--PAGE_BREAK--1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ);
2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ);
3) иные меры принуждения (гл. 14 УПК РФ).
Иные меры принуждения также делятся на применяемые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111), и применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому (ч. 2 ст. 111).
Принуждение можно классифицировать на физическое и психическое. В последнем случае решение может быть исполнено добровольно, но в любом случае оно носит правоограничительный характер.
Меры принуждения зависят от характера тех прав, которые они ущемляют. Могут быть ограничены процессуальные права (лишением обвиняемого возможности ознакомиться с материалами оконченного следствия при неявке без уважительных причин — ч. 5 ст. 215; ограничением времени ознакомления с протоколом судебного заседания — ч. 7 ст. 259; удалением из зала судебного заседания участника процесса — ст. 258, 429). Но чаще ограничиваются непроцессуальные права, в том числе конституционные: свобода и личная неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ); неприкосновенность частной жизни, тайна сообщений (ст. 23 Конституции); неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции); свобода передвижения (ст. 27 Конституции); свобода распоряжения имуществом (ст. 35 Конституции); свобода распоряжения своими способностями к труду (ст. 37 Конституции).
Как уже было сказано, меры процессуального принуждения могут применяться в отношении различных лиц: обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного процесса. Цели их применения также различны. Существует группа мер принуждения, которые связаны с пресечением противоправного поведения участников уголовного процесса. В ней можно выделить две подгруппы:
а) меры, которые применяются для пресечения преступной деятельности обвиняемого или подозреваемого, предотвращения совершения им новых преступлений, недопущения осуществления противодействия уголовному преследованию в незаконных его формах — это, например, все меры пресечения, задержание подозреваемого, временное отстранение обвиняемого от должности;
б) меры, которые имеют своей целью предупреждение и пресечение противоправной деятельности, связанной с оказанием противодействия судопроизводству другими участниками процесса (например, к свидетелям, уклоняющимся от явки, может быть применена такая мера принуждения как привод).
Вторая группа мер принуждения создает условия для осуществления нормального хода уголовного процесса. Сюда относятся меры, призванные оказывать воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников процесса, не исполняющих или недобросовестно исполняющих возложенные на них процессуальные обязанности либо злоупотребляющих своими процессуальными правами (например, наложение денежного взыскания).
Третья группа мер принуждения создает условия для последующего исполнения приговора (наложение ареста на имущество и т. п.).[12]
Глава II.
Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.
2.1 Понятие задержания подозреваемого.
Прежде чем говорить о задержании подозреваемого, необходимо сказать, что подозреваемым лицо может быть признано в трех случаях: во-первых, если в отношении него возбуждено уголовное дело; во-вторых, если в отношении него избрана мера пресечения до предъявления ему обвинения; и в-третьих, если оно задержано в соответствии со ст. 91 УПК РФ. Именно о третьем случае признания лица подозреваемым я и буду говорить в этой главе моей работы.
Международное право дает общее понятие задержания и характеризует его как состояние любого лица, лишенного личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения.[13] Уголовно-процессуальное задержание есть частный случай общего задержания.
По УПК РФ (п.11 ст.5) «задержание подозреваемого»—это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Понятие «задержание подозреваемого», на мой взгляд, понятие спорное. Ведь по смыслу п.2 ч.1 ст.46 УПК РФ (которая указывает на соблюдение требований не только ст.91, но и ст.92 УПК РФ), у лица появляется статус подозреваемого (как участника уголовного процесса) не с момента его фактического задержания, а с момента составления протокола о его задержании. Т.е. не до задержания, не в его процессе, а только по завершению этого многоэтапного процессуального действия. Это же следует и из бланка протокола о задержании.[14] Понятие же «задержание подозреваемого» применимо только к тем случаям, когда лицо сначала получило статус подозреваемого (в соответствии с п.1,3 ч.1 ст.46 УПК РФ), а уже затем было задержано. Таким образом, словосочетание «задержание подозреваемого» не в полной мере соответствует смыслу рассматриваемого процессуального института и не отвечает требованиям конкретности и отсутствию противоречий, предъявляемых к тексту закона. Автор одного из Комментариев к УПК РФ справедливо отмечает, что в тексте ч.1 ст.92 УПК РФ слово «подозреваемый» употребляется в бытовом понимании.[15] Однако в статьях закона бытовое значение терминов недопустимо.
Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. 27.3 — 27.6 КоАП), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. 46, 58, 97 УИК). Вне уголовно-процессуальной деятельности происходят задержание лица в зоне проведения контртеррористической операции при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность (ст. 13 Закона РФ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г.); задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа, на территории действия чрезвычайного положения (ст. 31 ФКЗ № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.).
