Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Местное самоуправление в зарубежных странах 2

--PAGE_BREAK--
Советская модельорганизации власти на местах была еще недавно широко распространена в странах «мировой системы социализма», а также в ряде развивающихся государств просоциалистического образца. Сейчас в той или иной форме она имеет место лишь в немногих странах, все еще сохранивших социалистическую ориентацию (Китай, Куба), а также в некоторых государствах бывшего Советского Союза, в том числе в Республике Беларусь.

Основными признаками данной модели являются следующие: единовластие представительных органов снизу доверху, жесткая централизация системы представительных и исполнительных органов, иерархическая соподчиненность всех ее звеньев. Любой совет, начиная с самого низового звена, – сельского, поселкового – является органом государственной власти на соответствующей территории (даже если формально и считается органом местного самоуправления). Фактически самоуправленческие начала ограничиваются правом населения выбирать членов (депутатов) представительных органов. Реальной властью при советской модели управления обладает, как правило, партийно-номенклатурная элита разных уровней.

Перечень названных моделей организации власти на местах не является исчерпывающим: рассмотрены наиболее типичные и часто встречающиеся модели. Существуют также и весьма специфичные варианты. В таких своеобразных административно-территориальных единицах, как кочевое племя или род, вожди единолично и в составе советов старейшин, советов вождей продолжают выполнять управленческие функции. Среди оседлого населения стран Африки и Океании, несмотря на повсеместную ликвидацию административных полномочий вождей, их влияние на решение вопросов местного значения остается достаточно большим. В ряде стран вожди входят в состав органов местного самоуправления, особенно на низовом уровне (Малави, Свазиленд, Сьерра-Леоне, Папуа – Новая Гвинея и др.).

Уникальной самоуправляемой общностью является киббуц в Израиле. Киббуц – трудовая коммуна преимущественно сельскохозяйственного профиля, построенная на принципах добровольности членства, совместного владения имуществом и средствами производства, относительного равенства в труде и потреблении. Высшим органом власти в киббуце является общее собрание его членов, на котором решаются важнейшие вопросы жизни коммуны, принимаются законодательные нормы, утверждается бюджет. Собрание выступает в качестве арбитра в спорах частного и коллективного характера. Каждый совершеннолетний член киббуца имеет право голоса на общем собрании и может влиять на процесс принятия решений. Для решения повседневных проблем решением общего собрания избираются секретариат и различные комиссии по отдельным социально – экономическим вопросам (по организации труда, образованию, здравоохранению и т.п.).

Рассматривая различные модели организации власти и управления на местах, необходимо отметить огромное количество вариантов построения систем органов местного самоуправления. Многообразие форм организации местного самоуправления может наблюдаться и в масштабах одного государства. В США подобные различия существуют даже в пределах одного штата.

Системы местного самоуправления в современных государствах строятся на основе административно-территориального деления страны. Само административно-территориальное устройство любой страны представляет собой важнейшую часть государственной организации. Это устройство в большинстве случаев носит сугубо консервативный характер. Оно обычно редко подвергается значительной ломке, не испытывает на себе серьезных изменений даже в условиях принятия новых конституций и конституционных законов, затрагивающих другие аспекты в организации государства.

Административно-территориальное деление страны складывалось, как правило, под влиянием чисто географических факторов с учетом экономической, социальной и демографической ситуаций. Изменение этих факторов, особенно в условиях научно-технического прогресса, конечно, оказывает влияние на перестройку административно-территориального устройства страны, но касается это больше промышленных регионов. В крупнейших зарубежных государствах (США, ФРГ, Испании, Швейцарии и других) основы современной системы административно-территориального деления сложились еще в XIX веке, а в Великобритании эти основы восходят к эпохе раннего феодализма. Поэтому в системе административно-территориального деления зарубежных стран до сих пор могут сохраняться явно устаревшие территориальные единицы, небольшие по территории, потерявшие экономическую, а иногда демографическую основу для своего существования.

Часто нормативно-правовая база различных территорий отстает от их возросшего социально-экономического потенциала. По-прежнему сохраняются серьезные различия в размерах территории, численности населения и экономическом потенциале административно-территориальных единиц, относящихся к одной и той же категории. Регулирование административно-территориального устройства в унитарных государствах является компетенцией центральных органов власти, а в федеральных государствах – это компетенция субъектов федерации, хотя общие принципы организации административно-территориального деления должны строится на основе принципов общефедеральной конституции. Детальное регулирование местного административно-территориального деления осуществляется специальными законами.

Система местного самоуправления в современных государствах может включать в себя по вертикали от двух до пяти звеньев. Двухзвенная структура административно-территориального деления (Дания, Коста-Рика и др.) и трехзвенная (Италия, Индия и др.) являются наиболее распространенными и удобными с точки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная системы административно-территориального деления встречаются значительно реже. При этом, естественно, в различных странах существуют серьезные отличия в характере и роли отдельных видов административно-территориальных единиц.

Органы местного самоуправления различаются по степени централизации взаимоотношений с вышестоящими органами. Одна система местного самоуправления построена на принципах прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим (Италия, Франция, ФРГ). Наряду с этим ряд стран придерживается откровенно автономной системы, при которой прямое подчинение по вертикали юридически отсутствует, а если на практике осуществляется, то в очень ограниченной форме (США, Великобритания).

Во втором случае органы местного самоуправления обладают довольно большой самостоятельностью по отношению к вышестоящим органам. В этом случае установлена и достаточно широкая система выборности этих органов. В некоторых странах прямая система соподчиненности осуществляется путем так называемой «координации» деятельности нижестоящих органов (Япония).

Иногда деятельность органов местного самоуправления поставлена под прямой контроль специальных государственных органов. Чаще всего они подконтрольны органам министерства внутренних дел (Великобритания), в других странах может создаваться даже специальное подразделение в составе правительства (министерство по делам местного самоуправления).

В ряде стран (Франция, Италия и др.) в административно-территориальные единицы назначаются полномочные представители правительства, которые осуществляют административный надзор за деятельностью выборных органов местного самоуправления и их исполнительных органов, что ставит эти органы под постоянный контроль со стороны центральных властей.

В большинстве стран Латинской Америки не осуществляется прямого централизованного управления местными органами, а создается система, при которой представитель центра наделяется лишь контрольными функциями и действует наряду с руководителем муниципалитета, избираемым населением или советом. Так, в соответствии с Конституцией Эквадора 1980 г. в провинциях избираются провинциальные советы во главе с префектами, а центральную власть представляет губернатор, в кантонах действуют муниципальные советы, возглавляемые алькальдами, хотя главным административным лицом является так называемый «политический руководитель». Функции назначаемых представителей центра официально сводятся к руководству полицией и надзору за деятельностью выборных учреждений, а фактически распространяются и на повседневный контроль за работой выборных учреждений.

