНС России существуют 9 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, деятельность которых охватывает всю территорию страны.
Основной целью создания межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам было усиление контроля за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов крупнейшими налогоплательщиками, имеющими стратегическое значение для бюджета России.
Критерии отнесения российских организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне утверждены Приказом МНС России от 16.04.2004 г. № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» в редакции Приказа ФНС России от 16.05.2007 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 г. « САЭ-3-30/290@».
В соответствии с этими приказами в целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- взаимозависимость между организациями.
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:
- Суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей.
- Суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, код показателя 010) и операционных доходов (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 060, 080, 090, 120) превышает 20 миллиардов рублей.
- Активы превышают 20 миллиардов рублей.
Для организаций, работающих в сферах транспорта, связи, оборонно-промышленного комплекса, кредитных и страховых организаций, а также — организаций, включенных в перечень стратегических, теми же приказами ФНС России установлены иные критерии, учитывающие особенности соответствующей сферы деятельности.
Некоммерческие организации не относятся к организациям — крупнейшим налогоплательщикам.
Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. При реорганизации крупнейшего налогоплательщика организация (организации), образовавшаяся в результате реорганизации, сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации.
Организации, отношения с которыми могут в соответствии со статьей 20 НК РФ оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, соответствующей названным выше показателям, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на федеральном уровне.
Разделение крупнейших налогоплательщиков между межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется по отраслевому принципу.
В 2001 году были сформированы и приступили к работе:
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (по нефти);
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (по газу);
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 3 (по алкогольной и табачной промышленности, перепрофилированная в 2007 году на контроль за налогоплательщиками, работающими в основных сферах обрабатывающих производств, строительства, торговли и иных видов деятельности).
В 2003 году завершилось формирование еще 4-х таких инспекций:
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (по электроэнергетике);
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (по металлургии);
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (по транспорту);
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (по связи).
В 2005 году создана Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (по машиностроению), расположенная в г.Санкт-Петербург.
В 2006 году образована Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (по банкам и финансово-кредитным учреждениям), расположенная в г.Санкт-Петербург.
В 2007 году образована Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (по оборонно-промышленному комплексу), также расположенная в г.Санкт-Петербург.
Задачи, полномочия и права межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам аналогичны задачам, полномочиям и правам районных инспекций ФНС России. Они осуществляют сбор и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с правоохранительными органами и конкретными налогоплательщиками, проведение налоговых проверок по своему кругу вопросов. Как отмечено выше, в межрегиональных инспекциях ФНС состоят на учете налогоплательщики, относящиеся к определенным категориям (относящиеся к бюджетообразующим отраслям экономики страны, крупнейшие в федеральном округе). Они ведут учет поступлений платежей в бюджет и карточки лицевых счетов; принимают налоговую отчетность, работают с недоимкой, выполняют еще целый ряд других работ, — все это позволяет говорить о том, что межрегиональные инспекции осуществляют полное налоговое администрирование налогоплательщиков, состоящих у них на учете.
Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных осуществляет функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведению в установленном порядке федеральных информационных ресурсов и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Межрегиональная инспекция в установленном порядке осуществляет следующие полномочия:
1 Обеспечивает прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности и другой информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников информации на бумажных и электронных носителях и подлежащей централизованной обработке.
2 Осуществляет автоматизированную обработку и ввод получаемой информации в информационную базу Межрегиональной инспекции.
3 Доводит обработанную информацию до территориальных органов ФНС России в части их касающейся в соответствии с действующим регламентом.
4 Ведет справочную информацию и классификаторы, а также фонд алгоритмов и программ ФНС России.
5 Осуществляет формирование отчетности по формам, утвержденным ФНС России.
6 Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), реестры лицензий, разрешений, свидетельств и иные федеральные информационные ресурсы.
7 Обеспечивает заданную надежность функционирования федеральных информационных ресурсов на основе их дублирования и резервирования.
8 Осуществляет архивное хранение федеральных информационных ресурсов ФНС России на основе электронных хранилищ данных и централизованное архивное хранение информации, поступающей на бумажных носителях.
9 Предоставляет в установленном порядке информацию органам государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщикам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
10 Обеспечивает обмен информацией в электронном виде с органами государственной власти в соответствии с межведомственными соглашениями.
11 Осуществляет на основании имеющихся информационных ресурсов и в порядке, установленном ФНС России, автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения налоговых проверок и доведение его результатов до соответствующих территориальных органов ФНС России, проведение анализа эффективности проверок.
12 Подготавливает аналитические таблицы для анализа и оценки налогового потенциала Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации, анализа эффективности работы налоговых органов Российской Федерации и прогнозирования налоговых поступлений в соответствующие бюджеты на основании информационных ресурсов, имеющихся в Межрегиональной инспекции.
Таким образом, инспекция является вычислительным центром ФНС России, обрабатывающим и хранящим информацию, собранную в ходе налоговой работы по всей стране и обеспечивающим налоговые органы этой информацией. В инспекции не состоят на учете налогоплательщики, и сама инспекция не выполняет никаких контрольных мероприятий по отношению к ним. В тоже время, деятельность инспекции должна существенно повысить эффективность налоговой работы за счет лучшего использования информации о налогоплательщиках.
В 2001 – 2002 годах в связи с формированием структурных подразделений федеральных органов власти по федеральным округам, созданы 7 межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам.
Межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим взаимодействие ФНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в федеральном округе по обеспечению правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, а также осуществляющим в пределах своей компетенции финансовый контроль за деятельностью территориальных налоговых органов, организаций, находящихся в ведении ФНС России, на территории субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ.
Межрегиональная инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1 Принимает участие по согласованию с ФНС России в проверках, организуемых полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.
продолжение
--PAGE_BREAK--