В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.
Задержание всегда является неотложной мерой процессуального принуждения. В связи с неотложным характером задержание производится без санкции прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.[16]
Сам УПК РФ не определяет цели задержания подозреваемого, но в теории среди них можно назвать определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Не допускается задержание для получения признательных показаний подозреваемого.
В то же время, ряд ученых считают задержание не обходимым в следующих целях: 1) немедленное пресечение его начавшейся или действительно угрожающей начаться преступной деятельности, 2) оперативное предотвращение сокрытия или уничтожения доказательств, а также 3) побега лица, предположительно совершившего преступление.[17] Что касается выяснения причастности лица к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения — то это уже не цели, а задачи уголовно-процессуального задержания,[18] которые требуют своего решения каждый раз, когда данная мера уголовно-процессуального принуждения осуществляется.
С учетом вышесказанного представляется, что под уголовно-процессуальным задержанием следует понимать взятие под стражу лица, предположительно совершившего преступление, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом с целью немедленного пресечения его начавшейся или действительно угрожающей начаться преступной деятельности, оперативного предотвращения сокрытия или уничтожения доказательств, а также побега этого лица.
Часть 2 ст.92 УПК РФ обязывает орган дознания и следователя указывать в протоколе мотивы задержания, но не раскрывает их понятия. Среди ученых до сих пор не сложилось единого мнения о том, что же является мотивами задержания. В научной литературе встречаются следующие определения мотивов: 1) опасения, что подозреваемый, в случае его оставления на свободе, будет продолжать преступные действия или скроется от дознания либо предварительного следствия, или станет препятствовать установлению истины;[19] 2) конкретные факты, конкретные обстоятельства, которые обусловливают необходимость задержания данного лица, свидетельствуют о правомерности его задержания; 3) побуждения органа дознания, которые обусловливают необходимость производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления или побудительные причины, которые оправдывают применение этой меры принуждения;[20] 4) обстоятельства, имеющие значение оснований задержания.[21] Встречаются и другие определения мотивов задержания.
На мой взгляд, несмотря на кратковременный характер применения, уголовно-процессуальное задержание — один из наиболее жестких видов государственного принуждения. Задержанный лишается свободы передвижения, возможности общения с другими людьми, возможности распоряжаться имуществом, страдает его физическая и нравственная неприкосновенность, он терпит многочисленные неудобства. Такие условия могут вызвать чувство безысходности и бесполезности защиты даже у невиновного, что может послужить причиной самооговора.
2.2 Основания, условия и порядок задержания.
Согласно ст.91 УПК РФ для того, чтобы задержать лицо по подозрению в совершении преступления, необходимо установить наличие хотя бы одного из следующих оснований: 1) Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) Потерпевшие или очевидцы указывают на данное лицо как на совершившее преступление; 3) На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления; 4) Существуют иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления и при этом оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, 5) Существуют иные данные, дающие основание подозревать лицо и при этом в отношении этого лица направлено в суд ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Все перечисленные выше основания можно отнести к материальным основаниям для задержания (фактические данные, формирующие мотив задержания). Перечень оснований является исчерпывающим.
По моему мнению, первые три основания являются самодостаточными и не требуют установления сопутствующих обстоятельств. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, являются лишь предпосылками для задержания и могут быть признаны основаниями, только если будут установлены указанные в законе дополнительные обстоятельства. Последние либо свидетельствуют о возможных затруднениях последующего обнаружения данного лица в случае оставления его на свободе, либо являются обеспечительными мерами для исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу в случае удовлетворения соответствующего ходатайства судом.
Субъектами, осуществляющими задержание, могут являться следователь, орган дознания, дознаватель или прокурор. При этом, если задержание осуществляют следователь, дознаватель или орган дознания, они обязаны в течении 12 часов уведомить об этом прокурора.[22] При этом, как мне кажется, не совсем понятно, какой реакции требует закон от прокурора по поступившему к нему сообщению: для составления протокола задержания его согласия не требуется; для решения вопроса о возбуждении уголовного дела — ему должно направляться не сообщение, а постановление о возбуждении уголовного дела; для дачи согласия на ходатайство перед судом об избрании заключения под стражу — также не сообщение, а соответствующее постановление. Является ли это чем-то вроде гарантии (действительной гарантией не является, ибо никакого решения по сообщению прокурор не может принять) законности задержания или это своеобразный атавизм старого порядка задержания (по УПК РСФСР)? Представляется, что уведомление, в данном случае, прокурора является излишним, т.к. согласно п.3 ч.2 ст.38 УПК РФ, если не требуется решения суда или санкции (согласия) прокурора, следователь уполномочен самостоятельно принимать решения по производству процессуальных действий. Срок задержания не может превышать 48 часов с момента фактического задержания лица, то есть с того момента, когда подозреваемый был реально ограничен в своей свободе.