Представители центральных властей, осуществляя административный надзор в отношении органов местного самоуправления, могут проверить законность актов, принятых этими органами и их соответствие действующему законодательству. Иногда решения органов местного самоуправления не вступают в силу до ознакомления с ними председателя правительства. Если в специально установленный срок от него не поступает принципиальных возражений, решение вступает в законную силу. Отменить решение органа местного самоуправления администратор не имеет права, но может оспорить это решение в судебном порядке.

В свою очередь органы местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свои права, объем своей компетенции в случае попыток нарушения автономии этих органов от председателя правительства, главы государства, парламента страны.

В административно-территориальном делении в современных странах наблюдается большое разнообразие, диктуемое во многом историческими традициями и экономической целесообразностью, поэтому и характерной чертой местного самоуправления является чрезвычайное разнообразие организационных форм их построения и прямая зависимость их от местных условий (географических, социально-экономических, производственных, демографических и т.д.). В американских штатах, например, основными административно-территориальными подразделениями являются графства, которых насчитывается свыше трех тысяч. Они различаются по численности населения и размерам территории. В ряде штатов графства делятся на тауны и тауншипы, т.е. свободный тип компактных городских и сельских поселений. Американские города, как правило, относятся к типу муниципальных корпораций, в которых проживает около 2/3 населения всей страны. Административно-территориальная организация в США предлагает и особые подразделения в штатах – специальные округа, которые создаются для управления теми направлениями местной жизни, которые исключены из компетенции местных органов самоуправления. Специальные округа имеют свои органы управления или комиссии, которые или полностью избираются населением, или назначаются штатами или графствами, поэтому они выступают в роли проводников общей политики штата или графства (например, школьные округа). Школьные округа создаются для руководства школами и их финансирования. Кроме того, школьные округа создаются с целью вывести школы из сферы влияния политических партий. Специальные округа создаются и для выполнения самых разнообразных функций: пожарной охраны, жилищного строительства, водоснабжения, транспортных услуг и т.д. Такие округа обычно создаются в условиях, когда органы местного самоуправления по тем или иным причинам не в состоянии обеспечить населению определенный вид тех или иных услуг.

В Великобритании территория делится на графства, а графства – на округа, охватывающие как городские, так и сельские поселения. Низовыми территориальными подразделениями в Англии являются приходы, а в Уэльсе и Шотландии – общины. Во всех административно-территориальных единицах, кроме мелких приходов, имеются выборные органы местного управления – советы. В малых приходах функции органов местного управления осуществляют периодически созываемые собрания избирателей данного прихода.

В ФРГ система административно-территориального деления устанавливается конституциями земель. В соответствии с конституциями земель земли делятся на округа, округа – на районы, а последние делятся на общины. Районы и общины имеют свои выборные органы местного управления – соответствующие советы. В небольших по численности общинах наряду с выборными советами периодически созываются собрания местных избирателей для решения вопросов местного управления. В округах выборные органы местного управления отсутствуют.

В Японии территориальное деление включает в себя префектуры, причем префектуры различаются по численности населения от полумиллиона до двенадцати миллионов. Префектуры включают в себя города (пункты с населением свыше 50 тысяч жителей), поселки и деревни. Крупнейшие города с населением свыше полумиллиона имеют особый статус. Органами местного управления в префектурах, городах, поселках и деревнях являются избираемые населением соответствующие собрания.

Европейская Хартия о местном самоуправлении[1][7] определяет местное самоуправление как «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления». Тем самым, среди отличительных признаков местного самоуправления следует выделять: а) относительную самостоятельность местного самоуправления, по отношению, прежде всего, к органам государственной власти. Обладая собственной компетенцией местное самоуправление, его органы являются самостоятельными и независимыми, но в пределах установленных компетенцией местного самоуправления; б) избираемость органов и должностных лиц местного самоуправления как проявление самостоятельности в решении местных вопросов; в) органы и должностные лица местного самоуправления выступают от имени населения соответствующей муниципальной территориальной единицы;   г) отсутствует соподчиненность между муниципалитетами, но в то же самое время и между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Безусловно, деятельность органов местного самоуправления контролируется со стороны иногда специально создаваемых государственных органов, но в данном случае определяющим критерием их взаимоотношений является как раз осуществление именно контроля, но не руководство государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления.

В настоящий период времени в стабильных в политическом и социально-экономическом плане государствах сложилась своя собственная модель местного самоуправления. Вследствие того, что большинство этих государств прошли в целом схожие этапы своего развития, исходя из общности их целей, задач и интересов, следует сказать, что все эти модели имеют множество сходных черт, но, тем не менее, не лишены и определенной индивидуальности. В частности, мы можем наблюдать схожие моменты закрепления характера полномочий местного самоуправления, схожие механизмы взаимоотношений, возникающих между государственными и муниципальными органами в процессе осуществления местного самоуправления и многое другое. Принципиальным остается то, что во всех случаях государство оставляет за собой право контролировать осуществление полномочий местными органами, это выступает как существенный элемент в целом государственного механизма и подтверждает, тем самым, определенное единство деятельности государства и местного самоуправления.

Существующие модели взаимоотношений местного самоуправления и государства условно можно обобщить в три основные концепции, выражающие разные формы взаимосвязи этих явлений.

1. «Модель партнерства» рассматривает «отношения местных и центральных властей как отношения партнеров и равноправных товарищей (по определенной аналогии с гражданским правом), преследующих общие цели и оказывающих определенные услуги населению. В рамках данной концепции местное самоуправление понимается в первую очередь как «органический элемент самовыражения соответствующего местного сообщества» благодаря которому местные жители имеют возможность «организовать в своих интересах необходимые им службы»[2][8]. На взгляд А. Черкасова, данная модель характерна, прежде всего, для таких государств, как США, Швейцария, Голландия, которые строились в политико-правовом  отношении «снизу вверх», путем объединения множества местных сообществ.

2. «Агентская модель» предполагает совершенно иной характер взаимоотношений. Главенствующая роль в отношениях между государственными и местными органами принадлежит государству. Органы местного самоуправления рассматривается как агенты центральной власти на территориальном уровне, тем самым,  они выступают как естественное продолжение структуры государственного аппарата призванного, тем не менее, решать не только государственные вопросы, но и исходить из определенных интересов, проблем местного населения. Государство в этой связи выступает как определенный гарант эффективности деятельности местных органов и как определенный фактор стабильности политической, социально-экономической жизни того или иного региона. Тем самым, «подчеркивается, что местное управление является «всего лишь административным средством осуществления управленческих функций на местах», нацеленным «не столько на обеспечение местного представительства, сколько на предоставление услуг».[3][9]

3. «Концепция взаимосвязи». В отличие от вышеприведенных, абсолютно полярных точек зрения, эта модель исходит из иных базовых моментов, определяющих характер взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-первых, констатируется тот факт, что каким бы ни был в целом характер деятельности, они, тем не менее, характеризуются определенной степенью самостоятельности и независимости по отношению друг к другу. Во-вторых, с другой стороны, существует определенная взаимозависимость в деятельности как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Это определяется наличием властных полномочий у обеих сторон, в частности их финансовыми ресурсами. Это и вынуждает их взаимодействовать друг с другом, находя точки соприкосновения на основе переговоров, достижения компромисса.