При наличии оснований полагать, что при подозреваемом находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, проводится личный обыск подозреваемого в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ. При этом специального постановления о производстве данного следственного действия и разрешения суда не требуется, однако обязательно составление протокола, в котором подлежат фиксации ход и результаты личного обыска. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Порядок задержания подозреваемого регламентирован ст. 5 УПК РФ. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов составляется протокол задержания. На данный протокол распространяются общие требования, предусмотренные ст. 166 УПК РФ. В протоколе обязательно указываются:
— дата и время составления;
— дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого;
—результаты личного обыска подозреваемого;
—другие обстоятельства задержания.
В протоколе также фиксируется факт разъяснения подозреваемому его прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
После задержания в срок не свыше 24 часов лицо должно быт допрошено в качестве подозреваемого в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ.
Лицо, осуществившее задержание, обязано не позднее 12 часов с момента задержания уведомить об этом близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии — иных родственников. Если задерживается несовершеннолетний, об этом обязательно уведомляются его родители или иные законные представители. Подозреваемому может быть предоставлена возможность лично уведомить своих родственников о задержании. Например, следователь при определенных обстоятельствах может разрешить ему позвонить по телефону, воспользоваться иными каналами связи. Важно, чтобы следователь знал, кто именно был проинформирован о задержании, а также был уверен в том, что эти действия не нанесут ущерб решению задач уголовного судопроизводства. При задержании военнослужащего об этом уведомляется командование воинской части, при задержании гражданина или подданного другого государства — посольство или консульство данного государства. В каждом случае в материалах дела должна содержаться информация о том, когда, кому именно и каким способом было направлено соответствующее уведомление.
При необходимости сохранения в интересах расследования факта задержания в тайне такое уведомление с санкции прокурора может не производиться, кроме случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Представляется, что в данном случае требуется вынесение обоснованного постановления.[23]
Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 года № 103-3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. Федеральных законов от 1,07.1998 г. №117-ФЗ, от 09.03.2001г. № 25-ФЗ, от 31.12.2002г. № 187-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2001г. № 14-П). При необходимости проведения с подозреваемым оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).
продолжение
--PAGE_BREAK--Как было отмечено выше, срок задержания не может превышать 12 часов. По истечении данного времени подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок я держания в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК Рф. Продление срока задержания возможно при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.[24]
Кроме того, подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления, отсутствуют основания для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если его задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
Постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания должно поступить по месту содержания подозреваемого в течение 48 часов с момента задержания. В противном случае подозреваемый немедленно освобождается, а начальник места содержания подозреваемого уведомляет об этом орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
В случаях, когда суд отказал в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении задержанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, копия определения или постановления суда выдается подозреваемому при его освобождении. Кроме того, освобожденному из-под стражи подозреваемому выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Глава III.
Меры уголовно процессуального пресечения.
3.1 Юридическая природа мер пресечения.
Центральное место в системе мер уголовно-процессуального принуждения занимают меры пресечения: в отличие от других мер, именно они занимают первое место по значительности правовых ограничений и предельной распространенности применения, приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления.
На мой взгляд, природа мер пресечения может быть выяснена, прежде всего, при выявлении их связи со стоящими перед ними целями. Как известно, для успешного решения той или иной задачи выбираются не любые средства и способы, а только те, которые в принципе способны быть инструментом для ее решения, основные свойства которых таковы, что позволяют достичь желаемого результата (общие критерии). Цель всегда достаточно жестко задает общие критерии для отбора средств.
Появление мер пресечения в уголовном судопроизводстве обусловлено тем что для успешного производства по делу существует объективная необходимость: 1) предотвратить уклонение обвиняемого (подозреваемого) от предварительного расследования и суда; 2) пресечь его дальнейшую преступную деятельность; 3) помешать его попыткам воспрепятствовать производству по уголовному делу; 4) обеспечить исполнение приговора. В свою очередь, лишь успешное судопроизводство гарантирует защиту прав и законных интересов потерпевших, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, т.е. соответствует назначению уголовного судопроизводства. Если для применения мер пресечения указанные обстоятельства являются целями, то для уголовного процесса в целом они являются производными от его назначения задачами. То есть в каждом случае производства по уголовному делу задачи по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), выражающегося в его не уклонении, не совершении им преступлений и т.д., должны быть решены. Это, однако, не определяет тот факт, что каждый обвиняемый заведомо поведет себя не лучшим образом. Надлежащее поведение последнего может быть достигнуто, например, его собственными усилиями, путем убеждения его со стороны знакомых, близких, защитника и т.д., путем убеждения со стороны органов уголовного преследования и только в последнюю очередь путем принуждения со стороны правомочных должностных лиц. При этом отношение между фактическими данными и суровостью мер пресечения должно находиться в прямой зависимости: чем серьезнее противодействие, которое можно ожидать от обвиняемого (подозреваемого), тем сильнее должно быть сопротивление такому противодействию.