 Необходимость возложения ответственности на органы местного самоуправления была осознана законодателями многих государств и была закреплена нормами права. При этом следует учитывать, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления традиционно рассматривается как определенное следствие осуществления надзора и контроля со стороны, прежде всего, государственных органов, не исключая при этом контроля со стороны местного населения. Представленные выше теории обосновывающие характер взаимоотношение центральных и местных органов, не смотря на их принципиальные расхождения, тем не менее, едины в одном – необходимости установления эффективного контроля центра над местными органам. Осуществление этого контроля обычно не подвергается сомнению. Подобная уверенность базируется на ряде моментов, определяющих внутреннюю специфику осуществления соответственно государственной власти и власти местного самоуправления. В частности, можно говорить о том, что ряд функций осуществляемых органами местного самоуправления носит жизненоважный характер не только для местного сообщества, и связан с существованием органов местного самоуправления и их деятельности, но и с тем, что отдельные функции носит общегосударственное, общенациональное значение. Именно поэтому в ряде случаев возможно и необходимо установление минимальных государственных требований, касающихся вопроса реализации этих функций, одновременно необходимо установление эффективного механизма государственного контроля в части реализации их. В тоже время государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления позволяет решать вопросы обеспечения эффективности местного самоуправления, защиты граждан от злоупотреблений и способствует проведению единой  государственной политики в отдельных областях государственной и общественной жизни.

Формами реализации ответственности в таком случае является применение конкретных санкций. Такими санкциями являются роспуск муниципалитетов в установленных случаях и передача их функций органам, назначаемым правительством, а также принудительная отставка муниципальных служащих, лишение субсидий и т.п. Возможность роспуска советов предусмотрена в законодательстве Франции, Италии, Японии, Португалии, Венгрии, Индии и др. Право роспуска представительного органа общины имеют и правительства ряда германских земель (Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и др.). В других же землях Германии (например, Шлезвиг-Гольштейн) министр внутренних дел может лишь существенно сократить или вообще прекратить финансирование той или иной общины.

 Например, во Франции в случае конфликта между мэром и советом, когда он наносит чувствительный урон местным делам, в этот конфликт вмешивается комиссар республики. Если и подобная мера не дает результата, комиссар вправе внести предложение о роспуске Совета, которое вступает в силу после соответствующего акта Совета Министров. В таких случаях, крайне редко, комиссар назначает специальную делегацию, уполномоченную взять на себя административные функции, которые сводятся  к поддержанию – до проведения новых выборов – управления районом и решению каких-либо срочных вопросов. Выборы производятся  не позднее двух месяцев с момента роспуска  Совета[4][10]. В Японии центральное правительство, а в США – правительство штатов могут изымать из ведения муниципалитетов и поручать своим чиновникам дела, с которыми муниципалитет, по мнению вышестоящих властей, не справляется.

В Великобритании же крайней мерой наказания местного представительного органа за неисполнение тех или иных обязанностей является лишь передача его определенных полномочий и служб соответствующему министерству и назначаемым им чиновникам, а в качестве предварительной стадии – издание самим министром распоряжений, не сделанных муниципалитетом[5][11].

 В Ирландии министр по охране окружающей среды может распустить местный совет в следующих случаях:

1.   Если после проведения соответствующего расследования он посчитает, что местный совет не осуществляет свои функции надлежащим образом;

2.   Если местный совет отказывается действовать в соответствии с распоряжением суда;

3.   Если местный совет действует вразрез с недвусмысленно выраженными требованиями того или иного закона;

4.   Если местный совет отказывается предоставить свои счета для аудиторской проверки;

5.   Если количество членов совета стало меньше кворума, необходимого для ведения его заседаний.

В Латвии муниципальный совет может быть распущен парламентом в случае, если он нарушает Конституцию, законы, постановления правительства и решения суда или же пытается  совершать действия, относящиеся к юрисдикции центрального правительства. Кроме того, латвийский местный совет может быть распущен и в случае, если он оказывается неспособным набрать рабочий кворум на трех заседаниях подряд.[6][12]

В Польше в случае явной неспособности органов гмины (местной общины) надлежащим образом осуществлять возложенные на них функции, председатель Совета министров по предложению соответствующего воеводы вправе приостановить деятельность органов гмины и установить правление правительственного комиссара сроком до двух лет. Подобному шагу, однако, должны предшествовать предварительные замечания и предложения о разработке органами гмины программы, направленной на улучшение ситуации в гмине[7][13].

Еще одной формой осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления в зарубежных странах является судебный контроль. Он связывается с определенными основаниями, субъектами осуществления, особой процедурой осуществления, но, и в том числе и специфическими санкциями, применяемыми как результат этого контроля. «В ряде государств осуществляется достаточно жесткий судебный контроль за деятельностью местных властей, законностью принимаемых ими решений. Наиболее развит такой контроль в Великобритании и других странах с англосаксонской системой местного самоуправления, важнейшим источником муниципального права которых выступает судебный прецедент. Суды, однако, не могут рассматривать решения местных властей по собственной инициативе. Соответствующая просьба (жалоба) должна поступить в суд от лиц или же органов, интересы которых были затронуты конкретным действием (или бездействием) местных властей. В ходе рассмотрения таких дел суды вправе толковать акты местных органов и объявлять их незаконными.

Судебные санкции против местных властей могут включать отмену решений последних, признание их ничтожными, а также иные меры принудительного свойства. Суд, в частности, вправе издавать предписание mandamus (что дословно означает приказ), обычно предусматривающее осуществление определенных активных действий органом или должностным лицом местного управления, которому оно адресовано. Mandamus, таким образом, чаще всего представляет собой требование к органу или должностному лицу о выполнении предусмотренных законом, но невыполненных обязанностей, которые не могут быть осуществлены в принудительном порядке каким-либо иным предусмотренным законом способом. В Великобритании данная форма защиты прав используется  не так уж часто, поскольку большинство актов публичного права предусматривает санкции за невыполнение своих предписаний (т.е. предписывает конкретные средства защиты). В определенной ситуации суд может также издать предписание mandamus, обязывающее органе или должностное лицо местного самоуправления воздержаться от осуществления того или иного действия, нарушающего права граждан»[8][14].