Таким образом, именно из этих целей становится понятна сущность мер пресечения. Для уголовного судопроизводства как деятельности, основанной на законе и осуществляемой от имени государства, пригодны не любые средства, а лишь те, которые отвечают специальным критериям оптимальности и допустимости, присущим для этого вида деятельности — охране и защите прав личности. В этом смысле мерами уголовного пресечения могут быть лишь такие меры, которые: 1) ограничивают лишь права самого обвиняемого (исключение составляют имущественные ограничения при залоге, вносимом иными лицами, но и это — только с их согласия); 2) не представляют опасности для его здоровья и жизнедеятельности; 3) отвечают нормам морали и нравственности. Сообразуясь с развитием нашего общества на данном этапе, законодатель считает, что общим требованиям и специальным критериям удовлетворяют на сегодняшний день лишь семь мер — подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), залог, домашний арест и заключение под стражу (ст.98 УПК РФ). Поэтому только эти меры могут выступать в качестве мер уголовно-процессуального пресечения.
3.2 Понятие, общие основания, условия и порядок
применения мер уголовно-процессуального пресечения.
Под мерами пресечения в науке уголовного процесса понимаются меры принудительного характера, установленные уголовно-процессуальным законом, ограничивающие свободу обвиняемого (подозреваемого) в целях предотвращения возможности скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.[25]
Вопросы, связанные с применением мер пресечения, регламентируются
гл. 13 УПК РФ.
Уголовно-процессуальное законодательство содержит достаточное количество правовых норм, носящих в определенной степени принудительный характер. Так. например, можно говорить о наличии элемента принудительности при производстве большинства следственных действий (осмотра, обыска, выемки, предъявления для опознания и т. д.). Однако данные нормы не затрагивают самого главного — они не ограничивают свобод} лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
В отличие от них, меры пресечения связаны именно с ограничением (в известных пределах, конечно) свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого. Более того, меры пресечения затрагивают и интересы обвиняемого. Именно поэтому, мера пресечения, избираемая в отношении лица, должна быть соразмерна инкриминируемому ему деянию. Только в этом случае можно говорить о соблюдении в уголовном процессе прав и свобод личности, ее законных интересов.
В мерах пресечения можно выделить следующие черты: во-первых, они могут применяться только в отношении узкого круга лиц — обвиняемого и подозреваемого, и ни к какому другому участнику уголовного процесса;
во-вторых, меры пресечения применяются дознавателем, следователем, прокурором и судом; в-третьих, для их применения требуется наличие перечисленных в законе оснований (ст. 97 УПК РФ); и в-четвертых, применение мер пресечения ни коим образом не предрешает результатов cудебного рассмотрения дела и не влияет на вывод суда о виновности или невиновности подсудимого и о виде и размере назначаемого наказания.
Мера пресечения избирается при достаточных основаниях полагать, что обвиняемый:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Кроме того, мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.
Меры пресечения могут применяться на различных стадиях уголовного процесса. Вопрос об их применении решается дознавателем, следователем, прокурором или судом в зависимости от многих обстоятельств в отношении каждого конкретного лица. Кроме того, указанные субъекты вправе не применять к обвиняемому меры пресечения, а ограничиться иными мерами процессуального принуждения.
Вопрос об избрании определенной меры пресечения решается на всех стадиях уголовного процесса. Начиная со стадии привлечения лица в качестве обвиняемого, а в некоторых случаях подозреваемого, при передаче дела в суд, при вынесении решения по делу, на стадии апелляционного обжалования.
Как уже говорилось, закон, согласно ст. 98 УПК РФ, называет следующие виды мер пресечения:
— подписка о невыезде;
— личное поручительство;
— наблюдение командования воинской части;
— присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;
-— залог;
— домашний арест;
— заключение под стражу.
В каждом случае может быть применена только одна мера пресечения, однако в зависимости от складывающейся ситуации, от конкретных обстоятельств дела возможна замена одной меры пресечения на другую. Таким образом, вопрос о мере пресечения может быть поставлен в ходе осуществления уголовного преследования неоднократно.