Применяя аналогию с регулированием вопроса об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в РФ, следует сказать о том, что присутствуют определенные сходные моменты, связанные с наступлением ответственности перед местным сообществом. Однако ответственность в этом случае носит, прежде всего морально-политический характер, и применяется на стадии формирования тех или иных местных органов. Формами реализации этой ответственности в этом случае выступает сам факт не избрания конкретного лица в местные органы управления, тем самым, дается оценка его деятельности на конкретной должности либо в целом оценка его моральных и профессиональных качеств. С другой стороны, и после избрания эти лица ощущают своеобразный контроль со стороны общественности за особенностями реализации задач, стоящих перед населением конкретной территории и, как следствие этого, вынуждены строить свою деятельность с учетом мнения общественности. Наконец, еще раз хочется указать на то, что основной объем ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами наступает на основании решений суда, либо конкретных государственных органов. В этом случае государство реагирует на факты злоупотреблений в деятельности местных органов либо их деятельность, не связанную с решением местных вопросов. В таком случае, как правило, констатируется факт ущемления прав граждан и возлагается ответственность, которая по основания ее наступления может являться одновременно ответственностью перед населением, т.к. эти действия нарушают права представителей местного сообщества, но и ответственностью перед государством в виду нарушения предписаний
    продолжение
--PAGE_BREAK--
1.2.Порядок формирования органов местного самоуправления.

       Органы местного самоуправления включают в себя выборные муниципальные советы или комиссии и образуемые ими исполнительные  органы.  Общий  порядок формирования муниципальных советов  и  исполнительных  органов  регулируется специальными  избирательными  законами  и  законами  о  муниципалитетах.   В федеративных государствах  издание  законов  о  выборах  в  органы  местного самоуправления находятся в компетенции субъектов  федерации.  В  большинстве демократических   стран   выборы   в    органы    местного    самоуправления осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного  права при   тайном   голосовании.    Пассивное    избирательное    право    обычно устанавливается рамках 18-25 лет. Одновременно устанавливается и  целый  ряд цензовых требований – ценз оседлости, несовместимость занятия других  постов на государственной службе или в выборных органах, в суде и т.д.

       В ряде  стран  Латинской  Америки,  для  того  чтобы  быть  избранным

алькальдом   (мэром)   или   советником   муниципалитета,   по   закону    о

муниципалитетах необходимо обладать избирательным правом, быть  рожденным  в соответствующем  муниципалитете  или  проживать  там  не  менее  двух   лет, предшествующим выборам, быть внесенным в избирательный регистр  граждан  или в избирательный  регистр  для  иностранцев,  не  быть  осужденным  уголовным судом.

       В выборах муниципалитетов  в  Великобритании  могут  участвовать  все

британские граждане (в том числе пэры), живущие  в  стране  и  достигшие  18 лет. Кандидатов в депутаты может выдвигаться каждый гражданин  достигший  21 года и проживающий на территории данного муниципалитета, работающий там  или имеющий,  либо  арендующий  там  не  менее  года  землю,  предприятия,  дом, квартиру. Не могут быть избраны пэры, священнослужители,  кадровые  военные, гражданские  служащие,   умалишенные.   На   муниципальных   выборах   могут применяться  и  некоторые  требования   морального   характера.   Еще   одна особенность – ряд зарубежных стран предоставляет  право  участия  в  выборах

органов  местного  самоуправления  иностранцам,  постоянно  проживающим   на территории данного муниципалитета.

       Порядок   выдвижения   кандидатов   в   выборные   органы    местного

самоуправления   предусматривает   различные   способы    реализации    этих

субъективных прав избирателей – чаще всего путем подачи петиции с  подписями установленного  законом  числа  жителей   данного   избирательного   округа, обладающих полным объемом  избирательных  прав,  в  поддержку  кандидата  на должность члена муниципального  совета.  Кандидаты  в  муниципальные  органы могут  баллотироваться  по  партийным   спискам,   опираясь   на   поддержку определенной политической партии, или выступать как  независимые  кандидаты. Выборы осуществляются как по одномандатным округам, так и по  многомандатным

округам.  Для   определения   результатов   голосования   используются   как

пропорциональная, так и  мажоритарная  избирательные  системы.  Мажоритарная система может предполагать и проведение выборов в два  тура.  На  выборах  в муниципальные органы  запрещено  введение  императивного  мандата.  Депутаты муниципальных органов не связаны никакими наказами избирателей и не  обязаны отчитываться перед избравшими их гражданами.

       Муниципальные советы избираются в назначенные сроки. В США, например, органы местного самоуправления в зависимости от  уровня  избираются  на  2-4 года, В Великобритании – на 4  года,  причем  состав  муниципалитетов  может обновляться  по  частям  или  переизбираться  полностью.  Численный   состав органов местного самоуправления также различен, как правило,  от  нескольких депутатов до нескольких десятков. В муниципальные советы столиц  государств, как правило, избирается более ста советников. Выборные муниципальные  советы юридически   возглавляют   муниципальный   аппарат    управления,    который осуществляет  оперативную   работу   по   руководству   всей   деятельностью

муниципалитета.  Срок  полномочий  депутатского  корпуса  органов   местного самоуправления различен. В ряде кантонов Швейцарии он составляет  3-4  года, Швеции, Норвегии, Португалии,  Испании,  Великобритании,  Дании,  Голландии, ФРГ (ряд земель) – 4 года, в Ирландии, Турции, Италии, на Кипре – 5  лет,  в ряде земель ФРГ, Австрии – 5-6 лет, в  Бельгии,  Франции,  Люксембурге  –  6 лет.

       Законодательством ряда стран предусмотрены особые требования к лицам, намеревающимся занять должности в органах местного самоуправления:  годность к военной службе,  обязательное  проживание  или  место  работы  в  пределах территории органа местного самоуправления, уплата местных налогов и  т.д.  В латиноамериканских странах  в соответствии с  местным  законодательством  не могут быть избранными алькальдами и муниципальными советниками  члены  любых законодательных органов, министры правительства,  государственные  служащие, служащие  в  вооруженных  силах  и   полицейских   формированиях,   служащие муниципалитетов,  члены  судебной  власти,  нотариусы  их  помощники,  члены избирательных комиссий и другие лица. Важно отметить, что в ряде  зарубежных стран законодательством предусмотрен  порядок  досрочного  отзыва  депутатов местных представительных  органов  посредством  голосования  избирателей.  А характерной особенностью муниципального  самоуправления  Мексики,  например, является то, что председатели и советники муниципалитетов, избранные  прямым народным  голосованием,  не  могут  быть  переизбраны   на   непосредственно следующий   срок   Должностные   лица   органов   местного   самоуправления, назначенные на должность  независимо  от  ее  наименования,  не  могут  быть избраны непосредственно на следующий срок даже на другую должность в  данном муниципалитете.

       По-разному регулируется вопрос о совмещении депутатских мандатов:  от решения  совмещать  сразу  несколько  мандатов  (в  Дании  –   на   местном, региональном и парламентском уровне), а также системы  двойного  мандата  на местном и региональном  уровне  (Норвегия,  Швеция,  Дания,  Великобритания, Ирландия,  Голландия,  ФРГ),  до  одного  депутатского   мандата   (Австрия, Бельгия, Франция). Австрия в виде исключения  допускает  совмещение  мандата самого  нижнего  уровня  с  самым  верхним  (парламентским).  В  Италии   не допускается   совмещение   мандатов   на   одном    уровне    (региональном, провинциальном и муниципальном), а также  с  мандатом  члена  парламента.  В Люксембурге член местного  органа  самоуправления  может  одновременно  быть членом национального парламента и Европарламента и т.д.

       Очень часто численный состав органов  местного  самоуправления  может определяться в минимальном и максимальном исчислении,  а  постоянный  состав определяется численностью  населения  данного  района.  В  Республике  Перу, например, прямо установлено, что в муниципалитетах  с  численностью  до  500 человек избирается алькальд и 5 муниципальных советников,  от  500  до  1000 человек избирается алькальд  и  8  советников  и  т.д.  такая  регламентация численного  состава  местных  представительных   органов   предохраняет   от чрезмерного увеличения их состава, и, следовательно, увеличения расходов  на выборы.

       На выборах в органы местного  самоуправления  обычно  довольно  высок процент абсентеистов, т.е. не участвующих в голосовании  (в  США,  например, до  1/3  всех  зарегистрированных  избирателей).  В  странах,   где   введен обязательный вотум, этот процент, разумеется, достаточно высок.

       По   структуре   органы   местного   самоуправления,   как   правило,

однопалатные.  Двухпалатное  построение  этих  органов   чрезвычайно   редко (муниципальный совет Нью-Йорка, например). Структура муниципального  органа, как  и  его  численный   состав,   определяются   размерами   территории   и численностью  населения.  Основной  формой  деятельности  органов   местного самоуправления являются  сессии,  проведение  которых  регулируется  местным законодательством.  В  низовых  территориальных  подразделениях  эти  сессии проводятся довольно часто (в США – один-два раза в месяц,  в  Великобритании – ежемесячно). Сессии вышестоящих органов проводятся 1  раз  в  квартал  или полугодие. Могут  проводится  и  внеочередные  или  чрезвычайные  сессии  по требованию  определенного  числа  членов  представительного  органа  или  по требованию местных  исполнительных  органов  (мэр,  исполнительный  совет  и т.д). Обычно  чрезвычайные  сессии  собираются  для  решения  только  строго определенных вопросов и решение других вопросов не должно иметь  юридической силы.

         В  пределах  своей  компетенции  органы   местного   самоуправления

принимают решения, дают заключения, высказывают  пожелания  и  рекомендации. Общий принцип заключается в том, что  местные  сообщества  и  выражающие  их волю избираемые населением органы местного самоуправления обладают в  рамках закона полной свободой действий  при  осуществлении  своей  деятельности  по любым вопросам, которые не исключены из их компетенции  или  не  переданы  в установленном порядке какому-либо другому  органы  власти.  Сами  полномочия могут быть поставлены под сомнение или  ограничены  другим  органом  власти, центральным или региональным, только в рамках закона.

       Конституция Испании 1978  года,  например,  в  специальной  главе  «О

местной  администрации»  гарантирует  автономию   муниципалитетов,   которые обладают всей полнотой прав юридического лица. По конституции руководство  и управление муниципалитетами осуществляется  соответствующими  муниципальными советами, которые состоят из  алькальдов и советников. Советники  избираются жителями  муниципалитета  путем  всеобщего  равного,  свободного  и  тайного голосования в соответствии со специальным законом.

       Алькальд  (председатель  совета)  избирается  или   советниками   или

непосредственно самими жителями муниципалитета.

       Решения  органов  местного  самоуправления  могут  быть  оспорены   в

судебном  порядке.   Законодательством   ряда   стран   (например,   Италии)

предусмотрена  возможность  роспуска  местных  выборных  органов  в   случае совершения ими  действий,  противоречащих  конституции,  а  также  серьезных нарушений действующих законов, отказа выполнять  постановление  центрального правительства и т.д. Законодательством  предусмотрена  возможность  роспуска исполнительного органа местного самоуправления и  отправка  в  отставку  его председателя, совершившего незаконные действия.

       Роспуск органа  местного  самоуправления  может  быть  осуществлен  в

случае массовых отставок депутатов или полной неэффективности работы  органа местного самоуправления вследствие  отсутствия  устойчивого  большинства,  а также по соображениям национальной безопасности. В Италии,  например,  такое решение принимается  мотивированным  декретом  президента  республики  после заслушивания доклада специальной комиссии центрального  парламента,  которая образуется специально для  этого.  Декретом  о  роспуске  областного  совета президентом страны назначается временная комиссия в  составе  трех  человек, обладающих полным объемом  избирательных  прав.  Комиссия  назначает  выборы нового  областного  совета  в  трехмесячный  срок   и   занимается   обычной административной  деятельностью,  входящей  в  компетенцию   исполнительного органа (джунты). Комиссия принимает решения, которые не могут быть  отменены

никаким  другим  органом  и  которые  должны  впоследствии  представлены  на утверждение вновь избранного областного совета.

1.3.                     
Компетенция органов местного самоуправления.

        Основной   объем   полномочий   органов   местного    самоуправления

определяется национальным  законодательством  и  может  различаться  даже  в рамках одной станы. Общее правило, касающееся полномочий местных  сообществ, заключается  в  том,  что  эти   полномочия   должны   быть   целостными   и всеобъемлющими во всем, что касается местных дел.  Фактически  они  обладают полномочиями решать  только  местные  дела.  Например,  Конституция  Баварии относит к вопросам,  имеющим  местное  значение  и  входящим  в  компетенцию общины,  следующие:  управление  собственностью  общины   и   муниципальными предприятиями,   местный   общественный    транспорт,    местное    дорожное строительство,  обеспечение  населения  водой,  газом,   светом,   питанием; местное планирование; строительство жилья и надзора  за  его  эксплуатацией, местная  полиция,  пожарная  охрана;   развитие   культуры   и   поддержание

учреждений культуры; медицина, семейные консультации и  защита  материнства; школьная гигиена и забота  о  молодежи;  общественные  бассейны,  погребение умерших; сохранение местных памятников и строений.

        Американская   структура   местного   самоуправления    определяется

специальной  хартией,  принимаемой  законодательным  органом  штата.  Хартия обычно устанавливает границы муниципалитетов,  их  функции,  организационную структуру, методы финансирования, систему назначения и  выборов  должностных лиц городских органов местного самоуправления. Городские  хартии  закрепляют право граждан  на  проведение  референдумов  по  наиболее  важным  проблемам жизнедеятельности населения,  в  том  числе  по  налогообложению,  изменению самой  хартии  и  т.д.  Решение  о   проведении   референдума   может   быть инициировано требуемым по закону  числом  граждан  путем  подачи  петиции  в муниципальный совет. Как правило, органы местного  самоуправления  не  могут принимать  решения  или  совершать  действия,  носящие  чисто   политический характер и затрагивающие политические интересы страны  в  целом.  Однако  на практике можно отметить факт принятия именно  таких  решений.  В  частности, несколько муниципалитетов  Японии  принимали  решения  об  объявлении  своей территории безъядерными зонами и протестовали  против  американских  военных баз на территории своих муниципалитетов.