При этом помимо оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, учитывается, например, тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).
3.3 Характеристика отдельных мер пресечения.
3.3.1 Заключение под стражу.
Самой строгой превентивной мерой, которая может быть применена к обвиняемому (подозреваемому) в качестве меры уголовно-процессуального пресечения, является заключение под стражу. Широко применяемое на практике, оно представляет собой непосредственное вторжение государства в сферу прав граждан. УПК РФ не дает определения заключению под стражу. В.А. Михайлов так определяет сущность рассматриваемой меры пресечения: «При заключении под стражу гражданин лишается свободы до окончательного решения вопроса судом о его виновности при условии, что эта мера не будет изменена или отменена».[26] Таким образом, можно сказать, что рассматриваемое превентивное средство уголовно-процессуального принуждения заключается в физическом изолировании обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления и содержании его под охраной в местах и условиях, определенных законом до окончательного решения вопроса судом о его виновности при условии, что эта мера не будет изменена или отменена.
Строгость данной меры пресечения характеризуется не только обширным объемом ограничиваемых прав и длительными сроками своего действия. Человек, заключенный под стражу на время проведения следствия и суда, практически выпадает из общества, кардинально меняется его статус, условия быта, сфера деятельности, круг общения, он лишается целого ряда социальных благ. Негативные последствия заключения не исчезают полностью и после его возвращения на свободу.
Как правило, данная мера пресечения применяется в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, но в исключительных случаях может быть избрана для лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет. В этом случае необходимо наличие одного из следующих оснований:
—лицо не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
—не установлена личность обвиняемого (подозреваемого);
—обвиняемым (подозреваемым) нарушена ранее избранная мера пресечения;
—обвиняемый (подозреваемый) скрылся от органов предварительного расследования или от суда.[27]
Для несовершеннолетних, избрание данной меры пресечения возможно только в случае, когда предъявлено обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная мера пресечения может избираться только в исключительных случаях — при совершении наиболее тяжких преступлений, для лиц представляющих наибольшую общественную опасность. Ее применение должно быть обусловлено действительной необходимостью. Например, если обвиняемый, оставаясь на свободе, будет препятствовать осуществлению уголовного преследования путем совершения каких-либо незаконных действий, например, воздействовать на свидетелей, уничтожать доказательства, либо скроется от следствия и суда, о чем могут свидетельствовать его образ жизни и поведение, либо совершит другое преступление.
Принимая решение об избрании данной меры пресечения, прокурор а также следователь или дознаватель с согласия прокурора, возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении данного ходатайства должно быть указано, по каким мотивам и основаниям целесообразно избрать данную меру пресечения, почему невозможно применение менее строгой меры. Ходатайство должно быть обоснованным, в связи с чем к постановлению прилагаются соответствующие доказательства, имеющиеся в материалах дела. При возбуждении ходатайства в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, постановление и приложенные к нему материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.
Судья рассматривает заявленное ходатайство и по результатам рассмотрения может вынести одно из следующих решений:
— об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;
— об отказе в удовлетворении ходатайства;
— о продлении срока задержания.
С ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор, следователь и дознаватель вправе обращаться в отношении одного лица по одним и тем же основаниям только один раз. То есть, если суд отказал в удовлетворении ходатайства повторное обращение возможно в отношении данного лица только при появлении новых обстоятельств, для более полного обоснования необходимости заключения лица под стражу.
Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции обязан рассмотреть жалобу или представление не позднее 3 суток со дня их поступления и вправе оставить постановление нижестоящего суда без изменения, а жалобу или представление без удовлетворения, либо отменить постановление нижестоящего суда.
В соответствии со ст. 109 УПК срок содержания лица под стражей не должен превышать 2 месяца, однако при необходимости он может быть продлен. Продлен он может быть в случаях, когда обстоятельства послужившие основанием для заключения под стражу, сохраняются, а обстоятельства, которые могут послужить основанием для изменения или отмены данной меры пресечения не появились. В этом случае прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора обращаются с ходатайством о продлении срока содержания под стражей. Срок содержания под стражей может быть продлен до 6 месяцев. Дальнейшее продление возможно только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания данной меры пресечения. В данном случае срок продлевается до 12 месяце, однако, требуется согласие прокурора субъекта Российской Федерации.
В исключительных случаях возможно дальнейшее продление срока содержания под стражей лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, при наличии согласия на это Генерального прокурора Российской Федерации. Полномочия по продлению срока в этом случае предоставлены судьям судов субъектов Российской Федерации или военных судов соответствующего уровня. Максимальный срок содержания под стражей—18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению.
продолжение
--PAGE_BREAK--