        Компетенция органов местного самоуправления распространяется  прежде всего на руководство и развитие коммунального хозяйства,  охрану  окружающей среды, планирование размещения и  строительства  населенных  пунктов,  общий надзор  за  градостроительством,  развитие  системы  местного  транспорта  установление  порядка   регулирования   его   движения,   местное   дорожное строительство,  канализацию,  водо  –  и  газоснабжение,  энергообеспечение, очистку улиц, борьбу с загрязнением водоемов и т.д.

        Значительны полномочия органов местного самоуправления в  социальной сфере. Это полномочие по  оказанию  социальной  помощи  малоимущим  за  счет муниципальных доходов. Они включают в себя строительство и содержание  домов для  престарелых,  ночлежек,  строительство  дешевого  жилья,  муниципальных школ, больниц, родильных домов и т.д.

        Органы    местного    самоуправления     управляют     муниципальной

собственностью. Они осуществляют деятельность  в  сфере  местного  хозяйства (выдача разрешений  на  право  открытия  магазинов,  зрелищных  предприятий, установление правил застройки городов и т.д.).

        Полномочия в области охраны общественного  порядка,  защиты  прав  и

свобод граждан включают в себя установление правил поведения в  общественных местах, дачу  разрешений  или  наложение  запрета  на  проведение  митингов, собраний,  шествий,  демонстраций,  пикетов  и  других   форм   общественно- политической  деятельности  населения  данного  муниципального  образования, издание  предписаний  по  осуществлению  санитарного  надзора,  медицинского обслуживания населения и т.д.

        В ряде стран (США, Канада,  Франция  и  другие)  в  ведении  органов

местного самоуправления находятся полицейские силы, на  которые  возлагается несение  патрульной  и   охранной   службы   и   другие   виды   полицейской деятельности.

        Важнейшие полномочия органов местного самоуправления представлены  в бюджетно-финансовой сфере. В соответствии с Европейской  Хартией  о  местном самоуправлении  местные  сообщества  имеют  право  в  рамках   экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они  могут свободно  распоряжаться  при  осуществлении  своих  полномочий.   При   этом финансовые ресурсы  местных  сообществ  должны  быть  совершены  полномочия, предусмотренным конституцией или специальным законодательством.

        Конституция Испании, например, прямо закрепляет положение о том, что местные  финансы  должны   быть   достаточными   для   выполнения   функций, возлагаемых законов  на  соответствующие  органы  самоуправления,  для  чего используются преимущественно местные налоги, а  также  участия  в  налоговых сборах государства и региональных автономных объединений.

           При   определении   финансовых    взаимоотношений    центрального

правительства и органов местного самоуправления в большинстве  стран  принят принцип  финансовой  автономии   местных   самоуправляющихся   единиц.   Это означает, что муниципальные образования являются независимыми  в  финансовом отношении, но они не могут расходовать больше  средств,  чем  это  позволяет местный бюджет. При определенных условиях, когда  муниципальное  образование оказывается не в состоянии управлять своими  финансами,  государство  обычно представляет ему дополнительные субсидии,  гарантирующие  платежеспособность муниципального образования.

        Мексиканские  муниципии,  например,   самостоятельно   распоряжаются своими доходами, полученными то принадлежащего  им  имущества,  а  также  от налогов  и  других  поступлений,  которые  устанавливаются   в   их   пользу законодательным органом штата. В обязательном порядке они  получают  налоги, включая дополнительные сборы, установленные штатами на недвижимое  имущество в связи  с  его  дроблением,  разделом  и  т.д.,  а  также  налоги,  которые устанавливаются при изменении  цен  на  недвижимость,  а  также  федеральные поступления, которые предоставляет  муниципиям  федерация  в  размерах  и  в сроки,  ежегодно  устанавливаемые  законодательными   органами   штатов,   и поступления, полученные от находящихся в их ведении общественных служб.

        В свою очередь, законодательные  органы  мексиканских  штатов  имеют

право в соответствии со специальным законом о  доходах  муниципий  проверять их годовые  финансовые  отчеты,  обращая  особое  внимание  на  соответствие расходов муниципии находящимися в ее распоряжении доходам.

        Муниципальные  образования  для  стабилизации   своего   финансового

положения обычно стараются привлечь средства частных кредиторов.  Финансовые вложения в строительство и ремонт местных  дорог  и  возведение  социального жилья являются для муниципальных образований  достаточно  легким  источником получения финансовых средств, потому что это приносит  значительную  прибыль вкладчикам капитала.  Самой  большой  угрозой  для  финансовой  деятельности муниципальных образований является необходимость выплатить  из  собственного бюджета значительные суммы на социальные нужды, особенно в связи с  растущим уровнем безработицы, увеличением числа бездомных, больных, инвалидов и т.д.

        Составление и утверждение  бюджета  является  прерогативой  местного

представительного  органа,   который,   таким   образом,   регулирует   свои

полномочия в финансовой сфере  и  может  определить  финансово-экономическую политику. Проект бюджета обычно готовит исполнительный орган  муниципалитета с  учетом  возможного  роста  затрат  на  непредвиденные   расходы.   Помимо ежегодного бюджета обычно готовится и долгосрочный бюджет,  рассчитанный  на несколько лет, и  несколько  дополнений  к  нему,  содержащих  информацию  о расходах на содержание кадров, капитальные затраты, ссуды, субсидии и т.д.

        Действующими законами о муниципалитетах обычно предусмотрен перечень

обязательных расходов, которые должно понести  муниципальное  образование  и которые поэтому должны включаться в  расходную  часть  местного  бюджета.  В этот   перечень   обычно   входят   расходы   на   образование,    жалование представителям исполнительной власти (мэру, местному правительству и  т.д.), расходы на эксплуатацию дорог, расходы на содержание пожарной,  полицейской, медицинской и других служб, проценты  и  выплаты  по  ссудам,  эпизодические расходы. Исходным ориентиром при  составлении  ежегодного  и  перспективного бюджетов является текущая политика и экономическое положение  как  страны  в целом,  так  и  конкретного  муниципального  сообщества.  При  этом   должен учитываться возможный рост цен и повешение заработной платы, а также рост  и сокращение числа населения. Любые другие  непредвиденные  расходы  проходят, как правило, по статье  эпизодических  расходов.  Основная  цель  ежегодного бюджета — показать соотношение доходов  и  расходов  данного  муниципального сообщества. Но  бюджет  имеет  и  другое  важное  предназначение.  Ежегодный бюджет  является  основным  предписанием  для  исполнительной  муниципальной власти, определяющим расходы по  каждой  статье.  При  расходовании  средств исполнительная власть должна строго  придерживаться  установленных  бюджетом сумм и не выходить за рамки утвержденных расходов по каждой статье  бюджета.В ежегодном бюджете  должно  быть  продумано  соотношение  различных  статей доходной и расходной частей, учтены возможные и ожидаемые доходы  и  расходы (например,  увеличение  налогов,  рост  безработицы  и  т.д.).   Через   год ежегодный бюджет используется для отчетности и для сравнения его с  бюджетом других  муниципалитетов,  что  дает   основание   улучшать   проект   нового ежегодного бюджета.

        Долгосрочный бюджет, как  правило,  имеет  основной  целью  создание

запасов  денежных  средств  для  развития   различных   сторон   последующей деятельности муниципального сообщества. Этот бюджет позволяет  предусмотреть возможности  экономии  финансовых  средств  для  осуществления  новых  видов деятельности. Долгосрочный бюджет выступает в роли документа  перспективного планирования,  определения  приоритетных  сфер  деятельности  муниципального образования,   позволяя   определить    настоящее    финансово-экономическое положение муниципалитета от  его  будущего  положения.  Долгосрочный  бюджет опирается на такие  показатели,  как  количественный  рост  населения,  рост

жилищного строительства, изменение индекса цен  и  рост  процентной  ставки, изменение  расходов  на  содержание  персонала,  различные  эксплуатационные расходы, смету налогов и расходов, увеличение  новых  видов  деятельности  в соответствии   с   избирательными   программами   депутатов    муниципальных представительных органов.

        Для муниципальных образований  существуют,  как  правило,  два  вида

источников доходов. Первый – это местные источники:  налоги,  компенсации  и пошлины, штрафные станции и прибыли от муниципальных предприятий.  Второй  – центральные  источники:  субсидии  из   муниципальных   фондов,   выделяемые центральным правительством или его структурами (министерствами),  как  общие субсидии, идущие на поддержку муниципалитетов, так  и  специальные,  имеющие целевым  назначением  образование,   социальное   благосостояние,   жилищное строительство.

        Муниципальные власти  имеют  право  устанавливать  свои  собственные налоги на недвижимость,  доходы  с  капитала,  строительство,  туристическую деятельность,  рекламную  деятельность,   на   владельцев   собак   и   т.д. Большинство  местных  налогов  установлено  в  соответствии  с  законами   о муниципалитетах. Норма этих законов  запрещает  муниципалитетам  вводить  не предусмотренные законом налоги. Наиболее важным среди перечисленных  налогов является налог на недвижимую собственность,  плательщики  которого  являются пользователи недвижимой собственности, как  физические,  так  и  юридические лица. Основой для начисления налога на недвижимую собственность является  ее рыночная стоимость. Налог на прибыль взимается с  физических  и  юридических лиц, получаемых прибыль благодаря муниципалитету.

        Большое значение имеют для доходов муниципалитетов местные источники доходов, такие, как компенсации за предоставленные  услуги  муниципалитетам. Сюда входит плата за водоснабжение и канализацию,  рыночные  пошлины,  плата за парковку машин,  выдачу  дорожных  документов  и  т.д.  К  числу  местных муниципальных  доходов  относятся   пошлины   за   пользование   спортивными сооружениями, плата за право пользования музеями, плата  за  предоставленный сервис и т.д.

        Исполнительная   власть   (мэр   и    его    правительство)    несут ответственность за поступление доходов, а также  за  расходование  бюджетных средств.  Иногда  это  входит  в  понятие   «политическая   ответственность» местного  правительства,  так  как  оно   проводит   финансово-экономическую политику, разработанную и утвержденную местным  представительным  органом  и заложенную  в  ежегодном  бюджете.  В  конце  бюджетного  года  мэр   должен представить  отчет  представительному  органу   об   исполнении   ежегодного

бюджета. Как при осуществлении финансово-экономической политики, так  и  при подготовке  отчета  мэр  обычно  получает  помощь  от  центральных   органов управления, в частности, от департамента финансов.

        В органах местного самоуправления ряда зарубежных  стран  избираются или  назначаются  специальные  категории  должностных  лиц  со  своей  четко определенной компетенцией.

        В  американских  графствах,  например,  существует   большое   число

выборных  должностных  лиц,  таких,  как   казначей,   инспектор,   асессор,

регистратор, клерк, прокурор, шериф и др., полномочия  которых  определяются законодательством  соответствующего  штата  и  которые  входят  в  структуру местного самоуправления. Казначей организует сбор налогов, хранение  средств графства,  выдачу  средств,  ассигнованных  на  различные   местные   нужды, контролирует расходование  этих  средств.  Инспектор  или  инженер  графства несет ответственность за проектирование дорог, мостов, установление  границ, землеустройство и т.д. Асессор занимается выявлением и  оценкой  всех  видов собственности,   подлежащей    налогообложению.    Регистратор    занимается регистрацией  покупок,  продаж,  разделов,  закладов  и  иных   действий   в отношении имущества, а также завещаний,  свидетельств  о  браке,  разводе  и т.д.  Клерк  отвечает  за  надлежащее  хранение  и   оформление   документов графства, организацию  регистрации  избирателей,  проведение  голосования  и подсчет поданных голосов.  Шериф  возглавляет  полицию  графства,  управляеттюрьмой графства, осуществляет аресты. Прокурор преследует судебном  порядке лиц, обвиненных в совершении преступлений,  представляет  графство  в  суде, консультирует совет графства и должностных лиц по юридическим вопросам.

        Неотъемлемой  частью  структуры  органов   местного   самоуправления

являются различные отделы и организации,  аккумулирующие  в  себе  различные сферы  деятельности.  Наиболее  распространены  –  отделы   здравоохранения, полиции, финансов, пожарной охраны, общественных  работ,  социальных  служб,  рабочей силы, транспорта, коммунальных услуг,  отдыха  населения,  по  делам потребителей и т.д. Обычно вопросами трудоустройства и  занятости  населения ведает отдел рабочей силы и отдел  общественных  работ,  которые  занимаются подбором   и   предоставлением    постоянного    места    работы,    оценкой трудоспособности  граждан,  их  профессиональной  подготовки  и  т.д.  Отдел социальных служб занимается оказанием финансовой и продовольственной  помощи семьям  с  низкими  доходами,  бездомным.  Отдел   по   делам   потребителей расследует  жалобы  на  качество  товаров  и  услуг,  разрабатывает  систему

местных  правил  по  защите  прав  потребителей,   инспектирует   применение торговыми предприятиями измерительных приборов следит за качеством  упаковки товаров, выдает лицензии  на  мелкую  розничную  торговлю,  на  эксплуатацию такси, регулирует деятельность кабельного телевидения на  территории  округа и т.д. Отдел здравоохранения  расследует  случаи  инфекционных  заболеваний, осуществление программы  медицинской  помощи  школам,  проверяет  санитарное состояние окружающей среды.


Глава 2.  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГЕРМАНИИ, ОПЫТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЗЕМЛИ БАВАРИЯ

2.1.Структура органов местного самоуправления

Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти – «законодательной» (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). Кроме того, каждая земля и многие города имеют свои специфические, закрепленные в земельном и местном законодательствах (в положениях об общинах), организационные особенности, отражающие своеобразие структуры, функций и способов избрания руководителей органов управления городами.

Высшим органом власти на местах являются городской совет или совет общины. Это – муниципальное собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением, так называемый «коммунальный парламент». В соответствии с Основным законом ФРГ, советы избираются жителями общины на пятилетний срок на основе публичных, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Избирателями могут быть жители старше 18 лет, имеющие немецкое гражданство и прожившие в городе (общине) не менее трех месяцев. Кандидаты на выборы в совет обычно выдвигаются различными политическими партиями. В соответствии с Законом о выборах, кандидаты от политических движений должны быть старше 18 лет, прожить в общине не менее шести месяцев, иметь немецкое гражданство не менее года. Число членов совета зависит от численности населения и колеблется в городах Германии от пяти до 93.

Будучи избранными, члены совета обладают свободным мандатом, т.е. исполняют свои обязанности в рамках законов в соответствии с их собственными убеждениями и исключительно в целях общественного процветания. Они не ограничены какой-либо ответственностью, которая уменьшила бы их свободу в принятии решений в качестве членов совета. На первом заседании из нескольких кандидатур избираются председатель совета и его заместители (обербургомистр и бургомистры), которые занимают свои должности в течение срока полномочий совета. Члены совета выполняют свою работу на общественных началах, но имеют право получать компенсацию расходов в соответствии с их общественными обязанностями и потерей заработка. Заседания совета всегда открыты для публики. Время проведения, место и повестка дня публикуются в форме официального объявления в ежедневных газетах.

Как высший законодательный орган общины, совет принимает решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение безопасности, строительство новых плавательных бассейнов, больниц, центров досуга, домов престарелых, школ и пр. В соответствии с правами, предоставленными общинам, совет осуществляет и свой собственный «бизнес» на основе местного (городского) законодательства. Он также распоряжается использованием средств, выделяемых на поддержание чистоты и порядка в городе, уборку улиц, переработку отходов, водопотребление и водоочистку. Он может принимать решения по руководству городской исполнительной властью (администрацией), отслеживает исполнение своих решений. Для подготовки решений совет может создавать специальные комиссии из членов совета и привлекаемых специалистов.

Вторым важным органом управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости от типа структуры управления, руководителей департаментов. Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета. Администрация имеет право оспаривать решения, противоречащие закону. В этом случае совет обязан пересмотреть свое решение. При повторном протесте исполнительной власти решение принимается вышестоящими органами управления на уровне земель.

Структура органов исполнительной власти в Германии построена на единых для всех земель принципах: вся городская администрация разделена на департаменты, имеющие унифицированную нумерацию. Каждый департамент имеет вертикальную структуру. Администрация имеет восемь основных департаментов:

1) общего управления;

2) финансов;

3) безопасности и поддержания порядка;

4) культуры и образования;

5) по делам молодежи;

6) строительства;

7) управления общественными службами;

8) экономики и транспорта.

Полномочия органов местного самоуправления и методы муниципальной деятельности

Полномочия органов местного самоуправления можно разделить, в зависимости от сферы компетенции, на две группы. К первой относится решение задач в рамках собственной сферы компетенции, касающихся функционирования данной территориальной единицы, т.е. задач местного самоуправления. Земельные инстанции могут осуществлять только правовой надзор за действиями органов муниципального управления при выполнении этих задач, но не контролировать целесообразность их действий. Эти задачи местного самоуправления в свою очередь подразделяются на обязательные (организация энерго – и водоснабжения, пожарной охраны, содержание зданий начальных школ, управления дорогами и т.п.) и добровольные (их община ставит перед собой сама с учетом своих финансовых возможностей, например, строительство спортивных сооружений, парков, музеев и т.п.). Ко второй группе относится решение задач в рамках порученной сферы компетенции. Это, прежде всего, так называемые государственные поручения коммунальным структурам управления со стороны Федерации или земель. Они обычно касаются гражданской обороны и регистрации военнообязанных. На выполнение государственных поручений распространяется неограниченный правовой и предметный надзор вышестоящих органов. Нечто среднее между задачами самоуправления и государственными поручениями представляет собой выполнение обязательных задач по указанию. К ним относятся обеспечение строительного надзора, регистрация места жительства граждан и оповещение населения о грозящей опасности.

Основными методами муниципальной деятельности являются непосредственное регулирование и управление. Регулирующая деятельность – это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового характера, кинотеатров, театров и т.д., разрешение на занятия промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных участков подстроительство, установление правил поведения в общественных местах, дача разрешений или наложение запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Сюда же относится надзор в сфере охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т.д. Нормотворческая деятельность местных органов, как правило, ограничена, и часто для издания какого-либо акта требуется его утверждение вышестоящим органом либо представителем правительства. В зависимости от сфер деятельности муниципальных органов их основные полномочия будут в дальнейшем раскрыты по следующим группам:

1) полномочия в сфере финансово-экономической деятельности;

2) полномочия в области охраны общественного порядка;

3) полномочия муниципальных органов в области коммунального обслуживания, застройки и благоустройства территорий и охраны окружающей среды (ОС);

4) полномочия в социальной сфере.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Восемь помыслов" и борьба с ними \по творениям св. Аввы Евагрия\
Реферат 4 Універсальні елементи структури культури
Реферат Способы транспортирования и хранения мясопродуктов (на примере мясных субпродуктов) в супермаркете "Атолл"
Реферат А. А. Исаев маркетинг в отраслях и сферах деятельности опорный конспект
Реферат Аллегорический смысл поэмы Божественная комедия Данте Алигьери
Реферат Субъекты международного частного права
Реферат Использование учетной информации при расследовании преступлений, связанных с хищениями имущества предприятий
Реферат Типы и виды данных на языке Pascal 7.0
Реферат Части легендарной Колхиды
Реферат Экономическая оценка использования новых информационных технологий в бухгалтерском учете
Реферат Процесс проектирования и использования фасонного резца
Реферат Банковская система Республики Казахстан
Реферат Ідентифікаційний номер 2570518002 загальною площею 3,6152 га, з них: 3,4592 га рілля богарна, 0,1560 га сад в межах території Степківської сільської ради
Реферат Современный подход к организации процесса обучения
Реферат А. С. Пушкина Первый урок из семи по изучению произведения. Тема урок